искусствовед что делает примеры
Кто такой искусствовед и что он делает
Обязанности
Искусствовед — это человек, специализирующийся на исследовании определённого вида искусства из многих его направлений. Работа искусствоведа интересная, увлекательная и познавательная. Она настолько многообразна, что позволяет работать в нескольких областях. Теория искусства, история искусства, художественная критика — всё это включено в искусствоведение, где каждый специалист имеет свои обязанности.
Теоретик искусства:
Историк искусства:
Знаете ли вы? Прототипом образов Христа и Иуды в картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи был один и тот же человек. Образ Христа был написан первым — натурщиком выступил молодой человек, поющий в церкви. А для образа Иуды поиск натурщика затянулся на три года. Моделью послужил пьяница, найденный в придорожной канаве. Спустя время, этот мужчина рассказал, что уже позировал Леонардо три года назад, будучи церковным певчим.
Художественная критика:
Знаете ли вы? Согласно проведённым работам по изучению полотна Малевича «Чёрный квадрат» с использованием микроскопа и рентгена было установлено, что под данной работой находятся две картины, написанные ранее с использованием цветных красок. Также была определена надпись, которую скрывает слой краски, сделанная рукой Малевича: «Битва негров ночью». Её позиция и направление текста говорят о том, что произведение в Третьяковской галерее повешено неправильно — вверх ногами.
Места работы
Рынок искусств достаточно быстро развивается как в России, так и во всём мире, поэтому нельзя говорить о невостребованности специалистов. Профессия необходима в таких местах работы, как:
Специализация, карьера и перспективы
Литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, живопись, фотография, скульптура, архитектура — для изучения подходит любое из этих направлений в разрезе определённого исторического периода. Искусствовед выбирает для специализации определённого автора, определённую эпоху и выступает экспертом по оценке исторических ценностей.
Важно! Карьера искусствоведа напрямую зависит от области деятельности, в которой он трудится.
Невозможно добиться определённых высот без должных знаний. Искусствовед — это человек, который постоянно занят саморазвитием, на протяжении всей своей жизни он учится.
Зарплата искусствоведа
Профессия искусствоведа не даёт возможности сразу после окончания института получать большие деньги. Хорошим специалистом считается человек, который постоянно занимается самоусовершенствованием (постоянно учится, изучает репродукции и каталоги, знает несколько иностранных языков, посещает музеи разных стран). Согласно статистическим данным последних лет, заработная плата искусствоведа колеблется в пределах от 14 000 до 80 000 рублей.
Кому подходит профессия
Человек, который решил заниматься искусствоведением, должен в первую очередь любить искусство, понимать его и развивать в себе следующие качества:
Востребованность — легко ли устроиться на работу
Профессия искусствоведа востребована преимущественно в больших городах. Это обуславливается тем, что в больших городах находится больше всего музеев, устраиваются выставки, работают различные арт-салоны, а также проводятся экскурсии с участием искусствоведов. Наиболее востребованы специалисты в Московской области, второе место по востребованности принадлежит Ленинградской области, а третье — Краснодарскому краю.
Знаете ли вы? Подражание прославленным художникам может принести определённую известность. Например, художник из Венгрии Элмир де Хори приобрёл имя одного из лучших имитаторов именитых живописцев. Первые творения Элмира были подражанием полотнам Пикассо, на протяжении жизни он смог реализовать более тысячи подделок. В дальнейшем уже стали подделывать его самого.
Как стать искусствоведом
Работа искусствоведом немыслима без получения должного профильного высшего образования. Высшее образование по специальности можно получить в следующих вузах:
Данные высшие учебные заведения подготавливают молодых работников, специализирующихся в области истории и теории отечественного и мирового искусства, архитектуры, дизайна, театра, кинематографа. Здесь изучают историю моды и обучают специалистов галерейному делу, антикварному делу, производить экспертизу художественных творений.
Требования к искусствоведу
Основные требования, предъявляемые к специалисту:
Важно! Работа в профессии невозможна без практики, особенно это касается работы искусствоведа.
