Таможенные платежи и валютное регулирование что это
Таможенные платежи и валютное регулирование что это
Образовательная программа «Таможенные платежи и валютное регулирование» направлена на получение знаний и навыков в сфере таможенного дела и организации внешнеэкономической деятельности.
Наряду с общепрофессиональными дисциплинами образовательная программа включает актуальные дисциплины по таможенному делу, внешнеэкономической деятельности и юриспруденции, администрированию таможенных платежей, валютному регулированию, налогообложению внешнеэкономической деятельности, разработанные с учетом мнения работодателей и отражающие современные тенденции развития рынка.
В рамках образовательной программы предусмотрено прохождение следующих видов практик: учебной, производственной и преддипломной. Для прохождения практик обучающиеся направляются в региональные таможенные управления, электронные таможни, центры электронного декларирования, в министерства и ведомства, в коммерческие организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, банки, налоговые органы и др.
Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» будут уметь администрировать таможенные доходы, исчислять таможенные платежи и контролировать их уплату, обеспечивать соблюдение законодательства РФ при расчетах по внешнеторговым сделкам, определять происхождение и таможенную стоимость товаров, выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления при контроле уплаты таможенных платежей, при валютном контроле, уметь применять информационные системы и информационные технологии, в том числе связанные с использованием электронных систем уплаты таможенных платежей, единых лицевых счетов.
Программа включена и аккредитована системой PICARD Всемирной таможенной организации, что позволяет выпускникам получить приложение к диплому признаваемое 84 государствами;
Основные дисциплины
Отличительные особенности
Карьера и трудоустройство
Выпускники образовательной программы «Таможенные платежи и валютное регулирование» могут стать должностными лицами и сотрудниками таможенных органов, менеджерами по работе с таможней, специалистами во внешнеэкономической деятельности, специалистами по совершению таможенных операций, таможенными представителями (таможенными брокерами), таможенными перевозчиками, логистами. специалистами по совершению таможенных операций, государственными служащими в налоговых органах, банковскими специалистами.
Договоры на прохождение практики заключены с более чем 100 организациями, с возможностью последующего трудоустройства, в том числе: Евразийская экономическая комиссия, Администрация Президента РФ, Государственная дума РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Домодедовская таможня, Шереметьевская таможня, Центральная энергетическая таможня, на таможенных постах Московской таможни (Железнодорожный, Выставочный, М/Почтамт, Центр электронного декларирования, Научно-инновационный ТП), на таможенных постах Московской областной таможни АО «Транспортная компания Трафт», компания «ФМ-ложистик», ЗАО Фирма «Скайфор», ООО «СЕВКО», ПАО «Промсвязьбанк» и др.
Таможенное дело. Таможенные платежи и валютное регулирование
В современных условиях глобализации и интенсификации развития внешнеторговых связей (формирование Таможенного союза, вступление России в ВТО) возрастает роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности. Образовательная программа обеспечивает подготовку специалистов для работы в таможенных органах, на предприятиях, деятельность которых связана с внешней торговлей, международными перевозками и экспедированием грузов, в посреднических структурах (таможенные представители – брокеры, декларанты, склады временного хранения), для работы в экспортно-импортных отделах и отделах логистики предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, по вопросам таможенного и валютного регулирования в условиях ВТО.
Специалисты этого направления – среди наиболее востребованных кадров на современном этапе развития экономики, поскольку глобализация и интенсификация внешнеэкономических связей России, ее вступление в ВТО определяют все возрастающую роль таможенных органов в деятельности предприятий любой формы собственности.
В период обучения студентам предоставляются места прохождения практики (учебной, производственной и преддипломной) в структурных подразделениях таможенных органов РФ, крупных логистических, транспортно-экспедиционных организациях. В случае успешного прохождения практики, как показывает опыт, у выпускника уже есть гарантированное рабочее место.
Вступительные испытания: русский язык, обществознание, иностранный язык. Выпускники школ зачисляются по результатам ЕГЭ; лица, имеющие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний).
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная (сессионная, дистанционное обучение (подробнее на сайте do.ui-miit.ru )).
Сроки обучения: нормативный срок обучения по очной форме – 5 лет, по очно-заочной и заочной формам – 6 лет.
Предоставляется возможность ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану, а также получение второго высшего образования по ускоренной образовательной программе по очно-заочной и заочной формам с уменьшением срока обучения до 4 лет.
По окончании института выпускник получает диплом государственного образца с присвоением квалификации «Специалист» по специальности «Таможенное дело» и может продолжить свое образование и в магистратуре, и в аспирантуре.
В чем суть валютного контроля в таможенных органах?
Валютный контроль в таможенных органах представлен несколькими задачами. Расскажем о них подробнее в этом материале.
Цели и задачи валютного контроля в таможне
Цели валютного контроля (далее ВК) для таможенных органов поставлены в законе «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 № 311-ФЗ. По данному ФЗ целями являются:
Как видим, эти цели во многих аспектах тесно переплетаются с валютными правоотношениями, которые регулируются соответствующим законодательством РФ.
Подробнее о системе регулирования правоотношений в сфере обращения валютных ценностей и об участниках этой системы читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».
ВАЖНО! Законом от 03.07.2016 № 285-ФЗ внесены изменения в закон «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В свете этих изменений ФТС РФ с 01.01.2017 получает статус органа ВК (до 2017 года ФТС относилась к агентам ВК).
В плане именно ВК сами таможенники определяют основную свою цель как противодействие нелегальным схемам вывода валют и валютных ценностей из РФ (см. материалы брифинга Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России от 11.05.2016 по теме «Противодействие незаконному выводу денежных средств, наличных денег и денежных инструментов за рубеж»).
К достижению данной цели ФТС ведет решение таких задач:
Остановимся на этих задачах подробнее.
Контроль за расчетами в валюте при экспорте и импорте
Орган ФТС, принимая к оформлению пересекающий границу товар, требует заверенную копию паспорта сделки. При этом:
Если при проводимой проверке на таможне выявлены факты, которые могут указывать на попытку резидента обойти валютное законодательство, то таможня оперативно передает информацию об этом в Банк России и в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Со своей стороны, уполномоченные банки обмениваются с органами ФТС информацией о движении денежных средств по счетам сторон международного контракта.
Какие нарушения можно выявить в отделении на таможне
Участие таможенников в ВК позволяет выявлять и пресекать такие незаконные действия участников валютных правоотношений, как:
Коммерческая фирма «А» в 2015 году заключила контракт с европейским поставщиком на поставку в РФ оборудования на 8 млн евро. По контракту за рубеж был перечислен аванс в размере 4 млн евро. По факту через таможню на территорию РФ было ввезено оборудование только на 1 млн евро. В 2016 году истекли сроки, указанные в контракте, однако ситуация не изменилась. «Лишние» 3 млн евро не были ни возвращены, ни покрыты товарной поставкой. Отделение таможни передало информацию правоохранительным органам. В результате дополнительных мероприятий было выявлено, что по указанному адресу фирма-резидент не находится, складских помещений ни в собственности, ни в аренде не имеет, ввезенное оборудование или документы по его законной перепродаже представить не может. Таким образом, обстоятельства в части незакрытого аванса в 3 млн евро были расценены как вывод за рубеж валютных средств в особо крупном размере. Против руководителя фирмы по данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 193 УК РФ «Уклонение от обязанности по репатриации валютной выручки».
Фирма «Б» в 2015 году произвела поставку товаров зарубежному партнеру на сумму 500 тыс. долл. США, что подтверждает отделение ФТС. Оплата от партнера поступила в размере 450 тыс. долл. США. Сроки исполнения обязательств по контракту истекли, фирма никаких действий по взысканию остатка контрактной суммы не предприняла. Банк инициировал проверку сведений о зарубежных счетах фирмы «Б» и обнаружил, что остаток средств по контракту в 50 тыс. долл. поступил на счет представительства фирмы за рубежом напрямую от покупателя «для финансирования деятельности представительства». На руководство фирмы было наложено взыскание по ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства».
Контроль таможенной стоимости при бартере
В заключение — несколько слов о контроле стоимости товаров при бартере. При бартерных сделках отделения таможни также проводят оценку рыночной стоимости пересекающих границу товаров в обе стороны. Если товар вывозится через одно отделение, а ввозится через другое — отделения обмениваются информацией. Сомнительным моментом, требующим разбирательств, будет считаться несовпадение оценочной стоимости вывозимых и ввозимых товаров в рамках одного контракта.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют различия в проведении таможенных процедур в общем порядке и для участников, являющихся резидентами стран, входящих в Таможенный союз ЕАЭС. В отношении последних таможенники ограничиваются проведением камеральной проверки.
Итоги
Таможенные органы играют существенную роль в области ВК. Часто информация, полученная при оперативных таможенных процедурах, становится основой для дальнейших проверочных мероприятий и выявления нарушений законодательства РФ в сфере валютных правоотношений.
Таможенно-тарифное регулирование: понятие, методы и меры внешнеэкономической деятельности для внешней торговли
Из этой статьи вы узнаете:
Одной из основных задач государства выступает создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным производственным и коммерческим организациям, обеспечивающим поступление значительного объема налогов, а также формирующим рабочие места, необходимые населению. Глобализация экономических рынков, несмотря на общее положительное влияние, стала одним из факторов, повышающих входной порог в сферу предпринимательства. Конкурировать с крупными корпорациями и зарубежными товарами, особенно на стадии открытия, еще не имея достаточной финансовой поддержки, крайне сложно. Одним из решений стало таможенно-тарифное регулирование — это комплекс мер, применение которых целесообразно как с точки зрения защиты интересов отечественного бизнеса, так и в плане пополнения бюджета — за счет введения дополнительной пошлины на определенные категории импортируемой продукции.
Общее представление
Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля. В качестве правовой основы в данном случае выступают Кодекс организации, а также федеральный закон №289, в которых закреплены положения, определяющие порядок совершения коммерческих операций между контрагентами разных стран.
Сущность системы
Базовое понятие, характеризующее таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта), определяет методы и функции государственного участия, направленного на оптимизацию существующих процессов. Власть, имеющая в своем распоряжении определенный набор законодательных механизмов, осуществляет право введения пошлин, позволяющих не только извлечь дополнительную бюджетную прибыль, но и ограничивающих доступ на внутренний рынок продукции от зарубежных производителей. Система работает и в обратную сторону, снижая объемы экспортируемых ресурсов и товаров, и исключая искусственное создание дефицита для повышения розничных цен.
Основные направления
Перечень приоритетов, определяемых в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов бюджетной и налоговой политики государства. Принимая во внимание непростую ситуацию, связанную с многочисленными ограничениями как политического, так и эпидемиологического характера, в последние годы ключевой целью остается поддержание конкурентоспособности отечественных бизнес-проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. При этом важно учитывать, что увеличение пошлин в конечном счете сказывается на потребительской нагрузке, особенно когда речь идет о товарах, не имеющих местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.
Цели и функции
Таможенные тарифы — это метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, известный с давних времен. Применяемые методики позволяют решить две основные задачи: защитить национальных производителей от зарубежных конкурентов, не всегда использующих добросовестные методы продвижения на рынке, а также увеличить объем бюджетных средств, впоследствии расходуемых на иные приоритетные цели. Протекционистский и фискальный функционал реализуются одновременно, что способствует сохранению баланса представленности товаров и развитию отечественного бизнеса в отдельных отраслях.
Осуществляйте таможенные платежи с помощью специальной карты от МОРСКОГО БАНКА — уникальный платежный инструмент, который дает возможность оплаты в любом из органов таможни.
Таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли
Любая структура, применяемая в рамках государственного управления, характеризуется наличием определенных элементов, связанных между собой напрямую, или взаимодействующих автономно. В подобном качестве, применительно к рассматриваемой системе, относят:
Глобализация мировой экономики обуславливает необходимость унификации подобных элементов. Основанием служат положения ключевых международных договоров, в том числе соглашения ВТО, Конвенции о Гармонизированной системе, а также иных многосторонних нормативных актов, призванных обеспечить поддержание режима торгового благоприятствования во всех странах.
Виды таможенного регулирования
Процесс формирования тарифов, как правило, носит комплексный характер и объединяет методики, влияющие на ценообразование как напрямую, так и косвенным образом.
В первом случае речь идет о прямом государственном вмешательстве, связанном с установлением определенного уровня сборов, соответствующего требованиям рентабельности по отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Административное управление подобного рода актуально в ситуациях, характеризующихся общей экономической нестабильностью, а также требующих локального повышения или снижения цен. К числу основных методик относятся:
Косвенное таможенно-тарифное регулирование — это метод управления внешнеторговой деятельностью, при котором акцент делается не на самих пошлинах, а на сопутствующих факторах, оказывающих непосредственное влияние на их итоговую величину. Реализация подобных мер предусматривает:
Можно сказать, что политика косвенного вмешательства также предусматривает использование различных методик и средств, целью которых выступает увеличение рыночного предложения, повышение платежеспособности населения, а также оптимизация налоговых ставок на экспортную и импортную продукцию.
Таможенно-тарифное регулирование
Технически тариф является основным инструментом государства, возможность использования которого закреплена законодательно, и представляет собой определенную величину сбора, обязательного к уплате при пересечении территориальных границ. Определение размеров пошлин осуществляется с помощью номенклатуры ВЭД, учитывающей как санкции, так и преференции, что позволяет выстраивать политические отношения с различными странами. Кроме того, корректировка показателей способствует нормализации ситуации на внутреннем рынке, предотвращая избыток или дефицит продукции, и способствуя сохранению адекватного ценообразования, значимого с точки зрения формирования и поддержания потребительского спроса.
Корпоративные карты Visa Business от МОРСКОГО БАНКА — удобное средство организации и контроля представительских и командировочных расходов сотрудников предприятия, которое упрощает работу бухгалтерии и предприятия, а также помогает снизить риски, связанные с затратами на инкассацию и хранение наличных средств.
Нетарифное регулирование
Более радикальные способы, реализуемые через государственные разрешения, ограничения и запреты, призванные защитить национальных производителей от чрезмерного потока импорта, а также попыток применения методов недобросовестной конкуренции, включая ценовой демпинг. Также используются для обеспечения функции контроля в отношении вывоза продукции за границу, приоритетность которого для многих организаций обуславливается валютными взаиморасчетами. Кроме того, методики, не связанные напрямую с определением ставок, способствуют ограничению ввоза низкокачественных товаров, не удовлетворяющих требованиям и нормам безопасности.
Чем пошлина отличается от тарифа
Определения, характеризующие, с точки зрения обывателей, одно и то же явление, на самом деле не являются тождественными по содержанию. В первом случае речь идет об определенном сборе, который взимается с каждого продукта, пересекающего территориальные границы государства, вне зависимости от специфики перевозки — экспорт, импорт или транзит. Это, по своей сути, фискальный налоговый инструмент, регламентируемый законодательными нормами, и гарантирующий своевременное пополнение бюджета, размер которого определяется исходя из ожидаемых объемов товарооборота с различными странами.
Таможенный тариф, применяемый в рамках регулирования ВЭД — это реестр товарной продукции, к которой применяется пошлина.
МОРСКОЙ БАНК осуществляет услугу внешнеэкономической деятельности, которая подразумевает льготную конверсию, бесплатную постановку на учет контрактов, договоров, а также бесплатные валютные переводы.
Можно сказать, что понятия фактически дополняют друг друга, характеризуя взаимосвязанные элементы единой системы. При этом нужно учитывать, что в разных странах юридическая терминология допускает различные трактовки, в том числе — прямо противоположные привычному для отечественных предпринимателей смыслу. Исключить ошибки благодаря профессиональной консультации, организовать грамотный валютный контроль, а также получить возможность быстрого оформления финансовых взаиморасчетов с зарубежными контрагентами — все это опции, доступные клиентам МОРСКОГО БАНКА.
Специфика импортных пошлин в РФ
Правительственное регулирование внешнеэкономической деятельности, реализуемое в Российской Федерации, предусматривает разделение пошлинных сборов на несколько уровней. В частности, дифференцируются ставки для сырьевых материалов и для готовой продукции, а также полуфабрикатов, прошедших частичную обработку. Кроме того, значение имеют природа происхождения и специфика товаров. Так, к примеру, продукты питания, бытовая техника или одежда могут облагаться дополнительной нагрузкой в размере тридцати и более процентов, тогда как значимый для населения импорт, будь то лекарства или детское питание, нередко освобождаются от пошлин полностью — чтобы обеспечить доступную розничную цену.
Оформите расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в МОРСКОМ БАНКЕ и получите до 6% на остаток по счету.
Определение величины сбора
Функции таможенно-тарифного регулирования экспорта и импорта в РФ — это сложный комплекс методик, целей и задач, во многом обусловленных политическими и экономическими взаимоотношениями с зарубежными партнерами. При выявлении нормативных показателей учитывается масса факторов, начиная со статуса на мировой арене, и заканчивая участием в совместных проектах, не имеющих прямого отношения к торговле.
Нередко преференции получают государства, относящиеся к категории развивающихся, в том числе заведомо не имеющие возможности удовлетворить возникающие долговые обязательства. Подобная практика ориентирована на формирование доверительных отношений, а также призвана ускорить темпы стабилизации и развития местной экономики. Анализ рынка за последнее десятилетие показывает, что позитивная коммуникация между странами, как правило, заметно способствует смягчению условий для ведения внешнеэкономической деятельности.
Роль таможенных пошлин
Помимо политического аспекта, использование регулирующего механизма, оказывающего на торговлю прямое или косвенное влияние, требует грамотного управленческого подхода. Многие эксперты в области экономики отмечают, что чрезмерное увлечение тарифными корректировками приводит к кризисным ситуациям, когда внутренний рынок реагирует на противоестественное для его развития вмешательство извне.
Так, к примеру, агрессивная политика против демпинга может стать причиной дефицита определенной категории товаров, либо падения их качества ввиду фактического отсутствия конкуренции — и в том, и в другом случае конечным итогом становится рост розничных цен, с которым приходится сталкиваться массовому потребителю.
Ведение статистики и товарной номенклатуры ВЭД
Таможенный кодекс Российской Федерации, в рамках статей 212-215, выступает правовым базисом, регламентирующим статистический подход к учету внешнеторговой деятельности. Целями учетной политики определены:
Несоблюдение законодательных норм, регламентирующих ведение таможенной статистики, рассматривается в качестве правонарушения, предусматривающего возможность привлечения виновных субъектов к законной ответственности.
Основные данные
К числу сведений, анализируемых в рамках работы с ТН ВЭД, относится информация из документов, представляемых участниками торговой деятельности службам, ответственным за оформление и регистрацию экспортных и импортных поставок на таможне. В первую очередь речь идет о содержании деклараций, составляемых и подаваемых в соответствии с положениями статьи 180 Кодекса Таможенного Союза.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Тарифы по сути представляют производную от международной Гармонизированной системы, применяемой для описания и кодирования товаров. Положение, оформленное Конвенцией, и вступившее в силу начиная с 1988 года, предусматривает обязательство всех стран-участниц публиковать открытую и понятную статистическую аналитику, характеризующую внешнеторговые показатели с помощью общедоступной кодификации.
Ведение ТН ВЭД входит в перечень функциональных задач, возлагаемых на таможенные структуры, что подтверждается положениями статьи 216 Кодекса, определяющей следующие обязанности:
Результаты регулирования
Использование механизмов, утвержденных государством на законодательном уровне, позволяет стимулировать развитие внутренней экономики за счет пополнения бюджета, и способствует созданию благоприятных рыночных условий для бизнеса. Прямые и косвенные методики, оказывающие влияние на внешнеторговые процессы, формируют конкурентную среду, в которой цена и качество выступают ключевыми критериями потребительского выбора, и одновременно с этим исключают массовое появление на рынке дешевых, низкокачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Заключение
Система таможенно-тарифного регулирования ВЭД в России — это разнообразные элементы, меры и методы, направленные на достижение приоритетных целей государства. Грамотный выбор партнеров и контрагентов — один из ключевых факторов для бизнеса, планирующего выход на международный уровень, поэтому МОРСКОЙ БАНК предлагает услуги комплексной профессиональной поддержки, актуальной как для начинающих предпринимателей, так и для действующих компаний.