Тридцать целковых что символизирует

Число «три» в романе «Преступление и наказание»

В христианской культуре самым значимым числом является 3, а также кратные ему 30 и 33. Тройка признана символом Святой Троицы. Иисус Христос начал свое служение на земле в 30-летнем возрасте; погиб в возрасте тридцати трех лет, воскреснув через три дня; за тридцать серебренников Иуда предал Иисуса. Число три отображает божественную сущность явлений, и оно же символ надежды, которую несет Троица.

Не секрет, что роль евангельских чисел играет особую роль в мировоззрении Федора Михайловича Достоевского, о чем свидетельствуют пометки в личном Евангелие писателя. Число «три» ненавязчиво, но настойчиво присутствует на протяжении всего романа «Преступление и наказание»: Достоевский прибегает к нему при описании персонажей, объектов, интерьеров и т. д., и делает это настолько часто, а иногда и неуместно, что это нельзя списать на случайное совпадение. Вот лишь некоторые примеры употребления числа «три» в романе:

Число «тридцать» в романе

Пример с Соней подтверждает, что сумма в 30 целковых (целковый — монета достоинством в один рубль) была выбрана не случайно. Сумма в 30 рублей была довольно значительной, и девушка вряд ли смогла бы ее заработать даже за месяц. В 1865 году девушки зарабатывающие «непристойным ремеслом» получали от 10 до 50 копеек за ночь, а Соня получила 30 рублей всего за три часа. Скорее всего, 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото­рые Соня продает и предает саму себя.

Источник

7 секретов «Преступления и наказания»

«Первый раз» Сони Мармеладовой, перепутанная география Петербурга и другие загадки романа Достоевского

1. Тайна хронологии

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Но дальше в тексте нигде не уточняется, что это был за день. Нет никаких календарных привязок и для последующих событий. Можно ли это выяснить и важно ли это знать?

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе­тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы­тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про­буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас­кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ­ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало­сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста­рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин­ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу­чали за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото­рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со­не­чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри­гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты­вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув­ствием к девушке, или его смутило в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен­ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф­ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто­личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку­менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко­воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7–20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци­альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба­виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ­ле­нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули­цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер­бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы­ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся­тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора­жи­вающих процедур канал время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис­пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери­нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер­бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в части убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев­ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли­цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол­жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли­цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере­ходил символическую водную границу.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы­вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото­рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме­сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду­преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в смысле знак времени. Ста­рушка становится выразителем новой эко­номической реальности и этим вызы­вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра­жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди­цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас­кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли­вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе­сам, — достаточно популяр­ный ветхозаветный образ. Он используется приме­нительно к страшным зло­деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз­ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре­мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен­зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред­ставителя моло­дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источник

Нумерология в романе «Преступление и наказание»

Тридцать целковых что символизирует. Тридцать целковых что символизирует фото. картинка Тридцать целковых что символизирует. смотреть фото Тридцать целковых что символизирует. смотреть картинку Тридцать целковых что символизирует.

МОУ Зуринская СОШ им.

Нумерология в романе

«Преступление и наказание»

2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»

2.3 Цифра одиннадцать 5

Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского

«Преступление и наказание» 7

4. Список литературы 8

Нумерология — это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел

Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность — числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров — в бизнесе, браке, а также в обществе.

Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека

Сокращение чисел до цифр

Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр — сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.

С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.

Связь нумерологии и Библии

В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.

В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме, что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код — неотъемлемое свойство мироздания — лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.

Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные — о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни — об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек — тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.

Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.

«. стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая».

Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа «4», все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре «мира», четыре «элемента».

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для «низкой жизни», снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

«…тридцать целковых молча выложила».

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

«Было уже почти одиннадцать часов…»

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)

«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с».

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с

человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.

Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.

В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.

Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.

Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.

2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980

5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *