Терри пратчетт что почитать
Топ-10 гениальных книг Терри Пратчетта
Терри Пратчетт подарил нам Плоский мир, где юмор и сложные тяжелые темы сливаются воедино, и тем самым заставил засиять вновь жанр фэнтези. Он стал нам родным, близким, любимым, потому писал так остроумно, свежо и мощно. Никто так больше не сможет. И не надо. Преклоняемся перед великолепным талантом сэра Тэррэнса Джона Пратчетта и советуем его книги к обязательному прочтению.
«Благие знамения»
Итак, вот-вот должен родиться Антихрист, принести в этот мир Апокалипсис и тогда настанет черед последней битвы, где зло сразиться с добром. Но одной парочке такой расклад не по нраву. Демон Кроули и ангел Азирафель жили спокойной мирной жизнью, привыкли, понимаешь, к радости цивилизации и как-то не хочется им возвращаться домой. Ни рай, где вечный покой, радость и звучание арф. Да и почему собственно только арфы? Не нашлось других инструментов? И ад тоже как-то не тянет, подбрасывать угли грешникам под котел, слушать мерзкие вопли, когда в жизни есть другие радости: мобильный телефон, например, Бентли выпуска 56 года, в конце концов. Но надо подчиниться высшим силам, тем, кто ведет этот вечный спор о людских душах. Или все-таки можно как-то изменить вектор событий? Кроули и Азирафель подумали и решили, что мир наш стоит того, чтобы попытаться изменить исход вещей. А может им просто нравится комфорт, хотя нам-то какая разница, пока их интерес на нашей стороне?
Дуэт Терри Пратчетта и Нила Геймана — прекрасное воплощение истинного английского юмора, тонкой сатиры и философских измышлений. Невозможно пройти мимо данной книги, когда составляешь подборку книг сэра Терренса Дэвида Джона Пратчетта.
«Санта-Хрякус»
Страшдество на пороге, дорогие детишки, готовьте свои чулки, носки или что там у вас? Санта-Хрякус приготовил вам подарки, да, да, именно те, о которых вы мечтали, ради, которых вели себя хорошо целый год. Давайте, быстрее, забирайте игрушки, не дергайте за бороду, ведь у меня всего одна ночь на все про все.
Воистину так! Всего одна ночь есть у Смерти, чтобы в наряде Санта-Хрякуса, спасти этого доброго старика и восстановить баланс веры во Вселенной, иначе произойдет страшное, непоправимое и ужасное. Иначе, зачем вообще Смерти стараться и выполнять чужую работу? Что случилось? Как вы не знаете, что Санта-Хрякус, что он… Ах, читайте сами, потому что нельзя словами передать тот юмор, свойственный Пратчетту, ту сатирическую пародию на нашу реальность и этот чарующий философский лейтмотив диалогов. И не надо продолжать задавать нам неудобные вопросы — книгу в руки и страшдественская история засияет перед вами новогодними огнями.
«Стража! Стража!»
В Анк-Морпроке кто-то готовит заговор против правителя, но Ночная стража не зря взяла на себя обязательства охранять покой мирных жителей. Или, эй, стойте, почему вы смотрите в другую сторону? Что значит вы не видели, что происходит? Как это проще отвернуться и сделать вид, что все хорошо? Ой, подождите, кто-то только что украл мой кошелек. Стража! Стража! Вы почему такие медленные? Что значит вдруг догоните? У вас принципы? Но как же… Что же? Ночная стража всегда придет вам на помощь. Нет, правда придет, особенно когда вы не будете этого ждать. Ничто не вечно под луной, особенно, когда речь идет о городе Анк-Морпрок.
Капитан Ваймс расскажет вам все правила «Ночной стражи», а Моркоу не даст заскучать, как и остальные герои великолепного романа Терри Пратчетта. Все тот же тонкий юмор, оригинальный стеб и запоминающиеся, намертво врезающиеся в память, герои и, конечно, история о добре, которое побеждает, хоть иногда и очень интересным способом.
«Мрачный Жнец»
Фантазия Пратчетта ошеломляет в хорошем смысле, буквально сносит в направлении острова под названием «Удовольствие от прочтения хорошей фэнтези-литературы». И здесь остается только пожелать: «Приятного путешествия вместе со Смертью по страницам книги «Мрачный жнец»».
«Кот без прикрас»
Любители вы котов настолько, насколько обожает их сэр Терри Пратчетт? Уверены, что да. Кто вообще смеет не питать симпатии к этим нахальным, самодостаточным шерстяным хвостам?
На страницах книги «Кот без прикрас» вас познакомят с самым настоящим котом. С иронией и бесконечным позитивом ознакомят с привычками, повадками и отношению к тому, кто подает еду и иногда, с разрешения его котейшества, чешет спинку. И не надо глупых прозвищ, хотя все равно они появятся, раздражая слух.
Вы не сможете не улыбнуться, погрузившись в наблюдения Пратчетта, который с особым мастерством описывает жизнь кошачьих, позволяя себе уходить в авторские размышления о подвидах котов, котиков и котищ. Настоящим кошатникам «Кот без прикрас» рекомендуется к обязательному прочтению, после того, как покормите любимую наглую морду и, конечно, не забудьте почесать ее за ушком.
«Мелкие боги»
Все случилось тогда, когда еще говорили о великих пророках, о могущественных богах и обо всем таком, о чем неприлично спрашивать при первом знакомстве. Но что, если я вам скажу, что иногда стоит отринуть всякие сомнения и окунуться в мир, где поговорить с вами может не только куст, ну, и допустим камень, а может и вообще горящая ветка?
А когда маленькая черепашка скажет вам, что она великий бог Ом, то стоит просто поверить. Обязательно, без каких либо сомнений. Так и поступил послушник Цитадели Брут, полноватый юноша, который обладает чрезвычайно интересным талантом — он помнит абсолютно все. И это конечно привлекает к нему ненужное внимание. И мы сейчас не о черепашке, которая и правда оказалась Великим Богом Омом.
Терри Пратчетт говорит о религии так, как никто никогда не решится. «Мелкие боги» книга порой даже слишком серьезная, но не лишена тонкого английского юмора и отличной сатиры. Вы не только наткнетесь на интересные и глубокие философские размышления, но и будете смеяться до слез.
«Шляпа, полная неба»
Вот она, сбывшаяся мечта — обучение на ведьму начинается. Но как-то совершенно не так, как ты себе там представил. Никаких говорящих котлов, взмахов красивой палочки и изящных заклинаний, о которые ломается язык. Но звучать-то, звучать должно красиво! Хотя ладно, когда тебе не дается обычная путанка, то о прекрасном, наверное, придется забыть. Остается только доить коз, ухаживать за стариками и вздыхать о своих обманутых надеждах.
Впрочем, юная Тиффани Болен не совсем пропащая ученица ведьм. Есть в рукаве у нее один фокус, умение, которое иногда так хочется иметь всем нам: она может выходить из тела, чтобы посмотреть на себя со стороны. Но так ли безопасно это занятие? Тиффани предстоит выяснить это самой. И пусть на пути ее стоит нечто страшное, она храбрая 11 летняя девочка, которая не собирается пасовать перед трудностями.
«Держи марку!»
С другой стороны, нечто странное творится с должностью Мокрица, его предшественники погибли при странных обстоятельствах, да еще и внезапно появляется Хват Позолот. Что ему-то надо, когда работа только-только пошла по накатанным рельсам? И вдруг такая скучная новая жизнь Мойста фон Мокрица начинает играть новыми красками. Ему все еще надо работать на почте, но параллельно можно и расследовать что же там не так с господином Хватом и какова его роль в истории.
И быть может в «Держи марку!» Терри Пратчетт не собирается удивить вас неожиданными твистами, однако читать приключения мошенника Мокрица так же интересно, как и остальные книги английского автора, мастера сатирического фэнтези.
«К оружию! К оружию!»
Мы рады, что вы вновь решили обратиться за помощью к ночной страже. Она, конечно, немного изменилась, но все еще готова защищать вас от зла. По какой-то странной, известной только ему одному причине, патриций Витинари включил в нашу команду, ну, как это сказать прилично-этнических меньшинств. Теперь с нами гномы, тролли и, прости-господи, женщины, но дубинка у нас найдется каждому. Кстати, еще и командор Ваймс к свадьбе готовится. Вечно на голову простых, но исключительно смелых, стражников сыпятся всякие беды. Тут у нас и странное убийство, которые необходимо расследовать. Почему странное? Понимаете, стоило в Плоском мире появиться огнестрельному оружию, как уже кого-то убили. Так что товарищи новобранцы, пора расследовать сложное дело и помните, что Ночная стража — это гордость, защита и надежда Анк-Морпорка. Не подведите!
«Пастушья корона»
«Пастушья корона» последняя книга, написанная сэром Терри Пратчеттом, повествует о ведьме Плоского Мира — Тиффани Болен. Она о взрослении и переменах, о девочке, которая хотела пойти своим собственным путем, и у нее получилось найти его, не изменив себе.
На плечи Тиффани легло многое: защита границ мира, обычные ведьмовские дела и проблемы, а еще и необходимость занять место руководителя. Но она справляется, у нее выходит не только решать вопросы морали, но и заботиться о том, что ее окружает.
И хочется сказать только одно: Привет, Тиффани, давно не виделись. Спасибо за Плоский мир, сэр Терри Пратчетт, хорошего вам путешествия. Мы будем скучать.
9 лучших книг Терри Пратчетта
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Теренс Джон Пратчетт знаком читателям всего мира под именем Терри Пратчетт. Это известный англичанин, получивший известность благодаря своим книгам, которые не теряют популярности и по сей день. Произведения автора отличаются сатирическим стилем, что является изюминкой его творчества. Изначально Терри хотел писать романы, как фэнтези-пародии, но со временем это стало отдельным литературным жанром.
Наши эксперты отобрали самые популярные произведения, представив их в рейтинге, включающем 9 лучших книг Терри Пратчетта.
Рейтинг лучших книг Терри Пратчетта
Номинация | место | произведение | рейтинг |
Рейтинг лучших книг Терри Пратчетта | 1 | «К оружию! К оружию!» | 4.9 |
2 | «Ведьмы за границей» | 4.8 | |
3 | «Стража! Стража!» | 4.8 | |
4 | «Мрачный жнец» | 4.7 | |
5 | «Ноги из глины» | 4.7 | |
6 | «Ночная Стража» | 4.7 | |
7 | «Благие знамения» | 4.6 | |
8 | «Дамы и Господа» | 4.5 | |
9 | «Держи марку!» | 4.5 |
«К оружию! К оружию!»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Лидирует вторая книга из подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Живущие в тяжёлые времена герои вынуждены обратиться за помощью к таким неблагонадёжным группам этнических меньшинств, как тролли, гномы и женщины. Но что делать, когда нужно защищать Анк-Морпорк?
«К оружию! К оружию!» понравится широкой читательской аудитории. Даже тем, кто не причисляет себя к любителям фэнтези и околофэнтези.
«Ведьмы за границей»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Следующее место в рейтинге достаётся третьей книге подцикла «Ведьмы», цикла «Плоский мир». Читателя ждёт очередная встреча с уже полюбившимися персонажами: крёстной феей Маграт Чесногк, нянюшкой Ягг, матушкой Ветровоск. Эта троица вместе с котом Грибо готовится посетить Орлею, где закручивается основной сюжет. Там живёт крестница Маграт, Золушка, которую принц позвал замуж.
Плоский мир имеет своё сказочное королевство. Любой, кто попадёт в него, станет героем одного, а может, сразу нескольких сюжетов знаменитых сказок. Полиция королевства тщательно проследит, чтобы уготованная роль была исполнена точно. Со страниц книги Пратчетт говорит, что живут здесь сказки с давних времён, повторяясь из раза в раз. И те становятся сильнее, что больше других набирают повторов. Главных героинь ждёт жёсткое столкновение с непобедимой злобной магией. Справятся ли они?
Читателю предстоит выяснить, помогает кто-то сказкам сбываться. В романе переплетаются легенды разных народов, ритуалы Вуду, сказочные сюжеты произведений Пьеро. Всё это увлекает, мысленно перенося в фантастические миры. Здесь найдётся и юмор, и философия с рассуждениями на важные темы. Книга легко читается, поэтому понравится не только взрослым, но и подросткам.
«Стража! Стража!»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Третью позицию занимает первая книга подцикла «Городская стража», цикла «Плоский мир». Именно её продолжением служит лидирующая «К оружию! К оружию!». Повествование романа «Стража! Стража!» схоже с произведениями «Гарри Поттер» и «Хоббит», но отличием выступает всё тот же оригинальный юмор и тонкая сатира Пратчетта. Он виртуозно описывает людей, гномов, драконов и других фантастических существ, высмеивая недостатки общества.
События разворачиваются в Анк-Морпорке, где вот-вот должен состояться заговор против правителя. Остановить злодеев берутся Ночные Стражи. В их руках восстановление городского порядка, возвращение спокойствия и мира местным жителям. Хотелось бы сказать: «Ах! Доблестная стража!», но пока это всего лишь группа ни на что неспособных неудачников. Видя преступления, они предпочитают отвернуться, притворяясь, что ничего не заметили. Что же будет потом? Неужели главные герои так и останутся трусами, боящимися собственной тени?
Книга соединяет в себе героизм, сражения, человеческие слабости и борьбу с ними. Автор вызывает у читателя то улыбку, то смех, то слёзы и переживания. Он ловко высмеивает клише, обнажая реалии современного мира. Но всё-таки этот роман, как сказка, имеет счастливый конец. Рекомендуется не только взрослым, но и детям. Особенно понравятся юным читателям подробные описания драконов. Таких продуманных и очаровательных зверюг, как в «Стража! Стража!», вы не встретите нигде.
«Мрачный жнец»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Пратчетт, как всегда, придерживается своего авторского стиля, рассказывая историю с искромётным юмором, от которого порой смешно до слёз, и философствованиями. Книга посвящена жизни с её всеобъемлющей и необузданной силой. Произведение заставляет задуматься над ценностью этой самой жизни. Концовка и радостная, и грустная одновременно. После неё ещё долго пребываешь в состоянии, будто коснулся душой бессмертности. Посоветовать этот роман можно всем поклонникам «Плоского мира» и любителям глубоких историй, написанных лёгким, простым языком.
«Ноги из глины»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Пятое место рейтинга занимает третья книга подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Мифические персонажи, големы – это существа из неживой материи. Они бесконечно трудятся, но никогда не высказывают жалоб, так как попросту не могут. Выразить свои эмоции позволяют лишь злые дела. Даже люди, лишённые дара речи, только поступками способны показать своё недовольство или радость. Вести расследование, находить отравленных и трупы приходится уже знакомым Ночным Стражам.
Развитие сюжета начинается с прихоти знатной дамы, пожелавшей обзавестись семейным гербом, убийства двух безобидных пожилых мужчин и покушения на интеллектуально подкованного патриция, который сам в пару ходов просчитал и убийцу, и способ отравления. Правда, сообщать информацию Ваймсу не стал, дабы не дискредитировать такого ценного сотрудника. Пока стражники занимаются поиском виновных, их жизнь не стоит на месте. Капрал Задранец, гном, недавно пополнивший ряды, выступает с заявлением, что он на самом-то деле ОНА. Это переворачивает всё с ног на голову, ведь до сей поры гномихи не надевали туфли и платья, не наносили макияж, не красили ногти, поэтому внешне были неотличимы от мужчин. Шнобс узнаёт, что относится к знатному роду и является единственным прямым наследником после последнего короля. Детектив закручивается, когда начинают происходить непонятные самоубийства глиняных роботов – тех самых големов.
Автор с привычной ему иронией ведёт повествование, высмеивая людской страх о власти машин, которые когда-то могут захватить и поработить человечество. Делает он это очень тонко, давая читателю возможность самому прийти к правильным выводам. Чего стоят слова Пратчетта о том, что если уж и бояться механизмов, то начинать нужно с дверных ручек. Рекомендуем к прочтению всем фанатам подцикла и цикла.
«Ночная Стража»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Следующей в рейтинге идёт шестая книга подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Фантастический роман начинается со дня памяти жертвам Славной революции, которую горожане Анко-Морпорка отмечают каждый год, 25 мая. Командор Ваймс рвётся стать участником задержания маньяка-убийцы Карцера, охота за которым ведётся полицейскими уже долгое время. Не случайно местом, где должны поймать негодяя, становится мистическая библиотека Незримого Университета, в которой неожиданно разразилась буря, перенёсшая заклятых врагов назад на тридцать лет. Героям предстоит выживать в городе, готовящемся к революции, ловить преступника и постараться не нарушить исторический ход событий своим вмешательством, а также понять, как попасть обратно домой.
Книга отличается от остальных из цикла наличием одной сюжетной линии и одного знакомого персонажа, зато всеми любимого, если исходить из многочисленных отзывов и рецензий. В романе присутствует всё тот же сарказм, тонкий юмор и мастерская игра слов. Но даже это не отрывает от мысли, насколько «Ночная Стража» суровое и взрослое произведение. Пратчетт высмеивает здесь Великую французскую революцию, но не это главная цель. Честь, долг, романтика, наивность – вот что ставится во главу угла. Читателю удаётся увидеть главных героев подцикла совсем юными, узнать об их жизни, лучше понять характеры. Именно поэтому книгу можно смело рекомендовать поклонникам.
«Благие знамения»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Седьмую строчку получает роман, написанный в соавторстве с не менее знаменитым Нилом Гейманом. На страницах читателя ждёт финальное столкновение сил Добра и Зла. Время настало. Это конец. Дитя Князя Тьмы, Антихрист, послан на землю. Ради Конца Света ангелы и демоны, эдакие верные агенты, вели противостояние и сражались за души. Наконец-то перед ними блистательные перспективы: ангелам – вечный рай с музыкой арф, а демонам – вечное подбрасывание углей к котлам грешников. И это после езды на пижонском авто да с мобильным? Нет уж! Хотя ничего не поделать, придётся смириться… Или всё-таки есть другой выход?
Отказаться от благ общества не хотят ни те, ни другие. Поэтому Азирафаель и Кроули начинают борьбу за душу мальчика, где победительницей не должна стать ни одна из сил. Задача непростая – отодвинуть Апокалипсис. Сюжет закручивается с момента, когда монахиня-медсестра, по совместительству сатанистка, подкладывает родившегося Антихриста не той женщине. Перед читателем появляются новые персонажи, а необычные события сменяются одно другим. И в заключение всё сходится в одной точке, где решится, наступит ли Конец Света.
Религиозный контекст, к удивлению, оказался по вкусу самым закоренелым агностикам и атеистам. Изящная сатира и тонкий юмор наверняка порадуют любителей творчества как Пратчетта, так и Нила Геймана. Персонажи яркие, неутрированные, и это подкупает. Приятно осознавать, что ангел не так уж и непорочен, а демон не воплощение концентрированного зла. Книга очень атмосферная, с большим количеством деталей. Подойдёт широкому кругу читателей.
«Дамы и Господа»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
На восьмой позиции четвёртая книга подцикла «Ведьмы», цикла «Плоский мир». Повествование пойдёт о нашем противоречивом сознании, которое запоминает лишь хорошее. Ну, возьмём драконов. Большие зверюги, полные достоинства и красоты, не правда ли? Но как же быть с их прожорливостью, воспламеняемостью, зубастостью? Или, например, эльфы, пляшущие при свете луны, такие-то милые игривые существа. О да, игры они любят! Но к сожалению, весело всегда им, а не вам.
На страницах читателя встречают всё те же героини – Маграт, Ягг, Ветровоск. Сейчас их ждёт сражение с эльфами, которые и есть те самые «дамы», «господа» из названия произведения. Автор сосредоточен не только на сегодняшних событиях, происходящих в жизни персонажей, он также отходит в сторону, знакомя читателя с семьёй нянюшки. Вы узнаете о старшем сыне, Джейсоне Ягг, заправляющим кузницей, о младшем, Шоне Ягг, подрабатывающим охранником, садоводом, уборщиком, в общем, разнорабочим. В основном сюжете есть несколько параллельных линий, сходящихся к финалу, где показана невероятная схватка, победа в которой непредсказуема.
Книгу стоит прочесть всем, даже тем, кто совсем далёк от фэнтези и не является поклонником подцикла. Роман заряжает позитивом и дарит хорошее настроение, а некоторых, пусть и несерьёзно, заставляет пересмотреть отношение к, казалось бы, милым эльфам.
«Держи марку!»
Автор книги: Теренс Джон Пратчетт
Закрывает рейтинг первая книга из подцикла «Мойсте фон Липвиге», цикла «Плоский мир». В романе пойдёт рассказ о нелёгком решении, ведь в жизни каждого человека когда-то наступает такой момент выбора. Главный герой – мошенник, истинный специалист по сотворению фальшивок и подделок, мастер художеств, которые вводят в заблуждение даже знатоков. И вот он, профи своего дела, должен выбирать: быть повешенным или встать во главе Почтовой Службы Анк-Морпорка? Решение даётся нелегко, но дело сделано и дороги назад нет. Теперь придётся следить, чтобы почта доставлялась вовремя и по назначению, несмотря на непогоду, бездорожье, собак, конкурентов, убийства.
Город встречает читателя интересными событиями. Старые друзья тоже тут, пусть и мимолётом. Командор Ваймс всё так же трудится на благо местных жителей. Моркоу с подругой щепетильно следят, чтобы соблюдался порядок. А Мокриц, ставший почтмейстером, когда согласился на сделку после кражи денег, думает, что его ждёт скучная и нудная жизнь. Так и вышло, если бы речь шла не об Анк-Морпорке.
Закрытый много лет назад почтамт скапливал неотправленные письма внутри. Появились семафоры, эдакие клик-башни, которые в кратчайшие сроки доставляют в Орлею семафорограммы. Своим удобством они почти вытеснили традиционную почту с рынка услуг. Взявшись за дело, Мокриц обнаруживает, что его недавние предшественники погибли при странных обстоятельствах. На горизонте появляется фигура Хвата Позолота, директора семафорной компании, как только работа у бывшего мошенника налаживается. Но хитрого ловкача Мокрица не страшит опасность. Он и дальше продолжает возрождать работу почты, параллельно ведя расследование мошенничеств Хвата.
Сюжет книги незатейлив, нет обилия неожиданных поворотов, но этим произведение не отталкивает, а, наоборот, привлекает. Читая роман, отдыхаешь, получаешь позитив. Подойдёт всем желающим поднять настроение и расслабиться.
Как читать Терри Пратчетта
Николай Эппле продолжает рассказывать о самых важных книгах в истории английской литературы. Третий выпуск его рубрики посвящен фантасту Терри Пратчетту и его книгам о Плоском мире
Терри, а точнее, сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт не похож на большинство авторов фэнтези — ученых, в свободное от филологических или этнографических штудий время развлекающихся сочинительством, или как минимум дипломированных гуманитариев. Так же непохожи на глубокомысленное, «высокое» фэнтези его книги — пародийные и иронические, местами напоминающие фанфики Фанфик (сокр. от англ. fan fiction) — любительское сочинение по мотивам популярной книги, фильма, комикса и проч. и другие «недолитературные» явления. Тем интереснее его история — история человека, затянутого в литературу словно против собственной воли.
В 1990-е Пратчетт становится самым продаваемым автором Великобритании. Суммарный тираж его книг в эти годы — более 85 миллионов экземпляров, они переводятся на 37 языков. В 2000-х он уступает первое место по тиражам Джоан Роулинг, но прочно удерживает второе.
В 1998 году Пратчетт становится кавалером ордена Британской Империи, а в за служение литературе королева дарует ему почетный титул рыцаря-бакалавра (после этого он собственноручно выковал себе меч из метеоритного железа).
В 2007 году у Пратчетта диагностируют редкую форму болезни Альцгеймера. Писатель жертвует миллион долларов в фонд борьбы с болезнью, снимается в фильме, призванном больше рассказать о ней, и выступает за легализацию эвтаназии в таких случаях, как у него самого. Начиная с 2012 года Пратчетт уже не может писать сам — диктуя тексты с помощью программ распознавания речи, он продолжает выпускать по две книги в год. Писатель умер 12 марта 2015 года.
Плоский мир
В первую очередь Терри Пратчетт ассоциируется с книгами о Плоском мире. Плоский мир, или Диск, Discworld, — вселенная, в которой плоская земная твердь держится на четырех слонах, стоящих на спине гигантской черепахи А’Туина, плывущей в бесконечном космосе. В этом мире магия выполняет функцию физических законов: «магическое поле» Диска заполняет разрыв в ткани физической реальности, благодаря которому только и может существовать мир на спине у черепахи. В центре Диска находится Пуп, в горах над которым обитают боги (реальные, потому что в них верят). Заканчивается Диск Краем, с которого низвергаются в космос воды океана (как устроен круговорот воды в Плоском мире, неизвестно: у Края слишком сильное течение, а исследователей, которые туда смогли добраться, смыло водой). Самый крупный и практически единственный город Плоского мира — Анк-Морпорк, олицетворение Большого Города, в котором расположен Незримый университет, сфера деятельности магов. Анк-Морпорку противоположен Ланкр — деревенская ипостась Плоского мира, это сфера деятельности ведьм. Есть еще Клатч, страна-антагонист, куда ездят за экзотикой, с которой конкурируют и затевают войны, чтобы отвлечь внимание граждан от внутренних проблем.
Плоский мир. Иллюстрация Пола Кидби. 2013 год © Paul Kidby
Если попытаться выделить две основные литературные традиции, которым Плоский мир обязан своим рождением, получится, что это, с одной стороны, так называемое высокое, или героическое, фэнтези (образец жанра тут «Властелин колец» Толкина), а с другой — сатира (образцы жанра — «Путешествия Гулливера» Свифта и «Заповедник гоблинов» Саймака Клиффорд Саймак (1904–1988) — американский писатель, один из законодателей жанра современной американской фантастики. ). Первая традиция строит разработанный до малейших деталей вымышленный мир и избегает параллелей с реальностью (неслучайно Толкин всегда так настойчиво отрицал такие параллели во «Властелине колец»); вторая всецело сосредоточена на социальной реальности, и вымысел тут — лишь еще один способ говорить о ней. Возможно, книги Пратчетта так популярны именно потому, что объединяют в себе эти совершенно разные традиции.
Циклы
Книги о Плоском мире — это четыре цикла, то есть серии книг, объединенных главными героями и набором тем, и такая форма — результат стремления автора охватить как можно большее число типов и форм социальной реальности.
1. Цикл о городской страже В рамках этого цикла выделяется еще авантюрный подцикл про Мойста фон Липвига — мошенника, вынужденного под угрозой смерти стать кризисным менеджером нескольких находящихся в упадке ведомств Анк-Морпорка — почтамта и железных дорог. Это книги про дух предпринимательства, граничащего с авантюрой, в котором гуманистическое начало в конечном счете оказывается сильнее прагматического.
Социальная сатира, описывающая жизнь в Анк-Морпорке, главном и единственном городе Плоского мира, гнездилище всех человеческих пороков, на фоне которых только заметнее сияют добродетели.
Главные персонажи: собственно, городская стража под руководством капитана Ваймса, правитель Анк-Морпорка лорд Витинари.
2. Цикл о волшебниках и «классической» магии
Пожалуй, это самые циничные из пратчеттовских книг. Волшебники — интеллектуальная элита Анк-Морпорка. В отличие от ведьм, которые обязаны своими магическими способностями вскормившей их земле, волшебники скорее ремесленники, а потому часто оказываются просто хитрыми мошенниками и политиками.
Главные персонажи: Ринсвинд, Библиотекарь-орангутан, аркканцлер Незримого университета Наверн Чудакулли.
3. Цикл о Смерти
Самый «метафизический» из циклов Плоского мира. В этих книгах меньше социального и больше «экзистенциального», сказочного и философского.
4. Цикл о ведьмах
Посвящен фольклорно-деревенской стороне реальности Плоского мира. Деревня с ее простыми нравами и добродетелями противопоставляется прагматичному и жестокому городу.
Главные персонажи: матушка Ветровоск, нянюшка Ягг, Маграт Чесногк, Тиффани Болен.
Источники
В книгах о Плоском мире переплетаются две совершенно разные традиции — эпическая и сатирическая, высокое и низкое, серьезное и смешное, журналистика и литература. Попробуем в этом разобраться.
Литература
В английской литературе все очень близко: казалось бы, самые непохожие авторы влияют друг на друга или друг от друга отталкиваются. Предисловие к сборнику пратчеттовских рассказов написала современная английская писательница Антония Байетт, большая его поклонница. При этом трудно вообразить более далеких друг от друга авторов, чем Байетт с ее сложнейшими интеллектуальными романами, и пародист Пратчетт. Но в и дело, что легковесное сатирическое фэнтези Пратчетта — часть «большой» литературной традиции, уходящей корнями в Шекспира и дальше — в фольклор и мифологию.
Эрнест Шепард. Иллюстрация к «Ветру в ивах» Кеннета Грэма. 1931 год bibliodyssey.blogspot.com / © E.H. Shepard estate
Пратчетт говорил, что страсть к писательству в нем еще в детстве пробудил «Ветер в ивах» Кеннета Грэма (также любимая книга К. С. Льюиса). Считается, что Пратчетт рос на фантастике и в юности его любимыми авторами были Айзек Азимов и Артур Кларк, но не обошлось и без любви к классическому фэнтези. В одном из интервью Пратчетт признался, что однажды, находясь под большим впечатлением от повести «Кузнец из Большого Вуттона», он написал письмо Толкину и даже получил ответ. В числе повлиявших на него авторов он называл также Марка Твена, Джерома К. Джерома и Гилберта К. Честертона.
