интервизия это для психологов что
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства
Людмила Степанова, нарративный практик,
член МПАП (практик высшего проф. мастерства),
кандидат психол. наук, доцент каф. психологии БГУ
Что же это такое – супервизия?
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии –это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе»!
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
– поддержка в работе с «трудными » клиентами;
– защита интересов клиента;
– живое обсуждение гипотез;
– взгляд со стороны на перенос и контрперенос;
– возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта;
– получить новые знания о себе и личностно вырасти;
– расширение осознавания своих профессиональных ограничений;
– возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики;
– эмоциональная поддержка в трудных ситуациях;
– развитие творческого подхода к работе.
Эти два пункта отметила, чтобы привести их к единообразию с остальными.
Обязан ли психолог ходить на супервизию, и как часто и как долго?
Это очень сложный вопрос, и вряд ли на него можно получить однозначный ответ. Законодательно в Республике Беларусь это никак не урегулировано. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? На мой взгляд, чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 2-3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – это что же это такое и чем она отличается от супервизии?
Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе. Если очень кратко и обобщенно, то интервизия выглядит так. Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность » из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
– более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания;
– понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу;
– уточнение личных потребностей;
– видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста;
– профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.);
– развитие умения принимать другие точки зрения;
– поддержка профессиональной идентичности;
– взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго?
И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Этот вопрос также не регулируется законодательством в Республике Беларусь. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в месяц до одного раза в неделю – это зависит, как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится три часа. Например, интервизии, участники которой проходят обучение в рамках какого-либо направления психотерапии или консультирования, целесообразно проводить 1-2 раза в неделю, для того, чтобы более глубоко закрепить, как теоретические знания, так и практические навыки. Для более опытных психологов такие встречи можно проводить, например, один раз в месяц.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – а это что такое и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. Частота встреч варьируется от одного раза в неделю до одного раза в две недели, сама встреча длится три часа с 10-ти минутным перерывом и за одну встречу разбирается два случая.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, НО есть существенные отличия.
Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе – основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента, внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом; внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом. То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные » моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные » эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными ». Либо это могут быть так называемые «фантастические » терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.
Интервизия это для психологов что
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВИЗИИ (UNODC)
Определения концепций: различные формы обсуждения процесса лечения.
Интервизия (англ. – intervision) – это один из форматов обсуждения процесса лечения и социальной работы в команде.
Помимо этого существуют также: супервизия, собрания, обсуждение случая.
• (взаимной) поддержке и признанию проделанной работы.
Четкая формулировка тем и структура интервизионных сессий Участники должны четко представлять себе, чего ожидать от интервизионных сессий, не только для того, чтобы подготовиться самим, но также во избежание путаницы и неприятных сюрпризов.
Перед интервизией нужно обязательно проинформировать участников о следующих моментах:
• Максимальное количество случаев, предполагаемых для обсуждения (например, два).
• Трактование ситуации, опыт (угрозы. ).
Другие участники (включая и того, кто делал презентацию) приходят к идее, какими способами, по возможности, совместно действовать, и анализируют эти способы. Являются ли предложения полезными для более успешного разрешения этой проблемы или случая? Участники опять должны привести свои аргументы.
Ведущий спрашивает участника, который вынес проблему или случай на обсуждение, как он/она считает, подходит ли для него/нее это предложение для разрешения ситуации. Резюмируя и делая соответствующие заключения, ведущий пытается сформулировать суть соглашения, основанного на информации участников.
Настолько, насколько возможно, ведущий не должен использовать директивный подход, он должен способствовать
В итоге, для завершения обсуждения проблемы или случая ведущий проверяет вместе с участниками и особенно с тем, кто представлял проблему на обсуждение, является ли полученный результат полезным и можно ли его применить на практике.
Интервизия это для психологов что
Однажды моя коллега-психолог обратилась ко мне: «Тут начинающие психологи решили организовать интервизионную группу, но путаются и не знают с чего начать. Есть ли какие-то правила, как ее организовывать, может можно прочитать, рассказать? Можешь рассказать, как мы ее организовывали?».
