Томб райдер что значит
Кто и как придумал Лару Крофт, история двадцатилетней франшизы
Приключения Лары Крофт являются одной из самых дорогих развлекательных франшиз в мире. На март 2018 года намечена премьера нового фильма про приключения английского Индианы Джонс в шортиках, главную роль в котором исполнит шведская актриса Алисия Викандер.
От нацистки до Круз
С 1988-го по 1995 год английская игровая студия Core Design выпустила порядка шестидесяти игр, а большого прорыва так и не случилось. Игры (в основном типичные для середины девяностых «стрелялки» и «бродилки») не были плохими, просто несколько терялись на фоне успешных и смелых идей конкурентов.
Студийный художник Тоби Гард предложил идею игры, которая из-за плеча больше напоминала бы приключенческий фильм, нежели игру. Он предложил заставить игрока пробираться через мир, полный секретов и опасностей, окружив его со всех сторон ловушками, препятствиями и головоломками.
Идею одобрили, Core начала разработку, но как только дело дошло до главного героя, работа застопорилась. На первых же набросках был изображён мужчина в шляпе с кнутом. Не дожидаясь судебного иска от авторов Индианы Джонса, Core решили отойти от привычных клише приключенческого жанра и сделать главного героя женщиной.
В середине девяностых такое решение никому и в голову прийти не могло. По результатам всех исследований того времени, в игры играли, как правило, мальчики и мужчины, которым женщины в играх нужны были лишь на правах спасаемых заложниц. Как главный женский персонаж повлияет на продажи, никто предсказать не мог.
Художники студии понимали риски, но предлагали варианты персонажа — один удивительнее другого. На стадии подготовки дизайна они то рисовали мускулистых женщин-силачей, то стройных блондинок в очках, то практически нацистку в берцах и камуфляже. После нескольких десятков концепций, отправленных в мусорное ведро, разработчики остановились на варианте, где была изображена смугловатая женщина южно-американского происхождения по имени Лаура Круз — атлет, эксперт по выживанию и археологии.
Лаура Круз, по недошедшим до нас причинам, не устроила верхушку студии. Не устроила ни именем, ни историей происхождения. Первую проблему Гард и команда решили, просто открыв первый попавшийся телефонный справочник и начав диктовать оттуда первые попавшиеся имена с инициалами L.C. Со второй проблемой разобрались радикально: вместо жёсткой и грубоватой Круз появилась Крофт — потомок графского рода Крофтов, отринувшая комфорт родового гнезда и бросившаяся на поиски приключений и артефактов исчезнувших цивилизаций.
Игры по-крупному
Легенда об источнике сексуальной привлекательности Лары уже двадцать лет является одним из главных элементов игрового фольклора. Работая над моделью персонажа, Тоби Гард неудачно двинул мышкой и, вместо того чтобы увеличить объём груди героини на 50%, увеличил его на 150%. Команда встретила изменения в пропорциях наследницы графского рода с таким одобрением, что Гард решил ничего не исправлять.
Этого хватило. Сыграла ли ключевую роль грудь героини или приключенческий сюжет, но игра под названием Tomb Raider («Расхитительница гробниц») сметалась с полок, как холодная минералка в летнюю жару. Лара Крофт вместе со своей косой прочно закрепилась сначала в топах продаж, затем в списках лучших игр года, затем десятилетия.
К вопросам сексуальности Лары часто относились двояко. Одни женщины видели в мисс Крофт прежде всего образ сильной женщины, никогда не нуждающейся в чьей-либо помощи (в 90% игр героиня действует абсолютно одна), однако другие обвиняли создателей в том, что пол героини выбран только для того, чтобы облегчить рекламу игры, мол, мужчины-геймеры точно клюнут на фигуристую женщину на обложке, а ошибка Гарда с грудью — никакая не ошибка. Кто прав, кто нет — разобраться сложно, но Tomb Raider и по сей день остаётся единственной успешной игровой серией с женщиной в главной роли за всю историю видеоигр.
В течение семи лет Core Design выпустили шесть игр Tomb Raider (это не включая дополнения к некоторым из них). Победная серия закончилась на Tomb Raider: Angel of Darkness, которая разошлась смешным для серии блокбастеров тиражом в 2,5 миллиона копий. Что многие другие игры того времени посчитали бы за внушительные цифры, для сверхуспешного сериала выглядело провалом. Для сравнения: первые две игры суммарно разошлись 16 миллионами копий.
Расхитительницу гробниц отправили в заслуженный отпуск, передав разработку компании Crystal Dynamics, авторам серии платформеров Pandemonium и вампирской саги Soul Reaver, известным игрокам «за тридцать».
Каникулы Лары продлились три года. В 2006 году на первый юбилей серии фанаты получили Tomb Raider: Legend — одну из лучших игр сериала, которую даже 10 лет спустя совсем не стыдно запустить и пройти повторно. Новые разработчики из Crystal Dynamics подтянули графику, написали игре вменяемый сценарий и, можно сказать, изобрели приключенческие игры заново.
Годом позже выйдет юбилейный ремейк самой первой части с новой графикой и физикой объектов. Ещё один год понадобится, чтобы сделать заключительную часть приключений непоседы-археолога Tomb Raider Underworld. Игра была тепло, но уже с некоторой усталостью принята критиками, после чего на некоторое время Лару убрали в архив.
Приключения без джойстика
К этому моменту Лара Крофт уже засветилась на обложках нескольких крупнейших мировых журналов (включая Playboy) и практически стала вторым по узнаваемости героем компьютерной игры после Марио. Вопрос экранизации приключений женщины-археолога решился с запредельной скоростью: первая игра вышла в 1996-м, первые наброски одной из версий сценария датируются 1998 годом, а сами съёмки прошли в 2000 году.
Фильм «Лара Крофт. Расхитительница гробниц» вышел летом 2001 года и собрал 274 миллиона долларов при бюджете в 115. Режиссёром фильма выступил Саймон Уэст, больше всего известный на тот момент по своему дебютному боевику «Воздушная тюрьма».
Главную роль исполнила голливудская актриса Анджелина Джоли. Отца героини сыграл настоящий отец Джоли — актёр Джон Войт, а среди героев второго плана можно увидеть ещё совсем молодого Дэниела Крэйга — задолго до того, как он наденет костюм агента 007.
По сюжету фильма, Лара Крофт пытается заполучить могущественный древний артефакт до того, как контроль над ним получит тайное общество иллюминатов накануне грандиозного парада планет. К сценарию фильма у многих критиков нашлось предостаточно претензий.
Развлекательный портал IGN поставил ленте оценку 0.0 баллов, сославшись на то, что ни один элемент фильма не заслуживает похвалы. Однако легендарный критик Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх, поразившись тому, как глупость и непосредственность фильма создателям удалось возвести в абсолют, получив при этом крайне приятный глазу результат.
Продолжение фильма под длинным названием «Лара Крофт. Расхитительница гробниц — 2. Колыбель жизни» вышло ровно через два года. Сюжет сиквела оказался ещё слабее, бюджет меньше, а кинотеатральные сборы просели ровно в два раза. Итог оказался закономерен: прошло целых 13 лет, как начала появляться первая более-менее обстоятельная информация о новом фильме про Лару Крофт.
В новом фильме, запланированном на весну 2018 года, расхитительницу гробниц сыграет шведская актриса Алисия Викандер, обладательница «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Девушка из Дании». Постановкой фильма займётся норвежский режиссёр Роар Утауг, снявший у себя на родине фильм-катастрофу «Волна» в 2015 году.
Для любителей экзотики существует десятисерийный первый сезон анимационного шоу Re/Visioned, посвящённый Ларе Крофт, премьера которого состоялась на видеосервисе GameTap в 2007 году. Ключевой особенностью сериала является то, что дизайн персонажей и визуальный стиль меняется от серии к серии вместе с художниками, что позволяет взглянуть на один и тот же образ любительницы приключений под разными углами. Со второго сезона сериал переключился на другие игры.
Лара сегодняшнего дня
После очередного перерыва в несколько лет Лара Крофт вернулась на телевизоры и мониторы в новой серии игр. Новая глава, вышедшая в 2013 году, полностью перечеркнула наследие предыдущих, так что первую часть глобальной «перезагрузки» назвали просто Tomb Raider, без цифр и подзаголовков. В этой части молодую и неопытную Лару выбрасывает на берег после крушения корабля археологической экспедиции, после чего она вынуждена заниматься поисками выживших членов команды, раскрытием тайн острова, охотой и собирательством, а также поголовным истреблением групп бандитов, наёмников и «культистов».
Как раз последнее занятие и вызвало у критиков и игроков наибольшее изумление. Многие заметили странное несоответствие между образом ранимой девушки, попавшей в сложные обстоятельства, и её предрасположенностью к насилию. Щупленькая Лара Крофт, с боевым дробовиком наперевес расстреливающая целые полки врагов, больше напоминала спецназовца, чем археолога и исследователя.
Возрождение из пепла
Дважды ушедшая на творческие каникулы и дважды триумфально вернувшаяся, сменившая за это время стилистику полдюжины раз, породившая целый поджанр приключенческих игр с пещерами, островами и гробницами, Лара была и остаётся расхитительницей гробниц, которой не грозят за её расхитительную деятельность никакие наказания.
Ведь самое страшное наказание для выросших в одно время со своими кумирами — это когда они уходят. А Лара никуда, очевидно, уходить не собирается.
10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не знали
Tomb Raider, что в переводе на русский обозначает Расхитительница Гробниц, – это один из самых древних и один из самых старинных игровых сериалов мира. Если бы человечество задалось целью создать общий обзорный, рекламный, краткий трейлер, то гражданка Лара Крофт обязательно бы засветила в этом самом трейлере своё лицо, а может и что-то другое, поскольку Tomb Raider – это символ игростроя.
Раз вы тут, значит, вам небезразличен этот сериал. Возможно даже, что вы являетесь большим его фанатом. Тем более будет интересней и нам и вам, поскольку мы приготовили для вас 10 фактов о Tomb Raider, о которых вы, возможно, не подозревали. Поплыли.
Факт №1. Первую Tomb Raider делали 3 года.
Сейчас никого не удивишь играм, которые делают 3-4 года. Более того, никто не удивляется и долгостроями которым по 8-10 лет. Ну, а тогда, в кучерявом 1993-м году игры делали гораздо быстрее. Если игру делают больше года, то вопрос о её последующей прибыльности становится особенно остро. Прямая аналогия с бюджетными порнофильмами: такое кино снимают максимум 2 недели, иначе просто не выгодно. Ну, а тут целых 3 года и ради чего? Ради какой-то девушки с пистолетами, которая распутывает головоломки и похищает артефакты? Тогда ещё не было понятий «инди-проект», но первая Tomb Raider была именно инди-игрой, потому, что над ней работало всего 6 человек. Все три года игру делали шестеро ребят, в свободное от работы, и других дел время. Главным у них был некто Тоби Гард, которому нужно сказать спасибо за создание самого персонажа Лары, в которую мистер Гард то ли вложил характер своей жены, то ли характер той, на которой он бы женился.
Факт №2. Лара Крофт изначально была мужчиной.
Вот мы и поймали мистера Тоби Гарда сотоварищи на горяченьком. Как оказалось, перед тем, как посвятить свою жизнь разработке игр о сексуальной, грудастой и резвой искательнице приключений, разработчики планировали в роли мисс Крофт брутального мужика. Но, к счастью, такой мужик уже был, и звали его Индиана Джонс. Но мысль о смене пола мадемуазель Крофт не покидала игроделов, и, как признаётся сам Тоби Гард, на определённом этапе, когда он уже делал третий или четвёртый Tomb Raider, в рабочем коллективе чуть было не решили дать главную роль герою мужского пола. К счастью этого не произошло.
Стать мужчиной, Ларе Крофт помешал Индиана Джонс.
Факт №3. Лара Крофт могла быть чернокожей африканкой.
Толерантность из сферы развлечений сочилась уже тогда: в начале 90-ых. По этой причине Лару Крофт хотели сделать африканкой. Но уже тогда многие смекнули, что такая героиня вряд ли найдёт отзыв в сердцах и кошельках западных геймеров. Поэтому сначала её просто хотели сделать чернокожей. Затем решились на то, чтобы она была белокожей жительницей ЮАР, коих там со времён колонизации, осталось немало. Затем от Африки отказались, и сделали её чопорной и манерной англичанкой. Но всё равно следы расовых терзаний не исчезли без следа. В процессе эволюции героини можно заметить, как менялась не только белизна её кожи, но и акцент. Такие вот страсти.
Факт №4. Лара Крофт должна была быть Лаурой Круз.
Имя для Лары Крофт выбирали в телефонной книге. История умалчивает, каким именно образом происходили выборы, но, скорее всего, кто-то просто ткнул пальцем в наиболее понравившееся. Выпала Лаура Круз. Слишком по-мексикано-испански, – подумали многие, и начали коверкать имя и фамилию, добиваясь одного единственного: принятия главной героини геймерами из США, на которых-то и была в первую очередь ориентирована эта игра. А ко всяким Лаурам там бывает предвзятое отношение, особенно в северных штатах. Представителей латинской Америки не без основания недолюбливают в США, равно как и американцев в самой латинской Америке. В общем, коллегиально или авторитарно, но решено было гибридизировать Лауру Круз в Лару Крофт. На том и порешили.
Факт №5. Игру хотели сделать похожей на Принца Персии.
Принц Персии чуть не стал прототипом Tomb Raider. Знаменитый «персидский» платформер должен был стать той игрой, которая вдохновляла разработчиков на подвиги. Изначально так и решено было делать, однако в студии нашлись те, кто не без основания заявлял о том, что один Принц Персии уже есть, и нужен ли ещё один – далеко не факт. Вместе с этим, противники копирования Принца, предлагали построить геймплей на головоломках. Напихав головоломки в экшен можно было получить отличный симбиоз универсальной игры для всех полов и возрастов. Впрочем, ряд вещей Tomb Raider всё-таки унаследовал у своего «персидского» кумира. Но многое, что Tomb Raider должен был перенять у Принца Персии отпало, после того как был подтверждён пол главной героини. Игроделы решили, что не к лицу женщине махать саблями, предоставив ей возможность решать головоломки.
Грудь Лары Крофт прошла удивительную эволюцию.
Факт №6. Грудь Лары Крофт появилась из-за технической ошибки.
Факт №7. У Лары Крофт были реальные прообразы.
Возможно, что в образе Лары Крофт, мистер Гард и хотел создать свою будущую супругу, но официальная история говорит о том, что при создании Лары вдохновлялись двумя девушками: главной героиней кинофильма Tank Girl и поп-певицей Нене Черри. Фильм, проходящий у нас под названием Танкистка, несмотря на присутствие Малькома Мак’Дауэлла, является лютым трэшем с приветом из 80-х. Ну, а если такое кино кто-то, да и смотрел, то афро-шведская певица Нене Черри у нас совсем неизвестна. Девушка, тогда, на заре 90-х, пела рэп, если его вообще можно петь, и носила имидж эдакой подзаборной задиристой пацанки. Она была, кстати, чернокожая. Возможно, отсюда и растут корни идеи сделать синьору Крофт африканкой.
Лара Крофт доказала, что девушки тоже могут быть главными героинями видеоигр.
Факт №8. Tomb Raider помогла Sony побороть Nintendo.
Sega Saturn – классическая консоль золотой эпохи компании, с шестью кнопками и фирменным дизайном. Именно обладатели этой видеоприставки впервые и увидели первую часть Tomb Raider. А звёздный дебют на PlayStation случился немного позже, когда в Sony уже конкретно обратили внимание на успешный игровой сериал, набирающий обороты и начинающий обрастать армией поклонников. Многие, кстати, связывают успех PlayStation именно с Tomb Raider. Это сейчас против PlayStation не попрёшь. Это сейчас данная консоль явный авторитет, а тогда, в эпоху расцвета игростроения, приставка сражалась за место под солнцем с Nintendo 64. Стоит также добавить, что в Sony предлагали объединиться вместе с Sega, с целью создать единую консоль, но недальновидное руководство Sega отказалось, за что и поплатилось: у него увели Tomb Raider, отняли рынок и завершили золотую эпоху компании.
Факт №9. Первая Tomb Raider разошлась тиражом в 7 миллионов.
Первую Tomb Raider делали 3 года с небольшим. Но делали с любовью и вручную, не так, как делают игры сейчас. Отдача не заставила себя ждать: игру купили 7 миллионов раз, при этом нужно понимать, что все эти 7 миллионов составляли коробочные, физические носители. Лара стала жутко популярна. Предприниматели стали делать плакаты с ней, штамповать школьные тетради, а дизайнеры выпускать различные приличные и не очень приличные материалы, где Лару помещали уже в 3D-формат. По словам разработчиков, это навело их на мысль о том, что пора переводить Tomb Raider из разряда 2D-платформера в полноценный, насколько это было возможно тогда, 3D.
Факт №10. Лара Крофт доказала, что главным героем видеоигры может стать женщина.
Последний факт особенно понравится феминистам, метросексуалам, аксакалам и прочим саксаулам, которые считают, что женщин унижают везде и всюду. В общем, Лара Крофт по праву может носить звание первой игровой героини женского пола, которая приобрела мировую популярность. О Tomb Raider тогда писали не только игровые издания, которым на роду написано делать это, но и серьёзные деловые журналы и газеты типа Time или The Telergaph. Это-то и сломило её создателя – мистера Гарда, который по его словам, не вынес всей той попсы, которая окружила его персонажа. Лара Крофт позировала в бикини, рекламировала всякую ерунду, участвовала во множестве проектов эротического содержания, стала неофициальным талисманом группы U2 и совершила много других непотребных вещей. В общем, пошла во все тяжкие. Её создатель не вынес удара, и ушёл из студии Core Design в 1997-м году. Уход на вольные хлеба оказался не окончательным, и через несколько лет он вернулся назад.
Tomb Raider — история создания и существования франшизы. Все части Tomb Raider в хронологическом порядке
Лара Крофт — один из наиболее узнаваемых персонажей компьютерных игр. О ней слышали даже те, кто не увлекается видеоиграми. Франшиза Tomb Raider породила в том числе 3 полнометражных художественных фильма, комиксы, разнообразный мерч — от кукол Барби, копирующих внешность героини, до кукол размерами побольше для «детей» постарше. Естественно, не обошлось и без фанатской 3D анимации категории 18+, ведь столь колоритная внешность сама просится в подобный сюжет.
На момент выпуска первой части игры серии девушка-протагонист, пускай и настолько привлекательная — довольно смелый шаг со стороны разработчиков. Суровые парни, которые составляют львиную долю геймеров, традиционно играют не менее суровыми персонажами сильного пола, а девушки присутствуют в играх как приятный для глаза фон или главная награда для героя.
Но хитрый расчет оправдался: Индиана Джонс в юбке (вернее, в более удобных для лазанья по скалам коротких шортах) попросту не способен никого оставить равнодушным. В этом обзоре рассмотрим все части серии Tomb Raider, их особенности и реакцию публики.
Tomb Raider
Первая часть выпущена в 1996 году для платформ PC, Macintosh, PlayStation и Sega Saturn. Создана силами всего 6 разработчиков из Core Design. Лара предстала перед игроками во всей красе — длинная коса, откровенный наряд, огромные глазищи и внушительного размера грудь. Пускай и угловатая и с небольшим количеством полигонов — от графических возможностей компьютеров и консолей того времени глупо было ожидать чего-то большего.
Даже такой низкополигональной внешности оказалось достаточно, чтобы покорить сердца миллионов геймеров по всему миру. Игра не просто выстрелила — релиз породил новую легенду виртуального пространства, интерес к которой не утихает по сей день.
Привлекательная героиня — не единственная фишка, которой смогли удивить разработчики, ведь на одном персонаже проект бы не выехал. Кроме Лары, в игре было много чего интересного — обилие кат-сцен, которые вплетались в захватывающую историю, изменение положения камеры для создания кинематографического эффекта, когда динамичный экшен с погонями и перестрелками сменяется заковыристыми головоломками. Древние, которые создали все эти гробницы, сделали так, что попасть туда ой как непросто.
Согласно сюжету, Лару нанимают для поиска древнего артефакта Сциона. История начинается в Перу в гробнице царя инков Куалопека. В ходе поисков героиня узнает, что этот предмет — только часть ключа, открывающего ворота затерянной Атлантиды. Далее поиски приводят Лару в Грецию и Египет. А наниматель Жаклин Натла — на самом деле древняя богиня, тюрьма которой, спрятанная в океане под толщей воды, разрушена в ходе ядерных испытаний. Героине удается разрушить механизм Сциона и в последний момент выбраться из-под обломков, где оказались снова погребены Натла и ее прихвостни.
Tomb Raider II: The Dagger of Xian
Продолжение выпущено к рождеству следующего года. На разработку ушло всего 8 месяцев, что отразилось на производственном процессе: персонал Core Design чуть ли не жил в студии. Старания сеня окупили — игра разошлась более 8 миллионами копий, что очень солидная цифра по меркам тех времен. Несмотря на авральные темпы, эта часть оказалась добротной и не выглядела сделанной наспех.
На этот раз Лара отправляется на поиски кинжала Саяна, которым некогда владел китайский император, умевший превращаться в огнедышащего дракона. Противостоят героине культисты, поклоняющиеся силе кинжала. Дорога приводит ее в Плавающее Острова — особое измерение, где один из культистов превращается в дракона. Как и в предыдущей части, после лихого наскока Лары все погибают, а ей удается выбраться из-под обломков в последний момент.
Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft
Игра выпущена в 1998 году. В 2000 году вышло дополнение The Lost Artifact. Согласно сюжету, на раскопках в Индии Лара находит камень Индафы — кусок метеорита, некогда упавшего в Антарктике вызвавшего глобальный катаклизм. Поиски остальных четырех частей — новый вызов для симпатичного археолога.
В этой части добавлены болота и зыбучие пески, в которых можно погибнуть, жестко закодированные погодные условия, потолочные лестницы, спринт, перекат после спринта и приседание.
Tomb Raider: The Last Revelation
Выпущена в 1999 году. В России игра локализована компанией «Новый диск» под названием «Последнее откровение». В завязке сюжета юная Лара в сопровождении своего наставника Вернера фон Кроя ищет в Камбодже артефакт Ирис. Вернер погибает, а расхитительница гробниц временно отказывается от поисков. Они возобновляются спустя 15 лет в гробнице древнего египетского бога Сета. Лара случайно освобождает дух божества, и теперь любой ценой ей предстоит вернуть эту сущность обратно в гробницу, иначе наступит Апокалипсис.
В этой части Лара может использовать свисающие с потолка канаты, чтобы перебраться через провал или пропасть, карабкаться по вертикальным шестам, огибать углы, карабкаясь вдоль выступов. В 3D модель героини добавлены подвижные части в местах соединения конечностей, благодаря чему она стала выглядеть более проработанной и реалистичной. Добавлена возможность вернуться на предыдущие уровни, так как некоторые из них можно проходить разными маршрутами и в нелинейном порядке.
Концовка игры немного шокировала поклонников серии: на этот раз Лара не успела выбраться из-под обломков, оказавшись погребенной заживо.
Tomb Raider: Chronicles
Игра выпущена в 2000 году. Друзья, которые собрались на символические похороны, чтобы предать земле пустой гроб на могиле Лары Крофт, предаются воспоминаниям о ее приключениях. Всего в игре 4 эпизода, которые разделены на 13 уровней — Рим, Ирландия, российская военная база и штаб-квартира корпорации Вернера фон Кроя.
Из нововведений стоит отметить контактный бой с сопутствующими маневрами, а также возможность оглушить врага, прокравшись за его спину.
Tomb Raider: The Angel of Darkness
Релиз состоялся в 2003 году. По сюжету, во время диалога с Вернером фон Кроем в его кабинете Лара теряет сознание. Очнувшись, она обнаруживает, что наставник убит, а в дверь уже ломятся копы. Найдя дневник Вернера, Лара узнает, что тот сотрудничал с бандитом Луи Бушардом, который помогал в поиске древних картин Обскура. Далее она пересекается с серийным убийцей, грабит Лувр и попадает в древнюю гробницу. В итоге она оказывается в Праге, где в одной из секретных лабораторий героине нужно расправиться с огромным нефилимом, потомком человека и падшего ангела, а также с несколькими тварями поменьше, но не менее злобными.
К этому моменту Core Design уже разрослась до штата из 85 человек. The Angel of Darkness задумывался как первая часть из нескольких Nex Gen, которые бы показали уже знакомую и любимую Лару с неожиданной точки зрения. Однако спешка стала причиной того, что игра вышла откровенно сырой, с обилием багов и кривым управлением на ПК. После релиза популярность Лары Крофт как игровой героини достигла низшей точки за всю историю ее существования. Многие обозреватели считают «Ангела тьмы» худшей игрой серии.
Tomb Raider: Legend
Продолжение увидело свет в 2006 году. У издателя Eidos Interactive к тому моменту накопился ряд претензий к Core Design, а провал TRAOD стал последней каплей. Дальше разработкой занялась студия Crystal Dynamics. Это первый перезапуск серии, и сюжетно продолжение никак не связано с предыдущими частями.
В этой истории героиня ищет следы пропавших еще в ее детстве родителей, путешествуя по всему земному шару: Боливия, Непал, Перу, Япония, Гана, Казахстан, Англия. Игра выпущена на новом движке, что делает ее более легкой в управлении и динамичной. Экшен в игре первичен, а сюжет служит лишь в качестве фона. Новинка в снаряжении Лары — магнитный крюк, с помощью которого модно цепляться к металлическим поверхностям или доставать некоторые предметы, что помогает при разгадывании головоломок.
Tomb Raider: Anniversary
Игра выпущена в 200 году. Переиздание первой части серии на новом движке. Незначительно переработаны игровые локации. В этот раз стало еще больше акробатики, появились автоприцел и интерактивные элементы QTE.
Tomb Raider: Underworld
Tomb Raider
Хотя предыдущая часть оказалась успешной, многие критики считали, что серия зашла в геймплейный и сюжетный тупик. Продолжение, выпущенное в 2013 году, рассказывает о приключениях юной Лары и ее становлении как археолога и искателя приключений. Девятая часть серии. Кроме Crystal Dynamics, в разработке принимала участие студия Eidos Montreal. Издателем выступила компания Square Enix.
По сюжету, Лара вместе см группой археологов терпит кораблекрушение и попадает на остров Яматай. Там, как оказалось, заточена древняя императрица Пимико, которая жаждет обрести свободу. Помочь ей в этом пытаются культисты, которые заполонили остров.
Образ Лары существенно переработан: в тизерных роликах она представлена как молодая перепуганная девушка. Это слабо вяжется с геймплеем — героиня без особых усилий расправляется с десятками врагов, сплошь бандитами и головорезами.
Впервые в серии добавлен мультиплеер с соревновательными элементами. Из нового снаряжения присутствуют ледорубы, с помощью которых можно карабкаться по подходящим для этого выступам. Реализована возможность свободного путешествия по острову.
В общей сложности игра собрала более 150 наград.
Rise of the Tomb Raider
Игра выпущена в 2015 году. В этой части юная Лара отправляется в Сибирь, где ищет мифический Китеж-град, попутно сражаясь с агентами организации Тринити. Помимо прочих злодеяний, члены Тринити принимали непосредственное участие в убийстве отца мисс Крофт. В игре большой полуоткрытый мир со множеством гробниц, секретных мест и головоломок.
Загадки в этой части основаны на использовании физики, а на решение дается строго отведенное время. Количество головоломок увеличилось, но они стали более разнообразными.
Улучшилась анимация в игре. Как и прежде, одежда Лары пачкается и рвется, на снегу остаются следы и траншеи в сугробах. По следам же можно найти диких животных, на которых можно поохотиться. Вообще, выживанию отведена значительная часть игрового процесса — героине нужно что-то есть, чтобы не потерять силы. Игровой мир разделен на несколько локаций и в 3 раза больше, чем в предыдущей части.
Shadow of the Tomb Raider
Игра вышла в 2018 году и уже полностью разработана Eidos Montreal. Последняя часть серии на текущий момент, которая завершает трилогию второго перезапуска. На этот раз Лара отправляется на остров Консумель в Южной Америке, где ей предстоит предотвратить очередной конец света.
В этой части разработчики сделали упор на скрытности — Лара, в основном прячется, маскируясь в зарослях тропических растений, подстраховываясь с помощью внушительного слоя грязи. Как и раньше, противостоят ей агенты организации «Тринити».
И что дальше?
Официальной информации относительно продолжения серии пока что нет. По сети гуляют только фантазии фанатов, которые бы очень хотели опять увидеть приятные округлости взрослой Лары, но уже на обновленном движке. Продолжают ли создатели работу над серией или похоронят ее, пока непонятно. Остается только уповать на капитализм и надеяться, что невидимая рука рынка не допустит закрытия франшизы, приносящей миллионы долларов прибыли.