ип нанимает работников что надо сделать в 2021 году
Регистрация ИП в качестве работодателя в 2021 году
Страховые взносы в 2021 году за своих сотрудников перечисляет работодатель. Раньше такие взносы нужно было платить в три разных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас администрирование большей части страховых взносов занимается налоговая, она же отправляет данные работодателей в нужные фонды. Такие сведения пересылаются автоматически, по межведомственным каналам, поэтому в фондах не нужно регистрироваться ни для уплаты взносов за себя, ни при найме персонала.
Единственное исключение — ФСС, в этом фонде нужно зарегистрироваться после приема первого работника. Взносы тоже перечисляются напрямую в фонд, инспекция их не принимает.
1. Какие взносы и куда платит работодатель
Как только вы наняли хотя бы одного сотрудника, у вас появляется обязанность уплачивать за него следующие взносы:
Чтобы начать уплачивать взносы нужно зарегистрироваться в ФСС, получить там регистрационный номер, а также информацию о классе риска и размере страхового платежа. Размер остальных взносов и реквизиты для их оплаты можно выяснить в обслуживающей налоговой.
Кроме уплаты взносов, на работодателе также лежит ответственность по подаче всех необходимой отчетности. Вам нужно будет подавать следующие сведения:
2. В какие сроки нужно зарегистрироваться
Наняв своего первого сотрудника, вы обязаны зарегистрироваться только в ФСС — остальные фонды получат данные от налоговой без вашего участия. Соответственно, для ПФР и ФОМС нет ни сроков регистрации, ни ответственности за их несоблюдение. Однако важно вовремя начать уплачивать взносы, сроки и реквизиты для их уплаты можно получить в налоговой.
Встать на учет в ФСС в качестве работодателя нужно в двух случаях: если с работником заключен трудовой договор и если договор гражданско-правовой, но в нем предусмотрено, что взносы за сотрудника уплачиваете вы. Зарегистрироваться в ФСС нужно в течение 30 дней с момента подписания договора с сотрудником. За пропуск этого срока установлен штраф в размере 5000 руб. (при просрочке до 90 дней) или 10 000 руб. (при более длительном нарушении).
3. Как встать на учет в ФСС
Зарегистрироваться в ФСС вы можете одним из следующих способов:
При подаче документов напрямую в отделение фонда и через Госуслуги срок регистрации составит 3 дня. МФЦ пересылают документы в ФСС с курьерскими службами, соответственно, к трехдневному сроку нужно прибавить время на доставку документов.
Для регистрации в качестве работодателя понадобятся следующие документы.
Если заключен трудовой договор с работником, нужны:
При заключении гражданско-правового договора, предусматривающего выплату социальных взносов, необходимы:
По желанию ИП может предоставить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой и копию свидетельства о регистрации в качестве ИП. Документы за предпринимателя может подать его представитель, тогда потребуется нотариально заверенная доверенность.
Регистрация ИП в качестве страхователя бесплатна. Уплачивать госпошлину не нужно.
Регистрация ИП в качестве работодателя в 2021 году
С момента приема на работу хотя бы одного сотрудника, индивидуальный предприниматель становится работодателем, и у него возникает обязанность зарегистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС). В Пенсионном фонде регистрация ИП не нужна. Помимо зарплаты вам как работодателю нужно оплачивать за сотрудника налоги в ФСС, ФНС, а также подавать отчетные декларации.
В Пенсионном фонде (ПФР) вы как ИП не обязаны дополнительно вставать на учет. После найма сотрудников вы лишь обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников, да и то на счет налоговой службы, которая сама распределяет их между фондами. В ПФР нужно только подавать декларации о трудовом стаже работников.
В ФСС регистрация в качестве работодателя обязательна. На это вам дается 30 дней с момента подписания первого трудового договора. Встать на учет в ФСС придется и при заключении договора гражданско-правового характера (ГПХ), в котором вы указаны плательщиком взносов за проф заболевания и травматизм.
1. Регистрация ИП в ПФР
С начала 2017 ИП не обязаны регистрироваться в ПФР, даже после найма работников. Все нужные сведения о новых наёмных сотрудниках предпринимателя Пенсионных фонд получает от налоговой испекции и высылает уведомление на почтовый или электронный адрес ИП. В уведомлении указываются данные для оплаты пенсионных взносов.
После приема на работу сотрудников, у вас возникает необходимость оплачивать за работников пенсионные взносы на счет налоговой инспекции. ФНС самостоятельно распределяет платежи между фондами.
Поскольку регистрация в ПФР отменена, то и ответственности за отсутствие такой регистрации нет. Однако если вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, а взносы за него не начали платить, ответственность вам может грозить вплоть до уголовной. Поэтому заключая с работником договор, сразу выясните, какие взносы перечислять, какие отчеты подавать и в какие сроки.
2. Регистрация ИП в ФСС
Зарегистрироваться в ФСС в качестве работодателя нужно в следующих случаях:
Встать на учет в ФСС нужно в течение 30 дней с момента заключения первого договора. В противном случае вам грозит штраф от 5 000 рублей (при просрочке до 90 дней) до 10 000 рублей (при более длительном нарушении).
Чтобы встать на учет в ФСС в качестве работодателя понадобятся следующие документы:
Копии трудовых книжек и договоров вы можете заверить сами, сделав запись «Копия верна, ваши ФИО и подпись (если используете печать, то ставите и ее)».
Удобнее и быстрее подавать документы в отделение ФСС по месту вашей прописки. Тогда можете принести оригиналы документов, и сотрудники ФСС сами сделают копии и заверят их надлежащим способом.
Можете подать документы через МФЦ. Список документов тот же, но все копии следует заверить нотариально (копия паспорта, ЕГРИП и выписка), а трудовые книжки и договоры можете заверить сами. Сотрудники МФЦ заверять копии не имеют права.
Можете подать документы электронно через портал госуслуги:
К электронному заявлению прикрепите постраничные скан копии документов. Далее следите за статусом вашего заявления, так как о результатах ФСС сообщит через сообщение на портале.
Через 3 рабочих дня после подачи документов, ФСС внесет ваши данные в базу страхователей и вышлет на e-mail (или почтовый адрес) уведомление с регистрационным номером. Кроме того, в уведомлении будет информация:
Если вы подавали документы через МФЦ, тогда уведомление следует получать также в МФЦ.
Если в какой-то момент вы уволите всех сотрудников, не забудьте сняться с учета в ФСС и провести с ведомством сверку взаиморасчетов. Иначе взносы придется уплачивать и дальше.
Как ИП принять на работу сотрудника в 2021 году
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Приняв работника, предприниматель обязан в течение 3 дней оформить с ним трудовой договор и сделать запись в трудовой книжке, оформить кадровые документы. Затем встать на учет в Соцстрахе (ПФР ставит на учет сам, с помощью налоговой), вовремя платить зарплату и взносы. Если он нарушит нормы законода, ему грозит ответственность:
Какой договор заключить
В зависимости от вида работ можно заключить трудовой или ГПХ.
Трудовой договор заключают, если работник выполняет работу по определенной должности (сторож, шофер, продавец). Этот договор регулируется Трудовым кодексом РФ. Работодатель вносит запись в трудовую книжку, платит отчисления на пенсионное, медицинское, социальное страхование. Работнику положена регулярная зарплата, отпускные, больничные и компенсации при увольнении.
Гражданский договор заключают, если работника наняли для выполнения определенной задачи (ремонт офиса). Договор регулируется гражданским кодексом. Запись в трудовую книжку не делается. При заключении ГПХ с ИП страховые взносы не платятся, так как предприниматель уже платит взносы “за себя”. Гарантии по этому договору — только те, о которых договорились работодатель и работник.
Поэтапное оформление работника
Для оформления работника нужны документы:
Трудовой договор оформляется так:
Шаг 1. Попросите работника написать заявление о приеме на работу.
Шаг 2. На основании статьи 57 ТК РФ оформите трудовой договор в 2 экземплярах. Первый экземпляр отдается сотруднику, второй — остается у вас.
В договоре обязательно должны быть:
Шаг 3. Проведите для нового сотрудника вводный инструктаж, познакомьте компанией и локальными актами.
Шаг 4. Оформите приказ о приеме на работу.
Шаг 5. Заведите личную карточку для нового сотрудника.
Шаг 6. В течение недели со дня подписания трудового договора сделайте запись в трудовой книжке.
После приема первого сотрудника сообщите об этом в ФСС — в течение 30 календарных дней со дня подписания договора. Если вы не успеете этого сделать, то за 90 дней просрочки грозит штраф — 5000 рублей, а дольше — 10 000 рублей.
Для регистрации в Соцстрахе нужны:
Выплаты сотруднику и за сотрудника
Согласно статье 136 ТК РФ работодатель обязан каждые полмесяца выплачивать работнику зарплату. Сроки выплат прописаны в трудовом договоре. Если выплаты поступили несвоевременно, предпринимателю грозит административная или материальная ответственность.
Если сотрудник оформлен по трудовому договору, то он имеет право на ежегодный отпуск и больничные. Раз в месяц из заработной платы работника удерживается НДФЛ, который составляет 13%, и перечисляется в бюджет.
ИП перечисляет страховые взносы за сотрудников по трудовым договорам (но не по ГПХ). Взносы платят до 15 числа каждого месяца на реквизиты налоговой и ФСС.
Отчетность по сотруднику
С наймом работников у ИП увеличивается количество отчетов. Их придется сдавать в 3 инстанции.
Налоговая:
Пенсионный фонд:
Соцстрах: сдаем отчет по форме 4-ФСС один раз в квартал до 25 числа следующего квартала, если предприниматель платит взносы по несчастным случаям.
Передайте заботу о начислениях, налогах, взносах и отчетах в руки надежного бухгалтера. СКБ Контур найдет и проверит специалиста под вашу специфику и бюджет. Получайте бухгалтерские услуги под контролем Контура.
Работники у ИП в 2021 году: какую отчетность сдавать, как не налететь на штрафы, что там с новыми реквизитами по налогам
В новом году ИП на УСН и патенте, должны будут отчитаться по работникам за прошлый год и своевременно сдавать отчетность в текущем году с учетом изменений законодательства, расскажем как это сделать, чтобы не попасть на штрафы.
Время чтения: примерно 7 минут
В прошлом году все ИП, имеющие работников, в т.ч. на УСН и патенте, должны были представлять по ним следующую отчетность:
Что изменилось для ИП с 2021 года в отчетности по сотрудникам
1) Сведения о ССЧ работников отражают в РСВ
Начиная с периода за 2020 год, сдачу сведений о среднесписочной численности работников отменили. Теперь значение этого показателя указывается на титульном листе РСВ (см. Рисунок 1), который за 2020 год представляется по форме, утв. Приказом ФНС России № ЕД-7-11/751@ от 15.10.2020.
Срок сдачи РСВ за 2020 год — 1 февраля 2021 (п. 7 ст. 431, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Если численность работников превышает 10 человек, РСВ сдают в электронной форме, если сотрудников 10 и менее, то отчет можно представить в электронном или в бумажном формате (п. 10 ст. 431 НК РФ).
2) Изменения в сдаче 2-НДФЛ и 6-НДФЛ
До 1 марта 2021 надо сдать в ИФНС за прошлый год справки по старой форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-11/566@ от 02.10.2018.
За 2021 надо будет представить 2-НДФЛ уже в составе единого расчета 6-НДФЛ по новой форме, которая утверждена Приказом ФНС от № ЕД-7-11/753@ 15.10.2020.
Начиная с отчетности за I квартал 2021 года, 6-НДФЛ представляется в новом формате (п. 4 Приказа № ЕД-7-11/753@).
На бумаге можно сдать отчет только если численность персонала составляет 10 человек и менее. Если в 2020 году работало более 10 человек, отчет надо сдать в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).
3) Изменились сроки сдачи СЗВ-ТД
С 1 января 2021 года установлены новые сроки сдачи СЗВ-ТД (п. 1.8. Постановления Правления ПФ РФ № 730п от 25.12.2019):
Если численность работников 25 человек и более, сдавать СЗВ-ТД следует в электронной форме, если до 24 человек включительно, то можно представить на бумаге.
ИП за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-ТД грозит штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996).
Обратите внимание, что введенная п. 8 ст. 1 Федерального закона № 90-ФЗ от 01.04.2020 с начала этого года административная ответственность за непредставление в установленный срок СЗВ-ТД и представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде по ст. 15.33.2 КоАП к ИП не применяется (Примечание к данной норме в КоАП РФ).
Подайте СЗВ-ТД на работников по которым не было кадровых движений в течение года
С 2020 в ПФ РФ надо один раз в год предоставлять отчет СЗВ-ТД на работников по которым отсутствовали кадровые события и не подавался отчет в течение года (п. 1.7. Порядка заполнения формы, утв. Постановлением № 730п).
До 15 февраля 2021 ИП должны подать в ПФ РФ сведения по форме СЗВ-ТД на таких лиц.
О чем еще надо не забыть
В новом году ИП на патенте смогут уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов
С 2021 года ИП получили право на налоговый вычет — могут уменьшать стоимость патента на (подпункт 1 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ):
Для предпринимателя с работниками размер вычета ограничен 50% суммы налога (абзац 6 п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).
Пока сдаете отчеты по сотрудникам и считает выгоду по патенту, не забудьте, что в 2021 году весь малый бизнес посчитают.
Все ИП обязаны сдать форму № 1-предприниматель за 2020 год
В 2021 году все ИП в срок до 1 апреля должны сдать в Росстат новую форму № 1-предприниматель за 2020 год, которая была утверждена Приказом Росстата от № 469 17.08.2020, это связано с проведением сплошного статистического наблюдения.
За непредставление статистической отчетности ИП грозят штрафы (ст. 13.19 КоАП РФ):
С 2021 года ИП будут сдавать статистическую отчетность только в электронной форме (Федеральный закон № 500-ФЗ от 30.12.2020). Исключение сделано для ИП, которые являются субъектами малого предпринимательства, они начнут сдавать статистическую отчетность в электронном виде только с 2022 года.
Типичные ошибки в отчетах: на что надо обратить внимание
В 2-НДФЛ и 6-НДФЛ указание отрицательных значений не допускается
Исчисление, удержание и перечисление налоговым агентом отрицательных сумм НДФЛ гл. 23 НК РФ не предусмотрены. В 2-НДФЛ и 6-НДФЛ следует отражать итоговые суммы с учетом произведенного перерасчета (Письмо ФНС России № БС-4-11/17598@ от 03.09.2019).
Заполнение справки 2-НДФЛ за 2020 отрицательными числовыми значениями не допускается (п. 1.8 Порядка, утв. Приказом № ММВ-7-11/566@).
Отражение в 6-НДФЛ за прошлый год отрицательных значений НДФЛ противоречит порядку заполнения расчета (п. 3.1, 4.1 Порядка, утв. Приказом № ММВ-7-11/450@).
С отчетности за I квартал 2021 6-НДФЛ представляется по новой форме, заполнение которой отрицательными числовыми значениями не допускается (п. 1.10 Порядка, утв. Приказом № ЕД-7-11/753@).
Сроки сдачи 4-ФСС для электронного и бумажного отчетов различаются
Если численность работников превышает 25 человек отчет сдают в электронном виде, если 25 человек и менее, можно представить отчеты в бумажном и электронном формате (п. 1 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998).
Несоблюдение порядка представления расчета в электронной форме влечет ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
Установлены разные сроки сдачи 4-ФСС для электронных и бумажных отчетов:
ИП, не представивший в установленный срок отчетность в ФСС РФ может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в течение трех месяцев, в сумме не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
Не забывайте включать в СЗВ-М физических лиц, работающих по ГПД
Напомним, что сведения о физических лицах, работающих по ГПД, надо отражать в СЗВ-М за все периоды действия договора, независимо от подписания акта выполненных работ/услуг и оплаты. Т.е. если договор действует с 1 января по 31 декабря, то исполнителя по ГПД надо отражать в СЗВ-М в каждом месяце года.
Включать в СЗВ-М самозанятых исполнителей по ГПД не нужно, т.к. ИП не является в отношении этих лиц страхователем (п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001, п. 1 ст. 419 НК РФ).
Для ИП за непредставление в установленный срок либо представление неполных сведений в отчете СЗВ-М предусмотрен штраф только в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
В срок до 1 марта 2021 надо сдать СЗВ-СТАЖ с описью ОДВ-1
Срок сдачи в ПФ РФ отчета СЗВ-СТАЖ с ОДВ-1 по итогам 2020 года — 1 марта 2021 года.
При подаче сведений на 25 и более застрахованных лиц СЗВ-СТАЖ нужно представить в электронном виде. Если же сведения подаются менее чем на 25 застрахованных лиц, то СЗВ-СТАЖ можно сдать в бумажном формате (ст. 8 Закона № 27-ФЗ).
За нарушение способа подачи СЗВ-СТАЖ в электронном документе ИП грозит штраф в размер 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Новые реквизиты для уплаты налогов в 2021
С 1 января 2021 изменены реквизиты банковских счетов Федерального казначейства для уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Это связано с тем, что денежные средства налогоплательщиков теперь будут поступать на новые казначейские счета, а банковские счета финансовых органов в Банке России будут закрыты (Приказ Казначейства России № 15н от 01.04.2020).
С 1 января по 30 апреля 2021 года Казначейством России установлен переходный период в течение которого платежи будут принимать по новым и старым реквизитам, а уже с 1 мая 2021 будут действовать только вновь открытые казначейские счета.
По новым правилам ИП надо указывать в платежных поручениях:
Новые реквизиты приведены в таблице реквизитов казначейских счетов в Письме ФНС России № КЧ-4-8/16504@ от 08.10.2020 (см. Рисунок 2).
При заполнении платежного поручения из данной таблицы надо брать и указывать значения для полей 13, 14, 15 и 17 для своего региона.
Например, для налоговых органы г. Москвы смотрим п. 12 таблицы:
Банк получателя средств (поле 13) — ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва
БИК (поле 14) — 004525988;
ЕКС (поле 15) — 40102810545370000003;
Номер счета получателя (поле 17) — 03100643000000017300.
Смотрите образец заполнения платежного поручения на Рисунке 3.
Кроме того, с 1 января 2021 уже вступили в силу некоторые положения Приказа Минфина России № 199н от 14.09.2020, который внес изменения в порядок заполнения платежных поручений.
ИП следует обратить внимание на следующие изменения в заполнении платежных поручений, которые вступят в силу с 1 октября 2021:
Как ИП нанять работника в 2021 году
Статус «индивидуальный предприниматель» совсем не означает, что он может работать только в одиночестве.
Первый, более выгодный вариант: заключать договора гражданско-правового характера (ГПХ) с физ.лицами, с другими ИП или физ.лицами — плательщиками НПД без статуса ИП (самозанятыми).
Второй вариант — заключить трудовой договор, другими словами «принять работника в штат».
Это создает дополнительную ответственность, дополнительную работу и затраты, но часто трудовой договор — это единственный выход.
Например, с продавцом в магазине не может быть заключен договор ГПХ, только трудовой договор.
ИП, который планирует нанять работника по трудовому договору, необходимо оценить следующие моменты.
Составление и ведение кадровых документов
При найме первого сотрудника необходимо разработать локальные (внутренние) кадровые документы:
Можно отказаться от локальных документов, если все условия включить в трудовой договор.
Обеспечение места работы и необходимого оборудования
В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан выплачивать заработную плату, обеспечить место работы, условия труда, предоставить необходимое оборудование и инструменты
Заработная плата и другие обязательные выплаты
ИП из своего кармана платит сотруднику заработную плату, отпускные выплаты, а так же первые 3 дня болезни (последующие дни оплачиваются за счет Фонда социального страхования).
Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выплачивается не реже 2х раз в месяц.
Заработная плата не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2021 году МРОТ установлен в размере 12 792 рубля.
Оплата отчислений с заработной платы
При выплате зарплаты из дохода работника удерживается налог на доходы физ.лиц (НДФЛ) — 13%, оставшаяся часть выдается работнику
Кроме НДФЛ ИП платит за свой счет отчисления в фонды:
В 2021 году действуют пониженные ставки страховых взносов для зарплат, выше МРОТ.С той части зарплаты, которая превышает МРОТ, действуют льготные тарифы:
Также уплачивается взнос в Фонд социального страхования на случай получения травмы на работе. Размер взноса зависит от вида деятельности и от класса профессионального риска, присвоенного этому виду деятельности.
Сдача отчетности
ИП без сотрудников сдает отчетность в соответствии с выбранной системой налогообложения (на общей системе — это НДС каждый квартал и 3-НДФЛ 1 раз в год, на упрощенке — одна декларация в год, на патенте и НПД отчетности нет)
У ИП, который нанимает сотрудников в штат, появляются новые обязнности по сдаче отчетности:
Ограничение по численности сотрудников
Ограничений именно для ИП нет. Есть органичения, которые зависят от системы налогообложения:
Соблюдение трудового законодательства
у ИП, который решил оформить сотрудника по трудовому договору, возникает дополнительная ответственность перед законом. А значит — возможны конфликтные ситуации и штрафы.
С 2021 года трудовое законодательство изменилось в связи с введением понятия удаленной работы, которой будет 4 вида.
Как принять сотрудника. Пошаговый план
1.Получить документы, необходимые для оформления работника:
2.Взять у будущего работника заявление на работу (не обязательно)
3.В течение 3х дней с момента начала работы заключить трудовой договор
4.Оформить приказ о приеме на работу и личную карточку работника
5.Если это первый сотрудник, нужно в течение 30 дней с даты заключения первого трудового договора зарегистрироваться в ФСС. Если не уложиться в срок — штраф 5 000 рублей. Если просрочка составит более 90 дней, штраф увеличится до 10 000 рублей.
6.Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме, нужно предоставить по новому работнику отчет по форме СЗВ-ТД с записью о приеме.
Документы, необходимые для приема работника, размещены на официальном сайте Роструда
Заключение
Как видите, объем работы при оформлении работника в штат значительно увеличивается.
Поэтому помимо расходов на организацию работы, выплату зарплаты и оплаты налогов и взносов, нужно предусмотреть затраты на услуги кадрового специалиста или бухгалтера, который обладает опытом в ведении кадровой документации и составлении отчетности на работников.
Подписывайтесь на наши социальные сети:
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 15