Тафсир это в исламе что
Тафсир: виды толкования Корана
Текст Заключительного Божьего Откровения не всегда доступен для понимания простыми верующими, в т.ч. и тех, кто в совершенстве владеет арабским языком. Для этого существуют тафсиры – толкования Книги Аллаха, разъясняющие смысл аятов и сур, которые дают более подробную, чем просто перевод, информацию.
При жизни Посланника Аллаха (с.г.в.) все разъяснения относительно смысла Священного Писания давались только им самим. А после его кончины этим занимались сахабы, затем –табиины, причём одни из них трактовали аяты только на основании слов Пророка (с.г.в.), другие же использовали альтернативные методы толкования, опираясь на традиции арабов, историю ниспослания тех или иных откровений и так далее. (Более подробно об истории возникновения тафсиров изложено здесь).
Тафсиры различаются и по географическому признаку. В истории ислама сформировались три крупнейшие школы толкования Корана: Мекканская, Мединская и Иракская.
Основоположником Мекканской считается Абдуллах ибн Аббас (р.а.) – сподвижник Милости миров Мухаммада (с.г.в.) и его двоюродный брат. Также представителем этой школы был табиин Саид ибн Джубейр – составитель первого сочинения по толкования коранического текста. Мединская связана с именем Убайя ибн Кааба (р.а.) – писаря Посланника Аллаха (с.г.в.) и одного из лучших чтецов Книги Аллаха. Основоположником Иракской школы считается Абдуллах ибн Масуд (р.а.) – тоже один из ближайших сахабов.
Источники тафсира
1. Коран
Наилучшим толкованием считается разъяснение тех или иных положений Булагородной Книги с помощью её самой. Ответы на некоторые вопросы, возникшие в одном аяте или суре, мы можем найти в других частях Корана. Например, в суре «Дым» говорится:
Мы ниспослали его в благословенную ночь… (44:3)
Из этого изречения нам неизвестно, о какой именно благословенной ночи идёт речь. Но ответ содержится в первом аяте суры «Могущество»:
Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения (или Величия) (97:1)
2. Сунна
Вторым источником толкования могут служить хадисы Божьего Посланника (с.г.в.), через которого Писание ниспосылалось мусульманам. Например, однажды Пророк (с.г.в.) произнёс: «Тот, с кого будет спрошен отчёт в Судный день, погибнет». На что Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) спросила: «Разве не сказано, что верующие получат лёгкий расчёт (подразумевая 8-й аят суры “Раскалывание”)?» И её супруг (с.г.в.) ответил, что в аяте сообщается о представлении деяний, т.е. взвешивании их на Весах (Бухари, Муслим).
3. Слова сахабов
Составители тафсиров используют также изречения сподвижников Пророка (с.г.в.). В частности, когда не удаётся найти объяснения в самом Коране или хадисах. Например, комментируя аят:
Мы даровали тебе Изобилие [реку в Раю, которая называется аль-Каусар] (108:1),
Аиша (р.а.) пояснила: «Это река, дарованная Мухаммаду (с.г.в.). На её берегах находятся шатры из жемчуга и многочисленные сосуды на подобии звёзд» (Бухари).
4. Менее значимые источники:
— Исраилият (самый неоднозначный, который отвергали многие сахабы, но некоторые всё же прибегали к нему) – толкование Корана на основе схожих повествований из писаний иудеев и христиан.
— Иджтихад (ижтихад, иждихад) – использование собственных умозаключений автора тафсира, например, на основе информации о традициях и обычаев арабов, истории ниспослания аятов и так далее.
— Скрытые знаки – этот источник, как правило, используется в суфизме. Согласно мнению основателей тарикатов, Всевышний может раскрыть смысл того или иного аята любому мусульманину, который стремится к Его довольству. Многие богословы относятся к этому доводу скептически, но некоторые всё же считали такой метод дозволенным при условии соблюдения следующих требований: тафсир соответствует явному смыслу аята, не противоречит разуму и логике, аят содержит слова или словосочетания, позволяющие трактовать его подобным образом, тафсир имеет тесную связь с явным значением аята.
