Трансферная графика что это
Всё, что надо знать новичку об использовании трансферной бумаги
В апреле 2017-го у нас вышла статья «Можно ли использовать на струйном принтере бумагу для лазерного?». Читателям понравился материал. И с тех пор мы получили много новых вопросов о бумаге. Обязательно ответим на все.
Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые возникают у каждого, кто захотел самостоятельно сделать печать на футболке.
Для чего используют термотрансферную бумагу?
Итак, термотрансферная, или трансферная, бумага нужна для того, чтобы сделать какое душе угодно изображение на футболке, толстовке, кружке и на многом другом. В обычном разговоре это называют «печатать на футболке». А на профессиональном языке — термоперенос изображения, или сублимация.
Помните, как вы в детстве старательно приутюживали к майке бумажную картинку с Человеком-пауком или любым другим героем мультфильмов? Это и есть термоперенос в своём самом простом варианте. Отличие в том, что детская картинка с Человеком-пауком уже через две стирки начинала кусочек по кусочку покидать майку. А в профессиональном варианте, использованием для термопереноса бумаги Lomond, Спайдермен проживёт на футболке до 5 лет. Это больше, чем продолжительность жизни самой футболки.
Вся прелесть термотрансферной бумаги в том, что перенести на одежду максимально реалистичное изображение может любой человек. Не нужно особых навыков. А простой утюг сможет заменить собой профессиональный термопресс. В большинстве случаев.
Посмотрите короткое видео о том, как напечатать фото на футболке в домашних условиях.
Почему для печати на футболке нужна именно трансферная бумага?
Термотрансферная бумага покрыта тонким слоем термоплёнки, на которую и наносится краситель. У обычной бумаги для принтера такого слоя нет.
Ещё одно преимущество – это высокая реалистичность изображения. На майку можно сделать любой портрет – хоть рок-звезды, хоть себя любимого. Тем, кто помешан на косплее, не найти лучше варианта для переноса модов. Потому что получается чёткая картинка, даже в мелких деталях не уступающая оригинальному фото. Используя обычную термотрансферную плёнку, без трансферной бумаги, такой детализации не добьёшься.
Что такое трансферная бумага?
Есть бумага для термопереноса на светлую одежду. Есть для темной. Но самая крутецкая – флуоресцентная. С ней изображение будет светоотражающим.
Какой принтер подойдёт для печати на термотрансферной бумаге?
Для переноса фотографий лучше использовать струйный принтер, желательно, заправленный специвльными чернилами для термопереноса (сублимационными). Но подойдёт и лазерный. Главное, чтобы картинка на трансферной бумаге была напечатана в зеркальном отражении. Тогда на ткани получится правильный вариант изображения.
Ещё один важный момент: когда кладете лист на лоток принтера, клетчатая сторона бумаги должна быть сверху.
Можно ли делать термопечать на хлопке?
Синтетика хороша тем, что в такую поверхность трансферная плёнка впаивается. Под воздействием термопресса, конечно. Такое изображение не исчезнет после множества стирок в горячей воде. Термоперенос возможен и на хлопковую поверхность. Изображение приклеится. Но, как и в случае с детскими переводнушками, будет ощущаться наклейкой. Такую майку лучше не стирать при температуре выше 60 градусов. И гладить только с изнанки.
Есть и компромиссный вариант – двуслойные ткани. Когда внешний слой синтетический, а внутренний, соприкасающийся с телом, – хлопковый. Из таких тканей обычно шьют толстовки и свиншоты.
«Мир трафаретной печати»
Глава 7. Трансферы в трафаретной печати
Содержание: (показать) (спрятать)
Какими бывают термотрансферы?
Образно, для общей эрудиции, термотрансферы можно разделить на: пластизольные (бывают горячие или холодные) и сублимационные. Пластизолевым трансферам и посвящена данная глава. О сублимационных скажем вкратце. В них используется несколько иной способ перенесения краски на субстрат. Носитель (бумага с изображением) для сублимационных трансферов может быть изготовлен трафаретным, офсетным способом и на специальном сублимационном принтере. При переносе изображения с носителя на изделие краска, под воздействием температуры, переходит в газообразное состояние и встраивается в структуру ткани. Эти трансферы пригодны только для полиэфирных материалов (как минимум 65%) и широко используются при изготовлении флагов.
Мы подробно познакомим вас с методикой изготовления пластизольных трансферов. С точки зрения производства, отличие между горячими и холодными трансферами появляется только на завершающей стадии, а именно при перенесении изображения с носителя на изделие под термотрансферным прессом. До этого момента в обоих случаях процесс абсолютно идентичен.
Когда применение трансферов оправдано?
Также будет выгоднее печатать трансферы для небольших, но периодически повторяющихся тиражей. Ввиду непредсказуемости рынка и для снижения себестоимости продукции можно заранее подготовить большой тираж трансферных изображений и переносить их на изделия по мере необходимости. Это относится и к футболкам. Просто для них вы купите предназначенный для этого пресс (нижний рисунок справа).
Изготовление носителя для пластизольного трансфера
Это совсем не трудный процесс. Просто вы печатаете изображение не на текстиле, а на бумаге. Затем эта бумага проходит через конвейерную сушку для того, чтобы краска приобрела гелеобразное состояние, т.е. была высушена «от прикосновения».
Процесс переноса отпечатка с бумаги на изделие выглядит следующим образом. Изделие кладется в термотрансферный пресс, на него, стороной с нанесенной краской вниз, кладется бумага с отпечатком и пресс закрывается на необходимое время. Температура и давление пресса перенесут отпечаток на изделие и закончат полимеризацию (сушку) краски. После открытия пресса и снятия бумаги отпечаток останется на изделии Если трансфер выполнен правильно, то он будет столь же долговечен, как и прямой отпечаток, а при некоторых условиях и не отличим от него.
Подготовка изображения для трансферов
Здесь, как и в прямой печати, качеству подготовки изображения отводится первостепенная роль. Далеко не любая картинка может стать трансферной. более того, изображения, использованные для прямой печати, потребуют некоторых корректировок, чтобы стать трансферными.
Укажем основные правила, следуя которым можно получить качественно обработанное изображение для хорошего трансфера. Однако ни одно из них не является абсолютным. Поэтому, как и в прямой печати, сначала научитесь делать одноцветные трансферы и только затем переходите к многоцвету!
Вид трансфера | Номер сетки (нитей на см) |
---|---|
Изображения с мелкими деталями | 49 |
Стандартный трансфер | 34-43 |
Кроющие трансферы | 24-30 |
Краски крупного помола | 10-13 |
Несмотря на то, что большинство пластизолей можно использовать для трансферов, вы добьетесь лучших результатов, используя специально разработанную пластизоль. Собственно, при покупке краски нужно поинтересоваться, для какого вида печати (прямая или трансферная) она предназначена. Хорошая пластизоль для трансферов должна иметь достаточную степень непрозрачности для горячих трансферов и низкий коэффициент налипания на сетку для многоцветных трансферов. У нее должен быть широкий температурный интервал, в котором она перейдет в гелеобразное состояние, но не высохнет, а также широкий температурный интервал для перенесения на изделие. Она должна иметь соответствующую вязкость для нанесения на бумагу.
Специальные краски включают в себя высоконепрозрачные краски для трансферов, наносимых на темные изделия, вспенивающиеся краски и краски крупного помола. Также существуют прозрачные трансферные краски для дизайнов с мелкими деталями и дизайнов цветового процесса.
Чтобы гарантировать прилипание трансферных отпечатков к изделиям, например при работе с нейлоном и полиэстером, или когда нельзя использовать сильное давление пресса, для вспенивающихся красок, или для изображений с деталями, возможно, придется добавить специальный клеящий порошок.
При многоцветной печати можно наносить порошок на каждый слой краски или только на последний напечатанный слой. К влажному слою краски приклеится достаточное количество порошка, но некоторое его количество приклеится даже к гелеобразной краске.
Прежде чем решить, какую бумагу использовать, необходимо определиться, какой тип трансфера будет использоваться. Для горячего и холодного трансферов потребуется разная бумага, хотя существует бумага, которая может быть использована для обоих видов. Например, чем больше краски приклеится к бумаге, тем меньше краски перейдет на изделие при горячем трансфере и меньше будет непрозрачность отпечатка. Бумага для красок крупного помола и трансферов на спортивную одежду должна быть очень гладкой.
Для многоцветных трансферных отпечатков нужна бумага с максимальной размерной устойчивостью (минимальной степенью усадки). Поскольку бумага для печати должна быть абсолютно ровной, следовательно, она не должна коробиться в процессе нанесения на неё печати. В общем, более толстая бумага имеет большую устойчивость к изгибанию, однако она дороже.
Большинство типов бумаги для трансферов имеют покрытие, которое служит барьером для проникновения пластификатора из краски на бумагу и одновременно увеличивает срок хранения отпечатка. При соблюдении условий хранения хорошо сделанный трансферный отпечаток имеет срок годности как минимум в течение одного года.
Для печати трансферов подходят почти все виды текстильных станков. Однако желательно иметь столы с вакуумным прижимом бумаги (рисунок справа), либо делать на столе дополнительные фиксаторы. Здесь пригодится даже некое подобие уголков для фотоальбомов.
При производстве трансферов обязательно применять профессионально изготовленные промежуточные сушки. Дело в том, что краску следует подсушивать при строго определенных условиях, чтобы не пересушить, а только перевести в желеобразное состояние. Для этого нужно иметь возможность жестко контролировать количество подаваемого тепла на отпечаток.
При выборе термотрансферного пресса руководствуйтесь тремя правилами: время, температура и давление. Правильное нанесение трансферного отпечатка требует применения необходимого количества тепла, достаточного давления и времени, чтобы краска перешла на изделие.
В трансферных прессах существуют два способа контроля температуры: термостат и контроль твердого состояния. Оба пресса хорошо справляются с работой, однако пресс с контролем твердого состояния более равномерно поддерживает температуру. Чтобы выбрать одну из нескольких моделей, разделите количество Ватт на количество квадратных сантиметров нагреваемой площади. Чем выше это число (чем больше Ватт/см²), тем быстрее пресс нагревается, как в начале рабочего цикла, так и в процессе работы. Площадь нагреваемой поверхности должна быть на несколько сантиметров больше, чем максимальный размер трансфера, который хотите делать.
Давление, которое пресс может приложить к отпечатку так же важно, как температура и время. Наиболее часто давление можно регулировать при помощи имеющегося на нем болта. Но в недорогих прессах силу давления можно определить только приблизительно, так как нет специальной шкалы давления. В более дорогих прессах с электрическим или пневматическим закрытием есть шкала давления, и его регулировка очень проста.
Несколько полезных замечаний
Одноцветный трансферный отпечаток
Многоцветные трансферы
Первый технический секрет состоит в том, что многоцветные трансферы нельзя печатать «сырым по сырому»! Это означает, что каждый наносимый цвет следует просушивать под промежуточной сушкой до состояния геля (желе). Поэтому, сначала освойте печать одноцветных изображений и только затем приступайте к печати многоцветных. Помните об усадке бумаги при подсушивании. Поэтому выбирайте бумагу с хорошей размерной стабильностью.
Процедуру усадки бумаги рекомендуется производить непосредственно перед началом работы, чтобы исключить ее расширение под воздействием влажности воздуха. Весь тираж лучше печатать быстро. Это также способствует прогнозируемому изменению размеров листа.
Поскольку достаточно сложно не пересушить нижние слои в отпечатке при просушивании верхних, то вопрос работы на качественном оборудовании является принципиальным. Данную проблему помогает решить и использование клеящего порошка, либо нанесение дополнительного верхнего прозрачного слоя, который обеспечит хорошую адгезию с изделием при нанесении трансфера.
Способы тестирования трансферных отпечатков
Как перенести трансферный отпечаток с носителя на изделие
Даже если вы подготовили идеальный носитель, вся работа может быть испорчена, если его не правильно перенести на изделие. Вот три момента, правильное соблюдение которых гарантирует 100%-ный успех:
Особенности термотрансферной печати на ткани
Чтобы облегчить процесс переноса иероглифов на бумагу, умные японцы придумали в 80-х годах прошлого века термотрансфер, на ткань изображения с его помощью стали переводить значительно позднее. Сегодня же все желающие стать обладателями эксклюзивных предметов гардероба пользуются этой полиграфической услугой повсеместно.
Компания ИванычЪ GROUP тоже предлагаем своим клиентам такую печать на ткани. Но поскольку данная технология имеет несколько разновидностей, мы хотим познакомить наших будущих заказчиков с ее основными этапами и отличительными особенностями разных видов.
Термотрансферный перенос на ткань: суть технологии и ее достоинства
Термотрансфером называют не только сам способ, но и промежуточный носитель, на котором сначала получают изображение, переносимое потом на ткань под воздействием температуры и давления
Промежуточным носителем изображения при термопереносе может быть и бумага, и пленка
Чтобы выполнить термотрансфер (печать на ткани) делают следующее:
Качество переноса, выполняемого прессом, зависит от точного соблюдения указанных в инструкции температуры, времени воздействия и силы прижима
Высоко востребованной эту технологию сделали бесспорные достоинства получаемого изображения:
А кроме этого, термотрансферная печать на ткани выполняется быстро и стоит недорого даже при нанесении на одно изделие.
Разные типы трансферов на ткань
По способу отделения промежуточного носителя от ткани различают:
В соответствии с тем, какое печатающее устройство применяют, трансфер бывает:
Лазерный принтер обычно использует бумагу, которая позволяет переносить изображения на светлые ткани
Струйные принтеры уступают лазерным по скорости, но обеспечивают очень высокое качество печати (цветопередача, стойкость)
Принтер для сублимации заправляется пигментными сублимационными чернилами
Сублимационный трансфер является одним из самых бюджетных способов термопереноса на синтетическую ткань белого цвета
Можно также заказать термотрансферную печать с использованием специальных виниловых пленок. Будущее изображение вырезается на них плоттером, а к ткани оно приклеивается благодаря наличию на пленках специального клея. Пропитывая материал при сварке, этот клей крепит к нему пленку. Такая стойкая «аппликация» может наноситься на любую ткань.
Многофункциональные режущие плоттеры вырезают любые изображения на виниловых пленках для их термопереноса на ткань
Тем, кто выясняет, как переводить термотрансферы на ткань необходимо знать, что существует термотрансферная бумага отдельно для светлых и темных тканей. Выбор ее зависит также от типа принтера, на котором будет выполняться печать.
Специалисты ИванычЪ GROUP о выборе термотрансферной печати на ткани
Проверенными многими нашими заказчиками и зарекомендовавшими себя с самой лучшей стороны являются такие технологии, как сублимация и пленочный трансфер (флекс). Обе они обеспечивают качественный и долговременный принт, но нужно учесть, что сублимация подходит для синтетики, а для хлопчатобумажных тканей нужно выбирать флекс.
Но, если вы захотите сделать вывод самостоятельно, то получите подробную консультацию относительно каждого вида термопереноса. Например, наши специалисты расскажут тем, кого интересуют термотрансферы, как перевести на ткань шелкографическое изображение. В этом случае картинка наносится трафаретным способом на специальную трансферную бумагу, но в краску добавляется особая термодобавка.
Связывайтесь с нами любым удобным вам способом, чтобы задать интересующие вопросы и заказать термоперенос на ткань.
ПЕЧАТЬ по тканям: пособие для начинающих
Умеете ли вы вышивать крестиком или гладью? А рисовать батики? Если да, то наверняка вы — счастливый обладатель энного количества эксклюзивных предметов гардероба и интерьера с уникальными рисунками. Если же нет, а иметь таковые предметы все равно хочется, есть выход — воспользоваться одним из полиграфических способов нанесения изображения на ткань.
В этой статье мы не будем особенно углубляться в детали нанесения изображения на ткань, а опишем технологии в общем. Задача: познакомить с ними будущих заказчиков запечатанного текстиля и тех, кто хотел бы самостоятельно организовать его производство. Асы трафаретной печати вряд ли найдут здесь что-то новое, а вот для новичков информация окажется полезной.
Существует два основных полиграфических способа
нанесения изображения на ткань — термоперенос и трафаретная печать.
В первом случае, более простом и дешевом, вам потребуются:
Технология достаточно проста и замечательна тем, что позволяет нанести изображение на ткань при минимальных затратах на специальное оборудование. Собственно, если принтер у вас уже есть, то из крупных покупок остается лишь термопресс. Правда, специальная трансферная бумага стоит недешево — от 50 центов и выше, но все же это гораздо доступнее шелкографии при печати маленьких тиражей, начиная буквально с одного экземпляра.
Для термопереноса применимы практически любые цветные принтеры, копировальные аппараты и даже ризографы. Но для наибольшей устойчивости изображения на ткани лучше отдать предпочтение устройствам, печатающим твердыми водостойкими красителями, например лазерным, сублимационным и специальным термопереносным принтерам. Картинку нужно печатать зеркально, т. к. при прижиме прессом трансферная бумага накладывается на изделие изображением вниз. Также рекомендуется печатать по предварительно просушенной ткани, чтобы вода, испаряющаяся при гораздо более низкой температуре, чем краситель, не забивала пористую структуру ткани, которую должна заполнить краска.
Существуют различные типы трансферов:
Лазерный трансфер
Изображение печатается на полноцветном лазерном принтере или копировальном аппарате на термотрансферной бумаге. Тонер для лазерного принтера лишь на 2% состоит из красящих пигментов, а на 98% — из пластика, который при печати плавится и наносится на бумагу, а затем застывает при комнатной температуре. Это свойство основы тонера — плавиться при повышении температуры — и используется при лазерном термопереносе. Трансферная бумага, на которой застыло изображение, прикладывается в нужное место запечатываемого изделия и прижимается термопрессом. Пластиковый слой «трансферки» вместе с пластиковым же изображением снова плавится и прилепляется к ткани, чтобы на сей раз на ней и сохраниться. Остается только отделить бумажную подложку. Таким образом, трансферная бумага подобно кисточке художника вбирает в себя краски, чтобы затем отдать их нашей футболке.
Струйный трансфер
Самый «домашний» из всего трансферного семейства. Позволяет обойтись обычным струйником и утюгом вместо термопресса (т. к. не требует дополнительного давления) и получить при этом изделие с изображением фотокачества и прорисовкой мелких деталей. Для струйного трансфера можно использовать большинство струйных принтеров (Canon, Epson, HP и др.). Печатаем картинку зеркально на специальной «трансферке» для струйного термопереноса, вырезаем, отступив от ее краев около 5 мм, кладем на изделие, как всегда, изображением вниз и проглаживаем утюгом. Верхний слой «трансферки» плавится, приплавляя изображение к материалу. Конечно, «домашний» термоперенос не очень стоек, стирать его лучше вручную при температуре не выше 40°С. И, разумеется, гладить только с обратной стороны.
Офсетный трансфер
Этот вид термопереноса лучше всего подходит для больших тиражей. Изображение печатается на термотрафаретной бумаге классическим офсетным способом, с тем лишь отличием, что используются специальные термоофсетные краски. Тиражи выгодны такие же, как и при обычной офсетной печати (начиная от 500 экземпляров). Если же заказ невелик, то предпочтительнее выбрать другой способ печати (иначе получится неоправданно дорого).
Сублимационный трансфер
Печать по трансферной бумаге производится на сублимационном принтере, где краситель из твердого состояния переходит на бумагу в газообразном состоянии, минуя жидкую фазу. Сублимационный трансфер применяется в основном для нанесения изображения на полиэфирные волокна (полиэстер). Принцип основан на свойстве некоторых красителей при возгонке проникать внутрь структуры запечатываемой поверхности, что делает изделие стойким, но мягким, без ярко выраженного жесткого слоя краски. Так запечатываются, например, флаги, перетяжки для наружной рекламы. Правда, оборудование стоит дорого, к тому же сублимационные принтеры не очень распространены в России.
Шелкотрафаретный трансфер
Это «гибрид» двух способов печати по тканям — шелкографии и термотрансфера. Печать на предназначенной специально для этой технологии трансферной бумаге производится классическим трафаретным способом со специальной термодобавкой в краску. Особенность заключается в том, что краска, будучи перенесенной на трансферную бумагу, лишь немного подсушивается. В результате получается своеобразная «заготовка» для последующего термопереноса. Сам перенос можно сделать когда вам это заблагорассудится. «Заготовка» хранится при обычных условиях до тех пор, пока вам не понадобится сделать, например, две футболки для только что пришедших покупателей. Единственное условие — не пересушить краску после печати по трансферной бумаге. Сушка должна продолжаться, пока краска не перестанет пачкаться.
Трансфер на цифровом дупликаторе
Здесь используется та же трансферная бумага, что и при шелкотрафаретном трансфере, а печать производится на любом цифровом дупликаторе. Нужно лишь установить на нем режим максимальной подачи краски. Затем «трансферка» вместе с нанесенным изображением обсыпается специальным термотрансферным порошком, который остается лишь на сырых красочных местах. Остатки порошка удаляются, «трансферка» в течение 3–5 с нагревается до 180–200 °C и — она готова. Далее — в термопресс.
Специализированные вырезные виниловые пленки
Очень широко используются для нанесения надписей на спецодежду, спортивную форму и т. д. С их помощью нельзя создать сложного изображения — только одноцветное с простыми контурами (например буквы или логотип). Эти фигуры просто вырезаются специальным режущим плоттером из куска пленки и приклеиваются к ткани специальным клеем, способным пропитывать ткань при сварке, чтобы пленка крепилась к самой ткани, а не к поверхностному слою ворса, от которого пленка легко отрывается. В результате получается стойкая к любым механическим и температурным испытаниям аппликация. Гарантия изделия — практически пожизненная.
Допечатная подготовка
Сложность точного цветовоспроизведения при термопереносе обусловлена двухстадийностью процесса. Даже если на «трансферке» у вас вышло вполне достойное изображение, то в прессе под воздействием тепла и давления оно может «раздавиться». Растровые точки и мелкие детали теряют четкость, «растискиваются». Да и цветовая гамма после воздействия на краситель агрессивной среды может измениться. Во избежание таких проблем нужно придерживаться технологических норм при получении отпечатка на трансферной бумаге и в процессе переноса изображения с бумаги на изделие, т. е. строго соблюдать параметры режима термоперевода. С учетом особенностей воспроизведения градаций на данном материале нужно откорректировать градационные кривые при обработке изображения.
Научиться грамотной допечатной подготовке изображения для термопереноса можно путем проб и ошибок. Некоторые компании предлагают специальные курсы обучения.
Оборудование и расходные материалы
Печатающий элемент — принтер любого типа — известен всем, и описывать его излишне. Единственное техническое устройство, которое может быть вам незнакомо, — термопресс. Его предок — утюг, а в современном варианте он, кроме высокой температуры, обеспечивает еще и повышенное давление. Существуют прессы различной степени автоматизации: от ручных до полуавтоматических, где оператор производит только накладку изделия. Если необходимо запечатать обе стороны, то нижнюю пластину пресса следует выложить тефлоновым листом, чтобы не прилипало изображение на обороте. Для прижима бумаги к неплоским изделиям, например бейсболкам или рукавам одежды, существуют специальные термопрессы с выпуклой поверхностью. Плоский термопресс размером 38×38 см стоит около 1400 долл. Несколько дешевле выпуклые прессы для нанесения небольших (11×17 или 11×20 см) изображений — от 1150 долл.
Для печати по светлым поверхностям применяется бумага с прозрачным пластиковым слоем, а для темных и цветных изделий — с непрозрачным белым. Используется и метод печати в два этапа: сначала на изделие наносится непрозрачная белая подложка, а затем производится печать поверх нее обычным способом. Лист А4 такой подложки стоит 3-4 долл. Существует трансферная бумага для создания глянцевых или матовых изображений (А4 — около 4 долл.). Для придания нанесенному на ткань изображению большей устойчивости и влагостойкости можно покрыть его специальной защитной пленкой (А3 — примерно 1,7 долл.).
А что же можно запечатывать? И сколько стоят эти материалы? Например: белые футболки — 3-5 долл., цветные — около 6, зонт — 14, галстук — 6, а еще сумки, кепки, куртки, спецодежда…
Подведем итоги
По трафарету
Второй способ — трафаретная печать, или шелкография (первое предпочтительнее).
Роль печатной формы играет мелкая сетка, которая туго натягивается на специальную раму и затем приклеивается к ней. Далее наносят светочувствительный слой (на основе желатина), кладут пленку с выведенным позитивным изображением и экспонируют. В незасвеченных местах (т. е. будущих печатных элементах) светочувствительный слой остается растворимым в воде и вымывается, оставляя ячейки сетки свободными. В пробельных элементах желатиновый слой твердеет и становится непроходимым для краски.
Теперь запечатываемая поверхность кладется под раму на стол (желательно с вакуумным насосом), рама прижимается к ней, и через сетку ракелем продавливается краска. Оттиск готов.
После окончания печати тиража производят регенерацию сетки — очищают ее от краски и специальными растворителями отделяют фотоэмульсионный слой. Чистую сетку можно использовать заново.
Оборудование
Во-первых, необходим трафаретный печатный станок. Он представляет собой стол с натянутой на раму сеткой.
Станок, предназначенный для трафаретной печати, должен последовательно выполнять четыре действия: взятие подложки, приводка, печать и снятие подложки. В зависимости от степени автоматизации станки для трафаретной печати делятся на:
Станки различаются по геометрии запечатываемой и формной поверхностей:
Станки различаются и по красочности:
Самые обыкновенные трафаретные станки (похожие на изображенный здесь) с рабочим полем 21×30 см стоят около 150 долл. Более сложные, с вакуумным присосом, системой приводки — около 3000 долл. (рабочее поле — 70×80 см). Карусельные станки — примерно 4000 долл.
Для печати сетку нужно туго натянуть на рамку. Используются самонатягивающиеся рамы, ручные и пневматические натягивающие устройства и механические натяжные столы. Лучший выбор — пневматика и механика. Эти устройства обеспечивают отличную натяжку сетки, но и стоят недешево: от 3000 до 8000 долл.
Кроме станка и натягивающих устройств понадобится сушильная установка.
Во-первых, нужно сушить оттиск после нанесения каждой краски, чтобы они ложились ровно, не смешиваясь друг с другом. Для этого используются промежуточные сушилки, представляющие собой плоский нагревательный элемент — «плиту». «Плита», нагреваясь, сушит и закрепляет краску на ткани. Такие сушилки обойдутся примерно в 1000 долл. По окончании печати нужно окончательно высушить изделие. Для этого используются туннельные сушилки. Они дороже — около 2500 долл.
Расходные материалы
1) Печатная форма — сетка. Характеризуется следующими параметрами:
Как выбрать нужную сетку? Сетки с меньшим номером, позволяющие печатать толстым слоем краски, подходят для темных поверхностей (возрастает кроющая способность) и термоподъема. Сетки со средним и большим номером подходят для обычной и многоцветной печати по светлым поверхностям, «влажным по влажному», изготовления трансферов.
Цена сетки колеблется от 5 до 40 долл. за погонный метр.
2) Рамки для сеток. Существуют квадратные, прямоугольные и трапецевидные рамки, изготовленные из дерева, алюминия. Алюминиевая или деревянная рама формата А4 стоит 2030 долл. Самонатягивающиеся — около 200 долл.
3) Устройства для экспонирования сетки (экспонирующие камеры). Они представляют собой копировальную раму (прозрачную поверхность, на которую кладется сетка с нанесенным на нее эмульсионным слоем) и источник излучения (УФ-, дуговые или металлогалогеновые лампы). От вида источника — его мощности и спектрального состава излучения — зависит качество получаемой формы. Некоторые камеры оборудованы вакуумным прижимающим устройством, что позволяет плотно и равномерно прижать сетку к пленке и получить качественную форму. Экспонирующая камера формата 900Ё1300 см стоит около 2000 долл.
4) Краски. Особенностью красок для шелкографии является их плотность, непрозрачность. Они производятся как в триадном комплекте (от 15 до 50 долл. за кг), так и в виде готовых цветных (от 12 долл.). Существуют краски «металлик» (около 50 долл.), фосфоресцирующие, флуоресцентные (50–80 долл.), объемные — вспухающие при высокой температуре, меняющие цвет в зависимости от интенсивности освещения.
5) Ракельное полотно. Ракель используется для продавливания краски через сетку. Это упругая «линейка» из полиуретана, закрепленная ракеледержателем. От качества ракельного полотна зависит качество полученного отпечатка. Ракели различаются твердостью и профилем. Цены приводятся за сантиметр их длины. Один сантиметр ракельного полотна прямоугольного профиля высотой 50 мм и толщиной 9 мм стоит около 30 центов.
6) Дополнительная химия. В процессе производства также понадобятся:
В скобках приведены примерные цены в долларах за литр или килограмм.
Особенности допечатной подготовки и печати
При печати по светлым тканям (а таковыми считаются только белый и серый текстиль!) особенных трудностей при цветовоспроизведении не возникает. Другое дело — темные ткани. При печати по ним можно сначала нанести белую подложку, по которой затем печатать обычными триадными красками (CMYK). Второй вариант — наносить сначала самые светлые краски, а затем все более темные. Тогда нижние светлые слои краски будут служить фоном для темных. При этом существует огромное количество особенностей допечатной подготовки. Например, цветоделение производится не на обычные 4 цвета CMYK, а на другие (в каждом случае разные) цвета. Самостоятельно познать все детали удается лишь на практике. Существуют и специальные программы обучения этому мастерству, стоящие немалых денег (2000–5000 долл.).
Плюсы трафаретной печати:
Минусы трафаретной печати:
Заключение
Итак, весь материал честно пройден, цены учтены, технологии понятны. Остается лишь одно, но самое сложное: проблема выбора. Что лучше? Глаза разбегаются… Давайте сравним все описанные методы. Практически «пожизненной» гарантией обладают вырезные пленки и картинки, нанесенные трафаретным способом. Значительно менее устойчивы все виды термотранс- феров. При больших тиражах выгоднее шелкография, при малых и единичных — термоперенос (стоимость одного изделия при тираже два и сто экземпляров одинакова). «Экономическая» граница между областями весьма условна, но можно твердо сказать, что начиная с 50 экземпляров печатать выгоднее трафаретом, а ниже — трансфером.
Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи, сотрудникам компаний Nissa StencArt, «Тампотрафарет», «Копитан», «Полариус». Отдельное спасибо С. Воронину, Сергею Сафронову («Тампотрафарет»), Андрею Васильеву (Nissa StencArt), Дмитрию Стуку («Копитан»), а также лаборанту кафедры специальных видов печати МГУП Александру Николаеву.
Шелкография — весьма древний способ печати
Так, по-видимому, печатали еще в древнем Китае, задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства первосортного натурального шелка, и в Финикии, причем именно по ткани. Печатная форма (в данном случае сетка) изготовлялась из шелковых волокон, откуда и происходит дошедшее до нас название. В Японии в ХII–XIV вв. н. э. шелкография переживает бурный расцвет, широко применяясь для украшения доспехов и лощадей. Интересно, что сетка изготовлялась из человеческих волос. Из Китая, по-видимому, метод позаимствован индийцами, которые, в свою очередь, позже передали его англичанам, когда последние завоевали Индию. В XVI–XVIII вв. метод распространился по Европе, особенно во Франции и Англии, где в 1907 г. был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, названный Silk Screen Printing (англ. — печать шелковым ситом). В середине ХХ в. шелкография чрезвычайно бурно развивалась в Америке, в основном используясь для изготовления сувенирной и рекламной продукции (зачастую и на текстиле — футболках, бейсболках и т. п.). В этой области она активно применяется и до сих пор.
Термоподъем (puff)
Этот «спецэффект» заключается в получении объемной, выступающей с поверхности материала печати. Для чего используются специальные вспенивающиеся краски (стоят около 30 долл. за литр), или же на свежеотпечатанный оттиск с еще невысохшей краской наносится специальный термографический пластиковый порошок, который под воздействием тепла начинает плавиться и образовывать пену. Существуют прозрачные, цветные, блестящие, радужные порошки. Их цена — от 45 до 90 долл. за килограмм.
Повышенная температура создается в специальных термографических машинах (напоминают туннельные сушилки). Дополнительно термографы бывают оборудованы приспособлениями для нанесения порошка и его выравнивания. Такая машина стоит около 3900 долл. Впрочем, можно обойтись и обычным феном.
Термоподъем хорошо подходит для нанесения на ткань надписей и логотипов. Буквы получаются объемными, мягкими, приятными на ощупь.