испанская гитара что это
Испанская гитара
Щипковый струнный инструмент
Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — E, A, d, g, h, e 1 (ми, ля большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ми первой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.
Классическая гитара имеет ряд особенностей:
Известные классические гитаристы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Испанская гитара» в других словарях:
Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия
ГИТАРА — общее название щипковых музыкальных инструментов, имеющих деревянный корпус с плоскими деками и узкой частью. Основной тип испанская гитара, первоначально с четырьмя, затем с пятью двойными жильными струнами, но позже закрепилась модель с шестью… … Энциклопедия Кольера
гитара — ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом. Почему я все ночи здесь полностью у твоих пропадаю дверей ты сама догадайся по голосу семиструнной гитары моей (Фатьянов). Derived … Популярный словарь русского языка
Гитара — (от греч.κιτηαρα кифара) струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. испанская ). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Испанская музыка — Истоки И. м. в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. практике первонач. обитателей страны иберов, в 6 в. до н.э. смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски,… … Музыкальная энциклопедия
Классическая гитара — Классификация … Википедия
Двенадцатиструнная гитара — Двенадцатиструнная гитара гитара, имеющая шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон либо в октаву при классическом строе. 12 струнная гитара (дредноут) … Википедия
Ключ (гитарный) — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия
Ритм-гитарист — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия
Испания — Королевство Испания исп. и галис. Reino de España кат. Regne d Espanya баск. Espainiako Erresuma окс. Reialme d Espanha … Википедия
Испанская гитара (Фламенко)
Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.
Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.
Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).
Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.
При использовании каподастра (специальный зажим для струн) у гитариста появляется возможность подстроиться под нужную тональность, не изменяя аппликатуру.
На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.
В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).
Когда речь заходит об испанской музыке, гитаристам советуют приобретать гитару фламенко. Почему именно ее? В чем заключается ее отличие от классической гитары? Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, прочитайте данную статью.
Многие путают фламенковую и классическую гитару. Это неправильно, так как между ними все-таки есть отличия
Немного истории
Гитару фламенко справедливо можно назвать самой испанской из всех гитар. В середине девятнадцатого века мастера из Андалусии изготавливали инструменты широкой ценовой категории. Стоимость гитары зависела от качества дерева и декоративных деталей. Недорогие «шестиструнки» были довольно простыми инструментами, произведенными из местной древесины без металлических элементов.
На рубеже веков фламенко играли, как правило, испанские цыгане. Они не отличались обеспеченностью, поэтому могли купить лишь самые бюджетные гитары. В итоге, инструменты из кипариса (местная порода дерева) начали именовать гитарами фламенко, хотя в самом начале не существовало совершенно никакой разницы для производителей и музыкантов.
В чем отличия от «классики»
У классической гитары нет гольпеадора
«Боковушки» корпуса и заднюю деку фламенковой гитары делают, как правило, из кипариса, а не из палисандра, столь характерного для «классики». Благодаря этому удается добиться очень звонкого звука струн. Кроме того, кипарис весит меньше палисандра, что положительно сказывается на балансировке инструмента. Это делает игру гитариста при традиционной посадке гораздо легче.
Чтобы добиться максимального комфорта при игре, корпус фламенковой гитары делают очень тонким. При применении капо гитарист может подстроиться под необходимую тональность, не меняя позиции аккордов.
Верхняя дека фламенковой гитары содержит специальную пластинку небольшой толщины, защищающей корпус инструмента от последствий ударов правой рукой. Она называется гольпеадор.
Гитара фламенко не такая крупная по габаритам, как «классика». В этом заключается еще одно отличие.
Надеюсь, теперь вы понимаете, чем отличается гитара фламенко от «классики». Как видите, разница между данными гитарами есть. По этой причине не стоит путать эти инструменты.
Если вы хотите играть испанскую музыку, лучше приобретите гитару фламенко, так как она больше всего адаптирована под данный стиль. Хорошо, если данная статья была вам интересна, и вы узнали из нее что-то новое для себя. А чтобы стать хорошим гитаристом, больше практикуйтесь. У вас все обязательно получится.
