инженер что они делают
Профессия: Инженер
Чем занимается инженер? Сколько он зарабатывает? Как им стать?
Техника техникой, но лифт ломается чаще, чем лестница.
Станислав Ежи Лец
Описание профессии
Инженер – это специалист-изобретатель, который создает или совершенствует технические механизмы. Профессия насчитывает уже несколько сотен и даже тысяч лет. К величайшим известным инженерам относятся Архимед, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Генри Форд, Сергей Королев, Илон Маск, и череда гениальных технарей никогда не иссякнет.
Популярные направления и специализации
Специалисты инженерных профессий работают в машиностроении, добыче нефти и газа, строительстве, на всех типах производства. Они задействованы на каждом этапе создания продукта. Поэтому есть специалисты, которые проектируют, те, что налаживают производство деталей. Есть инженеры, которые следят за безопасностью, и те, кто обслуживает созданную технику.
Профессия «инженер» становится синонимом «технического специалиста», поэтому среди инженерных специальностей есть и инженеры-химики, инженеры по бурению, инженеры по безопасности, QA-инженеры (тестировщики программного обеспечения). Более полную подборку и описание инженерных профессий вы найдете в разделе Профессии >>
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны профессии: |
+ Уважаемая профессия. Строить дома и создавать прогрессивные механизмы всегда было нужно, полезно и престижно.
+ Результаты работы видны сразу. Даже если цикл производства занимает некоторое время, инженер увидит результат и услышит отзывы.
+ Всегда актуальная профессия. В отрасли всегда ощущается дефицит кадров, поэтому работа есть и для молодых и для опытный специалистов.
Отрицательные стороны профессии:
— Высокий уровень ответственности. При проектировании здания, буровой установки или даже небольшой детали в эскалаторе всегда важно помнить о безопасности.
— Много рутины. Иногда приходится много раз исправлять и полностью переделывать чертеж проекта, основное время работы занимает не «изобретательство», а проектирование, написание технической документации и расчеты.
— Условия труда. Хоть инженер и относится к профессиям умственного труда, но проверять работоспособность изделий ему приходит и на стройплощадке, и в цеху, и в полевых условиях.
Какими качествами должен обладать инженер
Что еще ему пригодится в работе?
✎ Пространственное мышление
✎ Креативность
✎ Логика
✎ Ответственность
✎ Усидчивость
✎ Обучаемость
Где учиться
Где работать инженеру
Средняя заработная плата и востребованность
Диапазон зарплат инженера:
✔ 45 000 – 220 000 рублей
Что делать уже сейчас
Желаем вам самореализации в инженерных специальностях и не только.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Инженер
Инженер – это человек, который создает, усовершенствует, ремонтирует разнообразные технические приспособления, оборудование, машины, установки, коммуникации и т. д. Сегодня популярность набирают новые инженерные специальности, связанные с робототехникой, медициной, химией и биологией. Профессия относится к категории «человек-техника», она придется по вкусу абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют физику, химию, математику. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кто такой инженер?
Инженер – это подготовленный специалист, стремящийся создавать новые технологии и усовершенствовать те, которые уже существуют. Инженеры облегчают жизнь и труд людей, занимаясь разработкой машин, механизмов, приборов, летательных аппаратов – все того, что окружает нас. Они несут ответственность за прикладные исследования, конструкторскую и технологическую деятельность, занимаясь:
Конструкторы отвечают за проектирование, технологи – за усовершенствование, правильное функционирование, ремонт, а механики – универсальные специалисты. Однако перечень обязанностей зависит от направления деятельности инженеров, ведь они могут работать с вентиляционными системами, военно-промышленным комплексом, биотехнологиями, а также создавать предметы и технику, предназначенные для бытового применения.
Особенности профессии
Сегодня доступно много разновидностей инженерных профессий, связанных с той или иной сферой. Например, инженеры-нефтяники, буровики, горняки занимаются добычей полезных ископаемых. Биотехнологи прочно связаны с химией и смежными науками, они используют в работе генную инженерию, поэтому могут создавать, например, сорта растений, лекарственные препараты с необходимыми или улучшенными свойствами. Инженеры по 3D-печати осуществляют полный цикл технического сопровождения, направленный на 3D-печать продуктов питания, органов и тканей, зубных протезов и много другого.
Существуют инженеры-технологи пищевых производств, которые разрабатывают новые рецептуры, создают и внедряют производственные линии, контролируют качество сырья и готовой продукции. Онтоинженеры работают с искусственным интеллектом, профессия связана с программированием. В отдельную группу стоит отнести инженеров, которые занимаются конструированием и внедрением холодильного оборудования, систем кондиционирования воздуха, инженерных сетей и коммуникаций. Также есть более узкие специализации: инженер по охране труда, инженер-строитель и химик-технолог, специалист по солнечной энергетике. Последний отвечает за производство, монтаж и последующую правильную работу солнечных электростанций.
Можно долго перечислять узкие специализации, ведь инженеры есть везде: они контролируют работу АЭС и гидроэлектростанций, отвечают за то, чтобы производственное оборудование работало и охлаждалось правильно, внедряют нанотехнологии, создают машины и процессы автоматизации, летательные аппараты – от вертолетов до космических кораблей. Их деятельность может быть связана с физикой, программированием, конструированием, математикой, химией, биоинженерией и биологией, а также военным делом, экономикой и другими областями.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Инженер – технический специалист, поэтому для него характерны высокая точность, педантичность, математический склад ума. Важны техническая грамотность, аналитические способности, целеустремленность, усидчивость, самодостаточность.
Обучение на инженера
Чем занимаются инженеры в современной России и зачем они нужны
В советское время инженеры нередко становились героями книг и фильмов: Олег Прончатов из одноименного сериала метит в директора сплавконторы, Петр Гарин собирается захватить мир с помощью гиперболоида, а инженер Баркасов попадает в нелепые истории. Сегодня у массовой культуры другие герои. Вместе с Национальной ассоциацией инженеров-консультантов в строительстве выясняем, почему раньше профессией инженера так гордились и можно ли в XXI веке вернуть ей утраченный престиж.
От розмыслов до инженеров
Норманны и арабы говорили о Руси как о «стране городов», имея в виду хорошо укрепленные поселения: Чернигов, Киев, Новгород. А где города, там и инженерные задачи. Мастеров, знающих толк в крепостных стенах, мостах и дорогах, называли «розмыслами». В отдельную профессию инженерия оформилась при Петре I. В 1701 году с помощью британских инженеров и математиков он организовал школу математических и навигацких наук. Долгое время к российским специалистам относились как к помощникам зарубежных: крупными стройками в основном занимались иностранцы. Одним из первых значимых объектов именно российского инжиниринга стал Николаевский мост (1842–1850) — первый постоянный мост через Неву. После революции его переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, а с 2007 года он называется Благовещенским.
В то время инженерная профессия особой популярностью среди дворян не пользовалась. Чтобы привлечь высшие слои общества, Горный институт даже включил в свою программу танцы, фехтование, литературу и пение. Но план провалился: выпускники шли в актеры. За десятилетие на рубеже веков из-за реформы образования число студентов инженерных институтов увеличилось втрое. Минимальный оклад молодого инженера составлял 75 рублей, тогда как десятник, старший над группой рабочих, зарабатывал 25 рублей. Для сравнения: 1 фунт пшеничной муки в те времена стоил около 8 копеек.
Разрыв между заработными платами молодых специалистов и десятников особенно возмущал простых заводских рабочих. После Октябрьской революции инженерам это припомнили: пролетариат заклеймил их эксплуататорами. На время большевиков и инженеров примирила общая мечта об электрификации, которой занималась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану ГОЭЛРО 1920 года была разработана система из 30 электростанций, и инженеры оказались обеспечены работой на ближайшие годы. Постепенно власть менялась: сталинская гигантомания шла вразрез с принципами оптимизации инженеров 1920-х годов. Начались преследования.
Золотой век российского инжиниринга
После войны инженеры восстанавливали промышленность. Довоенный уровень производства был достигнут уже к 1948 году. В 1954 году в СССР построили первую в мире промышленную атомную электростанцию, а в 1957-м инженер Сергей Королев впервые в истории человечества запустил на орбиту искусственный спутник Земли. Инженеры не только пользовались уважением, но и неплохо зарабатывали, а также оказывали инжиниринговые услуги за рубежом. Параллельно шла усиленная подготовка кадров. Для примера: в 1940-м из учебных заведений выпустились 24,2 тыс. инженеров, а в 1960 году уже 95,2 тыс.
В период застоя количество специалистов перевесило качество: с 1960 по 1970 год дипломированных специалистов стало больше в 2,3 раза, однако, как пишет газета «Правда» за 1987 год, «рост численности инженеров и техников значительно опережал «прибавку» от результатов их деятельности». Причины тому — разрыв между вузовской подготовкой и реальными потребностями производства, а также снижение уровня инженерного образования. Это привело к уменьшению новых разработок. После распада СССР многие предприятия и исследовательские институты закрылись, а вчерашние инженеры ушли в другие сферы. Последствия этих событий влияют на отрасль до сих пор.
Трудности перевода
Ряд факторов размыл границы инженерной профессии. Формально в современной России не оказывают инжиниринговые услуги, а понятие «инжиниринг» до сих пор не закреплено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Геннадий Сахаров, директор по капитальным вложениям, государственному строительному надзору и государственной экспертизе госкорпорации «Росатом»:
«К сожалению, при переходе России на ОКВЭД в 2003 году случилась, на мой взгляд, техническая ошибка: термин engineering был переведен как «инженерно-техническое проектирование», что достаточно узко и не отражает всего спектра услуг. В итоге понятие «инжиниринг» до сих пор в России системно не легализовано».
Круг терминов и определений российского инжиниринга формируется уже более 20 лет, но чем именно занимаются или должны заниматься современные инженеры, до конца не ясно. Государственный стандарт «Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения» определяет инжиниринг как «деятельность исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовку технико-экономических обоснований проектов, выработку рекомендаций в области организации». Терминология национального стандарта «Инжиниринг в строительстве» звучит еще более общо: инженерно-консультационная деятельность — это «решение инженерных задач, связанных с созданием или совершенствованием продукции, систем и/или процессов».
В качестве юридического лица инженер фигурирует в одной статье Гражданского кодекса. По закону заказчик может нанять инженерную организацию для контроля подрядчика. Однако, как отмечает Геннадий Сахаров, на практике «при реализации проектов по 44-ФЗ и 223-ФЗ эту функцию выполняет технический заказчик», а не инженер. «У многих людей, в том числе специалистов, работающих в инженерных и строительных областях, часто возникает недоумение: а что, у нас в современной России нет инженеров и инжиниринга? А вот получается, что как бы есть, но формально нет. Разрозненные определения кусками вставлены в тот или иной нормативно-правовой акт или профстандарт. Пока не систематизирована терминологическая база, ни у кого не будет никакой ясности», — считает Геннадий Сахаров.
Чем занимаются европейские инженеры и кто их контролирует
За рубежом инжиниринговую деятельность с 1913 года регулирует Международная федерация инженеров-консультантов (FIDIC, Fédération Internationale Des Ingénieurs-Conseils). Сегодня представительства FIDIC есть во многих странах мира. В России это Национальная ассоциация инженеров-консультантов (НАИКС).
Согласно ценностям FIDIC, в основе деятельности инженеров-консультантов должны лежать честность и стремление повышать качество услуг: «Такой инженер действует беспристрастно, а также выполняет функции по досудебному урегулированию споров», — отмечает Сахаров. Этот подход выгоден всем участникам процесса, поэтому Международная федерация инженеров-консультантов заключила со Всемирным банком и Межамериканским банком развития рамочное соглашение, по которому стороны в течение пяти лет перейдут на использование типовых контрактов FIDIC — EPC (М). Такие контракты позволяют управлять рисками, снижать затраты для клиентов и компаний и формировать единую базу документации для закупок. По условиям контрактов исполнитель несет ответственность за цепочку взаимосвязанных процессов, из которых и состоит аббревиатура EPC (M): engineering (инжиниринг), procurement (снабжение), construction (строительство и запуск объекта), construction management (управление проектом).
В Национальной ассоциации инженеров-консультантов полагают, что с внедрением типовых контрактов строить объекты станет быстрее и проще, поскольку армию подрядчиков заменит один-единственный, который возьмет на себя ответственность за ошибки. А еще, как считают эксперты, коррупции и злоупотреблений станет меньше.
Национальная ассоциация инженеров-консультантов в строительстве, которая появилась в 2014 году, стремится уравнять российское законодательство с международными стандартами и нормами. Главная цель организации — сформировать российское экспертное сообщество. Профессиональное комьюнити будет заимствовать и адаптировать для России доказавшие свою эффективность и касающиеся индустрии мировые практики.
Инженерный ренессанс и революция
Сегодня в России возрождают интерес к инжинирингу. Это касается в том числе образования. Например, летом 2020 года председатель правительства Михаил Мишустин утвердил «дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна. Среди запланированных мероприятий — создание профильных центров на базе инновационных кластеров и вузов. Те, кто недавно получил диплом, в первую очередь ждут от инженерного образования востребованности: «Я выбрал профессию инженера, потому что в ней есть перспективы. Мы переходим в новую цифровую эру. Будут возводиться новые города, где инженеры востребованы, начиная от проектировщиков и заканчивая теми, кто это обслуживает и развивает. Инженеры необходимы везде. «Сколько живет человек, столько и идет стройка», — говорила мне мама еще при поступлении. Это так», — рассказывает о начале профессионального пути Александр Бирюков, менеджер проектного офиса отраслевого центра капитального строительства «Росатома».
Одновременно с этим четвертая промышленная революция уничтожает одни профессии и усложняет другие. На смену инженеру с линейкой и карандашом приходит инженер, который работает в цифровом мире: создает детализированные BIM-модели будущих объектов, с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности занимается прототипированием изделий, прогнозированием и так далее. Современный инжиниринг касается всех стадий жизненного цикла продукта: от замысла и разработки до запуска и утилизации. И на всех этапах цифровой инженер использует инновационные цифровые инструменты. «Моя работа заключается в создании несущего каркаса здания. Это большая ответственность. Приходится все перепроверять по нескольку раз, но расчетные программы помогают не ошибиться. Раньше это делалось вручную, а теперь технологии ускорили процесс. Поэтому сотрудники должны регулярно проходить повышение квалификации, иначе знания устаревают. В то же время за серьезную подготовку я благодарна своему вузу — Московскому государственному строительному университету. При поступлении многие думают, что будут рисовать красивые домики, но приходится думать о болтах, рассчитывать узлы. Я довольна своим выбором, мне нравится решать неординарные задачи», — рассказывает Ольга Никитина, инженер-проектировщик третьей категории в компании «ВСК-Инвест».
В профессии молодых инженеров привлекают и передовые технологии, а специальность регулярно попадает в списки самых востребованных. Кроме того, российским инженерам рады и за рубежом. Инженерное дело по популярности почти не уступает естественным наукам, экономике и менеджменту, и, по прогнозам, процент заинтересованных в технических профессиях будет только расти. Деньги тоже играют роль: зарплата в России за 2020 год составляет около ₽35 000, а оклад инженера — ₽49 000. Причем больше всего зарабатывают инженеры-программисты: ₽72 000. Это выше средних показателей по стране, но значительно ниже начальной зарплаты инженеров на международном рынке.
При этом российским вузам сложно успевать за быстрой сменой технологий. Поэтому в рамках национальных проектов разработали модель подготовки инженерных кадров, которая включает базовую инженерную и профессиональную подготовку, развитие STEM-компетенций (science — наука; technology — технология; engineering — инжиниринг; math — математика), междисциплинарность и активное участие индустриальных партнеров в образовательном процессе.
«Инженер — это основополагающая профессия современного мира: без него нельзя построить ни больниц, ни школ, ни домов, а значит, остальные профессии будут бесполезны. Я учусь в Российском университете транспорта (МИИТ). Теоретическая подготовка очень хорошая. Но в прикладных дисциплинах образование не всегда поспевает за изменениями в нормах и технологиях», — делится опытом Игорь Галабурда, студент третьего курса.
Сегодня российскому инжинирингу нужны «интеграторы», то есть специалисты, которые управляют проектом от идеи до вывода на рынок. А еще «трансляторы» — те, кто умеет связывать высокотехнологичные процессы. Подготовка квалифицированных кадров для российского инжиниринга — одна из задач Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве. НАИКС занимается обучением специалистов различных отраслей.
Требуется космодорожник
Отечественный инжиниринг постепенно возвращает себе престиж, но это не единственная тенденция. Предполагается, что в ближайшем будущем появятся новые инженерные специальности: например, инженер-космодорожник будет следить за космическими полетами, как это делают авиадиспетчеры, а тканевый инженер займется выращиванием структур для пересадки органов.
В 2017 году на базе НАИКС появилось российское отделение международной профессиональной организации buildingSMART, которая разрабатывает цифровые стандарты передачи и хранения данных в строительной отрасли. Программы обучения и сертификации НАИКС развивают компетенции в области информационного моделирования и управления проектами, а в 2021 году Ассоциация планирует запустить собственный реестр инженеров-консультантов. Прошедших сертификацию специалистов зачислят в «инженерную элиту». Это большая работа, главная цель которой — вернуть престиж профессии.
«Думал, это престижно, что я не менеджер»: сколько зарабатывают инженеры
В России
Для этого выпуска мы выбрали 10 историй инженеров, которые работают в разных городах и сферах — от мобильных сетей и теплоэлектростанций до горной промышленности и авиастроения.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
«Чувствуешь себя винтиком целого механизма»
Должность: инженер-конструктор на заводе
Город: Москва
Доход: до 120 000 Р
Я учился в филиале Московского государственного университета приборостроения и информатики в своем городе. Попал вместе с одногруппниками на практику на завод. Там как раз набирали студентов в новый отдел. Тогда только зарождалось 3Д-моделирование: нужно было сделать 3Д-модель изделия, посмотреть по ней, что может пойти не так во время сборки в цехе, оперативно внести изменения и таким образом уменьшить количество доработок на живом изделии.
Работаю здесь уже семь лет. Живу в Подмосковье, а на работу езжу в Москву — уходит порядка полутора часов от порога до порога. Рабочий день начинается в семь утра, поэтому встаю я около пяти.
Работаю в основном за компьютером, а в обед стараюсь выбраться погулять. Бывает, нужно съездить на производство — это мне особенно нравится, потому что там я вижу плоды своих трудов.
Подработки бывают не очень часто, но если бывают, то долгосрочные — приходится выкладываться по полной. В такие моменты чувствуешь себя винтиком целого механизма.
«Один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет»
Должность: инженер в иностранной компании, которая занимается оборудованием для горных работ
Город: Кемерово
Доход: 100 000 Р
Прогресс здесь, конечно, не такой быстрый, как в ИТ, и нередко применяются технологии, которым больше десятка лет, а то и несколько десятков, но один раз выучиться и потом всю жизнь этим зарабатывать не выйдет.
С 2011 года и до сих пор работаю в российском представительстве иностранной компании, которая занимается производством и обслуживанием оборудования для горных работ. Иностранное происхождение работодателя сказывается, национальная специфика хоть и накладывается, но выражена не так явно, как у исконно российских работодателей. Я подразумеваю такие принципы, как «я начальник, ты дурак», «не нравится — у меня за забором куча желающих поработать» и прочее в таком духе. Здесь этого практически нет.
Сейчас я закреплен на сервисном контракте и практически все свое рабочее время провожу на территории заказчика, где работают несколько канатных карьерных экскаваторов нашего производства. В основном консультирую персонал, но некоторые работы выполняю сам. Если производится техобслуживание или ремонт, то провожу весь день на экскаваторе, иногда приходится выезжать и в нерабочее время. Если нет, занимаюсь отчетной или подготовительной работой по ремонтам, перепиской с техподдержкой при необходимости.
Для меня самый положительный момент — что большую часть рабочего времени я провожу с техникой, а не с людьми.
Карьерный экскаватор — очень дорогая машина, ее простои — огромная недополученная прибыль для заказчика, поэтому практически все изумительные истории в нашей работе связаны с запуском в работу неисправной машины при отсутствии оригинальных запчастей в наличии. Однажды мы обнаружили неисправность соединительного шлейфа между двумя электронными платами электропривода. Неисправность эта не типовая, в наличии такие шлейфы никто не держал, однако внешне они напомнили мне те, что я видел в обычном компьютере. Я попросил друга разобрать свой компьютер и привезти мне этот шлейф — посреди ночи, между прочим, — и после небольшой доработки ножовкой он встал на место как родной. Работает уже семь лет.
Сейчас я зарабатываю чуть больше 100 000 Р в месяц после уплаты НДФЛ. Кроме того, работодатель оплачивает ДМС, страхование от несчастных случаев, а также предоставляет служебный автомобиль. Для моего региона это довольно хорошие условия. К сожалению, на инженерной должности заработать существенно больше крайне затруднительно — только в случае роста в руководители или перевода в менеджеры по продажам, но мне это не интересно. Подработки я не беру, свободное время лучше потрачу в свое удовольствие.
В среднем после всех расходов у меня остается 40 000—50 000 Р в месяц, обычно вкладываю их в уменьшение долга по ипотеке. Сейчас я планирую переезд в другую страну, поэтому крупных покупок не совершаю, но потом свободные средства буду инвестировать и тратить на образование.
Несомненно, я продолжу заниматься инженерным делом, однако хочу уйти из технического обслуживания в разработку или хотя бы во внедрение новых проектов, так как техобслуживание — это очень рутинное занятие и особого профессионального роста не предполагает.
«Из сотрудника стараются выжать побольше, если он хочет нормально зарабатывать»
Должность: инженер-конструктор на авиазаводе
Город: Иркутск
Доход: до 25 000 Р
Окончил бакалавриат по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». После упорно пытался попасть на контракт в вооруженные силы по специальности. В итоге насмотрелся всякого и после разговора с одним товарищем капитаном решил, что пора перестать стучать в эту дверь.
Решил переехать в Новосибирск, поступил в магистратуру НГТУ, но после первого же семестра перевелся в Иркутский политех. Здесь выбрал уже другое направление — конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. К концу первого курса на мое резюме ответили с авиазавода. На собеседовании меня ни о чем не спрашивали, кроме того, пойду ли я в армию, и взяли инженером-конструктором.
Мне нравится элемент творчества: технические задания приходят на самые разные виды оснастки — от тележки до стапеля, от съемника до фиксатора. Но для этого нужно много знаний. Считаю, что эта профессия подходит только людям увлеченным. Почему — видно из размера зарплаты.
Подработки я целенаправленно не беру, но иногда попадаются сами: там печь нарисовать, тут с курсовой помочь. Но это мелочи.
Я езжу на работу из соседнего города, трачу на проезд около 5000 Р в месяц. Еще 3500 Р плачу за коммуналку и интернет, остальное уходит на еду. Бывает, остается немного денег, но чаще всего получается впритык.
Если заболел или, например, порвались джинсы, то ты в минусе.
Считаю, что моя работа — это очень ценный опыт. Однако понимаю, что задерживаться тут нельзя, нужно искать что-то более оплачиваемое. К слову, руководитель группы со стажем 40 лет получает 60 000—65 000 Р в месяц. Нужно учиться новому, например промышленному дизайну. Либо заниматься тем же моделированием, но в другой области.
«Мы все привыкли к горячей воде, но мало кто задумывается, как это сложно в производстве»
Должность: инженер-энергетик на ТЭЦ
Город: Владивосток
Доход: 65 000 Р
В институте я тысячи раз слышал байку о том, как мы важны для своей отрасли, что нас с руками и ногами заберут, как только мы выйдем за порог университета. Но реальность такова, что ты никому не нужен без опыта работы. После двух месяцев поисков меня пригласили работать в другой город. Поскольку вариантов не было, я рискнул. А через полтора года вернулся и без проблем устроился в родном городе.
Суть работы в моей отрасли — получать, передавать, распределять тепловую и электрическую энергию. Я инженер эксплуатации теплотехнического оборудования на ТЭЦ. Под моим контролем находится оборудование котлотурбинного цеха различной мощности. Я должен составлять ремонтные программы, контролировать эксплуатацию оборудования, организовывать его ремонт и вести документацию.
Работа связана с большими рисками и влиянием вредных факторов на здоровье. Это высокие температуры — в цехе бывает до +80 °C, шум, вибрация, угольная пыль. Оборудование давно устарело и даже неоднократно выработало свой эксплуатационный ресурс. Но ничего не поделаешь: в нашей стране энергетическая отрасль не удостоена пристального внимания.
Мы все привыкли к горячей воде и не можем обойтись без электричества, но мало кто задумывается о том, как это сложно в производстве. Энергетик должен обладать знаниями в области физики, термодинамики, гидрогазодинамики, механики, химии и других наук. Работа с критическими параметрами оборудования — температура пара до 555 °C, давление свыше 100 кгс/см² — требует профессионализма и любви к своему делу.
Я хотел бы иметь дополнительный доход, обрести финансовую независимость и уйти из энергетики. Лучшим решением будет обучиться профессии, которая позволит работать из любой точки мира, имея под рукой компьютер.
«Нравится работа, но не зарплата»
Должность: инженер по управлению и мониторингу в едином центре управления сетью «Мегафона»
Город: Санкт-Петербург
Доход: 47 000 Р
Я с детства интересовался мобильными телефонами и тем, как работает мобильная связь. Хотел работать именно в «Мегафоне», тогда это была несбыточная мечта. Поступил в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени М. А. Бонч-Бруевича. Сразу после выпуска, осенью 2014 года, стал целенаправленно изучать вакансии «Мегафона». После собеседований меня готовы были взять сразу на три. Я выбрал работу с радиосетью и системами жизнеобеспечения базовых станций в едином центре управления сетью, он же ЕЦУС, он же GNOC. Сейчас мое направление стало называться «технические инновации и инфраструктура».
Суть моей работы — обеспечивать работоспособность антенн в центральном филиале. Сюда входит семь областей: Тульская, Курская, Калужская, Орловская, Брянская, Владимирская и Нижегородская. Все происходит удаленно, с помощью сигнальных сообщений на трех больших мониторах. Также в нашем центре есть видеостена длиной примерно 30 метров и высотой 3 метра — туда выводятся самые важные данные по всей России.
Я работаю сутки через трое. Приезжаю к девяти утра, желательно за 10—15 минут уже быть на месте, чтобы принять смену у инженера, который уходит с суток. Загружаю ПК под своей учетной записью, запускаю системы управления и мониторинга. Около 10—11 утра перерыв на чай, обед после 12:30, вечером тоже есть перерыв на чай. После шести вечера рабочая обстановка обычно становится спокойнее, так как домой уходят коллеги-пятидневщики, а коллеги из регионов не так активно пишут письма и звонят, да и вообще что-то ломают на сети. Ужинаю около восьми, есть даже возможность сходить в магазин. Трудности возникают иногда из-за большого количества аварийных сообщений или одной большой аварийной ситуации — тогда не отлучиться. После 11 вечера обычно производят плановые работы и стресс-тестирования на сети, иногда они растягиваются до 2—3 часов ночи — это прибавляет работы и ответственности. К девяти утра готовлюсь сдавать смену и еду домой отсыпаться.
Чтобы зарабатывать больше, нужно стать старшим инженером, но для этого придется дождаться освободившегося места или перейти в другое подразделение — и не факт, что зарплата сразу увеличится. Или устроиться в другую компанию. Здесь меня держит график и нравится работа, но не зарплата.
«Доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям»
Должность: инженер в дата-центре
Город: Новосибирск
Доход: 35 000 Р
В 2017 году я окончил Колледж телекоммуникаций и информатики в Новосибирске, поступил заочно в вуз и работал в компании, бравшей на аутсорсинг ИТ-инфраструктуру малого и среднего бизнеса. Но работа не заладилась: бешеный ритм и безграничная многозадачность делали свое дело. Бывало, приезжаешь на аварийные работы, а тебе звонят и сообщают, что еще одному клиенту нужна срочная помощь.
Как-то меня позвали на собеседование в дата-центр технопарка новосибирского Академгородка. На старте пообещали зарплату порядка 26 000 Р или чуть больше. В отличие от прошлой работы, тут не было KPI — только выработанные часы и премия, если хорошо выполняешь обязанности. К тому же сутки через трое — идеальный для меня график: можно уехать в короткое трехдневное путешествие на Алтай или в Шерегеш кататься на лыжах или сноуборде. Правда, особенно «везучие» могут попасть на смену 31 декабря или в другой праздник. И тогда приходится праздновать в гордом одиночестве под тихий шум оборудования в автозале.
Работа инженера здесь сводится к тому, чтобы оборудование нормально функционировало и клиенты, разместившие его, не думали об этом. Фактически дата-центр принадлежит правительству Новосибирской области, но частные клиенты попадают сюда через посреднические компании, которые арендуют в ДЦ стойки. Делается это по концессии между правительством и компаниями-посредниками.
Поскольку это государственное учреждение, тут просто страшная бюрократия: даже ручки покупаются по конкурсам. Это доставляет невероятные неудобства, нужные приборы и оборудование иногда приходится ждать месяцами.
Зато, прямо скажем, в провинции очень мало крупных ИТ-компаний, это сильно ограничивает возможность знакомства с передовыми технологиями и оборудованием. Но в дата-центре располагаются как раз те немногие компании, что работают с топовым железом, и ты его тоже изучаешь.
Мой рабочий день начинается с того, что я принимаю смену, читаю электронную почту и составляю примерный план на сутки. Далее следует обход — полный осмотр всех помещений и оборудования на предмет неисправностей. После нужно составить и отправить отчет руководителю ДЦ, главному энергетику и всем инженерам. Это занимает где-то час. Затем могут быть какие угодно задачи — от помощи клиенту в миграции до прокладки кабелей и контроля обслуживания инженерных систем ДЦ подрядчиками. Вечером — второй обход.
После этого открывается технологическое окно, когда проводится большая часть переключений на оборудовании клиентов, длиться оно может до раннего утра, но зачастую эта процедура занимает не больше часа.
Самое сложное — это ночные работы и крупные миграции клиентов. Обычно эти две вещи неразрывно связаны. Поскольку для простых пользователей перерыв заметен быть не должен, крупные компании перевозят свое оборудование в ДЦ исключительно ночью по праздникам или в выходные, чтобы работа офисов не стояла. Продолжаться миграция может и несколько суток, если что-то пошло не так. Но обычно это тщательно планируемое мероприятие и все проходит гладко.
Это очень спокойное место, примерно 70% времени ты проводишь в одиночестве и можешь работать в подходящем тебе ритме. Аварии происходят крайне редко, поэтому можно заняться самообразованием или просто немного отдохнуть. Пожалуй, эта профессия особенно подходит студентам и фрилансерам, у нас весь штат состоит из тех и других.
Довольно скоро передо мной встанет выбор: продолжать совершенствовать себя в роли инженера или стать фотографом. Я вряд ли останусь инженером ДЦ: это все же базовая ступень в узкопрофильной специальности. Но я вижу будущее в профессии инженера в целом: эта сфера в последние годы развивается с невиданной скоростью. А доход растет сам — в зависимости от того, что я могу предложить работодателям.
«Дается форма секретности, так что про заграницу можно забыть»
Должность: инженер-конструктор на одном из предприятий «Росатома»
Город: Химки
Доход: до 90 000 Р
После девятого класса учился в электромеханическом колледже и подрабатывал кем придется, например «принеси-подай» в автосервисах. На последнем курсе работал на заводе механиком. Не понравилась зарплата — и я понял, что нужно учиться дальше. Сдал экзамены, поступил в МГСУ на кафедру механики строительных машин. На четвертом курсе начал искать работу по специальности «инженер-механик». Бесполезное занятие, если вокруг одни менеджеры. В итоге устроился инженером-конструктором без категории при заводе.
Суть профессии — «сделай то — не знаю что». В работе нужен широкий спектр навыков и знаний: 3Д-моделирование, черчение, материаловедение, электротехника, схемотехника, сопромат, технологии изготовления деталей, сборки, испытаний. После того как сделаны чертежи на каждую деталь, идут девять кругов ада их согласований. Когда все утверждено, начинается процесс изготовления и закупки деталей — десятый круг ада: или купят не то, или сделают не так. Когда изделие собрано, нужно участвовать в конструкторском надзоре на испытаниях. Все замечания и результаты фиксируются, и в 3Д-модели и чертежи вносятся правки.
В памяти всегда остается самое первое задание, выполненное в одиночку, от схемы до готового изделия и испытаний. Очень классное чувство, когда понимаешь, что дал идее жизнь, она всем понравилась и идет в серию.