Терри пратчетт что почитать

Топ-10 гениальных книг Терри Пратчетта

Терри Пратчетт подарил нам Плоский мир, где юмор и сложные тяжелые темы сливаются воедино, и тем самым заставил засиять вновь жанр фэнтези. Он стал нам родным, близким, любимым, потому писал так остроумно, свежо и мощно. Никто так больше не сможет. И не надо. Преклоняемся перед великолепным талантом сэра Тэррэнса Джона Пратчетта и советуем его книги к обязательному прочтению.

«Благие знамения»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Итак, вот-вот должен родиться Антихрист, принести в этот мир Апокалипсис и тогда настанет черед последней битвы, где зло сразиться с добром. Но одной парочке такой расклад не по нраву. Демон Кроули и ангел Азирафель жили спокойной мирной жизнью, привыкли, понимаешь, к радости цивилизации и как-то не хочется им возвращаться домой. Ни рай, где вечный покой, радость и звучание арф. Да и почему собственно только арфы? Не нашлось других инструментов? И ад тоже как-то не тянет, подбрасывать угли грешникам под котел, слушать мерзкие вопли, когда в жизни есть другие радости: мобильный телефон, например, Бентли выпуска 56 года, в конце концов. Но надо подчиниться высшим силам, тем, кто ведет этот вечный спор о людских душах. Или все-таки можно как-то изменить вектор событий? Кроули и Азирафель подумали и решили, что мир наш стоит того, чтобы попытаться изменить исход вещей. А может им просто нравится комфорт, хотя нам-то какая разница, пока их интерес на нашей стороне?

Дуэт Терри Пратчетта и Нила Геймана — прекрасное воплощение истинного английского юмора, тонкой сатиры и философских измышлений. Невозможно пройти мимо данной книги, когда составляешь подборку книг сэра Терренса Дэвида Джона Пратчетта.

«Санта-Хрякус»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Страшдество на пороге, дорогие детишки, готовьте свои чулки, носки или что там у вас? Санта-Хрякус приготовил вам подарки, да, да, именно те, о которых вы мечтали, ради, которых вели себя хорошо целый год. Давайте, быстрее, забирайте игрушки, не дергайте за бороду, ведь у меня всего одна ночь на все про все.

Воистину так! Всего одна ночь есть у Смерти, чтобы в наряде Санта-Хрякуса, спасти этого доброго старика и восстановить баланс веры во Вселенной, иначе произойдет страшное, непоправимое и ужасное. Иначе, зачем вообще Смерти стараться и выполнять чужую работу? Что случилось? Как вы не знаете, что Санта-Хрякус, что он… Ах, читайте сами, потому что нельзя словами передать тот юмор, свойственный Пратчетту, ту сатирическую пародию на нашу реальность и этот чарующий философский лейтмотив диалогов. И не надо продолжать задавать нам неудобные вопросы — книгу в руки и страшдественская история засияет перед вами новогодними огнями.

«Стража! Стража!»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.В Анк-Морпроке кто-то готовит заговор против правителя, но Ночная стража не зря взяла на себя обязательства охранять покой мирных жителей. Или, эй, стойте, почему вы смотрите в другую сторону? Что значит вы не видели, что происходит? Как это проще отвернуться и сделать вид, что все хорошо? Ой, подождите, кто-то только что украл мой кошелек. Стража! Стража! Вы почему такие медленные? Что значит вдруг догоните? У вас принципы? Но как же… Что же? Ночная стража всегда придет вам на помощь. Нет, правда придет, особенно когда вы не будете этого ждать. Ничто не вечно под луной, особенно, когда речь идет о городе Анк-Морпрок.

Капитан Ваймс расскажет вам все правила «Ночной стражи», а Моркоу не даст заскучать, как и остальные герои великолепного романа Терри Пратчетта. Все тот же тонкий юмор, оригинальный стеб и запоминающиеся, намертво врезающиеся в память, герои и, конечно, история о добре, которое побеждает, хоть иногда и очень интересным способом.

«Мрачный Жнец»

Фантазия Пратчетта ошеломляет в хорошем смысле, буквально сносит в направлении острова под названием «Удовольствие от прочтения хорошей фэнтези-литературы». И здесь остается только пожелать: «Приятного путешествия вместе со Смертью по страницам книги «Мрачный жнец»».

«Кот без прикрас»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Любители вы котов настолько, насколько обожает их сэр Терри Пратчетт? Уверены, что да. Кто вообще смеет не питать симпатии к этим нахальным, самодостаточным шерстяным хвостам?

На страницах книги «Кот без прикрас» вас познакомят с самым настоящим котом. С иронией и бесконечным позитивом ознакомят с привычками, повадками и отношению к тому, кто подает еду и иногда, с разрешения его котейшества, чешет спинку. И не надо глупых прозвищ, хотя все равно они появятся, раздражая слух.

Вы не сможете не улыбнуться, погрузившись в наблюдения Пратчетта, который с особым мастерством описывает жизнь кошачьих, позволяя себе уходить в авторские размышления о подвидах котов, котиков и котищ. Настоящим кошатникам «Кот без прикрас» рекомендуется к обязательному прочтению, после того, как покормите любимую наглую морду и, конечно, не забудьте почесать ее за ушком.

«Мелкие боги»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Все случилось тогда, когда еще говорили о великих пророках, о могущественных богах и обо всем таком, о чем неприлично спрашивать при первом знакомстве. Но что, если я вам скажу, что иногда стоит отринуть всякие сомнения и окунуться в мир, где поговорить с вами может не только куст, ну, и допустим камень, а может и вообще горящая ветка?

А когда маленькая черепашка скажет вам, что она великий бог Ом, то стоит просто поверить. Обязательно, без каких либо сомнений. Так и поступил послушник Цитадели Брут, полноватый юноша, который обладает чрезвычайно интересным талантом — он помнит абсолютно все. И это конечно привлекает к нему ненужное внимание. И мы сейчас не о черепашке, которая и правда оказалась Великим Богом Омом.

Терри Пратчетт говорит о религии так, как никто никогда не решится. «Мелкие боги» книга порой даже слишком серьезная, но не лишена тонкого английского юмора и отличной сатиры. Вы не только наткнетесь на интересные и глубокие философские размышления, но и будете смеяться до слез.

«Шляпа, полная неба»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Вот она, сбывшаяся мечта — обучение на ведьму начинается. Но как-то совершенно не так, как ты себе там представил. Никаких говорящих котлов, взмахов красивой палочки и изящных заклинаний, о которые ломается язык. Но звучать-то, звучать должно красиво! Хотя ладно, когда тебе не дается обычная путанка, то о прекрасном, наверное, придется забыть. Остается только доить коз, ухаживать за стариками и вздыхать о своих обманутых надеждах.

Впрочем, юная Тиффани Болен не совсем пропащая ученица ведьм. Есть в рукаве у нее один фокус, умение, которое иногда так хочется иметь всем нам: она может выходить из тела, чтобы посмотреть на себя со стороны. Но так ли безопасно это занятие? Тиффани предстоит выяснить это самой. И пусть на пути ее стоит нечто страшное, она храбрая 11 летняя девочка, которая не собирается пасовать перед трудностями.

«Держи марку!»

С другой стороны, нечто странное творится с должностью Мокрица, его предшественники погибли при странных обстоятельствах, да еще и внезапно появляется Хват Позолот. Что ему-то надо, когда работа только-только пошла по накатанным рельсам? И вдруг такая скучная новая жизнь Мойста фон Мокрица начинает играть новыми красками. Ему все еще надо работать на почте, но параллельно можно и расследовать что же там не так с господином Хватом и какова его роль в истории.

И быть может в «Держи марку!» Терри Пратчетт не собирается удивить вас неожиданными твистами, однако читать приключения мошенника Мокрица так же интересно, как и остальные книги английского автора, мастера сатирического фэнтези.

«К оружию! К оружию!»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Мы рады, что вы вновь решили обратиться за помощью к ночной страже. Она, конечно, немного изменилась, но все еще готова защищать вас от зла. По какой-то странной, известной только ему одному причине, патриций Витинари включил в нашу команду, ну, как это сказать прилично-этнических меньшинств. Теперь с нами гномы, тролли и, прости-господи, женщины, но дубинка у нас найдется каждому. Кстати, еще и командор Ваймс к свадьбе готовится. Вечно на голову простых, но исключительно смелых, стражников сыпятся всякие беды. Тут у нас и странное убийство, которые необходимо расследовать. Почему странное? Понимаете, стоило в Плоском мире появиться огнестрельному оружию, как уже кого-то убили. Так что товарищи новобранцы, пора расследовать сложное дело и помните, что Ночная стража — это гордость, защита и надежда Анк-Морпорка. Не подведите!

«Пастушья корона»

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.«Пастушья корона» последняя книга, написанная сэром Терри Пратчеттом, повествует о ведьме Плоского Мира — Тиффани Болен. Она о взрослении и переменах, о девочке, которая хотела пойти своим собственным путем, и у нее получилось найти его, не изменив себе.

На плечи Тиффани легло многое: защита границ мира, обычные ведьмовские дела и проблемы, а еще и необходимость занять место руководителя. Но она справляется, у нее выходит не только решать вопросы морали, но и заботиться о том, что ее окружает.

И хочется сказать только одно: Привет, Тиффани, давно не виделись. Спасибо за Плоский мир, сэр Терри Пратчетт, хорошего вам путешествия. Мы будем скучать.

Источник

9 лучших книг Терри Пратчетта

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Теренс Джон Пратчетт знаком читателям всего мира под именем Терри Пратчетт. Это известный англичанин, получивший известность благодаря своим книгам, которые не теряют популярности и по сей день. Произведения автора отличаются сатирическим стилем, что является изюминкой его творчества. Изначально Терри хотел писать романы, как фэнтези-пародии, но со временем это стало отдельным литературным жанром.

Наши эксперты отобрали самые популярные произведения, представив их в рейтинге, включающем 9 лучших книг Терри Пратчетта.

Рейтинг лучших книг Терри Пратчетта

Номинацияместопроизведениерейтинг
Рейтинг лучших книг Терри Пратчетта1«К оружию! К оружию!»4.9
2«Ведьмы за границей»4.8
3«Стража! Стража!»4.8
4«Мрачный жнец»4.7
5«Ноги из глины»4.7
6«Ночная Стража»4.7
7«Благие знамения»4.6
8«Дамы и Господа»4.5
9«Держи марку!»4.5

«К оружию! К оружию!»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Лидирует вторая книга из подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Живущие в тяжёлые времена герои вынуждены обратиться за помощью к таким неблагонадёжным группам этнических меньшинств, как тролли, гномы и женщины. Но что делать, когда нужно защищать Анк-Морпорк?

«К оружию! К оружию!» понравится широкой читательской аудитории. Даже тем, кто не причисляет себя к любителям фэнтези и околофэнтези.

«Ведьмы за границей»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Следующее место в рейтинге достаётся третьей книге подцикла «Ведьмы», цикла «Плоский мир». Читателя ждёт очередная встреча с уже полюбившимися персонажами: крёстной феей Маграт Чесногк, нянюшкой Ягг, матушкой Ветровоск. Эта троица вместе с котом Грибо готовится посетить Орлею, где закручивается основной сюжет. Там живёт крестница Маграт, Золушка, которую принц позвал замуж.

Плоский мир имеет своё сказочное королевство. Любой, кто попадёт в него, станет героем одного, а может, сразу нескольких сюжетов знаменитых сказок. Полиция королевства тщательно проследит, чтобы уготованная роль была исполнена точно. Со страниц книги Пратчетт говорит, что живут здесь сказки с давних времён, повторяясь из раза в раз. И те становятся сильнее, что больше других набирают повторов. Главных героинь ждёт жёсткое столкновение с непобедимой злобной магией. Справятся ли они?

Читателю предстоит выяснить, помогает кто-то сказкам сбываться. В романе переплетаются легенды разных народов, ритуалы Вуду, сказочные сюжеты произведений Пьеро. Всё это увлекает, мысленно перенося в фантастические миры. Здесь найдётся и юмор, и философия с рассуждениями на важные темы. Книга легко читается, поэтому понравится не только взрослым, но и подросткам.

«Стража! Стража!»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Третью позицию занимает первая книга подцикла «Городская стража», цикла «Плоский мир». Именно её продолжением служит лидирующая «К оружию! К оружию!». Повествование романа «Стража! Стража!» схоже с произведениями «Гарри Поттер» и «Хоббит», но отличием выступает всё тот же оригинальный юмор и тонкая сатира Пратчетта. Он виртуозно описывает людей, гномов, драконов и других фантастических существ, высмеивая недостатки общества.

События разворачиваются в Анк-Морпорке, где вот-вот должен состояться заговор против правителя. Остановить злодеев берутся Ночные Стражи. В их руках восстановление городского порядка, возвращение спокойствия и мира местным жителям. Хотелось бы сказать: «Ах! Доблестная стража!», но пока это всего лишь группа ни на что неспособных неудачников. Видя преступления, они предпочитают отвернуться, притворяясь, что ничего не заметили. Что же будет потом? Неужели главные герои так и останутся трусами, боящимися собственной тени?

Книга соединяет в себе героизм, сражения, человеческие слабости и борьбу с ними. Автор вызывает у читателя то улыбку, то смех, то слёзы и переживания. Он ловко высмеивает клише, обнажая реалии современного мира. Но всё-таки этот роман, как сказка, имеет счастливый конец. Рекомендуется не только взрослым, но и детям. Особенно понравятся юным читателям подробные описания драконов. Таких продуманных и очаровательных зверюг, как в «Стража! Стража!», вы не встретите нигде.

«Мрачный жнец»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Пратчетт, как всегда, придерживается своего авторского стиля, рассказывая историю с искромётным юмором, от которого порой смешно до слёз, и философствованиями. Книга посвящена жизни с её всеобъемлющей и необузданной силой. Произведение заставляет задуматься над ценностью этой самой жизни. Концовка и радостная, и грустная одновременно. После неё ещё долго пребываешь в состоянии, будто коснулся душой бессмертности. Посоветовать этот роман можно всем поклонникам «Плоского мира» и любителям глубоких историй, написанных лёгким, простым языком.

«Ноги из глины»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Пятое место рейтинга занимает третья книга подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Мифические персонажи, големы – это существа из неживой материи. Они бесконечно трудятся, но никогда не высказывают жалоб, так как попросту не могут. Выразить свои эмоции позволяют лишь злые дела. Даже люди, лишённые дара речи, только поступками способны показать своё недовольство или радость. Вести расследование, находить отравленных и трупы приходится уже знакомым Ночным Стражам.

Развитие сюжета начинается с прихоти знатной дамы, пожелавшей обзавестись семейным гербом, убийства двух безобидных пожилых мужчин и покушения на интеллектуально подкованного патриция, который сам в пару ходов просчитал и убийцу, и способ отравления. Правда, сообщать информацию Ваймсу не стал, дабы не дискредитировать такого ценного сотрудника. Пока стражники занимаются поиском виновных, их жизнь не стоит на месте. Капрал Задранец, гном, недавно пополнивший ряды, выступает с заявлением, что он на самом-то деле ОНА. Это переворачивает всё с ног на голову, ведь до сей поры гномихи не надевали туфли и платья, не наносили макияж, не красили ногти, поэтому внешне были неотличимы от мужчин. Шнобс узнаёт, что относится к знатному роду и является единственным прямым наследником после последнего короля. Детектив закручивается, когда начинают происходить непонятные самоубийства глиняных роботов – тех самых големов.

Автор с привычной ему иронией ведёт повествование, высмеивая людской страх о власти машин, которые когда-то могут захватить и поработить человечество. Делает он это очень тонко, давая читателю возможность самому прийти к правильным выводам. Чего стоят слова Пратчетта о том, что если уж и бояться механизмов, то начинать нужно с дверных ручек. Рекомендуем к прочтению всем фанатам подцикла и цикла.

«Ночная Стража»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.

Следующей в рейтинге идёт шестая книга подцикла «Стража», цикла «Плоский мир». Фантастический роман начинается со дня памяти жертвам Славной революции, которую горожане Анко-Морпорка отмечают каждый год, 25 мая. Командор Ваймс рвётся стать участником задержания маньяка-убийцы Карцера, охота за которым ведётся полицейскими уже долгое время. Не случайно местом, где должны поймать негодяя, становится мистическая библиотека Незримого Университета, в которой неожиданно разразилась буря, перенёсшая заклятых врагов назад на тридцать лет. Героям предстоит выживать в городе, готовящемся к революции, ловить преступника и постараться не нарушить исторический ход событий своим вмешательством, а также понять, как попасть обратно домой.

Книга отличается от остальных из цикла наличием одной сюжетной линии и одного знакомого персонажа, зато всеми любимого, если исходить из многочисленных отзывов и рецензий. В романе присутствует всё тот же сарказм, тонкий юмор и мастерская игра слов. Но даже это не отрывает от мысли, насколько «Ночная Стража» суровое и взрослое произведение. Пратчетт высмеивает здесь Великую французскую революцию, но не это главная цель. Честь, долг, романтика, наивность – вот что ставится во главу угла. Читателю удаётся увидеть главных героев подцикла совсем юными, узнать об их жизни, лучше понять характеры. Именно поэтому книгу можно смело рекомендовать поклонникам.

«Благие знамения»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Седьмую строчку получает роман, написанный в соавторстве с не менее знаменитым Нилом Гейманом. На страницах читателя ждёт финальное столкновение сил Добра и Зла. Время настало. Это конец. Дитя Князя Тьмы, Антихрист, послан на землю. Ради Конца Света ангелы и демоны, эдакие верные агенты, вели противостояние и сражались за души. Наконец-то перед ними блистательные перспективы: ангелам – вечный рай с музыкой арф, а демонам – вечное подбрасывание углей к котлам грешников. И это после езды на пижонском авто да с мобильным? Нет уж! Хотя ничего не поделать, придётся смириться… Или всё-таки есть другой выход?

Отказаться от благ общества не хотят ни те, ни другие. Поэтому Азирафаель и Кроули начинают борьбу за душу мальчика, где победительницей не должна стать ни одна из сил. Задача непростая – отодвинуть Апокалипсис. Сюжет закручивается с момента, когда монахиня-медсестра, по совместительству сатанистка, подкладывает родившегося Антихриста не той женщине. Перед читателем появляются новые персонажи, а необычные события сменяются одно другим. И в заключение всё сходится в одной точке, где решится, наступит ли Конец Света.

Религиозный контекст, к удивлению, оказался по вкусу самым закоренелым агностикам и атеистам. Изящная сатира и тонкий юмор наверняка порадуют любителей творчества как Пратчетта, так и Нила Геймана. Персонажи яркие, неутрированные, и это подкупает. Приятно осознавать, что ангел не так уж и непорочен, а демон не воплощение концентрированного зла. Книга очень атмосферная, с большим количеством деталей. Подойдёт широкому кругу читателей.

«Дамы и Господа»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

На восьмой позиции четвёртая книга подцикла «Ведьмы», цикла «Плоский мир». Повествование пойдёт о нашем противоречивом сознании, которое запоминает лишь хорошее. Ну, возьмём драконов. Большие зверюги, полные достоинства и красоты, не правда ли? Но как же быть с их прожорливостью, воспламеняемостью, зубастостью? Или, например, эльфы, пляшущие при свете луны, такие-то милые игривые существа. О да, игры они любят! Но к сожалению, весело всегда им, а не вам.

На страницах читателя встречают всё те же героини – Маграт, Ягг, Ветровоск. Сейчас их ждёт сражение с эльфами, которые и есть те самые «дамы», «господа» из названия произведения. Автор сосредоточен не только на сегодняшних событиях, происходящих в жизни персонажей, он также отходит в сторону, знакомя читателя с семьёй нянюшки. Вы узнаете о старшем сыне, Джейсоне Ягг, заправляющим кузницей, о младшем, Шоне Ягг, подрабатывающим охранником, садоводом, уборщиком, в общем, разнорабочим. В основном сюжете есть несколько параллельных линий, сходящихся к финалу, где показана невероятная схватка, победа в которой непредсказуема.

Книгу стоит прочесть всем, даже тем, кто совсем далёк от фэнтези и не является поклонником подцикла. Роман заряжает позитивом и дарит хорошее настроение, а некоторых, пусть и несерьёзно, заставляет пересмотреть отношение к, казалось бы, милым эльфам.

«Держи марку!»

Автор книги: Теренс Джон Пратчетт

Закрывает рейтинг первая книга из подцикла «Мойсте фон Липвиге», цикла «Плоский мир». В романе пойдёт рассказ о нелёгком решении, ведь в жизни каждого человека когда-то наступает такой момент выбора. Главный герой – мошенник, истинный специалист по сотворению фальшивок и подделок, мастер художеств, которые вводят в заблуждение даже знатоков. И вот он, профи своего дела, должен выбирать: быть повешенным или встать во главе Почтовой Службы Анк-Морпорка? Решение даётся нелегко, но дело сделано и дороги назад нет. Теперь придётся следить, чтобы почта доставлялась вовремя и по назначению, несмотря на непогоду, бездорожье, собак, конкурентов, убийства.

Город встречает читателя интересными событиями. Старые друзья тоже тут, пусть и мимолётом. Командор Ваймс всё так же трудится на благо местных жителей. Моркоу с подругой щепетильно следят, чтобы соблюдался порядок. А Мокриц, ставший почтмейстером, когда согласился на сделку после кражи денег, думает, что его ждёт скучная и нудная жизнь. Так и вышло, если бы речь шла не об Анк-Морпорке.

Закрытый много лет назад почтамт скапливал неотправленные письма внутри. Появились семафоры, эдакие клик-башни, которые в кратчайшие сроки доставляют в Орлею семафорограммы. Своим удобством они почти вытеснили традиционную почту с рынка услуг. Взявшись за дело, Мокриц обнаруживает, что его недавние предшественники погибли при странных обстоятельствах. На горизонте появляется фигура Хвата Позолота, директора семафорной компании, как только работа у бывшего мошенника налаживается. Но хитрого ловкача Мокрица не страшит опасность. Он и дальше продолжает возрождать работу почты, параллельно ведя расследование мошенничеств Хвата.

Сюжет книги незатейлив, нет обилия неожиданных поворотов, но этим произведение не отталкивает, а, наоборот, привлекает. Читая роман, отдыхаешь, получаешь позитив. Подойдёт всем желающим поднять настроение и расслабиться.

Источник

Как читать Терри Пратчетта

Николай Эппле продолжает рассказывать о самых важных книгах в истории английской литературы. Третий выпуск его рубрики посвящен фантасту Терри Пратчетту и его книгам о Плоском мире

Тер­ри, а точ­нее, сэр Те­ренс Дэ­вид Джон Прат­четт не по­хож на боль­шинс­тво ав­то­ров фэн­те­зи — уче­ных, в сво­бод­ное от фи­лоло­гичес­ких или эт­ногра­фичес­ких шту­дий вре­мя раз­вле­каю­щих­ся со­чини­тель­ством, или как ми­нимум дип­ло­ми­ро­ван­ных гу­мани­тари­ев. Так же не­похо­жи на глу­боко­мыс­ленное, «вы­сокое» фэн­те­зи его кни­ги — па­родий­ные и иро­ничес­кие, мес­та­ми на­поми­наю­щие фан­фи­ки Фан­фик (сокр. от англ. fan fiction) — лю­битель­ское со­чине­ние по мо­тивам по­пуляр­ной кни­ги, филь­ма, ко­мик­са и проч. и дру­гие «не­доли­тера­тур­ные» яв­ле­ния. Тем ин­те­рес­нее его ис­то­рия — ис­то­рия че­лове­ка, за­тяну­того в ли­тера­туру слов­но про­тив собс­твен­ной во­ли.

В 1990-е Прат­четт ста­новит­ся са­мым про­дава­емым ав­то­ром Ве­ликоб­ри­тании. Сум­марный ти­раж его книг в эти го­ды — бо­лее 85 мил­ли­онов эк­зем­пля­ров, они пе­рево­дят­ся на 37 язы­ков. В 2000-х он ус­ту­па­ет пер­вое мес­то по ти­ражам Джо­ан Ро­улинг, но проч­но удер­жи­ва­ет вто­рое.

В 1998 го­ду Пратчетт ста­новит­ся ка­вале­ром ор­де­на Бри­тан­ской Им­пе­рии, а в за слу­жение ли­тера­туре ко­роле­ва да­ру­ет ему по­чет­ный ти­тул ры­царя-ба­калав­ра (по­­сле это­го он собс­твен­но­руч­но вы­ковал се­бе меч из ме­те­орит­но­го же­леза).

В 2007 го­ду у Прат­четта ди­аг­ности­ру­ют ред­кую фор­му бо­лез­ни Аль­цгей­ме­ра. Пи­сатель жер­тву­ет мил­ли­он дол­ла­ров в фонд борь­бы с бо­лезнью, сни­ма­ет­ся в филь­ме, приз­ванном боль­ше рас­ска­зать о ней, и выс­ту­па­ет за ле­гали­зацию эв­та­назии в та­ких слу­ча­ях, как у не­го са­мого. На­чиная с 2012 го­да Прат­четт уже не мо­жет пи­сать сам — дик­туя тексты с по­мощью прог­рамм рас­позна­вания ре­чи, он про­дол­жа­ет вы­пус­кать по две кни­ги в год. Пи­сатель умер 12 мар­та 2015 го­да.

Плос­кий мир

В пер­вую оче­редь Терри Пратчетт ас­со­ци­иру­ет­ся с книгами о Плос­ком ми­ре. Плос­кий мир, или Диск, Discworld, — все­лен­ная, в ко­торой плос­кая зем­ная твердь дер­жится на че­тырех сло­нах, сто­ящих на спи­не ги­гант­ской че­репа­хи А’Ту­ина, плы­вущей в бес­ко­неч­ном кос­мо­се. В этом ми­ре ма­гия вы­пол­ня­ет функ­цию фи­зичес­ких за­конов: «ма­гичес­кое по­ле» Дис­ка за­пол­ня­ет раз­рыв в тка­ни фи­зичес­кой ре­аль­нос­ти, бла­года­ря ко­торо­му толь­ко и мо­жет су­щес­тво­вать мир на спи­не у че­репа­хи. В цен­тре Дис­ка на­ходит­ся Пуп, в го­рах над ко­торым оби­та­ют бо­ги (ре­аль­ные, по­тому что в них ве­рят). За­кан­чи­ва­ет­ся Диск Кра­ем, с ко­торо­го низ­верга­ют­ся в кос­мос во­ды оке­ана (как устро­ен кру­гово­рот во­ды в Плос­ком ми­ре, не­из­вес­тно: у Края слиш­ком силь­ное те­чение, а ис­сле­дова­телей, ко­торые ту­да смог­ли доб­рать­ся, смы­ло во­дой). Са­мый круп­ный и прак­ти­чес­ки един­ствен­ный го­род Плос­ко­го ми­ра — Анк-Мор­порк, оли­цет­во­рение Боль­шо­го Го­рода, в ко­тором рас­по­ложен Нез­ри­мый уни­вер­си­тет, сфе­ра дея­тель­нос­ти ма­гов. Анк-Мор­порку про­тиво­поло­жен Ланкр — де­ревен­ская ипос­тась Плос­ко­го ми­ра, это сфе­ра дея­тель­нос­ти ведьм. Есть еще Клатч, стра­на-ан­та­гонист, ку­да ез­дят за эк­зо­тикой, с ко­торой кон­ку­риру­ют и за­тева­ют вой­ны, что­бы от­влечь вни­мание граж­дан от внут­ренних проб­лем.

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Плоский мир. Иллюстрация Пола Кидби. 2013 год © Paul Kidby

Если по­пытать­ся вы­делить две ос­новные ли­тера­тур­ные тра­диции, ко­торым Плос­кий мир обя­зан сво­им рож­де­ни­ем, по­лучит­ся, что это, с од­ной сто­роны, так на­зыва­емое вы­сокое, или ге­ро­ичес­кое, фэн­те­зи (об­ра­зец жан­ра тут «Вла­сте­лин ко­лец» Тол­ки­на), а с дру­гой — са­тира (об­разцы жан­ра — «Пу­тешес­твия Гул­ли­вера» Свиф­та и «За­повед­ник гоб­ли­нов» Сай­ма­ка Клиф­форд Сай­мак (1904–1988) — аме­рикан­ский писа­тель, один из за­коно­дате­лей жан­ра сов­ре­мен­ной аме­рикан­ской фан­тасти­ки. ). Пер­вая тра­диция стро­ит раз­ра­ботан­ный до ма­лей­ших де­талей вы­мыш­ленный мир и из­бе­га­ет па­рал­ле­лей с ре­аль­ностью (нес­лу­чай­но Тол­кин всег­да так нас­той­чи­во от­ри­цал та­кие па­рал­ле­ли во «Влас­те­лине ко­лец»); вто­рая все­цело со­сре­дото­чена на со­ци­аль­ной ре­аль­нос­ти, и вы­мысел тут — лишь еще один спо­соб го­ворить о ней. Воз­можно, кни­ги Прат­четта так по­пуляр­ны имен­но по­тому, что объ­еди­ня­ют в се­бе эти со­вер­шенно раз­ные тра­диции.

Цик­лы

Кни­ги о Плос­ком ми­ре — это четыре цик­ла, то есть се­рии книг, объ­еди­нен­ных глав­ны­ми ге­ро­ями и на­бором тем, и та­кая фор­ма — ре­зуль­тат стрем­ле­ния ав­то­ра ох­ва­тить как мож­но боль­шее чис­ло ти­пов и форм со­ци­аль­ной ре­аль­нос­ти.

1. Цикл о го­род­ской стра­же В рам­ках это­го цик­ла вы­деля­ет­ся еще аван­тюрный под­цикл про Мой­ста фон Лип­ви­га — мо­шен­ни­ка, вы­нуж­денно­го под уг­ро­зой смер­ти стать кри­зис­ным ме­нед­же­ром нес­коль­ких на­ходя­щих­ся в упад­ке ве­домств Анк-Мор­порка — поч­тамта и же­лез­ных до­рог. Это кни­ги про дух пред­при­нима­тель­ства, гра­нича­щего с аван­тю­рой, в ко­тором гу­манис­ти­че­ское на­чало в ко­неч­ном сче­те ока­зыва­ет­ся силь­нее праг­ма­тичес­ко­го.

Со­ци­аль­ная са­тира, опи­сыва­ющая жизнь в Анк-Мор­порке, глав­ном и един­ствен­ном го­роде Плос­ко­го ми­ра, гнез­ди­лище всех че­лове­чес­ких по­роков, на фо­не ко­торых толь­ко за­мет­нее си­яют доб­ро­дете­ли.

Глав­ные пер­со­нажи: собс­твен­но, го­род­ская стра­жа под ру­ководс­твом ка­пита­на Вай­мса, пра­витель Анк-Мор­порка лорд Ви­тина­ри.

2. Цикл о вол­шебни­ках и «клас­си­чес­кой» ма­гии

По­жалуй, это са­мые ци­нич­ные из прат­чет­тов­ских книг. Вол­шебни­ки — ин­теллек­ту­аль­ная эли­та Анк-Мор­порка. В от­ли­чие от ведьм, ко­торые обя­заны сво­ими ма­гичес­ки­ми спо­соб­ностя­ми вскор­мившей их зем­ле, вол­шебни­ки ско­рее ре­мес­ленни­ки, а по­тому час­то ока­зыва­ют­ся прос­то хит­ры­ми мо­шен­ни­ками и по­лити­ками.

Глав­ные пер­со­нажи: Рин­свинд, Биб­ли­оте­карь-орангутан, ар­кканцлер Нез­ри­мого уни­вер­си­тета На­верн Чу­дакул­ли.

3. Цикл о Смер­ти

Са­мый «ме­тафи­зичес­кий» из цик­лов Плос­ко­го ми­ра. В этих кни­гах мень­ше со­ци­аль­но­го и боль­ше «эк­зистен­ци­аль­но­го», ска­зоч­но­го и фи­лософ­ско­го.

4. Цикл о ведь­мах

Пос­вя­щен фоль­клор­но-де­ревен­ской сто­роне ре­аль­нос­ти Плос­ко­го ми­ра. Де­рев­ня с ее прос­ты­ми нра­вами и доб­ро­дете­лями про­тиво­пос­тавля­ет­ся праг­ма­тич­но­му и жес­то­кому го­роду.

Глав­ные пер­со­нажи: ма­туш­ка Вет­ро­воск, ня­нюш­ка Ягг, Маграт Чес­ногк, Тиф­фа­ни Бо­лен.

Ис­точни­ки

В кни­гах о Плос­ком ми­ре пе­реп­ле­та­ют­ся две со­вер­шенно раз­ные тра­диции — эпи­чес­кая и са­тири­чес­кая, вы­сокое и низ­кое, серь­ез­ное и смеш­ное, жур­на­ли­сти­ка и ли­тера­тура. Поп­ро­бу­ем в этом ра­зоб­рать­ся.

Ли­тера­тура

В ан­глий­ской ли­тера­туре все очень близ­ко: ка­залось бы, са­мые не­похо­жие ав­то­ры влия­ют друг на дру­га или друг от дру­га от­талки­ва­ют­ся. Пре­дис­ло­вие к сбор­ни­ку прат­четтов­ских рас­ска­зов на­писа­ла сов­ре­мен­ная ан­глий­ская пи­сатель­ни­ца Ан­то­ния Бай­етт, боль­шая его пок­лонни­ца. При этом труд­но во­об­ра­зить бо­лее да­леких друг от дру­га ав­то­ров, чем Бай­етт с ее слож­ней­ши­ми ин­теллек­ту­аль­ны­ми ро­мана­ми, и па­родист Прат­четт. Но в и де­ло, что лег­ко­вес­ное са­тири­чес­кое фэн­те­зи Прат­четта — часть «боль­шой» ли­тера­тур­ной тра­диции, ухо­дящей кор­ня­ми в Шек­спи­ра и даль­ше — в фоль­клор и ми­фоло­гию.

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Эрнест Шепард. Иллюстрация к «Ве­тру в ивах» Кеннета Грэма. 1931 год bibliodyssey.blogspot.com / © E.H. Shepard estate

Прат­четт го­ворил, что страсть к пи­сатель­ству в нем еще в детс­тве про­будил «Ве­тер в ивах» Кен­не­та Грэ­ма (так­же лю­бимая кни­га К. С. Ль­ю­иса). Счи­та­ет­ся, что Прат­четт рос на фан­тасти­ке и в юнос­ти его лю­бимы­ми ав­то­рами бы­ли Айзек Ази­мов и Ар­тур Кларк, но не обош­лось и без люб­ви к клас­си­чес­ко­му фэн­те­зи. В од­ном из ин­тервью Прат­четт приз­нался, что од­нажды, на­ходясь под боль­шим впе­чат­ле­ни­ем от по­вес­ти «Куз­нец из Боль­шо­го Вут­то­на», он на­писал пись­мо Тол­ки­ну и да­же по­лучил от­вет. В чис­ле по­вли­яв­ших на не­го ав­то­ров он на­зывал так­же Мар­ка Тве­на, Дже­рома К. Дже­рома и Гил­берта К. Чес­терто­на.

Жур­на­лис­ти­ка

Что­бы пра­виль­но по­нять при­роду прат­четтов­ских книг, важ­но пом­нить о том, что он был жур­на­лис­том. И де­ло не толь­ко во впе­чат­ля­ющей ско­рос­ти, с ко­торой он пи­сал, — ку­да важ­нее его стрем­ле­ние отоз­вать­ся на все ре­аль­ные тен­денции и со­бытия. Ес­ли клас­си­чес­кое фэн­те­зи рож­да­лось как ва­ри­ант эс­ка­пиз­ма (Тол­кин спе­ци­аль­но оправ­ды­вал­ся, от­во­дя по­доб­ные об­ви­нения Име­ет­ся в виду эс­се Тол­ки­на «О вол­шебных сказ­ках»: «Хо­тя вол­шебные сказ­ки ни­ко­им об­ра­зом не яв­ля­ют­ся единс­твен­ным спо­собом бегс­тва от дей­стви­тель­нос­ти, в на­ше вре­мя они пред­став­ля­ют со­бой од­ну из са­мых яр­ких, а кое для ко­го — и од­ну из са­мых неп­ри­ят­ных форм „эс­кей­пист­ской“ ли­тера­туры. Я счи­таю, что бегс­тво от дей­стви­тель­нос­ти — од­на из ос­новных фун­кций вол­шебной сказ­ки, и пос­коль­ку я одоб­ри­тель­но от­но­шусь ко всем ее фун­кци­ям, то, ес­тес­твен­но, не сог­ла­сен с тем жа­лос­тли­вым и през­ри­тель­ным то­ном, ко­торым сло­во „эс­кей­пизм“ час­то про­из­но­сят: жизнь за пре­дела­ми ли­тера­тур­ной кри­тики не да­ет для по­доб­но­го то­на ни­каких ос­но­ваний» (Пе­ревод В. Ма­тори­ной). ), фэн­те­зи Прат­четта — текст, на­писан­ный на зло­бу дня. Вот как сам Прат­четт вспо­минал о сво­ем жур­на­лист­ском опы­те, бе­седуя с со­зда­теля­ми до­кумен­таль­но­го филь­ма «Back in Black»:

Жур­на­лист­ский на­вык ска­зыва­ет­ся в тех­ни­ке пись­ма — да­леко не все кни­ги Прат­четта от­ли­ча­ют­ся глу­биной, но бе­зус­ловно сла­бых с «тех­ни­чес­кой» точ­ки зре­ния (ком­по­зиция, язык, диа­ло­ги, ха­рак­те­ры) сре­ди них нет. Боль­шинс­тво пре­тен­зий выс­ка­зыва­ет­ся в ад­рес «Цве­та вол­шеб­ства», пер­вой кни­ги о Плос­ком ми­ре, на­поми­на­ющей ско­рее сбор­ник гэ­гов Гэг (от англ. gag) — шутка, комический эпизод. на все­воз­можные те­мы, чем цель­ное про­из­ве­дение, и трех по­следних, где слиш­ком за­мет­на спеш­ка: ав­тор то­ропил­ся за­кон­чить ра­боту до смер­ти, к ко­торой го­товил­ся с 2007 го­да.

Са­тира

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.© Terry Pratchett via Twitter

Оча­рова­ние книг Прат­четта в ог­ромной сте­пени дер­жится на язы­ковой иг­ре. Текст про­низан юмо­ром на раз­ных уров­нях: это не толь­ко шут­ки и озор­ное стол­кно­вение мо­тивов и сю­жет­ных ли­ний, но и пос­то­ян­ная иг­ра. Че­го сто­ят толь­ко го­воря­щие име­на: ар­кканцлер На­верн Чу­дакул­ли — Mustrum Ridcully, воп­ло­щение ду­ха мо­шен­ни­чес­тва и пред­при­нима­тель­ства Се­бя-Ре­жу-Без-Но­жа (С. Р. Б. Н.) Дос­табль — Cut-Me-Own-Throat (C. M. O. T) Dibbler, во­пло­щение ду­ха жур­на­лис­ти­ки Виль­ям де Словв — William de Worde.

«Раз­да­лось ти­хое „чпок“, а за ним буль­каю­щие зву­ки. Джин­ни про­тяну­ла му­жу кро­хот­ный де­ревян­ный ста­кан­чик. В дру­гой ру­ке она дер­жа­ла кро­хот­ную ко­жаную фля­гу.
Ис­па­рения из ста­кана раз­ли­лись в воз­ду­хе.
— Это ос­татние ос­татки осо­бой овечь­ей при­тир­ки, что твоя мал-мал гра­маз­да кар­га по­дари­ла нам на свадь­бу, — ска­зала Джин­ни. — Я убе­рег­ла их на ок­рай­ний слу­чай.
— Она не моя мал-мал гра­маз­да кар­га, Джин­ни, — Явор и не взгля­нул на ста­кан. — Она на­шая мал-мал гра­маз­да кар­га. И по­мяни мое сло­во, Джин­ни, она спо­соб­на стать все­кар­гой. У ней внут­ре сок­ры­та мо­гут­ность, о ка­кой она ни бум-бум. А вот ро­ев­ник ту мо­гут­ность чу­ет.
— Ax-ха, но, как ни на­зови, а пой­ло есть пой­ло, вер­но? — Джин­ни про­вела ста­каном ту­да-сю­да пе­ред но­сом му­жа.
Он вздох­нул и от­вернул­ся».

Фан­та­зия

Тек­сты Прат­четта — это осо­бый сплав фан­тасти­чес­ких идей 1960-х, вре­мени его юнос­ти, и ки­нема­тог­ра­фичес­кой ре­аль­нос­ти 2000-х.

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.© Gollancz / Orion Publishing Group

Глав­ный ге­рой ро­мана «Мор, уче­ник Смер­ти» («Mort») пос­ту­па­ет в под­мастерья к Смер­ти и не­кото­рое вре­мя вы­пол­ня­ет его обя­зан­ности. Ре­шив устро­ить се­бе вы­ход­ной, он влюб­ля­ет­ся в де­вуш­ку, ко­торую ему пред­сто­ит про­водить в мир иной. Мо­лодой че­ловек со­бира­ет­ся спас­ти воз­люблен­ную, за­брав на тот свет ее убий­цу. Та­ким об­ра­зом ге­рой раз­ру­ша­ет ткань ре­аль­нос­ти, и та, со­про­тив­ля­ясь, рас­ка­лыва­ет­ся на два из­ме­рения. Ре­аль­ность, в ко­торой де­вуш­ка мерт­ва, раз­раста­ет­ся, стре­мясь вы­тес­нить ре­аль­ность — на­руши­тель­ни­цу по­ряд­ка ве­щей. Опи­сание приз­рачной сте­ны, раз­де­ля­ющей две час­ти ми­ра, — од­но из са­мых впе­чат­ляю­щих у Прат­четта.

Ус­трой­ство книг о «Плос­ком мире»

За­коны

Мир Прат­четта толь­ко ка­жет­ся лег­ко­мыс­ленным. Если пос­мотреть вни­матель­но, он под­чи­нен стро­гим за­конам: фи­зико-ма­гичес­ким (в Плос­ком ми­ре это за­коны од­но­го по­ряд­ка), эти­чес­ким, ли­тера­тур­ным и ми­фоло­гичес­ким. Эти за­коны мож­но на­рушить, а вот из­бе­жать пос­ледс­твий та­кого на­руше­ния ни­как нель­зя. Как ска­зано в од­ной из книг: «Лю­ди не бо­лее спо­соб­ны из­ме­нить ход ис­то­рии, чем пти­цы — не­бо. Все, что они мо­гут, — это вос­поль­зо­вать­ся мо­мен­том и вста­вить свой не­боль­шой узор». Имен­но в этом родс­тво книг Прат­четта с «вы­соким» фэн­те­зи и серь­ез­ной ли­тера­турой во­об­ще. Сре­диземье Тол­ки­на вы­мыш­ле­но толь­ко на уров­не ге­ог­ра­фии и на­селяю­щих его на­родов. Ис­то­рия это­го ми­ра и сю­жет «Влас­те­лина ко­лец» раз­ви­ва­ют­ся по уни­вер­саль­ным за­конам эти­ки (в слу­чае Тол­ки­на — эти­ки хрис­ти­ан­ской), а «прик­ладная» ма­гия — лишь спе­цэф­фект, не про­тиво­реча­щий им, а на­обо­рот, уси­ливаю­щий их дей­ствие.

Чем даль­ше, тем уве­рен­нее Прат­четт ис­поль­зу­ет один и тот же мо­тив: ока­зав­шись пе­ред не­посиль­ной за­дачей (обыч­но это спа­сение род­ной де­рев­ни, ре­же ми­ра), ге­рой рас­те­рян ров­но до тех пор, по­ка не на­щупа­ет пред­назна­чен­ную ему роль, «ло­гику ми­фа». По­сле это­го он на­чина­ет ве­рить в се­бя в этой ро­ли, а сю­жет (миф) на­чина­ет дей­ство­вать. Осо­бен­но наг­лядно это мож­но уви­деть в «Ведь­мах за гра­ницей»:

«Сказ­ки — вещь очень важ­ная.
Лю­ди ду­ма­ют, что сказ­ки соз­да­ют­ся людь­ми. На са­мом же де­ле все на­обо­рот.
Сказ­ки су­щес­тву­ют со­вер­шенно не­зави­симо от сво­их ге­ро­ев.

Су­щес­тво­вание этих са­мых ска­зок на­кла­дыва­ет смут­ный, но до­воль­но ус­той­чи­вый от­пе­чаток на ха­ос, ко­торый пред­став­ля­ет со­бой все­лен­ская ис­то­рия. Сказ­ки про­тачи­ва­ют в ней лож­бинки, дос­та­точ­но глу­бокие и по­зво­ляю­щие лю­дям сле­довать вдоль них. Точ­но так же во­да про­тачи­ва­ет се­бе рус­ло в гор­ном скло­не. И каж­дый раз, ког­да рус­лом сказ­ки про­ходят но­вые дей­ствую­щие ли­ца и ге­рои, оно ста­новит­ся все глуб­же.
Это на­зыва­ет­ся те­ори­ей по­вес­тво­ватель­ной при­чин­ности и оз­на­ча­ет, что сказ­ка, сто­ит ей на­чать­ся, при­об­ре­та­ет фор­му. Она мо­мен­таль­но впи­тыва­ет виб­ра­ции всех сво­их пред­ше­ствую­щих из­ло­жений, ко­торые име­ли мес­то.
Вот по­чему ис­то­рии все вре­мя по­вто­ря­ют­ся.
Ты­сяча ге­ро­ев по­хища­ла у бо­гов огонь. Ты­сяча вол­ков по­жира­ла ба­буш­ку, ты­сяча прин­цесс удос­та­ива­лась по­целуя. Мил­ли­оны без­вес­тных ак­те­ров, са­ми то­го не со­зна­вая, про­ходи­ли про­торен­ны­ми ска­зоч­ны­ми троп­ка­ми.
В на­ше вре­мя та­кого прос­то быть не мо­жет, что­бы тре­тий, са­мый млад­ший, сын ко­роля, пус­тись он на под­ви­ги, до это­го ока­зав­ши­еся не по пле­чу его стар­шим брать­ям, не пре­ус­пел бы в сво­их на­чина­ни­ях».

Для Прат­четта сказ­ка — ор­га­ничес­кая часть ли­тера­тур­ной тра­диции в широ­ком смыс­ле сло­ва: эт­нограф наз­вал бы это ми­фами, а ис­то­рик ли­тера­туры — бро­дячи­ми сю­жета­ми. В кни­ге «Дамы и господа» Прат­четт по­меща­ет ге­ро­ев во вдруг вы­шед­ший из бе­регов и прор­вавший­ся в ре­аль­ность Плос­ко­го ми­ра сю­жет шек­спи­ров­ско­го «Сна в лет­нюю ночь», в «Carpe Jugulum» из бе­регов вы­ходит сю­жет ро­мана о вам­пи­рах, в «Уди­витель­ном Мо­рисе и его уче­ных гры­зунах» — ле­ген­да о гамельн­ском кры­соло­ве, а в «Мас­ка­раде» — сю­жет о приз­ра­ке опе­ры.

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.Карта Плоского мира. 1995 год © Stephen Player to the directions of Terry Pratchett and Stephen Briggs / Corgi Books

Ма­гия и эти­ка

Ин­те­рес­но, что все­лен­ная Прат­четта ра­бота­ет по мо­раль­ным за­конам: по­мо­гаю­щий дру­гим в ко­неч­ном сче­те по­мога­ет се­бе ос­та­вать­ся са­мим со­бой.

Этот ход рас­сужде­ний глу­боко бли­зок и Чес­терто­ну, и Тол­ки­ну, и Ль­ю­ису (вспом­ним его эс­се «Доб­ро и зло как ключ к по­нима­нию все­лен­ной»), и До­ро­ти Сэй­ерс До­роти Ли Сэй­ерс (1893–1957) — ан­глий­ская пи­сатель­ни­ца, ав­тор по­пуляр­ных де­тек­тив­ных ро­манов, ра­бот в жан­ре хрис­ти­ан­ской апо­логе­тики и пь­ес на еван­гель­ские сю­жеты. — все­му то­му, что мож­но наз­вать «ан­глий­ской эти­чес­кой тра­ди­цией».

Дру­гие кни­ги

Эво­люция Прат­четта: от жур­на­лис­ти­ки к литературе

Ед­ва ли не са­мое лю­бопыт­ное в Прат­четте — это та эво­люция, ко­торая про­ис­хо­дит с ним са­мим от пер­вых книг о Плос­ком ми­ре к по­следним. Труд­но най­ти луч­шую ил­люс­тра­цию то­го, как ра­бота­ет куль­тур­ная и ли­тера­тур­ная тра­ди­ция — это вид­но тем от­четли­вее, что пе­ред на­ми не про­фес­сор фи­лоло­гии, а жур­на­лист. Сам Прат­четт не раз при­зна­вал­ся, что пи­сатель­ство бы­ло для не­го жур­на­лис­ти­кой ины­ми средс­тва­ми. «Пи­сать ро­маны о Плос­ком ми­ре — это срод­ни жур­на­лис­ти­ке, — го­ворит он в ин­тервью жур­на­лу Locus 1999 го­да. — Быть мо­жет, это жур­на­лис­ти­ка, опи­сыва­ющая фак­ты двух- или трех­летней дав­ности, но пос­ледние книг де­сять бы­ли в не­кото­рой сте­пени на­ве­яны от­но­ситель­но сов­ре­мен­ны­ми со­быти­ями». Но со вре­менем в кни­гах ста­новит­ся все мень­ше от ка­пуст­ни­ка и соб­ра­ния гэ­гов и все боль­ше гар­мо­нии, они все мень­ше за­висят от «зло­бы дня», при­об­ре­тая собс­твен­ную ху­дожес­твен­ную ло­гику и энер­гию ли­тера­тур­ной тра­диции. Ин­те­рес­но наб­лю­дать, как бро­шен­ные по­ходя в ран­них кни­гах те­мы поз­же на­пол­ня­ют­ся смыс­лом, а по­вер­хностные ли­тера­тур­ные ал­лю­зии ус­ту­па­ют мес­то про­думан­но и со зна­ни­ем де­ла ис­поль­зо­ван­ным фоль­клор­ным мо­тивам.

Возь­мем для при­мера ран­нюю и позд­нюю кни­ги Прат­четта. «Цвет вол­шеб­ства», пер­вый ро­ман о Плос­ком ми­ре, на­писан­ный в 1983 го­ду, на­поми­на­ет изде­лие хо­роше­го ре­мес­ленни­ка: по су­ти, кни­га поч­ти пол­ностью сос­то­ит из обыг­ры­вания из­вес­тных (и да­же слиш­ком уз­на­ва­емых) фан­тасти­чес­ких произ­ве­дений, обиль­но сдоб­ренно­го не всег­да удач­ны­ми шут­ка­ми. В филь­ме «Back in Black» Нил Гей­ман го­ворит, что часть про­бле­мы с кни­гами Тер­ри в том, что мно­гие на­чина­ют его чи­тать с «Цве­та вол­шеб­ства»: «Но это аб­со­лют­ная ме­шани­на и ужас­ная от­прав­ная точ­ка. Это все рав­но что пы­тать­ся по­нять Вуд­ха­уса, на­чав с его школь­ных рас­ска­зов, — это соб­ра­ние шу­точек, при­чем в „Цве­те вол­шеб­ства“ они да­же не осо­бен­но хо­роши».

Терри пратчетт что почитать. Терри пратчетт что почитать фото. картинка Терри пратчетт что почитать. смотреть фото Терри пратчетт что почитать. смотреть картинку Терри пратчетт что почитать.«Ма­лень­кий сво­бод­ный на­родец». Иллюстрация Пола Кидби для обложки первого издания. 2002 год © Paul Kidby

В кни­гах о Плос­ком ми­ре Тер­ри Прат­четт на­пол­ня­ет све­жей кровью тра­дицию фэн­те­зи, ко­торая ус­пе­ла за­мет­но «за­мылить­ся» по­сле эпо­хи от­цов-ос­но­вате­лей, Тол­ки­на и Ль­ю­иса, в се­реди­не XX ве­ка, на­чав вы­рож­дать­ся в эпи­гон­скую «ма­гичес­кую фан­тасти­ку». Воз­вра­щая на зем­лю слиш­ком отор­вавший­ся от нее жанр, до­бав­ляя от­сы­лок к ак­ту­аль­ным со­быти­ям и ок­ру­жа­ющей чи­тате­ля ре­аль­нос­ти, он в то же вре­мя воз­вра­ща­ет его к ис­то­кам, воп­ро­сам о доб­ре и зле и мес­те че­лове­ка в ми­ре. Тем при­меча­тель­нее, что сде­лать это смог ав­тор, сам при­шед­ший в этот жанр, что­бы обыг­ры­вать и па­роди­ровать его, но в ито­ге за­гово­рив­ший его язы­ком всерь­ез. «Фэн­те­зи — это не про вол­шебни­ков и ду­рац­кие вол­шебные па­лоч­ки, — го­ворил сэр Тер­ри в ре­чи на вру­чении ему ме­дали Кар­не­ги (сре­ди по­лучив­ших ее был и К. С. Ль­ю­ис), — это воз­можность уви­деть мир под дру­гим уг­лом». Не­ос­ла­беваю­щий ин­те­рес к его кни­гам го­ворит о том, что ему это уда­лось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *