Тимкен мост уаз что это
Легенда эпохи красных знамён. Наводим мосты…
Многие не раз слышали о поломках УАЗовских мостов системы ТИМКЕН, но мало кто видел их своими собственными глазами. Сейчас мы исправим это досадное недоразумение!
Итак, для автомобилей ГАЗ- 69 и УАЗ- 469 основным типом мостов являются мосты системы ТИМКЕН, с разъёмным картером. Это очень древняя конструкция, появившаяся ещё до Великой Отечественной Войны и успешно дожившая до наших дней. О её достоинствах и недостатках можно спорить долго и безрезультатно- поскольку непреложная мудрость гласит:- «Дай дураку стеклянный х**, он и х** разобьёт и руки порежет!» Дурак или разгильдяй может испортить что угодно, даже исключительно надёжную и продуманную вещь! А если этот дурак инициативный… то не спасают даже хитрые способы защиты от дурака!
Так вот, собственно мостики- они конические, со спиральным зубом, и что самое главное НЕ ГИПОИДНЫЕ как на большинстве современных автомобилей. Тоесть ось ведущей шестерни- морковки, пересекается с осью ведомой в двух плоскостях. Проще говоря морковка растёт на одном уровне с полуосями. У гипоидного моста она смещена относительно оси вращения ведомой шестерни на некоторое расстояние, которое называется гипоидным смещением.
Гипоидный редуктор работает тише, передаёт бОльший крутящий момент при меньшем размере шестерёнок, может работать при более высоких частотах вращения, но исключительно требователен к качеству смазки! А всё дело в том, что в нём очень высокие контактные напряжения в точках контакта зубьев и масло должно обладать высочайшими противозадирными свойствами. Если в него попала вода, а ещё лучше болотная жижа, то очень скоро ты услышишь как он начнёт умирать. К тому же он сложнее в изготовлении и сборке.
Конический редуктор шумнее, ведомая шестерня будет больше в диаметре при той же передаваемой нагрузке, но для внедорожника он подходит лучше. Он не так требователен к смазке, в нём меньше контактные напряжения, одинаково хорошо работает в любых пространственных положениях. К тому же он значительно дешевле в производстве, что опять же не мало важно для военной машины.
И мало кто знает, но даже такая легендарная машина как Ланд Ровер Дефендер и всё на его базе ездит именно на простых конических редукторах. Уазовские мосты с неразъёмным картером, системы СПАЙСЕР, тоже не стали гипоидными, а остались коническими.
Как побочным бонусом от такой конструкции является то, что раз морковка поднята выше, значит и карданные валы идут под меньшими углами. В общем выбор мостов такого типа на УАЗике вполне оправдан, а учитывая уровень технологий и смазочные материалы того времени, когда он создавался, всё более чем логично!
А что касается прочности- для тех нагрузок, на которые рассчитывался УАЗик прочности мостов ТИМКЕН хватает!
Ну так вот, теперь к сути. Итак, имеем разбитый задний мост от ГАЗ-69, ещё оригинальный, под рычажные амортизаторы, с осевым люфтом морковки. Снимаем, разбираем и смотрим…
Вот такой вот у него корпус дифференциала- орех. Дифференциал очень мощный, 4х сателлитный с двумя осями соединёнными в полдерева. Сделан он намного крепче волговского и очень напоминает диф от грузовика ГАЗ-53, только маленький. Внимательно посмотрели на него? Ничего не заметили?
Орех то продранный! Но свежей стружки в масле нет, значит когда то морковка выходила погулять, но нагулялась и вернулась домой…
Теперь смотрим как сидит морковка.
А сделано довольно интересно- она крутится не на двух, как у современных машин, а на трёх подшипниках! Кроме двух конических есть ещё один опорный на втором конце морковки. Сама морковка очень короткая, а конические подшипники расположены близко друг к другу и имеют общую наружную обойму. Сама по себе конструкция очень грамотная- второй конец морковки закреплён в дополнительной опоре. Смотрим дальше
Есть питтинг на рабочих поверхностях зубьев- пошло хорошее такое выкраивание. Износ критический, а теперь самое главное!
Вот и следы бывшей прогулки! Опору подшипника выломало, но какой то деревенский кУЛИБИН приварил её обратно! Не менять же корпус моста целиком! Приварили то её крепко- больше не отрывалась, вот только криво- на глаз, морской выпуклый… Всё кое как скидали обратно, без регулировки, и так машина ездила последние лет 20… После этого ещё кто то будет говорить, что мосты у УАЗика не надёжные?
Чтож- этот мостик отъездился, теперь пойдёт под переделку на Волговскую серединку с гипоидной парой. Но это уже другая история, а сюда будем собирать новый мост.
Итак, была куплена пара «контрактных» мостов от буханки, но прежде чем ставить — надо же туда заглянуть! Открыли и увидели там вот такой подарок судьбы!
Знаете что это? Это кулачковый самоблокирующийся дифференциал от БТР- 60…Просто невероятное везение- по цене, ниже стоимости одного такого дифференциала в магазине, достались два комплектных моста, так один ещё и с блокировкой!
Кто не знает как она устроена- собственно вот из чего она состоит. Под наружным корпусом стоит чашка
Под ней находится обойма с плавающими пальцами и кулачковые втулки со шлицами для полуосей
Собственно вот чашка и кулачковая втулка
Конструкция гениально простая
При не большой разнице в угловых скоростях пальцы успевают обкатывать кулачки втулок и дифференциал работает как открытый с ограниченным внутренним трением. Но при резком изменении разницы в угловых скоростях его заклинивает и крутящий момент начинает передаваться на обе полуоси. Точно так же работают знаменитые блокировки у ГАЗ-66. Но там они стоят в обоих мостах.
По эффективности работы это не принудительная блокировка и даже не локрайт, но значительно лучше чем открытый дифференциал или LSD с дисками.
Что касается сборки самого моста, то тут абсолютно ничего нового не появилось.
Пары будут стоять скоростные в обоих мостах
Методика ремонта таких мостов очень хорошо объясняется отсюда и далее
Особого смысла что добавлять не вижу- ну очень подробно рассказано!
Ну и пары поставил 4.625 вместо 5.125, машина по большей части будет работать на трассе.
Мосты Тимкен и Спайсер: сравнение, отличия и что лучше
Для исправной работы автомобиля важны все элементы сборки. К составной части относятся мосты, которые объединяют одной осью 2 противоположных колеса. Это сложные узлы, в них включены разные по функциональности детали. Они принимают на себя нагрузки и могут быть управляемыми и ведущими. Агрегат типа Тимкен и Спайсер имеют одно предназначение, но у них различные конструктивные характеристики.
Мост Тимкен
На Ульяновском автозаводе выпущены разные модели автомобилей под маркой УАЗ. Для них разрабатывали, внедряли в производство модификации мостов, которые с течением времени подвергались усовершенствованию. Первый агрегат получил свое название в нашей стране благодаря сотрудничеству царской России, а в дальнейшем СССР с американским автопромом, от владельца компании Уильяма Тимкена.
На производственных мощностях этой фирмы, еще с 1905 года стали выпускать передние и задние мосты. Советские ученые приобретали лицензии, затем вносили доработки. За последний век, несмотря на различные усовершенствования, выпущено только 3 вида агрегатов, которые и сейчас применяются, больше изобретений не поступало. Марка Тимкен состоит из 2 частей, часто в гаражах его называют:
Гражданский агрегат устанавливают на машины грузового ряда, буханки, бортовые. УАЗ-3151 принадлежит к легковому авто, который работает с такими же мостами. Есть еще линейка военных авто. Здесь от мостов требуется особая надежность, выдержка усиленных нагрузок с особыми техническими характеристиками, где более широкая колея захвата с передаточным числом равным 5.38 единиц. Устройства обладают большим уровнем тяговитости в отличие от обычных моделей, но меньшим скоростным режимом.
Характерные особенности узла Спайсер
Свое название Спайсер приобрел по имени владельца и названию американской корпорации. Лицензия покупалась советским автопромом для внедрения в разработку различных технических новшеств. С 1935 г. сотрудничество прекратилось, у каждого был свой технологический путь. Разборные устройства были вытеснены из производства, вместо них появились цельносварные конструкции, которые в России называют неразрезными или цельными.
В 1990 г. выпустили на Ульяновском автозаводе ведущий мост Спайсер и установили на новый автомобиль УАЗ-3160. У агрегата отсутствует поперечный разъем, поэтому конструкция с высокой жесткостью. Нет соединений крышки с картером, отсутствует возможность появления стыковых протечек. Главная передача и дифференциал помещены в едином картере, это дает точное зацепление, создает хорошие условия подшипникам.
Ширина моста Спайсер УАЗ:
Узлы наделены характерными свойствами:
Обслуживание таких устройств обходится дорого. Картер похож на лопату, которая способна загребать мусор. Замечена слабость передней крышки, она ставится на рессору с дополнительными доработками.
Общие признаки между мостами
Оба агрегата имеют одно направление, они держат колесные пары. Это опора для всего остова автомобиля. Прикрепляют 2 модели на раму или несущий кузов, чтобы передавать на колеса вертикальную нагрузку, крутящий момент, если мост ведущий, силу:
Каждую модель можно отремонтировать без проблем в любой автомастерской. Их просто устанавливать, большой выбор деталей в продаже, начиная от полной сборки и заканчивая запчастями.
Чем отличается Тимкен от Спайсера
В конструкции находится первый отличительный признак. Тимкен состоит из 2 независимых частей, а цельный Спайсер имеет неразъемный картер.
Несмотря на то, что Тимкены ставят на гражданские машины, их устанавливают на УАЗы, предназначенные для военных автопарков, колхозные мосты устарели, на смену им пришли новые, цельные технологии. Сейчас Спайсеры служат автомобилям промышленным и тем, которые находятся в частном владении.
Как мосты оценивают водители
Старые УАЗы по-прежнему можно встретить на наших дорогах вместе с такими же сборными мостами. Это трудяги, которые активно используют в сельской местности. Их с легкостью ремонтируют водители, агрегаты даже в труднопроходимых местах хорошо служат без поломок. На них без проблем перевозят грузы. У владельцев обычно нет претензий к мостам, какая бы модель ни была установлена на УАЗ.
Еще бегают «буханки» по медицинским нуждам, перевозят товар между магазинами. Узлы выдерживают нагрузки. А установка самоблокирующих дифференциалов позволяет управлять машиной на твердом грунте, наезде на препятствия. Принудительную блокировку на мосты типа Тимкен устанавливают по упрощенной схеме с небольшой доработкой картера, где используют угловую шлифовальную машину. Хотя автослесари предупреждают, что гражданские мосты с 22 см. клиренсом имеют хрупкую главную пару и при чрезмерной нагрузке мост может порваться. При этом для сельских дорог рекомендуют устанавливать такие агрегаты.
Все познается в сравнении. Ясно одно, что рачительный деревенский хозяин не будет держать у себя на подворье ненужный хлам. УАЗы к ним не принадлежат, где мост не рвется даже после полной загрузки миниатюрного грузовика при перевозке дров. Когда водители работают на заготовке древесного топлива для себя, не в промышленных масштабах, то меняют шины, запчасти, но не мосты, так как они не требуют ремонта.
О мостах на УАЗах
Здравствуйте! В этой записи БЖ, как видно по названию, речь пойдет о мостах, которые устанавливаются на УАЗ…
Это наверно самая «горячая» тема для споров УАЗоводов, так как единого мнения о том, какие именно мосты больше подходят УАЗу… Существует три самых распространенных типов мостов — «Военные» редукторные мосты, «Гражданские» мосты и мосты типа «Спайсер». В этой статье мы рассмотрим их плюсы и минусы.
«Военные» редукторные мосты, они же «портальные»
Плюсы:
Очевиднейший плюс этих мостов, это дорожный просвет равный 30 см!
Но это при условии, что на них установлена родная резина Я-192. «Правильная» форма картера, которая не нагребает перед собой грязь. Больше «тяговитость» (крутящий момент) — для перевозки тяжелых грузов, буксировки, езде на малых оборотах по грязи. Надежнее из-за большего размера зубьев главной пары. Надежнее из-за равномерного распределения нагрузки между главной и бортовыми передачами.
Минусы:
Тихоходные, более шумные, ремонтопригодность ниже «Гражданских» мостов и «Спайсер» ов, больше расход бензина (на 1-2 л), требуют пристального обслуживания, цена, больше точек смазки, не ставятся на пружинную подвеску (необходимы доработки). Совместимость с пружинной подвеской реализована только в мостах «Барс», о них ниже.
Вывод: Если вам необходимо преодолевать дороги, по которым до вас проезжали Уралы и КРАЗы, т. е. с глубокой колеей, либо вы хотите эксплуатировать авто в условиях полного бездорожья, то «военные» мосты — это ваш выбор!
PS: Мосты «Барс» — это «военные» мосты, но с более широкой колеей. К их плюсам можно отнести большую проходимость авто, лучшую устойчивость.А очевидный их минус — практически полное отсутствие уникальных запчастей (полуось)
Плюсы:
Ремонтопригодность, более скоростные, картер моста имеет «правильную» форму, что позволяет прорезать гряз им, а не нагребать ее перед собой. Богатый выбор блокировок, простота их установки. Простота конструкции. Менее шумные, более комфортная езда. Меньше расход бензина ( чем на «военных»). Повсеместная доступность запчастей. Простота обслуживания. Возможность установки пружинной подвески (незначительные переделки).
Минусы:
Клиренс 22 см. Не выдерживают критических нагрузок, мост можно легко порвать. Хрупкая главная пара.
Вывод: Если ваши маршруты проходят по сельским дорогам и умеренному бездорожью, «Гражданские» мосты — ваш выбор.
Мосты типа «Спайсер»
Плюсы:
Самый доступный ремонт, неразъемный картер, крепкие «потроха», клиренс выше, чем у «Гражданских», дисковые тормоза, ШРУСы нового образца, лучшая маневренность, лучшая динамика, скоростные, очень просты в обслуживании. Широчайший выбор тюнинг-деталей, от самоблоков, до пневмоблокировок. Меньший вес из всех. Меньшая шумность из всех.
Минусы:
Цена, дорогое обслуживание, картер в виде «лопаты», нагребающий перед собой грунт, слабая передняя крышка, не ставится на рессорную подвеску (необходимы доработки).
Вывод: Если вы городской житель, любитель путешествий, активного отдыха, преодолевания умеренного бездорожья и большие расстояние ваш маршрут проходит по скоростным трассам, мосты «Спайсер» — ваш выбор.
PS: Мосты «Спайсер» бывают двух видов — От «Хантера» (колея 1445 мм) и от «Патриота» (1600 мм). Широкие мосты более выигрышны, так как устойчивость авто и его геометрическая проходимость от ширины колеи возрастают.
Цены:
«Военные» — 160 т. р. (новые) — 30-15 т. р. за б.у.
«Гражданские» — 140 т. р. (новые) — 20 — 8 т. р. за б.у.
«Спайсер» — 180 т. р. (новые) — 60 — 30 т. р. за б.у.
P.S. : Конечно же, лично нам, очень хочется поставить мосты «Спайсер», но … Их раскупают как горячие пирожки… и цену гнут за них огромную… Возможно, в будущем, нам удастся их урвать, а пока… Пока мы начнем половинить и дербанить наши «колхозы» и производить их капитальный ремонт… Других вариантов пока нет… Скоро в БЖ будет третья часть об установке двигателя, а на выходных уже надеюсь он будет стоять под капотом… Всем удачи, и оставайтесь с нами… До новых встреч на страницах БЖ!
UPD:
Свершилось! Наконец то нам подвернулись эти чертовы «Спайсеры»!) Да еще и по очень адекватной цене! Скоро ждите подробного отчета по установке «спайсеров» на рессорную подвеску в БЖ!)
Мосты УАЗ
На автомобили УАЗ разных моделей и в разное время на заводе устанавливали много вариантов мостов. Попробуем разобраться в этом.
Мост УАЗ Тимкен (гражданский или колхозный)
Это мост разрезного типа, то есть мост состоящий из двух половинок. К этому же типу можно отнести и военный мост (он же редукторный или портальный). С завода гражданские мосты устанавливаются на автомобили УАЗ грузового ряда (буханка, бортовой, фермер), а также на автомобили легкового ряда УАЗ-3151 (469).
Передний гражданский мост Тимкен на автомобили УАЗ 469 и буханка
Задний мост Тимкен (гражданский), на автомобили УАЗ 469 и буханка
Фото редуктора располовиненного гражданского моста
Фото хвостовика гражданского моста Тимкен
На уаз Хантер устанавливаются так называемые гибридные мосты, с чулком от обычных мостов Тимкен и поворотным кулаком от Спайсер.
Передаточные числа моста Тимкен (гражданского).
Главная пара для УАЗ, мосты Тимкен, гибридный, 37-8, 4.625
Вес гражданских мостов УАЗ:
Редукторные (военные) мосты УАЗ
По сути это мост Тимкен, т.е. разрезной, но у него сделан меньше центральный редуктор и имеются бортовые передачи. Заводом военные мосты устанавливались на автомобили УАЗ 469 для армии и УАЗ, Барс. Мосты УАЗ Барс — это военные мосты, но с более широкой колеёй.
Фото военных мостов УАЗ
Фото бортового редуктора УАЗ
Фото заднего военного моста УАЗ
Портальные мосты УАЗ Барс
Мосты УАЗ Барс установлены на УАЗ Буханку
Передаточные числа военных мостов УАЗ
Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более тяговитое, но менее скоростное, чем у обычных мостов.
Характеристики военного моста
Схема редукторного (военного) моста УАЗ
Задний мост УАЗ с бортовой передачей:
1 – крышка картера главной передачи; 2 – подшипник дифференциала; 3,13,49 – регулировочные прокладки; 4 – уплотнительная прокладка; 5,7 – подшипники ведущей шестерни; 6,15 – регулировочные кольца; 8,42 – манжеты; 9 – фланец;
10 – гайка; 11 – грязеотражатель; 12 – кольцо; 14 – распорная втулка;
16 – ведущая шестерня главной передачи; 17 – сателлит; 18 – правая полуось; 19 – картер боpтовой пеpедачи; 20,29 – маслоотражатели; 21 – подшипник полуоси; 22,26,40 – стопорные кольца; 23 – уплотнительная прокладка картера боpтовой пеpедачи; 24 – крышка картера боpтовой пеpедачи; 25 – подшипник; 27 – тормозной щит; 28 – тормозной барабан; 30 – болт крепления колеса; 31 – цапфа; 32 – подшипник ступицы; 33,41 – прокладки; 34 – замочная шайба; 35 – ведущий фланец; 36 – гайка подшипников ступицы; 37 – стопорная шайба; 38 – втулка; 39 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 43 – подшипник ведомого вала; 44 – ведомая шестерня боpтовой пеpедачи; 45 – специальная гайка; 46,50 – пробки сливных отверстий;
47 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 48 – правая чашка коробки сателлитов; 51 – картер главной передачи; 52 – шайба шестерни полуоси;
53 – шестерня полуоси; 54 – ось сателлитов; 55 – ведомая шестерня главной передачи; 56 – левая чашка коробки сателлитов; 57 – левая полуось
Схема заднего военного моста УАЗ
Поворотный кулак переднего моста УАЗ с бортовой передачей:
а – сигнальная канавка;
I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес (вариантное исполнение см. рис. 180, IV); 1 – сальник; 2 – шаровая опора; 3 – шарнир поворотного кулака; 4 – прокладка; 5 – пресс-масленка; 6 – шкворень; 7 – накладка; 8 – корпус поворотного кулака; 9 – втулка шкворня; 10 – подшипник; 11 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 12 – ступица; 13 – ведущий фланец; 14 – муфта; 15 – шаpик фиксатора; 16 – защитный колпак; 17 – болт муфты; 18 – цапфа; 19 – стопорная гайка;
20,23 – опорные шайбы; 21 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 22 – стопоpный штифт; 24 – кольцо уплотнительное резиновое; 25 – упорная шайба; 26 – кожух полуоси; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – рычаг поворотного кулака
Схема поворотного кулака переднего военного моста с бортовой передачей
Устройство военного моста (фото)
Пыльник поворотного кулака УАЗ редукторный мост
Фото вскрытого бортового редуктора военного моста УАЗ
Фото разобранных бортовых редукторов УАЗ
Грибок военного моста УАЗ
Ремонт редукторного моста УАЗ
Монтаж автоподкачки ИЖ-Техно на военный мост
Снятие подшипника дифференциала военного моста УАЗ
Видео замена и регулировка главной пары на военном мосту УАЗ
Мосты Спайсер УАЗ Патриот и Хантер
В начале 90-х годов для нового автомобиля УАЗ-3160 на Ульяновском автомобильном заводе были разработаны ведущие мосты типа «Спайсер» с неразъёмным картером.
Отсутствие разъёма в поперечной плоскости моста придаёт конструкции высокую жёсткость, ненагруженность соединения крышки и картера уменьшает вероятность течи по стыку, а размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников.
Передний мост Спайсер УАЗ Патриот
Задний мост спайсер УАЗ
Дифференциал моста спайсер
Дифференциал моста Спайсер на УАЗ Хантер
Установка принудительной блокировки ИЖ-Техно в задний мост спайсер
Передаточные числа мостов Спайсер
Выпускаемые заводом в настоящее время мосты типа Спайсер имеют передаточное число 4,111 (37:9) или 4,625 (37:8). Мосты с передаточным числом 4,111 устанавливаются в основном на автомобили с бензиновыми двигателями, а с передаточным числом 4,625 – на автомобили с дизельными двигателями.
Вес мостов Спайсер:
Видео про замену главных пар на мостах Спайсер
Видео про регулировку хвостовика на мосту Спайсер:
Видео про регулировку главной пары спайсер и выставление теплового зазора:
Видео установка Блокка от ИЖ-техно в мост Спайсер
Мосты Спайсер УАЗ Профи
Задний мост спайсер УАЗ Профи
Передний мост УАЗ Профи был изменен, в частности, завод полностью поменял конструкцию поворотных кулаков. При разработке нового моста в качестве образца использовали мост Дана от Джипа Чероки (так заявил технический представитель УАЗа). Теперь кулак поворачивается не на шкворнях, а на шаровых пальцах. Шрус при этом находится снаружи и защищен гофрой, состав которой примерно такой же, как у гофры на сызраньском кардане — Hitrel от Dupont.
Фото поворотного кулака УАЗ Профи
Передний поворотный кулак УАЗ Профи со шрусом в гофре
Передаточное число в мостах УАЗ Профи: 4,625