Тяжелый люкс что это значит
Не для слабаков
Думали ли мы, листая instagram Ники Белоцерковской, что «тяжелый люкс» — это не просто очаровательное название милых сердцу вещей, но и профессиональный термин? Чем тогда тяжелый люкс отличается от легкого люкса, и кто выступает в средней весовой категории? Я предлагаю раз и навсегда устранить неразборчивость в используемой терминологии, чтобы, например, девочки могли формулировать правильные задачи перед мальчиками, и последние не путали тяжелый люкс с Michael Kors или Kate Spade.
Hard luxury или такой-заветный-тяжелый-люкс — это 22% так называемого personal luxury market (рынка персонального люкса). Мы используем слово «персональный», потому что рынок люкса в целом, помимо тяжелого и легкого люкса, включает в себя машины премиум-класса, яхты, вертолеты и частные джеты, дорогие путешествия и отели, шикарную еду и напитки, элитную мебель и т. д. На сегодняшний день (удивительно, что #КризисНамНеПомеха) тяжелый люкс — это самый быстроразвивающийся сегмент рынка (по крайней мере, так считают специалисты из отдела люксовых часов и ювелирки Kering — пожалуй, им можно верить). Если брать полную картину продаж персонального люкса в 2015 г., то, как уже было сказано, 22% было сгенерировано тяжелым люксом, 30% — аксессуарами, 24% — одеждой, 20% — косметикой и парфюмерией и 4% — всем остальным.
В предыдущие двадцать лет, даже с учетом экономических кризисов, рынок персонального люкса вырос в три раза. Ожидается, что в последующие двадцать лет рынок увеличится еще в два раза (принимая во внимание ожидаемые темпы роста в 4-6% в год). С 2013 по 2014 гг. траты UHNWI (ультрабогатых людей) на люкс позволили создать 5 (!) миллионов рабочих мест. Это двадцать пять компаний размером с General Motors.
Рынок персонального люкса делится на hard luxury (тяжелый люкс) и soft luxury (легкий люкс). В классическом понимании рынок тяжелого люкса состоит из часов премиум-класса и ювелирных изделий. Раньше здесь учитывали ручки из драгоценных металлов, однако по факту и в сравнении ручки генерируют мизерную часть продаж. То есть, речь идет о том, что можно передать потомкам (почему тогда не коллекцию Hermes Kelly?).
Тяжелый люкс — это сердце всей сферы люкса, это ее слоны (или на чем там все стоит). Потому что по классике жанра тяжелый люкс могут позволить себе только люди, у которых все остальное уже есть — помимо недвижимости, которая в описываемой сфере проходит под категорией «само собой разумеющееся», покупатели тяжелого люкса уже позволили себе туфли, сумки и платья. Однако, малый процент составляют люди (и это актуально для нашего региона), которые — условно — живя в коммуналке покупают бриллианты и Vacheron Constantin — это уже вопросы систем ценностей. Основными игроками на рынке тяжелого люкса является группа Richemont (Cartier, Montblanc, IWC, Panerai), Swatch Group (Omega, Breguet, Tissot), Tiffany и Harry Winston (помните кольцо, которое в Gossip Girl подарил Чак Басс Блэр Уолдорф?).
Легкий люкс — это туфли, сумки и платья. Опять же, в soft luxury выделяют так называемую high-end soft luxury — creme de la creme рынка, то есть, самое дорогое и самое эксклюзивное. Например, тот же самый Hermes, который я бы назвала средневесовым брендом. Однако то, что сегодня является самым дорогим и эксклюзивным, послезавтра может потерять в цене (вспомните про так называемые люксовые комиссионки), а тяжелый люкс останется незыблемым и через много лет. Наверное, именно это подталкивает классические high-end soft luxury бренды интегрироваться в мир тяжелого люкса — ювелирные и часовые линии Dior, Chanel, Louis Vuitton и иже с ними — яркий тому пример (в 2012 г. модный мир охнул, когда Louis Vuitton открыли большой — на 160 квадратных метров — бутик исключительно ювелирки на Place Vendôme в Париже).
Не секрет, что золото и серебро стабильно дорожают. Речь идет как о готовых изделиях, так и о сырье. Ювелирные и часовые компании постоянно работают на форвардной основе, то есть, заключают сделки на поставку сырья заранее, чтобы сэкономить в случае роста цены. Меньшая себестоимость продукции означает большую дельту для производителя. Кроме того, покупатели тяжелого люкса привыкли к определенному ценнику у того или иного бренда, что заставляет производителей стараться удерживать среднюю цену (которая, впрочем, является средней температурой в больнице — у тех же Tiffany есть как и стодолларовые безделушки, так и многокаратники).
