интонирование в вокале что это

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.

Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.

Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..

Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).

Методы борьбы с неточной интонацией:

1. Изучение музыкальной грамоты;

2. Постоянный самоконтроль;

3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)

Источник

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

Упражнения для развития мышц лица

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Работа над чистой интонации в пении

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ

, преподаватель хоровых дисциплин,

МБОУДО «Каргасокская детская школа искусств»,

С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.

Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:

1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;

2) Отсутствие певческих навыков;

3) Неумение пользоваться головным резонатором;

4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;

5) Отсутствие координации между слухом и голосом ( т. е. слышит, но не может воспроизвести)

6) Отсутствие ладового чувства;

7) Неквалифицированное певческое обучение.

Методы развития чистоты интонации у детей

Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.

Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.

Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.

По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.

Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.

3. Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.

Источник

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто?

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

Что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто? Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация.

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

Когда вы занимаетесь музыкой, вам необходимо большое количество времени уделять развитию интонации, так как нечистое пение слышно сразу и оно «режет» слушателю уши, вместо того чтобы радовать его.

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, чтобы попасть в ноты?

Есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование.

В нашей школе мы уделяем этому отдельное время в специальном разделе — «Новичок — слух и ритм».

Неправильная постановка голоса

Неправильная постановка голоса также может повлиять на чистоту интонирования. Скажем, обучаясь эстрадному вокалу у «хоровика» или вообще у «пианиста», вы рискуете получить заниженную позицию гортани и зажатую челюсть. Это автоматом ведет к «недотягиванию» многих нот наверху, тусклому пению низов и общему «фальшивому фону» в звучании голоса. Вроде вы попадаете в ноты, но не совсем.

Неправильно подобранный репертуар

Если вы выберите песню, которая не подходит вам по диапазону, вы будет петь её фальшиво. На начальном этапе ученик имеет небольшой диапазон. Если он возьмет песню, которая превышает его возможности, то все ноты, не входящие в его диапазон, будут идти «мимо».

Конечно, фальшь в пении может происходить из-за психологических зажимов. От волнения на сцене или перед компанией друзей исполнитель теряет контроль над голосом и может не попадать в ноты. В таком случае нужно постоянно практиковаться, заниматься, работать над собой и понимать, что в те минуты, когда вы поёте, все внимание направлено только на исполнение — необходимо удержать это внимание, настроиться на позитив и понравится слушателям. Прожить и рассказать историю, которая заложена в песню.

интонирование в вокале что это. интонирование в вокале что это фото. картинка интонирование в вокале что это. смотреть фото интонирование в вокале что это. смотреть картинку интонирование в вокале что это.

Много практики пения на публике решит эту проблему как нельзя лучше. Вы поймете, что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто.

В ходе регулярных занятий вокалом интонация всегда становится чище.

5 советов по работе над интонацией

Вот 5 советов по работе над интонацией:

Заключение

Индивидуальные занятия помогут вам ускорить процесс освоения чистого интонирования и не растягивать занятия на несколько лет. Ведь не всегда вы сами сможете услышать свои ошибки.

Мы обучаем онлайн, вы можете обучаться у нас из любой точки мира и в удобное для вас время. До встречи на уроке!

Чтобы понять, что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, записывайтесь на наш видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>.

Источник

Методическое сообщение: «Развитие чистоты интонации на уроках академического вокала»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Развитие чистоты интонации на уроках академического вокала

Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала в передовой практике и в настоящее время остается одной из важнейших проблем вокальной педагогики.

Чистота певческой интонации зависит от многих факторов, в первую очередь, от степени развития музыкального слуха, и в дальнейшем уже от степени развития профессиональных певческих навыков.

Точное интонирование или чистая интонация – верная передача высоты музыкальных звуков.

В пении всё взаимосвязано. Развитие одних вокальных навыков помогает развиваться другим вокальным, а также творческим, музыкальным навыкам. Такое взаимодействие постепенно формирует голосовой аппарат.

Чистота интонации и музыкальные способности .

Умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не являются единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Борис Михайлович Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию. Музыкальные способности развиваются успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, учитывая индивидуальные особенности их музыкальности.

Но музыкальные способности – приобретаемое свойство личности, не заложенное в человеке от рождения. Предпосылками музыкальных способностей являются задатки. Разные задатки по-разному развиваются, но даже при минимальном воздействии на их развитие и при неблагоприятных условиях – задатки, к примеру, высокого уровня могут развиваться достаточно быстро. наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки – все это предпосылки успешного обучения навыкам вокала.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.

Главные компоненты мелодического слуха :

Ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха.

Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.

Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.

Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения (без опоры на фортепиано или педагога).

Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.

Способность произвольно, т. е. сознательно, по своему желанию, пользоваться слуховыми представлениями без опоры на их восприятие определяется как «внутренний слух». Пение без сопровождения возможно только при развитом «внутреннем слухе».

Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями : наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании.

У детей с сильным слуховым (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются уже в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.

Чистота интонации и певческий голос .

Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции . В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании .

Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации.

Причины неверного вокального интонирования:

отсутствие слухо-голосовой координации.

Данную причину выделяет исследователь Н.А. Метлов в своем труде «Музыка детям»: «Те, у кого отсутствует координация между слухом и голосом, прекрасно слышат, но поют мелодию на кварту или квинту ниже остальных. Самое важное в работе с такими детьми, научить их слышать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию».

Нарушение строения голосового аппарата.

При подобном варианте стоит обращаться к помощи врача-ларинголога.

Слаборазвитый музыкальный слух.

Когда голос не подвластен ушам, отсюда возникает их несогласованность. Случай отсутствия слухо-голосовой координации в музыкальной педагогике не единичен. С этой проблемой столкнулся еще в XIX веке один из основоположников вокальной методики – М.И. Глинка. «Хотя слух у меня был отличный, в первые месяцы от непривычки слушать себя, я пел фальшиво» – повествует Михаил Иванович в своих работах.

Эту причину выделяет Николай Афанасьевич Метлов, приходя к выводу, что «некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение».

Для устранения проблемной интонации были рассмотрены и проанализированы методики следующих авторов:

Вокальная методика М.И. Глинки. Михаил Иванович Глинка (родоначальник русской школы пения). При его среднем голосе, как он сам о нем отзывался – небольшой диапазон, без особой силы и красоты – его современники с восторгом отзывались об удивительном исполнении произведений его авторства.

Так, показательными упражнениями метода явились этюды для его ученика О. Петрова. Этюды, построенные на разных ладах, служили развитию интонационного слуха, поскольку их отличает отсутствие аккомпанемента, что полезно для выработки чистоты интонирования. Данные этюды Михаил Иванович рекомендовал исполнять на гласную «А», в итальянской манере. Стоит отметить примечания, оставленные автором, служащие для достижения результатов развития вокального навыка:

1. Чтобы прямо попадать на ноту;

2. Обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса;

3. Петь не громко и не тихо, но вольно;

4. Не делать крещендо, взять ноту, держать ее в равной силе;

5. Стараться уровнять все ноты.

Упражнения данной методики выстроены поступенно и подходят как для взрослых певцов, так и могут использоваться в работе с детьми.

Труды Дмитриева Леонида Борисовича. Он является автором издания «Основы вокальной методики» Л.Б. Дмитриева». Рассматривая проблему нечистоты интонации, Дмитриев называет не только недостаточную степень развитости музыкального слуха, но и говорит о позиционной нечистоте, которая возникает из-за неправильного использования тембра, приводя к занижению, или завышению. Поэтому в первую очередь он предполагает развитие музыкального слуха. После отработки точности вокальной интонации рекомендует использовать упражнения для начинающих, которые бы не представляли сложности, поскольку внимание должно сосредотачиваться на голосообразовании. Упражнения включаются в тренировочную часть урока, подразумевающую выполнение обучаемым привычных действий, не требующих от него такой концентрации, как от работы над самими произведениями. Но, тем не менее, упражнения нуждаются в тщательности. Причем если на начальных этапах подразумевается подыгрывание на инструменте, то далее Дмитриев советует как можно скорее от него отказаться, используя лишь тщательно продуманный аккомпанемент, который бы не отвлекал от исполнения, а помогал предугадывать движение упражнения обучаемому. Упражнения приведены в Приложении № 1.

Методика обучения пению Г.П. Стуловой. Профессор Галина Павловна Стулова имеет многочисленные труды, посвященные вокальному исполнительству. Для анализа проблемы интонирования мною был выбран труд «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Одним из основных методов послужил метод мысленного, или внутреннего пения. Способ его действия примерно такой, как при мыслительной деятельности. По аналогии, при пении тоже происходят микроколебания складок голосового аппарата. В начале пути обучения вокалу навыков вокального голосообразования у обучаемых нет, потому и микроколебания голосовых складок отсутствуют, либо далеки от идеала. Но, тем не менее, мысленное пропевание имеет смысл на этапе работы над интонацией, подготавливая благоприятную почву для обучения вокалу. В данном процессе задействован механизм музыкально-слуховых представлений, активизируя внимание на запоминании звукового эталона. Интонация может улучшиться только при реальных попытках запомнить пример звучания и воспроизвести его мысленно. Особую эффективность данный метод приобретает при сочетании его с методом показа и подражания.

Приемы развития слуха и голоса Г.П Стуловой:

 повтор обучаемым отдельных звуков после показа инструмента;

 прямое подстраивание голоса к звучанию рояля или голоса преподавателя;

 пластическое интонирование движения музыкального рисунка, мелодии;

 пропевание с отсутствием музыкального сопровождения;

 вычленение из песни оборотов, вызывающих затруднение интонирования, с целью сделать из него упражнение для исполнения в разных тональностях;

 транспонирование песни в другие тональности с целью нахождения более удобной для исполнения;

 вычленение звука или нескольких из интервала или аккорда для их исполнения;

 предчувствие первого звука песни, представление его в уме до воспроизведения;

 снятие форсирования звучания и уточнения интонации с помощью исполнения произведения стаккатированным, неутяжеленным звуком на согласную «у».

Методика музыкально-певческого воспитания Дмитрия Ерофеевича Огороднова (музыкант, ученый, педагог с многолетним опытом). Трудом, подводящим результат его работы, связанной с обучением пению, является учебное пособие для студентов «Методика музыкально-певческого воспитания». Методика посвящена обучению пению в общеобразовательных школах. Дмитрий Ерофеевич повествует о детях-«гудошниках», у которых проблемы с интонацией, но в их число не входят больные дети. И при своевременном вмешательстве опытного педагога такие дети тоже могут правильно интонировать. Как причину неточности интонации Огороднов выделяет затруднения в управлении голосовым аппаратом, из-за чего ребенок не может скоординировать свои слуховые представления с воспроизведением голосом. Ниже приводятся приемы, описываемые Дмитрием Ерофеевичем в книге:

 начиная со стаккато поем звуки, поступенно вверх, переходя на легато (добиваемся непринужденного звучания);

 освобождаем нижнюю челюсть, хорошо открывая при пении рот (гласная У), при таком пении происходит избавление гортани от напряжения;

 упражнение дается на слух, но следует подкрепить его зрительным способом;

 при подстраивании к голосу, задаваемый образец должен быть воспроизведен в высокой певческой позиции;

 упражнения, наподобие «кукушка», содержащие игровой, живой момент;

 при работе с классом, создать «гудящему» доброжелательную атмосферу, поощряя любой его малозаметный успех, вызывая желание двигаться вперед.

Если данные приемы не особо способствуют улучшению интонирования, то ему рекомендуется плотно закрыть уши. Данный прием возможен и по отношении к другим ученикам, послушать себя, закрыв одно ухо.

 углублению насыщенности звучания голоса;

 приданию полетности звука;

 преумножению силы звучания;

 и в целом раскрепощенное, свободное звучание при процессе пения.

Данный методический комплекс включает в себя шесть групп упражнений, связанных между собой:

 гимнастика артикуляционного аппарата;

 тренаж голосовых сигналов доречевой коммуникации;

 упражнения для грудного регистра у женщин и детей;

 тренировочная программа на переход из грудного в фальцетный регистр;

 упражнения фальцетного регистра у женщин и детей.

В изучении вопроса развития интонации обучающихся особенно интересна вторая группа упражнений, предлагаемых Емельяновым.

Упражнение 1. Согласные звуки «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж» произносить активно, каждый по четыре раза. Между звуками рот должен возвращаться в исходное положение: максимально открыт, форма прямоугольника.

Упражнение 2. Носит название «страшная сказка». У обучающегося должен быть испуганный вид, рот открывается словно выдвижной ящичек, движением вперед-вниз. Незаметными движениями губ произносить следующие гласные: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ».

Упражнение 3. Положение рта то же. Суть упражнения заключается в переключении регистров с грудного на фальцетный и обратно, легкими, скользящими глиссандными интонациями. Пример упражнения приведен в Приложении №2.

Упражнение 4. Расслабленное состояние лицевых мышц, язык лежит на нижней губе. В таком расслабленном состоянии со слегка приоткрытым ртом издаем скрипящие звуки по звучанию между «А» и «Э». Звук неопределенной звуковысотности, рокочущий.

Упражнение 5. Отличается от предыдущих тем, что не нуждается в определенном положении, состояние при выполнении повседневно-комфортное. Сначала фальцетом издается высокий полетный звук, при помощи глиссандо спускаемся в грудной регистр к скрипящему звуку из предыдущего упражнения. Польза упражнения состоит в развитии связи пространсвенного ощущения с голосообразующими движениями. Из наиболее часто применяемых педагогами заданий – рисование движением голоса бронтозавра. Схема бронтозавра доступна для ознакомления в Приложении №3.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ.

Методы и приемы развития интонации путем активизации ассоциативно-образного мышления.

1. Наглядный метод : наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2 . Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1 . Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и многих других авторов. В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *