Тсс менеджер что это
Профессия: SMM-менеджер
Чем занимается специалист по SMM, какие навыки ему нужны и где учат делать смешные мемы
Кто такой SMM-менеджер
SMM-менеджер – специалист по продвижению товаров, услуг и бренда в социальных сетях. Это человек, который отвечает за ведение аккаунтов компании в Facebook, Instagram, «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и других социальных сетях.
Профессия SMM-менеджера, с одной стороны, связана с рекламой и пиаром, а с другой – с IT-сферой. В части продвижения продукта специалист по SMM обычно сотрудничает с рекламным отделом, но у него есть и свои отдельные задачи, связанные с ведением сообществ, аналитикой и взаимодействием с людьми.
Как я пришла в профессию
Я закончила юридический факультет Финансового университета при правительстве РФ и несколько лет работала юристом. Параллельно я вела блог в Telegram с обзорами кино и мемами. Однажды я написала там, что хотела бы сменить работу и попробовать себя в чём-то новом, интересном и творческом. На пост откликнулась главный редактор «Фоксфорда» и предложила мне попробовать себя в должности SMM-менеджера. Я поняла, что не могу упустить такую возможность освоить совершенно новую сферу деятельности. К тому же, мне показалось очень заманчивым делать то же самое, что я делала для собственного удовольствия, и получать за это деньги. В итоге я прошла несколько собеседований и меня взяли SMM-менеджером без опыта работы.
Благодаря каналу я примерно знала, как писать посты, разбираться с аналитикой и работать с аудиторией. Правда, позже я дополнительно прошла курс SMM-менеджмента. Это помогло мне разобраться с таргетингом, освоить теоретическую базу по работе с разными соцсетями и вообще научиться глобально смотреть на весь процесс работы.
Я совершенно не жалею, что сменила профессию. SMM-менеджмент – это очень интересная сфера деятельности. Мне нравится учиться чему-то новому, писать посты, придумывать мемы, заниматься креативом.
Задачи SMM-менеджера
Обязанности SMM-менеджера различаются в зависимости от компании, её масштабов и вида деятельности. Иногда от специалиста требуется только создание контента, а иногда он берёт на себя функции таргетолога и занимается продвижением.
Стратегия и контент-план
В «Фоксфорде» я отвечаю за контент в соцсетях и продумываю стратегию развития сообществ. Собственно таргетингом занимаются другие специалисты. Работа с контентом состоит из нескольких этапов. Всё начинается со стратегии: необходимо определить, какие продукты продвигаем, какая у продукта целевая аудитория, как отграничить себя от конкурентов. Затем, с опорой на стратегию, создаётся контент-план, который согласовывается с главным редактором. Далее всё происходит согласно плану: написание постов, заказ иллюстраций у дизайнера, публикация, работа с комментариями.
Общение с подписчиками
Общение с подписчиками — отдельный пласт работы. В это входит отслеживание негативных комментариев, ответы на вопросы пользователей, повышение их активности, направление обсуждений в нужное русло.
Привлечение новой аудитории
Периодически мы анонсируем интересные спецпроекты в соцсетях, связанные с продвижением нашей компании. Например, в мае мы делали спецпроект с Mail.ru, где разработали собственный вариант ЕГЭ.
Поиск новых инструментов
Ещё одна моя задача – тестирование новых инструментов, которые предоставляют социальные сети. Например, когда во Вконтакте истории стали доступны всем сообществам, я придумывала, как привлечь новых клиентов и повысить активность в сообществе с помощью этой новой фичи.
Аналитика
При анализе показателей социальных сетей я отслеживаю все показатели, которые влияют на продажи, например, переходы по ссылкам. Когда в блоге появляется статья со ссылкой на наш продукт или услугу, я оцениваю, сколько было переходов по ссылке, сколько человек, которые зашли на сайт, купили продукт. Это помогает корректировать работу с контентом – я анализирую, какой пост или статья привлекли больше внимания и больше покупателей, меняю формат или тематику, чтобы количество клиентов росло.