Несмотря на волатильность других рынков, в 2013, например, продажи ювелирных украшений из золота выросли на 20%.
Впрочем, не без ложки дегтя. Есть у тяжелого люкса и проблемы (если их можно таковыми назвать) — это практически двести шестьдесят восьмая серия «Богатые тоже плачут». Например, швейцарский франк, который вырос на 30% по отношению к евро. Поскольку исторически так сложилось, что ключевые производители часов сосредоточены в Швейцарии, вопросы валютных курсов имеют прямую связь с ценой.
Также стоит отметить, что исторически сложилось так, что за эксклюзивными часами и ювелирными украшениями клиенты предпочитают пойти в магазин самостоятельно. Их нужно мерить, потому что «экран не передает всего блеска камней», как любят писать т. н. копирайтеры instagram-лавочек. Это означает наличие постоянных издержек компаний, работающих в тяжелом люксе, на удерживание магазинов (обязательно — в центре городов). Кроме того, здесь не совсем работает омниканальность продаж (это когда увидел на компьютере, заказал по телефону и забрал в магазине — один из сценариев). В остальном, пожалуй, рынок тяжелого люкса остается стабильным в плане наличия ожидаемой прибыли. Diamonds are a girl’s best friend © и все такое.
Интересная ситуация получается в мире fashion — если у тебя есть достаточно денег, чтобы инвестировать в абсолютно новый бренд, ты можешь выбирать как между массмаркетом или т. н. affordable luxury (доступной роскошью), так и потратить их на супер-эксклюзивную ювелирку (ладно, часы оставим швейцарцам — зачем изобретать велосипед). Ведь именно эти сегменты показывают рост — с одной стороны, все талдычат о демократизации моды, с другой стороны, ничто так не сохраняет деньги от обесценивания, как их инвестиции в многокаратники.
В общем, нашим мужчинам есть над чем работать.
Тяжелый русский люкс VS легкий калифорнийский high–end
Личные наблюдения, чем отличаются люди, именуемые маркетологами как luxury audience, в России и Калифорнии?
Наверняка, вы много слышали про покупательское поведение “богатых и успешных”, тех, чей доход значительно превышает 1 миллион долларов в год, про их привычки, образ жизни… И почему-то принято, что эти паттерны поведения везде одинаковы.
Сейчас я делаю стартап Anybe.com в Америке с похожей идеей, но в формате маркетплейса. Сейчас с я уже почти год в Калифорнии. Я изучаю целевую аудиторию для своего проекта, ее объем тут гораздо больше, только миллениалов-миллионеров (от 20 до 40 лет) в этом штате более 272 000 человек.
И конечно, я не устаю поражаться., какие же разные эти целевые аудитории.
С удовольствием поделюсь своими наблюдениями.
1. Буржуазность в быту.
Во-первых, в Калифорнии не заморачиваются: едят из простой посуды, носят обычные джинсы, шорты, потертые кеды, ничем внешне не отличаются от людей с доходами в 100 раз меньше. Никакой привязки к luxury–брендам я не заметила, в отличие от русских.
Помню, меня очень впечатлила одна предрождественская вечеринка в доме одного миллиардера в Беркли, где собирались инвесторы и крупные бизнес-ангелы отдохнуть и пообщаться.20 мужчин, 3 женщины, включая меня. Посреди кухни на столе расположены обычные буфетные подносы с очень простой, но здоровой едой (рис, овощи, хумус), рядом бумажные одноразовые тарелки, 100% компостные пластиковые вилки и такие же стаканчики для очень дорогого вина из лучших виноделен Напы. Все подходят, накладывают себе и стоят группами по 3-5 человек, держа в руках тарелочки. И никаких диджеев, артистов, обслуживающего персонала, моделей, фотографов и лишних людей…Без пафоса и буржуазной эстетики в быту.
Калифорнийским миллионерам не нужен трансфер на машинах премиум-класса, они сами доедут на велосипеде, скейте, самокате или возьмут UberX. Но при этом они легко могут приобрести private jet, чтобы улететь на ретрит на выходные.
2. Модель покупательского поведения.
В России гораздо больше ценят эксклюзивность, чтобы такого больше ни у кого не было, за это готовы переплачивать, но так, чтобы не знать о конкретной переплате, а только догадываться… чтобы все было включено, русские готовы даже сами диктовать производителю, что именно хотят.
В США предпочитают пакетные предложения с кастомизированным сервисом: то есть существует стандартная базовая комплектация, а все дополнительное к ней подбирается индивидуально, оплачивается плюсом с вполне прозрачным ценообразованием.Например, если действительно богатый русский приходит в ресторан, он может заказать то, что в меню вообще нет, но ему сейчас хочется определенное блюдо, и в действительно хорошем ресторане ему такое приготовят. Если действительно богатый калифорниец приходит в ресторан, то он смотрит меню, затем выбирает блюдо, но меняет его под себя: добавляет авокадо, убирает глютен и т.д. Просить то, чего в меню совсем нет, ему и в голову не придет.
3. Фокус внимания: Я/Окружение.
В России очень много думают про счастье и оценку ближайшего окружения, сначала решают, кому какие экспириенсы подарить, какую профессию выбрать для родных, для друзей, для бизнес-партнеров, а только потом уже про себя задумываются: что сами хотели бы попробовать. Дни рождения тоже устраивают преимущественно с намерением, чтобы гости были в восторге, а сами уже получают удовольствие главным образом от того, какое впечатление произвели.
В Америке же индивидуальный контур преобладает над племенным. Про подарочные сертификаты меня даже никто и не спрашивает. Каждый озабочен, как сделать счастливым себя, а потом уже сразу про мир в целом: насколько это экологично, является ли это частью устойчивого развития, какой вклад в общество это несет? Для калифорнийцев действительно важно, какая миссия у бренда, чтобы принять решение, поддерживать его или нет.
В Москве самыми популярными были запросы на поваров, пилотов, водителей трамваев, машинистов, артистов, следователей…В Калифорнии чрезвычайно интересуются днем из жизни бомжа, фермера, производителя марихуанны, бармена, продюсера…И если говорить про мечты детства, то в России большинство мечтало стать водителем трамвая, а в Америке стать владельцем своего бизнеса, будь то ресторан, пекарня, магазин игрушек или мини-фабрика.
Мне кажется это соревнованием духа и среды, в которой выросли люди: СССР& Капитализм.
5. Отношение к деньгам.
Миллионеры и миллиардеры в США считают деньги и контролируют свои расходы гораздо внимательнее, чем в России.
Вообще, чем «старее» деньги, тем бережнее к ним относятся.
И в целом уровень финансовой грамотности выше среди американских миллионеров. Для них деньги – это словно очки в условной игре. Здесь быстрее банкротятся и быстрее зарабатывают миллионы, но не трясутся за каждую копейку.
Американцы щедро платят за сервис, но не недооценивают часто сам продукт, не понимают до конца предметов роскоши (за исключением, пожалуй, недвижимости).
В России же наоборот: не считая, платят за то, что можно «потрогать»: дома, машины, вещи, но за сервис не привыкли платить, подразумевая, что это само собой разумеющееся приложение к продукту.
Американцы предпочитают модель по “подписке”, различные членские взносы, а русские в большинстве выбирают заплатить много, но единоразово, чтобы в дальнейшем никаких обязательств. И вообще предпочитают краткосрочное планирование.
Возможно, при более плотной работе я увижу еще массу отличий, но первые впечатления, как правило, самые верные.
Мои знакомые крупные глобальные бизнесмены говорят:
«Если хочешь заработать миллион долларов – езжай в Россию, там проще и быстрее, а если хочешь миллиард – то в США».
«Тяжелый люкс — это когда бриллианты в ушах висят до земли» Иван Ургант делится тайными знаниями о роскоши, любви и носках Познера
Телеведущий, продюсер и шоумен Иван Ургант человек вообще занятой, а в последнее время — тем более: снова начала выходить в эфир программа «Прожекторперисхилтон», а «Вечерний Ургант» вскоре отпразднует пятую годовщину. Несмотря на все дела и заботы, Ургант нашел время пообщаться с «Лентой.ру» и поделиться главными ценностями — временем и юмором.
«Лента.ру»: В гардеробе недавно прошедшего Женевского автосалона плащи принимал сотрудник с часами Rolex на руке. И вот, Иван, сразу вам вопрос: когда же мы в России будем жить так же роскошно, как женевский гардеробщик?
Ургант: Конечно, мы с вами и наши гардеробщики должны иметь Rolex раньше остальных в мире. Просто потому, что Китай к нам находится ближе. А если это настоящий Rolex — значит, швейцарские гардеробщики воруют! Или это был сам хозяин Женевского автосалона, решил лично проверить, кто к нему приходит. Он подумал: «Спущусь, поражу народ золотыми часами. Что же — зря я их у отца из гроба доставал, с руки снимал?»
С руки-то ладно, но заживем ли мы на широкую ногу?
Хоботов, Rolex — это мелко! Вспомните, какого размера часы носили лет десять назад, чтобы доказать свою причастность к миру роскоши. Ох, по целому килограмму таскали на руке! Такие и не делают в вашей Швейцарии.
Вообще все это ерунда по сравнению с моделью Rolls-Royce, покрытой алмазной крошкой. Все там же, на Женевском автосалоне.
А почему нет? Если, допустим, кто-то пилами пилил алмазы и осталась крошка — что с ней делать? На совок и в ведро? Ну странно. Допустим, немного втерли в ляжки, чтобы блестели, — отлично. А дальше-то что?! Вот как раз на Rolls-Royce можно все и пустить.
Представьте, кто в России может позволить себе Rolls-Royce в алмазах?
Вы знаете, я помню время, когда кто-то из звезд российской эстрады приобрел себе для разъездов автомобиль Bentley.
Вот еще! Абсолютно серьезно. Я подумал: «Ну, как же так! Ничего ж себе! Зачем же ты выделяешься! Да на последние-то деньги…» А сейчас благосостояние у многих выросло, и большое количество наших артистов ездят и на Rolls-Royce, и на Bentley. И я хочу сказать, что все это как-то…
А здесь главное, чтобы пошлость того, что ты исполняешь, не меркла на фоне автомобиля, на котором ты ездишь. Хотя тут сложно. Да, вероятно, автомобили вышеуказанных марок выглядят на улицах европейских городов, особенно курортных, как-то гармоничнее. Представляю, что это хорошие машины, я на них никогда не ездил.
Тимати вот, кстати, ездит на Rolls-Royce. Не завидуете?
Если честно, в Тимати есть столько всего, чему я бы мог позавидовать — начиная с густоты волоса и заканчивая формой прикуса. Поэтому автомобиль — это последнее, что вызывает зависть. Хотя и не особо вызывает. Мне нравится моя машина.
У вас все та же Audi A8? Или автопарк расширился?
Поскольку у меня большая семья — машин у нас целых несколько. Дети в одну сторону, жена — в другую, я — в третью. Мы должны быть мобильными. Кстати, мы на новой Q7 всей семьей ездили не куда-нибудь, а за границу! Да еще и с велосипедами на крыше! Можете себе представить? Этот, казалось бы, городской автомобиль такое может вытворять! Я в один момент хотел даже плуг к нему прицепить. И пахать!
Фото: предоставлено Audi Russia
Так в чем проблема? И прицепили бы.
Проблема в том, что не было переходника. Есть нюанс: в Европе идет тонкий. Рвется. У нас ведь очень жесткий грунт.
А как вам такая автомобильная новость: гимнастка Алия Мустафина продает подаренный государством за победу в Рио внедорожник. На что вы готовы променять подарок? Неужели на какие-то деньги?
Послушайте, это личное дело Алии Мустафиной. Я не могу ни осуждать, ни поощрять поступки наших спортсменов. Своим упорным трудом, который прикладывается как к выступлениям, так и к тому, чтобы скрыть результаты допинг-проб, они заслужили право делать со своим имуществом что угодно. Было бы странно, если бы наше с вами государство вручало что-то, а потом следило за его судьбой. Ну, подарило и подарило. Кто захотел — тот продал! А кто-то купит и скажет: «У меня автомобиль, который был у олимпийской чемпионки». Это гораздо лучше, чем он бы у нее стоял, пылился.
В чем отличие между премиумом, роскошью и тяжелым люксом?
Тут, кстати, просто. Тяжелый люкс — это когда бриллианты в ушах так отвисают, что аж касаются земли.
Ну, их можно заправить в носки.
Ох, как вы ошибаетесь! Носки отпадают еще на стадии «премиум». Ну, какие носки в люксе?! Только босая нога! В мокасинах из человеческой кожи, конечно.
Ну, вы махнули! А как же любитель красных носков Владимир Владимирович Познер? Он разве не в люксе?
Немногие знают, что это цвет ног Владимира Владимировича. Залог его здоровья, хорошего самочувствия и неувядающего таланта в том, что он ежедневно парит ноги. Носки-то у него прозрачные.
Фото: Данил Головкин
С этим решили. Что у нас по роскоши?
А с роскошью еще проще! Тоже мне, спросили! Роскошь для меня — это высокие мужские сапоги на горностаевом меху. По-другому и не скажешь.
А, настолько типично.
Ну и что! Типично, зато красиво. На улицу, правда, в них не хожу, чтобы собаки не бросались. А так дома заправил в сапоги атласные брюки, кушачком подпоясался, в одну руку крыночку с молоком, в другую — яичко отварное. И сижу, Пасху жду. А еще абсолютная роскошь — если у тебя перо на шляпе, а в руках птица из Красной книги, в хвосте которой недостает этого пера.
Что ж, это доступная роскошь. А есть для вас недоступная?
Не думаю, что я кого-то удивлю: непозволительная роскошь — это время. И ее недоступность зависит исключительно от меня самого. Найти время и сложно, и легко одновременно. На себя, на семью, на друзей, на книгу. На какой-нибудь порнографический фильм, в конце концов. Он вышел в 2011 году, там уже многие актеры ушли в драматическое кино, а ты все еще не знаешь, с чего они начинали.
Возвращаясь к тяжелому люксу…
…Да, тут надо сформулировать проще: это огромный бриллиант величиной с кулак. Все. На него можно просто смотреть или вставить в серьгу в пупке.
Сколько у вас таких бриллиантов?
Да ни одного! Все не могу приладить. Несколько раз мерил — как-то не ложится. Царапает.
Ну, главное, чтобы была возможность его иметь. Что такое «достаточно денег»?
Очень хороший вопрос. Ну, было. Есть! Такое состояние достигается, когда ты не думаешь об их количестве. Не пересчитываешь купюры в уме или перед сном в темной комнате в кармане на ощупь. Когда ты идешь куда-то и не прикидываешь, хватит ли на что-то или нет. Поэтому не надо посещать места, на которые может не хватить денег. Все! Идешь в «Пятерочку» в отдел консервированных овощей, стоишь там и чувствуешь себя королем.
Но у вас достаточно?
Конечно. Не жалуюсь. Я хорошо зарабатываю.
А трачу гораздо глупее, чем зарабатываю. Бывает, просаживаю. Я человек сомневающийся, рефлексирующий, думающий. А в целом с деньгами легко расстаюсь. Люблю на них подарки покупать. Угощать кого-то. Пришли в ресторан, сели большой компанией, раз — и оплатил счет. Хотя по лицам присутствующих видно, что они в ответ тебе никогда такого не сделают. А потом думаешь: это же твои дети — может, вырастут и отблагодарят.
Если найти в архивах подшивку журналов Forbes, вы там в рейтингах то на двенадцатом, то на восемнадцатом, то вообще на двадцатом местах. Собираетесь ли уже подниматься в первую десятку?
Скачу как блоха по таблицам! Пока буду добираться до этой десятки, у меня скорее получится возглавить журнал Forbes и поставить себя на первое место во всех рейтингах. И еще сфотографироваться на обложку в очень узких брюках.
Они уже выходят из моды.
Мода меняется, а мы нет. В век мужской краски для волос мы можем оставаться в одном и том же образе сколько захочется.
И все же иногда в тренде оказываются неожиданные вещи. Из коллекции Гоши Рубчинского, например.
У меня есть кроссовки из его коллекции. Мне они очень нравятся. Удобные. Ношу с радостью. На них написано «Гоша Рубчинский». Иду за границей по улице, а люди думают, на каком языке у меня буквы на пятках.
Как же приталенные костюмы или те самые узкие брюки?
Подождите, а я ведь могу чередовать одежду?
А, спасибо. Тогда я сейчас попрошу своего ассистента набрать на заправке в трехлитровую баночку 76-го бензина, мы обольем кроссовки Гоши Рубчинского и сожжем.
Фото: предоставлено Audi Russia
Кровожадно. Вернемся к любви и деньгам. На что нельзя давать деньги женщине, как бы она ни просила?
Возможна ли любовь без роскоши и сейфов?
Я уверен, что да. Да и слухи такие ходят. Любовь невозможна без взаимного уважения, а без роскоши можно и обойтись. Вспомните замечательную басню Крылова «Бомжиха и нищий».
А как нужно любить женщину?
В таком случае как нужно любить вещи?
С вещью, к сожалению, не может быть взаимной любви. Это любовь односторонняя. Вещь может и предать, оказавшись на другом человеке. Поэтому любить вещи нужно как домашних животных: ласково их поглаживать, понимая, что через какое-то короткое время они умрут.
Конечно, незаметно. Более того — желательно в плотно закрытом помещении. Для этого процесса посторонние глаза не нужны.
Странно было бы не выяснить, как нужно любить машину.
Машину нужно не любить, ее нужно уважать. Тогда она будет уважать тебя. Она же как родственник. Поэтому если полюбишь машину — то совершишь инцест.
Слишком тяжёлый люкс. Как владельцы собак и кошек мучают их ВИП-сервисом
В столице и крупных городах процветает бизнес ВИП-услуг для животных — их женят, отмечают праздники и юбилеи. Но зоопсихологи утверждают, что эти недешёвые услуги сказываются на продолжении жизни питомцев.
Особую популярность в последнее время набирают гостиницы для животных. Питомцы пребывают там в полном комфорте. Однако от клиентов поступает множество и других весьма необычных запросов.
Основатель сети отелей и груминг-салонов для питомцев Маргарита Никитина рассказала, что от клиентов поступают весьма необычные запросы. Одной из распространённых услуг стал маникюр для кошек стоимостью 800–1200 рублей.
Ещё одна востребованная услуга — организация свадеб для собак и кошек, которые длятся максимум 20 минут, но на их подготовку уходит около недели.
— За это время мы нашли и подготовили костюмы для жениха и невесты. Заказали торт, украшения, живые цветы, лепестки роз и многое другое. Кошачьи свадьбы пока набирают популярность только в Москве. Цены начинаются от 15 тыс. рублей, — рассказала Никитина.
По её словам, только аренда костюма и платья стоит от 10 тыс. рублей.
Запросы от владельцев котов поступают не только свадебные. Они хотят отмечать их дни рождения с тортом из корма, свечами и шарами. Котам преподносят подарки в виде любимых консервов, украшений с бриллиантами или игрушки.
— Был запрос на купание кота 19 января в проруби, пока его владелец отдыхал в южной стране, — вспоминает Маргарита. — Мы отказали, ссылаясь на закон о защите животных. Владелец отнёсся с пониманием.
В одну из московских зоогостиниц поступил запрос на доживание и кремацию. Хозяин, проведя бок о бок с питомцем более 15 лет, не смог наблюдать его последний месяц жизни. Около месяца котик доживал в отеле в Москве, далее — по договору со сторонней организацией — провели кремацию питомца. После чего скорбящий хозяин получил именную урну с прахом пушистого друга.
Специалисты считают, что подобная возня вокруг животных не приносит ничего хорошего как владельцу, так и самому питомцу.
— Организация мероприятий любимому питомцу — это компенсация неудач в личной жизни. С животным ты дофантазируешь, в том числе и его благодарность, — объясняет психолог Ольга Меженина.
По её словам, часто такие хозяева — дети в душе, которые не доиграли в детстве. Так взрослый человек очеловечивает питомца, как когда-то кукол.
— По разным причинам владелец питомца не может устроить такой праздник себе, — говорит психолог. — Он устраивает его любимцу и так проживает свои мечты.
Люди, которые уходят от социальной ответственности, часто с головой ныряют в виртуальный мир. Жизнь домашних животных можно сравнить с компьютерной игрой, в которую её владелец с увлечением играет, с удовольствием усложняя правила.
Как говорит зоопсихолог Андрей Неуронов, примерно только пяти процентам питомцев может нравиться повышенное внимание.
— Остальные большую часть времени терпят и никакого удовольствия не испытывают, особенно кошки, — уточняет специалист.
Зоопсихолог объясняет, что животному полезны только стрижки. Всё остальное — эгоизм хозяина, который тешит своё тщеславие. По его словам, любое состояние стресса негативно влияет на психику животных.
Принуждение не ведёт ни к чему хорошему. Тем более если это часто повторяется. У животного могут появиться неврозы, заболевания, которые могут проявиться внешне, что, безусловно, сокращает жизнь вашему любимцу.