Таджвид это что значит
Тажвид
‘Таджви ́д (араб. تجويد , абджадия 423) — это наука, посредством которой достигается правильное чтение Корана, что исключает искажения смыслового значения.
Содержание
Таджвид словами ученых
Таджвид имеет следующее определение:
Таджвид – это наука, через которую узнают, как давать каждому звуку должное и полагающееся по артикуляции и её свойствам.
اَلتَّجْوِيدُ عِلْمٌ يُعْرَفُ بِهِ إِعْطَاءُ كُلِّ حَرْفٍ حَقَّهُ وَمُسْتَحَقَّهُ مَخْرَجًا وَصِفَةً
Не нужно думать, что таджвид существует для того, чтобы усложнять произношение – напротив, он предназначен для исправления чтения Корана и произношения букв именно так, как это делал пророк. По этому поводу имам Джазарий сказал:
Таджвид – это не жевание языка, не гортанные звуки, не искривление челюсти, не содрогание голоса, не удлинение удвоения, не прерывание долготы, не звонкость чтения в нос и не сжатие буквы «ра»…
ليس التجويد بتمضيغ اللّسان ولا بتقعير الفم ولا بتعويج الفكّ ولا بترعيد الصوت ولا بتمطيط الشدّ ولا بتقطيع المدّ ولا بتطنين الغنّات ولا بحصرمة الراءات.
Суть таджвида – в освоении произношения арабских звуков в вариантах их классической (коранической) фонетики посредством махража.
Махраж – это использование установленных механизмов произношения каждого звука и ее вариантов, позволяющих достигать должного звучания.
Изхар
Аль-Изх ́ар(الاظهار) — это (араб. ясное чтение ) когда каждая буква произносится чисто, без носовогой гнусавости. Если после нун сакина или танвина стоит буква изхара, то это правило изхара.
Буквы изхара.
Калькаля
Буквы Калькаля
Всего букв калькаля 5: ﻕ ﺩ ب ﺝ ﻁ. Все они используются в слове قًطْبُ جَدٌّ
Степени калькаля
Идг’ам
Идгам с гунной
Идгам без гунны
Разница между таджвидом и тартилем? Как научиться читать Коран должным образом?
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلَاوَتِهِ أُولَئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ وَمَن يَكْفُرْ بِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
«Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке» (2:121)
Задумайтесь, ведь даже лицемеры и немусульнане читают Коран и вполне могут это делать красиво. Аллах же от нас требует большего!
Так, Аллах говорит в Коране, порицая тех, кто не понимает Книгу Господа и не хочет размышлять над ней:
أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ
«Неужели они не задумываются над Кораном?» (4:82)
وَأَمَّا الَّذِينَ كَفَرُوا فَيَقُولُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلً
«Те же, которые не уверовали, говорят: “Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?”» (2:26)
Истину сказал посланник Аллаха ﷺ:
أكثر منافقي أمتي قراؤها
« Большинство лицемеров моей Уммы — это чтецы Корана » (Ахмад 2/175, Байхаки 6959 и другие. Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1203 и «ас-Сильсиля ас-сахиха» 750).
С другой стороны, будет неверным сказать, что таджвид — это нечто совершенно ненужное, ведь посланник Аллаха ﷺ также сказал:
لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَمْ يَتَغَنَّ بِالْقُرْآنِ
« Не из нас тот, кто не читает Коран, украшая его своим голосом » (Ахмад 1/175, Дарими 2/471, Абу Дауд 1469, Хаким 1/570, Ибн Наср 55. Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5442 и «Мишкатуль-масабих» 2194).
Что касается слова «тартиль» — الترتيل — то оно в арабском языке имеет смысл «хорошо организованный, упорядоченный».
Слово тартиль доказано из Корана и у него есть два шариатских смысла :
Доказательством на эти смыслы являются аяты:
وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا
«Неверующие сказали: “Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?”. Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом (тартиль)» (4:158)
قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا
نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا
أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا
«Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением» (73:1-3)
Итак мы поняли, что таджвид и тартиль — это не одно и тоже :
Уместно упомянуть, что во многих книгах по таджвиду приводится асар от Али, да будет доволен им Аллах, который комментируя аят: « и читай Коран размеренным чтением (тартилем) », — якобы сказал:
الترتيل هو تجويد الحروف، ومعرفة الوقوف
« Тартиль — это когда ты читаешь буквы с таджвидом и знаешь где остановиться ».
Таджвид. Чтение Корана
1 урок. Наука ат-таджвӣд ألتَّجْوِِيد
§1. Определение.
Говоря иначе, таджвид эта наука, которая содержит правила, изучив которых мусульманин освоит правильное произношение арабских букв и избежит речевых ошибок при чтении Священного Корана.
§2. Разделы таджвида.
Таджвид делится на две основные составляющие:
≡Ответьте на вопросы.
Ознакомьтесь с материалом во вкладке ДОПОЛНИТЕЛЬНО и переходите к следующему уроку.
Возникновение науки таджвид
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран подобающим образом, без ошибок и искажений, так как он был арабом. Также делали и его сподвижники. Но когда территории мусульман стали стремительно расширяться ислам стали принимать не арабы. В арабский язык стали вливаться чуждые слова из других языков. Возникло опасение что Коран будет читаться не правильно, с ошибками.
В связи с этим праведный халиф Али бин Ауб Талиб, да будет доволен им Аллах, повелел Абу Аль-Асваду ад-Дуали разработать основу для будущей науки. В работе участвовали множество знатоков Корана такие как Халиль бин Ахмад Аль-Фарахиди, Абу Абид Аль-Касим бин Салям и другие. Учеными были разработан свод определенных правил чтения Корана, изучив которых чтец мог избежать ошибок. Была введена особая система знаков, которые указывали на те или иные звуки в тексте Корана, а также на наличие либо отсутствие в них кратких гласных, огласовок.
Первым, кто охарактеризовал науку таджвид в письменном виде был Абу Мазахим аль-Хакани (ум. в 325 г.х.), в конце третьего века по мусульманскому летоисчислению. Он сочинил касыду из пятидесяти одной строки, которая по праву считается сегодня самой ранней работой в науке таджвид. В ней автор затронул самые основные правила декламации Корана послужившие опорой для составления трудов последующих поколений ученых в данной науке.
Далее последовала целая плеяда ученых в пятом веке по хиджре, которые внесли свой неимоверный вклад в эту науку. Современный ученый доктор Ганим аль-Кадури в своей книге «фонетические исследования у ученых науки таджвид» говорит, что в ходе своих исследований ему удалось насчитать более ста работ составленных средневековыми учеными в области таджвида. Некоторые работы были изданы, а некоторые остаются до селе еще в рукописях. Ему удалось привести все эти труды в хронологический порядок начиная с начала зарождения науки времен табиинов (современники сподвижников Пророка) и до тринадцатого века по хиджре.
Безусловно, ученые таджвида проделали в свое время огромную работу дабы сохранить, по воле Аллаха, Священный Коран от всякого рода искажений и ошибок. Наука таджвид, на протяжении многих веков доносила до нас правила правильной декламации Корана, как когда то декламировал Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, перед своими соплеменниками.
Что такое Таджвид
Изучая ислам, вы не раз столкнетесь с такой дисциплиной как Таджвид (араб. تجويد). Что же это такое? Что означает слово Таджвид?
О достоинствах чтения Свещенного Писания – Корана – и сказано, и написано немало. Чтение Корана усмиряет боль (и душевную, и физическую), дарует умиротворение, лечит болезни, привносит в дом благодать, усиливает любовь и отгоняет завистников и недругов, так можно продолжать бесконечно. Конечно, мы можем читать Коран на любом понятном нам языке, но нужно учитывать, что невозможно перевести любой текст с одного языка на другой, учитывая его ритмику, литературные приемы, встречающиеся в тексте, рифму, при этом донести многогранность смысла, аллюзий и так далее. Истинная красота и сила Корана осознаются при чтении его на том языке, на котором он был ниспослан. На арабском.
Обучение правильному чтению Корана сопровождается великой милостью Всевышнего для человека. Так Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздается десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» это одна буква, нет, «Алиф» – буква, «Лям» – буква и «Мим» – буква».
Очень часто сталкиваемся с таким убеждением: я не умею читать, буду читать – буду делать ошибки, возьму на себя грех. Так люди оправдывают собственные слабость и бессилие. Вспомним слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда».
Мы призываем оставить лень, сомнения и страхи! Подобранные в разделе Таджвид (Правила чтения Корана) книги, гордо носящие название «Таджвид», научат вас правилам красивого и правильного чтения Священного Корана.
Основные правила таджвида
Чтение Священного Корана приносит мусульманину савап (вознаграждение на весах судьбы человека, которое пригодится ему в День Суда). Но мало просто произносить буквы, которые местами сильно различаются от русского языка. Необходимо также соблюдать все правила таджвида. Тем самым последователи ислама воспроизводят манеру чтения, которую Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) передал ещё ангел Джабраил (а.с.).
В этом материале мы охарактеризуем основные правила таджвида, позволяющие мусульманину читать Священный Текст без страха совершить грубую ошибку, искажающую смысл Слова Аллаха.
Общая классификация букв и звуков
В арабском языке буквы (харфы), как и практически везде, обозначают согласные и гласные звуки. Правда, соотношение подобных букв непривычное – 27 к 1 в пользу согласных. Только буква «алиф» чётко и однозначно подразумевает гласный звук. Сами гласные обозначаются посредством огласовок – харакатов. В Коране они помещаются над или под буквами:
ــِــ («касра») – обозначает звук «и»;
ــُــ («дамма») – обозначает звук «у».
Также при чтении Священного Корана часто можно встретить слова со знаком «сукун» (ــــْ), который показывает, что согласная буква не имеет в качестве сопровождающего никакого гласного звука.
Базовые правила
Ниже мы приведём несколько правил таджвида, касающиеся порядка удлинения гласных звуков, чтения определённых букв. Они часто встречаются в Священном Писании, хотя, конечно, ими таджвид не ограничивается. Есть масса других нюансов, относящихся к разнообразным стилям чтения, ознакомление с которыми требует более глубокого погружения в коранические науки. Очевидно, что в рамках одной статьи все аспекты не могут быть освещены.
Мадд – правило удлинения, которое имеет несколько разновидностей:
Когда «сукун» в слове является обязательным и ему следует буква удлинения, то возникает правило мадд лязим, по которому удлинение обязательно должно продолжаться 6 разрядов. В этом случае важно также напомнить, что правило мадд лязим будет действовать в коранических аятах, в которых фигурирует одна или несколько букв (их смысл известен только Всевышнему). Чтобы правильно прочитать их, необходимо знать официальное название букв, написание которых прекрасно продемонстрирует соответствие правилу мадд лязим. Далее мы перечислим эти буквы и через знак тире представим их официальное название (и, соответственно, как они должны читаться):
«Танвин« и «нун« с «сукуном«
«Танвин» представляет собой знак в конце слова, указывающий на то, что прилагательное или существительное находится в неопределённой форме. Есть три вида «танвина»:
ــًــ «танвин фатхи», буквально читается как «ан», но при произношении конечный звук «н» опускается; поэтому произносится как удлинённый звук «аа».
ــٍــ «танфин касры», буквально читается как «ин», но при произношении, как правило, опускается.
ــٌــ «танвин даммы», буквально читается как «ун», но при произношении, как правило, опускается.
Таковы характеристики «танвина» в разговорном языке. Но когда дело касается чтения Священного Корана, то в дело вступают особые правила. Они будут нами рассмотрены также в случае, когда буква «нун» встречается в середине или начале слова с «сукуном» (фактически «танвины» представляют собой ситуацию, когда буква «нун» используется с «сукуном», но особенности разговорного арабского языка вынуждают показать эти два случая раздельно).
ج، ك، ظ، ط، ذ، د، ز، ض، ،ص ،ث، ق، ش، س، ت، ف.
Правила буквы «мим» с «сукуном»
Этих правил насчитывается меньше, если сравнивать с предыдущим пунктом, – их всего три. Но они тоже требуют пристального внимания, потому как их несоблюдение приведёт к ошибкам в чтении Священного Корана и, соответственно, возможному искажению его смысла. Это, в свою очередь, чревато записыванием греха в книгу деяний человека.
Правила чтения Священного Корана не такие сложные, как может показаться на первый взгляд. Для русскоязычного читателя, не знающего арабского языка, сами названия нормативных единиц и их перевод, осуществлённый с точки зрения соответствия наукам филологии и лингвистики, могут представлять трудность. Однако всё на самом деле гораздо проще. Правила таджвида учитывают реальное произношение звуков при разном их сочетании друг с другом. Фактически они делают легальным то, что и так характерно для человеческой речи. Как только вы начнёте читать Коран, вы сразу ощутите в полной мере данный момент. Это в очередной раз подтверждает тезис о том, что религия ислам дана людям не в тягость, а как облегчение.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Скажите, пожалуйста, если аят заканчивается на мадд, то данный мадд протягивается? Так в Суре Ан-Назиат № 79, очень многие аяты заканчиваются на мадд и при прослушивании и просмотре разбора данной суры, все мадлы протягивались. Получается по правилу, если аят заканчивается на слове, которое заканчивается маддом, то этот мадд следует протягивать? Если просто в конце аята стоит слово, не заканчивающееся на мадд. то просто надо применять правило, что арабская речь не заканчивается на харакат, то есть убрать харакат и прочитать слово с сукуном?