У ребенка апатия ко всему что делать
Как маскируется депрессия у детей
А может ли вообще быть депрессия у детей? Этот вопрос вызывал и вызывает жаркую дискуссию в среде профессионалов. У взрослых данное состояние имеет четкие «критерии»: ощущение тоски и печали, уход от общения, потеря интереса к работе, хобби, близким людям, физическая слабость, упадок сил.
В отличие от взрослой, детская депрессия многолика и умеет хорошо скрываться. К тому же не всегда малыш может подробно и понятно описать свое эмоциональное состояние. Так депрессивное состояние у ребенка может проявляться в виде высокой тревожности и беспокойства, различных страхов, дезадаптации в коллективе, школьной неуспеваемостью, конфликтными отношениями со сверстниками и взрослыми. По факту детская депрессия имеет ярко выраженную атипичность, то есть не соответствует основным характерным признакам заболевания.
Стоит обратить особое внимание на то, что депрессия у детей практически всегда идет рука об руку с жалобами на плохое физическое самочувствие:
И это далеко не полный перечень «масок», которые может надевать на себя детская депрессия. Все эти симптомы могут стать объектом внимание педиатра, гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, но никак не врача-психиатра. Как правило, анализы, дополнительные функциональные исследования не показывают какой-либо патологии. Однако, вышеперечисленные признаки дают повод обратить более пристальное внимание на эмоциональное состояние ребенка и вовремя оказать ему помощь.
Ирина К., 6 лет. Мама обратилась к психологу Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ за помощью. Девочка категорически не хотела ходить в новой одежде, считая ее некомфортной.
Ходили на прием к неврологу, который прописал успокоительные препараты, витамины. Лечение результата не дало.
Из беседы с мамой выяснилось, что проблемы начались, когда ребенка отдали на подготовку к школе. Повышенные требования к выполнению домашних заданий, дисциплина сказались на физическом самочувствии девочки. Она стала раздражительной, плаксивой, жаловалась на головные боли и головокружение. Перед занятиями отказывалась одеваться.
Психолог предложила девочке нарисовать свой образ и одеть себя в одежду которая нравится. С мамой была проведена беседа, о том что ребенок может сам выбирать одежду в магазине и надевать, что хочет.
Признаки детской депрессии у дошкольников
В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли. Многие из них уверены, что их заболевание неизлечимо и смертельно опасно, а разговоры взрослых о болезнях только усиливают тревожность.
У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:
Еще одним проявлением депрессивного расстройства у детей может быть паника или так называемое паническое расстройство, которое сопровождается болями различного происхождения, учащенным сердцебиением, тошнотой, ознобом. Паническая атака в большинстве случаев возникает вместе с чувством страха смерти, клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства).
Как распознать детскую депрессию?
В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.
Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.
У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так». Одной из самых распространенных жалоб у детей и самым распространенным признаком депрессии бывает именно жалоба на скуку. Слово «скучно» является своеобразным маркером, указывающим на потерю интереса к жизни.
Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.
Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».
В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное). Дети в депрессивном состоянии могут проситься на руки, требуют, чтобы их покачали. В речи присутствуют интонации младенца.
По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос: «Вы меня любите?». Малейшее недовольство взрослых воспринимается как вызов и провоцирует истерику, плач, крики, повышенную двигательную активность. Ребенок пытается различными способами, пусть даже самыми наивными, найти подтверждение любви к нему.
Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии
Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.
Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.
Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность. Ребенок отказывается идти в школу, не выполняет свои обещания, «убегает» в болезнь. Состояние «школьной фобии» может длиться годами.
Признаки депрессии у подростков
Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности. Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.
Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли. Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.
Причины детской депрессии
Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.
Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.
Когда ребенок начинает учебу в школе на первое место выходят проблемы, связанные с обучением, отношениями со сверстниками и учителями.
Стоит обратить внимание, что депрессивное состояние может продолжаться от 1 месяца до 1 года и дольше.
Ранняя диагностика и своевременно оказанная медико-психологическая помощь – основной фактор успешного преодоления проблемы. Родителям стоит обратить серьезное внимание на эмоциональное состояние своего ребенка и на те признаки, которые были перечислены в статье. Игнорирование, избегание проблем – не выход из ситуации. Детская депрессия – это душевная болезнь, которая требует не только медицинской и психологической помощи, но и поддержки всех членов семьи. В некоторых случаях при не ярко выраженных признаках, она может со временем пройти сама и не потребует вмешательства специалиста. В более трудных ситуациях стоит обратиться к врачу, психологу, психотерапевту, ведь далеко не всегда ребенок может описать свои переживания и эмоциональные проблемы.
Фактор времени. Если ребенку «грустно, скучно, плохо» один или два дня, то это нормально, т.к. любой человек имеет право на такое состояние. Если у вашего ребенка (подростка) состояние тоски, печали длится две недели и дольше – это уже повод обратиться к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь, тем быстрее изменится состояние и меньше будет неблагоприятных последствий.
У некоторых родителей есть страх, что врачи-психиатры сделают из ребенка «овоща», назначив антидепрессанты. Но на сегодняшний день наука ушла далеко вперед. В Центре им. Г.Е Сухаревой ДЗМ при лечении депрессии используются самые современные медикаментозные препараты с минимальными побочными эффектами. Все препараты подбираются строго индивидуально с учетом текущего состояния и анамнеза.
Как показывает опыт, залогом достижения стабильного результата служит не только медикаментозная терапия, психотерапия, но и активное вовлечение родителей, членов семьи и самого ребенка в процесс выздоровления.
Как помочь ребенку справиться с апатией и стрессом? Разговор с психологом-стрессологом Марией Дементьевой
Артемка ехал в автобусе и безучастно смотрел в окно, провожая глазами проезжающие машины. Уроки закончились, последним из них была физкультура. «Ну вот, кроссовки не переодел», – про себя подумал Артемка, переключив внимание на запыленные носки спортивной обуви. «Мама будет недовольна» – скрестив руки на груди, вынес вердикт утомленный пятиклассник.
Доехав до Веселой улицы, Артемка вышел из автобуса и направился в сторону пешеходного перехода – на той стороне была каштановая аллея. По дороге домой мальчик хотел собрать горстку каштанов, поблескивающих глянцевыми боками. Резко обернувшись вслед уезжающему автобусу, Артемка вдруг понял, что забыл в салоне пакет со сменной обувью. Вцепившись в шлейки битком набитого учебниками рюкзака мальчик изо всех сил рванул за автобусом, но транспортное средство сегодня оказалось на удивление скоростным.
Артемка остановился, бросил рюкзак на асфальт – из глаз брызнули слезы. От обиды и усталости, от предстоящего разговора с мамой. Грустный и рассерженный, мальчик как можно медленнее шел к своему дому, подкидывая ногами сухие листья и размышляя о том, что на этот раз ответить маме на восклицание «как можно быть такие рассеянным!».
Ну, как-как? Как все! Рассеянность, уныние, скука, перепады настроения, забывчивость, эмоциональная усталость – это состояния без возраста, которые испытывают и переживают не только взрослые, но и дети. Однако в случае с детьми взрослые нередко списывают такие недомогания на «у тебя ветер в голове», «бездельничанье», «голова, два уха», «чем ты думаешь», «все время в своих гаджетах сидишь» и массу других фраз, в которых отражается вся сила родительского разочарования.
Такое состояние вызывает стресс и порождает целый ворох отрицательных эмоций. Кому это нужно? Правильно, никому. Ни вашему чаду, ни вам. Ведь вы, как заботливые родители, желаете ребенку только лучшего. Как не навредить? Как помочь ребенку справиться с унынием и стрессом?
Спрашиваем у практикующего психолога-стрессолога, гештальт-терапевта Марии ДЕМЕНТЬЕВОЙ.
Мария, вы много работаете с детьми и подростками. Как проявляются апатия, стресс и скука? Другими словами, когда родителям стоит бить тревогу?
– Для начала стоит разграничить названные понятия. Когда мы говорим о детской скуке, то должны понимать, что это сиюминутное состояние. Сейчас есть, через час – нет. В скуке нет ничего угрожающего детскому состоянию, если это не постоянное явление.
Что такое детская скука?
– Все очень просто. Это когда у ребенка появляется сильное желание что-либо сделать, сказать, но он ограничен в своих проявлениях: ему не позволяют, или он не знает, в силу возраста, как проявить себя. Например, вечером мама не разрешает шуметь: бегать, прыгать, кататься на велосипеде. И это нормально, ведь не все соседи готовы мириться с таким поведением. Сначала ребенок может капризничать, злиться, но в конечном итоге принимает правила. И если не предложить взамен альтернативное развлечение, то ребенок выгорает и ему становится скучно. Как себя еще занять – он не знает, а то, как знал – нельзя. Скука – это когда «мне хочется что-то сделать, но я не знаю как», «у меня есть энергия, но я не знаю, куда ее применить». Становясь старше подросток (а мы должны понимать, что согласно новым стандартам, ранний подростковый период начинается с 9 лет) начинает сам себя ограничивать в тех вопросах, которые демонстрировали родители, школа, детский сад. Это нельзя, то нельзя. «Ну, тогда ничего и не буду», «устал», «не хочу» – именно это можно услышать от детей в возрасте 9–15 лет. Когда нужно бить тревогу, если ребенка ничего не интересует? Ответ: вчера.
Хорошо, а как быть, если вчера не успели? Что делать в этом случае?
– Остановите себя, если вам хочется сказать ребенку: «Прекрати!», «Что ты делаешь!?», «Как тебе не стыдно!?», – подобные фразы способствуют только развитию чувства вины и подавлению естественной детской энергии, которая дана как раз для активной познавательной деятельности и развития. Просто эту энергию нужно направить.
– Тут тоже просто. Если малыш проявляет интерес, задавая множество вопросов, запишите его на развивающие курсы, творческие мастер-классы, посещайте вместе мероприятия, изучайте природу, вовлекайте его в процесс познания. Для этого прекрасно подходит возраст 5 лет. Пик познавательной деятельности формируется к 5–6 годам. Если в этот период малыш научится самостоятельно себя занимать, то ни о какой скуке и апатии (во взрослой жизни) не стоит и думать. Другая сторона – физически активные дети. Иногда они очень утомительны для родителей, ведь маме нужно приготовить ужин, убрать в квартире, встретить папу, решить свои дела, поработать, подумать. Но здесь тоже есть простой способ решения проблемы – через нагрузку. Физические нагрузки, подобранные по возрасту и темпераменту, развивают самоконтроль и дают выход энергии. И тогда шумных передвижений по квартире уже не стоит опасаться. Установится глубокий сон. У родителей в том числе. Необходимо поддерживать активность ребенка. Родители для того и существуют, чтобы направлять своих детей. Наблюдайте за поведением, подбирайте то, что подходит малышу. Только родитель может это знать.
В каких еще случаях может развиться апатия у детей?
– Когда родители не хотят делегировать ответственность детям: «ты пойдешь на бальные танцы», «ты будешь три раза в неделю ездить в бассейн», «ты должен (должна) завоевывать призовые места». Безапелляционные и безоговорочные решения. Лет до 12–13 дети еще не имеют возможности сопротивляться родительским наставлениям. Но в какой-то момент подросток понимает: если он не поедет туда, куда хочет папа с мамой, ничего страшного и не случиться. Как раз в этот период зачастую и развивается апатичное поведение, которое можно расшифровать такими фразами, как «я устал от ваших решений», «я просто хочу побыть в одиночестве и решить для себя, чего же я сам на самом деле хочу». Слишком авторитарные родители воспитывают пассивных и мало интересующихся детей.
Как действовать в такой ситуации?
– Дайте свободу выбора. Разговаривайте. Прислушивайтесь: что нравится, а что нет. Предлагайте варианты. Наблюдайте за особенностями поведения ребенка с 3 лет. Если в 5 лет ваш малыш на возглас «Прекрати носиться!» послушается, но вместе с тем будет подавлен его жизненный тонус, то лет с 10 он уже не станет слушаться и при этом не будет уметь себя контролировать.
Давайте вернемся к детскому стрессу. Как помочь ребенку?
– Говоря о стрессе, мы понимаем его как довольно обширное явление. Но вот проявление апатии нужно расценивать уже как стрессовую реакцию. В этом случае мы слышим «меня это не интересует» и «я не хочу», наблюдается уход в мир интернета, замкнутость, ограниченность интересов, может быть полный отказ от общения со сверстниками. Нужно понимать, что апатия как стрессовое проявление не может появиться раньше 12–13 лет. Все-таки дети меньшего возраста обладают слишком высоким жизненным тонусом.
Что делать, если время упущено?
– Формировать доверие заново. Не унижать, не давить, не обесценивать интересы (например, интерес к компьютерным играм). Начните налаживать контакт заново. Отталкивайтесь от предпочтений подростка. Предложите сходить, к примеру, на фестиваль компьютерных игр, книжные выставки, в кино, покататься на спорткарах. Пусть это будет и вам интересно. Расценивайте такое общение, как встречу с новым другом. И ваш ребенок к вам потянется.
А если родители всеми способами пытаются наладить общение, но подросток безжалостно игнорирует попытки?
– Существует еще один подход в случае, если подросток наотрез отказывается идти на контакт с родителями, находясь в состоянии апатии. Подход носит название «принятие бессилия» и включает в себя три составляющие: описание ситуации, собственные чувства и признание бессилия. Например, «Когда ты так долго ни с кем не общаешься, ничем не интересуешься, мы волнуемся и переживаем. Надеемся, что у тебя все хорошо. И мы хотели бы сказать, что ты всегда можешь обратиться к нам. Нам важно твое состояние. Мы готовы тебя поддержать и идти навстречу». Такой подход можно использовать, когда у родителей опускаются руки, они теряются сами и находятся в состоянии отчаяния. Цель – сформировать доверие заново. Подобные фразы должны быть искренними и честными. Дети всегда чувствуют обман.
Но ведь и родители в таких ситуациях испытывают стресс, а сил и терпения не всегда хватает…
– В любом случае, если родитель теряется, его переполняют личные эмоции, например, агрессия, раздражение, пренебрежение (что вполне нормально и естественно в ситуации детского безразличия к жизни), то лучше обратиться к специалисту – психологу, который поможет разобраться в семейных отношениях и выстроить модель поведения с подростком, учитывая особенности его личности.
– Семья – это система. На апатичное состояние подростка могут влиять любые серьезные изменения: развод родителей, появление нового ребенка в семье, переезд, смена школы – это все стрессовые события. Апатия – это то, как реагирует ребенок на стрессовые изменения. Это или запреты, или ограничения, невозможность удовлетворить свои интересы или потребности. Если вам интересно с вашим ребенком, то ему станет интересен весь мир.
Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды
15 августа 2019 года
Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский».
— Какие симптомы должны насторожить родителей?
— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.
— Чем опасно такое состояние?
— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.
— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?
— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.
Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.
— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?
— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.
— Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?
— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.
Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.
КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ
Никогда не говорите
«Ненавижу учебу, класс. »
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным. »
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок. »
«Давай сядем и поговорим об этом»
«Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»