Действительно, вместо «рекомендации» уместнее было бы сказать «делюсь опытом», потому что давать какие-то рекомендации или, упаси боже, советы я совершенно не хочу. А здесь я намерен как можно более структурировано и кратко изложить свой опыт участия в интервизионных группах для тех, кто хочет, но пока не знает, как проводить эти группы, для тех, кто хочет хоть на что-то опереться при организации интервизионной группы со своими коллегами. А тем, кому нужны именно советы и рекомендации могу отослать к документу управления организации объединенных наций по наркотикам и преступности, который так и называется: «Руководство по проведению интервизий»
Теперь, когда те, кто пришел за советами и руководством, посланы по верному адресу, хочу сделать ликбез для тех, кто совершенно не понимает о чем речь, но все же зачем-то полез читать, и что удивительно, до сих пор читает эту статью.
Интервизия (лат. inter — между, + visio — видение) – это метод групповой работы и рефлексии между равными по своему уровню и статусу специалистами. Это обмен опытом и взаимные консультации равных по уровню и статусу коллег.
Супервизия, в свою очередь, это представление своей работы более крутому специалисту и получение от гуру (реально гуру, без кавычек) обратной связи по проделанной тобой работе, включая обсуждение, что можно было сделать по-другому, как улучшить и т.п. Этакое наставничество в групповой форме.
Есть еще и другие методы, но в рамках этой статьи мне они не интересны. Если простыми словами, то эта статья о том, как психологи кучкуются стайками и «лечат» друг-друга прежде чем (а иногда и вместо того чтобы) пойти консультировать и терапевтировать «нормальных» людей. Соответственно речь пойдет о том случае, когда все скучковавшиеся психологи равны между собой (забыли или намеренно не пригласили гуру).
К этому можно добавить, что сбившиеся в кучку психологи могут работать на интервизии в рамках одного метода или подхода (например, только в арт-терапевтическом подходе), а могут использовать различные методы (кто во что горазд). Единый подход на интервизии используется, как правило, во время обучения какому-либо методу, для отработки навыков, а мультипарадигмальные группы на мой вкус гораздо интереснее в плане обогащения и обмена опытом.
И так как я не хотел давать советы и рекомендации, то я просто буду описывать свой опыт участия в интервизионных группах, а вы уже сами решите, использовать ли его в вашем случае или нет. Итак, поехали.
Правила
Так как интервизионная группа – это собрание с равными по опыту и статусу коллегами, то по факту существуют только те правила, о которых вы договоритесь между собой. Все.
Мы, в обязательном порядке договариваемся как минимум о 2-х правилах (проговариваем их для каждого вновь прибывшего человека и каждый раз, когда делаем что-то новое):
1. Конфиденциальность. Все что происходит в рамках интервизионной группы, тут же и остается. За пределы группы ничего не выносится.
2. Мы называем это правило: «людей и мебель не портим». Т.е. мебель не ломаем, людей не бьем, физически не увечим.
Обязательно договариваемся: если у кого-либо возникает непреодолимое желание, то прежде чем встать и пойти кому-нибудь бить морду, в обязательном порядке нужно произнести это вслух в группу: «знаешь, я сейчас хочу встать и ударить тебя по лицу», например. Т.е. вербально высказать свои чувства. В подавляющем большинстве случаев этого бывает и достаточно, т.е. после того как высказаны слова, желание действовать существенно снижается. И появляется возможность поработать с этими чувствами.
Группы, где мы открыто проявляли агрессию и обменивались прямыми агрессивными посланиями в итоге для меня были очень плодотворными и ценными. После них мои коллеги стали более родными что-ли, по типу: гляди-ка, можно и открыто проявить агрессию, и выдержать чужую агрессию и ничего, и в итоге даже понять, что это было у тебя и у других.
Это базовые правила не только для интервизионных групп, но и для любых психологических мероприятий и их достаточно. Можно еще договориться о том, как обращаться друг к другу (если большинство людей не знакомы), мы договаривались: «на «ты» и по имени».
Кроме этого, как мне кажется, существуют само-собой подразумевающиеся правила, такие как, например: «плакать можно», «любое чувство имеет право на существование и корректное выражение», «предпочтительно говорить о себе», «не давать советы» и т.п. Но, может быть, они существуют только в моей голове, т.к. мы не проговаривали эти правила вслух ни на одной интервизионной группе (хотя и придерживаемся их).
Еще рано или поздно у любой интервизионной группы возникает вопрос: открытая ли это интервизионная группа или закрытая, т.е. можно ли приглашать участвовать любых людей или к участию в интервизионной группе допускается только ограниченный состав? Новые, свежесобранные группы, как правило, договариваются о том, что группа закрыта, по мере установления доверительных отношений как внутри группы, так и уверенности в себе это правило меняется на «обсуждаем кандидатуру каждого кто хочет прийти и одобряем большинством» (терапия даже в рамках интервизии бесследно не проходит), а совсем пролеченные группы доходят и до «нам нужна свежая кровь, давайте сюда людей и побольше».
И есть еще одно правило о количестве участников. Мы договорились, что за день до сбора группы делаем перекличку участников, и если на группу заявляется больше 2-х человек, то группа состоится. Собираться вдвоем не пробовали (наверное, можно и вдвоем, но группа – это когда больше 2-х человек на мой вкус, а 2 человека – это индивидуальные консультации). Ограничений сверху по количеству нет. На практике при количестве потенциальных участников в 15 человек (тех, кто получает информацию о проведении группы), на еженедельную группу приходят от 3-х до 8-ми человек. Мы проводим интервизию каждую неделю в заранее оговоренный день и время (у нас они стабильные, но есть и группы, которые договариваются на текущей интервизии о следующем месте и времени).
Собственно, это все темы, по которым желательно договориться «на берегу», а если появляется какая-либо новая тема, то мы садимся и сразу же ее обсуждаем. Ах, да, платы за интервизионные группы нет (кому платить, если все равные и сегодня один терапевтирует меня, а завтра я его). Единственное исключение по оплате делали для реальных клиентов, которые по каким-то причинам не хотели приходить на индивидуальную консультацию, но каким-то образом узнавали про интервизионную группу и хотели попасть именно на нее. С них мы требовали какую-то небольшую сумму и покупали на эти деньги чай и печенюшки, которые потом употребляли с этим же клиентом. Естественно, клиентов предупреждали об особенностях группы и не проводили процесс-анализа по их сессиям.
Об остальных правилах и договороенностях буду рассказывать «по ходу пьесы».
Организация пространства
Для интервизионной группы лучше всего выбирать то помещение, где вам никто не будет мешать, и где вы никому не будете мешать (диким ржачем, криками или слезами с воем навзрыд).
Лучшая, на мой взгляд, организация пространства – это расположиться кругом. Лучше так, чтобы между вами не было никаких препятствий (например, какого-нибудь стола), просто открытое пространство. А круг… как еще можно лучше символически подтвердить, что здесь все равны, никто не главный и каждый готов принимать и поддерживать друг-друга?
Можно проводить интервизионную группу сидя на стульях. Но мне лично больше всего нравиться расположиться прямо на полу на ковриках. В «нормальном половом образе жизни» есть свои преимущества: так лучше заземляться, можно даже и поспать. И как показывает практика, когда группы проходят на полу, то и темы на группах «серьезные» возникают, глубокие. И спать на группах – это очень хорошо. Значит тема для тебя важная, что для первого раза можно и во сне или полудреме к ней прикоснуться. Но и на стульях тоже хорошо.
А вообще, что бы не происходило на группе – все хорошо. Ведь можно рассматривать все происходящее вокруг как явление «синхронии», когда мир отражает нам то, что происходит у тебя здесь и сейчас.
Структура интервизионной группы
Мы выработали для себя следующую структуру работы в интервизионной группе:
1) Сбор и выявление запросов (кто с чем пришел, у кого что происходит в жизни). 30 минут.
2) Сессия клиента по его запросу (работа «терапевт»-«клиент»-«наблюдатели»). 40 минут.
a. Шеринг по чувствам после сессии. 15 минут.
b. Процесс-анализ сессии. 15 минут.
3) Перерыв на чай/кофе/туалет. 5 минут.
Как правило, выделить на интервизию больше 3-х часов редко у кого получается. За это время мы успеваем и поговорить в начале интервизии и провести 1-2 полноценных сессии с шерингом и процесс-анализом.
Теперь о каждом этапе интервизии более подробно.
Сбор и выявление запросов
Каждый из нас включен в какие-то свои процессы, в свой ритм жизни и прежде чем включиться в работу в рамках интервизионной группы любому человеку нужно время, чтобы переключиться и перенастроиться. Переключение происходит в процессе разговора (болтовни) между участниками группы. Мы структурировали этот процесс включения в работу на интервизию следующим образом: каждый из участников группы рассказывает, что у него произошло за то время, когда мы не виделись, что происходит нового в жизни, а если есть запрос – то сразу его выдает в группу, объявляет о нем: «у меня сегодня такой-то запрос».
Когда я рассказываю о том, что у меня в жизни твориться, я автоматически говорю об актуальном для меня на текущий момент и, соответственно, осознаю и запрос свой. Ну и рассказываю: у меня в жизни происходит то-то и то-то, здесь бы я поработал с тем-то и тем-то (и уже во время рассказа понимаю, что если «у меня просиходит», то уже есть с чем работать 🙂 ).
Иногда бывает так, что у участника прямо актуальный запрос, с которым можно работать здесь и сейчас. Эмоции пошли, горячий клиент. Тогда мы сразу переключаемся на сессию, проводим ее, проводим шеринг и процесс-анализ, а потом продолжаем рассказывать, у кого и что произошло. Таким образом, за время интервизии каждый расскажет и поделится тем, что у него творится в жизни.
За время группы можно поработать с 1-2-мя запросами. А запросов может быть собрано больше. У нас нет правил, по которым мы определяем, кому работать сегодня со своим запросом, а кому – нет. Каждый раз у нас это происходит по разному: тянем жребий, голосуем за то, чью сессию провести, кто более наглый (кому более нужно) и т.п. В общем, экспериментируем.
Если вдруг на интервизию собрались все «терапевты» и типа ни у кого нет запроса, то может помочь какое-либо разогревающее упражнение (из какой-либо методики). У нас самый популярный метод – метафорические карты. Каждый вытягивает себе карту про то, с каким запросом он пришел и рассказывает другим о том, что он вытянул. Как правило, после этой нехитрой процедуры махом появляется один-два запроса, с которыми уже можно работать.
Если среди ваших коллег есть тот, кто обучался или обучается проведению групп в психодинамическом подходе, то на этом этапе у него есть хорошая возможность потренироваться быть терапевтом. Так как общение происходит в формате психодинамической группы. Если таких нет, то все происходит стихийно, следуя гласному или негласному правилу «каждый высказывается о себе».
Сессия клиента
Итак, из присутствующих на интервизии обозначился «клиент», у которого в том или ином виде есть запрос. На этом этапе «клиент» выбирает из присутствующих в интервизионной группе «терапевта», и «терапевт» начинает работу.
Если вы собрались организовывать интервизионную группу, то должны знать о структуре и этапах психологической консультации, они примерно одни и те же, но не грех и повторить:
1) Контакт (он происходит у нас еще на первом этапе, сбора запросов).
2) Контракт (выявление запроса, его уточнение, согласие терапевта и клиента работать с этим запросом).
3) Сбор информации (формулирование гипотез).
4) Эксперимент (отработка гипотез).
5) Завершение (достигли ли чего хотели, с чем клиент уходит, завершает работу).
Мы на своей обучающей интервизионной группе договаривались еще об одном очень важном с моей точки зрения правиле: «косячить и экспериментировать можно».
Ошибаться можно: каждый из нас может быть и в роли терапевта и в роли клиента. Каждый может ошибаться, накосячить как и в роли терапевта, так и испытать на себе некорректное поведение терапевта. Все что происходит во время сессии мы в обязательном порядке разбираем после сессии и шеринга во время процесс-анализа. Там же в следующей сессии и исправляем, если что. И у каждого из нас есть телефон собственного терапевта, который может нам помочь, если на интервизионной группе вольно или невольно были задеты чувствительные для кого-то вопросы и по каким-то причинам не проработаны там же на группе. То есть, мы договорились, что каждый из нас может как ошибиться, так и попасть под «ошибку» другого и каждый готов встретиться с этим в рамках интервизии.
Ну и как следствие разрешения на ошибки появляется правило «можно экспериментировать». Это крутое правило. Как еще можно понять границы применимости того или другого метода? Лучший способ – попробовать и получить опыт. Когда это можно сделать не на ни в чем не повинных клиентах, а на матёрых коллегах, которые если что знают как справиться с любым вопросом – это же круто, не правда ли?
Хорошо, вот «клиент» с «терапевтом» работают, у них процесс, а что же делают в это время другие участники интервизионной группы? Естественно каждый делает то, что хочет и может и у кого на что хватает фантазии. Первое время, на обучающей группе, когда мы были все такие прямо «терапевты-терапевты», то постоянно пытались вмешаться в чужую сессию и начать помогать, подсказывать. Это было очень терапевтично для самого «терапевта», того кто в данный момент вел сессию. Каждый из нас, побыв в шкуре «терапевта» в сессии с «подсказчиками» и «помощниками» очень быстро научился пресекать эти попытки еще в зародыше. Поэтому остальные участники группы в основном наблюдают за работой «терапевта» с «клиентом».
Очень круто не просто наблюдать, а вести протокол сессии (естественно в обезличенном виде) и в протоколе фиксировать основные этапы сессии, чувства (свои и клиента), гипотезы (свои и терапевта), используемые приемы и т.п. Когда ведешь протокол, то очень быстро понимаешь и структуру сессии и важность каждого из этапов сессии, как будто сам работаешь. А если вы еще и обучаетесь, то эти же протоколы можно сдать потом на сертификацию как свои. Или отдать терапевту, после интервизии. Таким способом после определенного небольшого периода работы в обучающей интервизионной группе у каждого набирается хорошая пачка протоколов своих сессий (тех, где вы были терапевтом, а не клиентом).
Кроме этого, одно время у нас была договоренность о том, что «терапевт» до начала работы может спросить у «клиента» разрешение записать сессию на диктофон, а «клиент» имеет право разрешить или отказать в этой просьбе «терапевту». Но так как писать протоколы с аудио очень затратно и есть добрые коллеги, которые делятся своими протоколами твоих сессий, то постепенно прекратили эту практику.
Есть еще одно важное правило из разряда «само собой разумеющихся», но о котором я лично иногда забываю, когда нахожусь в роли «клиента»: «клиент имеет право в любой момент прекратить работу, по любым причинам». Терапевт в таком случае не кидается сразу выяснять причины, по которым клиент захотел завершить работу («а что это ты?», «может все-таки продолжим?» – в такие моменты это совершенно лишнее), а подтверждает это желание клиента завершить сессию («точно хочешь завершить?») и может спросить «с чем завершаешь работу?», переходя сразу к заключительному этапу консультирования. Причины, по которым клиент захотел прекратить свою сессию, все равно станут явными на следующих этапах.
Шеринг
После того, как «терапевт» так или иначе завершил сессию с «клиентом», то тот, кто был в роли «терапевта» проводит шеринг (от английского слова to share – делиться). Во время шеринга каждый из участников группы делится своими чувствами, которые возникли у него во время сессии. Это же и основная цель шеринга – поделиться возникшими у тебя во время сессии чувствами. Правила шеринга просты и «терапевт» следит, чтобы обратная связь во время шеринга была корректна. Терапевт следит:
· чтобы каждый говорил про себя, про свои чувства, а не анализировал, что было во время сессии. Можно, конечно сказать: «клиент чувствовал то-то и то-то» или «просиходило то-то и то-то», но в этом случае обязательно добавить «что для меня означает то-то и то-то».
· чтобы не было осуждений, обвинений, или каких-то советов. Когда я слышу, как кто-то дает совет (осуждений и обвинений ни разу не слышал), я прошу человека рассказать тот опыт, из которого он вывел это правило, которое преподносит как совет. Когда человек рассказывает реальную историю из своей жизни вместо тупого совета – это намного эффективнее и полезнее как для «клиента», так и для самого «советчика».
· чтобы не было «комментариев на комментарии» то есть, чтобы обратную связь давали по сессии, а не обратную связь на обратную связь другого человека, так как это уже процесс, а не обмен чувствами. Этот процесс «терапевт» останавливает и предлагает тому, у кого пошли чувства на шеринг другого человека рассказать о них после завершения шеринга и процесс-анализа. Так как это сигнал о том, что перед нами следующий горячий «клиент», который уже готов работать, а работаем мы в следующей сессии.
У нас во всех интервизионных группах стихийно сложилось так, что после сессии каждый из участников группы высказывает свои чувства и эмоции. Во-первых, наверное потому, что каждый уже не раз опробовал на собственной шкуре, что бывает когда не выскажешь вовремя свои чувства и подавишь их в себе и больше не хочет повторять этот опыт (если вы не знаете, то ничего хорошего), а во-вторых потому, что можно и сказать «а мне было скучно, я в телефоне копался» или «я спал», не боясь осуждения от других участников группы. Но можно ввести это и как правило: «на шеринге высказывается каждый».
Очень часто после сессии хочется оказать поддержку «клиенту». Это можно сделать и вербально (сказать: «сочувствую тебе и хочу поддержать»), так и действиями (но действия предварительно обозначить словами, например, спросив: «хочу тебя поддержать, можно я тебя обниму?», и получить согласие, прежде чем лезть обнимать).
Процесс-анализ
После того как все высказали свои чувства «терапевт» объявляет этап процесс-анализа. У нас это происходит следующей фразой «терапевта»: «Все высказались по чувствам? Теперь по процессу».
Обратная связь на этом этапе подается следующим образом: «Если бы это была моя сессия, и я бы был «терапевтом», то…». И дальше человек говорит, что бы сделал он, если бы он был терапевтом в сессии с этим клиентом. Иногда рефлексию своей работы начинает сам «терапевт», который говорит, что он делал в только что проведенной им сессии, где у него были какие гипотезы, как он их проверял, что подтвердилось, а что – не подтвердилось, где, по его мнению, были косяки и т.д.
В обучающих интервизионных группах очень полезно отслеживать, насколько хорошо терапевт овладел методом на текущем этапе, выдержал ли структуру терапевтической консультации, как обращался со временем и т.д. Стихийно на первых этапах сложилась так, что мы оказывали поддержку друг-другу во время обучения, давая обратную связь в обязательном порядке по положительным моментам работы во время сессии, что «терапевт» сделал хорошо и правильно, а не только то, где можно эту работу улучшить. На определенном лично для меня этапе эта поддержка стала очень ценным ресурсом.
Для меня этап процесс-анализа стал наиболее ценным и полезным инструментом в плане улучшения собственных навыков и обмена опытом. Поданная в корректной форме обратная связь – это офигительно ценный ресурс, который безопаснее всего получать именно на интервизии, от коллег, которым после стольких проведенных интервизий ты доверяешь и знаешь, что они желают тебе только хорошего.
Перерыв
Про этот этап я могу сказать только одно: можно работать и без перерыва, но с перерывом лучше. После перерыва «лыко да мочало, начинай сначала». То есть, либо появляется еще один «клиент» и проходит еще один цикл: выбор терапевта-сессия-шеринг-процесс-анализ, либо возвращаемся еще к более раннему шагу – сбору запросов.
Заключение
Я рад и доволен, что написал эту статью. Получилось не так кратко, как я хотел, но достаточно полно и структурировано. Если кому-то эта статья окажется полезной – я буду счастлив. Была бы эта статья полезна для меня в то время, когда я не знал, как проводить интервизии? Наверное да, но я бы все равно пошел к старшим коллегам перенимать их опыт, так как статья-статьей, а опыт на собственной шкуре – это опыт.
Удачи вам на поприще психологического консультирования.