инсталляция художественная что это
Что такое инсталляция
Инсталляция – что это такое простым языком
Инсталляция в переводе с английского языка означает установка или размещение чего-либо. Это одна из разновидностей нынешнего искусства, оформленная в виде композиционной постановки в рамках какого-либо пространства.
Материал для её создания может быть самый разнообразный – объекты природного происхождения, предметы для промышленных и бытовых нужд, тексты, наглядная информация, из которых автор создаёт единое целое, проникнутое художественной мыслью.
При этом, комбинируемые предметы и вещи наделяются неким символизмом. Размер инсталляции может быть абсолютно мизерным или стать основой интерьера огромных размеров.
Родоначальниками этого вида искусства являются небезызвестный Дюшан и художники сюрреалистического направления.
Разновидности и типажи инсталляций
Выделяют следующие типы:
Отличительные черты
От многих других разновидностей искусства отличается возможностью использования самых разных материалов: деревянных, металлических, бумажных, каменных, а также после вторичной переработки, отдельных фрагментов, промышленного оборудования и др.
Мастер не ограничен в подборе материала для воплощения своей творческой мысли.
Известные мастера
В узких кругах большой популярностью пользуется художественная инсталляция В.Рябченко. Для создания «Большого Бэмби» он использовал рога животных, всевозможные бочки и так называемые линейные лампы разных форм.
Первостепенное значение в 80-х годах прошлого столетия имели творения Й.Бойса. Коллаж и редимейд – визитная карточка американца Р.Раушенберга.
Пространства-инвайронменты по типу застывшего сценического эпизода с манекенами, реальным интерьером и даже звукозаписью и синтезированными запахами, характерны для его соотечественника Э. Кинхольца.
Среди советских художников можно отметить И.Кабакова, В.Захарова, мистификатора Д.Пригова. В современной России в этом жанре работают И.Корина, С. Шеховцев, который использует исключительно поролон, М.Волкова, С.Шевеленко, К.Суботин и многие др.
В конце 20 века родился новый вид инсталляции – видео, когда в тёмном ограниченном пространстве люди наблюдают некие изображения, проецированные на стену, что даёт этой разновидности инсталляции тесно приблизиться к киноискусству.
Что означает «инсталляция»?
Слово применяется в обиходе специалистами самых разных профессий – от слесаря-сантехника до инженера-компьютерщика. Всё вполне объяснимо, ведь оно реально означает «установка». Поэтому подходит и для сантехнического оборудования, и для компьютерного программирования.
А как же искусство? Дело в том, что в плане художественного творчества инсталляция означает установку пространственной композиции, некоего арт-объекта с оригинальной идеей, который представляет собой проявление фантазии художника, воплощённой из целого набора всевозможных элементов, отдельных частей и вещей.
В основе смысловой направленности художественной инсталляции лежит философская идея. Своими инсталляциями творческие натуры пробуждают у людей желание мыслить и видеть в самых простых предметах их своеобразный символический функционал.
Многие современные представители этого жанра по сей день черпают вдохновение в сюрреалистическом творчестве прославленного Дали – настоящего мастера уникальных и неповторимых пространственных построений.
Материал для инсталляций
Здесь всё определяет широта полёта мыслей и уровень развития фантазии художника. Всё основано на умении построить ассоциативные связи и подсознательно соединить их в единое целое.
Знаменитые аукционы часто используют инсталляции для привлечения внимания покупателей. В 4,3млн. долларов обошлась любителю этого вида искусства работа англичанки Т.Эмин.
В её сюжете – неприбранная кровать, вокруг которой валяется всевозможный мусор и бытовые предметы. А работа известного инсталлятора Ф.Хофмана в виде зайца-гулливера украшает территорию санкт-петребургского заячьего острова.
Но эпатажность свойственна далеко не всем объектам этого вида искусства. Многие из них очень гармоничны и удовлетворяют самый изысканный художественный вкус.
Внимание современных любителей инсталляций приковано к световым композициям. Их можно свободно наблюдать в столичных городах и крупных урбанистических центрах мира.
Эти светящиеся картины переливаются разными цветами и удивляют разнообразием форм, способствуя ощущению праздника у гуляющих по улицам прохожих.
Инсталляция: что это
Гид по искусству инсталляции
Гид по искусству инсталляции
В период «посткартинного» существования искусства, когда вместо прямоугольников на стенах музеи предлагают совсем другое, произведения искусства часто называются инсталляциями — об этом вездесущем понятии и хочется сегодня рассказать.
Инсталляция (от английского installation — установка) представляет собой некий набор предметов, объединенных общей идеей. Первые инсталляции делали сюрреалисты и Марсель Дюшан — его «Велосипедное колесо» (1913) и «Фонтан» (1917) знает теперь каждый. Это привело к появлению термина «реди-мэйд», значащего внесение в музей готового, сделанного чужими руками не для искусства, предмета. Первая инсталляция в России (поправьте меня, если что) появилась в 1973 году: «Рай», созданный Комаром и Меламидом, — квартира, заполненная символами существующих и вымышленных религий (под музыку, при свете фонаря).
Есть несколько отличительных особенностей инсталляций:
1. Инсталляция — это композиция из элементов пространства и вещей
Если вы входите во вдруг непривычно обустроенный зал, или если носок ботинка зацепил валяющийся мусор — наверное, это новая инсталляция. Это могут быть вещи из прошлого, восстанавливающие картину быта, или современные предметы, теряющие свою утилитарную функцию — в любом случае это вполне реальные объекты с фактурой, тенями, отражениями, которые обыгрываются, и смыслами, которые они заново приобретают.
2. Инсталляция — это соединение различных искусств
Кроме изобразительного искусства, всегда являющегося отправной точкой и опорой музеев, инсталляция включает в себя музыку, видео, реальность — поэтому ее можно слушать, трогать, нюхать, пробовать на вкус, и поэтому инсталляция трехмерна.
3. Инсталляция — это обязательное взаимодействие со зрителем
Вытекающее из предыдущего пункта свойство — инсталляция всегда напрямую вовлекает в себя зрителя, поэтому зачастую никто не заставляет сдерживать детский хватательный рефлекс (даже наоборот — иногда смысл произведений заключается в его стимулировании), поэтому можно тыкать пальцами в изображения и нервировать смотрительниц изменением положений предметов.
4. Инсталляция должна находиться в музее
Иногда именно музей делает из искусства искусство, поэтому одно из свойств инсталляции — принадлежность закрытому месту, предполагающему сценическую конструкцию. Дмитрий Пригов пишет об этом: «Инсталляция представляет собой нечто, воздвигнутое в замкнутом помещении. Размер последнего варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на организацию интерьерного пространства».
При этом очень многое и вне музеев можно назвать инсталляцией.
5. Инсталляция — это не скульптура
Скульптура представляет собой сооружение (фигуру, предмет), которое имеет объемную форму и изготовлено из какого-то материала. Инсталляция может напоминать скульптуру, при этом она отличается, прежде всего, разнородностью материалов — то есть вместо бронзы или гранита или глины (в скульптуре) — в инсталляции может быть это все, смонтированное вместе.
6. Инсталляция мало живет и почти не хранится
Чаще всего музеи не могут сохранить инсталляцию в том виде, в котором она выставляется, потому что никто не знает, как ее хранить: невозможно положить ее как лист бумаги, картину, упаковать в ящик, как скульптуру. Инсталляция, вслед за другими формами современного искусства, сохраняется в побочных документах — фотографиях, видео, зарисовках, эскизах и только иногда воссоздается заново.
7. Инсталляция — магическое искусство
Основной эффект, к которому стремятся художники, это создание иллюзии — при помощи изменения обликов привычного возникает ощущение магического или даже мистического переживания. Человек как будто попадает в пространство, полностью переделанное, иное. Маргарита Тупицына в беседе с Ильей Кабаковым сказала: «Инсталляционное пространство — еще и суррогат пещеры. И если, согласно общепринятой версии, искусство родилось в пещерах, где впервые были сделаны наскальные рисунки, то в этом смысле мне кажется, что инсталляционная метафора действительно может восприниматься как какой-то очень архаичный вид творческой манифестации, и в частности — как возвращение к первоистокам искусства»
Не пугайтесь, когда находитесь в музее и не знаете, как назвать то, что перед вами — если это не картина или скульптура и не спектакль, скорее всего это инсталляция.
Инсталляция — современное искусство эффектных трехмерных композиций
Инсталляция (от английского installation — «установка») — это форма современного изобразительного искусства в виде пространственной композиции, созданной из различных материалов и объединенной общей творческой идеей. Для создания инсталляций художник использует природные объекты, окружающие нас предметы и элементы визуальной информации. Из оригинальной комбинации обычных вещей рождается произведение искусства, в котором зритель видит скрытый подтекст и многозначность замысла автора.
Инсталляция часто бывает шокирующей и вызывающей. Эта форма искусства в отличие от традиционной живописи и скульптуры является трехмерной и предназначена для преобразования восприятия пространства зрителем.
Виды и особенности инсталляции
Инсталляция включает в себя огромное количество способов художественного самовыражения. В зависимости от типа воздействия на человека инсталляции можно разделить на несколько основных видов:
Уникальная особенность инсталляции заключается в ее привязке к определенному месту. Ценные художественные проекты нельзя просто переместить на другое место, как картину или скульптуру. Ими можно любоваться в галерее или на выставке в течение ограниченного промежутка времени. Исключение составляют только наружные инсталляции, которые были специально сделаны для установки на площадях и улицах городов.