Высшие учебные заведения выпускают специалистов, обеспечивая их начальными, базовыми знаниями, и только от нас зависит, станем ли мы профессионалами в своём деле или нет. Искусствовед — это человек с уникальной памятью, которая хранит в себе большое количество терминов, названий, имён, дат; человек, который способен по одному отрывку произведения определить, какому автору он принадлежит и к какому времени его относят; человек, который пишет эссе, статьи на определённые темы, посещает галереи и выставки, принимает участие в их подготовке.
Искусствовед
С рождения и в течение всей жизни человек погружен в мир искусства, и встреча c ним может произойти далеко не только в музее. Здания на улицах города, интерьер квартиры или знакомая мелодия – все это может оказаться произведением искусства. А может и нет. Кто способен отличить шедевр от ремесленной подделки? Таким человек является искусствовед.
Искусствовед – это специалист в области искусства, который может работать в таких направлениях, как музыковедение, литературоведение, театроведение, киноведение, изучение изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, фотография и т. д.) и другие. Обычно искусствоведы специализируются не только на определенном виде искусства, но и на конкретном историческом периоде.
История профессии
Первые попытки создать теорию искусств начали предприниматься еще в античную эпоху и продолжались на протяжении последующих веков. Но как современная научная дисциплина искусствоведение сформировалось лишь на рубеже XIX–XX веков, а сама профессия искусствоведа и поныне претерпевает различные трансформации. И это неудивительно в стремительно развивающемся мире технологий, где постоянно появляются новые, синтетические виды искусства, изменяются стандарты и подходы к его определению. Именно поэтому данная профессия в настоящее время очень востребована.
Где и кем работать?
Времена, когда данная профессия не пользовалась большим спросом, давно прошли. Глядя на развитие рынка искусства, галерей и музеев в России и во всем мире, можно увидеть, насколько они изменили свою природу.
Музеи. Сегодня музеи – это интересные интерактивные арт-площадки, являющиеся важной частью досуга большинства современных людей. Популярность набирают образовательные лекции, экскурсии и курсы. Здесь искусствовед может работать как арт-менеджером, так и экскурсоводом или арт-критиком.
НИИ. В НИИ помимо изучения предметов искусства также можно заниматься их охраной. В последнее время остро ощущается нехватка историков искусства, без которых невозможно грамотное разрешение реставрационных вопросов.
Галереи, аукционы. На сегодняшний день становится востребованным все, имеющее отношение к антикварным галереям. Растет число людей, коллекционирующих произведения искусства, в связи с этим возникает потребность в экспертах-оценщиках и арт-дилерах.
Как стать искусствоведом
В университетах гуманитарной или общей направленности на исторических, искусствоведческих факультетах. Например, специальность «Искусствовед» можно получить в МГУ на отделение искусствоведения исторического факультета, в РГГУ на отделение искусствоведения факультета истории искусства и в других вузах.
ПРОФЕССИЯ ИСКУССТВОВЕД: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Малика Уразгалиева
27 лет, искусствовед, национальный музей РК
Стаж работы — 3 года
ПУТЬ К ПРОФЕССИИ
Выбор профессии сложился спонтанно. Мой папа хотел, чтобы я стала финансистом, и были даже попытки поступить на эту специальность. Но однажды мама просто спросила, а не хочу ли я работать в сфере искусства. У меня не было никакого представления о том, кто такой искусствовед. На тот момент картины для меня были предметом эстетики, которые доставляют удовольствие, когда смотришь на них и не более. Подумав, я решила поступать на искусствоведение. Так я начала учиться в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова и поняла, что учиться на искусствоведа не просто.
Я благодарна своим педагогам: Ольге Владимировне Батуриной, Юсуповой Ардак Кенесовне, Светлане Аркадьевне Яшкиевой. В академии я начала увлекаться операторским искусством и режиссурой. Был риск не закончить искусствоведение, но мне помогла Ольга Владимировна, она сказала, что быть искусствоведом — это призвание, а у меня есть определенные способности, видение, и она попросила их сохранить. Это помогло мне продержаться и, более того, перевестись в университет в Санкт-Петербурге.
