Существует только то что я вижу философия
СОЛИПСИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «СОЛИПСИЗМ» в других словарях:
СОЛИПСИЗМ — (лат., сокр.: solus ipse sum). Философ. терм., обозначающий учение о несомненности одной реальности сознания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. солипсизм (лат. solus единственный + ipse сам) фил.… … Словарь иностранных слов русского языка
солипсизм — эгоцентризм, эгоизм Словарь русских синонимов. солипсизм сущ., кол во синонимов: 2 • эгоизм (21) • … Словарь синонимов
СОЛИПСИЗМ — (от латинского solus единственный и ipse сам), 1) философское учение, признающее несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющее все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж. Беркли,… … Современная энциклопедия
СОЛИПСИЗМ — (от лат. solus единственный и ipse сам) 1) крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании (тенденция к солипсизму характерна для Дж … Большой Энциклопедический словарь
СОЛИПСИЗМ — (лат. solus ipse только сам) теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную… … История Философии: Энциклопедия
СОЛИПСИЗМ — (лат. solus ipse только сам) теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную… … Новейший философский словарь
СОЛИПСИЗМ — СОЛИПСИЗМ, солипсизма, мн. нет, муж. (от лат. solus только один и ipse сам) (филос.). Разновидность идеализма крайний субъективизм и индивидуализм, признающий единственной реальностью личность познающего человека и рассматривающий всю объективную … Толковый словарь Ушакова
СОЛИПСИЗМ — СОЛИПСИЗМ, а, муж. В философии: крайний субъективизм, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное «я» и отрицающий существование внешнего мира. | прил. солипсический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова
Солипсизм — (solus ipse sum) фил. термин, обозначающий такую точкузрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания;существование же помимо моего сознания внешнего миpa и другиходушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Солипсизм история, характеристики и представители
Проще говоря, для солипсизма реальность, которая окружает «я», не может существовать сама по себе, а скорее, что реальность связана с другими психическими состояниями, которые отделены от этого «я».. Тогда все, что «Я» может воспринимать, является лишь отрешением от самого себя; это включает в себя других людей или организаций вокруг.
Для практических целей можно выделить два типа солипсизма: в первом случае это тот, который проявляет метафизический тезис, который поддерживает предпосылку, что существует только «Я» и его представления; существование всего остального подвергается сомнению.
Во втором случае эксперты говорят о гносеологическом солипсизме, то есть изучающем природу и происхождение знаний, состоящем в том, что невозможно доказать или узнать, что, кроме «я», есть и другие «я» (термин, используемый Питером Хатчинсоном).
Некоторые философы хотели опровергнуть заветы этого философского течения, утверждая, что это усугубленный эгоизм, поскольку в любом случае необходимо признать, что «существуют другие эго» или, по крайней мере, «я должен признать существование других эго».
Для философа и мыслителя Гуссерля солипсизм возможен, поскольку субъект не может утверждать о существовании того, что его окружает. Затем вселенная сводится к себе, и то, что меня окружает, является частью субъективного вымысла. Следовательно, «только от себя я могу иметь точные знания».
история
Этимология и отношения со софистами
Слово «солипсизм» происходит от латинской фразы Ego Solus Ipse, чей самый верный перевод означает «только я существую». По мнению некоторых экспертов, вполне возможно, что история солипсизма восходит к истокам человека, потому что вполне вероятно, что эта идея пересекла менталитет людей с самого начала их саморефлексивной способности.
В свою очередь, считается, что солипсизм является вариантом софистических заповедей, но взят до предела своей философской сущности..
Некоторые считают, что платоновские идеи спасли Запад от солипсизма, потому что Платон утверждал, что существование «Я» было неразрывно связано с существованием другого; для этого философа, который обладает способностью рассуждать, осознает реальное присутствие своего соседа.
Появление в книгах
Что касается первого использования термина, считается, что он был использован впервые в тексте Monarchia solipsorum написанный Клементе Скотти. Эта работа, опубликованная в 1645 году, состояла из короткого эссе, в котором затрагивались некоторые эпистемологические идеи Общества Иисуса.
В знаменитой работе Жизнь это мечта, От писателя Кальдерона де ла Барсы вы можете увидеть определенную солипсистскую идею в монологе главного героя Сегисмундо, который утверждает, что он не может доверять всему, что он воспринимает, потому что все кажется иллюзией.
Некоторые восточные философии также немного подходят к этой позиции, например, буддизм. Однако необходимо, чтобы заинтересованное лицо было осторожным при проведении этого сравнения, поскольку для восточных знаний присутствие «Я» скорее препятствует, поэтому оно должно быть искоренено..
черты
Радикальная осанка
Тесная связь с идеализмом и реализмом
Другая характеристика солипсизма обнаруживается в отношениях, которые поддерживают эту эпистемологическую позицию с другими направлениями человеческой мысли, такими как идеализм и реализм..
Солипсизм связан с идеализмом, потому что в последнем акцент делается на приоритет «идеи» как способа приблизиться или познать мир; эта идея обязательно начинается с предмета, и из этого следует, что вы можете сделать вывод о реальности этих «существующих» вещей.
Важность предмета и «Я» превыше всего
Для солипсистских течений вещь может «быть» только постольку, поскольку ее воспринимает «Я». Другими словами, вещь может существовать только через субъект; без него никакой другой элемент не мог бы быть. Не будучи воспринятым человеком, вещи исчезают.
Отрицание другого
Как философское и метафизическое течение, солипсизм был подвергнут резкой критике многими учеными. Это потому, что эта форма мышления имеет много противоречий в своих помещениях; Кроме того, его радикализм по отношению к фигуре другого раздражает в любой гуманистической позиции.
Можно установить, что в солипсистской доктрине происходит столкновение свобод и воли в момент желания свести или опровергнуть фактичность другого к простым интеллектуальным умозаключениям..
Однако философы-солипсисты защищают себя от этого аргумента, утверждая, что «Я» способно создавать подобные языки наряду с другими языками из-за скуки; таким образом, «я» может создавать культуры, языки и коммуникации, среди других элементов.
представители
Джордж Беркли
По словам экспертов по этому вопросу, одним из главных представителей солипсизма был Джордж Беркли, который вдохновил свои теории на некоторые идеи английской философии и таких авторов, как Бэкон, Локк, Ньютон, Декарт и Малебранш.
Считается, что постулаты Беркли являются результатом сочетания радикальной эмпирической мысли и платонической метафизики, поэтому он использовал эмпирические аргументы для защиты своих метафизических доктрин..
Тем не менее, в последние годы жизни Беркли оставался поглощенным платоническими идеями в полном объеме, оставляя в стороне эмпиризм..
Учение этого философа основано на главной идее отказа от объективного существования как непосредственной, так и материальной реальности, так как это зависит от восприятия человека; следовательно, разум является единственным местом, где истинное существование вещей находится.
Две элементарные трудности
Например, при взгляде на дерево, если наблюдатель закрывает глаза и открывает их снова, он должен был уничтожить это дерево, чтобы создать его снова..
Во втором случае вопрос возникает из-за идентичности воспринимаемого объекта. Другими словами, чтобы сохранить последовательность в дискурсе, Беркли пришлось отстаивать идею, что, когда вы несколько раз открываете и закрываете глаза, вы не наблюдаете одно и то же дерево, а речь идет о множестве деревьев, которые были построены и уничтожены таким образом, непрерывный.
Кристин Лэдд-Франклин
Этот философ утверждал, что солипсизм был совершенно неопровержим, потому что, по мнению автора, все люди находятся во власти «эгоцентрического затруднения».
Это было защищено идеей, что все знания, которые постигает человек, приходят к нему благодаря чувствам, нашему мозгу и способу обработки информации..
По словам Мартина Гарднера, эта форма солипсического мышления похожа на веру в то, что «Я» действует как своего рода Бог, потому что оно способно создавать абсолютно все, что его окружает, и хорошее, и плохое, и то, и другое. боль как радость; все это руководствуется желанием узнать и развлечь себя.
Совсем один: радикальная философия солипсизма
Что такое солипсизм
Само слово «солипсизм» происходит от слияния двух латинских слов — solus («единственный») и ipse («сам»). Солипсизм обычно определяют как философскую позицию, при которой собственное индивидуальное сознание признается в качестве единственной и несомненной реальности. Проще говоря, существуете только вы сами, а мир вокруг — всего лишь проекция вашего беспокойного ума. Впервые эта философская позиция дала о себе знать в суждениях древнего грека Горгия из Леонтини (483–375 гг. до н. э.), который сформулировал следующие доктрины солипсизма:
Для солипсиста характерно любопытное отношение к прошлому — его просто не существует. Любая картинка или факт, которые наше сознание преподносит нам как воспоминание о чем-то, могут быть всего лишь игрой воображения, которое сочинило, возможно, никогда не происходившие события. Похожее недоразумение происходит и с будущим — ведь нет никаких серьезных оснований предполагать, что оно когда-либо действительно настанет, при том что понятие времени в «выдуманном» мире тоже абсолютно субъективно — такое парадоксальное отношение ко времени еще называют «солипсизмом момента».
Критика солипсизма
Некоторые европейские философы высказывали взгляды, которые перекликались с солипсизмом, однако не были столь радикальными. Например, знаменитый постулат Декарта cogito ergo sum («Я мыслю, а следовательно, существую») по сути близок к солипсическому мировосприятию, поэтому солипсизм часто относят к общему направлению, основанному на декартовском высказывании, — субъективному идеализму (все его апологеты разделяют уверенность в существовании собственного сознания и большие сомнения насчет реальности всего остального).
Правда, Артур Шопенгауэр, другой крупный философ, идеи которого можно отнести к субъективному идеализму, выступал критиком солипсизма, говоря, что «как серьезное убеждение его можно найти только в сумасшедшем доме, и тогда оно требует не столько аргументов, сколько лечения». Согласно теориям Шопенгауэра, мира, который бы существовал отдельно от нашего сознания, не существует. Однако он считал, что есть множество воспринимающих мир людей, которые, познавая окружающий мир и друг друга, создают эту реальность.
В истории философской мысли существовало множество попыток опровергнуть солипсизм с точки зрения логики, однако сделать это не так просто, ведь как можно что-то доказать солипсисту, который будет считать вашу речь забавным фокусом собственного сознания? Недаром в свое время Владимир Ильич Ленин писал, что доводы убежденного солипсиста невозможно опровергнуть «никакими доказательствами, силлогизмами и определениями».
Случаи солипсизма
Исторически задокументированных случаев солипсизма как осознанного выбора (а не следствия психического расстройства) существует совсем немного. Самым известным идейным солипсистом является французский врач и медицинский писатель Клод Брюне, практиковавший в Париже в начале XVIII века. В свое время он опубликовал несколько философских трудов, в которых излагал свое мировоззрение. К сожалению, многие из них в настоящее время утеряны, но из сохранившихся записей можно сделать вывод, что Брюне считал, что в мире существует только он сам — единственное мыслящее существо, причем существование своего физического тела он тоже подвергал сомнению. Он считал, что его разум (единственное, в существовании чего он нисколько не сомневался) создал весь окружающий мир и всех людей, которые перестают существовать, как только он перестает о них думать. Подобное мировоззрение можно отнести к абсолютному проявлению радикального солипсизма. Было бы любопытно узнать, как мсье Брюне удавалось сочетать свою теорию с врачебной практикой и в чем для него состоял смы сл врачевания «фантомных» пациентов, которые были результатом работы его воображения.
Другие не столь радикальные последователи солипсизма порой становились героями курьезных историй. Так, в своей критике этого направления мысли философ Бертран Рассел ссылался на свою знакомую, которая жаловалась, что стала последовательницей солипсизма и никак не может найти других солипсистов. Такая логика попросту абсурдна, ведь отсутствие других солипсистов объясняется отсутствием в мире вообще кого бы то ни было, кроме тебя. Поэтому вступивших на этот путь ждет довольно одинокое путешествие — не станешь же образовывать кружок последователей солипсизма из фантомов собственного сознания.
Солипсизм в современной культуре
В современном мире мы очень часто сталкиваемся с произведениями популярной культуры, основанными на принципах солипсизма, который служит неиссякаемым источником вдохновения для авторов. В русской прозе главным любителем солипсизма, конечно, является Виктор Пелевин: персонажи его романов и рассказов регулярно подвергают сомнению существование окружающего мира, а в некоторых случаях начинают заниматься «деятельным солипсизмом». Так, в известном рассказе «Девятый сон Веры Павловны» интеллигентная уборщица мужских туалетов, подвергнув сомнению реальность окружающего, начинает выступать в качестве демиурга этого мира. Пожелав появления музыки и картин на стенах в грязном туалете, она «вызывает» перестройку в разваливающемся Советском Союзе — туалет превращается в уютный комиссионный магазин, а Вера Павловна абсолютно уверена в том, что изменения в политическом курсе обусловлены исключительно ее собственной волей.
К счастью, у большинства людей не возникает сомнений в реальности этого мира, поэтому солипси зм для нас — не более, чем занятная философская идея, которая может приятно порадовать любителей лихо закрученных сюжетов в кино и литературе.
10 умопомрачительных теорий, которые меняют представление о мире
Реальность не так очевидна и проста, как нам нравится думать. Некоторые из утверждений, которые мы принимаем как истинные, могут быть неверными. Ученые и философы сделали все возможное, чтобы изменить наши представления о реальности и природе вещей.
Ниже приводим 10 философских теорий, которые могут изменить представление о мире.
1. Великое оледенение
Великое оледенение – теория о том, что наша Вселенная движется к своему концу.
Согласно этой идее, Вселенная располагает ограниченным запасом энергии, который, наконец, исчерпается, что приведет к абсолютной мерзлоте. Подразумевается, что тепловая энергия производится при движении частиц, а теплопотеря – естественный процесс, вследствие которого движение частиц замедляется и, видимо, в один прекрасный день все остановится.
2. Солипсизм
Ваши сны имитируют ощущения, которые воспринимаются так же, как и информация, полученная от различных участков мозга. Если размышлять в заданном направлении, то в каких аспектах бытия мы можем не сомневаться? Ни в одних. Уверенности нет ни в курице, которую вы съели на ужин, ни в клавиатуре под пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в собственных мыслях.
3. Философия субъективного идеализма
Джордж Беркли, отец идеализма, утверждал, что все существует как идея в чьей-то голове. Многие считали его теорию глупой, даже некоторые товарищи философа. История гласит, что один из его недоброжелателей с закрытыми глазами пнул ногой камень и сказал: «Так я это опроверг!» Подразумевалось, что если камень действительно существовал лишь в его воображении, то он не мог бы его пнуть с закрытыми глазами. Опровержение Беркли сложно для понимания. Он настаивал на существовании всемогущего и вездесущего Бога, который видит все и сразу. Правдоподобно?
4. Платон и логос
Платон – самый известный философ в мире. Конечно, у него были свои мысли о реальности. Он утверждал, что за пределами воспринимаемой нами реальности, лежит мир «идеальной» формы. Все, что мы видим, это лишь тень, имитация того, что есть на самом деле. Платон говорил, что, изучая философию, у нас появляется шанс мельком увидеть все так, как есть в действительности, обнаружить совершенные формы воспринимаемого. В дополнение к этому потрясающему заявлению, будучи монистом, Платон, утверждал, что все сотворено из единого вещества. То есть, по его словам, алмазы, золото и собачьи фекалии – все состоит из одного и того же базового материала, но в иной форме. С научным открытием атомов и молекул это утверждение в какой-то степени подтвердилось.
5. Презентизм
Время это то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и в каждый конкретный момент, как правило, делим его на прошлое, настоящее и будущее.
Презентизм утверждает, что прошлое и будущее это воображаемые понятия и лишь настоящее реально. Иными словами, и сегодняшний завтрак, и каждое слово в этой статье прекратит существовать после того, как вы ее прочитаете, пока вы не откроете её снова. Будущее мнимо, потому что время не может существовать до и после того, как произошло, согласно утверждениям Августина Блаженного.
6. Этернализм
Этернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория, основанная на многослойности времени. Все время существует одновременно, но измерение определяется наблюдателем. То, что он видит, зависит от того, на что он смотрит. Таким образом, динозавры, Вторая мировая война и Джастин Бибер – все существует одновременно, но может наблюдаться только в определенном месте. Если придерживаться такого взгляда на реальность, то будущее беспросветно, а свобода воли – иллюзия.
7. Мозг в банке
Мозг в банке – мысленный эксперимент, занимающий мыслителей и ученых, которые, как и большинство людей, считают, что человеческое понимание действительности зависит исключительно от субъективных ощущений.
Представьте, что вы просто мозг в банке, на который воздействуют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Как вы можете об этом узнать? И можете ли вы отрицать вероятность того, что это ваша реальность? Такова современная интерпретация теории «злого демона» Декарта. Этот мысленный эксперимент приводит к аналогичному выводу: мы не можем подтвердить фактическое существование чего-либо, кроме нашего сознания.
Если вы сейчас вспомнили фильм «Матрица», то лишь потому, что эта идея легла в основу научно-фантастического боевика. Только в реальности у нас нет красной таблетки.
8. Теория Мультивселенной
Каждый современный человек хотя бы раз слышал о «мультивселенной» или о «параллельных вселенных». В соответствии с этой гипотезой, многие из нас (теоретически) представляют себе параллельные миры, похожие на наш, с небольшими (или значительными) различиями.
9. Вымышленный реализм
Это самая увлекательная версия теории мультивселенной. Супермен реален. Да, Гарри Поттер тоже может быть реален. Это учение, учитывая бесконечное число вселенных, утверждает, что все должно где-то существовать. Таким образом, все наши любимые фантастические и фэнтезийные выдумки это могут быть описания альтернативных вселенных, в которых все необходимое сошлось в одном месте, чтобы возможный мир реализовался.
10. Феноменализм
Что происходит с вещами, когда мы на них не смотрим? Тщательно изучив этот вопрос, некоторые ученые пришли к простому выводу – они исчезают. Хотя не совсем. Философы-феноменалисты считают, что объекты существуют лишь как феномен сознания. Например, ваш ноутбук находится здесь пока вы это осознаете и верите в его существование. Но как только вы от него отвернетесь, он перестанет существовать пока вы или кто-то другой не начнет с ним снова взаимодействовать. Нет существования без восприятия. Такова основа феноменализма.
10 философских понятий, которые должны быть знакомы каждому
Философия часто кажется слишком отвлеченной наукой — но большинство вопросов, которыми мы задаемся, размышляя о себе и окружающем мире, были сформулированы еще Платоном, Декартом, Кантом и их коллегами. Пользователи сайта Quora составили список философских идей, которые полезно знать любому думающему человеку, вне зависимости от его интересов и специальности. «Теории и практики» выбрали из него 10 важных пунктов.
1. Теория идей Платона
Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета. Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно. Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности. Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из-за которой человек не в состоянии отказаться из-за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».
2. Интроспекция
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — способ самопознания, в ходе которого человек наблюдает за своей внутренней реакцией на события внешнего мира. Интроспекция — это фундаментальная потребность человека, позволяющая ему тщательно изучать самого себя, объяснять себе, почему он верит в то, во что верит, и есть ли возможность того, что его вера ошибочна. Основоположником метода считается британский педагог и философ Джон Локк, который, опираясь на идеи Рене Декарта, указал, что существует лишь два прямых источника всех знаний: объекты внешнего мира и разум человека. В связи с этим все значимые психологические факты сознания открыты для изучения только самому субъекту познания — вполне может быть, что «синий цвет» для одного человека — совсем не то же самое, что «синий цвет» для другого.
Метод интроспекции помогает отслеживать стадии мышления, расчленяя чувства на элементы и предоставляя полную картину взаимосвязи мыслей и действий. Интроспекция учит мыслить абстрактнее и шире, к примеру воспринимать «большое красное яблоко», как «ощущение красного, сменяющееся впечатлением круглого, одновременно с которым возникает легкое щекотание в языке, по-видимому, след вкусового ощущения». Но не стоит слишком углубляться в интроспекцию — чрезмерная сосредоточенность на отслеживании собственных впечатлений притупляет восприятие реальности.
3. Солипсизм
Солипсизм (от лат. solus — «единственный» и ipse — «сам») — философская концепция, по которой человек признает в качестве единственной существующей и всегда доступной для его вмешательства реальности лишь собственный разум. «Нет бога, нет вселенной, нет жизни, нет человечества, нет рая, нет ада. Все это только сон, замысловатый дурацкий сон. Нет ничего, кроме тебя. А ты только мысль, блуждающая мысль, бесцельная мысль, бездомная мысль, потерявшаяся в вечном пространстве» — так формулирует основной посыл солипсизма Марк Твен в своем рассказе «Таинственный незнакомец». Эту же идею, в целом, иллюстрируют киноленты «Господин Никто», «Начало» и «Матрица».
Логическое обоснование солипсизма — то, что человеку доступно лишь его восприятие действительности и его мысли, тогда как весь внешний мир находится за гранью достоверности. Существование вещей для человека всегда будет лишь предметом веры, не более, так как если кто-то потребует доказательств их существования, человек не сможет их предоставить. Иначе говоря, ни один человек не может быть уверен в существовании чего-либо вне его сознания. Солипсизм — это не столько сомнение в существовании реальности, сколько признание первичности роли собственного разума. Концепт солипсизма либо необходимо усвоить таковым, какой он есть, либо принять «солипсизм наоборот», то есть дать себе рациональное объяснение относительного внешнего мира и обосновать для самого себя, почему этот внешний мир все же существует.
4. Теодицея
Если мир создан по какому-то высшему замыслу, почему в нем столько абсурда и страдания? Большинство верующих рано или поздно начинают задаваться этим вопросом. На помощь отчаявшимся приходит теодицея (от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — религиозно-философская концепция, согласно которой Бог безоговорочно признается абсолютным добром, с которого снимается любая ответственность за наличие зла в мире. Это учение было создано Лейбницем для того, чтобы условно «оправдать» Бога. Главный вопрос этой концепции: «почему Бог не желает избавить мир от несчастий?» Варианты ответов свелись к четырем: либо бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо не может и не хочет, либо и может, и хочет. Первые три варианта не соотносятся с представлением о Боге как Абсолюте, а последний вариант не объясняет наличие зла в мире.
Проблема теодицеи возникает в любой монотеистической религии, где ответственность за зло в мире теоретически должна была бы возлагаться на Бога. На практике же возложение ответственности на Бога не представляется возможным, так как Бог признается религиями своеобразным Идеалом, имеющим право на презумпцию невиновности. Одной из основных идей теодицеи является идея, что мир, сотворенный Богом, априори есть самый лучший из всех возможных миров, а, значит, и в нем собрано лишь самое лучшее, и наличие зла в этом мире рассматривается лишь как последствие необходимости в этическом разнообразии. Признавать теодицею или нет — личное дело каждого, но изучить эту концепцию, безусловно, стоит.
5. Моральный релятивизм
Жизнь была бы гораздо проще, если бы добро и зло были фиксированными, абсолютными понятиями — но часто мы сталкиваемся с тем, что то, что является добром в одной ситуации, может оказаться злом в другой. Становясь менее категоричными относительно того, что такое хорошо и что такое плохо, мы приближаемся к моральному релятивизму — этическому принципу, отрицающему дихотомическое разделение понятий «добро» и «зло» и не признающему наличие обязательных нравственных норм и категорий. Моральный релятивизм, в отличие от морального абсолютизма, не считает, что существуют абсолютные универсальные моральные стандарты и принципы. Не мораль главенствует над ситуацией, а ситуация над моралью, то есть важен не просто факт какого-то действия, а его контекст.
Философская доктрина «вседозволенности» признает за каждым индивидом право на формирование собственной системы ценностей и собственного представления о категориях добра и зла и позволяет утверждать, что мораль, в сущности, понятие относительное. Вопрос в том, до чего додумается конкретный человек, взяв на вооружение такую концепцию, — знаменитый девиз Раскольникова, «тварь я дрожащая, или право имею?» тоже вырос из идеи морального релятивизма.
Трактовать эту идею можно по-разному — «от ничего святого» до «не стоит слепо вгонять жизнь в узкие рамки». В любом случае спектр вопросов, которые ставит моральный релятивизм, — полезное упражнение для ума и хорошая проверка любых убеждений.
6. Категорический императив
Золотое правило этики — «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — звучит еще весомее, если сослаться на Иммануила Канта: это положение входит в его концепцию категорического императива. По этой этической концепции, человек должен поступать согласно той максиме, которая, по его мнению, могла бы стать всеобщим законом. Так же в рамках данной концепции Кант предлагает не рассматривать другого человека как средство, а относиться к нему как к конечной цели. Разумеется такой подход не избавит нас от ошибок, но решения становятся гораздо осознаннее, если думать, что каждый раз выбираешь не только за себя, но и за все человечество.
7. Детерминизм/индетерминизм
Размышляя о свободной воле, судьбе и предопределении, мы вступаем на поле детерминизма (лат. determinare — определять, ограничивать) — философского учения о предопределении, взаимосвязанности происходящего и о наличии у всего существующего единой причины. «Все предопределено. Все будет происходить по заданной схеме» — вот главный постулат детерминизма. Свободной воли, согласно этому учению, не существует, причем в разных трактовках детерминизма судьба человека зависит от различных факторов: либо она заранее определена Богом, либо обширной философски осмысляемой категорией «природа».
В рамках учения детерминизма никакие события не считаются случайными, а являются последствием заранее предрешенной, но неизвестной человеку цепочки событий. Детерминизм исключает веру в свободу воли, при которой вся ответственность за поступки ложится на самого человека, и заставляет личность целиком вверить свою судьбу причинности, закономерности и всевластию внешнего мира. Удобная, в общем-то, концепция — для тех, кто не хочет брать на себя ответственность за собственную жизнь. А тем, кому в рамках детерминизма слишком тесно, стоит изучить аргументы противоположной концепции — индетерминизма.
8. Cogito ergo sum
«Я мыслю, следовательно, я существую» — философский концепт рационалиста Рене Декарта и хорошая опора для сомневающихся во всем. Эта формула возникла при попытках найти первичную, бесспорную и абсолютную истину, на базе которой можно построить философскую концепцию абсолютного знания. Декарт ставил под сомнение все: внешний мир, свои чувства, Бога, общественное мнение. Единственное, что не удалось поставить под сомнение, — это собственное существование, так как сам процесс сомнения в собственном существовании, являлся доказательством этого существования. Отсюда появилась формула: «Я сомневаюсь, значит, мыслю; я мыслю, значит, существую», преобразившаяся в «Я мыслю, следовательно, я существую» — эта фраза стала метафизической основой философии Нового времени. Она провозгласила главенствующее положение Субъекта, вокруг которого и стало возможным выстроить достоверное познание.
10. Экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис стал следствием описанного выше крушения традиционной системы ценностей — он порожден мыслью о том, что человеческое существование не имеет ни заранее заданного предназначения, ни объективного смысла. Это противоречит нашей глубочайшей потребности верить в то, что человеческая жизнь имеет ценность. Но отсутствие исходного смысла не означает потери смысла вообще — согласно концепции экзистенциализма, ценность жизни проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках.