Ттх чем отличается по цвету
Офисная бумага: основные характеристики и классы
Офисная бумага используется для печати текстов и документации на струйных и лазерных принтерах. В отличие от фотобумаги, у офисной нет специального покрывающего слоя, впитывающего чернила. Поэтому офисная бумага стоит существенно дешевле и лучше подходит для потоковой печати, а вот для фото её использовать не рекомендуется.
Выбирая подходящую марку, следует обращать внимание на класс бумаги, который задаёт совместимые типы устройств (на классе С, например, невозможна струйная печать), а также основные характеристики:
Формат офисной бумаги
Формат бумаги отвечает за её размеры (длину и ширину). Общепринятым стандартом для офисной бумаги является формат A4 (210 x 297 мм) — с ним работает подавляющее большинство бытовых и профессиональных печатных устройств. Аппараты под формат A3 (297 x 420 мм) встречаются куда реже, хотя такую бумагу также можно считать офисной. Иногда к классу офисных приписывают листы формата A2 (420 x 594 мм), хотя плоттеры, позволяющие работать с такой широкой бумагой, чаще заправляют рулонами.
Примечание : существует также офисная бумага форматов Letter (216 x 280 мм) и Tabloid (432 x 279 мм) — это американские стандарты, в России не использующиеся.
Плотность
Плотность бумаги определяется массой в граммах на квадратный метр площади (г/м2); англоязычное обозначение gsm — gram square meter. Для оргтехники стандартной считается 80 г/м2, хотя встречаются варианты от 60 до 280 г/м2. Важно не путать офисную бумагу высокой плотности с фотобумагой, имеющей специальное покрытие (глянец, матовая, микропористая). Последняя не подходит для печати на лазерных принтерах.
Примечание : важным параметром бумаги является толщина — от неё зависит способность принтера захватить лист. Частенько, толщину ошибочно считают прямо пропорциональной плотности, но это не совсем так (плотность ведь по площади, а не по объёму). То есть бумага 80 г/м2 от двух разных производителей может быть разной толщины. И, например, слишком толстая бумага — более рыхлая и плохо подходит для струйной печати водорастворимыми чернилами.
Яркость и белизна
Свет — электромагнитное излучение в видимом диапазоне, где каждому из спектральных цветов соответствует своя длина волны. То, что человеческий глаз воспринимает белым, является смешением всех видимых цветов. Таким образом, с физической точки зрения, способность материала отражать весь диапазон видимых волн определяет, насколько белым он кажется человеку. При производстве бумаги, для оценки такого субъективного параметра как «белость», используются два фотометрическсих параметра:
Примечание : свет попадающий на бумажный лист в результате делится на отражённый, поглощённый и прошедший сквозь. Если разделить отражённый и поглощённый листом свет к общему его количеству, можно получить важный параметр — непрозрачности бумаги. Очевидно, что при 100% лист вообще не пропускает света. Непрозрачность крайне важна, если бумагу планируется использовать для двухсторонней печати: в таком случае показатель должен быть не ниже 90%.
Класс офисной бумаги
Чтобы не морочить простым покупателям голову сразу несколькими числовыми характеристиками, офисную бумагу делят на три класса, от самой дешёвой к самой дорогой.
Класс С
Класс B
Класс A
Из соображений маркетинга, производители могут присвоить своей бумаге условные классы C+, B+, а иногда и A+. Смысл подобной маркировки в том, что какие-то характеристики продукта выше регламентированных, но вместе до следующего класса не дотягивают.
Впрочем, далеко не всегда на упаковке вообще указывают класс, ограничиваясь абстрактными баллами (или звёздочками) совместимости с тем или иным типом печатных устройств. Стоит понимать, что производитель вряд ли станет ставить своей бумаге единицы и двойки, даже когда это оправдано, так что стоит настороженно относится даже к трём из пяти балов.
Также стоит понимать, что понятие классов распространяются только на офисную, а для фотобумаги такое деление не применимо. Если на упаковке не указан класс, вероятнее всего листы не подходят для офисной печати.
Деление бумаги по классам и по применению
В России принято делить бумагу на классы: А, В и С. В последнее время встречается дополнительная классификация В+ и А+. В Европе бумагу на классы не делят, а просто классифицируют по основным показателям. Деление на классы очень удобно. Сразу понятно, что хочет покупатель и для каких целей. Компания ОфисКом предлагает большой выбор бумаги всех классов в Тольятти, Сызрани и Самаре. Бумага оптом и в розницу всегда в наличии.
Бумага класса С – самая распространенная на рынке из-за доступной цены и отвечает основным показателям массового использования. До 70% всей бумаги для оргтехники приходится на С класс. Не подходит для струйной, цветной лазерной и двухсторонней печати. В большом количестве используется в малых офисах, отделах небольших предприятий, в учебных, муниципальных учреждениях.
Основные характеристики бумаги (белизна ISO от 92 до 94%, и CIE в пределах 135-146%), минимально допустимая для офисной бумаги непрозрачность 89-90%, стандартная 80-ти граммовая плотность, форматы А3 и А4 делают этот класс бумаги оптимальным вариантом для копировальных работ, первичной документации, расходных документов, черновой печати, студентов и школьников. Выпускается всеми основными производителями.
На рынке предоставлена широким ассортиментом. От всех известных отечественных SvetoCopy и «Снегурочки» до менее популярных марок Maestro Standart (Словакия), Xerox Performer (Англия), Ballet Universal, ZOOM A4 (Финляндия), Nota Office Paper (Финляндия).
Бумага класса В – класс офисной бумаги, набирающий популярность ввиду своей универсальности. При незначительно повышенной стоимости (примерно 10-15%), вы получаете гораздо более качественный продукт. Основная отличительная особенность – более высокая непрозрачность (91-92%) и белизна (97-98% по ISO, 152-160% по CIE), она более гладкая и менее шероховатая. Это позволяет использовать бумагу класса В для двухсторонней и высокоскоростной печати, цветного и лазерного копирования большими тиражами. Она рекомендована для архивного хранения документов с гарантированным сроком до 100 лет.
Если вы используете в работе большое количество печатных документов и сетевые лазерные печатные устройства с высокой производительностью и двухсторонней печатью – выбирайте бумагу класса В. В определенной степени может быть использована и в струйных принтерах, например для чернового варианта и пробы. Основные виды бумаги класса В на нашем рынке: Ballet Classic (Россия), Maestro Special (Словакия), XEROX Business (Англия), ZOOM Extra (Финляндия), IQ Allround (Россия).
Применяется, в том числе и для струйной черно-белой и цветной печати, обеспечивая быстрое высыхание и впитываемость чернил. Высокая белизна позволяет максимально отразить цветопередачу при цветной печати и контрастность в черно-белом варианте. Более высокие требования к влажности и жесткости, поэтому данная бумага не скручивается при высоких температурах и давлении в принтере. Рекомендуется для использования в архивах с гарантийным сроком хранения документов до 150 лет.
В любом уважающем себя офисе всегда должна быть бумага класса А. Представительские документы, напечатанные на такой бумаге – это ваш престиж и показатель уровня бизнеса. Наибольшее распространение в России получили следующие марки бумаги класса А: Ballet Premier (Россия), IQ Premium (Австрия), ZOOM Image (Финляндия), DATA Copy (Швеция), XEROX Premier (Англия).
Некоторые виды бумаги для оргтехники обладают характеристиками (или одной определенной характеристикой), значительно лучшими для одного класса, но недотягивающие для более высокого класса. С чьей-то легкой руки ей стали присваивать промежуточные классы: В+, А+ и даже С+. В качестве примера можно привести бумагу Nota Office Paper (Stora Enso, Финляндия). Её характеристики выше класса С, не дотягивают до класса В. Другой пример – непонятная ситуация с Ballet Universal и Ballet Classic. Одни относят Ballet Universal к классу В, а Ballet Classic к классу В+. Другие Ballet Universal к классу С+, а Ballet Classic к классу В. В любом случае, посмотрите на характеристики бумаги в спецификации и вы сможете подобрать необходимую.
Какой тип бумаги выбрать для работы в офисе?
Содержание
Бумага для офисной техники формата А4 — один из самых расходных материалов в деловом мире. Неважно, маленькое у вас ИП или огромная компания: отчеты, записки, копии презентаций и приказы почти всегда запрашиваются в печатном формате.
Рынок офисной бумаги достаточно большой и живой. Россия, Австрия, Франция и другие страны-производители постоянно улучшают свою продукцию и ищут способы ее совершенствования.
На первый взгляд, все упаковки белой офисной бумаги одинаковые, но почему тогда их — такое большое количество? Как выбрать тип бумаги А4, и что значит плотность в характеристиках, рассказывает специалист Офисмага.
Типы офисной бумаги
Несмотря на простоту задачи (зашел, оплатил, ушел), прежде чем отправляться за покупкой, стоит ответить на несколько вопросов, а именно:
Как можно заметить, рынок представляет большое количество вариантов. От чего стоит отталкиваться при выборе бумаги?
Пробежимся коротко: вся офисная бумага от производителя, будь то для лазерных или струйных принтеров, делится на 3 класса: А, В и С. У некоторых производителей есть также премиальные линейки, но они востребованы в разы меньше по сравнению с «классическими» вариантами.
Класс «А» подразумевает под собой наивысшие показатели по всем характеристикам: непрозрачность, гладкость, яркость и другие свойства делают этот тип бумаги идеалом среди прочих, что в свою очередь отражается на цене. Такой расходный материал часто используется для документов, чей внешний вид играет не последнюю роль.
Помимо класса бумаги стоит брать в расчет вид техники, который будет использоваться. Например, если у вас лазерный принтер, то обращайте внимание, что бумага должна:
Часто для того, чтобы покупателю было проще сориентироваться в совместимости бумаги с техникой, на упаковке рядом с видами печати ставят отметки в виде звездочек от одной до пяти. Чем их больше, тем лучше совместимость с той или иной оргтехникой.
Не спешите отчаиваться, если таких обозначений не нашли. Покрутите пачку в руках или приблизьте изображение в каталоге: вы наверняка встретите пару фраз о совместимости на самой упаковке как на этом скриншоте.
Листы должны быть гладкими с аккуратно обрезанными прямыми краями. Если такое требование будет проигнорировано, то даже самый лучший по характеристикам расходный материал попросту может смяться и застрять в принтере.
Помните также о правильных условиях хранения офисной бумаги, которую вы закупаете.
Характеристики офисной бумаги
Если вам кажется, что разницы между классами нет и всё это выдумки, то спешим вас переубедить. Два листа бумаги для офисной техники часто могут соответствовать ГОСТ и относиться при этом к разным типам, которые отличаются по следующим показателям:
Основные | Второстепенные |
---|---|
Плотность. | Жесткость. |
Белизна и яркость. | Толщина. |
Непрозрачность. | |
Шероховатость. |
Плотность бумаги
Параметр, который определяет совместимость листов с оргтехникой. Если, например, бумага будет плотнее необходимого, то лист может не пройти на печать или помяться на выдаче.
Производители знают эту особенность, как знают и то, что самый востребованный показатель плотности — 80 г/м2 (есть еще иностранное обозначение gsm, расшифровывается как «грамм на квадратный метр»). Такому негласному стандарту мы обязаны компании Xerox: именно она придумала первый копировальный аппарат и заложила совместимость с бумагой такой плотности.
Также есть бумага в диапазоне от 90 до 130 г/м2. Производится она для специальной офисной техники и, как правило, эта особенность всегда указывается на самой электронике.
Белизна и яркость бумаги
На самом деле это два разных показателя, которые имеют отдельные обозначения на международной арене.
ISO это параметр белизны, CIE — яркости. Чем выше процент этих показателей, тем бумага белее и ярче, но при этом дороже.
Если для проверки белизны достаточно взглянуть на лист, то чтобы оценить яркость, нужно поднести бумагу на свет и посмотреть, каким сильным будет отражение от поверхности.
В России эти показатели чаще всего взаимозависимы, поэтому в характеристиках можно встретить одно значение вместо двух — белизну. Она может быть указана как до 100% (по ISO) так и выше 100% (по CIE) с обязательной пометкой, по какой шкале выставлен процент.
Например, самая яркая бумага в нашем каталоге —- французская Double A. Её показатель по CIE = 175%.
Если же вам необходимо распечатать презентацию или другой официальный документ, то стоит иметь про запас упаковку бизнес-класса.
Второстепенные характеристики — не значит не важные
Например, жесткость влияет на целостность листа во время печати. Если этот показатель ниже среднего, то офисная бумага может замяться, а если выше — есть вероятность, что лист не пройдет на печать.
Чем меньше шероховатость (или иначе: чем больше гладкость), тем качественнее и чище печатается картинка.
Непрозрачность —- очень важный фактор для двусторонней печати и цветных изображений. Мало кому хочется, чтобы текст с обратной стороны просвечивался, верно?
Толщина: нельзя путать этот показатель с плотностью. Более того, чем он больше, тем меньше он подходит для печати на некоторых устройствах, т.к. такая бумага часто бывает пористой.
Есть также такие характеристики, как влажность, стойкость к нагреву, срок хранения и электропроводность.
Среди отечественных производителей популярностью пользуется офисная бумага SvetoCopy (Светокопи), но это далеко не единственная марка, на которую стоит обратить внимание.
Одни из популярных позиций каталога являются:
Что касаемо класса цветной бумаги для офисной техники, то чаще это «А». Не спешите расстраиваться, если вариант подошел вам по цвету и цене, но на нем не указан тип. Благодаря тому, что вы знаете, какими показателями должна обладать хорошая бумага, сделать правильный выбор будет проще простого!
Какого цвета и как обозначаются провода ноля, фазы и земли в электрике?
Цветовая маркировка изоляции проводников важна для более быстрого и правильного монтажа электрораспределительных устройств, удобства ремонта и исключения ошибок. Цвета проводов в электрике регламентированы нормативными документами (ПУЭ и ГОСТ Р 50462-2009).
Зачем нужна цветовая маркировка проводов и кабелей
Работы по монтажу и обслуживанию в электрических установках связаны не только с обеспечением надежности, но и безопасности. Требуется полное исключение ошибок. Для этих целей разработана система цветных обозначений изоляции жил, которая определяет, какого цвета провода фаза, ноль и земля.
По ПУЭ допускается такая расцветка токоведущих жил:
В приведенном перечне содержится много вариантов расцветок проводов, но нет нескольких цветов, которые используются только для обозначения нулевых и защитных проводов:
Допускается использование для заземления жил с изоляцией зеленого цвета с желтой полосой, а для совмещенных проводников голубой изоляции с желто-зелеными метками на концах.
Расцветка должна быть единой в каждой цепи в пределах одного устройства. Ответвления цепей должны выполняться одинаково окрашенными проводниками. Использование изоляции без различий в оттенках говорит о высокой культуре монтажа и сильно облегчает дальнейшее обслуживание и ремонт оборудования.
Окраска фазы
В тех случаях, когда монтаж электроустановки выполнен при помощи жестких металлических шин, применяется окраска шин несмываемой краской следующих цветов:
Расцветка фаз должна сохраняться в пределах всего устройства, но не обязательно на всей поверхности шины. Допускается маркировать обозначение фазы только в местах подсоединения. На окрашенной поверхности можно продублировать цвет символами «ЖЗК» для краски соответствующих цветов.
Если шины недоступны для осмотра или работы, когда на них присутствует напряжение, то допускается их не окрашивать.
Цвет фазных проводов, подключенных к жестким шинам, может не совпадать с ними по расцветке, поскольку видна разница в принятых системах обозначений гибких проводников и жестких стационарных распределительных шин.
Цвет нейтрали
Какого цвета нулевой провод, оговаривают стандарты ГОСТ, поэтому при взгляде на монтаж силовой установки не должен возникать вопрос, синий провод — это фаза или ноль, поскольку синий цвет и его оттенки (голубой) приняты для обозначения нейтрали ( рабочего заземления ).
Другие цвета окраски нейтральных жил не разрешаются.
Единственно допустимый вариант использование синей и голубой изоляции — обозначение отрицательного полюса или средней точки в цепях постоянного тока. Больше нигде такую расцветку использовать нельзя.
Цветовая маркировка провода заземления
Правила указывают, какого цвета провод заземления в электрических установках. Это желто-зеленый провод, окраска которого хорошо выделяется на фоне остальных жил. Допускается использование провода с желтой изоляцией и зеленой полосой на ней, или может быть зеленая изоляция с желтой полосой. Не разрешено использовать никакой другой цвет провода земли, как не допускается применять зелено-желтые жилы для монтажа цепей, на которых присутствует или может быть подано напряжение.
Перечисленные правила маркировки соблюдаются в странах постсоветского пространства и в странах Евросоюза. Другие государства маркируют жилы иным образом, что можно видеть на аппаратуре импортного производства.
Основные цвета для маркировки за рубежом:
Стандарты ряда стран допускают использовать в качестве защитного заземления оголенный металл без изоляции.
Провода заземления коммутируются на сборных неизолированных клеммах и соединяют между собой все металлические части конструкции, у которых отсутствует надежный электрический контакт между собой.
Расцветка в сети 220В и 380В
Монтаж одно- и трехфазных электрических сетей облегчается, если проводка выполнена многоцветным проводом. Ранее для однофазной квартирной проводки использовали плоский двухжильный провод белого цвета. При монтаже и ремонте для исключения ошибок необходимо было прозванивать каждую жилу в отдельности.
Выпуск кабельной продукции с окраской жил разными цветами снижает трудоемкость работ. Для обозначения фазы и нуля в однофазной проводке принято использовать следующие цвета:
Маркировка фаз в трехфазной сети немного отличается:
Кабельная продукция отечественного производства соответствует стандарту окраски жил, поэтому многофазный кабель содержит разноокрашенные жилы, где фаза — белый, красный и черный, ноль — синий, а земля — желто-зеленый проводники.
При обслуживании сетей, смонтированных по современным стандартам, можно безошибочно определить назначение проводов в распределительных коробках. При наличии жгута разноцветных проводов коричневый из них будет обязательно фазным. Нулевой провод в распределительных коробках ответвлений и разрывов не имеет. Исключение составляют отводы к многополюсным коммутирующим аппаратам с полным размыканием цепи.
Расцветка в сетях постоянного тока
Для сетей постоянного тока принято маркировать проводники, подсоединенные к положительному полюсу красным цветом, к отрицательному — черным или синим. В двуполярных цепях изоляция голубого оттенка применяется при маркировке средней точки (нуля) питания.
Не существует стандартов на цветные обозначения в цепях с напряжением нескольких номиналов. Какого цвета провода плюс и минус, какое в них напряжение — это можно определить только по расшифровке производителя устройства, которая часто приводится в документации или на одной из стенок конструкции.
Пример: блок питания компьютера или автомобильная электропроводка.
Автомобильная проводка характеризуется тем, что в ней цепи с положительным напряжением бортовой сети имеют красный цвет или его оттенки (розовый, оранжевый), а подключаемые к массе — черный. Остальные провода имеют специфическую окраску, которая определяется производителем автомобилей.
Буквенное обозначение проводов
Цветная маркировка может дополняться буквенной. Частично символы для обозначения стандартизированы:
Для обозначения клемм подключения защитного заземления используется специальный символ, который нанесен на клемму штамповкой или на корпус прибора в виде наклейки. Символ заземления единый для большинства стран мира, что уменьшает вероятность путаницы.
В многофазных сетях символы дополняются порядковым номером фазы:
Встречается маркировка по старым стандартам, когда фазы обозначаются символами А, В и С.
Отступлением от стандартов является комбинированная система обозначения фаз:
В сложных устройствах могут встречаться дополнительные обозначения, характеризующие наименование или номер цепи. Важно, чтобы маркировка проводников совпадала в пределах всей цепи, где они участвуют.
Буквенные обозначения наносятся несмываемой, хорошо различимой краской на изоляцию вблизи концов жил, на отрезки ПВХ изоляции или термоусаживающейся трубки.
Клеммы подключения могут иметь нанесенные знаки, которые обозначают цепи и полярности питания. Такие знаки выполняются краской, штамповкой или травлением в зависимости от использованного материала.
Как читать и понимать технические характеристики усилителей?
Наглядное пособие для начинающих
Как читать и понимать технические характеристики усилителей?
Наглядное пособие для начинающих
Продолжаем изучать что же скрывается за цифрами в таблице технических характеристик компонентов вашей аудиосистемы. В прошлый раз мы говорили об акустических системах, сегодня подошла очередь усилителей. Во многом, параметры их работы имеют схожие названия, но суть при этом зачастую отличается.
Как и для акустических систем, здесь тоже справедливо наблюдение, что ТТХ никак не определяют характер звучания усилителя. Однако, в этом классе аудиотехники меняется подход – если акустика во многом определяет «голос» системы, то идеальный усилитель должен отсутствовать в тракте. Другими словами, его влияния в идеале (которого не достичь) слышно быть не должно, а задача усилителя – в максимальной мере раскрыть потенциал акустики. И способность стать для колонок оптимальным партнером вполне можно оценить по техническим параметрам модели, сокращая перечень кандидатов и экономя время на прослушивание заведомо не слишком совместимых пар усилителей и акустических систем.
Рабочий частотный диапазон или диапазон воспроизводимых частот
Немецкий стандарт DIN 45500, принятый в далеком 1974 году и определивший группу критериев соответствия аудиотехники классу Hi-Fi (High Fidelity), декларирует, что рабочий частотный диапазон усилителя должен простираться как минимум от 20 Гц до 20 кГц. При этом, как и в случае акустических систем, нужно помнить о том, что сами по себе границы этого диапазона ни о чем не говорят – они становятся информативными только будучи дополнены условиями измерения.
В связи с этим, отметим два момента. Во-первых, значение какого-либо параметра для системы в целом определяется самым «узким местом» – компонентом с наихудшим значением этого параметра. Для аудиосистемы по большинству параметров таким звеном будут колонки, для которых, к примеру, рабочий диапазон от 20 Гц до 20 кГц с неравномерностью +/- 0,1 дБ практически недостижим. Во-вторых, если включить в рассмотрение (в состав системы) и ваш слуховой аппарат, то, возможно, узким местом окажется именно он – с возрастом острота слуха снижается, особенно в высокочастотной области. В итоге, говоря о рабочем частотном диапазоне усилителя, нужно лишь следить, чтобы этот диапазон с запасом перекрывал возможности акустических систем, с которыми он работает, а в рабочем частотном диапазоне акустики демонстрировал минимальную неравномерность АЧХ.
Отношение сигнал/шум
Если лишить усилитель полезного сигнала, выключив все источники, то поставив регулятор громкости на максимум и внимательно прислушавшись можно услышать в колонках слабый шум (слабый – если, конечно, ваш усилитель исправен). Это паразитный шум вашего усилителя, вызванный как внешними электромагнитными наводками на электронные компоненты схемы, так и собственными шумами этих компонентов, которые могут возникать по самым разным причинам, к примеру, по мере повышения их температуры.
Отношение мощности полезного гармонического сигнала к уровню собственного шума усилителя и называется отношением сигнал/шум (S/N ratio) и измеряется в дБ. У современных транзисторных усилителей этот параметр порой переваливает за 100 дБ. Помня о том, что оценка уровней сигналов в дБ использует логарифмическую, а не линейную шкалу, получаем, что собственные шумы усилителя более чем в десять миллиардов раз тише, чем уровень полезного сигнала. Иначе говоря, этим шумом можно просто пренебречь, и разницу «шумности» двух усилителей с отношением сигнал/шум, к примеру, 85 дБ и 120 дБ на слух вы вряд ли сможете определить.
Коэффициент гармонических искажений
Задача усилителя в точности повторить форму входного сигнала на выходе, но с большей амплитудой. Но это в теории. А на практике для усиления применяют активные элементы, характеристики которых далеки от линейных, и которые, вне зависимости от нашего желания, искажают исходный сигнал. К синусоиде на входе добавляются гармоники с кратной частоте полезного сигнала частотой. И пусть их амплитуда в сравнении с полезным сигналом мала, но, тем не менее, они вызывают изменения исходной формы, то есть, вносят искажения.
Отношение суммарного уровня дополнительных гармоник к уровню полезного сигнала называют коэффициентом гармонических искажений (THD – Total Harmonic Distortion). В большинстве случаев измерения этого параметра проводят на частоте 1 кГц либо при половинной мощности усилителя, либо при максимальной. Для современных транзисторных усилителей этот параметр составляет доли процента, а уловить на слух разницу в звучании усилителя с КНИ 0,05% и 0,005% получится только у «золотого уха». Остается добавить, что на границах рабочего диапазона, то есть, в области самых низких и самых высоких частот, этот показатель растет.
Коэффициент интермодуляционных искажений
Но не так страшны гармонические искажения, как иные их виды. Гармоники сопровождают прослушивание музыки всегда, даже когда мы наслаждаемся живой музыкой – звучание основного тона музыкального инструмента обычно сопровождают гармоники более высокого порядка – обертоны. Причем, их присутствие не только не портит впечатление, а обогащает звучание. На субъективное восприятие влияет уровень этих гармоник и их порядок – чётные или нечётные. В результате исследований в области психоакустики выяснилось, что чётные гармоники даже заметного уровня на слух воспринимаются лучше, чем нечётные существенно меньшей интенсивности.
Но куда сильнее звучание портят интермодуляционные искажения (IMD – Inter Modulation Distortion), которые возникают при усилении мультитонового музыкального сигнала, когда на выходе усилителя появляются паразитные составляющие с частотами, являющимися суммой или разностью частот спектра входного сигнала, а также суммой или разностью частот гармоник полезного сигнала, попадающих на вход усилителя через обратную связь. Их «заметность» на слух определяется тем, что подобные искажения никак не коррелируют с основными тонами музыкального сигнала.
Разделение между каналами
Для многоканальных усилителей, к которым относятся и стереофонические компоненты, одним из важных параметров является разделение каналов (Channel separation), характеризующий степень проникновения сигнала из одного канала в другой. При этом, наведенный в соседний канал сигнал по сути является паразитным, потому этот показатель часто называют перекрестными помехами.
Отношение наведенного из соседнего канала сигнала к полезному измеряется в дБ – чем этот параметр хуже (меньше), тем сложнее усилителю сформировать объемную стереокартину. Если говорить о зависимости этого параметра от частоты сигнала, то в большинстве случаев с ростом частоты разделение каналов ухудшается. Другими словами, проблема наиболее сильно проявляется в области ВЧ.
Коэффициент демпфирования
Тем временем, мы приближаемся к наиболее значимым характеристикам усилителей аудиосигнала. Коэффициент демпфирования (иногда его называют демпинг-фактор) характеризует способность усилителя бороться с паразитными напряжениями, возникающими в результате инерционных перемещений звуковой катушки в магнитном поле в динамических головках колонок. Несмотря на усилия разработчиков динамиков, создать невесомый (а значит лишенный инерции), но достаточно прочный диффузор невозможно, потому, как следствие, диффузор будет совершать колебания, не связанные с воспроизведением полезного сигнала – по инерции.
Коэффициент демпфирования характеризует отношение номинального сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя. Чем этот показатель больше, а выходное сопротивление усилителя ниже, тем эффективнее аппарат сможет компенсировать такие паразитные колебания. Выбирая усилитель, достаточным можно считать значение коэффициента демпфирования более 100 единиц. Если этот параметр превышает 300, то вероятность, что эта модель сможет укротить самые тугие колонки, возрастает. У усилителей топового уровня коэффициент демпфирования измеряется тысячами единиц.
Мощность
Наконец, мы подошли к главному – группе параметров, которые описывают эффективность выполнения основной задачи усилителя – собственно, усиления сигнала. Эта способность характеризуется мощностью, измеряемой в Ваттах. А вот способов измерения мощности может быть множество, каждый из которых даст свой результат, который может весьма значительно отличаться от других. И «польза» от этих параметров будет тоже весьма разной.
Номинальная мощность
Мощность усилителя, до достижения которой нелинейные искажения не превышают заданного порога, называется номинальной. При этом, в качестве такого порога обычно выбирают значение, при котором ухо не различает искажений – чаще всего это доли процента. Показатель измеряется при подаче на вход синусоидального сигнала частотой 1 кГц, когда усилитель работает с нагрузкой с определенным сопротивлением – чаще всего 4 или 8 Ом.
Среди особенностей этого показателя, которые необходимо учитывать при оценке, отметим тот факт, что реальный музыкальный сигнал весьма далек от тестового – к примеру, он несет целый частотный спектр, а, как известно, сопротивление акустической системы зависит от частоты сигнала, подаваемого на неё. На каких-то частотах сопротивление может оказаться существенно ниже номинального, и как поведет себя усилитель в этой ситуации этот параметр не подскажет. Второй момент – зависимость КНИ от выходной мощности чаще всего довольно сложна. К примеру, для усилителей, работающих в классе AB, нелинейные искажения на низкой мощности могут быть выше, чем при работе на номинальной. А с учётом того, что основное количество музыкальной информации статистически воспроизводится на низких уровнях мощности, реальные искажения при прослушивании музыки оказываются выше порога, установленного при измерении номинальной мощности.
Максимальная мощность
Выходная мощность усилителя без оглядки на уровень нелинейных искажений называется максимальной. Критерием здесь выступает не уровень КНИ, а способность усилителя работать на такой мощности продолжительное время – то есть, сохраняя работоспособность. Что может подсказать полезного любителю музыки этот параметр не очень понятно.
Для моделей иностранного производства, преобладающих в наших системах, используют иные технические показатели мощности, впрочем, разница там в основном лишь в названиях.
DIN Power
DIN Power очень близкий по сути параметр к номинальной мощности – это мощность, развиваемая усилителем при работе на нормированную нагрузку с нелинейными искажениями, не превышающими заданного уровня. Измерения этого показателя проводят в течение 10 минут синусоидальным сигналом частотой 1 кГц при пороге коэффициента нелинейных искажений 1%. Второй вариант этого параметра – IHF Power, для измерения которой искажения ограничивают на уровне 0,1%. И, наконец, третьей вариацией этого параметра стала DIN Music Power, для измерения которой используют не синусоидальный сигнал, а музыкальный, характеризуемый конкретной полосой частот. Например – 100 W (4 Ω, 20 – 20000 Hz, THD 0,1%).
RMS Power
Среднеквадратичное значение мощности при нелинейных искажениях, не превышающих определенного порога, называют Root Mean Squared (RMS) Power. Измеряется этот показатель на синусоидальном сигнале частотой 1 кГц с порогом КНИ составляющем 10%. Данный параметр имеет корни в электротехнике, и для аудио особой информационной ценности не имеет, поскольку наше ухо фиксирует амплитудные значения сигнала, а не среднеквадратичные, и какие-либо усреднения для слуха вряд ли можно применять.
Показатель Peak Music Power Output (PMPO) по смыслу повторяет максимальную мощность усилителя, за исключением того, что здесь речь идет о пиковом значении мощности – то есть, мощности, достигаемой на очень небольшом промежутке времени, как правило не превышающем 10 миллисекунд (для максимальной мощности речь шла о работе в течение длительного времени). Потому, когда на пластмассовом бочонке длиной метр мы видим наклейку PMPO 1000 Вт обольщаться не стоит – номинальная мощность усилителя такого бумбокса редко превышает 10 Ватт.
А что ещё?
Прочие параметры, которые можно встретить в таблицах ТТХ, сопровождающих усилители, обычно не нуждаются в пояснениях – потребляемая мощность, размеры корпуса и вес, цвет и используемые материалы отделки говорят сами за себя. И именно эти параметры наиболее «близки» для понимания и ценны для анализа. Единственный комментарий в их отношении – если выходные каскады усилителя работают в классе А или АВ, а его вес не впечатляет воображение – это повод усомниться в его способностях, ибо физику не обманешь, и такому усилителю, имеющему сравнительно низкий КПД, нужен мощный блок питания и эффективная система охлаждения, а это, прежде всего, отражается на весе устройства. Аналогично обстоит дело с потребляемой мощностью, по которой можно оценить способность блока питания усилителя обеспечить необходимые пиковые нагрузки.