Триггер в кино что это
Что такое «триггер» в современном понимании?
Приветствую Вас, друзья! Слово «триггер» с каждым годом набирает популярность в России: в 2019 году на экраны ТВ даже вышел сериал с таким названием. Интересно, что слово триггер изначально употреблялось в сфере электронных устройств, однако в современном понимании это слово в большинстве случаев относится к психологии. Давайте разберемся что означает этот термин, рассмотрим примеры триггеров, и узнаем что делать, если триггеры стали осложнять Вам жизнь. Поехали!
Что такое триггер?
Триггер – это некое событие, запускающее у человека определенную эмоциональную реакцию. Иногда эта реакция бывает настолько мощной, что провоцирует непредсказуемые действия, лишенные логики и смысла в данных обстоятельствах.
С английского языка слово trigger переводится как «переключатель», «импульс» или «спусковой крючок».
Обычно триггер в психологии рассматривается как негативное явление, поскольку заставляет человека совершать импульсивные поступки с нежелательными последствиями. Но возможны и обратные ситуации, когда под воздействием эмоций человек получает мощную мотивацию на достижение целей.
Триггер срабатывает, когда человек ощущает некое знакомое чувство или сочетание чувств. Триггером может стать редкий запах духов, давно забытая мелодия, вкус еды или напитка, сочетание цветов, определенные тактильные ощущения или любое другое чувство.
При этом у человека меняется восприятие, и он возвращается в то эмоциональное состояние, в котором у него сформировался данный триггер. В такие моменты его восприятие сильно искажается, и он способен на неадекватные поступки, которые впоследствии сам не может объяснить.
Как действуют триггеры?
Проявление данного психологического феномена зависит от таких факторов как тип личности, настроение, текущие жизненные обстоятельства и состояние нервной системы. Триггер срабатывает при появлении определенного раздражителя. На уровне ощущений человек чувствует, что его настроение заметно поменялось, но объяснить это может не всегда.
Чтобы разобраться, что такое триггер и как он работает, рассмотрим типичную ситуацию, с которой часто сталкиваются психологи – последствия автомобильной аварии. Во время подобных потрясений, человеческий мозг придаёт особое значение всем происходящим событиям, связывая их с опасностью.
Особенно сильно обычно запоминается визг тормозов – резкий звук за доли секунды до столкновения. Если человеку довелось побывать в автомобильной аварии, то в будущем данный триггер будет срабатывать, даже если человек услышит визг тормозов, заведомо зная, что находится в безопасности (например, если находится дома, а машина затормозила на дороге за окном).
Распространенные триггеры
Помимо рассмотренного примера с человеком, пережившим автомобильную аварию, существуют и другие триггеры, встречающиеся довольно часто. Многие из них не связаны с потрясениями, но влияют на наше поведение в определенных ситуациях.
К числу наиболее распространенных триггеров относится:
Влияние большинства триггеров прекращается практически сразу после исчезновения раздражителя или понимания, что реакция была ошибочной. Например, поняв, что ребенок закричал от радости, мы сразу же воспринимаем его крик иначе. Такой триггер в психологии называется нейтральным, поскольку не влечёт за собой серьезных последствий.
Нежелательные последствия триггеров
Большинство триггеров, с которыми мы сталкиваемся, являются нейтральными и практически никак не сказываются на качестве нашей жизни. Но некоторые могут вызывать нежелательные последствия, такие как:
Триггер может стать опасной психологической ловушкой. Иногда человек попадает в неё самостоятельно, но бывает и так, что этими уязвимостями нашей психики стремятся воспользоваться всевозможные мошенники и махинаторы. Поэтому важно своевременно осознавать влияние триггера и избавляться от него всеми доступными способами.
Как избавиться от триггера?
Существуют разные способы борьбы с опасными триггерами. Кардинальным способом решения проблемы является лечение под гипнозом. Психолог помогает избавиться от тяжелых воспоминаний, мешающих человеку нормально жить и делающих его уязвимым для мошенников и махинаторов.
В более простых случаях можно минимизировать влияние триггера самостоятельно, воспользовавшись следующими рекомендациями:
Другие значения слова «триггер»
Мы с вами разобрали, что такое триггер в психологии, поскольку в этом значении он употребляется чаще всего. Однако, как мы с Вами уже говорили, существует ещё несколько определений слова «триггер», к числу которых относится:
Триггер в медицине
В среде медиков не только психологи и психиатры активно используют данный термин. В медицине триггером называется фактор, спровоцировавший нежелательный процесс в организме (например, приступ астмы или мигрени). Триггерами могут служить погодные условия, употребленные продукты питания, сильный стресс и иные внешние воздействия на организм.
Другой вид «триггеров» в медицине – триггерные точки. Они представляют собой участки в мышечной ткани, подвергшиеся спазму и обладающие повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.
Триггер в электронике
Данным термином в микроэлектронике и схемотехнике обозначается важнейший элемент – специальный электронный ключ, фиксирующийся в одном из двух положений. Эти положения обозначаются как 0 и 1 или «Истина» и «Ложь». Процессор любого современного компьютера или смартфона состоит из миллионов триггеров, объединенных между собой в логические схемы.
Главная особенность электронного триггера заключается в возможности бесконечно долго находиться в одном из заданных состояний. При этом он способен мгновенно переключаться между этими состояниями по единичному сигналу извне.
Триггер в маркетинге
Любой маркетолог прекрасно знает, что такое триггер, поскольку для него это один из важнейших инструментов, позволяющих вести продажи. В своей работе маркетологи активно используют психологические ловушки, заставляющие покупателей принимать нерациональные решения и совершать ненужные покупки. Иногда они выстраивают целые цепочки из триггеров, постепенно подводящих потенциального покупателя к определенному решению.
Самые распространенные триггеры в маркетинге:
Заключение
Несмотря на универсальность слова «триггер», для большинства людей важнейшим является его значение, связанное с психологией. Психологические триггеры способны сильно влиять на качество нашей жизни, поэтому очень важно научиться определять их и минимизировать нежелательные последствия.
«Триггер» (сериал): обзор, актеры, сюжет, рейтинги
Кадр из сериала «Триггер»: YouTube/Продюсерская компания Среда/Sreda Prod Company
Что скрывают наши привычки? Какие психотравмы не позволяют человеку стать счастливым? Шоковый метод психотерапии, провокация как способ излечения души — то, о чем повествует «Триггер». Сериал российского производства не только вызвал всплеск интереса, но и получил ряд престижных премий. Что в картине затронуло внимание зрителей?
Сериал «Триггер»: сюжет, факты, создатели
Сериалу «Триггер» есть чем удивить зрителя. Здесь и детективная интрига, и мелодрама, и главный герой, поведение которого идет вразрез со всеми нормами и правилами. Но главное — звездный состав.
Вот чем интересен сериал:
Сюжет
Кадр из сериала «Триггер»: YouTube/Продюсерская компания Среда/Sreda Prod Company
Главный герой сериала «Триггер» — это психолог Артем Стрелецкий. Его метод работы с пациентами шокирует, ведь это не многочасовые сессии, а провокативная психология, которая направлена на:
Такая шоковая терапия однажды дает сбой, и один из пациентов Стрелецкого после сеанса совершает самоубийство. Суд признает психолога-провокатора виновным в доведении до суицида и присуждает ему восемь лет тюремного заключения.
Артем выходит на свободу через четыре года по УДО. Друг Дэн помогает ему возобновить практику. В промежутках между сеансами Стрелецкий пытается разобраться в деле, из-за которого оказался в тюрьме, а заодно вернуть с любимую женщину.
Создатели фильма
Продюсерская студия Александра Цекало «Среда», которая выпустила «Триггер», сериал с высокими рейтингами просмотров выпускает не впервые. В их арсенале есть также:
По словам Цекало, задача создать психологическое шоу, отличное от всего, что снимали до него, была непростой. Съемки заняли полтора года. Дебютная серия вышла на экраны 10 февраля 2020 года на «Первом канале».
Автор идеи сериала — продюсер «Среды» Александра Ремизова. Она лично столкнулась с психологом, который практикует провокационную психологию. Режиссером, создавшим сериал «Триггер», стал Дмитрий Юрьевич Тюрин — 44-летний кинорежиссер, который уже снял более десятка работ и даже получил ряд наград:
Уделяя большое внимание исторической теме в кино, Дмитрий снял:
Интересные факты о фильме
«Триггер» — двенадцатая работа Тюрина. Первоначально проект назывался «Провокатор». В каждой новой серии фильма рассказывается история нового пациента, благодаря чему эмоциональное напряжение не спадает от эпизода до эпизода.
Мировая премьера проекта состоялась 14 октября 2018 года в Каннах в рамках рынка MIPCOM, где права на его адаптацию приобрели компании из Японии и США.
Спустя время и российские зрители увидели шестнадцатисерийный «Триггер». Сериал, дата выхода которого на широкие экраны была запланирована на февраль 2020 года, на показе в рамках Московского международного кинофестиваля вызвал бурные овации.
Саундтрек к фильму написал Никита Пресняков — сын Владимира Преснякова-младшего и Кристины Орбакайте. Консультантом-психологом проекта был Сергей Насибян — бизнес-тренер и психолог программ Forbes Ontology.
Сериал «Триггер»: актеры и роли
Есть ряд ключевых фигур, которые связаны с главной сюжетной линией сериала «Триггер». В ролях снимались:
Максим Матвеев — Артем Стрелецкий
Максим Матвеев в сериале «Триггер»: YouTube/Киноман
Его можно отнести к любимчикам фортуны и наиболее успешным актерам нового поколения. Тридцативосьмилетний Максим Александрович Матвеев не только отец двух сыновей и муж Елизаветы Боярской, но и заслуженный артист, актер театра и кино, сыгравший немало ярких ролей:
Максим Матвеев воплотил на экране образ психолога-интроверта, который сам пережил в детстве серьезную психологическую травму, спровоцированную отцом. Он не нянчится с пациентами, а намеренно толкает их в зону турбулентности, используя провокации и решая проблемы пациентов за пару сеансов.
Светлана Иванова — Даша Соловьева
Светлана Иванова в сериале «Триггер»: YouTube/Продюсерская компания Среда/Sreda Prod Company
Российская актриса театра и кино, номинант многих кинопремий Светлана Иванова в 2020 году отметила 35-летний юбилей. Исполнительница главной роли в сериале «Триггер» замужем за киноактером, режиссером и бизнесменом Джаником Файзиевым, воспитывает двух дочерей. Вот ее самые известные роли в кино:
На данный момент занята на съемках сериала «Собор», премьера которого намечена на 2021 год.
В «Триггере» Светлана сыграла роль бывшей жены Артема. Она осудила за принципиальность мужа на судебном процессе. В то время когда Стрелецкий отбывал наказание в колонии, она встретила другого мужчину. История отношений Артема и Дарьи становится центральной линией картины.
Роман Маякин — Денис (Дэн)
Тридцатичетырехлетний актер, выпускник Школы-студии МХАТ, дебютировал в кино в 2005 году. Его первая работа — съемки в сериале «МУР есть МУР 3». Вот его главные проекты за период развития карьеры:
На данный момент снимается в кинопроектах «Порт» и «Клиника счастья».
В фильме Маякин сыграл роль единственного друга главного героя, который не предал его из-за судебного разбирательства, оказал помощь, когда Стрелецкий решил вернуться к жизни и работе. Его участие украсило «Триггер». Фильм получил еще одного яркого персонажа.
Игорь Костолевский — Александр Андреевич Стрелецкий
Игорь Костолевский в сериале «Триггер»: YouTube/Продюсерская компания Среда/Sreda Prod Company
Народный артист, лауреат множества премий, артист театра и кино Игорь Костолевский в сентябре 2020 года отпраздновал свое 72-летие и 50-летие актерской карьеры. Его самые важные роли в таких фильмах, как:
В психологическом сериале актер сыграл отца главного героя — Александра Сергеевича, врача-психотерапевта. Их конфликтные отношения пристально рассматриваются в сюжете фильма.
«Триггер»: отзывы, рейтинги
Кадр из сериала «Триггер»: YouTube/Новости на Первом Канале
Отзывы профессиональных критиков о сериале неоднозначны. Тем не менее на ресурсе IMDb его рейтинг составляет 7,2 балла. Зрители также высказали полярные мнения:
Пользователи сайта «Отзовик» в основном рекомендуют просмотр фильма (87%):
По мнению кинолюбителей, саундтрек фильма и сам главный герой имеют много общего с другими проектами кинокомпании «Среда» — «Мажором», «Троцким» или «Методом». Подбор актеров и сам сюжет понравились всем, что немаловажно.
Сериал стоит того, чтобы уделить ему время и внимание. Многие найдут в «Триггере» сходство с событиями собственной жизни, что неудивительно в современном мире, полном стрессов и жизни на высокой скорости.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Консультант сериала «Триггер» Сергей Насибян: Психотерапевт должен быть аморален
Ɔ. Перед интервью я посмотрела первую серию, ту, что показывали в Каннах. В какой-то момент мне стало не по себе. Вы рассчитывали вызвать у зрителей такую реакцию?
Да, конечно. Поэтому сериал и называется «Триггер». Триггер — это спусковой механизм. Идея сериала — показать людям, что они многого о себе не знают и что они способны на гораздо большее, если начнут себя познавать. Мы все живем в чужих сценариях, и у всех нас есть триггеры, которые определяют нас как личностей.
Вы не знаете, когда эти триггеры срабатывают. Предположим, вы просыпаетесь в хорошем настроении, едете на работу, а приезжаете туда уже с плохим настроением. Что сработало триггером, вы не знаете. Но если вы займетесь самоанализом, то научитесь видеть триггеры и понимать самого себя.
Ɔ. Почему у кого-то триггеров много, а у кого-то мало?
Это зависит от сенситивности (способность человека ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. — Прим. ред.). Она меняется в зависимости от гормонального фона, возрастных изменений, общего психологического состояния, у женщин — в связи с менструальным циклом. Триггер — это внешний раздражитель, ваша реакция на него — защитный механизм внутри психики. Моя задача — научить людей не защищаться, а переживать ситуации, вызывающие эмоции.
Ɔ. В чем заключалась ваша работа над фильмом?
Я был соавтором идеи вместе с Александрой Ремизовой. С этой идеей мы пришли к Александру Цекало. На тот момент я не верил, что из этого может выйти кино.
Потом я описывал кейсы, которые легли в основу сценария, расписывал сюжетные арки героев вместе с драматургами, работал в качестве консультанта на съемочной площадке.
Ɔ. Как строилась работа с актерами? Вы применяли на них свой метод?
Я работал как консультант, а не как психотерапевт. Максим Матвеев (исполнитель роли Артема Стрелецкого. — Прим. ред.) сделал реверанс в сторону моего метода, когда в Каннах со сцены сказал, что две встречи со мной перевернули его жизнь. Наверное, это излишние лавры. Я, в первую очередь, объяснял Максиму разницу между разными школами, психотерапевтическими подходами, учил его правильно задавать вопросы. Но и о нем мы тоже поговорили.
Самый трогательный для меня момент — встреча с Игорем Костолевским. В сериале он играет отца главного героя, тоже психотерапевта, как и Артем. В детстве я думал, что Костолевский — неприкасаемый идеал мужчины. И даже предположить не мог, что буду сидеть с ним рядом и он будет слушать, что я говорю.
Ɔ. Вы проводите параллели между собой и главным героем? Или вас объединяет только метод?
История Артема — история моей жизни с некоторыми измененными элементами.
Ɔ. Теоретически человек может покончить с собой из-за того, что психотерапевт применил неправильный метод?
Ɔ. Главный герой давит людям на больное, обнажая их триггеры. Разве это не аморально?
Психотерапевт должен быть аморален для того, чтобы ему открывались другие люди. Мораль — это общественные правила. Провокативный метод идет с ними вразрез.
Ɔ. А как же профессиональная этика?
Этот метод не этичен, не экологичен с точки зрения этических норм психиатрии. Но, во-первых, главный герой искренне верит в то, что может помочь людям, сделать их свободнее. Это и оправдывает провокацию. А во-вторых, все-таки то, что показано на экране, несколько приукрашено. Я никогда не запирал людей в горящих сараях.
Ɔ. А что происходило в реальной жизни?
В реальной жизни я могу помочь вам пережить ситуацию с запертым сараем в этом кабинете, применяя определенные инструменты психотерапевтической беседы и отмечая триггеры. Конечно, это не так быстро и эффектно, как на экране. Вообще, метод провокативной психотерапии предполагает групповую работу. Группа становится свидетелем того, что происходит с человеком. Если не будет группы, провокация не сработает.
Провокация заключается в том, что терапевт предлагает человеку выйти за пределы морали. Например, как-то в одной из моих групп была девушка, которая родила больного ребенка. На мой вопрос, почему она не отказалась от ребенка, девушка ответила, что она не может так поступить. Я сказал, что это неправда. В этот момент все 60 участников группы посмотрели на меня с осуждением. Ведь мораль говорит: «Мать не может бросить своего ребенка». Моя же задача была довести девушку до такого состояния, когда она признается, что на самом деле она может бросить своего ребенка. В этот момент рождается личность, которая говорит, что она может бросить ребенка, но не хочет его бросать. Это две разные личности, которые руководствуются разными мотивами. Первая объясняет свои поступки немощью, вторая — делает сознательный выбор. Группа, которая сперва стоит на стороне человека, становится нейтральной, когда человек избавляется от стопоров, основанных на страхе, чувстве вины и стыда.
Ɔ. Как выбрать психолога?
Лучше всего — по рекомендации. Хорошо, если у психолога есть какие-то регалии, но еще важнее — ваше доверие.
Ɔ. Почему некоторые люди годами ходят к психологам, но все равно не могут решить своих проблем?
Возможно, человеку не подходит конкретный метод или школа. Нужно искать другого специалиста, пробовать дальше.
Психолог сможет помочь человеку только тогда, когда у самого психолога эта проблема решена. Каждый психолог — ограничение для пациента: вы не пройдете дальше, чем прошел сам психолог. Поэтому у каждого специалиста есть свой психолог и супервизор.
Еще один важный элемент — эмпатия. Большая проблема современных специалистов в том, что сегодня на психфак люди часто идут не учиться, а лечиться. Поэтому на рынке много специалистов, лишенных эмпатии.
Ɔ. Работа с психологом или психотерапевтом может изменить человека как личность?
Люди не меняются в принципе. Каждый человек прекрасен изначально. Не существует плохих людей и плохих поступков. Существует отсутствие смелости быть самим собой.
Задача Артема — показать эту прекрасную сторону каждого. Но для того, чтобы пройти к светлой стороне, нужно иметь смелость пройти через долину теней, как писал Соломон.
Ɔ. Почему Артем не может помочь самому себе?
Потому что и у него есть теневая сторона личности. Он познакомится с ней позже. Главный герой проходит в этом сериале все те же этапы становления личности, что и его клиенты. Каждый пациент — отражение определенного невроза Артема. Честность — единственное, к чему призывает Артем всех вокруг. Насколько он честен с собой и честен ли, вы узнаете в конце.
Ɔ. Секрет психологического равновесия в том, чтобы никогда не врать?
Не лгать и быть честным — это не одно и то же. Не врать может позволить себе любая личность, даже не понимающая, почему не надо врать. Быть честным может позволить себе только целостная личность.
Фото: Личный архив Сергея Насибяна
Ɔ. Отчего возникают неврозы?
Неврозы появляются у ребенка с того момента, когда в отношениях с родителями он оказывается им что-то должен. Хорошо учиться, убираться, слушаться, быть хорошим. Отношения с ребенком строятся по такому принципу: мама будет хорошей, если хорошим будешь ты.
Ɔ. Как тогда воспитывать детей?
Детей стоит любить. Вы никогда не станете воспитывать того, кого вы любите. Воспитывать — значит изменять. Вы никогда не станете менять того, кого вы любите.
Ɔ. По вашей логике выходит, что все родители своих детей не любят.
Любят. Но боятся потерять, боятся, что, если не внушить им, что хорошо, а что плохо, дети вырастут наркоманами и маньяками. Страх потери ребенка заставляет любого родителя воспитывать ребенка. К сожалению, многие люди постоянно живут в страхе что-то или кого-то потерять. Это делает людей глубоко зависимыми и несчастными. А счастливыми люди могут быть только в состоянии, свободном от неврозов.
Ɔ. Как избавиться от невроза?
Осознать его, признать и пережить. Например, если человек боится потерять работу, ему надо ответить себе на вопрос: «Что я буду делать, когда я потеряю эту работу?» Именно в такой формулировке, а не: «Что я буду делать, если я потеряю работу?» Нужно принять тот факт, что рано или поздно вы ее потеряете.
В этом мире нет ничего постоянного, кроме того, что он изменяется. Большая часть из нас защищается от изменений. Так устроена человеческая натура. Мы требуем постоянства, мы стремимся к вечности, забывая о том, что изменения происходят вне зависимости от того, боимся мы их или нет.
Триггеры: что это и как их используют в психологии и маркетинге
Почему триггер называют спусковым крючком
Слово «триггер» (англ. trigger) дословно переводится как «спусковой крючок». Оно появилось как производное от голландского trekken (тянуть) и с 1650-х годов звучало как «трикер», а уже позже перешло в разговорную форму «триггер».
Представьте, что мужчина идет по улице и спешит в офис. Вдруг он видит толпу. Ему становится любопытно, из-за чего собрались эти люди. Это подталкивает его сменить курс: остановиться и узнать, в чем дело. В данном случае толпа — триггер.
Сегодня понятие «триггер» используют в разных областях. В психологии так называют стимулы, которые вызывают яркие, чаще негативные эмоции и реакции. В маркетинге — приемы, которые заставляют покупать. В медицине триггеры — это факторы, которые провоцируют приступ или приводят к заболеванию. Например, изменение погоды может стать триггером головной боли. В соцсетях встречается выражение triggered или «триггерит», что обычно означает «вызывает гнев».
Как работают триггеры
Триггеры часто формируются именно в стрессовых условиях. Если человек находится в угрожающей жизни или здоровью ситуации, его мозг запускает механизм, который включает одну из трех реакций: бежать, нападать или замереть. Но когда опасность миновала и жизни ничего не угрожает, нервная система все равно может оставаться в режиме повышенной боеготовности.
Елена Барабанова, клинический психолог, преподаватель психологии, специалист платформы «Ясно»:
Допустим, человека укусила собака. Событие прошло, но психологическая травма осталась. Каждый раз, проходя злополучное место, он сжимается и не чувствует тело, ему становится нечем дышать. Психика делает это только с одной целью — уберечь человека. Ведь если собака снова нападет, он сможет быстро среагировать в стрессовой ситуации и спастись. Как мы видим, происходят серьезные биохимические изменения, часто приводящие к хроническому стрессу и вторичным реакциям — бессоннице, паническим атакам, повышенной тревожности».
Триггеры также часто запускают воспоминания, которые, в свою очередь, приводят к эмоциям и действиям. Но механизмы работы человеческого мозга, в том числе процесс формирования памяти, еще не до конца изучены. Нейробиологи считают, что запоминание — это кодирование информации в нейронах. Мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса и слуха, — а затем обрабатывает ее, сортирует и записывает, словно компьютер на жесткий диск.
Когда мы впервые встречаем человека, зрительная система регистрирует цвет его глаз, волос и другие физические особенности. Органы слуха улавливают тембр его голоса. Органы дыхания воспринимают запах его парфюма. Взаимодействуя с этим человеком, мы испытываем определенные эмоции. Каждое из ощущений и переживаний поступает в гиппокамп — отдел головного мозга, который участвует в формировании памяти. Мозг связывает биты новой информации между собой и закрепляет ее в разных группах нейронов. А когда возникает внешний стимул, мозг ассоциирует его с записанными данными и воспроизводит воспоминания. Так, через несколько лет, вдохнув запах знакомого парфюма, мы вспоминаем конкретного человека, связанные с ним переживания и эмоции. Возможно, у нас появляется желание ему позвонить. В данном случае запах выступает триггером.
Елена Барабанова:
«Триггер запускается определенным стимулом извне: запахом, звуком, вкусом, образом. Органы посылают мозгу сигнал, который запускает автоматическую реакцию. Но сперва состоится работа анализаторов головного мозга: зрительного, двигательного и т. д. После того как сигналы из головного мозга поступают обратно к органам и системам организма, мы видим реакцию: человек пугается, убегает, вступает в драку, плачет и т. д.
Опираясь на учения Ивана Павлова, мы знаем, что в коре головного мозга сосредоточено большое количество анализаторов и каждый из них автономен, но при этом также взаимозависим. Это [анализаторы] связанное между собой функциональное объединение. Функциональная система коры головного мозга — сложная иерархическая структура. Говоря простым языком, одновременно и поочередно все анализаторы коры головного мозга задействованы в формировании реакции на триггер».
Триггером может стать что угодно: звуки, образы или ситуации, которые в прошлом спровоцировали яркую реакцию. Но именно запахи способны вызвать больше эмоциональных воспоминаний по сравнению с вербальными или визуальными стимулами. Эту особенность назвали феноменом Пруста в честь французского писателя, который описал подобные переживания в своем романе «По направлению к Свану»: запах печенья «Мадлен» мгновенно перенес его в яркий насыщенный эпизод воспоминания из детства.
Триггеры в психологии
В психологии понятие «триггер» чаще используется в негативном ключе. Так называют любой внешний фактор, который заставляет человека вспомнить, как правило, травматичный опыт из прошлого.
Елена Барабанова:
«Сам по себе триггер запускает определенную, как правило, эмоциональную реакцию боли, страха, вины, стыда и т. д. Вот вы пришли в регистратуру поликлиники, на вас неодобрительным взглядом посмотрел регистратор и задал несколько вопросов громким и жестким голосом. И вы чувствуете, как голос дрожит, ноги становятся ватными, вам сложно вздохнуть и дать адекватный ответ. Что произошло? Да ничего особенного. Но вот эти — взгляд, тон голоса, уровень громкости голоса — триггеры, которые запустили эмоциональный ответ. Эмоциональная реакция была закреплена много лет назад: все пять лет в детском саду у вас была строгая воспитательница, которая общалась с вами именно в таком тоне».
Негативные триггеры
Негативные триггеры вызывают у людей бессознательную, часто даже деструктивную реакцию. Контролировать эмоции и действия в подобной ситуации становится практически невозможно.
Елена Барабанова:
«Триггеры есть у каждого из нас, но у всех разные. Один может прийти в ужас от замечания со стороны начальника, а другой впадет в панику при виде соседской крупной собаки.
Триггеры могут мешать. Представим, что вы мечтаете реализовать себя в социальной или политической деятельности. Вам предстоит вести переговоры, доказывать свою точку зрения, проявлять требовательность и настойчивость, выдвигать собственные инициативы. Но как только вы попадаете в кабинет руководящего лица, начинает «крутить» живот, подступает тошнота, и вы сразу прекращаете диалог. Вряд ли подобные реакции будут способствовать продвижению по службе».
Определенные запахи, фразы, звуки или ситуации могут стать триггерами для тех, кто пережил:
Например, человек попал в аварию, на некоторое время застрял в замкнутом пространстве салона и испытал сильный стресс. Пару лет спустя он уже не вспоминает тот несчастный случай и не боится поездок в авто. Но однажды на выходе из кабинки уборной в торговом центре он не может открыть заевшую щеколду. Это напоминает ему ситуацию во время аварии и вызывает приступ паники и страх.
Елена Барабанова:
«В психике закрепляются все события. Часть из них выходит в так называемую зону осознавания, а часть так и остается в бессознательном. Нам известно, что закрепиться в памяти могут события, оказавшие на нас сильное эмоциональное воздействие. Это могут быть как приятные, так и трагические события. А может быть наоборот. Неприятные воспоминания вытесняются в бессознательное, и человек их «забывает».
Память «рандомно» выдает нам воспоминания. Например, человек, проходя по улицам своего детства, предается приятным воспоминаниям. Картинки прошлого всплывают в сознании, появляется чувство радости и спокойствия. Что повлияло на это? Определенная обстановка, которая уже была знакомой и родной. А еще — его собственная нужда в этих воспоминаниях. Нелегким был этот год для человека, вот он и решил поехать на родину. То есть воспоминания всегда есть и будут, но «пользоваться» ими человек сможет только при определенных обстоятельствах. Если бы мы помнили все, то мы давно бы запутались в жизни».
Просмотр сцен, напоминающих о травме или несчастном случае, тоже может вызвать негативную реакцию. Поэтому в фильмах и роликах в интернете часто встречается предупреждение о потенциально неприятном контенте. Правда, последние исследования показали, что такое информирование не помогает избежать болезненных воспоминаний и люди с психологическими травмами все равно испытывают стресс во время просмотра.
Позитивные триггеры
Триггеры могут быть позитивными и даже полезными для человека. Существует ряд внешних стимулов, которые могут вызвать автономную сенсорную меридиональную реакцию (АСМР). Это явление, при котором человек испытывает приятное покалывание по всей коже головы, задней части шеи и в других областях в ответ на звуковые и визуальные триггеры. Ощущение сопровождается чувством расслабления и хорошего самочувствия. Британские психологи-исследователи определили несколько подобных триггеров.
Популярные триггеры в маркетинге
В маркетинге продающий триггер — это прием, который мотивирует человека совершить определенное действие: перейти на сайт, подписаться на рассылку, оставить комментарий или номер телефона, купить продукт. Обычно триггеры становятся катализатором, который вызывает эмоции: страх, радость, гнев, жадность, зависть, вожделение и так далее.
Мы собрали несколько популярных триггеров, которые часто используют маркетологи.
Дефицит
Люди склонны больше ценить то, что менее доступно. Поэтому маркетологи часто создают искусственный дефицит, используя ограничение по времени или по количеству товара. Фразы вроде «осталось всего пять штук», «акция действует для первых 20 покупателей» и прочие триггеры встречаются практически везде — от супермаркетов с продуктами до сайтов с образовательными курсами.
Юлия Сяглова, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных отношений ИОМ РАНХиГС:
«Сейчас мы живем в цифровом мире, где получить информацию — дело нескольких минут. Многие покупатели (в некоторых сегментах до 50% от общего числа) этим пользуются и действуют по определенной модели ответственного поведения. Например, человек бежит в торговом центре мимо магазина, видит какой-то товар с супервыгодным предложением, но он не покупает его сразу. Сперва он дома в спокойной обстановке изучает товар, сравнивает цены, читает характеристики. Оценивает, нужно ему делать покупку или нет. И только потом принимает решение».
Жадность
Чаще всего этот триггер встречается во время распродаж, например «черной пятницы». Онлайн- и офлайн-магазины пестрят баннерами и вывесками, которые обещают выгоду: «Скидки до 90%», «Три товара по цене двух», «Купи продукт и получи подарок» и так далее. Желание заплатить меньше и получить больше движет человеком. Он совершает необдуманные покупки и приобретает вещи, которые, возможно, никогда не использует.
Юлия Сяглова:
«На самом деле сейчас покупатели склонны четко планировать покупки, особенно онлайн. Прежде чем оплатить корзину, человек смотрит на сумму и думает, точно ли ему это нужно. Импульсных продаж сейчас меньше, чем в доковидную эпоху. Поэтому в онлайн-сегменте объемы розничного товарооборота, конечно, растут, но восстанавливаются достаточно проблемно.
В офлайне история немного другая. Мы ходим по магазину, набираем себе в тележку какие-то товары и уже потом на кассе начинаем смотреть на увеличивающуюся сумму. И тут нас начинает тревожить, сколько мы заплатим. Многим покупателям сложно и неудобно отказаться, сказать: «Я вот это не хочу покупать». В итоге человек оплачивает эту покупку, но выходит при этом полностью расстроенный, потому что деньги потрачены».
Страх
Безопасность — одна из базовых потребностей человека, чем умело манипулируют маркетологи. Например, в рекламных роликах Volkswagen автомобиль попадает в аварию. Так создатели демонстрируют надежность авто, ведь никто из пассажиров не пострадал и не получил травм. Рекламный ход помог увеличить продажи марки автомобиля на 17%.
Еще один пример триггера страха — использование темы коронавируса в рекламе противовирусных препаратов. Ролики и баннеры прямо рекомендуют определенные препараты как средства для профилактики и лечения вируса. По мнению пресс-секретаря комиссии РАН по противодействию фальсификации научных исследований Петра Талантова, такая реклама — дезинформация с целью наживы на панике населения.
Радость и любовь
Крупные бренды детского питания часто используют подобные триггеры. Например, рисуют иллюстрацию медведицы и медвежонка на упаковке. Картинка вызывает нежные чувства и ассоциируется с материнской любовью. Так бренд реализовывает потребность мамы проявлять нежность и заботу даже через упаковку.
Взаимный обмен
В процессе социальной эволюции между людьми возникло негласное правило взаимного обмена. Оно предполагает, что, получив услугу или подарок, человек отдает что-то взамен из чувства признательности. Поэтому в сфере продаж так часто встречаются бесплатные пробники или неожиданные подарки.
Контраст
Суть триггера заключается в том, чтобы продемонстрировать человеку ощутимую разницу между двумя вещами. Если мы сначала поднимем легкую сумку, а затем тяжелую, вторая покажется тяжелее, чем есть на самом деле, из-за контраста ощущений. Этот принцип используют, к примеру, автомобильные дилеры. Сначала они дожидаются согласия покупателя на покупку машины за несколько сотен тысяч рублей. И только потом начинают предлагать аксессуары, которые обойдутся в десятки тысяч. При заключении сделки на покупку авто стоимость чехлов, ковриков и прочих атрибутов кажется незначительной. Поэтому покупатель с легкостью на них соглашается, чем значительно увеличивает итоговый чек.
Визуальные триггеры
В природе существует большое количество сенсорных триггеров, которые сообщают нам информацию. Один из таких — яркий цвет. Сотрудники маркетинговой компании Elmwood использовали подобный визуальный триггер при создании упаковки чая. Они окрасили ее в предупреждающие цвета природы, которые ассоциируются с пчелами и осами, — черный и желтый. Таким образом они пытались привлечь внимание покупателей к конкретной марке чая на полке. Результаты говорят сами за себя: за первый год было продано 20 млн упаковок без какой-либо дополнительной маркетинговой поддержки.
Юлия Сяглова:
«Визуальные триггеры постоянно используются в офлайн-мерчандайзинге. Например, можно придать товару сильный визуальный отклик, положив его в определенное место на полке: на уровень рук покупателя или на уровень глаз. А дешевый товар размещают, как правило, на уровне колен. Так покупатель психологически понимает — раз товара много, он дешевый, за ним нужно нагнуться, значит, ничего особенного в нем нет.
Если говорить про онлайн-маркетинг, то речь идет про формирование визуальных страниц. Это может быть сам каталог товаров и определенные карточки внутри него: кликабельные баннеры или дополнительные маячки, которые привлекают внимание человека и заставляют посмотреть, что там под ними кроется».
Как отследить и контролировать триггеры
Некоторые триггеры можно предвидеть, но многие из них часто застают человека врасплох. Психологи, психотерапевты и психиатры помогают установить связь между сильными эмоциональными реакциями и триггерами. В процессе работы с пациентом они разрабатывают стратегии преодоления, которые помогут управлять эмоциями, когда человек столкнется с триггерами.
Елена Барабанова:
«Говорить о наличии негативных триггеров можно, когда вы замечаете за собой сложную эмоциональную реакцию при вполне благоприятных обстоятельствах. Например, ваша мама пригласила вас на семейный ужин, вы приезжаете к ней в гости и физически чувствуете, как «скукоживаетесь». Вам сложно рассказывать о себе, вы тревожитесь, что на ваш рассказ ответит мама. Или вы получаете СМС от начальника с просьбой в начале рабочего дня зайти к нему в кабинет. Эту ночь вы плохо спите, часто встаете, прокручиваете ваш диалог в голове. И главное в этих ситуациях — неспособность прекратить происходящее.
Для того чтобы отследить триггер, нужно взять за привычку задавать себе вопросы. «Что я чувствую?», «Что происходит с моим телом, как оно реагирует?», «Что я делаю в ответ на ситуацию (боюсь, убегаю, стыжусь, теряю веру в себя, кричу и т. д.)?», «Что именно вызвало во мне такую реакцию (голос начальника, тон маминого разговора)?» Эти вопросы помогут определить, как запускается триггер.
Если триггер повлек за собой эмоциональную реакцию, важно вернуть себе опору. Первая наша опора — наше собственное тело. Почувствуйте свое тело — ноги, руки, спину, — почувствуйте свое дыхание — оно должно быть диафрагмальным, т. е. брюшным, — найдите в пространстве предметы, привлекающие ваше внимание. Например, при панических атаках можно найти десять красных предметов, десять предметов интерьера и т. д. Ну, а освободиться от влияния триггеров можно, обратившись к психологу».