Журналистика
Чтобы правильно понять природу пратчеттовских книг, важно помнить о том, что он был журналистом. И дело не только во впечатляющей скорости, с которой он писал, — куда важнее его стремление отозваться на все реальные тенденции и события. Если классическое фэнтези рождалось как вариант эскапизма (Толкин специально оправдывался, отводя подобные обвинения Имеется в виду эссе Толкина «О волшебных сказках»: «Хотя волшебные сказки никоим образом не являются единственным способом бегства от действительности, в наше время они представляют собой одну из самых ярких, а кое для кого — и одну из самых неприятных форм „эскейпистской“ литературы. Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово „эскейпизм“ часто произносят: жизнь за пределами литературной критики не дает для подобного тона никаких оснований» (Перевод В. Маториной). ), фэнтези Пратчетта — текст, написанный на злобу дня. Вот как сам Пратчетт вспоминал о своем журналистском опыте, беседуя с создателями документального фильма «Back in Black»:
Журналистский навык сказывается в технике письма — далеко не все книги Пратчетта отличаются глубиной, но безусловно слабых с «технической» точки зрения (композиция, язык, диалоги, характеры) среди них нет. Большинство претензий высказывается в адрес «Цвета волшебства», первой книги о Плоском мире, напоминающей скорее сборник гэгов Гэг (от англ. gag) — шутка, комический эпизод. на всевозможные темы, чем цельное произведение, и трех последних, где слишком заметна спешка: автор торопился закончить работу до смерти, к которой готовился с 2007 года.
Сатира
© Terry Pratchett via Twitter
Очарование книг Пратчетта в огромной степени держится на языковой игре. Текст пронизан юмором на разных уровнях: это не только шутки и озорное столкновение мотивов и сюжетных линий, но и постоянная игра. Чего стоят только говорящие имена: аркканцлер Наверн Чудакулли — Mustrum Ridcully, воплощение духа мошенничества и предпринимательства Себя-Режу-Без-Ножа (С. Р. Б. Н.) Достабль — Cut-Me-Own-Throat (C. M. O. T) Dibbler, воплощение духа журналистики Вильям де Словв — William de Worde.
«Раздалось тихое „чпок“, а за ним булькающие звуки. Джинни протянула мужу крохотный деревянный стаканчик. В другой руке она держала крохотную кожаную флягу.
Испарения из стакана разлились в воздухе.
— Это остатние остатки особой овечьей притирки, что твоя мал-мал грамазда карга подарила нам на свадьбу, — сказала Джинни. — Я уберегла их на окрайний случай.
— Она не моя мал-мал грамазда карга, Джинни, — Явор и не взглянул на стакан. — Она нашая мал-мал грамазда карга. И помяни мое слово, Джинни, она способна стать всекаргой. У ней внутре сокрыта могутность, о какой она ни бум-бум. А вот роевник ту могутность чует.
— Ax-ха, но, как ни назови, а пойло есть пойло, верно? — Джинни провела стаканом туда-сюда перед носом мужа.
Он вздохнул и отвернулся».
Фантазия
Тексты Пратчетта — это особый сплав фантастических идей 1960-х, времени его юности, и кинематографической реальности 2000-х.
© Gollancz / Orion Publishing Group
Главный герой романа «Мор, ученик Смерти» («Mort») поступает в подмастерья к Смерти и некоторое время выполняет его обязанности. Решив устроить себе выходной, он влюбляется в девушку, которую ему предстоит проводить в мир иной. Молодой человек собирается спасти возлюбленную, забрав на тот свет ее убийцу. Таким образом герой разрушает ткань реальности, и та, сопротивляясь, раскалывается на два измерения. Реальность, в которой девушка мертва, разрастается, стремясь вытеснить реальность — нарушительницу порядка вещей. Описание призрачной стены, разделяющей две части мира, — одно из самых впечатляющих у Пратчетта.
Устройство книг о «Плоском мире»
Законы
Мир Пратчетта только кажется легкомысленным. Если посмотреть внимательно, он подчинен строгим законам: физико-магическим (в Плоском мире это законы одного порядка), этическим, литературным и мифологическим. Эти законы можно нарушить, а вот избежать последствий такого нарушения никак нельзя. Как сказано в одной из книг: «Люди не более способны изменить ход истории, чем птицы — небо. Все, что они могут, — это воспользоваться моментом и вставить свой небольшой узор». Именно в этом родство книг Пратчетта с «высоким» фэнтези и серьезной литературой вообще. Средиземье Толкина вымышлено только на уровне географии и населяющих его народов. История этого мира и сюжет «Властелина колец» развиваются по универсальным законам этики (в случае Толкина — этики христианской), а «прикладная» магия — лишь спецэффект, не противоречащий им, а наоборот, усиливающий их действие.
Чем дальше, тем увереннее Пратчетт использует один и тот же мотив: оказавшись перед непосильной задачей (обычно это спасение родной деревни, реже мира), герой растерян ровно до тех пор, пока не нащупает предназначенную ему роль, «логику мифа». После этого он начинает верить в себя в этой роли, а сюжет (миф) начинает действовать. Особенно наглядно это можно увидеть в «Ведьмах за границей»:
«Сказки — вещь очень важная.
Люди думают, что сказки создаются людьми. На самом же деле все наоборот.
Сказки существуют совершенно независимо от своих героев.Существование этих самых сказок накладывает смутный, но довольно устойчивый отпечаток на хаос, который представляет собой вселенская история. Сказки протачивают в ней ложбинки, достаточно глубокие и позволяющие людям следовать вдоль них. Точно так же вода протачивает себе русло в горном склоне. И каждый раз, когда руслом сказки проходят новые действующие лица и герои, оно становится все глубже.
Это называется теорией повествовательной причинности и означает, что сказка, стоит ей начаться, приобретает форму. Она моментально впитывает вибрации всех своих предшествующих изложений, которые имели место.
Вот почему истории все время повторяются.
Тысяча героев похищала у богов огонь. Тысяча волков пожирала бабушку, тысяча принцесс удостаивалась поцелуя. Миллионы безвестных актеров, сами того не сознавая, проходили проторенными сказочными тропками.
В наше время такого просто быть не может, чтобы третий, самый младший, сын короля, пустись он на подвиги, до этого оказавшиеся не по плечу его старшим братьям, не преуспел бы в своих начинаниях».
Для Пратчетта сказка — органическая часть литературной традиции в широком смысле слова: этнограф назвал бы это мифами, а историк литературы — бродячими сюжетами. В книге «Дамы и господа» Пратчетт помещает героев во вдруг вышедший из берегов и прорвавшийся в реальность Плоского мира сюжет шекспировского «Сна в летнюю ночь», в «Carpe Jugulum» из берегов выходит сюжет романа о вампирах, в «Удивительном Морисе и его ученых грызунах» — легенда о гамельнском крысолове, а в «Маскараде» — сюжет о призраке оперы.
Карта Плоского мира. 1995 год © Stephen Player to the directions of Terry Pratchett and Stephen Briggs / Corgi Books
Магия и этика
Интересно, что вселенная Пратчетта работает по моральным законам: помогающий другим в конечном счете помогает себе оставаться самим собой.
Этот ход рассуждений глубоко близок и Честертону, и Толкину, и Льюису (вспомним его эссе «Добро и зло как ключ к пониманию вселенной»), и Дороти Сэйерс Дороти Ли Сэйерс (1893–1957) — английская писательница, автор популярных детективных романов, работ в жанре христианской апологетики и пьес на евангельские сюжеты. — всему тому, что можно назвать «английской этической традицией».
Другие книги
Эволюция Пратчетта: от журналистики к литературе
Едва ли не самое любопытное в Пратчетте — это та эволюция, которая происходит с ним самим от первых книг о Плоском мире к последним. Трудно найти лучшую иллюстрацию того, как работает культурная и литературная традиция — это видно тем отчетливее, что перед нами не профессор филологии, а журналист. Сам Пратчетт не раз признавался, что писательство было для него журналистикой иными средствами. «Писать романы о Плоском мире — это сродни журналистике, — говорит он в интервью журналу Locus 1999 года. — Быть может, это журналистика, описывающая факты двух- или трехлетней давности, но последние книг десять были в некоторой степени навеяны относительно современными событиями». Но со временем в книгах становится все меньше от капустника и собрания гэгов и все больше гармонии, они все меньше зависят от «злобы дня», приобретая собственную художественную логику и энергию литературной традиции. Интересно наблюдать, как брошенные походя в ранних книгах темы позже наполняются смыслом, а поверхностные литературные аллюзии уступают место продуманно и со знанием дела использованным фольклорным мотивам.
Возьмем для примера раннюю и позднюю книги Пратчетта. «Цвет волшебства», первый роман о Плоском мире, написанный в 1983 году, напоминает изделие хорошего ремесленника: по сути, книга почти полностью состоит из обыгрывания известных (и даже слишком узнаваемых) фантастических произведений, обильно сдобренного не всегда удачными шутками. В фильме «Back in Black» Нил Гейман говорит, что часть проблемы с книгами Терри в том, что многие начинают его читать с «Цвета волшебства»: «Но это абсолютная мешанина и ужасная отправная точка. Это все равно что пытаться понять Вудхауса, начав с его школьных рассказов, — это собрание шуточек, причем в „Цвете волшебства“ они даже не особенно хороши».
«Маленький свободный народец». Иллюстрация Пола Кидби для обложки первого издания. 2002 год © Paul Kidby
В книгах о Плоском мире Терри Пратчетт наполняет свежей кровью традицию фэнтези, которая успела заметно «замылиться» после эпохи отцов-основателей, Толкина и Льюиса, в середине XX века, начав вырождаться в эпигонскую «магическую фантастику». Возвращая на землю слишком оторвавшийся от нее жанр, добавляя отсылок к актуальным событиям и окружающей читателя реальности, он в то же время возвращает его к истокам, вопросам о добре и зле и месте человека в мире. Тем примечательнее, что сделать это смог автор, сам пришедший в этот жанр, чтобы обыгрывать и пародировать его, но в итоге заговоривший его языком всерьез. «Фэнтези — это не про волшебников и дурацкие волшебные палочки, — говорил сэр Терри в речи на вручении ему медали Карнеги (среди получивших ее был и К. С. Льюис), — это возможность увидеть мир под другим углом». Неослабевающий интерес к его книгам говорит о том, что ему это удалось.