Считал что цивилизация это упадок и умирание культуры
Цивилизация есть стадия умирания культуры
Человек — существо социальное. Ему жизненно необходимо находиться в среде себе подобных.
«Цивилизация есть стадия умирания культуры».
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связаны: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.
Некоторые исследователи полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность», «цивилизованность» нации или страны противопоставлялось «дикости» и «варварству» первобытных народов.
Однако немецкий философ О. Шпенглер придерживался другой точки зрения. Он считал, что культура — это вместилище всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. По Шпенглеру цивилизация — высшая стадия культуры, на которой происходит ее окончательный упадок, а культура — это цивилизация не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.
Шпенглер выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. По его мнению переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Таким образом, О. Шпенглер отрицая взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.
Свою книгу, вышедшую в свет в 1913 году, Шпенглер назвал «Закат Европы». Тем не менее за последний век европейская цивилизация не только не погибла, но ступила на более высокий уровень развития. Я считаю, что с точки зрения науки не стоит отождествлять культуру и цивилизацию. Мне больше нравится высказывание Н. Рериха о том, что культура — это душа, это ядро цивилизации, духовные ценности, а цивилизация — это тело, технологические рамки, в которых живет душа.
Ни одна цивилизация не может существовать без культуры, как тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, оно умирает. Поэтому когда умирает культура, умирает и цивилизация.
Когда в древнеримской империи в качестве государственной религии было принято христианство, которое противоречило римской культуре, римская цивилизация погибла. Когда коммунистическую идеологию СССР попытались заменить на либеральную, Советский Союз распался.
Таким образом, культура и цивилизация, по моему мнению, — понятия несколько различающиеся, но тесно взаимосвязанные.
Цивилизация есть стадия умирания культуры (Освальд Шпенглер)
Немецкий философ говорит в этом высказывании о том, что цивилизация является конечной точкой развития общества, на которой начинает прогрессировать упадок культуры, причем массовый. Цивилизацию и культуру Шпенглер рассматривает как два неразрывно связанных между собою понятия. Культурные и духовные ценности в цивилизованном обществе заканчивают развиваться и начинают деградировать, утверждает автор высказывания.
Я согласен с этим изречением Шпенглера, поскольку тоже считаю, что в цивилизованных обществах с высоким уровнем развития культура начинает деградировать, превращаться в китч, потакающий низменным инстинктам толпы. Массу подтверждений тому мы ежедневно можем наблюдать с телевизионных и киноэкранов, с эстрадных площадок.
Обратимся к теоретическому смыслу изречения немецкого философа. Из курса обществознания нам известно, что цивилизация – это культурно-историческое сообщество людей, которое отличается общностью духовно-нравственных ценностей. Это социум на определённом, достаточно высоком этапе своего исторического развития. Культуре в обществознании даётся следующее определение. Это все виды преобразовательной деятельности, как в духовной, так и в материальной деятельности общества. Элементами культуры являются: духовная – всё созданное человечеством в процессе духовного творчества (произведения искусства) и материальная – всё созданное в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения). Культурным наследием является часть материальной и духовной культуры, которая была создана прошлыми поколениями, выдержала испытание временем и передаётся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (к примеру, творчество А.С. Пушкина).
Проиллюстрировать это высказывание Освальда Шпенглера хотелось бы примером из истории. Древнеримская цивилизация достигла невероятных высот развития для уровня древнего мира. Однако за этим последовал её упадок. Люди, достигшие невероятного для тех времён уровня материального благосостояния (ни один, даже самый бедный римлянин не имел необходимости работать – всё делали рабы), начали деградировать. Культура этой цивилизации, дававшая ранее великолепные произведения искусства, стала заботиться лишь о том, чтобы дать грубые и примитивно-развлекательные зрелища толпе.
В современности мы также наблюдаем все признаки начальной стадии умирания культуры, о котором говорил Шпенглер. Телеэкраны и кинотеатры заполонила низкопробная продукция – скандальные ток-шоу, бесконечные «мыльные оперы» с ужасающе примитивной игрой актёров и постоянным стремлением подстроиться под потребности толпы, сыграть на её низменных чувствах. Артисты эстрады также стараются потакать этим потребностям, опускаясь ниже плинтуса в своём творчестве. К примеру, лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров с конца 1980-х занимался музыкой, выпуская песни с текстами, обильно приправленными матом. Ранее его продукция не находила отклика в обществе, и он был малоизвестным. Но к концу 2010-х годов общекультурный уровень российского общества деградировал настолько, что эта примитивная и низкопробная музыка стала невероятно востребованной. Группа «Ленинград» собирает целые стадионы, а сам Сергей Шнуров, будучи неглупым человеком и ловким коммерсантом, сколотил на этой популярности многомиллионное состояние.
Таким образом, хотелось бы подытожить свои рассуждения следующими выводами. К сожалению, в современном состоянии культуры мы видим признаки правоты Шпенглера. Современное развитие общества можно с полным правом назвать цивилизованным, но общий культурный уровень его гораздо более низок, чем был у людей нескольких поколений назад.
Цивилизация есть стадия умирания культуры – О. Шпенглер
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Эссе |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 15.09.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете узнать как правильно написать эссе по философии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Развитие культуры и цивилизации тесно связано. Вне духовных ценностей, созданных в ходе культурной деятельности людей, цивилизованное общество не формируется.
Некоторые исследователи полностью определили культуру и цивилизацию. Эта перспектива возникла в эпоху Просвещения, и Вольтер и Тюрго рассматривали культуру как в первую очередь развитие разума. Кроме того, нация и «культура» и «цивилизация» нации противопоставляли первобытным людям «поле ав» и «полевой бар».
Но у немецкого философа О. Шпенглера была другая точка зрения.
Он считал, что культура является хранилищем всего лучшего из человеческих существ, и что цивилизация связана только со стандартизированным массовым производством.
Шпенглер определил восемь культур. Каждый из них проходит серию этапов своего существования, умирает и превращается в цивилизацию. |
Поэтому О. Шпенглер отрицает отношения и преемственность в развитии культуры. Однако я не согласен с мнением Шпенглера. Шпенглер назвал «Закат Европы» работой 1913 года.
Однако за прошедшее столетие европейская цивилизация не только погибла, но и вышла на более высокий уровень развития.
Заключение
Аргументы таковы: Без культуры цивилизация не может существовать. Тело не может существовать без души. Когда душа покидает тело, она умирает. Таким образом, более точно, цивилизация умирает, когда умирает культура.
Пример показан ниже. Римская цивилизация была разрушена, когда христианство было принято в качестве государственной религии древнеримской цивилизации, которая противоречила римской культуре. Советский Союз распался, пытаясь заменить советскую коммунистическую идеологию либералами.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Считал что цивилизация это упадок и умирание культуры
IZNANKA — Другая сторона вещей запись закреплена
— Переход культуры к цивилизации.
— Цивилизация как гибель культуры.
Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых
городов над провинцией, плебейской морали над трагической. “Жизнь была
чисто органической, необходимейшим и осуществленным выражением души: теперь
она становится неорганической, бездушной, подчиненной опеке рассудка. Это
признавали – и тут лежит наиболее типическая ошибка самочувствования всякой
цивилизации, как некоторое завершение. Однако этот дух человечества
мировых городов являет собой отнюдь не возвышение душевной стихии, а
некоторый остаток, который обнаруживается после того, как вся органическая
полнота остального умерла и распалась”.
Культура не способна развиваться вечно по единой, универсальной схеме.
В ее развитии наступают сложности, коллизийные феномены. Они могут, по
мнению Шпенглера, свидетельствовать только об истечении времени данной
культуры.
Далеко не все в культурологической теории Шпенглера правильно, но его
предостережение о том, что массовая бездуховная враждебна культуре,
остается актуальным и по сей день.
Статья №4: Через культуру к цивилизации. Циклическая теория Освальда Шпенглера
Сегодня общим местом стала тема европейского кризиса. Однако еще почти за век до этого выдающийся немецкий мыслитель Освальд Шпенглер предрекал упадок и закат всей западной цивилизации. Concepture публикует статью об идеях культурогенеза известного историософа.
Широкой аудитории Освальд Шпенглер известен своими работами «Закат Европы» (хотя правильней на русский перевести название как «Упадок западного мира») и «Человек и техника». Прожил этот выдающийся философ сравнительно недолго – 56 лет (1880-1936гг.). Его работа «Упадок западного мира» имела сенсационный успех на тот период (1920), так как в ней критикуется уже укоренившийся к концу 19 века механистический взгляд на культуру.
В представлении большинства рядовых философов и ученых того времени культура развивалась по восходящей траектории от «примитивных» древних культур к современной «развитой» культуре европейского типа. Конечно, во многом такой взгляд на культуру был обусловлен господствующей тогда ньютоновской моделью физического мира с его законами механики и так называемой «стрелой времени» (исключением был, наверное, только Ницше с идеей вечного возвращения).
Господин Шпенглер на страницах своего монументального труда последовательно дезавуирует во многом не состоятельные культурологические взгляды своего времени. Сам он считал, что вся мировая культура состоит из нескольких замкнутых культур, развивающихся самостоятельно. Их он выделяет 8: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская, Китайская, Майанская (Мексиканская), Греко-римская (Античная), Западноевропейская, Русско-сибирская (Зарождающаяся культура).
Поэтому поводу Шпенглер писал: «Никаким органическим единством группа высоких культур не является. То, что они возникли именно в таком числе, в этих местах и в это время, представляется на взгляд человека случайностью без глубинного смысла. Напротив того, членение самих отдельных культур бросается в глаза с такой выпуклостью, что в китайской, арабской и западной исторической науке…оказался отчеканенным столь внушительный список понятий, что его уже никак не улучшишь»
По Шпенглеру каждая культура обладает своей «формой», состоящей из совокупности всех явлений конкретной культуры и формирующих ее индивидуальную душу. Изучение индивидуальной души культуры позволяло:
1.Понять морфологию конкретной культуры
2.Экстраполировать сделанные выводы на остальные культуры
Цикл развития каждой отдельно взятой культуры, согласно теории Шпенглера, составляет приблизительно 1500 лет. Стадии культуры предшествует глубокая древность (у европейцев она началась примерно с 500 г., ознаменованного падением Рима и началом эпохи Меровингов). Затем следует собственно стадия культуры, она длится около 1000 лет. И, наконец, наступает стадия цивилизации продолжительностью в 200-300 лет. Чередование трех этапов развития Шпенглер описывает как смену времен года: весна, лето, зима.
Шпенглер о разнице между культурой и цивилизацией: «Все живые формы (цивилизацию О. Шпенглер считал мертвой формой – Авт.), в которых она выражается, все искусства, доктрины, обычаи, все метафизические и математические миры форм, каждый орнамент, каждая колонна, каждый стих, каждая идея в глубине глубин религиозны и должны быть таковыми. Сущность всякой культуры – религия; следовательно, сущность всякой цивилизации – иррелигиозность…»
Этап весны характеризуется как «ландшафтно-интуитивная стихия». Лето как «созревающая сознательность, первые ростки гражданско-городского и критического суждения», зима как «угасание душевной творческой силы». Понятие культура в рамках теории покойного немца имеет три основных атрибута: «психическая центрированность», зависимость от возрастных ступеней, неизбежность перехода в стадию «цивилизации».
Объектом философии истории (сам Шпенглер называл ее «сравнительной морфологией мировой истории») по взглядам мыслителя было сравнение различных культур, а не простое их описание. Путем сравнения культур он пытался выявить структурную соответственность между ними. Можно сказать, что он выстраивал своего рода гомологический ряд. При помощи данного метода Шпенглер вводит два понятия: «современники» и «одновременности».
Гете увлекся изучением растений в Веймаре, среди: «высокообразованного по тому времени веймарского круга, где вкус и знание, наука и поэзия стремились действовать сообща, где серьезные основательные исследования и радостная живая деятельность непрестанно состязались между собой».
«Одновременными» являются два исторических факта, каждый из которых в своей культуре возникает в относительно одинаковых условиях и обладает соответствующим значением. «Современники» же – это исторические индивиды, которые являются членами одной и той же возрастной ступени в различных культурах. Так, по Шпенглеру, Карл Мартелл и Иоанн Грозный, Карл Великий и Петр Великий являются «современниками».
На основе данной циклической теории развития культуры, а именно так она и называется, Шпенглер пытался выяснить судьбу западной культуры. Для сравнения он использовал уже умершую греко-римскую (античную) культуру. И пришел к неутешительному выводу, что, как и любая другая живая система, западная культура необратимо движется к своему концу и ни при каких условиях невозможно ее возрождение или резкий, неожиданный подъем.