Т34 полная версия чем отличается
В День Победы показали расширенную версию блокбастера «Т-34»
Создатели кино делятся воспоминаниями о съёмках
В День Победы на канале «Россия 1» состоялась большая историческая премьера, впервые была показана расширенная версия экшена «Т-34». В преддверии показа Иван Кудрявцев пообщался с актёрами и режиссёром фильма Алексеем Сидоровым. Создатели «Т-34» рассказали, какие сцены вошли в расширенную версию фильма, каково им было сниматься внутри танка и о многом другом.
В День Победы показали расширенную версию блокбастера «Т-34»
Это похоже на встречу фронтовиков, которые не виделись несколько лет… Только теперь Ивушкин, Василёнок, Ионов и Волчок не в тесной кабине «тридцатьчетвёрки». Новый, невидимый и на этот раз реальный враг развёл экипаж по тесным окошкам программы для удалённых конференций. Смеются, перебивают друг друга. Соскучились. Друг по другу и по тем съёмкам.
«Голос в шлеме» — это «батя», главный в экипаже, по признанию ребят. Режиссёр и автор сценария «Т-34» Алексей Сидоров. Командовал всей операцией с реальными танками Великой Отечественной, тремя десятками масштабных декораций (деревни, концлагеря, танкового полигона, железнодорожной станции), с экспедицией в Чехии. Но в управлении танком асами ребятам предстояло стать самим.
Репортаж «Индустрии кино» о «Т-34»
В своё время мне тоже довелось изучить танк изнутри. Тот самый Т-34-85, на котором гоняли герои фильма. Стоит в гараже «Мосфильма» под Кубинкой. Ощущения от танка, которые я помню спустя полтора года: тесный. Всё впритирку. Говорят, современные танки теснее, чем Т-34, потому что в них больше оборудования. Наверное, так — у человека внутри. Без лишних пустот. И потому пытаешься не быть здесь инородным телом. Ты почтительно осторожен. Любое движение «не по делу» — боль.
И я вот сейчас трачу, наверно, уже минуту на то, чтобы перебраться с места механика-водителя на место наводчика и оно настолько тесное, что я ума не приложу, как здесь размещаться?
Броня — как камень — глухая и холодная. Лобовая броня, лист толщиной 52 миллиметра. Самая толстая броня во всём танке. Но ощущения полной безопасности она не даёт. От этого почему-то ещё больше страшно представить себя внутри в реальном бою. Понимаешь, почему их называли «коробочками». Находится в нем было здорово, если ты побеждал, а если ситуация складывалась не в твою пользу, было очень страшно.
А вот это уже скорость, и скорость нешуточная. И это ещё не вся скорость танка Т-34! Когда 32 тонны стали прытко рвут с места, словно Конёк-горбунок, ощущаешь, в чём превосходство «тридцатьчетвёрки». Вот тут понимаешь, почему эта машина выиграла войну. Самый маневренный танк, самый неуловимый. Юркий, проворный, мощный. С пушкой, способной пробить самую мощную броню.
Трейлер полной версии фильма «Т-34»
Главный враг Ивушкина — немецкий танковый ас Ягер — пытался приударить за переводчицей Аней, героиней Ирины Старшенбаум, которую вывезли в Германию на принудительные работы. В прокатной версии этого тоже не было.
В День победы показали расширенную версию блокбастера «Т-34»
Создатели кино делятся воспоминаниями о съёмках
В День Победы показали расширенную версию блокбастера «Т-34»
Это похоже на встречу фронтовиков, которые не виделись несколько лет… Только теперь Ивушкин, Василёнок, Ионов и Волчок не в тесной кабине «тридцатьчетвёрки». Новый, невидимый и на этот раз реальный враг развёл экипаж по тесным окошкам программы для удалённых конференций. Смеются, перебивают друг друга. Соскучились. Друг по другу и по тем съёмкам.
Юрий Борисов :
«Я не знал, что у нас была связь с Лешей [ Алексей Сидоров ]. У меня-то шлема не было…»
«Сами поправляли грим, сами хлопали хлопушки, сами заводили себе камеры. В общем, заходили туда, как в подводную лодку, и выбирались, когда звучало: «Смена окончена!» — грязные, чумазые и счастливые, да!»
«И вот чем дольше бьёшься там обо все, тем больше привыкаешь! Поначалу кажется, что никогда не привыкнешь, но вот как порассшиб себе всё, думаешь, зачем придумали, чтобы мой персонаж был без шлема?»
И я вот сейчас трачу, наверно, уже минуту на то, чтобы перебраться с места механика-водителя на место наводчика и оно настолько тесное, что я ума не приложу, как здесь размещаться?
Алексей Сидоров :
«Кстати, вот мы потом сравнили с «Пантерой». Так вот, Т-34 — «Мерседес» по сравнению с «Пантерой». Но отделка не всегда была идеальной. То есть, Юрию пришлось сниматься без шлема с лысой головой. Так он сколько раз себе голову рассадил. И не то что чуть-чуть царапинка, а там сшибает».
Видео о том, как устроен танк из фильма «Т-34»
Броня — как камень — глухая и холодная. Лобовая броня, лист толщиной 52 миллиметра. Самая толстая броня во всём танке. Но ощущения полной безопасности она не даёт. От этого почему-то ещё больше страшно представить себя внутри в реальном бою. Понимаешь, почему их называли «коробочками». Находится в нем было здорово, если ты побеждал, а если ситуация складывалась не в твою пользу, было очень страшно.
Александр Петров :
«Если танк поджигали, из него не выбирался вообще никто. Внутри ты понимаешь, не насколько это было тяжело, а какой это адский героизм. Многие просто не понимают, как это на самом деле, но зрители, которые уже посмотрели фильм и которые посмотрят полную версию фильма, что-то где-то щёлкнет».
Когда вы делали финальную версию, каких планов, эпизодов вам было особенно до боли жалко и какие эпизоды есть сейчас в расширенной версии?
«Ну, и, конечно, там есть какие-то сцены, которые давали много быта и характера, ребята в концлагере: появление всех персонажей».
2 миллиарда 317 миллионов рублей сборы, более 9 миллионов зрителей у больших экранов. «Т-34» — третий по кассе хит в современной истории нашего кино. И первый, что выходит на экраны в расширенной трёхчасовой режиссёрской версии, которую ещё не видели даже сами актёры фильма. Историческое кинособытие в национальном эфире — за час до Салюта Победы, ровно в 21:00 по московскому времени, на «России-1». «Т-34».
«Т-34» и «Текст. Реальность»: чем отличаются расширенные версии фильмов от их кинотеатральных релизов
«Т-34»
«Т-34» / компания «Централ Партнершип»
Про что это?
В 1944 году вермахт решает подготовить новое поколение танкистов, способных дать отпор наступающим силам СССР. Для этого из пленных русских набирают элитный экипаж и дают им в распоряжение новейший трофейный Т-34–85, чтобы они показали новобранцам, с чем им придется иметь дело. Но команда во главе с лейтенантом Ивушкиным (Александр Петров) совершает дерзкий побег с полигона и отправляется в опасный путь на танке через всю Германию.
Что добавили?
В сравнении с оригиналом расширенная версия фильма идет дольше на 45 минут — в итоге два с небольшим часа превратились в трехчасовое полотно, состоящее из двух серий (экватор между эпизодами пролегает на моменте принятия судьбоносного решения: бежать на танке). Такой телеформат неслучаен: впервые «режиссерку» показали на канале «Россия 1» к 9 Мая. Однако, вопреки опасениям, патриотического апломба в фильме почти не прибавилось. Весь его подали в одной сцене, когда русские танкисты останавливаются в городе Веймаре для милого домашнего грабежа, ну или лутинга (причем помимо еды, выпивки и извечного трофея советского человека — одежды, в танк тащат даже изображение Богоматери, которое потом в разгар боя используют по прямому религиозному назначению). От увиденного (и, возможно, выпитого) у лейтенанта Ивушкина (а может, и у самого актера Александра Петрова, увлекающегося поэзией) просыпается детское желание залезть куда-нибудь повыше (здесь подвернулся танк) и прочитать стишок.
На фоне любимого туристами памятника Шиллеру и Гете танкист воспроизводит строки последнего на языке оригинала (позже он пояснит, что выучил их когда-то на спор), а затем уже на русском, при помощи переводчицы, отчитывает мирных немцев за то, что они порочат великую культуру, сотрудничая с фашистами. Веймар, конечно, выбран неспроста: это не только колыбель немецкого просвещения, но и символ Веймарской республики — короткого межвоенного периода, на смену которому пришла власть фюрера. К сожалению, неглупую аллюзию рушит топорность самой сцены, в которой декламацию Петрова (помимо пафосной музыки) решили усилить набившими оскомину кадрами военной хроники. Они окончательно режут художественную ткань фильма, оголяя задник провинциального Дня Победы. К счастью, с дополнительной патетикой на этом почти все. Имя генералиссимуса в фильме по-прежнему звучит лишь однажды, и то в полуиздевательской фразе «да я ж тебя, как Сталина, ждал» от сурового капитана Корина (быковского «Дурака» в забинтованном Артеме Быстрове здесь просто узнать). С его образа, кстати, и начинается расхождение с оригиналом: благодаря всего паре новых сцен становится ясно, что ни Ивушкин, ни его новый экипаж не торопятся получать посмертные ордена. А на погибель — прикрывать отступление и затыкать дырку в обороне Москвы — их посылает тот самый капитан.
Помимо этого больше внимания в режиссерской версии уделили и самим танкистам. Несложные портреты дополнили парой-тройкой характерных биографических штрихов, а в сцены лагерной жизни добавили чуть больше пороха в отношения. К примеру, из разговоров заключенных мы узнаем, что герой Петрова из-за одержимости побегом уже превратился в живую легенду. Что, впрочем, не мешает местным, как только они узнают о его сотрудничестве со штандартенфюрером Ягером, едва не придушить его ночью подушкой: спасает только Василенок (Виктор Добронравов), обещающий закончить дело, если Ивушкин толком ему все не объяснит. Свою историю в лагере получил и Ягер (Винценц Кифер), который в искреннем стремлении подготовить для Третьего рейха супертанкистов натыкается на косность и самодурство местной бюрократии, отчего к антагонисту начинаешь проникаться невольным сочувствием. Также в центральный конфликт фильма — между нацистом и его советским двойником Ивушкиным — решили добавить немного пикантности.
Подробности по теме
10 любимых фильмов актера Александра Петрова
Оказывается, Ягер тоже вовсю обхаживает переводчицу Анну (Ирина Старшенбаум) и даже предлагает ей пожениться, отчего та и решается на побег (для режиссерской версии фразу «Я лучше с тобой погибну, чем в плену жить буду» даже заменили на «…чем с ним жить буду»). Впрочем, выбирать Анне особенно и не приходится: ее союз с Ивушкиным заключен на небесах, на что недвусмысленно намекает образ героини, явившийся солдату в горящем танке после контузии — за несколько лет до их реальной встречи. Однако все эти штрихи не сильно расширяют границы роли Старшенбаум. В танке, как и в фильме в целом, Анна по-прежнему только пассажир, а режиссерская версия «Т-34» так и осталась классическим мужским кино.
Что поменялось?
Сразу бросается в глаза, что большинство нововведений пришлись на первую половину фильма. Это сбивает центр тяжести, и кино начинает ощутимо заваливаться. Доделанные и усиленные новыми связями и нюансами первые два часа смотрятся на одном дыхании. А вот оставшийся почти без изменений побег по картонной Германии выглядит еще более надуманным и комиксовым (представьте, что в «Безумном Максе: Дороге ярости» на погоню бы отвели последние полчаса). К тому же завершающее фильм сражение по драматизму и накалу теперь еще больше проигрывает похорошевшей открывающей битве в русской глуши, от которой во всех смыслах летят искры. Ну а финальный хеппи-энд на фоне возросшей жестокости и реализма фильма вызывает еще больше вопросов. Чтобы примириться с ним, лучше сразу представлять на месте нацистов имперских штурмовиков, а вместо Т-34 — шагающий танк.
«Текст. Реальность»
«Текст» / компания «Централ Партнершип»
Про что это?
Молодой полицейский Хазин (Иван Янковский) во время рейда подкидывает студенту Илье Горюнову (Александр Петров) наркотики. После семи лет отсидки тот находит обидчика, чтобы «просто поговорить», но в драке случайно убивает его. В руках у Ильи оказывается телефон Хазина, и, чтобы выкроить несколько дней на побег, он поддерживает переписку с его друзьями и родственниками, постепенно все больше погружаясь в чужую жизнь.
Что добавили?
Совсем другое дело — новая сериальная версия «Текста» режиссера Клима Шипенко. Российская традиция делать многочасовые телеверсии кинотеатральных блокбастеров уходит корнями в начало нулевых, когда центральные телеканалы и их первые лица активно участвовали в создании и продвижении хитов отечественного проката. И теперь эту привычку (скорее вредную) у старших товарищей переняли и новые платформы. На видеосервисе Start вышла пятисерийная версия амбициозного триллера «Текст» по одноименному роману Дмитрия Глуховского, который в конце прошлого года немного затерялся в потоке, несмотря на мощное промо. Особенно на фоне вышедшего спустя всего пару месяцев «Холопа» — рекордсмена русской кассы, которого Шипенко, как известно, снимал одновременно с монтажом «Текста».
