институт по связям с общественностью что это
ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Смотреть что такое «ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» в других словарях:
Институт сервиса — (г. Москва) (филиал) ФГБОУВПО Российский государственный университет туризма и сервиса Тип Филиал университета сферы сервиса и туризма Год основания в 2002 году Расположение … Википедия
Институт международных связей — Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Институт международных связей (НОУ ВПО ИМС ) Год основания 1994 Ректор Скворцов Олег Георгиевич … Википедия
Связь с общественностью — Связи с общественностью или PR (Public Relations, СО, англ. PR, от public relations связи с общественностью; сокращённо жаргонное: пиар) основная и единственная функция PR внедрение в ценностный ряд какой либо социальной группы информации о… … Википедия
Челябинский институт экономики и права — Полное название: Негосударственное образовательное учреждение Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина. Сокращенное название: НОУ ЧИЭП им. М.В. Ладошина. Лицензия: А № 001467. Свидетельство о государственной аккредитации: А №… … Википедия
Московский инженерно-экономический институт — Государственный университет управления (ГУУ) Международное название State University of Management Девиз Ars gerendi Ars vincendi … Википедия
Международный институт бизнеса (Украина) — Международный институт бизнеса (МИБ – Украина) … Википедия
Московский гуманитарно-экономический институт — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия
Американский институт физики — American Institute of Physics Тип Научное общество Год основания 1931 Располож … Википедия
Государственный специализированный институт искусств — Запрос «ГСИИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) … Википедия
Главный по связям с общественностью: чем занимается и сколько зарабатывает пиар-менеджер
На рынке труда профессия пиарщик относительно новая, а потому ее специфика до сих пор не до конца ясна даже тем, кто особенно в ней заинтересован. Руководители компаний нередко считают PR-менеджеров специалистами «широкого профиля», ответственными и за работу со СМИ, и за организацию рекламных акций, и за продажи товаров и услуг. А начинающие специалисты часто рисуют в воображении «идеалистические картинки», где они регулярно блистают на пресс-конференциях и фуршетах, попивая шампанское, и за это получают неплохие деньги.
Заблуждаются и те и другие, считает специалист по пиару, PR-агент Алексей Чернышов. И до тех пор, пока в этой сфере существует путаница, компании не могут получать максимум пользы от своих пиарщиков. А сами пиар-менеджеры не смогут вырасти в профессионалов высокого класса, за которых на рынке труда разворачивается настоящая борьба.
Так что же представляет собой профессия PR-менеджер? Чем должен заниматься специалист в штате компании? Каковы плюсы и минусы профессии? И на какую оплату труда стоит рассчитывать на старте карьеры и профессионалу? Подробно об этом — в материале ФАН.
Что делает пиар-менеджер
В переводе с английского PR, или public relations, обозначает «связи с общественностью». И главной задачей специалиста по PR является создание и поддержание имиджа своего клиента на высоком уровне.
Какие шаги для этого он будет предпринимать, зависит от специфики клиента, бизнеса и ситуации. Невозможно предусмотреть единственно верный алгоритм работы, так как в каждой сфере, где требуется профессиональное сопровождение специалиста по пиару, нужны свои решения.
«В классическом варианте специалист несет ответственность за следующие вопросы, — уточняет PR-агент Алексей Чернышов. — Выполняет подготовку и рассылку пресс-релизов по СМИ, обеспечивает взаимодействие со СМИ, проводит пресс-конференции с руководством компаний. Не менее важна и другая составляющая часть работы — взаимодействие с населением или клиентами компании, а также с государственными структурами».
Чтобы не допускать ошибок, специалисту важно досконально изучить профиль деятельности своего клиента. Он должен быть в курсе не только текущего положения дел, но и планов и перспектив, в разработке которых ему также важно принимать участие. Должен понимать «тонкие» места бизнеса и репутации клиента, уметь отвечать на неудобные вопросы. Должен уметь работать с негативом, который угрожает имиджу компании.
Считается, что классный специалист будет обязательно «влюблен» в компанию, в которой он работает. И только в этом случае пиарщик добьется успеха на профессиональном поприще. На самом деле рецепт успеха заключается в умении трезво смотреть на вещи и не терять холодный расчет. Идеализация клиента, которому служит пиар-специалист, не поможет ему адекватно оценивать положение дел на рынке и эффективно работать над имиджем.
В каких сферах востребована профессия пиар-менеджер
«Считается, что если у крупной компании нет человека на эту должность, значит, с этой компанией что-то не так, — отмечает PR-агент Алексей Чернышов. — Профессия может быть востребована в любой сфере — от магазина кроссовок до политической партии».
Чаще всего к пиарщикам обращаются представители крупного бизнеса: застройщики, продавцы недвижимости, производители автомобилей и медикаментов, банковский сектор, то есть участники рынка, где репутация имеет важнейшее значение, а любой негатив в СМИ или социальных сетях грозит обернуться многомиллионными убытками.
Но и в среднем, и даже малом бизнесе роль пиар-агента нельзя преуменьшать. Во-первых, плох тот руководитель бизнеса, который не мечтает вырастить компанию из небольшой в среднюю, а из средней — в крупную. А во-вторых, во многом именно благодаря грамотной работе по созданию и поддержанию имиджа и становятся возможными рост и развитие бизнеса.
Другое дело, что небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели не всегда имеют возможность нанять отдельного человека для работы с общественностью. На малых предприятиях пиар-менеджер обычно «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Чаще всего в его компетенции оказывается и маркетинг, и работа со СМИ, и реклама отдельных товаров и услуг. В этом случае обычно страдает именно направление PR. Когда нужно продвигать отдельный товар, некогда задумываться о позиционировании бренда. Но в этом случае пиарщик выполняет не свою работу, а занимается функциями маркетолога, тогда как его задачи куда более глобальны.
Сколько зарабатывает пиар-менеджер
Заработок специалиста по PR зависит от опыта, профессиональных навыков и личностных качеств. Можно пять лет проработать на должности пиар-менеджера в небольшой компании, выполняя работу и маркетолога, и личного помощника руководителя, и пресс-секретаря, и при этом ничему не научиться.
А можно после института устроиться на работу в PR-агентство, отработать два-три года, накопить профессиональный опыт и багаж знаний, которых не дают в учебных заведениях, и после этого претендовать на должность сотрудника или руководителя PR-отдела в крупной компании, банке или политической партии. Уровень заработка, безусловно, даже при одинаковом трудовом стаже будет разным.
«Обычно зарплата ассистента PR-менеджера в столичном PR-агентстве составляет 40 тысяч рублей, — уточняет специалист по пиару Алексей Чернышов. — Это неплохая стартовая площадка. Средняя зарплата специалиста составляет 80 тысяч рублей. Возможны бонусы за достигнутые показатели, например за количество упоминаний компании в СМИ».
По словам эксперта, также можно работать на фрилансе, получая сдельную зарплату за количество публикаций или за конкретный проект. Успешный специалист может зарабатывать не одну сотню тысяч рублей в месяц. Все зависит от компании, в которой он работает, и его позиционирования на рынке.
Как стать пиар-менеджером
Важно понимать, подходит ли вам эта профессия. По словам эксперта, одно из важнейших личностных качеств для пиарщика — креативность. Можно написать правильный, но сухой и скучный текст, который никто не захочет читать. А можно проявить творческий потенциал, добавить в материал «перца» и пожинать плоды успешной PR-акции.
Для специалиста ценны внимательность и пунктуальность. Ведь что толку от креативщика, который вечно все теряет и забывает. Важна поставленная речь, так как в своей повседневной работе PR-специалист должен контактировать с десятками людей.
Необходимы доброжелательность и позитивность по отношению к другим людям, умение и желание общаться, поддерживать контакт. Но это не значит, что пиарщик компании должен быть «на короткой ноге» с журналистами и представителями властных структур. Умение разделять личное и профессиональное общение в этой сфере необходимо, как в никакой другой.
Где учиться и что сдавать на пиар-менеджера
Профессия предполагает получение высшего образования. Специальность «специалист по связям с общественностью» сегодня доступна во многих вузах страны — от столичных до региональных. Выбирать учебное заведение можно на свой «вкус и кошелек». После получения теоретической базы важна практика.
При поступлении абитуриенты обычно сдают:
При подготовке к поступлению в вуз на эту специальность школьнику необходимо обратить внимание на гуманитарные дисциплины. Во-первых, уделять больше времени изучению русского языка, так как грамотно писать особенно важно для PR-специалиста. Часто в глазах работодателей получает преимущества соискатель, который владеет иностранным языком. Без знания английского в этой сфере сегодня сложно подниматься по карьерной лестнице.
Еще одна важная дисциплина — литература. Человек, который много читает, обладает хорошей речью и запасом знаний. Привычка читать будет полезной и во время обучения в вузе, и во время работы. Пиарщику нужно держать руку на пульсе новых тенденций в обществе и собственной профессии, а потому изучение новой литературы, профильных журналов и СМИ, с которыми строится сотрудничество, — важный компонент повседневной работы.
Как прийти в профессию PR-менеджера с другой специальностью
Нередко успешную карьеру на этом поприще строят люди, специальности которых связаны со сферой PR: журналисты, специалисты по рекламе. Наличие профильного образования, личностных качеств, характерных для людей этих профессий, позволяет эффективно справляться с задачами пиарщика. Однако профильное образование не всегда гарантирует успех в профессии, а его отсутствие не может сегодня считаться преградой к профессиональной самореализации.
«Для PR-менеджера обучение по специальности не обязательно, — уточняет PR-агент Алексей Чернышов. — В нашей стране большинство работодателей требуют опыт работы по должности, а специализированное образование их волнует во вторую очередь. Но если оно необходимо, можно получить второе образование через заочную форму или пройти онлайн-курсы».
При желании сменить профессию и стать пиар-менеджером важно понимать, что сегодня конкуренция на рынке труда в этой сфере высока. Специалист должен быть готов к ненормированному рабочему дню, невысокой оплате труда на старте карьеры и непониманию со стороны работодателей задач и обязанностей пиарщика.
Но если эти подводные камни не смущают, перспективы профессии огромны, так как в ней всегда есть куда развиваться. Она позволяет реализовать свой творческий потенциал, работать в агентстве, компании или вовсе на фрилансе, удаленно. Позволяет постепенно, но уверенно повышать свою стоимость на рынке труда.
Можно открывать новые ниши, организовать свое PR-агентство, выходить на международный уровень. Главное — еще на старте научиться не только справляться со своими задачами, но и продавать свои услуги. Иначе, увы, добиться успеха в этой сфере не получится.
Вузы со специальностью «Реклама и связи с общественностью» 2021
Учебное направление «Реклама и связи с общественностью» объединило в себе 2 ранее самостоятельных специальности, и по окончании вуза новоиспеченные бакалавры становятся обладателями «двойной» профессии. У них весьма обширный багаж знаний и больше возможностей при выборе будущего места работы.
Но все это при условии получения качественного образование. В России пока не так много учебных заведений с безупречной организацией обучения для этой сферы деятельности. Попробуем определить «передовиков» и разобраться, где лучше учиться на специалиста по коммуникациям.
О профессии: не авантюрист, но дипломат
Официальные должности рекламистов и специалистов по PR (от англ. Public Relations – связи с общественностью) могут называться по разному, но в народе они известны как «пиарщики». В России это понятие приобрело негативный окрас. Часто так называют недобросовестных «звездных» менеджеров, которые, пытаясь разместить сомнительный «эксклюзив» о молодой исполнительнице, блещут оригинальными заголовками в медиа, или (что еще хуже), сравнивают менеджеров по PR с небезызвестным Остапом Бендером.
Впрочем, у последнего были неплохие шансы стать профессионалом в сфере Public Relations. Помните его знаменитый «Межпланетный Васюкинский шахматный турнир»? Красноречивый и харизматичный комбинатор за пару часов «разрекламировал» свое мероприятие и получил с него немалую прибыль. Ловкий манипулятор отлично понимал, что успех или провал любого проекта зависит от того, насколько умело он будет представлен заинтересованным сторонам, и мыслил на несколько шагов вперед, оперативно адаптируясь под актуальные условия. На этом, правда, сходство литературного авантюриста с реальным «пиарщиком» заканчивается.
Куда поступать
Подготовку специалистов по рекламе и связям с общественностью ведут и столичные университеты, и вузы из разных регионов страны. Обучение осуществляется в бакалавриате (4 года) и магистратуре (2 года). Также по части управления коммуникационными процессами существует множество курсов. Они отличаются и продолжительность, и насыщенностью учебных программ.
Будем откровенны – качество высшего образования в сфере рекламы и PR пока оставляет желать лучшего. И в столице, и уж тем более в региональных учебных заведениях не хватает преподавателей-практиков. Теоретическую же часть образовательной программы зачастую излагают профессора, которые основывают собственные представления о пиаре на переводных трудах западных PR-практиков. Однако на Западе пиар стал самостоятельной наукой в самом начале XX века, тогда как в России лишь первые попытки коммуницировать с общественностью приходятся на 80-е прошлого века. Безусловно, реалии российского PR сильно отличаются от зарубежных, и можно предполагать, что те понятия о пиаре, которые дают в большинстве российских университетов, далеки от того, что он в действительности представляет собой в России.
Тем, кто планирует получать образование в столице, за ориентир можно использовать рейтинг Московских вузов и факультетов, лидирующих по части подготовки специалистов сферы маркетинговых коммуникаций (рекламисты и пиар-менеджеры – ее представители) от крупнейшего интернет-рекрутера HeadHunter. Он составлен на основе опроса среди работодателей, нанимающих выпускников университетов; по его результатам можно судить о востребованности начинающих специалистов на рынке труда. Если выделить в рейтинге только те факультеты, где готовят непосредственно пиарщиков и рекламистов, список лидеров будет следующим.
Конечно, по успехам одной кафедры сложно судить об уровне образования в целом. Но, учитывая, что среди главных критериев оценки были связь кафедры с работодателем, привлечение практиков к преподаванию, можно предположить неплохую организацию студенческой практики в вышеназванных вузах.
В целом же дать навыки рекламиста и специалиста Public Relations обещают почти в трети российских университетов. Многие из них имеют неплохую репутацию среди работодателей, хотя в рейтинги вузов, готовящих специалистов сферы коммуникаций, пока и не входят. Не будем утверждать, что обучение в них построено неправильно. Очевидно, что в «топовых» МГУ или МГИМО рекламе и связям с общественностью обучают несколько иначе, чем, к примеру, в вузах Саратова, Белгорода или Йошкар-Олы. У столичных студентов явно больше возможностей для получения практических навыков. Однако любая теория – это всегда осмысление реальной практики, и студенту, не имеющему никаких знаний в области связей с общественностью, полезно познакомиться с ее «фундаментальным основанием». По крайне мере, он получит общее представление практически о всех сферах жизни, и это поможет направить мысли «в нужное русло».
Правила приема
При поступлении на программы бакалавриата нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию (профилирующий), а также (на выбор вуза), по истории или иностранному языку. Абитуриентов «топовых» университетов ждет дополнительная проверка знаний в самом вузе: чтобы изучать рекламу и связи с общественностью в МГУ им. Ломоносова, придется письменно сдать обществознание, а в МГИМО – иностранный язык.
Учебное заведение | План приема на бюджет | Подано заявлений | Конкурс, человек на место | Проходной балл |
---|---|---|---|---|
МГУ им. М.В. Ломоносова | 10 | Нет информации на официальном сайте | 364* | |
ГУУ | 26 | 1851 | 71,2 | 280 |
ВШЭ | 35 | 1202 | 34,34 | 300 |
МГИМО: журфак МИЭП | 13 5 | 603 516 | 46,4 103,2 | 371* 377* |
РУДН | 2 | 411 | 205,5 | 291 |
СПбГУ | 20 | 704 | 35,2 | 286 |
СПбГЭУ | 10 | 910 | 91 | 283 |
*С учетом результата ДВИ.
За каждый год обучения рекламе и связям с общественностью в ведущих московских вузах придется заплатить от 302 до 538 тыс. руб. В северной столице платят чуть меньше – 225 – 304 тыс. руб. В региональных учебных заведениях цены на очное образование по направлению ниже в несколько раз.
*количество баллов у последнего зачисленного на контрактное обучение.
** очно-заочная форма обучения.
Факультеты и специальности
Единственный в России общеуниверситетский факультет рекламы и связей с общественностью открыт в 2019 г. в РГГУ. В других учебных заведениях специалистов по коммуникациям обучают на отделениях социально-гуманитарного или экономического направления, иногда – на факультетах филологии или журналистики.
Образовательные программы по направлению отличаются в зависимости от ведущей специализации выбранного университета. Например, в РАНХиГС ярко выражен уклон в сторону государственной службы, а в ГУУ готовят специалистов для работы в коммерческой сфере (профиль «Реклама и связи с общественностью в бизнесе»). В целом же российские вузы предлагают немало вариантов подготовки специалистов по коммуникациям для самых разных сфер деятельности. Ниже представлены наиболее популярные профили бакалавриата по направлению.
Город | Название вуза | Отделение, на котором изучают рекламу и PR | Количество бюджетных мест | Проходной балл | Стоимость обучения за год |
---|---|---|---|---|---|
Белгород | НИУ БелГУ | Ф-т журналистики | 2 | 256 | 75 800 |
Красноярск | СФУ | Институт педагогики, психологии и социологии | 7 | 240 | 149 720 |
Самара | Самарский университет им. академика С.П. Королева | Филфак социально-гуманитарного института | 10 | 254 | 131 800 |
Тюмень | ТИУ | Институт сервиса и отраслевого управления | 0 | 150* | 162 тыс. |
Нижний Новгород | ННГУ им. Н.И. Лобачевского | Институт филологии и журналистики | 0 | 192* | 137 тыс. |
Ярославль | ЯГПУ им. К.Д. Ушинского | Ф-т русской филологии и культуры | 0 | 173* | 122 686 |
Владимир | ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых | Гуманитарный ф-т | 8 | 225 | 108 тыс. |
Хабаровск | ТОГУ | Ф-т социально-политических технологий и коммуникаций | 0 | 216* | 168 500 |
Калининград | БФУ | Институт гуманитарных наук | 9 | 243 | От 143 тыс. |
Иркутск | ИГУ | Ф-т сервиса и рекламы | 16 | 227 | 146 450 |
Архангельск | САФУ им. М. В. Ломоносова | Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации | 16 | 199 | 152 460 |
PR в медиаиндустрии
Маркетинговые коммуникации в сфере культуры и искусств
Программы бакалавриата по рекламе и PR в зависимости от сферы деятельности | В каких вузах изучают |
---|---|
Информационно-коммуникационная деятельность в сфере туризма и спорта | СибГУФК |
Реклама и управление в гостиничном бизнесе и туризме | НИУ МЭИ |
Реклама и связи с общественностью (в политике и международных отношениях) | РГЭУ (РИНХ) |
Реклама и связи с общественностью в сфере образования | ОмГПУ (г.Омск) |
Бренд-менеджмент в рекламе | СПбГУПТД, СПбГУП, РЭУ им. Г. В. Плеханова |
Новые медиа | ЮУрГУ, ТИУ, ОмГУ им. М. Ф. Достоевского |
Реклама | РУДН, РАНХиГС, ДГТУ (г.Ростов) |
Менеджмент маркетинговых и социальных коммуникаций | СПбГУП |
Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте | МГПУ |
Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления | СПбПУ, СПбГТИ (ТУ), ННГУ (г.Н.Новгород), ТОГУ, ВГТУ, ИжГТУ, ЗабГУ и др. |
Современные коммуникации и реклама | РГГУ |
Реклама и связи с общественностью в авиационной сфере | МАИ, СПб ГУ ГА |
Связи с общественностью и международное энергетическое сотрудничество | МГИМО |
СПбГУПТД | |
Реклама в СМИ | ТИУ |
Связи с общественностью в социальной сфере | КемГУ |
Реклама и связи с общественностью в политике и коммерции | ННГУ (г.Н.Новгород), УГНТУ (г.Уфа), ПГУ (г.Пятигорск) |
Реклама и связи с общественностью в производственно-технической сфере | ВСГУТУ (г.Улан-Удэ) |
В зависимости от выбранного профиля окончательная специализация обычно имеет уклон в рекламу или PR, но есть и объединенные профили.
Бизнес школы
Эти учебные организации реализуют программы дополнительного образования (ДПО) в сфере бизнеса. Они актуальны лишь для тех, кто уже занимается пиаром, но пришел в профессию, имея диплом бакалавра в других областях (чаще всего в PR идут журналисты, экономисты, социологи, маркетологи и психологи).
Так, для людей с незначительным практическим опытом в сфере коммуникаций наиболее приемлемы программы второго высшего образования (срок обучения 2-3 года) и его ускоренная альтернатива – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (ППП) с максимальной продолжительностью 1,5 года. Они рассчитаны на глубокое «погружение» в заданную область знаний.
Для тех, кто трудится на ниве PR и рекламы уже несколько лет, и задумывается о продвижении по карьерной лестнице, актуален учебный курс MBA, направленный на систематизацию уже имеющихся фрагментов знаний и усиление управленческих навыков. Это наиболее востребованная образовательная программа среди управленцев. По статистике, степенью MBA (Master of Business Administration – магистр в сфере управления) обладает треть топ-менеджеров мира.
В основу всех учебных курсов MBA заложены дисциплины из области менеджмента (экономическая теория, стратегический, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами и пр.). Они обязательны для всех вариантов программ – стандартных, ориентированных на руководителей любой отрасли экономики, и специализированных, с углублением в конкретную сферу деятельности.
Среди последних есть несколько вариантов MBA по рекламе и связям с общественностью. Информация о них представлена ниже.
Программы по рекламе и PR | Школа бизнеса | Продолжительность, месяцев | Форма обучения | Стоимость, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
Политические и бизнес коммуникации | ИКМ НИУ ВШЭ | 19 | вечерняя | 599 |
Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе | Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО | 24 | модульная | 750 |
Рекламный и PR бизнес | ИМЭБ РУДН | 24 | вечерняя | 380 |
Advertising and PR | Moscow Business School | 24 | дистанционно | 149 |
Брендинг и реклама | Московский технологический институт | 24 | модульная | 269 |
Зарплаты и перспективы трудоустройства
К созданию определенной «идеологической оболочки» вокруг своего имени стремятся и крупные монополии, и отдельные персоны, и даже целые страны. Поэтому по окончанию учебы у специалистов по коммуникациям немало альтернатив, где применить свои знания. Вот лишь некоторые из них:
Уровень оплаты труда специалиста по рекламе и связям с общественностью зависит от объема практического опыта, должности, организации, в которой он работает. В зависимости от региона, вчерашний выпускник вуза, занявший позицию ассистента PR-отдела, PR-менеджера в среднем получает 31-53 тыс. руб. Специалистам с опытом платят 70-80 тыс. руб. Самые высокие предложения по зарплате у PR-директоров ( 90-180 тыс. руб.) и директоров по рекламе (80-400 тыс. руб.). При достаточном количестве успешно завершенных проектов также можно рассчитывать на неплохую премию.
В целом, ситуацию на рынке труда по направлению «Реклама и связи с общественностью» печальной не назовешь. Работу выпускникам вузов предлагают и крупные компании, и медиа, и небольшие организации. Кроме того, такие специалисты всегда имеют возможность подработки, например, копирайтером.