Учиться в Санкт-Петербурге было сложно, но интересно. Часами у нас проходили лекции в Государственном русском музее, Эрмитаже, мы могли по два-три часа сидеть перед одной картиной и рассматривать ее. А когда у нас начался предмет «Экспертиза» была возможность дотрагиваться до холста, анализировать тактильно. В такой момент неимоверно захватывает дух, потому что до этого произведение было для тебя картинкой в журнале, а здесь ты стоишь перед легендарным произведением и понимаешь, что сейчас контактируешь с картиной напрямую. Это были такие произведения как «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, произведения импрессионистов Клода Моне, Ван Гога, Ренуара. В русском музее это были произведения Кандинского, Малевича и многих других.
Процесс обучения давался нелегко. Мы сдавали по пять-шесть экзаменов, по каждому предмету учили по 900 произведений искусства, нужно было знать точно название, автора, размеры, место хранения, и легенду, связанную с данным произведением искусства.
В общем, процесс обучения в Санкт-Петербурге и в Казахстане занял шесть лет. В Санкт-Петербурге у нас было интегрированное обучение, по окончанию я имею два диплома, как переводчик с английского языка в сфере культуры и искусства, и искусствовед. Я не работаю переводчиком, но мне помогло владение английским языком и некоторыми другими европейскими языками в получении новой информации для своих исследований.
По возвращению с Санкт-Петербурга были опасения по поводу того, насколько я буду востребована. Потому что там высокая конкуренция: для того, чтобы стать экскурсоводом в Эрмитаже, нужно пройти специализированные годовые курсы обучения и иметь красный диплом историка-искусствоведа. Они относятся к искусствоведу как к человеку науки.
Приехав в Астану, я попала в хороший коллектив музея, который находился при Назарбаев Центре. Это была интересная работа, я окунулась в экспозиционно-выставочную деятельность: мы организовывали выставки, выстраивали экспозицию, продумывали концепции выставок. Сейчас я решила развиваться и продолжать совершенствовать свои знания, работая в Национальном музее.
Мне предстоит многое сделать, чтобы назвать себя полноценным искусствоведом. В частности закончить кандидатское исследование и опубликовать большое количество статей, которые станут полезными. Как у искусствоведа у меня в глубине души таится мечта, чтобы в будущем мои статьи и монографии были интересны и стали цитируемы.
О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ
Я рада и не жалею, что выбрала эту специальность. Эта профессия для души. В Санкт-Петербурге я поняла, что искусствовед — это не куратор и не арт-критик, это, в первую очередь, знаток. Человек, который понимает искусство. А что значит понимать искусство? Это значит не только понимать, что изображено на картине, но понимать методологию, философию, историю искусства.
Картина — это часть нашей жизни. Каждый из нас имеет свою картину мира, которая формируется из наших впечатлений, воспоминаний, опыта. Эту самую картину мы можем проецировать на холст, мрамор и создавать тем самым свое произведение жизни.
Я посетила все музеи Санкт-Петербурга и Москвы, также была в музеях Парижа: Лувр, Орсе, в Риме, во Флоренции, в музеях изобразительного искусства в Вашингтоне, также в исторических музеях Альбукерке, и других музеях США. Но могу сказать, что посетила не так много музеев, как необходимо для искусствоведа.
Для искусствоведа важно быть насмотренным. Это значит не лениться, смотреть постоянно как можно больше репродукций, печати, каталогов, заходить на сайты музеев, интересоваться какие сейчас проходят выставки. В моем представлении искусствовед — это еще и визуал, то есть человек, который воспринимает мир визуально и чувствует свет, видит композицию.
Для понимания произведения важно знать, когда оно было создано и воспринимать его в контексте истории или определенного творческого этапа в жизни художника. В этом помогают путешествия, поездки.
