Турворон что это такое
Кто такое «Турворон»
Но вот из-за быстрых туч стремительно выкатилась луна. Черно-синие
сугробы засверкали мягким матовым блеском, и Гек увидел, что медведь этот
вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест
сено.
Было досадно. Гек залез на кровать под тулуп, а так как только что он
думал о нехорошем, то и сон к нему пришел угрюмый.
Приснился Геку странный сон!
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.
Аркадий Гайдар, «Чук и Гек».
Объясните мне, что это за «Турворон»? Меня в детстве пугал этот образ.
«И вот как раз в то время, когда Чук шел доставать из укромного места свою драгоценную коробочку, а Гек в комнате пел песни, вошел почтальон и передал Чуку телеграмму для матери.
Чук спрятал телеграмму в свою коробочку и пошел узнать, почему это Гек уже не поет песни, а кричит:
Р-ра! Р-ра! Ура!
Эй! Бей! Турумбей!
Чук с любопытством приоткрыл дверь и увидел такой «турумбей», что от злости у него затряслись руки.
Посреди комнаты стоял стул, и на спинке его висела вся истыканная пикой, разлохмаченная газета. И это ничего. Но проклятый Гек, вообразив, что перед ним туша медведя, яростно тыкал пикой в желтую картонку из-под маминых ботинок».
«Наконец заснул и Гек.
Когда Гек проснулся, колеса, уже без всяких разговоров, мерно постукивали под полом вагона».
«. и Гек увидел, что медведь этот вовсе не медведь, а просто это отвязавшаяся лошадь ходит вокруг саней и ест сено.
Было досадно. Гек залез на кровать под тулуп, а так как только что он думал о нехорошем, то и сон к нему пришел угрюмый.
Приснился Геку странный сон!
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.
» Большие и маленькие колокола звонили так:
Ну так человек слышит мир! А автор не объясняет! (И правильно делает! :-)))
________
Дневник Аркадия Гайдара за 1940 год содержит запись: «Позапрошлый год, в декабре, кажется, писал «Чук и Гек». Время для меня было крутое».
Турворон что это такое
Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.
Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
Ребятишек у него было двое – Чук и Гек.
А жили они с матерью в далеком огромном городе, лучше которого и нет на свете.
Днем и ночью сверкали над башнями этого города красные звезды.
И, конечно, этот город назывался Москва.
Как раз в то время, когда почтальон с письмом поднимался по лестнице, у Чука с Геком был бой. Короче говоря, они просто выли и дрались.
Из-за чего началась эта драка, я уже позабыл. Но помнится мне, что или Чук стащил у Гека пустую спичечную коробку, или, наоборот, Гек стянул у Чука жестянку из-под ваксы.
Только что оба эти брата, стукнув по разу друг друга кулаками, собирались стукнуть по второму, как загремел звонок, и они с тревогой переглянулись. Они подумали, что пришла их мама! А у этой мамы был странный характер. Она не ругалась за драку, не кричала, а просто разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе. А в одном часе – тик да так – целых шестьдесят минут. А в двух часах и того больше.
Вот почему оба брата мигом вытерли слезы и бросились открывать дверь.
Но, оказывается, это была не мать, а почтальон, который принес письмо.
Тогда они закричали:
– Это письмо от папы! Да, да, от папы! И он, наверное, скоро приедет.
Тут, на радостях, они спали скакать, прыгать и кувыркаться по пружинному дивану. Потому что хотя Москва и самый замечательный город, но когда папа вот уже целый год как не был дома, то и в Москве может стать скучно.
И так они развеселились, что не заметили, как вошла их мать.
Она очень удивилась, увидав, что оба ее прекрасных сына, лежа на спинах, орут и колотят каблуками по стене, да так здорово, что трясутся картины над диваном и гудит пружина стенных часов.
Но когда мать узнала, отчего такая радость, то сыновей не заругала.
Она только турнула их с дивана.
Кое-как сбросила она шубку и схватила письмо, даже не стряхнув с волос снежинок, которые теперь растаяли и сверкали, как искры, над ее темными бровями.
Всем известно, что письма бывают веселые или печальные, и поэтому, пока мать читала, Чук и Гек внимательно следили за ее лицом.
Сначала мать нахмурилась, и они нахмурились тоже. Но потом она заулыбалась, и они решили, что это письмо веселое.
– Отец не приедет, – откладывая письмо, сказала мать. – У него еще много работы, и его в Москву не отпускают.
Обманутые Чук и Гек растерянно глянули друг на друга. Письмо казалось самым что ни на есть распечальным.
Они разом надулись, засопели и сердито посмотрели на мать, которая неизвестно чему улыбалась.
– Он не приедет, – продолжала мать, – но он зовет нас всех к себе в гости.
Чук и Гек спрыгнули с дивана.
– Он чудак человек, – вздохнула мать. – Хорошо сказать – в гости! Будто бы это вел на трамвай и поехал…
– Да, да, – быстро подхватил Чук, – раз он зовет, так мы сядем и поедем.
– Ты глупый, – сказала мать. – Туда ехать тысячу и еще тысячу километров поездом. А потом в санях лошадьми через тайгу. А в тайге наткнешься на волка или на медведя. И что это за странная затея! Вы только подумайте сами!
– Гей-гей! – Чук и Гек не думали и полсекунды, а в один голос заявили, что они решили ехать не только тысячу, а даже сто тысяч километров. Им ничего не страшно. Они храбрые. И это они вчера прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку.
И так они говорили долго, размахивали руками, притопывали, подпрыгивали, а мать сидела молча, все их слушала, слушала. Наконец рассмеялась, схватила обоих на руки, завертела и свалила на диван.
Знайте, она давно уже ждала такого письма, и это она только нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер.
Наконец все дела были закончены. Уже запаковали багаж. Приделали второй замок к двери, чтобы не обокрали квартиру воры. Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. И вот мать уехала на вокзал покупать билеты на вечерний завтрашний поезд.
Но тут без нее у Чука с Геком получилась ссора.
Ах, если бы только знали они, до какой беды доведет их эта ссора, то ни за что бы в этот день они не поссорились!
У запасливого Чука была плоская металлическая коробочка, в которой он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса и еще всякие очень нужные вещи.
У Гека такой коробочки не было. Да и вообще Гек был разиня, но зато он умел петь песни.
И вот как раз в то время, когда Чук шел доставать из укромного места свою драгоценную коробочку, а Гек в комнате пел песни, вошел почтальон и передал Чуку телеграмму для матери.
Чук спрятал телеграмму в свою коробочку и пошел узнать, почему это Гек уже не поет песни, а кричит:
Чук с любопытством приоткрыл дверь и увидел такой «турумбей», что от злости у него затряслись руки.
Посреди комнаты стоял стул, и на спинке его висела вся истыканная пикой, разлохмаченная газета. И это ничего. Но проклятый Гек, вообразив, что перед ним туша медведя, яростно тыкал пикой в желтую картонку из-под маминых ботинок. А в картонке у Чука хранилась сигнальная жестяная дудка, три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги – сорок шесть копеек, которые он не истратил, как Гек, на разные глупости, а запасливо приберег в дальнюю дорогу.
Новое в блогах
Советские ужасы в книгах Гайдара.
Друзья, думаю все вы знаете детского советского писателя Аркадия Гайдара — в СССР это был чуть ли не главный детский советский писатель, который вместе с советскими пропагандистскими книжками про Ленина и Октябрь был ответственен за формирование «советской идентичности» и прививание подрастающему поколению советских мемов.
Про личную трагедию Аркаши Голикова я уже рассказывал вот в этом посте — Аркадий до конца дней мучился ужасами «Гражданской войны» и говорил «мне часть сняться люди, убитые мною в детстве». А сегодня я хотел бы разобрать несколько произведений Гайдара — чтобы показать вам, насколько они на самом деле страшные. И вот этой жутью с утра до ночи кормили детей — превращая многих из них в законченных совков.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о советских ужасах в книгах Гайдара. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
«Военная тайна».
Это одна из главных повестей в творчестве писателя Гайдара, которой пичкали советских пионеров все совковые годы. Сюжет повести достаточно незамысловатый — девушка Натка едет работать вожатой в пионерлагерь, где знакомиться с пионерами, с которыми происходят разные истории.
Повесть буквально напичкана пропагандой и сталинской шизофренией тридцатых годов — пионерам всюду мерещатся шпионы и агенты империалистических разведок, они рассказывают друг другу истории о «советских коммунистах, замученных в кишинёвских тюрьмах» и постоянно готовятся к войне — упражняясь в стрельбе по мишеням-буржуям в тире, а также сколачивая и раскрашивая фанерные танки для «пионерских парадов». На фоне всего этого в стране постоянно идёт какой-то военный движ и постоянно куда-то перебрасываются войска.
Кстати, именно в эту повесть вставлен рассказ про Мальчиша-Кибальчиша, ставший отдельным советским мемом — в рассказе вместо реальной истории большевистского переворота и последовавшей за ней войны с собственным народом рассказывается советский миф о нападении буржуинов на советских людей. Что интересно — в совковых иллюстрациях к этому рассказу «буржуинов» рисовали очень противных — с жёлтыми лицами и при этом в чёрных цилиндрах и лаковых туфлях.
Многие пионеры именно так и представляли себе «Гражданскую войну» и сжимали кулаки, готовясь мстить за Мальчиша. Кому мстить? Да всему миру! Замучили нашего Мальчиша проклятые заокеанские пиндосы. Домбас независим!
В общем — это очень мрачная повесть, напичканная милитаризмом и бредовым пониманием действительности.
«Тимур и его команда».
Ещё одна знаменитая повесть Гайдара, которую обычно знают по всяким там пересказам да советским фильмам — откуда было выкинуто много гайдаровского бреда. Если вы спросите у друзей, о чём эта повесть — то большинство ответит, что мол про то, как пионеры помогали старикам.
На самом же деле оригинальный текст повести полон гайдаровско-сталинского бреда о шпионах и «предстоящей войне», а также доверху напичкан советской пропагандой. Самое главное, что должны мы, люди XX века вынести из этой бредовой повести — это то, насколько большевики раскололи народ, объявив всех несогласных врагами, и устроив войну и репрессии в мирное время.
Тимур и его команда не просто помогают старикам, они воюют с теми, кто с ними не согласен — объявив «хулигана Квакина» классовым врагом и проводя против него различные спецоперации, в том числе и ночные — аллюзия на приезд ночных сталинских «воронков» ко всем несогласным с советской властью.
Героям книги кругом мерещятся шпионы и враги, их «команда» устроена по военному образцу — с паролями, спецсигналами, тайной разведкой и поиском предателей, они постоянно ждут нападения и сами готовятся напасть, а один из героев книги по имени Георгий, играющий старого солдата в спектакле, читает такие стихи:
Я третью ночь не сплю. Мне чудится все то же
Движенье тайное в угрюмой тишине.
Винтовка руку жжет. Тревога сердце гложет,
Как двадцать лет назад ночами на войне.
Но если и сейчас я встречуся с тобою,
Наемных армий вражеский солдат,
То я, седой старик, готовый встану к бою,
Спокоен и суров, как двадцать лет назад.
В конце книги Георгий уплывает куда-то на бронепоезде вместе с множеством других красноармейцев — всё это подаётся на такой позитивно-ностальгической ноте — «ах, уехали воевать наши соколы, возвращайтесь поскорее». Повесть написана в 1939 году — и скорее всего Георгий поехал захватывать Финляндию или Польшу...
«Судьба барабанщика».
Невероятно бредовая повесть сталинских лет — к мальчику, которого оставили следить за московской квартирой, приезжает «фальшивый дядя» — который на самом деле оказывается не дядей, а буржуинским шпионом — он приехал в СССР, чтобы похитить документы тайной разработки одной военной хрени.
В повести в полной мере цветёт сталинская паранойя тридцатых годов — кругом враги и шпионы, которые могут даже прикидываться вашими друзьями и родственниками, и даже ваш сосед Вася может оказаться японским шпионом, что был завербован ещё 20 лет назад. Представляете гад какой? Что ещё интересно — отец мальчика (главного героя книги) незадолго до этого был репрессирован и отправлен в лагеря — но мальчик убеждает себя, что так и должно быть, что государство ошибаться не может.
В конце книги мальчик разоблачает фальшивого дядю-шпиона и стреляет в него из пистолета, но и сам получает пулевое ранение в горло, после чего теряет сознание и приходит в себя через несколько дней в госпитале в посёлке под Киевом.
И вот эта концовка по-своему очень интересная — по сути Гайдар сконструировал в этом госпитале некое подобие «советского того света» и «загробной жизни», в которой всё становится на свои места. К очнувшемуся мальчику в госпиталь приходит «добрый ангел» в форме НКВД, который разъясняет, кто и кем был в его жизни — вот этот твой друг был просто хулиганом, вот этот мужик — бандитом, а тот который «дядя» — это вот настоящий шпион. А ещё мальчик встречается со своим отцом (аллюзия на загробную встречу с давно умершими родственниками) — отца «за хорошую работу» простили и выпустили из лагерей, и они вместе едут в Москву.
Как и в других своих книгах, здесь Гайдар вовсю потакает сталинской паранойе и шпиономании, и пытается объяснить (прежде всего сам себе) что это и есть нормальное общество и вот за это он воевал.
«Чук и Гек».
Небольшой рассказ Гайдара, который наверное стал одним из самых известных его произведений. И я бы сказал — одним из самых страшных. На первый взгляд в рассказе нет ничего ужасного, его сюжет прост и понятен — два мальчика и мама едут куда-то далеко-далеко на восток к отцу, который там работает, и приезжают как раз к Новому году.
А теперь давайте наложим сюжет этого рассказа на события, происходящие в стране в то время. «Чук и Гек» был написан в 1939 году, как раз во время пика предвоенных сталинских репрессий — и «далёкое зимнее поселение», из которого отец Чука и Гека не мог приехать по собственному желанию, было скорее всего одним из лагерей ГУЛАГа, к которому мать вместе с двумя малолетними детьми, терпя лишения в опасном путешествии, едет через всю страну на длительное свидание.
Попробуйте перечитать рассказ Гайдара с этой мыслью в голове — и я вас уверяю, что он заиграет новыми, ранее незаметными красками. Что интересно — малолетние дети заключённого (к которому едет семья) уже вовсю обработаны советской пропагандой, и даже видят советско-военные сны:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.
Это такой сон снился Геку в поезде. Что интересно, в первом издании повести, когда СССР ещё дружил с Гитлером и делил вместе с ним Польшу, стихи были несколько другие:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! Блестят штыки
И вот буржуйские полки
Ударив в медный барабан
Идут войной из дальних стран.
А ещё в рассказе есть ещё один очень интересный пласт — насколько неразвитой, древней и страшной страной был СССР вне крупных городов. Отъехав от зимней Москвы, мама вместе с Чуком и Геком попадают фактически в Средневековье с деревянными сараями, санями, медными самоварами и шубами из медвежьих шкур.
Вместо эпилога.
В рассказе Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» один человек придумал страну, которая затем постепенно начала становиться явью. Примерно то же самое сделал и Гайдар — он выдумал тот самый СССР, который по какой-то причине продолжают любит фанаты совка — где репрессии, голод, бесправие, война с собственным народом и ГУЛАГ — это всё очень хорошо, надо немного потерпеть и всё будет отлично.
Именно Гайдар и выдумал «тот самый великий СССР», пытаясь какими-то эзотерическими мотивами объяснить весь тот ужас, который творился вокруг. Но на самом деле этот «великий СССР» существовал только в мифах и сказках, вроде гайдаровских книг — а в реальности его никогда не было.
Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.
Новое в блогах
Советские ужасы в книгах Гайдара.
Друзья, думаю все вы знаете детского советского писателя Аркадия Гайдара — в СССР это был чуть ли не главный детский советский писатель, который вместе с советскими пропагандистскими книжками про Ленина и Октябрь был ответственен за формирование «советской идентичности» и прививание подрастающему поколению советских мемов.
Про личную трагедию Аркаши Голикова я уже рассказывал вот в этом посте — Аркадий до конца дней мучился ужасами «Гражданской войны» и говорил «мне часть сняться люди, убитые мною в детстве». А сегодня я хотел бы разобрать несколько произведений Гайдара — чтобы показать вам, насколько они на самом деле страшные. И вот этой жутью с утра до ночи кормили детей — превращая многих из них в законченных совков.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о советских ужасах в книгах Гайдара. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
«Военная тайна».
Это одна из главных повестей в творчестве писателя Гайдара, которой пичкали советских пионеров все совковые годы. Сюжет повести достаточно незамысловатый — девушка Натка едет работать вожатой в пионерлагерь, где знакомиться с пионерами, с которыми происходят разные истории.
Повесть буквально напичкана пропагандой и сталинской шизофренией тридцатых годов — пионерам всюду мерещатся шпионы и агенты империалистических разведок, они рассказывают друг другу истории о «советских коммунистах, замученных в кишинёвских тюрьмах» и постоянно готовятся к войне — упражняясь в стрельбе по мишеням-буржуям в тире, а также сколачивая и раскрашивая фанерные танки для «пионерских парадов». На фоне всего этого в стране постоянно идёт какой-то военный движ и постоянно куда-то перебрасываются войска.
Кстати, именно в эту повесть вставлен рассказ про Мальчиша-Кибальчиша, ставший отдельным советским мемом — в рассказе вместо реальной истории большевистского переворота и последовавшей за ней войны с собственным народом рассказывается советский миф о нападении буржуинов на советских людей. Что интересно — в совковых иллюстрациях к этому рассказу «буржуинов» рисовали очень противных — с жёлтыми лицами и при этом в чёрных цилиндрах и лаковых туфлях.
Многие пионеры именно так и представляли себе «Гражданскую войну» и сжимали кулаки, готовясь мстить за Мальчиша. Кому мстить? Да всему миру! Замучили нашего Мальчиша проклятые заокеанские пиндосы. Домбас независим!
В общем — это очень мрачная повесть, напичканная милитаризмом и бредовым пониманием действительности.
«Тимур и его команда».
Ещё одна знаменитая повесть Гайдара, которую обычно знают по всяким там пересказам да советским фильмам — откуда было выкинуто много гайдаровского бреда. Если вы спросите у друзей, о чём эта повесть — то большинство ответит, что мол про то, как пионеры помогали старикам.
На самом же деле оригинальный текст повести полон гайдаровско-сталинского бреда о шпионах и «предстоящей войне», а также доверху напичкан советской пропагандой. Самое главное, что должны мы, люди XX века вынести из этой бредовой повести — это то, насколько большевики раскололи народ, объявив всех несогласных врагами, и устроив войну и репрессии в мирное время.
Тимур и его команда не просто помогают старикам, они воюют с теми, кто с ними не согласен — объявив «хулигана Квакина» классовым врагом и проводя против него различные спецоперации, в том числе и ночные — аллюзия на приезд ночных сталинских «воронков» ко всем несогласным с советской властью.
Героям книги кругом мерещятся шпионы и враги, их «команда» устроена по военному образцу — с паролями, спецсигналами, тайной разведкой и поиском предателей, они постоянно ждут нападения и сами готовятся напасть, а один из героев книги по имени Георгий, играющий старого солдата в спектакле, читает такие стихи:
Я третью ночь не сплю. Мне чудится все то же
Движенье тайное в угрюмой тишине.
Винтовка руку жжет. Тревога сердце гложет,
Как двадцать лет назад ночами на войне.
Но если и сейчас я встречуся с тобою,
Наемных армий вражеский солдат,
То я, седой старик, готовый встану к бою,
Спокоен и суров, как двадцать лет назад.
В конце книги Георгий уплывает куда-то на бронепоезде вместе с множеством других красноармейцев — всё это подаётся на такой позитивно-ностальгической ноте — «ах, уехали воевать наши соколы, возвращайтесь поскорее». Повесть написана в 1939 году — и скорее всего Георгий поехал захватывать Финляндию или Польшу...
«Судьба барабанщика».
Невероятно бредовая повесть сталинских лет — к мальчику, которого оставили следить за московской квартирой, приезжает «фальшивый дядя» — который на самом деле оказывается не дядей, а буржуинским шпионом — он приехал в СССР, чтобы похитить документы тайной разработки одной военной хрени.
В повести в полной мере цветёт сталинская паранойя тридцатых годов — кругом враги и шпионы, которые могут даже прикидываться вашими друзьями и родственниками, и даже ваш сосед Вася может оказаться японским шпионом, что был завербован ещё 20 лет назад. Представляете гад какой? Что ещё интересно — отец мальчика (главного героя книги) незадолго до этого был репрессирован и отправлен в лагеря — но мальчик убеждает себя, что так и должно быть, что государство ошибаться не может.
В конце книги мальчик разоблачает фальшивого дядю-шпиона и стреляет в него из пистолета, но и сам получает пулевое ранение в горло, после чего теряет сознание и приходит в себя через несколько дней в госпитале в посёлке под Киевом.
И вот эта концовка по-своему очень интересная — по сути Гайдар сконструировал в этом госпитале некое подобие «советского того света» и «загробной жизни», в которой всё становится на свои места. К очнувшемуся мальчику в госпиталь приходит «добрый ангел» в форме НКВД, который разъясняет, кто и кем был в его жизни — вот этот твой друг был просто хулиганом, вот этот мужик — бандитом, а тот который «дядя» — это вот настоящий шпион. А ещё мальчик встречается со своим отцом (аллюзия на загробную встречу с давно умершими родственниками) — отца «за хорошую работу» простили и выпустили из лагерей, и они вместе едут в Москву.
Как и в других своих книгах, здесь Гайдар вовсю потакает сталинской паранойе и шпиономании, и пытается объяснить (прежде всего сам себе) что это и есть нормальное общество и вот за это он воевал.
«Чук и Гек».
Небольшой рассказ Гайдара, который наверное стал одним из самых известных его произведений. И я бы сказал — одним из самых страшных. На первый взгляд в рассказе нет ничего ужасного, его сюжет прост и понятен — два мальчика и мама едут куда-то далеко-далеко на восток к отцу, который там работает, и приезжают как раз к Новому году.
А теперь давайте наложим сюжет этого рассказа на события, происходящие в стране в то время. «Чук и Гек» был написан в 1939 году, как раз во время пика предвоенных сталинских репрессий — и «далёкое зимнее поселение», из которого отец Чука и Гека не мог приехать по собственному желанию, было скорее всего одним из лагерей ГУЛАГа, к которому мать вместе с двумя малолетними детьми, терпя лишения в опасном путешествии, едет через всю страну на длительное свидание.
Попробуйте перечитать рассказ Гайдара с этой мыслью в голове — и я вас уверяю, что он заиграет новыми, ранее незаметными красками. Что интересно — малолетние дети заключённого (к которому едет семья) уже вовсю обработаны советской пропагандой, и даже видят советско-военные сны:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.
Это такой сон снился Геку в поезде. Что интересно, в первом издании повести, когда СССР ещё дружил с Гитлером и делил вместе с ним Польшу, стихи были несколько другие:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! Блестят штыки
И вот буржуйские полки
Ударив в медный барабан
Идут войной из дальних стран.
А ещё в рассказе есть ещё один очень интересный пласт — насколько неразвитой, древней и страшной страной был СССР вне крупных городов. Отъехав от зимней Москвы, мама вместе с Чуком и Геком попадают фактически в Средневековье с деревянными сараями, санями, медными самоварами и шубами из медвежьих шкур.
Вместо эпилога.
В рассказе Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» один человек придумал страну, которая затем постепенно начала становиться явью. Примерно то же самое сделал и Гайдар — он выдумал тот самый СССР, который по какой-то причине продолжают любит фанаты совка — где репрессии, голод, бесправие, война с собственным народом и ГУЛАГ — это всё очень хорошо, надо немного потерпеть и всё будет отлично.
Именно Гайдар и выдумал «тот самый великий СССР», пытаясь какими-то эзотерическими мотивами объяснить весь тот ужас, который творился вокруг. Но на самом деле этот «великий СССР» существовал только в мифах и сказках, вроде гайдаровских книг — а в реальности его никогда не было.
Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.