Виды тафсира
1) Аль-Люгайи. Этот вид толкования опирается на лингвистическую составляющую текста Корана. В таких тафсирах для объяснения смыслов используются стихотворения. (Пример: Тафсир аль-Вахиди).
2) Аль-Акли. В его основе лежат философские воззрения. (Пример: Тафсир ар-Рази).
3) Аль-Фикхи. В этой разновидности толкования рассматриваются в основном вопросы поклонения. (Пример: Тафсир Куртуби).
4) Ат-Тарихи. Здесь рассматриваются вопросы истории народов. (Пример: Тафсир Хазина́).
5) Биль-Ма`асур. Он основывается на мнениях учёных. (Пример: Тафсир ибн Касира).
6) Аль-Мутасавваф. Это вид толкования, рассматривающий вопросы, связанные с вероубеждением и богобоязненностью. (Пример: Тафсир ибн Араби).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламаалейкум ва рахматуллахи ва баракатух А можно коротко о жизни основателей тафсира Габдулла ибн Габбас Кубай ибн Кагф Габдулла ибн Масгут?
Тафсир Корана
В переводе с арабского языка термин «тафсир» происходит от корня «фасара» и означает «разъяснение», «указание цели» или «объяснение», также рассматривается в значении «приподнять завесу». В исламском богословии тафсир Корана – это дисциплина, которая предполагает разъяснение Сунны и Священной Книги Коран, а специалисты богословы, занимающиеся этой наукой называются муфассиры.
История тафсира
Роль сочинений, в которых были предприняты попытки понимания и толкования Священного Писания, в развитии исламской религии и мусульманской религиозной доктрины очень велика, поскольку в таких сочинениях отражены основные моменты развития мусульманского общества в его политическом и идеологическом аспектах.
По исламу, только Пророк Мухаммад ﷺ обладает полным знанием Священного Корана, и он ﷺ разъяснял смысл Писания своим сподвижникам в период своей пророческой миссии. Пророку Мухаммаду ﷺ пришлось заняться истолкованием откровений, и для того, чтобы смысл Корана стал наиболее понятен, сподвижники запоминали не только сами истолкования, но и те обстоятельства, в которых возникала полемика относительно их смыслов и давались разъяснения Посланником Аллаха ﷺ.
Когда же Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, сподвижники продолжили его дело. Среди толкователей Корана наиболее авторитетными стали:
Среди последователей Посланника Аллаха ﷺ были такие, кто толковал Священный Коран, только основываясь на словах Пророка ﷺ. К числу таких толкователей относились сподвижники Ибн Умар и Абу Бакр, а также их последователи Касим ибн Мухаммад и Салим ибн Абдуллах, Саид ибн аль-Мусайяб и Убада ас-Салмани. Но были и такие, кто использовал в толковании альтернативные методы. Толкователь Умар ибн аль-Хаттаб консультировался в вопросах толкования со знатоками арабского языка, которых приглашал из разных арабских племен, уточняя у них значения и смыслы определенных слов или выражений, которые использовались в Коране. Толкователь Ибн Аббас использовал как доказательства своего мнения относительно смыслов Корана примеры, взятые в традиционной арабской поэзии.
На первом этапе своего развития тафсир был представлен устно. Во время хутбы, пятничной проповеди, имамы комментировали суры и аяты Книги Аллаха, а куссас, проповедники и сказители-странники, передавали смыслы аятов и сур, обогащая их толкования материалом параллельным, который часто восходил к исраилияту, культурной среде иудеев и христиан.
Некоторые данные указывают на то, что первым автором тафсира стал Саид ибн Джубайр, сделавший тафсир по указанию халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана в конце седьмого – начале восьмого века. Но есть также сведения, что автором первого тафсира стал Муджахид ибн Джабр. Самые ранние тафсиры, которые дошли до современности, датируются девятым веком.
Мощное развитие тафсир получил по мере сложения Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Сборники хадисов начали появляться к концу восьмого века, и они были связаны с толкованием текстов Корана, и были созданы в соответствие с принципом того, что Сунна разъясняет Священное Писание. Позже в сборниках хадисов, к числу которых относился сборник «Сахих» аль-Бухари, стали появляться специальные разделы. Среди ученых, проделавших наибольшую работу по собиранию хадисов, в которых содержится толкование Священной Книги Аллаха, были Шу ‘ ба ибн аль-Хаджжадж, Ваки ибн аль-Джаррах и Суфьян ибн Уяйна.
В хадисах, где велось жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ, в событийный контекст помещались аяты Корана. Факихи или мусульманские правоведы занимались тщательным изучением и толкованием аятов, которые имели отношение к правовым нормам. Но самостоятельной наукой толкование Корана стало с десятого века, и тафсир перестали рассматривать как часть науки хадисоведения.
тафсир ибн Касира
Предпринимались попытки комментирования историй из Корана преданиями из Библии по аналогии, а также других Писаний древности, и эти попытки предпринимались мусульманами, которые в ислам перешли из христианства и иудаизма. В число таких толкователей входил Ка‘б аль-Ахбар. Ортодоксальный ислам относился к исраилияту неоднозначно: его считали приемлемым, если он повторял смыслы Корана и не противоречил ему.
Тавиль или аллегорическое толкование Корана, как и перестановки логических ударений и огласовок были использованы шиитскими комментаторами из Куфы при интерпретации отрывков из Корана в пользу Али ибн Абу Талиба, а также его потомков.
После того, как был объявлен запрет перевода Священной Книги Коран на другие языки, для мусульман, не знающих арабский язык, ключевую роль сыграли комментарии, которые сопровождали текст Корана.
Школы тафсира
По мере того, как тафсир получал свое развитие, начали формироваться три основные школы тафсира:
Были и другие толкователи тафсира, которые вели свою деятельность в других районах Халифата, и среди них известными были Даххак аль-Хорасани, Ата аль-Хузали, а также Ата аль-Хорасани.
Тафсир и тавиль
Между шиитами и суннитами велась борьба идеологического характера, в результате которой община разделилась на тех, кто является сторонником толкования Священной Книги Коран буквально, что называлось «захир», и теми, кто являлся сторонником толкования тайного или скрытого смысла Корана, что носило название «батин». Вокруг таких понятий, как «тавиль» и «тафсир» разгорались споры между исламскими богословами. По мнению Мукатиля ибн Сулеймана, который в своих суждениях ссылался на Ибн Аббаса, тафсиром следовало называть то, что улемам или ученым известно, а тавилем следовало называть то, что известно только Всевышнему Аллаху. По мнению же Аль-Матуриди, тафсир принадлежал сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ, а тавиль принадлежал правоведам или факихам.
Существовало также мнение ас-Суюти, высказанное им позднее, по которому тафсиром следовало называть передачу мудрости авторитетных мусульманских личностей, а тавилем следовало называть сам продукт изучения текста Корана.
После мнения халифа Умара о том, что комментирование Корана может спровоцировать подмену произвольными толкованиями оригинального священного текста Корана, начало формироваться представление о том, что тафсиры нежелательны и даже запретны.
Компромиссное решение предложил Ат-Табари, который предложил разделить тексты Корана на три категории:
Когда же к власти пришли Аббасиды, проалидская тенденция в толковании текстов Священной Книги Коран была подавлена, но эта тенденция вновь была возрождена во врем правления халифа аль-Мамуна, сторонника проалидской политики.
Особенности тафсиров в различных течениях
Смысловые толкования сур и аятов Корана отражали религиозно-политическую обстановку внутри исламского мира. Ряд сочинений шиитов, которые были посвящены толкованию аятов эсхатологического содержания, связывают с фактом «сокрытия» последнего имама шиитов Мухаммада ибн аль-Хасана. Также толкования Корана отразили и деятельность исмаилитов, ту борьбу, которую вел Ибн Таймия и его сторонники за то, чтобы вернуться к первоначальному исламу, который требовал, чтобы из тафсиров были исключены материалы, которые восходят к исраилияту, то есть к среде иудеев и христиан.
тафсир аль-Куртуби
Поскольку было сформировано множество религиозно-политических течений, некоторые тафсиры часто совмещали в себе сразу несколько точек зрения: тафсир Фахр ад-дина ар-Рази совмещал в себе как антимутазилитскую, так и антизахиритскую точку зрения. Также к числу авторитетных тафсиров Священной Книги Коран можно отнести работы ас-Салиби, аль-Байдави, Дж. аль-Махалли и ас-Суюти. Шиитские авторы представили группу сочинений Китаб ма нузила фи Али мин аль-Куран, которые содержат в себе попытки показать, какова роль Али ибн Абу Талиба в вопросе ниспослания Корана.
Жанры тафсиров
Тафсиры подразделяются на несколько разделов:
Методы и источники толкования Корана
В своей работе толкователи Корана использовали пять источников:
Современные тафсиры
На стыке девятнадцатого и двадцатого веков мусульманское общество вступило в активное взаимодействие с научной и философской мыслью Европы, и толкователи Корана пытались внести современные научные принципы и представления в мусульманскую среду так, чтобы они не противоречили традиционным религиозным ценностям и представления мусульман. Также их целью было растолковать, как научные достижения современности были предсказаны Священной Книгой Аллаха, что способствовало бы укреплению авторитета Писания.
Опираясь на классические традиции тафсира, толкователи и комментаторы Корана, такие, как Амин ал-Хули и Тантави Джаухари, в своих трудах указывали на прообразы научных комментариев в сочинениях ученых богословов и толкователей Корана типа аль-Газали, упоминали научно-популярные описания солнечной системы и строения клетки с точки зрения Корана. Современные тафсиры подразделяются на те, что стремятся к вестернизации, и те, что ратуют за возвращение к традиционным исламским ценностям.
Распространена тенденция использование тафсиров в качестве идеологического орудия борьбы – так его используют шиитские лидеры Ирана или движение ахмадия. Современные тафсиры переводятся на западные языки для популяризации современного толкования Корана, но и древние тафсиры сохраняют в современном исламе свое важное значение.
Современные авторитетные тафсиры
Несмотря на некоторые ошибочные толкования, авторитетным тафсиром среди суннитов считается аль-Манар Мухаммада ‘Абдо, написанный на основе тафсира аль-Манар был тафсир аль-Джалалайн.
Тафсир Корана ас Саади, который также называется Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан, является работой, написанной Абдуррахманом ибн Насиром ас-Саади в 1923-1925 годах с целью разъяснения смысла откровений, по словам самого автора, он не включал в себя подробный анализ предложений и слов, поскольку автор посчитал, что «толкователи Корана справились с этим настолько прекрасно, что их последователям больше нечего добавить».
Тафсир Абдуррахмана ас-Саади – это один из немногих полных переводов токования Корана на русском языке. Автор перевода данного тафсира Корана – Эльмир Кулиев. Также толкование Корана Абд ар Рахмана ас Сади был издано в египетском издательстве «ас-Салафийя» (1956), в Эр-Рияде (издательство «ас-Саидийя»), в Бейруте (издательство «ар-Рисала») в 1995 году. Краткое изложение тафсира Корана Саади было составлено самим автором – эта работа носит название «Тайсир аль-Латиф аль-Маннан фи халасат тафсир аль-Куран» и издавалась в египетском издательстве «аль-Имам» (1948) и в Саудовской Аравии в Унайзе в Национальной типографии (1988).
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
islamunveiled
Правда об исламе
Ислам или христианство? Почему не ислам?
Тафсир (араб. التفسير букв. «разъяснение») исламская наука толкования и комментирования аятов Корана. Самыми авторитетными тафсирами являются так называемые тафсиры правдивых муфасиров: Табари, Джалалайна, ибн Аббаса, Куртуби, ибн Касира и Уахиди.
«Тафсир» является масдаром глагола второй степени «фассара» (араб. فسَّر букв. разъяснять что-либо непонятное; открывать скрытное, выявлять), который в свою очередь происходит от глагола первой степени «фасара» (араб. فسَر) имеющий сходное значение — «объяснять», но без усиленного оттенка как в глаголе второй степени.
Классификация Тафсира
Известны следующие виды тафсира:
Аналитический (араб. تحليلي). Традиционный вид тафсира, когда дается подробное толкование аятам, разбирая последовательно каждый лексически, интерпретировано; указывая причины, время и место появления данных аятов.
Сокращенный (араб. إجمالي). Менее подробный, сокращенный вариант аналитического толкования, при котором соблюдается универсальность, лаконичность в комментариях и опускаются подробности.
Сравнительный (араб. مقارن). Вид тафсира в котором сравниваются различные интерпретации и комментарии, выявляя наиболее подходящие варианты (аргументированно).
Тематический (араб. موضوعي). Тафсир в котором дается подробное разъяснение одной из тем (совокупности тем) обсуждаемой в рамках всего Корана, отдельной суры или самостоятельного термина в Коране.
Этапы толкования
При толковании Корана специалисты обычно следуют определенным этапам толкования Корана, а именно (по порядку):
«толкование Кораном». То есть толкование слов или выражений в Коране посредством самого Корана, когда значение данного слова/выражения интерпретируется таким же словом/выражением в другом месте в Коране.
«толкование Сунной». Когда толкование делалось самим пророком Мухаммадом.
«толкование сподвижников». Комментарии сподвижников и современников пророка Мухаммада из числам мусульман относительно тех или иных слов/выражений в Коране.
толкование учеников сподвижников. То есть поколением мусульман пришедших после смерти пророка Мухаммада и которые переняли от самих сподвижников.
«толкование Корана в языковом значении». То есть когда тому или иному слову/выражению дается лингвистическая интерпретация с позиции доисламского арабского языка.
Известные труды
Люди, толкующие Коран, называются муфассирами. К наиболее авторитетным тафсирам относятся следующие труды муфассиров:
Тафсир ат-Табари (838—923 гг.)
Тафсир Куртуби (1214—1273 гг.)
Тафсир Ибн Касира (1301—1373 гг.)
Тафсир аль-Джалалайна
Тафсир Ибн Аббаса
Тафсир Уахиди
Тафсир аль-Байдави
Тафсир ас-Саади (1889—1956 гг.)
Тафсир Рухуль Фуркан
Хадисы
По поводу толкований Мухаммед говорит в хадисе Кто бы ни толковал Коран по своему разумению и пониманию, пусть готовит себе место в Аду.
(Этот хадис передал имам Тирмизи, назвавший его достоверным)
Тафсир
Тафсир (в переводе с арабского – возвещение, открытие тайного смысла) – это наука, занимающаяся толкование текстов Священного Корана. Необходимость в таких толкованиях возникла по причине неправильного понимания многими верующими смысла аятов Корана, вследствие чего у них возникали трудности и противоречия с выполнением заветов Аллаха. Ученых, занимающихся этой наукой, называют муфассирами, или толкователями Корана. Стать муфассирами могут только избранные – потребуется не только безупречное знание арабского языка, но и глубокое изучение жизни Пророка Мухаммада и истории создания Великой книги.
История
Начало тафсиру положил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), который, обладая полным знанием и ссылаясь на волю Аллаха, разъяснял своим сподвижникам смысл аятов. Сподвижники Пророка по цепям передатчиков (накль) передавали бесценные знания в устном виде муфассирам, которые систематизировали их, а также изучали неповторимые грамматические и литературные особенности аятов, чтобы впоследствии использовать их в процессе их толкования.
Устранение противоречий канонических текстов – еще одна задача муфассиров. Для этого Пророк, ссылаясь на волю Аллаха, велел толкователям Корана в своей работе использовать категорию Насх (Отмена), исходя из чего они идентифицировали некоторые места в тексте как Мансух (Отмененные), а оставшиеся истинными Суры отнесли к Насих (Отменяющим). Тексты расплывчатого содержания правила тафира предписывают толковать аллегорическими методами.
Методы тафсира
Наиболее надежным методом толкования Корана является Муджмал и Мубаян, или раскрытие смысла одного аята, посредствам дополнения его разъяснениями из других аятов. Если же смысл остается неясным, то используются другие методы:
Тафсир – сложная наука, поэтому труд толкователя Корана требует незаурядных способностей и высокой точности. Если выводы, сделанные муфассиром при толковании того или иного аята отличались от накля или не содержали отсылок к Хадисам из Сунн Пророка, они расценивались как субъективное мнение и не могли считаться истинными. Первыми известными муфассирами считаются Убай ибн Каб, Абу Муса аль-Ашгари, Зейд ибн Сабит, Абдуллах ибн Аббас.
Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!
ТАФСИР. ВИДЫ ТАФСИРА
И стория тафсира
При жизни пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم все разъяснения относительно аятов Корана давались только им. После его смерти эту задачу решали его сподвижники, которые знали различные подробности относительно ниспослания тех или иных аятов. Некоторые сподвижники пророка воздерживались от толкования Корана на основании собственных выводов (ра’й), которые были выведены альтернативными методами исследований. Они помнили разъяснения тех или иных аятов, которые слышали непосредственно от пророка и только на этом основании говорили об их смыслах. Например, так поступали Абу Бакр и Абдулла ибн Омар.
Такой же позиции придерживались и многие табиуны, как например Убада ас-Салмани, Саид ибн аль-Мусаййаб, Салим ибн Абдулла, Касим ибн Абдулла ибн Абу Бакр, которые комментировали Коран только на основании речей и поступков пророка Мухаммада, о которых они слышали от сподвижников. Однако другая часть сподвижников пророка, наряду с этим применяла и альтернативные методы толкования. К ним относились, например, Омар ибн Хаттаб и Абдулла ибн Аббас. В частности Омар, если в этом была необходимость, приглашал знатоков арабского языка из различных племен и консультировался с ними относительно смыслов различных слов из Корана. В целом можно говорить о том, что сподвижники пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم для толкования Корана обращались в первую очередь к его собственным словам и поступкам. Однако по мере развития мусульманского государства и общества возникали все новые и новые проблемы, которые не были затронуты в Сунне пророка.
Поэтому в этих случаях они применяли альтернативные методы толкования Корана (т.е. делали иджтихад). Э ти методы основывались на таких источниках, как изучение арабских обычаев, точное словарное значение тех или иных слов, исторические причины ниспослания аятов и т.д. Например, один из известных сподвижников и толкователей Корана Абдулла ибн Аббас в полемике с хариджитским лидером Нафи ибн Азраком о смыслах коранических аятов, приводил в доказательство своей правоты примеры из традиционной арабской поэзии. Традиция толкования Корана была продолжена и при жизни последующих поколений. Знаменитыми толкователями Корана периода жизни сподвижников были Али ибн Абу Талиб, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб.
Третья школа была основана в Медине Убайем ибн Каабом (ум. в 22/643). Известными последователями мединской школы были: Мухаммад ибн Каб аль-Курази (ум. в 78/697), Абу аль-Алийа (ум. в 90/709) и Зейд ибн Аслам (ум. в 136/753). Помимо представителей этих школ, известные толкователи Корана были и в других регионах Халифата. Одними из наиболее известных среди них были: Даххак ибн Музахим аль-Хорасани (ум. в 105/723), Ата ибн Динар аль-Хузали (ум. в 126/744), Ата ибн Муслим аль-Хорасани (ум. в 135/757).
Указанные выше школы использовали для толкования Корана следующие пять источников:
1. Коран;
2. Хадисы;
3. Изречения сподвижников;
4. Исраилият;
5. Ра’й и иджтихад.
В период жизни табиунов ст али появляться первые сочинения по тафсиру. Считается, что первую такую работу осуществил Саид ибн Джубайр, который сделал это по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана (65/685-86/705). Однако по другим данным, впервые эту работу проделал Муджахид. Эта работа сохранилась до наших дней.
На протяжении второго века хиджры, шла активная работа по отбору и систематизации различных хадисов от пророка Мухаммада и были составлены сборники, разделенные на различные разделы. В этих сборниках отдельные главы были посвящены толкованию Корана, которые в форме хадисов восходили к пророку Мухаммаду и его сподвижникам. Большую работу в собрании хадисов, которые толкуют Коран, осуществили Шуба ибн аль-Хаджадж (ум. в 160/776), Ваки ибн аль-Джаррах (ум. в 197/812), Суфьян ибн Уйайна (ум. в 198/813).
Параллельно с этим писались и работы, посвященные только тафсиру Корана. До наших дней дошли тафсиры II века хиджры. Одним из самых ценных тафсиров того времени является тафсир Мукатила ибн Сулеймана (ум. в 150/767). В нем содержатся разъяснения относительно смыслов отдельных слов Корана, истории ниспослания аятов и их правовые аспекты. Рукопись этого тафсира сохранилась в одной из стамбульских библиотек.
В это же время был написан тафсир Суфьяна ас-Саври (ум. в 161/778), записанный его учеником Абу Хузайфой Мусой ибн Масудом ан-Нахди (ум. в 220/835). Этот тафсир сохранился в индийском городе Рампур.
Одной из самых лучших и всесторонних работ в области тафсира Корана была работа Йахйи ибн Саллама (ум. в 200/815). Эта работа предшествовала первому фундаментальному тафсиру Мухаммада ат-Табари (ум в 310/923).
(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)
существуют три основных вида тафсира:
1. تفسير بالرواية тафсир би-р-ривайа – тафсир по преданиям. это тафсир корана по достоверным источникам, куда относятся объяснение корана кораном, объяснения пророка и, в некоторой степени, объяснения сподвижников. например, вопрос, который может возникнуть после прочтения аята:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ. ]الدخان، 3[
«воистину, мы ниспослали его в благословенную ночь. воистину, мы всегда увещевали». [ад-духан, 3]
объясняется аятом:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ. ]القدر، 1[
«воистину, мы ниспослали его в ночь предопределения». [аль-кадр, 1]
объяснения многих мест из корана дал пророк. таким объяснениям пророка посвящена целая глава под названием «толкование корана» в сборнике хадисов «сахих» бухари. например, в коране есть такие слова:
. وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الابْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الاسْوَدِ. ]البقرة، 187[
«… ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной…» [аль-бакара, 187]
ибн абу хатим передал:
«я спросил: «о посланник аллаха! что означает «отличить белую нитку от черной?» это две разные нитки?» пророк ответил: «ты ошибаешься, если имеешь в виду две нитки». затем он добавил: «нет, это темнота ночи и светлость дня».
после объяснения корана кораном и пророком следующим источником тафсира по преданиям является объяснение корана сподвижниками. наиболее известными сподвижниками, сделавших свой вклад в науку тафсир, были абу бакр, умар, усман, али, ибн мас’уд, ибн аббас, убайй ибн ка’б, зейд ибн сабит, абу муса аль-аш’ари и абдулла ибн зубайр. среди них ибн аббас считался лучшим знатоком корана. поскольку он был двоюродным братом пророка, а его тетя по материнской линии маймуна была одной из жен пророка, он был очень близок к пророку и поэтому хорошо знал коран и обстоятельства ниспослания сур. даже сообщается, что он дважды сам видел джибриля. ибн аббас считается основоположником науки тафсир.
муфассиров из числа последователей сподвижников подразделяют на три группы по месту их жительства и деятельности: мекканскую, мединскую и иракскую. особенно известна мекканская группа, так как они изучали тафсир непосредственно у ибн аббаса. самыми известными среди них были муджахид и икрима. из мединской группы последователей-муфассиров своими толкованиями корана прославились мухаммад ибн ка’б аль-карзи, абу-ль-‘алийя ар-рияхи и зейд ибн аслам, учителем которых был сподвижник ибн ка’б. последователи-муфассиры из иракской группы жили в басре и в куфе. они учились у ибн мас’уда и самыми известными среди них были аль-хасан аль-басри и ибрахим ан-нахаи.
2. تفسير بالدراية тафсир би-д-дирайа – тафсир по знаниям [также известен под названием تفسير بالرأي тафсир би-р-ра’йи – тафсир по взгляду]. этот вид тафсира основан не строго на сообщениях пророка, сподвижников и последователей, а на размышлениях и на знаниях. это вовсе не означает, что муфассир дает объяснения, основываясь на своих догадках и предположениях. каждое свое мнение или высказывание он подтверждает достоверными источниками. ученые подразделяют тафсир по знаниям на два вида:
а) تفسير محمود тафсир махмуд – «похвальный тафсир», который соответствует основным источникам тафсира, исламским законам и правилам арабского языка;
б) تفسير مذموم тафсир маzмум – «порицаемый тафсир», составленный без должного знания основных источников тафсира, исламских законов и арабского языка. в таком случае получается, что тафсир основан только на собственном мнении и на предположениях, и такой тафсир не признается учеными.
3. تفسير بالإشارة тафсир би-ль-‘ишара – тафсир по указанию, или тафсир по знакам. это толкование скрытых значений корана теми, чьи сердца были раскрыты аллахом. чаще всего это люди с мистической ориентацией или суфии. хотя нельзя отрицать, что аллах может раскрыть скрытые значения корана любому человеку, кому пожелает, следует сказать, что тафсир би-ль-‘ишара не построен на научных принципах, которые можно изучить и потом применить, как в других отраслях тафсира. поэтому некоторые исламские ученые не признают его. однако ибн аль-каййим писал, что тафсир би-ль-‘ишара позволительна и может дать хорошие результаты, если в нем соблюдены следующие четыре принципа:
— объяснение не должно противоречить очевидному значению аята.
— объяснение должно быть разумным и логичным.
— в аяте должны быть слова, дающие повод к такому объяснению.
— объяснение должно быть тесно связано с очевидным значением аята.
иногда муфассиры не соглашаются с объяснением того или иного аята, данным другими муфассирами. на это имеется несколько причин:
— пренебрежение к иснаду (цепи передач) в хадисе.
— cсылки на недостоверные источники, как например, исраилияты (факты, взятые из иудейских и христианских источников).
— сознательно искаженное представление факта, основанное на предвзятом мнении или по другим предосудительным мотивам.
— искреннее заблуждение муфассира в понимании аята.
— многозначность аята.
что касается исраилиятов, сподвижники ими пользовались редко, последователи – чаще, а более поздные поколения – еще чаще. многие места в коране можно объяснить, ссылаясь на иудейские и христианские источники, но такими сообщениями следует обращаться очень осторожно. ибн аббас сказал:
«есть четыре вида тафсира: правильный тафсир, понятный арабам (то есть тафсир, написанный правильно и с доказательствами из исламских источников), тафсир невежественных, тафсир, признанный учеными и тафсир, который никому неизвестен, кроме Аллаха».
Методы тафсира
Наиболее надежным видом толкования является толкование одних аятов Корана другими. То есть, кратко изложенный смысл одних аятов более подробно дополняется другими аятами.Например: «Вам дозволено [есть мясо] животных, исключая тех, которые запрещены вам [Кораном]» (Коран, 5: 1). Какое именно мясо нельзя есть мусульманам разъяснено в другом аяте: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха» (2: 173).
Если смысл какого-либо аята не раскрывается в полной мере другими аятами Корана, то используются другие методы толкования, основными из которых являются:
1. Тафсир ар-Ривая. Этот вид тафсира основывается на различных хадисах, которые разъясняют либо комментируют тот или аят Корана. Тавсир ар-Ривая исключает возможность толкования Корана на основании частного мнения толкователя.
Тафсиры в этой области восходят к самому раннему периоду исламской истории. Считается, что этой проблемой впервые занялся Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687). Более фундаментальные работы в области коранической лингвистики и фонетики были написаны в период правления династии Аббасидов в 132/750-300/912 годах;
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду аятов Корана. Это значительно облегчает их понимание;
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правые и вероучительные предписания, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют сокрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. (См. Муташабиха);
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана;
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказывается, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.