вопрос на который респондент дает ответ в свободной форме называется
Вопросы
Вопрос в широком смысле слова — это форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию. Если вопрос произносят, то используют вопросительную интонацию, а если пишут, то в конце ставят вопросительный знак «?». Задающий вопрос обычно ожидает ответ. Исключение составляет риторический вопрос, на который ответ не требуется, так как он играет роль утверждения.
Вопросы являются самой важной частью анкеты, потому что от их количества, порядка и формулировок во многом зависит желание респондентов отвечать, а также полезность и искренность самих ответов. См.: Правила формулирования вопросов и вариантов ответов
Программные и анкетные вопросы
Программные вопросы исследователь ставит перед самим собой, они определены целью, предметом и задачами исследования. Анкетные вопросы задаются респондентам. Можно сказать, что основная задача по составлению анкеты сводится именно к преобразованию программных вопросов в анкетные, а чтобы написать отчет, придется проделать обратную работу.
Количество вопросов в анкете
Количество вопросов в анкете само по себе имеет малое значение. Необходимо ориентироваться на среднее время заполнения анкеты. При работе с немотивированным респондентом (например, случайная выборка в общественных местах) средне время заполнения не должно превышать 10 минут. Если участие в анкетировании предполагается за вознаграждение, либо у респондента присутствует другой мотив на заполнение анкеты – то размер анкеты можно увеличить.
В целом необходимо стремиться избавляться от вопросов, которые имеют малую ценность с точки зрения целей и задач данного конкретного исследования. Если вы не уверены в том, что ответ респондента на этот вопрос приблизит вас к поставленной цели – лучше его убрать из данного конкретного исследования. Не стоит добавлять в анкету вопросы, не связаные с основной темой исследования, даже если они кажутся крайне полезнными. Они отвлекают респондента, отнимают его время, не давая вам полезной информации (1-2 вопроса не дадут вам полной картины по этой теме). Если таких вопросов становится много и содержательная часть анкеты (информационные вопросы) может быть безболезненно разделена на две разные анкеты – лучше это сделать и провести два отдельных исследования.
Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
По функциям в анкете:
Альтернативные – многовариантные
Закрытые — открытые
Прямые-косвенные
Субъективные — проективные
Способы повышения эффективности контрольных вопросов
Ссылки на источники:
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к этой статье.
Определение формы ответа на каждый вопрос
Вопрос может быть структурированным или неструктурированным. К неструктурированным вопросам относятся открытые вопросы, на которые респондент отвечает своими словами. Основными видами структурированных (закрытых) вопросов являются многовариантные, дихотомические и вопросы со шкалами.
Неструктурированные (открытые) вопросы подразумевают свободный, не ограниченный ничем кроме условий вопроса и личного времени респондента ответ на поставленный вопрос. Эти вопросы так же называются вопросами с произвольным вариантом ответа.
Открытые вопросы охватывают целый массив разных типов первичных данных – от демографических характеристик (Сколько вам лет?) до поведенческих (Почему вы приобрели эту марку стиральной машины?). Часто используются для того, чтобы «нащупать» дополнительную информацию; когда желательно получить дословные ответы респондентов, чтобы «прочувствовать» их и представить примеры в отчете; когда число возможных вариантов ответов слишком велико или их нельзя продумать заранее (например, «Чем вам особенно нравится район, в котором вы живете?).
Основным достоинством открытых вопросов является их информативность, возможность получения более глубоких знаний о респондентах. Неструктурированные вопросы намного меньше искажают ответ, чем структурированные, так как мнение респондента не искажается заданными вариантами ответов, респондент свободен в изъявлении своих предпочтений и не обременен влиянием исследователя. Данный подход делает возможным применение контент-анализа для формирования модели тезауруса респондента-потребителя, что необходимо для улучшения взаимопонимания в последующих коммуникативных процессах и исследованиях.
Недостатки открытых вопросов многочисленны:
— четкость и подробность ответов в значительной степени зависят от «разговорчивости» респондента и способности интервьюера быстро записывать дословные ответы и его умения расспрашивать с целью уточнения;
— большие затраты времени – как в течение интервью, так и в ходе обработки его результатов. Придется разрабатывать классификацию, в соответствии с которой каждый ответ будет отнесен к той или иной категории. Это в свою очередь, предполагает субъективные суждения, которым свойственны ошибки;
— длина ответа зависит от объема места, которое отводится на вопрос. Если студентам предоставляют целую страницу для ответа на один вопрос, они используют её целиком. Но если им предложить половину страницы, они вполне уложатся. Открытый вопрос должен разрабатываться таким образом, чтобы отводимое на ответ место зависело от его важности;
— часто отмечаются «размытые» ответы и потеря связи с задаваемыми вопросами.
Учитывая недостатки открытых вопросов, в случае проведения масштабных исследований, рекомендуется закрыть столько вопросов, сколько возможно.
Структурированные вопросы заранее предполагают набор вариантов ответов и формат ответа. Структурированные вопросы дифференцируются на многовариантные, дихотомические и основанные на шкале.
Многовариантные вопросы. Это вопросы с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует его позиции по данному вопросу.
Разновидности многовариантных вопросов:
а) с ограниченным количеством альтернатив (выберите один вариант ответа; укажите не более трех);
б) с неограниченным количеством альтернатив (дают перечень ответов и просят отметить все, что необходимо).
Вопросы, на которые дается более чем один вариант ответа, называют еще вопросами с «веером» ответов.
Варианты ответов должны включать все возможные варианты с добавлением пункта «Другое. Пожалуйста, укажите, что именно: ____». Варианты ответов должны быть взаимоисключающими.
При разработке многовариантных вопросов необходимо помнить об ошибке расположения.
Ошибка расположения: тенденция респондентов к выбору варианта ответа просто из-за его очередности или расположения в списке. Опрашиваемые имеют тенденцию отмечать первое или последнее утверждение в списке, причем чаще первое. Для ряда чисел (количество, цена) наблюдается смещение в сторону значения, расположенного в середине списка. Для контроля искажения ответа следует разработать несколько альтернативных форм, в которых порядок перечисления вариантов ответов отличается. Каждый вариант должен по одному разу быть вначале, в середине, в конце и где-то между крайними точками.
Достоинства многовариантных вопросов: ускоряется процесс заполнения анкеты, понятны респондентам, уменьшается возможность искажения данных интервьюером.
Недостатки: трудны в разработке. Сложно учесть все возможные варианты ответов. Иногда для определения вариантов ответов необходимо провести поисковое исследование с использованием открытых вопросов. Само представление респондентам перечня вариантов ответов может привести к искаженным результатам.
Дихотомический вопрос – предполагает наличие только двух вариантов ответа: да – нет; мужской – женский; согласен – не согласен.
Дихотомические вопросы просты, и поэтому часто используются. Важная проблема в связи с дихотомическим вопросом – это то, что ответ может сильно зависеть от того, как вопрос построен.
«Следует винить самих людей, а не социальные условия, за высокий уровень преступности». С данным утверждением согласились 60% опрошенных.
«Социальные условия, а не самих людей, виновны в высоком уровне преступности» – 60 % согласились.
Вопросы кажутся идентичными, но породили разные ответы. Простое изменение положения ответов влияет на их характер. Люди склонны чаще давать тот ответ, который расположен первым. Для борьбы с подобными искажениями используют процедуру разделения анкет (методика раздельного голосования). В одной половине тиража анкет используется первая формулировка, в другой вторая. Усредненные процентные показатели по двум формам анкеты должны устранить возможное искажение результатов.
Дихотомические вопросы не применяются для сбора данных, связанных с психологией людей, поскольку в данном случае их использование приводит к получению слишком простых, часто навязанных ответов.
Вопросы со шкалой ответов. Шкала – способ измерения отношения к чему-либо. Проблемы шкалирования детально рассмотрены в пятом разделе «Измерения в маркетинговых исследованиях».
Независимо от того, какой вид закрытого вопроса выбран, преимущества одинаковы, а именно:
+ на вопросы легко отвечать, наличие вариантов ответов помогает лучше понять задаваемый вопрос;
+ на ответы требуется меньше времени, чем на открытые;
+ они требуют меньше усилий и со стороны интервьюера и со стороны респондента;
+ они упрощают обработку и анализ данных.
Недостатки закрытых вопросов: сама их природа предполагает меньше возможностей для самовыражения респондентов; перечень категорий ответов может включать такие варианты, о которых респондент даже не подумал бы.
Совместное использование закрытых и открытых вопросов. Для получения дополнительной информации могут использоваться сочетания вопросов разного формата. Использование открытого вопроса вслед за закрытым называется уточнением.
Купите ли вы в следующий раз данный товар?
1. Да. Почему? (впишите) _____________________
2. Нет. Почему? (впишите) _____________________
3. Пока не знаю. Почему? (впишите) _____________________
Уточнения в анкетах используются для того, чтобы помочь исследователю в интерпретации ответов респондентов.
Можно выделить особые по форме вопросы – табличные. Онипозволяют сделать анкету более компактной, многократно не повторять вопрос.
Пример: Прочитайте вопросы в таблице и впишите нужные ответы в соответствующие колонки и строки:
1. Какие домашние животные живут в вашем доме? | 2. Какого они возраста? | 3. Какой корм вы приобретаете для них? | 4. Как часто вы приобретаете корм? (несколько раз в неделю, несколько раз в месяц, раз в месяц, реже чем раз в месяц, не приобретаю) впишите |
1. | |||
2. | |||
3. |
5. Определение последовательности вопросов
Жестких правил последовательности расположения вопросов в анкете нет, но есть следующие рекомендации.
1. Использовать воронкообразный или туннельный подход: начинать с общих вопросов и постепенно переходить к вопросам с более узкой тематикой. Вопросы, заданные в начале анкеты, могут влиять на дальнейшие ответы. Если общие вопросы задаются до конкретных, то это предотвращает искажение ответов на них ответами на конкретные вопросы. Согласование вопросов должно быть примерно таким:
а) «Какие факторы влияют на ваше решение при выборе шоколада?»
б) «Насколько важна цена при выборе шоколада?»
Первый вопрос общий, а второй – конкретный. Если вопросы задать в противоположном порядке, респонденты задумаются о факторе цены и скорее всего укажут его при ответе на общий вопрос. В этом случае исследователь как бы подсказывает ответы на общий вопрос.
а) «Что вам нравится в этом районе?»
б) «Как насчет транспорта в целом?»
в) «Следует ли ввести новый маршрут?»
2. Вначале использовать простые и интересные вопросы. Начальные вопросы очень важны для завоевания доверия респондента. Иногда такие вопросы могут быть даже не связаны с предметом исследования, и ответы на них в последствии не анализируются. Например, проводился опрос школьников о предпочтениях жевательных резинок, в качестве вступительного использовался следующий вопрос: «Насколько вам нравиться жизнь в вашем городе?».
В отдельных случаях в качестве вступительных могут использоваться вопросы, с помощью которых определяется компетентность респондентов для участия в опросе. Например: «Кто в вашей семье в основном делает покупки в универмагах?» Этот вопрос помог выбрать подходящих респондентов, кроме того, благодаря своей простоте и нейтральности помог установить контакт с опрашиваемым.
3. На основе анкетирования можно получить основную информации, классификационную и идентификационную. Основная информация связана с проблемой исследования. Согласно общепринятой практике, сначала получается основная информация, так как она имеет наибольшее значение в исследовании и её надо получить до того, как возникнет риск вызвать раздражение респондента серией личных вопросов. Поэтому вопросы классификационной информации размещаются после основных вопросов. Классификационная информация о социально-экономических и демографических характеристиках используется для классификации респондентов и интерпретации результатов. Идентификационная информация включает имя, адрес, телефон. Используется она, чтобы проверить действительно ли опрашивали респондентов, для возможного поощрения респондентов в будущем.
4. Если анкета посвящена разным темам, то используется секционный подход: последовательно рассматриваются вопросы по отдельным темам.
5. Можно использовать разветвленные вопросы (фильтрующие). Эта техника используется для того, чтобы отослать респондентов к различным местам в анкете, основываясь на их ответах, на текущий вопрос.
6. Сложные и деликатные вопросы следует размещать в конечной части. После установления взаимопонимания с респондентом он меньше склонен отказаться отвечать на такие вопросы.
6. Оформление анкеты
Визуальная привлекательность текста очень важны для анкет самостоятельного заполнения и анкет для проведения интервью.
Человек, получивший анкету для самостоятельно заполнения, бегло просматривает ее, а затем решает, стоит ли тратить время на её заполнение. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы анкеты для самостоятельного заполнения были не загроможденными, легко заполняемыми, набранными легко читаемым шрифтом. Можно также использовать цветность. Даже двухцветная анкета может выглядеть гораздо привлекательнее, поскольку полутона могут быть очень эффективно использованы для пояснений и дифференциации.
Оформление анкеты не менее важно для анкет для интервью, поскольку помогает обеспечить должный уровень его проведения интервьюером.
Анкета должна быть отпечатана на хорошей бумаге, иметь профессиональный внешний вид. Вопросы должны визуально отличаться от вариантов ответов. Обычно вопросы анкеты набираются крупным шрифтом, варианты ответов более мелким, обращения и пояснения – курсивом.
Пояснительные фразы должны находиться как можно ближе к вопросам. Они используются при необходимости обратить внимание на техническое заполнение анкеты в целом или на отдельные вопросы. Это может быть: предложение обвести кружком стоящую напротив выбранного ответа цифру; перейти к вопросу №; если респондент должен перескочить через целый раздел, хорошо использовать цветное обозначение разделов; выбрать из предлагаемого набора альтернатив ту, которая больше всего соответствует мнению респондента; дописать ответ; расположить в порядке предпочтения.
Инструкции, относящиеся к тому, как респондент должен заполнять анкету или отвечать на вопрос, следует помещать перед вопросом. Инструкции о том, как ответ должен записываться – после вопроса.
В анкете для проведения интервью часто возникает необходимость привести инструкции интервьюеру. В этом случае они выделяются большими буквами, чтобы отличить их от текста вопросов.
Не следует уменьшать межстрочные интервалы между вопросами для компактности анкеты. Плотное размещение вопросов создает впечатление сложности и дает большое количество отказов заполнить анкету.
Каждый вопрос должен быть размещен на одной странице, если вопрос или описание ответов переносится с одной страницы на другую, респондент может решить, что вопрос закончился в конце страницы.
Если анкета не умещается на одной странице, лучше использовать формат буклета, дабы не потерять страниц и упростить анализ.
Ответы на вопрос лучше располагать в одну вертикальную колону, чем в несколько. Респондентам гораздо легче читать по одной колонке, чем водить глазами из стороны в сторону по нескольким колонкам.
Пример неправильного расположения ответов:
«Примерный среднедушевой доход вашей семьи в месяц?»
менее 5000 руб. 5000 – 7999 руб. 8000 – 11999 руб.
12000 – 14999 руб. 15000 – 17999 руб. более 18000руб.
Варианты ответов следует разместить так:
4. 12000 – 14999 руб.
5. 15000 – 17999 руб.
При использовании нескольких вопросов, имеющих одинаковые варианты ответов, полезно размещать их в виде таблицы.
Чтобы оживить текст анкеты можно использовать необычные способы отметки: стрелки, кружочки, физиономии…
Все вопросы и варианты ответов должны быть пронумерованы. Полезно пронумеровать сами анкеты. Это облегчает мониторинг работы интервьюеров. Но при почтовых опросах респонденты часто воспринимают нумерацию анкет как механизм, который позволяет их идентифицировать (отказываются отвечать или искажают ответы).
Пример оформленной анкеты приведен в приложении 3.
Учебно-методический комплекс по дисциплине методика исследований в социальной работе и социальная статистика для направления «Социальная работа» Рассмотрено и утверждено
Главная > Учебно-методический комплекс
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
78. Вопрос анкеты, предполагающий 2 взаимоисключающих друг друга варианта ответа – это
79. Телефонные опросы и опросы на основе избирательных списков проводятся с помощью:
Оба варианта допустимы
80. Какие вопросы помогают определить искренность и добросовестность респондента?
81. Вопрос, отвечающий целям исследования и служащий критерием выбора конкретных вопросов, включаемых в анкету, называется:
82. Достаточная полнота списка альтернатив, отсутствие пересекающихся альтернатив, максимальный учет всех возможных вариантов ответа – основные требования:
К полузакрытым вопросам
К закрытым вопросам
К социально-демографическим вопросам
К открытым вопросам
83. Коллективная очная работа экспертов, направленная на решение поставленной задачи
84. В опросах экспертов и в поисковых, разведывательных исследованиях обычно используются интервью:
85. Какая численность участников фокус-группы считается оптимальной?
86. Контент-анализ – это:
Качественный анализ документов
Количественный анализ документов
Качественно-количественный анализ документов
87. Метод опроса, при котором оценка свойств исследуемого явления происходит с использованием стандартизированных вопросов и ответов, выбор которых проводится самим отвечающим, и оценки фиксируются в специальном документе – это:
88. Вид группового опроса, при котором исследователь проводит опрос в группе, собирающейся для своих целей, называется:
Опрос в специально собранной группе
Опрос в не специально собранной группе
Опрос в стабильной группе
Опрос в случайной группе
89. Кодировка в процессе опроса, быстрота машинной обработки, простая техника заполнения – преимущества:
Вопросов социально-демографического блока
Всех анкетных вопросов
90. Чтобы предотвратить возможность искажения данных анкетирования в результате действия «гало-эффекта», в анкету необходимо включать
91. Вопрос, ответ на который респондент дает в свободной форме, называется:
Оба варианта являются верными
92. Наибольшие трудности и частые отказы от ответов у респондентов вызывают вопросы:
В традиционной форме
В графической форме
93. Главный инструмент наблюдения
94. Какой метод является необходимым сопровождением уличного опроса?
95. Функции модератора и интервьюера, проводящего индивидуальные глубинные интервью:
Схожи с точки зрения конечных целей работы
Схожи с точки зрения стиля работы
96. Во время проведения интервью влияние «третьих лиц»:
Не влияет на качество информации
Положительно сказывается на качестве информации
Отрицательно сказывается на качестве информации
97. Вид раздаточного опроса, при котором сбор первичных данных проводится изолированно с каждым отвечающим, называется:
98. Малоинформативные или неинформативные вопросы, «сглаживающие» резкий переход от конкретных вопросов к сенситивным, называются:
99. Чтобы предотвратить возможность искажения данных анкетирования в результате действия «гало-эффекта», в анкету необходимо включать
100. Что из перечисленного можно отнести к преимуществам количественного социологического исследования?
Оно предоставляют свободу высказывания или описания явления
Оно уделяет внимание, прежде всего, индивидуальному уникальному опыту, а не обобщенному
При работе с ним возможно применять весь арсенал методов математической статистики
101. Метод свободного интервью обычно используется:
Для сбора данных на начальном этапе исследования, когда уточняется проблема, оформляются гипотезы, выясняются особенности сообщества
В качестве основного метода исследования на его полевом этапе
В качестве дополнительного метода исследования по завершении полевого этапа
102. Можно ли считать экспертом журналиста, который в течение долгих лет специализируется на узком круге тем?
103. Контент-анализ обычно предполагает:
Сплошной анализ всего заданного текстового массива
Выборочный анализ той части текстов, которые обеспечивают репрезентативность данных
104. Экспериментальные методики предполагают одновременно регистрацию фактов и жестко фиксированные приемы обработки данных, поэтому их целесообразно отнести к:
Приемам получения первичных данных
Приемам анализа данных
105. Детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов предполагает:
106. Кодирование вариантов ответов на открытые вопросы должно осуществляться:
После завершения полевого этапа
107. Вопросы, позволяющие отсекать тех, кто не может отвечать на определенные вопросы анкеты, называются:
Ни один из ответов не является верным
108. Закрытые вопросы, предполагающие выбор только одного варианта ответа из набора предлагаемых, называются:
Типы вопросов
Все типы вопросов делятся на три категории: базовые, расширенные и шаблоны.
К базовым типам вопросов относятся:
Текстовый ответ – вопрос с ответом в свободной форме, не предлагающий конкретных заранее определенных Вами ответов
С вариантами ответов – вопрос, позволяющий респонденту выбирать один или несколько вариантов из определенного Вами списка ответов
Выбор медиа – вопрос с вариантами ответов, позволяющий помимо текстовых ответов, использовать ответы в виде изображения, аудио или видео файла
Выпадающий список – вопрос с вариантами ответов, с возможностью выбора одного ответа, где ответы отображаются выпадающим списком
Рейтинг – вопрос со шкалой оценки, где респондент выбирают одну оценку. Этот вопрос используется для определения мнений или отношения клиентов.
Слайдшоу – галерея фотографий для просмотра респонденту.
Матрица – вопрос, представленный в виде таблицы, состоящей из строк и столбцов.
Текст – это текстовая информация, необходимая иногда для разделения различных блоков в опросе.
Ссылка — это текстовое поле, в котором респондент оставляет ссылку.
Email — это текстовое поле, в котором респондент оставляет email адрес.
Число — это числовое поле, в котором респондент указывает число.
К расширенным типам вопросов относятся:
Шкала мнения – тоже, что и тип вопроса «рейтинг», только с возможностью назначить каждой оценке текстовое значение
Парное сравнение — вопрос, позволяющий респонденту сравнивать между собой объекты определенные Вами. Каждому респонденту предлагаются всевозможные пары, составленные из рассматриваемых объектов. Он должен относительно каждой пары сказать, какой объект из этой пары ему нравится больше.
Ранжирование — вопрос, позволяющий респонденту самостоятельно расставить предложенные ответы в определенном порядке. Этот вопрос используется для определения приоритетов и степени важности.
Карточная сортировка – вопрос, позволяющий респонденту распределить карточки по категориям, а также расположить карточки в определенной последовательности внутри категории.
Слайдер – вопрос со шкалой, позволяющий респонденту оценить значение по определенной шкале.
Вовлеченность — вопрос с шестибалльнной шкалой оценки, где респондент выбирает одну оценку. Этот вопрос схож с типом вопроса “Рейтинг”, но имеет заранее заданные текстовые значения по шкале “Согласен — Не согласен”, которые можно изменить.
Метод Кано — методика, применимая для оценки удовлетворенности продуктом и выявления наиболее важных характеристик товара или услуги. В данной методике все характеристики товара или услуги делятся на 5 типов: одномерные, привлекательные, необходимые, обратного действия и не имеющие значения.
Респонденту предлагается ответить на вопросы:
— Если атрибут N присутствует в товаре, как Вы к этому отнесетесь?
— Если атрибут N отсутствует в товаре, как Вы к этому отнесетесь?
И даны 5 вариантов ответа на них:
— Мне это нравится
— Так должно быть
— Мне все равно
— Я могу с этим жить/терпеть
— Мне это не нравится
На основе ответов респондентов формируется таблицу координат свойств. На основе частоты отнесения каждой из характеристик к той или иной категории рассчитывают потенциал удовлетворенности и неудовлетворенности для каждой из характеристик.
Семантический дифференциал — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств (англ. semantic space). Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал (англ. rate scale), противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа.
Метод семантического дифференциала был введён в психологические исследования Чарльзом Осгудом (англ. Charles E. Osgood) в 1952 году[1]. Ч. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибалльных шкал:
«оценка»: хороший 3 2 1 0 −1 −2 −3 плохой
«сила»: сильный 3 2 1 0 −1 −2 −3 слабый
«активность»: активный 3 2 1 0 −1 −2 −3 пассивный
Загрузка файла — вопрос, предлагающий респонденту загрузить по Вашему запросу какой-либо файл, например, картинку или резюме.
Аудиофайл — вопрос, позволяющий загрузить аудиофайл для прослушивания его респондентом.
Net Promoter Score — индекс определения приверженности потребителей товару или компании (индекс готовности рекомендовать), используется для оценки готовности к повторным покупкам.
Измерение индекса лояльности NPS включает в себя несколько шагов.
Потребителям предлагается ответить на вопрос «Какова вероятность того, что Вы порекомендуете компанию/товар/бренд своим друзьям/знакомым/коллегам?» по 10-балльной шкале, где 0 соответствует ответу «Ни в коем случае не буду рекомендовать», а 10 — «Обязательно порекомендую».
На основе полученных оценок все потребители разделяются на 3 группы: 9-10 баллов — сторонники (promoters) товара/бренда, 7-8 баллов — нейтральные потребители, 0-6 баллов — критики (detractors).
Непосредственно расчёт индекса NPS. NPS = доля сторонников — доля критиков
Шаблоны вопросов:
— Ваш пол
— Ваш возраст
— Ваше образование
— Материальное положение семьи
— Сфера деятельности
— Контактные данные
— Эмоции