По завершении мероприятия инсталляцию чаще всего безвозвратно демонтируют. Ее образ остается в памяти людей в фотографиях и на видео. Художники обычно предпочитают сделать новую инсталляцию вместо того, чтобы воссоздавать на новом месте уже знакомое зрителям произведение искусства.
История инсталляции
История инсталляции берет свое начало в 60-е годы ХХ века, хотя предпосылки для зарождения новой формы искусства появились еще во времена дадаизма. Гениальный Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) уже в 1910-х в поисках новых средств художественного самовыражения изобрел оригинальную технику ready-made. Он первым рискнул предложить широкой публике произведения искусства, изготовленные из простых утилитарных вещей. Характерными примерами таких работ могут быть «Фонтан» и «Велосипедное колесо».
Огромную роль в появлении инсталляции сыграл концептуализм. Сторонники концептуального искусства призывали художников создавать свои произведения не из традиционных материалов, а из любых доступных предметов. Для реализации таких идей идеально подошли художественные трехмерные композиции — инсталляции.
Серединой 1960-х датируются первые известные работы признанных мастеров инсталляции:
В эпоху массового отказа от традиционных ценностей в искусстве публика восторженно приняла инсталляцию. С 70-х годов ХХ века эта форма современного искусства приобретает большую популярность на Западе. В СССР огромный вклад в ее развитие внес знаменитый художник Илья Кабаков, который в 1989 году перебрался в Берлин и приобрел всемирную славу.
В 1990-х с развитием компьютерных технологий появилось множество видеоинсталляций, а в XXI веке публика впервые увидела виртуальные трехмерные композиции. Сегодня инсталляция по праву считается одним из лидеров современного искусства. Ежегодно в разных уголках Земли художники создают тысячи новых произведений, а количество желающих посетить выставки известных мастеров исчисляется десятками миллионов.
На портале Very Important Lot ценители всех видов и жанров искусства могут принять участие в арт-аукционах и приобрести предметы антиквариата, включая скульптурные композиции. Сайт также дарит всем посетителям прекрасную возможность напрямую купить картины и заказать инсталляции у современных художников.
Художественная инсталляция: история, характеристики, техники, представители, работы
Содержание:
Эти произведения искусства изменяют восприятие человека, созерцающего произведение, поскольку они допускают взаимодействие и, в свою очередь, требуют перемещения в пространстве, чтобы их оценили. Художественные инсталляции могут также включать сенсорные ощущения, позволяющие зрителю также использовать свои чувства, такие как осязание или слух, при контакте с произведением.
Таким образом, художественная инсталляция может отличаться от традиционного способа, которым обычно ценятся другие типы выражения, такие как живопись. Обычно термин применяется ко всем тем работам, которые устанавливаются в помещении.
Этот тип художественных работ не является эксклюзивным для музеев, но может иметь другие типы контекстов. Его можно найти в зданиях, выставочных залах, общественных собраниях и т. Д. Они также могут быть временными.
История
Задний план
Пример первого подхода к художественной инсталляции можно найти в работе под названием Номер «Проун» Эль Лисицкого. Он состоял из комнаты, в которой была артикулирована художественная композиция, имеющая как двухмерные, так и трехмерные элементы.
начало
Термин «художественная инсталляция» начал использоваться с 70-х годов и относился ко всем художественным произведениям, которые были связаны как со всем пространством, в котором они были найдены, так и с людьми, которые их ценили.
Его можно рассматривать как связанный с концептуальным искусством, рожденным в предыдущее десятилетие, и которое ставит концепцию или основную идею выше художественного результата. Это же концептуальное искусство стало экспонироваться в нетрадиционных пространствах, то есть вне музеев и галерей, как и художественная инсталляция.
Инсталляции начинались как процесс художественного экспериментирования, в котором стирались границы между художественными стилями. Многие художники сосредоточились на создании чувственной среды или опыта.
Это случай Брюса Наумана, американского художника, который в 1971 году создал коллекцию работ, вызывающих чувство клаустрофобии или заброшенности. Во многих случаях это были коридоры или комнаты с зеркалами и различными типами освещения и цветов.
Прогресс
В течение 80-х это искусство претерпевало изменения, пока он не начал использовать политические или социальные темы в своих композициях. За эти годы увеличились площади для современного искусства, а также мода на масштабные выставки. Оба фактора благоприятствовали созданию художественных инсталляций.
К 90-м годам интерес художников к погружению публики в свои работы возрос, чтобы создать опыт, привязанный к эмоциям и чувствам, а не к интеллекту. Работы, подобные работам американского видеохудожника Билла Виолы, также начали внедрять другие технологические ресурсы, такие как проекции.
С приходом 2000 года и всеми технологическими достижениями многие художественные инсталляции включали в себя разнообразные интеллектуальные устройства и новые ресурсы среды для создания гораздо более захватывающих сред.
характеристики
-Они проводятся в помещении и обычно так или иначе связаны как с пространством, так и со зрителем.
-Они созданы из концепции, которая имеет большее значение, чем сам художественный результат.
-Они склонны сосредотачиваться на создании настроения, ощущений и эмоций.
-Они могут использовать технологии для установления разговора с публикой.
-Они способны изменять восприятие пространства, играя с глубиной и размерностью.
-Это искусство временного характера, хотя и не имеет определенной продолжительности.
— Им не требуется специализированное художественное пространство для их выставки.
-Им есть место в нестандартных пространствах.
-Многие работы могут быть связаны с общественными, политическими или личными темами.
-Иногда он включает элементы из других искусств, таких как танец, театр или музыка.
-Он может включать методы или ресурсы архитектуры, дизайна интерьера, а также использует технологические инструменты, такие как видеопроекции, фотографии, звуковые проигрыватели и многое другое.
— Художники, работающие в художественной инсталляции, отдают приоритет тому посланию, которое они хотят передать.
-Материалы, используемые в работах этого типа, служат только для того, чтобы помочь передать сообщение.
Методы
Тем не менее, он основан на множестве влияний, таких как концепт-арт, архитектура, графический дизайн, дизайн интерьера, видеоарт, использование цвета и форм и многое другое.
Художественная инсталляция, таким образом, становится движением, ответственным за передачу идей. Результирующая физическая работа действует только как средство выражения концепции художника.
Представители
Джуди Чикаго (1939)
Художница американского происхождения, феминистка и учитель искусств. Известен своей коллекцией художественных инсталляций. Обычно он затрагивает вопросы, связанные с фигурой женщин в обществе и истории. В 1970 году она основала первую программу феминистского искусства в Соединенных Штатах, в частности в Государственном колледже Фресно, ориентированную только на женщин и сосредоточенную на развитии художественных навыков.
Вот некоторые из его самых выдающихся работ:
-Рождение проекта и PowerPlay
Он был выдающимся американским художником в нескольких направлениях искусства, таких как концептуальное искусство, художественная инсталляция и минимализм. Он практиковал искусство в течение своей жизни, используя различные выражения, такие как рисунок, фотография, скульптура, живопись и даже написал различные книги по искусству.
Йозеф Бойс (1921-1986)
Он был многопрофильным немецким художником, известным своими различными художественными выражениями, такими как перформанс, хэппенинг, графика, художественные инсталляции, скульптура, живопись и многое другое.
Большинство его работ посвящено темам, связанным с гуманизмом и философией. Он был сторонником публичных дебатов на такие темы, как политика, общество и культура. Сегодня его помнят как одну из самых влиятельных фигур в современном искусстве середины 20 века.
Среди его работ художественной инсталляции можно отметить Главный, в котором он также использовал ресурс исполнения.
Ребекка Хорн (1944)
Современная немецкая художница, известная своими работами в области изобразительного искусства, художественных инсталляций и практик модификации тела. В своем искусстве он обращается к нежности, боли, магии и сюрреализму, вдохновленным женским началом.
Многие его работы вызывают самоанализ. В некоторых он уравновешивает меланхоличность и мягкость. Это относится к способности человека справляться с психологическими состояниями, такими как депрессия или тревога.
Одна из его самых известных арт-инсталляций называется Лес Гидры / Исполнение: Оскар Уайльд.
Выдающиеся произведения художественной инсталляции
Некоторые из наиболее узнаваемых произведений художественной инсталляции включают:
–Ужин (1974-1979), Джуди Чикаго: одно из самых важных произведений искусства для феминизма. Он состоит из большого треугольного стола церемониального характера с 39 сиденьями и тарелками, каждое из которых отсылает к важной женщине в истории.
–Комната уничтожения (2002) Яёи Кусамы: изначально это была пустая комната, которая благодаря взаимодействию зрителей превратилась в красочное место. Посетителям раздали широкий выбор наклеек, указанных художником, и впоследствии предложили наклеить их в любом месте комнаты, которое они хотели.
–Вопрос времени (2005) Ричарда Серры: художник сосредотачивается на пространстве как на элементе, который может быть преобразован объектами, находящимися в нем.
В этой работе он включает крупные металлические конструкции, расположенные по спирали или закрученные, по которым может двигаться зритель. Пути варьируются в зависимости от расстояния между лезвиями. Предлагаемые цвета включают коричневый, оранжевый и некоторые эффекты ржавчины.
Ссылки
Кинетохор: что это такое, обучение, функции