Смотрите видео об устройстве испанских гитар:
Испанская гитара. Гитара фламенко
В Испании, национальным инструментом которой, безусловно, является шестиструнная гитара, существует и одна из уникальных её разновидностей, известных сегодня во всём мире — гитара фламенко. Однако не стоит думать, что гитаристы фламенко играют на каком-то особо сконструированном инструменте. Внешне гитара фламенко не отличается от традиционной шестиструнки. Фламенко это, скорее, стиль игры на гитаре, связанный не только с музыкой, но и с поэзией и танцем, или даже своеобразная жизненная философия.
Фламенко. Краткая история
Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия (1947—2014)
В понятие фламенко обычно входит народное песенно-танцевальное творчество Андалусии — южной области Испании, хотя более широкое понятие фламенко включает в себя и такие виды искусств, как живопись, балет, монументальное искусство, поэзия.
В истории возникновения и развития фламенко многое до настоящего времени не выяснено. Вместе с тем ряд исследователей считает, что стиль фламенко в основном сформировался во времена арабского владычества в Испании, затем под влиянием различных исторических условий видоизменялся и совершенствовался, пока не вышел на эстраду, где приобрел новые, современные черты.
Андалусия явилась как бы тиглем, в котором на протяжении тысячелетий переплавлялись элементы культур различных народов, начиная от иберов, финикийцев и кельтов и кончая арабами. При этом новые культурные наслоения не уничтожали прежние, а обогащая их, создавали новую, неповторимую культуру.
Важным фактором, повлиявшим на формирование испанской и особенно андалусской культуры, стало появление в XV веке на территории Испании цыганских племен, вытесненных из Индии Тамерланом (Тимуром) во время его похода на Дели, которые несли с собой своеобразную культуру, имеющую сходство с индийской.
В Андалусии цыгане не только впитали в себя элементы местной музыкальной культуры, но и значительно обогатили ее своим творчеством, в результате чего и возникло уникальное явление в искусстве народов мира.
Основные элементы фламенко
Основными элементами фламенко являются пение — его первооснова, музыкальное сопровождение и танец. Первые два элемента могут выступать как самостоятельно, так и совместно. В частности, такие формы фламенко, как дебла, мартинетес, саэта исполняются певцом-кантаором без сопровождения; в то же время многие формы, как, например, солеа, булерия, гранадина, таранта и другие могут исполняться инструментально, без певца.
Главная музыкальная роль в сопровождении пения и танца отводится гитаре, которая является основным сольным инструментом. Кроме гитары в качестве ударных инструментов используются барабаны, кастаньеты. Ритмический рисунок сопровождения может дополняться ударами каблуков танцоров или ударами ладоней слушателей.
В музыкальные формы фламенко входят такие, как алегрия, булерия, канья, караколес, картахенера, дебла, фанданго, мирабрас, петенера, плайера, поло, солеа, танго тьенто, тона, таранта, гранадина и т. д. — всего более пятидесяти отличающихся друг от друга форм, каждая из которых имеет свою ладовую характеристику, определенную ритмическую формулу и тип мелодического варьирования.
Музыкальные особенности фламенко
Основными характерными признаками фламенко являются импровизационность, полиритмия, тональная и ладовая переменность, наличие ориентальных элементов, исключительная эмоциональная насыщенность. Мелодика, как правило, характеризуется свободой ритмического рисунка, неожиданными тональными сдвигами, насыщена мелизматикой и хроматизмами. Обогащение музыкальной формы часто достигается методом варьирования, благодаря чему музыкальное развитие оказывается необыкновенно активным.
Мелодии фламенко строятся на системе гексахордов, специфическом ладе (лад ми), близком к фригийскому, гармоническом миноре и особом виде мажора (фригийский мажор), сочетающихся в различных вариантах. При этом преобладающим является лад ми.
Гитаристы фламенко
Народные гитаристы, в подавляющем большинстве цыгане, из поколения в поколение передавали и совершенствовали технику игры, способы вариационного развития и, наряду с народными певцами, являлись хранителями народных традиций.
В Андалусии гитара являлась основой музыкального воспитания, имела здесь такое же значение, как фортепиано в других странах, была и осталась неизменным спутником испанского народно-бытового музицирования. Роль гитары в искусстве фламенко трудно переоценить. Благодаря своим потенциальным возможностям, она выполняет роль и аккомпанирующего, и солирующего инструмента, может выступать и в качестве полноправного участника диалогов: певец — гитара, танцор — гитара. Массовое народное музицирование превратило гитару в поэтический символ испанской музыки.
Как говорит Гарсиа Лорка, страстный почитатель музыки фламенко: «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» Он посвятил гитаре строки одного из своих замечательных стихотворений:
Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
Не проси у нее
молчанья!
Неустанно гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра над снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!
Фламенко в начале XX века
Вплоть до нашего века многие гитаристы выступали только на семейных или сельских праздниках, в домашней обстановке, часто на открытом воздухе. В начале нашего века искусство народных гитаристов проникает на концертную эстраду. Начиная с 20-х годов, гитара фламенко завоевывает большие концертные залы. В ее популяризации огромную роль сыграли истинные знатоки народного искусства Андалусии — Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка. Их усилиями в 1922 году в Гранаде был организован первый фестиваль фламенко, положивший начало росту популярности жанра. Крупнейшими мастерами исполнения мелодий фламенко на гитаре, пионерами возрождения фламенко являлись Патиньо, X. Молина, Р. Монтойя.
Одним из первых гитаристов Андалусии, выступавших с сольными концертами, был выдающийся виртуоз-импровизатор Рамон Монтойя, положивший начало записи игры фламенко на дискограммы. С огромным успехом он выступал не только в городах Испании, но и за границей. В игру фламенко Монтойя внес много новых элементов и различных технических приемов. Блестящими солистами и аккомпаниаторами зарекомендовали себя Мануэль и Хуан Морано, Пако Кеперо, Педро Пенья, Феликс Утрера, Ниньо Рикардо, Пако Пенья, Маноло Санлукар и другие.
Фламенко в настоящее время
В настоящее время популяризация фламенко ведется путем организации периодических фестивалей, конкурсов фламенко, сольных концертов гитаристов, гастролей театров фламенко. Сегодня всему миру известны имена таких выдающихся гитаристов-виртуозов, как Марио Эскудеро, Виктор Моих (Серранито), Маноло и Эстебан Санлукар, Паррилья де Херес, Агустин Сабикас, Мануэль и Хуан Морано, Пако де Лусия.
Сравнение первых грамзаписей музыки фламенко с современными позволяет обнаружить новые мелодико-гармонические элементы, однако, не нарушающие основных канонов и черт жанра.
Многие основополагающие элементы латиноамериканской музыки берут свое начало из музыки фламенко. В качестве примера можно привести ритмическую структуру румбы и хабанеры, заимствованную народами Латинской Америки из музыки Андалусии. С другой стороны, в мелодику фламенко проникают латиноамериканские мелодии, занимающие все более прочное место в репертуаре гитаристов Испании. К ним можно отнести коломбиану, гуахиру, милонгу и другие.
В настоящее время интерес к народной музыке Андалусии в нашей стране постоянно возрастает. Гастроли гитаристов Марио Эскудеро, Педро Солера, Мануэля Кано, Пако де Лусии, певицы и танцовщицы Кэти Клавихо, ансамбля «Луисильо», цикл телевизионных передач «Радуга», видеозаписи выступлений выдающихся музыкантов позволили познакомиться многочисленным любителям музыки с замечательным искусством фламенко.
Источник: С.Каржавин, В.Максименко. Гитара фламенко // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990
Испанская гитара
Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Основной представитель семейства гитар в целом, и акустических гитар в частности. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.
Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — E, A, d, g, b, e 1 (ми большой октавы, ля, ре малой октавы, соль, си, ми первой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.
Содержание
Характерные особенности
Классическая гитара имеет ряд особенностей:
Конструкция
Верхняя дека
На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка-струнодержатель. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твёрдых пород (чёрного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передаёт колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн. [1]
Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих её деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперёк деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укреплённой ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин. [1]
Нижняя дека
Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки, может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.
Обечайки
Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам. [1]
Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закреплённого выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твёрдого дерева (чёрного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа. [1]
На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с червячным механизмом. [1]