Работа искусствоведа — это не та специальность, которая сразу дает возможность зарабатывать большие деньги. Для начала нужно любить то, что ты делаешь. Будучи искусствоведом, ты постоянно находишься в процессе саморазвития, становления собственной личности, расширения кругозора.
Работать в искусстве — это сплошные открытия, потому что постоянно сталкиваешься с интересными выставками, проектами, художниками. Когда я приехала в Астану, это был совершенно новый опыт. Для меня было открытием, насколько власть может влиять на развитие искусства. Есть даже ряд диссертационных исследований, где люди пишут о том, что такое эстетика власти, и как министерство и правительство способствуют формированию и развитию искусства и культуры в стране. Это то, что я пытаюсь понять в своей диссертации, поднимаю актуальные вопросы развития современного искусства Казахстана.
О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ИСКУССТВОВЕДА
Для искусствоведа, во-первых, нужно усердие. Как-то на лекциях один из наших профессоров рассказывал, что вышел из сферы искусства на три года. Небольшой период, но когда он вернулся, ему казалось, что он пропустил целую эпоху. Потому что искусство развивается стремительно. Оно никого не ждет. Когда у человека наступает творческий процесс, он не имеет никаких рамок: ни временных, ни пространственных. Я говорю о художниках, исследователях, о всех, кто по кирпичику формирует развитие искусства.
Для человека, который хотел бы посвятить свою жизнь искусствоведению, изучению искусства, важно развивать в себе быстроту. Быстроту понимания, чуткость, стремление познать как можно больше, важно иметь профессиональное любопытство. Также важно быть в хорошем настроении, потому что у картин есть своя аура и эта энергетика пропитывает человека. Причем она лучше и легче впитывается, когда человек расположен к произведению. Отсюда идет и прямое понимание самого произведения.
Чувство ответственности важно для искусствоведа, когда ты интерпретируешь какие-то произведения, ты несешь ответственность перед зрителем.
Нет таких людей, которые не способны понять искусство. Я считаю, что искусство — это часть культуры. Каждый человек формирует культуру, а значит человек состоит из культуры и искусства. Мне встречались люди, которые не имели никакого отношения к сфере искусства, видели произведение впервые, и удивительным образом четко и точно формулировали главную идею создания этого произведения. Это волшебство.
Сегодня, к счастью, складывается тенденция, что увлекаться искусством — это не просто модно. Это уже необходимо человеку для наполнения своей души, внутреннего мира. На мой взгляд, именно художественные произведения помогают заполнять пробелы в процессе становления человека как личности.
Выражаем благодарность Национальному Музею РК за предоставленную возможность проведения съемок.
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
info@studyinfocus.ru
+49 1522 3657980
Мюнхен, Германия
Профессия Искусствовед
Profession Искусствовед
(Kunsthistoriker/in)
Профессия после диплома
Архитектура, Искусство, История, Культурология
3604-3881 € в мес
Искусствоведы занимаются изобразительным искусством в прошлом и настоящем. Они принимают активное участие в управлении выставками, искусством и культурой, в реставрации и консервации, в продаже предметов искусства или в науке и образовании.
Поделиться:
Обязанности Искусствоведа
Искусствоведы могут работать в разных областях. Например, они планируют художественные выставки, разрабатывают концепцию и заботятся о заимствованиях из собраний других музеев или галерей. Они также могут развивать музейные образовательные концепции в области управления искусством и культурой и проводить экскурсии для школьников по выставкам или прямые образовательные мероприятия для взрослой аудитории по историческим и культурно-историческим темам. В процессе реставрации и консервации искусствоведы реконструируют произведения искусства, музейные объекты или архитектурные памятники, складируют их и рекомендуют меры по защите или реставрации объектов. В качестве экспертов, искусствоведы рассматривают предметы старины и произведения искусства. В художественных магазинах, галереях или аукционных домах искусствоведы определяют, каталогизируют и продают произведения искусства.
В научных исследованиях искусствоведы анализируют произведения изобразительного искусства, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, в некоторых случаях аудиовизуальные средства массовой информации и публикуют результаты исследований. В высших учебных заведениях они учат студентов, готовят лекции и семинары, проверяют письменную работу и принимают экзамены. Самостоятельная научная деятельность доступна только после получения степени магистра и докторантуры.
Где работают Искусствоведы
Искусствоведы находят работу, например:
Зарплата Искусствоведа
Уровень зарплаты, которую получают Искусствоведы в Германии составляет
- от 3604€ до 3881€ в мес
(по данным различных статистических бюро и служб занятости в Германии)
Поделиться:
Задачи и обязанности Искусствоведа в подробностях
В чем суть профессии искусствовед?
Искусствоведы занимаются изобразительным искусством в прошлом и настоящем. Они принимают активное участие в управлении выставками, искусством и культурой, в реставрации и консервации, в продаже предметов искусства или в науке и образовании.
От выставок и управления культурой до оценки
В управлении выставками искусствоведы разрабатывают концепции для выставок и экскурсий, организуют заимствования из коллекций других музеев или галерей и предлагают, как произведения искусства могут быть представлены. Они организуют транспортировку работ, оценивают их стоимость и уточняют юридические и страховые вопросы. Кроме того, искусствоведы контролируют создание каталога и заботятся об открытии выставки, а также экскурсиях.
В области управления искусством и культурой искусствоведы работают над музейными образовательными концепциями для музеев и галерей, а также проводят учебные классы или группы посетителей через коллекции.
В реставрации и консервации искусствоведы исследуют состояние произведений искусства и архитектурных памятников, анализируют методы, материалы, мотивы и формы представления, классифицируют и документируют произведения искусства. Они реконструируют объекты и восстанавливают их исходное состояние.
В художественных магазинах, галереях или аукционных домах искусствоведы определяют, каталогизируют и продают произведения искусства. Любой, кто работает в галерее, в первую очередь продает современное искусство. Чтобы быть в этом успешным, нужно наблюдать за событиями и тенденциями на арт-сцене, учитывать общественное мнение и иметь широкие знания современного искусства.
Если искусствоведы работают в области образования для взрослых, они организуют и проводят лекции или семинары по культурно-историческим темам и темам культурного наследия.
В центрах документации, библиотеках и архивах они заботятся и поддерживают Департамент истории искусств, а также создают медиа и информационные запасы или коллекции.
В качестве экспертов, культурологи рассматривают произведения искусства, предметы старины и ремесленные объекты и определяют их ценность.
Для руководящих должностей часто требуется степень магистра.
В научных исследованиях и образовании
Искусствоведы формируют результаты исследований в специализированные статьи или книги, что делает их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих выводах. В лекциях они передают знания студентам, контролируют научную работу и принимают экзамены.
Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра и докторская степень.
Обучение на искусствоведа: обзор курсов искусствоведения в Москве и Санкт-Петербурге
Искусствоведами называют научных специалистов, изучающих историю содержания различных художественных произведений, экспертов в определенной области искусства. Это сложная, но интересная работа, поэтому многих ценителей культуры интересует данная сфера деятельности. В этой статье мы подробно расскажем о специфике работы такого профессионала и о том, где учиться на искусствоведа.
Кто такой искусствовед: что нужно знать о профессии?
Искусствоведение – это комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру и ее отдельные виды, включающий в себя музыковедение, театроведение и киноведение. Данная отрасль складывается из теории, истории искусства и его художественной критики.
Задачи и обязанности
Обязанности искусствоведа зависят от его сферы деятельности, но этот специалист всегда должен знать историю исследуемого произведения, периода его создания, его значение и связь с общественно-политическими или историческими событиями.
Профессионалы обычно оповещают публику о результатах своих исследований, пишут различные материалы для журналов, сборников, читают лекции, выступают на конференциях. Нередко в их задачи входит организация выставок или экспозиций. Кроме того, хороший специалист должен уметь оценить подлинность произведений, их возраст и принадлежность к определенному жанру.
Работа и зарплата
Студентам и выпускникам искусствоведческих ВУЗов рекомендуется начинать со стажировок в музеях, что поможет определить круг интересов молодого специалиста. Затем искусствоведы нередко устраиваются координаторами выставок при центрах культуры, работают хранителями в коллекциях музеев или реставраторами. Опытные профессионалы часто становятся экспертами в крупных галереях, на аукционах или в антикварных магазинах.
Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, стажа и места работы. Начинающие специалисты получают от 15 до 20 000 рублей в месяц, а профессионалы своего дела, работая на аукционах или в крупных галереях, имеют оклад до 50 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии
В работе искусствоведа существуют следующие преимущества:
Присутствуют в этой специальности и свои недостатки:
Как стать искусствоведом?
Для того чтобы стать искусствоведом, понадобится получить высшее образование. В дальнейшем выпускнику ВУЗа важно постоянно совершенствовать свои знания и навыки, посещать лекции, тренинги и семинары, проходить курсы повышения квалификации, осваивать новые компетенции.
Какие навыки нужны?
Профессиональный искусствовед должен чувствовать прекрасное, создавая условия для развития новых идей в сфере искусства, стимулируя их в собственное творческое мышление. При этом специалист обязан хорошо разбираться в истории культуры, знать различные школы, эпохи, направления, помнить множество дат. Немаловажным будет и исследовательский интерес, наличие хорошей памяти, внимательности и аналитических способностей.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Освоение профессии искусствоведа предполагает получение высшего профессионального образования. Изучение искусства невозможно без знания исторических реалий, поэтому студенты в ВУЗе проходят мировую историю и историю России. Большой пласт дисциплин связан с культурой и введением в искусствоведение. Будущие специалисты изучают историю художественной критики, реставрацию памятников живописи. Кроме этого они проходят практику в архивах, учатся систематизировать и анализировать информацию, работают с первоисточниками и каталогами.
Какие экзамены нужно сдавать?
Для зачисления в высшее учебное заведение понадобится сдать единый государственный экзамен в виде тестирования по общеобразовательным дисциплинам – русскому языку и истории, которые в данном случае будут выступать профильными предметами. Абитуриенту важно разбираться в живописи, теории искусства, хорошо знать отечественную и мировую культуру.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Обучение в высшем учебном заведении по направлению искусствоведения чаще всего занимает 4 года в рамках программы бакалавриата. Однако существуют ВУЗы, которые предоставляют возможность обучения в специалитете (5 лет очной формы обучения).
Возможно ли дистанционное обучение искусствоведению?
Дистанционное обучение данной специальности возможно только для состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием. Такими профессионалами могут быть не только люди, обучавшиеся на искусствоведческих факультетах, но и историки, филологи, культурологи или философы. В таком случае при наличии базовой гуманитарной подготовки допускается закончить курсы онлайн.
Где учиться на искусствоведа?
На искусствоведов учат многие высшие учебные заведения в крупных городах. Рекомендуется выбирать московские или санкт-петербургские ВУЗы, программа подготовки которых наиболее монументальна и качественна.
ВУЗы и академии
Искусствоведов готовят во многих высших учебных заведениях Москвы.
Присутствуют искусствоведческие ВУЗы и в Санкт-Петербурге.
Колледжи и техникумы
Искусствовед – это специалист с высшим образованием, поэтому подготовка по данному направлению в средних специальных учебных заведениях отсутствует. Подобное явление связано с тем, что такие профессионалы должны иметь огромное количество знаний по истории искусства и культуры, которые можно приобрести лишь на базе 11 классов.
Курсы и тренинги
Для искусствоведов в Москве существуют специальные курсы повышения квалификации или переподготовки.
Государственные и частные учебные заведения Санкт-Петербурга также предлагают курсы лекций, тренинги и семинары для искусствоведов и всех интересующихся историей искусств.
В заключение следует отметить, что сами искусствоведы часто спорят о том, кем они являются – историками, философами или культурологами. Как бы то ни было, их основной задачей остается понимание и оценка произведения, поиск символов, знаков и аллегорий в нем.