Писатель Глуховский в интервью признавался, что единственное, чего ему не хватило в образцовой экранизации, это снов главного героя. И расширенная версия вполне могла бы восполнить этот пробел — но не сложилось. Вообще, для раздутого более чем вдвое хронометража здесь на удивление мало нового контента. Обещанное «углубление» отношений Хазина (Иван Янковский) и Нины (Кристина Асмус) ограничивается единственной сценой их расставания — решенной довольно остроумно (герои, не слыша друг друга, записывают голосовые сообщения через запертую дверь), но при этом совершенно необязательной.
Что поменялось?
При этом обвинять авторов в том, что они «гонят строку», нет никакого желания, ведь даже в таком расслабленном виде «Текст» остается талантливым, актуальным и едким (хотя и слегка запоздалым) высказыванием об окружающей нас реальности. И если двухчасовую версию можно было сравнить с хорошо отлаженным аттракционом, в котором мы переживали злоключения вместе с очередным кармическим двойником Раскольникова, то сериальный вариант — это скорее атмосферный квест с аниматорами (Петров и компания), который организаторы забыли вовремя остановить. Бежать рядом с героем легкой трусцой здесь не выйдет — придется продираться вместе с ним сквозь дебри русской жизни, набрав полные сапоги экзистенциальной тоски. Понравится такое сафари далеко не всем, хотя и у него, наверное, найдутся ценители.
Подробности по теме
8 хороших фильмов и сериалов с Александром Петровым (да, они есть!)
При этом в паре аспектов «Реальность» действительно все же уступает оригиналу. Во-первых, из-за высокого среднего темпа нарочные ритмические замедления (а их в фильме три — сцена убийства, диалог с призраком матери через дверь и финальный проход по квартире) выбивали из колеи и от того работали на зрителя еще круче. Здесь же они откровенно теряются на фоне остальных длиннот и затяжек. Во-вторых, за счет этого и других монтажных приемов у «Текста» действительно получалось на пару часов просмотра оторвать многих современников от своих смартфонов (приковав внимание к чужому), что дарило фильму дополнительный, почти перформативный эффект и сильное послевкусие. К сожалению, в «Реальности» этот эффект растерялся — и вы, скорее всего, обнаружите себя втыкающими в гаджет уже минуте на пятнадцатой, во время очередной пересадки героя с поезда на электричку.
Наш танковый паноптикум: Т-34, которые были и которые могли быть
О танках с любовью. Сегодня мы опять отправляемся в наш танковый паноптикум, но целью нашей «поездки» будет всего лишь один танк. Зато какой! Наш Т-34 – танк о котором слышали, наверное, все, и без упоминаний о котором не обходится на одна книга о Второй мировой войне ни у нас, ни на Западе. «Их Т-34 был лучшим в мире!» Это сказал не кто-нибудь, а немецкий генерал. И это, наверное, самая серьезная похвала танку.
Узнал я про этот танк очень давно. В советское время его изображения и сечения были и в журнале «Юный техник», и «Моделист-конструктор», и «Наука и жизнь», и даже… в журнале «Мурзилка». Рассказывалось о нем и в книге О. Дрожжина «Сухопутные крейсера» (1942 г.), и в книге А. Бескурникова «Удар и защита» (1974 г.), и в книге Н. Ермоловича «Рыцари брони» (1976 г.), и у И. Шмелева «Танки в бою» (1984 г.), ну и, конечно, в его же «Истории танка (1916—1996)» (1996 г.). И это только самые, так сказать, популярные издания. А были ведь специальные монографии (прекрасно изданные) ряда других, весьма компетентных авторов, таких, как М. Коломиец, автор книги «Т-34. Первая полная энциклопедия» (2013 г.).
Одним словом, книг о Т-34 так много, включая даже его участие в войне в Корее и в конфликте в Хорватии, что впору о них писать полноценный историографический обзор, вот только вряд ли сегодня он будет кому-нибудь нужен.
Для моделистов модели Т-34 выпускают самые известные модельные фирмы, включая «Тамия», «Ревелл» и нашу «Звезду», разумеется. Причем в самых разных масштабах. От 1:100 и до 1:10 и 1:6! То есть информации по этому танку очень много, причем самой разнообразной.
Но среди всего этого несомненного богатства найдется местечко и для нашей коллекции.
Однако в итоге победила более простая схема дополнительного бронирования танка посредством наваривания на лобовую бронировку корпуса дополнительных плит брони. Известно, что толщина брони на лобовой проекции составляла 45 мм. Таким образом, наварив лист толщиной всего 10 мм, мы получаем суммарную толщину 55 мм, а если 15, то в итоге будут все 60 (бронирование опытного танка Т-46-5). Ну а 20-мм плита и вовсе в сумме давала 75 мм, то есть бронирование Т-34 по этому показателю соотносилось с бронированием танка КВ. Не всегда, однако, заводы имели броневые листы нужной толщины и тогда изобреталась броня «сэндвич»: 10 + 5 + 5 + 45 – вот и набралось 75 мм. Ставились даже листы брони толщиной 35 мм, то есть такой танк получал 80-мм лобовую броню! Правда, такое бронирование увеличивало вес, давление на передние катки и пружины подвески, но, тем не менее, с этим мирились. Да и срок жизни наших танков на поле боя был настолько мал, что подвеска не успевала износиться!
А вот на этом рисунке мы видим четыре проекции Т-34 не совсем обычного вида. Вроде бы танк образца 1941 года, но какой-то не такой. А это, так сказать, танк марки «IF» («Если бы…»), представляющий фантазию автора на тему улучшения исходного образца. Многие танкисты жаловались, что люк на переднем броневом листе — неудачное решение. Нередко танк поражался снарядами именно через люк, особенно крупного калибра. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы могло быть использование цельного броневого листа без выреза под люк, а только с двумя узкими щелями (традиция тех лет!) для наблюдения и с тремя перископами на крыше корпуса. А вот люки вполне можно было бы разместить по бортам корпуса, как это сделали англичане на многих своих танках, в частности, на танке «Валентайн».
А вот танк Т-34ИФ с измененным наклоном лобовой брони и увеличенной шириной корпуса с обратным наклоном бортовых листов брони корпуса, прикрытых еще одним слоем более тонкой брони с люками для инвентаря в районе надгусеничных полок. Такая схема позволила бы переместить башню немного назад и разместить люки, водителя и стрелка-радиста на крыше корпуса слева и справа. Что, в принципе, и было затем сделано на танке Т-44, хотя листы бортовой брони у него наклона не имели
На этом рисунке ширина корпуса танка оставлена прежней, но изменен наклон передней бронеплиты корпуса. Соответственно, это позволило бы разметить оба люка на крыше корпуса, то есть каждого члена экипажа обеспечить собственным люком. Поскольку наклон брони при этом бы уменьшился, компенсировать этот недостаток можно было бы увеличением толщины броневого листа до 52 мм. Именно такой наклон лобовой брони был и на американских танках «Шерман» (51 / 56°). То есть американцы посчитали такую броню для своего среднего танка вполне достаточной. Ничуть не хуже она защищала бы и наш танк, зато удобство работы водителя и стрелка на нем при этом возросло бы весьма заметным образом.
Тут надо учитывать, что анализ повреждений лобовой брони показал, что ее наклон приводит к рикошету снарядов только лишь в случае, если калибр снаряда не больше толщины брони, то есть для германских орудий это калибры 37 и 50 мм максимум. А вот с увеличением калибра вероятность рикошета снаряда от наклонного листа снижается очень быстро. Для снарядов калибра 88 мм наклонная броня корпуса Т-34 уже не оказывала практически никакого влияния на ее бронестойкость. С другой стороны, лист брони, расположенный к вертикали под углом 60°, практически равен листу брони удвоенной толщины: 1/cos(60°)=2, что дает возможность рациональным образом закрыть броней внутренний объем и уменьшить общий вес брони на танке. То есть чем меньше наклонена броня, тем, в принципе, лучше, но наклон в 52° при толщине 52 мм может считаться едва ли не оптимальным. И к тому же люки сверху!
Известно, что в годы войны выпускались две модификации танка Т-34/85: с 85-мм пушкой Д-5Т (ранняя версия) и такой же по калибру пушкой ЗИС-С-53, которая считалась более удобной в использовании и технологичной в производстве. Но так как Д-5Т была готова раньше, на танки начали сначала ставить именно ее.
Применение немцами в конце войны кумулятивных боеприпасов вновь привело к необходимости оснащения танков разнесенной броней. Вот один из проектов такого дополнительного бронирования. Но, как всегда, проекты были в одном месте, а танки — в другом, так что нашим танкистам пришлось «бронировать» свои танки кроватными сетками и решетками от садовых оград. Есть фото, на которых такие танки можно увидеть, но в нашем паноптикуме их рисунки, к сожалению, отсутствуют.
P. S. Администрация сайта и автор выражают искреннюю признательность А. Шепсу, автору иллюстраций «Паноптикума», а также М. Шмитову за рисунки БТТ.