Тематическое планирование что это

Тематическое планирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тематическое планирование — это способ перспективной разработки обучения конкретному учебному предмету в течение учебного года, для обеспечения его целенаправленности и систематичности.

Значение тематического планирования

При подготовке к уроку педагог в первую очередь формулирует учебную задачу. Постановка задачи является ответственным моментом, так как она во многом зависит от понимания педагогом того, какое место и значение занимает данный урок во всей система обучения. Это необходимо для того, чтобы решение задач уроков постепенно работало на достижение общих образовательных результатов.

Определить педагогу место урока в системе, позволяет тематическое планирование и учебная рабочая программа.

Тематическое планирование представляет собой перспективную разработку процесса освоения учебной дисциплины в течение учебного года.

В настоящее время существует достаточно количество способов оформления тематического планирования. Минимизированный вариант тематического планирования – последовательное перечисление тем уроков внутри больших разделов, которые соответствуют общему количеству часов, отведенных на изучение данной дисциплины, с выделением уроков, направленных на повторение, обобщение и контроль. При таком оформлении педагог наглядно видит разбивку учебного содержания и порядок его изучения.

Еще одним видом тематического планирования является календарно-тематическое планирование, которое предусматривает добавление графы с датой проведения урока. Это очень важно, особенно если у педагога в каком-либо классе урок проходит один раз в неделю и именно он выпадает на праздничный день месяца. Таким образом, может быть «потерян» ни один, а несколько уроков за год. Наглядно видя эту ситуацию, педагог имеет возможность ее предотвратить, путем изменения планирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, тематическое планирование помогает педагогу контролировать темп обучения и выполнения учебной программы.

Однако, тематическое планирование сосредоточено на порядке изучения учебного содержания дисциплины, в то время как обучающие цели отходят на второй план. Для того, чтобы избежать данного противоречия необходимо использовать расширенное тематическое планирование.

Таким образом, тематическое планирование направлено на определение наиболее оптимальных путей реализации воспитательной, образовательной и развивающей функций педагогического процесса, в система уроков и внеурочных занятий по конкретно теме или разделу.

В данную систему могут входить уроки различного вида и типа, в зависимости от поставленной дидактической цели, а также иные формы организации внеурочной и внеклассной работы обучающихся.

Успешность тематического планирования во многом зависит от того насколько ясно и точно педагог представляет для себя, что именно должно быть усвоено учащимися, с чем их нужно познакомить и в какой последовательности. Именно поэтому тематическое планирование составляется на основании предварительно изученной учебной программы и образовательных стандартов. Все уроки в тематическом плане должны быть взаимосвязаны между собой. То есть это должна быть система, а не случайный набор уроков.

Только при осуществлении такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого урока, включенного в тематический план.

Схема тематического планирования

Одной из наиболее успешных и аргументированных схем тематического планирования была схема, предложенная отечественным педагогом М. И. Махмутовым.

Примерная схема тематического планирования:

Формирование новых способов действий и понятий:

Формирование, на основании полученных знаний, новых умений и навыков:

В основе данной схемы тематического планирования положена дидактическая структуры урока, компоненты которой включают в себя элементы понятий, знаний, способы действий, виды и типы самостоятельных работ, т. е. содержание и методы обучения.

Предложенная М. И. Махмутовым схема тематического планирования не является педагогической догмой, а всего лишь дает педагогу необходимое направление для самостоятельного творческого поиска способов и приемов организации образовательного процесса. Данную схему можно взять за основу, а содержание ее сделать на свое усмотрение, в соответствии с образовательной целью и задачами, а также в зависимости от педагогического мастерства учителя.

Целеустремленность педагога при составлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того как дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

Источник

Особенности календарно-тематического планирования в ДОУ

Тематическое планирование что это. Тематическое планирование что это фото. картинка Тематическое планирование что это. смотреть фото Тематическое планирование что это. смотреть картинку Тематическое планирование что это. Лариса Чинова
Особенности календарно-тематического планирования в ДОУ

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

• Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

• Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

• Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

• Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности.

План должен:

• Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

• Соответствовать критериям полноты и достаточности.

• Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

• Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

• Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

• Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

• Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

• Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.

Документация и ответственность.

-Календарный план является обязательным документом воспитателя и именно педагог несет за план ответственность.

-Контроль за календарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одного раза в месяц, а так же в соответствии с запланированными в годовом плане контрольными мероприятиями.

Требования к оформлению календарного плана.

— обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана;

— список детей группы с указанием (дата рождения);

-Распределение детей на подгруппы для разнообразной деятельности;

— Расписание организованно образовательной деятельности;

— Двигательный режим дня, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей;

-План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

-Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.

-При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС): цель, вопросы, оборудование необходимое для организации детской деятельности.

-Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты педагогической диагностики и результаты ООД (организованно образовательной деятельности).

Модель планирования и тематика планирования в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ принимается на Педагогическом совете на учебный год.

1. Тему недели, цель, название или тема итогового мероприятия, дату проведения мероприятия, ответственного;

2. Интеграцию образовательных областей;

3. Совместную деятельность взрослых и детей (индивидуальную и подгрупповую);

4. Конкретных условия совместной деятельности, которая зависит от уровня развития детей.

5.Этапы усвоения навыков детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике.

6. Организацию развивающей среды.

7. Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами в рамках реализации темы недели.

План строится по циклограмме

Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.,но они должны отвечать следующим требованиям: деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут, ребенок должен увидеть результат своей работы, сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

комплекс меняется через две недели.

Запись ОД в календарном планенеобходимо делать следующим образом:

Тема ОД пишется кратко.

• Программное содержание – то, что требует исполнения, решения которые необходимо решить на занятии прописываются развернуто.Соблюдается триединство задач: обучающие (чему новому воспитатель научит детей); развивающие (какие познавательные процессы будут развиваться или совершенствоваться) или коррекционно-развивающиеся, воспитательные (какие социально-значимые личностные качества будут воспитываться или пополняться знания о них).

• Указываются интегрируемые области.Интеграция образовательных областей: первой указывается основная образовательная область, а в скобках указываются другие образовательные области, включённые в данное занятие.

Отражаются педагогические средства и оборудование,необходимое для этого занятия: технические (в т. ч. компьютерные, методические, организационные средства

Цель дидактической игры.

Прогулка.Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.).

2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее», в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки).

3. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

4. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

5. Индивидуальная работа

Чтение художественной литературы

Вечер.Цель: Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

В данный отрезок времени планируются:

подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю.

Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (расстановка игрушек, полив цветов и т. д.)

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной

5. Чтение художественной литературы.

6. Работа с родителями.

Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах «Особенности планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС в разных возрастных группах». В дошкольном образовании сегодня.

Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Основой образовательного.

Методическая разработка календарно-тематического планирования «Книги, которые рассказывают про животных» Методическая разработка календарно-тематического планирования Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в средней.

Особенности планирования, организации и проведения фронтального логопедического занятия (1 слайд) Консультация на тему: «Особенности планирования, организации и проведения фронтального логопедического занятия по формированию.

Памятка по составлению календарно-тематического планирования в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Памятка по составлению календарно-тематического планирования в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы». План — это проект.

План комплексно-тематического планирования недели «Домашние животные. Кошка» в первой младшей группе План комплексно-тематического планирования по теме «Домашние животные. Кошка» в 1 младшей группе ПОНЕДЕЛЬНИК 20.01.2019 Тема недели «Домашние.

Тематическое планирование что это. Тематическое планирование что это фото. картинка Тематическое планирование что это. смотреть фото Тематическое планирование что это. смотреть картинку Тематическое планирование что это.План комплексно-тематического планирования «Игры и игрушки» в младшей группе ТЕМА НЕДЕЛИ «ИГРЫ И ИГРУШКИ» Режим Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской.

План организации образовательного процесса по теме комплексно-тематического планирования «Моя страна» План организации образовательного процесса по теме комплексно- тематического планирования по теме «Моя страна».

Особенности планирования работы с детьми на прогулке в летний период Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их.

Источник

Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Источник

Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока

Планирование работы представляет собой сложный и не быстрый процесс в деятельности каждого учителя, который он проходит перед подготовкой к каждому занятию. Данный процесс условно делиться на две части: ведение работы по календарно-тематическому плану и подготовка учебных проектов непосредственно к каждому уроку (что так же называется поурочное планирование). Основные документы, которых придерживается каждый учитель, являются школьный учебный план и специальная программа, что составляется на каждый учебный предмет.

Требования для тематического и поурочного планирования

Перед тем, как начать работу преподаватель должен имеющиеся часы по каждому уроку и классу распределить на весь учебный год, затем проводится календарно-тематическое планирование. В процессе планирования используется специальная брошюра с программами, в которой собраны соответствующие предметы и приведены примеры разделения часов на каждую тему по учебному материалу. Вносится изменения в расчасовку, могут по усмотрению самого учителя.

Условно все тематическое планирование распределяется на следующие пункты:

После тематического планирования учитель переходит к поурочному планированию. Благодаря чему можно определить структуру урока, тему, преследуемые цели, содержание и формы выполняемых работ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поурочное планирование помогает правильно структурировать информацию по частям, выстроить данные по смыслу и хронологической последовательности, периодически помогая разгрузить учителя и сконцентрироваться на деятельности учащихся. Данный вид планирования проводится исключительно по желанию преподавателя, однако в учебном плане обязательно должны быть прописаны следующие пункты: структура урока, тема, цели, задачи, методы преподавания, задание на дом для учеников, применяемые учебные пособия и устройства. Для молодых специалистов предпочтительнее оформлять полную и развернутую запись своих уроков.

Составление технологической карты урока

Технологическая карта урока представляет собой графическую таблицу, при помощи которой легче создать структуру урока.

Любая технологическая карта имеет свое строение, в которое входят следующие пункты:

Такой учебный прием дает возможность эффективно наладить учебный процесс, помочь в реализации метапредметных, предметных и личных умений, который соответствуют ФГОС (второго поколения). Кроме этого, наличие данной учебной карты помогает четко распределить программу на семестр, полугодие и учебный год, а также сэкономить учителю время и силы для подготовки к очередному уроку.

Технологическая карта кроме выше перечисленных факторов помогает администрации общеобразовательных заведений осуществлять контроль над выполнением учебной программы в срок и следить за достижением запланированных результатов. Помимо этого такие карты помогают в определении и решении проблем с методической стороны учебного процесса.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Проведение анализа урока и самоанализ

Проведение анализа работы позволяет обнаружить и устранить неточности в преподавании. При проведении анализа за основу берется психолого-педагогическая теория и современный опыт преподавания.
При выполнении анализа стоит основываться на следующих пунктах:

Ведение педагогической деятельности на высшем уровне обязательно включает в себя соблюдение всех норм, составление тематического плана, поурочного планирование, тематической карты каждого урока. После проведения анализа выполненной работы и самоанализа учитель самостоятельно или с помощью педагогического коллектива вносит изменения в планы и приобретает новый опыт. Чтобы максимально эффективно отточить свои навыки, молодым специалистам стоит четко придерживаться норм и правил, следовать поурочному планированию и тематическим картам.

Источник

Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса

Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.

Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и развитии детей.

Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности

План должен:

— Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

— Соответствовать критериям полноты и достаточности.

— Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.

— Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.

— Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

— Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

— Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

— Предполагать построение образовательного процесса в различных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструктивно-модельная, трудовая, самообслуживание, изобразительная, музыкальная, двигательная, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.

Требования к оформлению календарного плана

План должен быть написан аккуратно, понятным подчерком.

— Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы, даты начала и окончания плана.

План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

— Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется. Она предназначена для записей старшего воспитателя.

— При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС).

— При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.

Основа планирования педагогического процесса, строится на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которую реализует ДОУ

Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием, циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.

Индивидуальная работа с детьми планируется, учитывая результаты диагностики и результаты организованной образовательной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *