Тсн и сн в чем разница сметы
Особенности составления смет в Москве. ТСН-2001 и СН-2012
Москва в сметном ценообразовании является государством в государстве, со своими нормативными базами, законами, ведомствами правилами и каждый кто сталкивается с необходимостью составлять сметную документация в Москве, пытается разобраться как же тут все работает и считается.
В данной статье я познакомлю Вас с тем, как составляется сметная документация в Москве. Мы познакомимся с основным законодательством, которое регламентирует составление сметной документации, рассмотрим виды нормативных баз, особенности их применения и индексации.
Виды сметных нормативов применяемых в Москве
В первую очередь перед выбором сметно-нормативной базы для составления сметной документации необходимо определиться с тем, для кого она составляется. В Москве есть несколько видов нормативных баз, применяемых в зависимости от источников финансирования и видов работ, которые выполняются.
Каждая нормативная база по-своему уникальна, частично в наших статьях мы рассказывали о применении нормативных баз, а также о новостях по происходящим изменениям в системе ценообразования.
Остановимся поподробней на нормативных базах, применяемых для бюджета города Москвы.
Территориальные сметные нормативы для города Москвы
Территориальные сметные нормативы для города Москвы утверждены Постановлением правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. №900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года»
Приведу небольшую выдержку из данного постановления:
«Ввести в действие с 1 декабря 2006 года сборники территориальных сметных нормативов для города Москвы…»
Введена в действие ТСН-2001 с 1 декабря 2006 года, до этой даты при составлении сметной документации в Москве применялась нормативная база МТСН-81.98 (Московские территориальные сметные нормативы) в базисном уровне цен на 01.01.1998 г. В первую очередь выпуск новой нормативной базы был связан с переходом на единый уровень цен при составлении сметной документации установленный на 01.01.2000 года (по стране на тот момент уже применялись федеральные и территориальные единичные расценки в базисном уровне цен на 0.01.2000 г.)
«Государственным заказчикам (заказчикам), осуществляющим строительство (техническое перевооружение, реконструкцию, капитальный ремонт) объектов за счет средств бюджета города Москвы, при заключении государственных контрактов на разработку проектно-сметной документации с 1 декабря 2006 года в заданиях на проектирование предусматривать составление сметной документации на основе территориальных сметных нормативов для Москвы (ТСН-2001).»
Данный пункт нам разъясняет условия применения нормативной базы ТСН-2001. Предназначена база ТСН для определения стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения объектов, финансируемых из бюджета города Москвы. В целом помимо бюджетных объектов ничто не запрещает использовать данную нормативную базу и в коммерческих расчетах.
В составе программного комплекса Smeta.RU пользователю предлагается к приобретению 2 редакции базы ТСН:
В большинстве случаев на сегодняшний день для работы с бюджетом города Москвы применяют базу ТСН-2001 МГЭ.
Применение ТСН-2001 в соответствии с градостроительным кодексом РФ
В 2016 году федеральным законом от 03.07.2016 года №369-РФ Градостроительный кодекс был дополнен главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов».
В данной главе нас интересует в первую очередь статья 8.3 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности», в статье приведена информация о применении сметных нормативов, приведу небольшую выдержку:
«Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов»
Делаем вывод что при составлении сметной документации в том числе для бюджета города Москвы необходимо применять сметные нормативы сведения, о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. Федеральный реестр размещается на сайте Минстроя в разделе «Ценообразование».
Состав базы ТСН-2001 МГЭ
Состав базы ТСН по-своему уникален. При приобретении базы ТСН в составе ПК «Smeta.RU», а наша компания распространяет именно эту сметную программу, пользователю доступно 17 глав. В состав глав включены все необходимые методики для расчета сметной стоимости содержащие: методические указания, правила применения расценок, поправочные коэффициенты, выходные формы, нормативы НР и СП, ЗУ и тд. Отдельно обращу внимание! В случае с базой ТСН-2001 МДС-ы 81-35.2004, 81-33.2004, 81-25.2001, Приказом Минстроя России от 9 февраля 2017 г. №81/пр и прочее не имеют действия т.к. регламентируют именно федеральные НБ а не Московские ТСН-2001 и СН-2012. База ТСН-2001 также содержит в своем составе сборники с ценами на материалы, изделия, конструкции, оборудование, перевозки, и конечно же все необходимые виды работ – строительные работы, монтаж оборудования, пусконаладочные работы, ремонтно-строительные работы и работы по реставрации памятников истории и культуры и многое другое.
Актуализируется база ТСН – ежеквартально. Каждый квартал выпускается дополнение (а на момент написания статьи их вышло 53), которое вносит в базу множество изменений, это и новые расценки разработанные по новым технологиям, новые виды материальных ресурсов и оборудования, исправления касаются и действующих расценок, в определенных случаях из базы исключаются расценки, материалы, машины и механизмы в виду отсутствия необходимости их применения. Поэтому каждому пользователю важно постоянно поддерживать в актуальном состоянии базу ТСН-2001.
Структура территориальных сметных нормативов для города Москвы ТСН-2001
Наименование нормативов
Шифр
Глава 1. Сборник «Средние сметные цены на материалы, изделия и конструкции»
С какой базой работают в Москве?
Впервые «попали» со сметой в Московский регион? Это отдельное «государство» со своим «уставом». И нужно знать особенности. 😉
Начиная работу в г. Москва Вам необходимо начать с выбора нормативной базы в которой вы будете осуществлять расчет стоимости ваших работ. И первое отличие, с которым столкнётся сметчик – в Московском регионе есть база ТЕР-Московской области и база ТСН-Москва.
С лета 2016 года организацией, занимающейся сопровождением данной базы и ежемесячным выпуском индексов, стало Государственное автономное учреждение города Москвы «Московская государственная экспертиза» (МГЭ), заменив на этом посту «МЦЦС» (Мосстройцены), которые в период с 2006 по 2016 год выпускали ежеквартальные дополнения к базе ТСН, а также ежемесячные индексы для строительных и ремонтных работ.
По итогу вышесказанного мы получаем, что в Москве с лета 2016 года сосуществуют 2 модификации базы ТСН от разных разработчиков:
1. ТСН-2001 – ОАО «МЦЦС Мосстройцены» (МЦЦС)
2. ТСН-2001 – ГАУ «Мосгосэкспертиза» (ТСН МГЭ)
ГАУ «Мосгосэкспертиза» является подведомственным учреждением Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов. По постановлению правительства Москвы от 24.02.2011 г №48-ПП («Об утверждения положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов» ), именно Комитет разрабатывает и утверждает нормативные документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Таким образом, базу ТСН-2001 «производства» ГАУ «Мосгосэкспертизы» (ТСН МГЭ) и индексы пересчета ТСН-2001 мы должны использовать при расчете стоимости при условии, что работы ведутся с привлечением средств бюджета города Москвы и проект должен проходить проверку достоверности стоимости в Мосгосэкспертизе. В остальных случаях Выбор нормативной базы и способа расчета остается за Вами.
Фактором, который сразу вызывает «ступор» при выборе базы, является то, что стоимость этих баз одинаковая – 12 000 руб. (в «Гранд-смета» — 10 000 рублей), да и индексы ежемесячные по 2000 руб. (в «Гранд-смета» — 2 500). Хотя в большинстве случаев обе базы приобретать не нужно. Рассмотрим далее, чем отличаются и различаются эти базы.
Данная база предназначена для расчета смет за счет финансирования из Московского городского бюджета!
Чем отличаются данные нормативные базы?
На данный момент обе базы имеют по 43 дополнения (на 27.02.2017г). МГЭ согласно приказа от 30.12.2016 г. №МКЭ-ОД/16-81 добавила 61 расценку и 12 строительных машин, а также 239 материалов.
Изменения коснулись сборников: 5 — «Свайные работы», 13 — «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», 26 — «Теплоизоляционные работы», сборник 29 — «Тоннели и метрополитены», сборник 10 — «Оборудование связи». Кроме того, были исключены расценки 65-44-2 «Прокладка газопровода для кухни усредненного размера 8 м2 без отселения жильцов» и 65-44-4 «Врезка стык в стык в действующий внутриквартирный газопровод без отселения жильцов. Полностью переиздали 12 главу «Общие указания по применению территориальных сметных нормативов», книга равносильная МДС 81-35.2004 для Федеральных нормативов.
В свою очередь МЦЦС также содержит свою базу в актуальном состоянии, внося дополнения, которых также 43 на данный момент. В дополнение № 41 к базе ТСН-2001 вошла новая Глава 30 «Справочно-информационные территориальные сметные нормативы для Москвы в базисном уровне цен», отсутствующая в дополнениях (№№ 41, 42, 43 и т.д.), выпущенных ГАУ города Москвы «Мосгосэкспертиза».
Обновлено! На февраль 2018 год — уже 47 дополнение. Очень «интересное» 🙂 Что нового: сокращены конкретизации в некоторых материалах и самое «вкусное» — цена в базисном(!) уровне цен вдруг выросла более чем на 80%! Сама база и обновления к ней с индексами тоже подорожали.
На первый взгляд эти базы похожи, но они имеют и различия, такие как: отличия в наименовании расценок. В некоторых программах эти базы можно отличить по регистру написания расценок:
Написание в базе МЦЦС
Написание в баз МГЭ
С точки зрения удобства работы с печатными документами, учитывая особенность форм №1а и №1б, удобнее, когда весь текст расценок показан заглавными буквами.
Различия также коснулись и индексов пересчета. Сравним индексы пересчета на январь 2017 года, выпущенные обеими организациями:
Обратим внимание на Техчасть индексов «МЦЦС»:
И Техчасть индексов МГЭ:
Мы видим, что коэффициент на железнодорожный грузовой транспорт больше у МЦЦС, а стоимость горюче-смазочных материалов примерно равна, за исключением дизельного топлива, которое больше у МГЭ. Т.е. однозначно нельзя утверждать, что стоимость, рассчитанная в базе ТСН МЦЦС, будет больше, равна, или меньше чем в базе ТСН МГЭ. Всё будет зависеть только от конкретных расценок.
Не стоит забывать, что база ТСН имеет свои особенности. Для тех, кто впервые столкнулся с работой в этой нормативной базе, кроме выбора из двух существующих, нужно запомнить несколько отличительных особенностей:
начисление накладных расходов и сметной прибыли производится отдельно для основной заработной платы и заработной платы машинистов;
имеется 2 сборника индексов – для строительных работ и ремонтных, а также зимнее удорожание, рассчитываемое автоматически по индексам и загружаемое в каждую расценку;
а нормативы НР и СП для расчета от ЗПМ – это общие стандартные значения, согласно технической части к индексам.
Благо в сметных программах имеются шаблоны или настройки для работы в базе ТСН.
Некоторых сбивает с толку ещё одна нормативная база – «СН-2012».
Для чего же нужна данная нормативная база? И не отменяет ли она вышеописанную базу ТСН (МЦЦС, МГЭ)?
База СН-2012 и ТСН очень похожи: как в базе ТСН, так и в СН-2012 заложен двойной расчет сметной прибыли и накладных расчетов, а также глава ТСН-2001.14 Техническое обслуживание существует в обоих базах. Но одновременное использование обоих баз недопустимо!
Главное отличие этих баз – сметы, которые разрабатываются без проектной документации, не проходящие экспертизу в Мосгосэкспертизе, или проходящие в других организациях, разрабатываются в «СН-2012». Сметы относят к содержанию, техобслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений городского хозяйства. А сметы на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы для объектов с проектно-сметной документацией, проходящие экспертизу в Мосгосэкспертизе, рассчитываются с использованием ТСН-2001.
Что же еще «интересного» в базе «СН-2012»:
Стоимостные нормативы учитывают особенности производства работ в условиях содержания и эксплуатации зданий и сооружений, связанные с затруднениями при организации рабочих мест, ограниченностью фронта работ, пониженной возможностью использования транспортировки материалов к рабочему месту, уборку и перемещение строительного мусора, отходов и материалов от разборки на приобъектный склад или специально отведенные места в пределах строительной площадки – попросту говоря «стеснёнка» учтена. Но стоит учесть то, что стоимость в базе ТСН будет выше без применения этих коэффициентов на стесненность.
Коэффициенты на демонтаж – остались не во всех расценках, смотреть нужно в каждой индивидуально.
Нет прямой расценки – применительно нельзя брать, в этом случае если нет расценки нет и работы.
Нельзя брать стоимость материалов или оборудования по прайс-листу, необходимо выбирать расценки из сборника материалов в нормативной базе.
Самым полным и исчерпывающим документом поясняющим работу в данной базе является информационное письмо от 07.08.2015 № ДПР-20-3/1-87/15.
Подведем итоги по всему вышесказанному. На данный момент в Москве существует 3 нормативные базы: ТСН МГЭ, ТСН МЦЦС, и СН-2012. Как же не запутаться в выборе нормативной базы при таком разнообразии? Обратимся к нашей табличке.
Нормативные базы для расчета сметной документации по г.Москва
ТСН МГЭ | ТСН МЦЦС | СН-2012 (в ред. 2017) с доп.1 | |
Утверждена | Да | Частично | Да |
Использование | Для бюджетных и внебюджетных денежных средств + объектов, проходящих проверку достоверности стоимости в Мосгосэкспертизе. | По согласованию с заказчиком при внебюджетном финансировании, а также для закрытия объектов, ранее рассчитанных в этой базе | Для бюджетных средств, для объектов без проектно-сметной документации и не проходящих экспертизу в Мосгосэкспертизе |
Для каких работ используется | Строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы | Строительно-монтажные, ремонтно-строительные работы | В основном работы по техобслуживанию зданий и сооружений |
Стоимость базы | 9 000 рублей, индексы — 1 500 рублей | 9 000 рублей, индексы — 1 500 рублей | 6 000 рублей, индексы не выпускаются |
Отдельно отметим, что данная база доступна во всех сметных программах по данной стоимости. Исключение составляет «Гранд-смета». Базы там тоже есть, но цена другая и наличие баз другое. База ТСН в «Гранд-смета» только «Мосгосэкспертизы» (МГЭ) по цене 10 000 рублей, индексы — 1 500 рублей. База СН-2012 — 10 000 рублей.
Отличия базы ФЕР и ТСН — в отдельной статье.
Разъяснения Минстроя России по применению Методики определения сметной стоимости строительства (от 4 августа 2020 г. № 421/пр)
К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.
Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.
Вопрос. В МДС-35 был порядок учета «возвратных сумм» при разборке конструкций или сносу зданий и сооружений по конструкциям, материалам, пригодным для повторного применения. Методика 421 ни как данный вопрос не регулирует. Это стало не важно?
В предыдущей Методике учет затрат «возвратных сумм» предусматривался за итогом сводного сметного расчета, которые не влияли на величину сметной стоимости строительства.
Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.
Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.
Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?
Данный вопрос уже не является предметом Методики.
Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.
Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.
Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.
В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.
Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.
Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?
Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.
Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.
Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.
В настоящее время законодательством (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), установлено, что по соглашению сторон возможно заключение дополнительных соглашений к уже действующим контрактам, в том числе для включения данных затрат.
Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.
Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.
Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?
Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.
Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.
Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.
Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.
Вопрос. В случае, если:
Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?
Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.
По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.
Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?
Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.
Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.
В настоящее время Минстроем России совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» ведется работа по разработке индексов для субъектов Российской Федерации по статьям затрат.
Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?
2. Обосновывающие стоимость документы при проведении конъюнктурного анализа должны быть обязательно коммерческие предложения или прайс-листы, заверенные подписью и печатью? Не достаточно ли ссылки на «Интернет», где размещен этот прайс-лист?
Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.
Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).
Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.
Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.
В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.
Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?
В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.
Этот мониторинг предоставляется ежеквартально в ФАУ «Главгосэкспертиза России», в случае если регион принял решение рассчитать индексы расчетным методом (заработная плата, установленная в регионе (в каждой зоне региона) и мониторинг текущих цен).
Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.
Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?
В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.
Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.
На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.
Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.
Данный пункт не может быть исключен из Методики пока не начала работать Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве в «полную силу», которая поможет отойти от проведения строителями конъюнктурного анализа.
Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?
Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.
На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.
Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.
Возможно будут внесены изменения и в Федеральный закон № 44-ФЗ, чтобы закупка осуществлялась у тех поставщиков, которые зарегистрированы во ФГИС ЦС.
Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.
Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.
Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.
Вопрос. В Методике отсутствуют расшифровка понятий таких как: «Локальный сметный расчет», «Локальная смета», «Объектный сметный расчет», «Объектная смета». По тексту Методики указывается «Локальный сметный расчет (смета)». Данные понятия утратили свое значение?
Методика не устанавливает ни каких понятий.
Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.
Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?
Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.
Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.
А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.
Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?
В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.
Данные изменения коснуться: Приказа 9/пр (типовые условия контракта), 841 Методики (составление НМЦК и сметы контракта) и 175 Методики (составление НМЦК и сметы контракта «под ключ»).
Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.