Кроме того, я отслеживаю читаемость постов, охват и количество подписчиков, реакцию аудитории: сколько оставляют лайков и комментариев, сколько делают репостов. Если на материал реагируют, значит, он полезен или интересен. Если нет реакции – значит, пост никого не зацепил и количество таких постов надо сократить.
Где учиться на SMM-менеджера
На SMM-менеджера можно выучиться на онлайн-курсах, это самый быстрый и простой путь. Например, такой курс есть в нашей компании «Нетология».
Если вы хотите получить профильное высшее образование и работать в SMM, подойдут такие направления, как реклама, маркетинг, связи с общественностью и журналистика.
Важно помнить, что в работе SMM-специалиста всё решает практика. Существует популярное мнение, что продвижением в соцсетях может заниматься любой человек, имеющий доступ в интернет. Это не так: необходимо иметь не только теоретическую базу о создании стратегии и контента, но и практическую — нужно уметь пользоваться SMM-планерами, знать алгоритм работы ленты новостей, следить за общемировыми тенденциями. Практически каждый день в сфере SMM появляется что-то новое, поэтому учиться вы будете постоянно.
График работы, зарплата и перспективы
SMM-менеджер может работать в офисе или удалённо. В офисе у него будет стандартный график с 9 до 18 или с 10 до 19. Объём и время работы на фрилансе зависят от самого человека и от того, сколько проектов он готов вести – кто-то работает несколько дней в неделю, а кто-то – совсем без выходных. Я работаю в офисе с 10 до 19, но иногда могу поработать из дома.
Зарплата SMM-менеджера зависит от нескольких факторов: опыта работы, задач компании, региона, в котором она находится. SMM-менеджер магазина для мам в Омске, к примеру, может получать 15–20 тысяч рублей, у сотрудника московской компании – стандартная для офисного работника зарплата 50–80 тысяч рублей. Если же SMM-менеджер продвигается по карьерной лестнице, например, становится главой отдела или уходит на руководящую позицию в digital, он будет получать от 100 тысяч рублей и выше.
SMM-менеджер – перспективная и востребованная профессия. Популярность и значимость соцсетей продолжают расти, они становятся основной площадкой для общения людей в сети. Практически каждой компании нужен свой SMM-специалист, чтобы привлекать внимание к своим услугам и товарам.
Какие качества и навыки нужны SMM-щику
Советы новичкам
Чем раньше вы начнёте этим заниматься на практике, тем лучше. Хороший способ получить начальные навыки – помогать модерировать сообщества. Многие компании и бренды сотрудничают с начинающими специалистами без опыта. Со школьниками и студентами компании чаще всего работают по бартеру или за небольшую плату, предоставляя свои услуги в обмен на ведение и модерирование групп в социальных сетях.
Ведение своей страницы или блога даёт полезные навыки, но, как правило, сильно отличается от ведения сообщества или блога компании, цель которой — повысить продажи и узнаваемость бренда. Если вы ведёте блог для себя, то вы мало занимаетесь продвижением, почти не взаимодействуете с другими блогерами и не общаетесь с клиентами. Эти навыки придётся нарабатывать отдельно, посещая курсы и работая в SMM.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Кто такой Technical Account Manager и как им стать?
Директор по консалтингу ABBYY Россия
Анастасия Десятова, директор по консалтингу ABBYY Россия, в колонке рассказала о профессии Technical Account Manager, объяснила, чем занимается такой специалист и какие карьерные перспективы ждут тех, кто хочет попробовать себя в этой должности.
Сейчас много говорят о перспективности работы в IT, но тем, кто только выбирает профессию или начинает карьерный путь, не всегда очевидно, как эта отрасль работает изнутри и какие специалисты ей требуются. Я расскажу, чем занимается такой специалист, как Technical Account Manager (или просто ТАМ) в крупной IT-компании.
Современный мир IT развивается быстрыми темпами, возможности технологий и варианты их применения для задач бизнеса не всегда очевидны и требуют экспертизы как в бизнес-процессах, так и в самих технологиях. Чтобы решения приносили пользу людям и компаниям, недостаточно иметь выдающихся разработчиков, которые создадут суперпрограмму.
Нужны профессионалы, которые определят, какой именно продукт требуется, какие задачи стоят перед пользователями этого софта, и те, кто расскажут потребителям о возможностях современных технологий. Один из ярких примеров – тандем Стива Возняка и Стива Джобса. Первый – технический гений, второй – выдающийся идеолог, который знал, что нужно пользователям еще до того, как они сами это поняли. Благодаря этому тандему компании Apple удалось изменить мир компьютеров.
Путь софта от заботливых рук создателей-разработчиков до реальных проектов проходит не в один прыжок. В этом процессе задействовано большое количество специалистов: маркетологи, аналитики, руководители проектов, продавцы, системные архитекторы, ТАМы и многие другие.
ТАМ – это уникальный консультант, который владеет достаточной экспертизой, навыками и опытом, чтобы детально разобраться, как устроены реальные процессы в компании клиента на всех уровнях.
В то же время ТАМ внутри компании – дипломат, переводчик с бизнес-языка на язык технический, связующее звено между продающим офисом, командами внедрения и разработчиками технологий и продуктов.
Если вы энергичны, знаете, чем отличается градиентный бустинг от SVM, но не хотите заниматься программированием, коммуникабельны и ответственны, хотите, чтобы технологии приносили пользу клиентам и бизнесу, вы можете попробовать себя в качестве ТАМа.
Как было у меня
Я пришла в ABBYY на позицию консультанта по продуктам в 2011 году. Тогда в компании не было выделенной позиции TAMов. Концепция технического аккаунт-менеджмента внедрялась и развивалась на моих глазах.
В первые годы я получила колоссальный опыт благодаря разнообразным задачам, которые мне доверяли. Это были ответы на запросы пользователей на сайте компании, чтение продуктовых обучающих курсов для партнеров и клиентов, написание технической документации, тестирование ПО, техническое сопровождение. А опыт участия в крупных проектах в качестве аналитика и руководителя проекта позволил понять, как устроен процесс создания ПО, как правильно работать с клиентами, а как – точно неправильно.
Через несколько лет работы, узнав, что и как именно делает каждый участник процесса, я стала руководителем. Сначала я лидировала группу из четырех TAMов. Но бизнес растет: только за последние полгода в России мы реализовали несколько десятков проектов для компаний, среди которых, к примеру, Сбербанк и PwC.
Сейчас я отвечаю за техническую экспертизу и процесс предпродаж и руковожу подразделением, в котором работают аналитики, ТАМы, инженеры, специалисты, ответственные за технологическое развитие, обучение партнеров и технологический евангелизм.
Чем занимается TAM
Сложно представить себе успешную IT-компанию без грамотных разработчиков и продавцов. В первом случае вам просто будет нечего продавать, во втором – никто не будет покупать ваше изделие. При этом не каждый менеджер по продажам способен глубоко погрузиться в проблемы заказчика, выявить потребность и донести задачу до разработчика. В свою очередь редкий программист сможет работать в отделе продаж и выстраивать коммуникацию с клиентами.
Таким образом, успешные проекты в IT-сфере, а особенно в проектном бизнесе, сильно зависят от того, насколько эффективно работает передача информации между теми, кто ПО продает, и теми, кто его разрабатывает.
Как правило, продавцы и разработчики – люди из разных миров и говорят на разных языках. Поэтому для качественного результата им просто необходимо связующее звено.
Представьте, что вы строите воздуховод и вам нужно обеспечить переход с круглой трубы на квадратную – без переходника конструкция будет выглядеть нелепо и работать не так, как должна, а как получится. Так же и в IT-сфере: чтобы донести до разработчиков информацию с полей, нужен универсальный солдат, который сможет впитать всю информацию о задаче клиента и грамотно донести ее до производства. Но в случае с воздуховодом все несколько проще, ведь, как правило, воздух по нему движется в одном направлении, а в случае с IT-проектами ситуация выглядит иначе, поскольку здесь также необходима обратная связь, и процесс этот непрерывен. Таким связующим звеном и является ТАМ.
Главная задача ТАМа – подобрать правильное технологическое решение и сделать так, чтобы продукты были внедрены эффективно, и клиент был доволен результатом. Это позиция, которая совмещает задачи руководителя проекта, системного аналитика и бизнес-аналитика и даже иногда системного архитектора. Поэтому часто на позицию ТАМа приходят с должностей руководителей проектов или аналитиков.
Работая в связке с менеджером по продажам, который отвечает за установление контактов, ценообразование, привлечение партнеров и все коммерческие аспекты, ТАМ несет ответственность за грамотный анализ автоматизируемых бизнес-процессов и формирование технического предложения.
Определив, какие локальные и глобальные задачи стоят перед заказчиком, ТАМ должен предложить технологию, продукт или их комбинацию, которые будут приносить бизнесу клиента максимальную выгоду, разработать план внедрения, запустить проект и проконтролировать его реализацию. Тандем менеджера по продажам и ТАМа позволяет выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиентами.
Что нужно ТАМу, чтобы найти подходящее решение?
Например, общаясь с представителями банка, нужно понимать, чем отличается процесс открытия счета от розничного кредитования. Поэтому зачастую у ТАМов есть отраслевая специфика: кто-то лучше разбирается в сфере ритейла и FMCG, кто-то – в энергетике. Запросы у клиентов могут быть самые разные: например, магазин фермерских продуктов хочет с помощью технологий быстрее обрабатывать бухгалтерские документы, банк – автоматизировать оценку рисков и так далее.
В процессе технической проработки выбранного сценария важно обсудить с заказчиком большое количество самых разнообразных вопросов. И чтобы проект стал успешным, необходимо уметь находить подход к разным людям. Это может быть финансовый или IT-директор, юрист, бухгалтер, логист или системный администратор.
Например, если вы поговорите с пятью разными юристами об анализе документов для обеспечения юридической экспертизы, вы услышите о пяти разных способах оценки клиентских документов. А что в итоге нужно оценивать и как сделать так, чтобы технологии помогали каждому из них? Не создавать же пять разных решений для каждого? А если юристов не пять, а 105? ТАМу нужно получить ответ, выстроить коммуникацию по техническим вопросам и процесс внедрения технологии, показать, как на практике встроить решение в IT-ландшафт организации и что должно получиться в результате.
Также ТАМ обеспечивает грамотное пилотирование и выступает в качестве руководителя проекта. На этом этапе вместе с аналитиками и инженерами, архитекторами и представителями заказчика проверяется, как на практике будет работать процесс. От успешности этого этапа зависит дальнейшая судьба проекта.
Кроме того, внутри компании ТАМ активно взаимодействует не только с командой, реализующей проект, но и с командой разработки самого продукта. Почему это важно? Зачастую, особенно в масштабных проектах, рождаются новые продуктовые фичи, а иногда даже новые продукты. Это помогает не только удовлетворить запрос клиента, но и улучшить функциональность продукта. Для этого важно уметь общаться на одном языке с разработчиками, грамотно анализировать запросы клиента и расставлять приоритеты, понимая ценность того или иного требования.
Одной из самых увлекательных, но и трудоемких задач в работе ТАМа можно назвать реализацию проектов с новыми сценариями, по которым еще не наработана практика, проектов, в которых бизнес ставит амбициозные задачи.
В больших проектах возникает и большое количество технических и организационных трудностей. И если в итоге проект успешен, то действительно чувствуешь себя немножко супергероем.
Главные качества ТАМа
Я бы назвала три главных качества, необходимых ТАМу:
Требования к опыту и образованию
По моему опыту, работать ТАМом гораздо проще, если у тебя техническое образование, и ты представляешь, как работают непосредственно разработчики, в идеале имеешь хотя бы небольшой опыт написания кода.
В нашем отделе есть как новички, так и опытные специалисты, которые приходят в ABBYY уже с серьезным багажом за плечами. Кто-то поработал сначала аналитиком, потом перешел на позицию руководителя проектов.
Есть и те, кто до прихода к нам работал в небольших компаниях, где совмещал и роль руководителя проектов, и аналитика, и тестировщика, и разработчика – это тоже отличный опыт, который дает преимущество, ведь многозадачность – неотъемлемая часть этой профессии.
Кому не надо в ТАМы
Карьерное развитие
У ТАМа есть множество вариантов дальнейшего карьерного роста. Как правило, начинают с ведения небольших стандартных проектов. По мере наработки опыта проекты становятся сложнее, крупнее и интереснее – в решении таких задач есть где развернуться и применить нестандартные подходы.
Карьера ТАМа может расти вертикально и горизонтально. Ты можешь стать руководителем группы, которая занимается проектами в определенной отрасли, и наставником для других сотрудников.
Если тебе интересно дальше развиваться в продуктовой разработке, можно стать менеджером продукта или product owner-ом. Те, кому хочется больше общаться с клиентами, могут развиваться в сфере консалтинга и business development, становиться экспертами по цифровизации и технологиям, отраслевым и рыночным трендам.
Выход из тупика тимлида: у Software Engineering Manager больше зарплаты, лучше перспективы — и мы их нанимаем пачками
Чем совершеннее в компании отлажены процессы — тем больше они напоминают конвейер вне зависимости от её профиля
Team Lead, особенно в небольших командах — это универсальный солдат, который и таски по команде раскидает, и сам за станок может встать, чтобы показать, как надо работать или закрыть собой дыру в ресурсах. В общем, тимлид он во всём тимлид — батя команды разработки.
Однако если в вашей компании имеются Software Engineering Manager, «семы» — то они тоже будут руководить командами разработчиков или инженеров, контролируя и обеспечивая работоспособность команды, и поддерживая рабочий контакт с «соседними» отделами разработки. Так в чём же разница с тимлидами? Мы попросили VP of Technical Product Management компании Aurea Software Максима Винникова помочь внести нам ясности в деталях.
Максим Винников — одна из жемчужин хантинга «Кроссовера». Мы пригласили его в компанию Aurea Software, одну из «дочек» техасского конгломерата ESW Capital, совсем не так давно, в январе прошлого года — и тогда ещё на позицию Technical Product Manager. Но уже в июле 2017-го Максим пересел в (виртуальное) кресло вице-президента.
На предыдущем месте, в компании AT Consulting, он проработал почти два года как раз-таки в качестве Senior Software Engineering Manager. В общем, практически вся его карьера вела его к моменту, когда он смог помочь нам написать эту статью на Хабр 🙂
Узкий специалист vs специалист широкого профиля
Разница между Team Lead и Software Engineering Manager — как между терапевтом и пульманологом. В наших широтах Team Lead обычно руководит многопрофильными командами и сам может быть многостаночником. «Семы» же, при должной компетентности в применяемых технологиях и методах, не принимают участия в написании кода, тестов и так далее, и ориентированы на конкретный фронт работ или операцию. Да, некоторым может показаться спорным подобный подход, однако он отлично укладывается в парадигму Factory-разработки. Software Engineering Manager – это специалист в своей области, причем специалист высокого класса, который выполняет функции руководителя и организатора, оставляя работу с кодом линейным программистам своей команды.
Впрочем, до такого уровня специализации дорасти должен не только SEM, но и компания как таковая. На ранних порах большинству бизнесов нужнее универсальные солдаты. Но как только начинается рост — специализация сотрудников и «механизация» процессов необходимы, чтобы суметь перешагнуть на следующую ступеньку развития.
Для самих специалистов, сужение их профиля несёт издержки, к которым надо быть готовым. Когда нагрузка по непосредственной работе с кодом осталась в прошлом, уступив исключительно менеджерским обязанностям, его деятельность становится более понятной и прозрачной окружающим — а значит, менее подходящей людям, склонным эмулировать ощущение собственной занятости, закопавшись в ворохе разноплановых задач.
Крутой SEM должен быть мощным специалистом, в котором победил управленец. Ещё одна проблема для любителей антагонизировать эти роли. При этом «ржаветь» и останавливаться в собственной грамотности SEM не имеет права: он должен от начала и до конца понимать, с какими технологиями работает его команда и с легкостью отслеживать возможные проблемы.
Как коммуникатор, Software Engineering Manager всегда должен контролировать входные и выходные точки выполняемых задач своей команды. Чтобы компания качала продукт как «Северный поток» качает газ, каждый сегмент трубы должен совпадать с соседними по толщине, диаметру и положению в пространстве по меньшей мере. На «входе» SEM обязан отчетливо понимать, что требуется от его подчиненных, а на выходе качественно передать готовый продукт (в виде части кода, тестов и так далее) следующему SEM и уже его «бойцам», которые примут его в дальнейшую работу. Особенно, когда речь идёт не о первичной разработке продукта, а постоянной поддержке, скажем, SaaS-решения — поток задач становится непрерывным, а цикл разработки стремительно закругляется — малейший сбой в этом процессе грозит последствиями разболтавшейся гайки в колесе при выезде на автобан.
Но и налаженные процессы не повод для расслабления. Отладив процессы — их надо начинать чистить. Банальный пример: повышение числа коммитов – это хорошо, однако если в итоге 50% и более из них в последующем правятся, то это не повышение производительности, а бег на месте с отягощением. Отлаживая процессы, SEM увеличивает объём выполняемой работы, чистя их — уменьшая затраты на выполнение конкретных её элементов, получая в результате постоянно растущее соотношение результата к усилиям. То есть ту самую производительность труда.
Карьера окончена, да здравствует карьера
Многие senior-девелоперы уворачиваются от навязываемых им позиций тимлидов, опасаясь профессиональной ямы — каким ты окажешься руководителем, это ещё узнать придётся — а вот хватка, навыки и актуальность опыта разработчика гарантированно просядут.
И переход из «мастеров» в управленцы — самый очевидный и распространённый путь по ту сторону застеколья. Хороший спец получает больше посредственного менеджера, но гордый джуниор, задирающий нос перед другом-«менеджером» в какой-нибудь «Евросети» загоняет себя в ловушку: топ-менеджеры всегда будут зарабатывать больше специалистов, а владельцы и партнёры — больше работающих по найму.
И если вы на этот шаг решились, то позиция SEM станет отличной испытательной платформой. В отличие от того же тимлида, который в таком случае только навредит: в режиме человека-оркестра, постоянно отвлекаясь на код и сопутствующие задачи, легко будет самому себе заморочить голову — и тяжело непредвзято оценить свой реальный потенциал для перехода в касту управленцев.
Турнир стеклянного потолка
Начать можно прямо 10 марта, записавшись на участие в организуемый нами Hiring Tournament. Пусть вас не смущает «турнир» в названии — это не игра и мы не распределяем места среди пришедших, а оцениваем результаты участников по объективной шкале — теоретически, выше заданной планки могут оказаться и почти все, и совсем никто.
Вести турнир и делиться опытом на месте будут действующие SEM, работающие в компаниях ESW Capital. А по скайпу общаться с участниками будет VP of Engineering компании Aurea Software SlavaKulakov, к которому, мы надеемся, сможет присоединиться и соавтор этого поста Максим Винников. Мы считаем очень важным участие специалистов такого уровня в Hiring Days — потому что считаем, что самое ценное знание о вашей будущей работе — не как на неё попасть, а как на ней не застрять. В этом смысле нашим VP точно есть, чем поделиться с SEM как будущими, так и действующими, если кто-то из них вдруг нацелился на смену места работы сейчас. Ну а пользователям Хабра доступна привилегия задавать им вопросы в комментариях в течение всей недели. Как обычно, отвечать наши коллеги будут по возможности, но обещают уделить время хотя бы самым интересным вопросам.