ворона уменьшительно ласкательная форма

Утром мажу бутербродик – сразу мысль: а как народик?

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

Однажды я зашла за кофе в одну из любимых киевских кофеен. За прилавком стояла незнакомая девушка – прежняя хозяйка уехала, и теперь лица там все время менялись. “Вам Кению? – переспросила она, улыбаясь. – К сожалению, ее нет. У нас на потоке одни итальяшки. Кстати, хотите итмишку?”

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

Итальяшки? Итмишки? Я смотрела на нее в ужасе, инстинктивно уже пряча кошелек в сумку. Только потом сообразила, что итмишка – это фруктовый батончик «Eat me» (Ит ми). «Съешь меня» – прямо как в «Алисе», для которой этот призыв, как известно, закончился стремительным уменьшением.

Люди, «уменьшающие» слова, как известно, подстерегают нас на каждом шагу.

Придешь в кино – а тут тебя поджидают «билетики».

Откроешь решительно дверь в фитнес-клуб – и бросится в глаза написанный огромными буквами призыв «выпить фрешик на баре».

О мамах и бабушках, включающих адронный коллайдер уменьшительных частиц при общении с детьми и внуками, мы уже не будем.

Словом, деваться некуда. Что же остается? Противодействовать. Именно это противодействие и начало в последнее время зреть, расти и принимать масштабы даже более значительные, чем нам бы хотелось.

Теле- и радио ведущий, продюсер Михаил Козырев как-то рассказывал мне:

Я приехал из Америки в середине 90-х годов делать здесь радио и абсолютно офигел от того, как люди разговаривали в эфире. «Сейчас поставлю вам песенку одной девчонки!» Почему, если ты ставишь Мадонну, надо говорить, что ты ставишь «песенку одной девчонки»?

Для меня эти суффиксы всегда были элементом какого-то панибратского, уничижительного отношения к действительности. Когда я стал руководить радиостанцией «Максимум» — а это было тогда звездное время — я всем запретил категорически под страхом штрафов употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

И они стали надо мной стебаться в эфире: они стали изымать суффиксы из всех слов, причем брутально. «У нас сегодня была летуча, закручивают гаи. На планёре решено, что некоторые пластины в эфир лучше не ставить». Это было умопомрачительно смешно!”

Из уважения к «огромному размеру» тут же родилось и стихотворение на злобу дня. Его написал пользователь Живого Журнала с ником shaptchits.

Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждёт меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах – резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
В железной бане – две селёды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены –
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

Эти уже подзабытые сейчас строки очень точно отражают то, что происходит. Борьба с «уменьшениями» принимает все более абсурдные формы. Удаляя все уменьшительные суффиксы без разбору (лишь бы только не сказать случайно про человечка и денежку), мы не замечаем, как ударяемся в другую крайность.

Нам до того страшно казаться сюсюкающими, что и с детьми мы выбираем довольно брутальный стиль, без сантиментов: называем ножку пятилетнего ребенка ногой (а у папы тогда, по логике, ножища?), а столик для рисования, конечно, столом. Подозрительно на этом фоне выглядит даже невинный пирожок с капустой, так и хочется назвать его пирогом. Под горячую руку попадают даже коленки!

Это хорошо видно по записям в соцсетях, пользователи которых дают чувствам волю и откровенно признаются в искренней ненависти к уменьшительным формам. Вот несколько цитат со страниц разных соцсетей и форумов:

— Ненавижу все эти ласкательно-уменьшительные суффиксы. Как слышу кремик, вкусняшки, мамик, Димик – так стукнуть хочется!

— Ненавижу, когда слова с уменьшительными суффиксами (коленки, кудряшки, ладошки).

— Извиняюсь, конечно, но терпеть ненавижу уменьшительные суффиксы – старшенькая, младшенькая, мёдик.

Доктор филологических наук, профессор МГУ Игорь Милославский в своей книге «Говорим правильно по смыслу или по форме?» пишет, что в нашем нездоровом отношении к диминутивам виновата школа. На уроках русского языка, как правило, не объясняют, что уменьшительно-ласкательные суффиксы используются не только для того, чтобы обозначить размер предмета. Они нужны, чтобы показать уважительное, внимательное отношение и к предмету, и к собеседнику:

“Именно такое отношение к гостю стремится выразить в застолье хозяин, предлагающий супчик, буженинку с хренком, чаек с вареньицем или конфеткой. Таким же образом сейчас ведут себя и многие работники сферы бытового обслуживания. В парикмахерской говорят волосики, бровки, височки, маникюрчик (…) Напомню, что к тому же средству прибегала и коварная крыловская лисица, которая говорила: шейка, глазки, перышки, носок, голосок. Для того, чтобы сначала расположить к себе ворону, а затем завладеть ее сыром».

В школе – и об этом Игорь Милославский говорил не раз в своих интервью – не учат тому, как распоряжаться всем эти суффиксальным богатством. Когда использовать, когда не использовать, где уместно, а где и не очень. В результате одни в ужасе шарахаются от уменьшительных форм, дрейфуя куда-то в сторону сосуль, а другие, наоборот, пересыпают ими речь так обильно, что тут же хочется сбежать подальше.

Вероятно, кстати, что срабатывает этот эффект “вороны и лисицы”: употребляющий уменьшительно-ласкательные формы человек кажется приставалой, возникает ощущение, что он хочет что-то нам навязать. Владелец одной из самых известных в России сетей фастфуда как-то рассказывал мне, что запретил сотрудникам предлагать посетителям “селедочку”, “картошечку” и прочий “борщик” – именно чтобы не возникало ощущения навязанной услуги.

Впрочем, знаю я и другой пример: детское кафе, которое сделало диминутивы своей фишкой. Весьма, надо сказать, сомнительной, потому что диминутивами в этом кафе написано все меню – от и до.

Салат «Цезарь» у них называется «Цезаренком», деруны – дерунчиками, мохито – мохитиком, а само меню – менюшкой.

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

Каждый раз, приходя в это кафе, я испытываю противоречивые чувства: «менюшка» и ее содержимое отбивают аппетит, но на самом деле готовят там очень вкусно, так что не хочется отказывать себе в удовольствии из-за каких-то суффиксов.

А вот насколько справедливо отказывать себе в самих этих суффиксах? Должны ли мы, убегая от сюсюканья, сесть на пожизненную «диету», а детям каждый раз повторять: «Таких слов в русском языке нет!»

Конечно, они есть. И ими важно уметь пользоваться. Просто надо понимать волшебное слово «контекст» и задумываться о том, в какой контекст мы эти уменьшительные формы помещаем.

«Ах, ножки, ножки! где вы ныне?» И действительно, где?

Источник

«Ты такой светлый человечек»: зачем мы используем уменьшительные слова

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

На этом месте статью можно было бы уже и закончить, так как тайный смысл применения уменьшающих форм следует из этого факта со всей очевидностью. Однако разобраться с примерами и истоками такого речевого поведения подробнее — это самое интересное.

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

Сплошное ми-ми-ми!

Уменьшительно-ласкательные формы призваны передать и продемонстрировать умиление. Это довольно специфическое чувство, больше похожее на инстинктивную реакцию.

Вероятнее всего, изначально эта реакция выработалась у человека для того, чтобы обеспечить высокое выживание вида. Воспитывать маленьких детей и присматривать за ними — занятие трудоемкое и сложное.

Человеческие детеныши развиваются медленнее потомства большинства других животных и долго остаются беззащитными. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы сам вид малышей вызывал прилив приятных эмоций не только у родителей, но и у всех представителей вида. Большие глаза, пухлые щеки и губы, толстенькие ножки и ручки. Весь младенческий облик так и заявляет: «Посмотри, какой хорошенький!» Сплошное «ми-ми-ми!»

Итак, умиление призвано обеспечить внутривидовую безопасность заведомо более слабым существам (детям).

Кстати, такой комплекс реакций сегодня широко применяется в мировом маркетинге. Особенно яро реакцию умиления эксплуатируют японцы, которые подарили миру словечко «кавайный». Оно означает: «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «маленький» (а также — «вызывающий жалость и желание приласкать»). В том числе этим словом в Японии называют взрослых, которые ведут себя наивно или нарочито по-детски. Под соусом «кавайности» во всем мире выросла целая индустрия очаровательных товаров: игрушек, аксессуаров, гаджетов, канцелярских принадлежностей и прочих милых мелочей.

Зона безопасности

Вся детская тема: одежда, предметы обихода, мебель, словом, вся зона обитания ребенка также попадает под это «детское обаяние». Детский стульчик — такой же как взрослый, только меньше — как мило! А вот — крошечные джинсики, тарелочка для кашки, поилочка.

Родители вместе с ребенком распространяют «зону кавайности» на все детское окружение. Тем самым они создают ощущение безопасности, специфическое уютное пространство, где ребенок чувствует себя под защитой просто по факту своего младенческого возраста.

Жалко расставаться с таким ощущением, вырастая, правда? Вот мы и не расстаемся! Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают нам создавать иллюзию возвращения в «зону кавайности» в моменты, когда мы чувствуем себя не в «своей тарелке»: небезопасно, тревожно, раздраженно.

4 кавайных приемчика

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

1. Обесценивание (уменьшение значимости ) просьбы: «Передай от меня посылочку».

Один из наиболее частых случаев применения уменьшительно-ласкательного суффикса — это желание хоть бы немного уменьшить значимость «неудобного» предмета разговора. В просьбе из примера посылка неспроста съежилась до размеров «посылочки». Такую передать наверняка будет намного легче, чем тащить целую посылку! Или, к примеру, «окошко прикрыть» — велика ли забота. То ли дело — целое окно.

2. Снятие ответственности: «Веду один проектик».

Один из частых случаев обесценивания работает на то, чтобы помочь избавиться от давящего груза ответственности. Про популярный мем — «я не могу, у меня лапки» — мы уже писали в недавнем материале. С уменьшительно-ласкательными суффиксами — та же история. «Делаю проектик», «провернул одно дельце», «подвернулась работенка». Человек, который говорит так о собственных делах, скорее всего, не уверен в результате и заранее снимает с себя ответственность. Разве от «проектика» можно ждать значимых результатов? Разве что «результатиков».

3. Сброс тревоги: «Есть одна проблемка».

Что нужно, чтобы справиться с тревогой? Правильно! Уменьшить ее источник. Хотя бы на словах. Кажется, что уменьшишь явление в речи, оно и само станет незаметнее, перестанет пугать.

С «проблемкой» проще справиться, «таблеточки» принимать удобнее, чем «таблетки». А «прохладненькая погода» огорчает меньше, чем «мороз», даже если речь о тридцати градусах ниже нуля. Как тут не вспомнить Джерома К. Джерома и его бессмертное: «Неужели вы не хотите осмотреть трупики, гробики, склепики и саркофагики?!»

4. Скрытая агрессия (унижение): «Ты светлый человечек!»

ворона уменьшительно ласкательная форма. ворона уменьшительно ласкательная форма фото. картинка ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть фото ворона уменьшительно ласкательная форма. смотреть картинку ворона уменьшительно ласкательная форма.

А вам случалось называть кого-то человечком? Удивительно, но далеко не каждый воспринимает такое обращение как комплимент. Подспудно возникает вопрос: «А тяну ли я в твоих глазах на человека нормальных размеров или все-таки только карманный вариант?»

Эта форма общения принципиально отличается от предыдущих примеров, где уменьшению подвергались предметы и процессы. Здесь объектом выступает уже сам собеседник. Такое обращение, как правило, проистекает из желания уменьшить человека, который по каким-то причинам кажется опасным. Тогда речь и начинает пестрить обращениями типа «Машенька», «Ванятка», «Рустамчик» по отношению ко взрослым людям.

Иногда всего человека целиком с его достоинствами и недостатками в свою картину мира уместить сложно. Тогда мы подчеркнуто замечаем только его «хорошие» (или даже «хорошенькие») черты, сокращая собеседника до «портативного», «кукольного», а значит, безопасного размера. И вот перед нами уже не друг, а «дружочек», не человек — а «человечек». Ма-аленький такой. Хорошенький.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 306261

Ответ справочной службы русского языка

Как указано в этимологическом словаре Макса Фасмера, вероятно, слово моська возникло как уменьшительно-ласкательн ое от мопс. Это соотносится и с информацией в толковом словаре.

Добрый вечер! Проверочное слово к слову мур. вьи?

Ответ справочной службы русского языка

Можно проверить уменьшительно-ласкательн ым мураш.

Здравствуйте! Как правильно писать притяжательные прилагательные с уменьшительно-ласкательн ыми суффиксами: Танечкин мяч. или Таничкин мяч.

Ответ справочной службы русского языка

Уменьшительно-ласкательн ая форма имени: Танечка. Поэтому верно: Танечкин мяч.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, корректно ли употребление в названии товара «Мотыжка»? Этот вопрос возник в связи с тем, что в орфографическом словаре нет такого слова, однако, оно часто употребляется. Также интересно ваше мнение насчет названия «Кисти для художества», насколько оно корректно?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях указаны не все уменьшительно-ласкательн ые формы. Слово мотыжка можно использовать в наименовании товара.

Что касается второго вопроса, то сочетание некорректно, поскольку художество не то же самое, что рисование.

Добрый день, прошу сообщить что за такое слово МОСКВИЧЕНОК и насколько оно правильно образовано.

Ответ справочной службы русского языка

Как в художественном тексте писать названия мотоциклов и тракторов — со строчной или прописной? Например, «Планета» (мотоцикл), «Сталинец» (трактор).

Ответ справочной службы русского языка

Названия производственных марок технических изделий (машин, приборов и т. п.) заключаются в кавычки и пишутся с прописной буквы. Однако в справочниках подчеркивается, что в бытовом употреблении названия средств передвижения могут употребляться и без кавычек, напр.: приехал на стареньком москвиче, на роскошном кадиллаке. Без кавычек пишутся также разговорные названия машин с уменьшительно-ласкательн ыми суффиксами, напр.: москвичок, жигулёнок, фордик, уазик.

Ответьте, пожалуйста, слова ЮБЧОНКА и СОБАЧОНКА имеют уничижительную или уменьшительно-ласкательн ую окраску? В разных словарях встретилось по-разному. Например, СТАРУШОНКА и БУМАЖОНКА точно уничижительные, а вот с первыми двумя сразу так не скажешь, хотя суффиксы использованы одинаковые.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Написание имен, в том числе входящих в их состав уменьшительно-ласкательн ых суффиксов -ек- и -ик-, подчиняется грамматическим и орфографическим правилам. В указанных суффиксах беглый гласный передается буквой е, небеглый – и: овражек – овражка, столик – столика. Поэтому правильно: Алик, Владик, Марик.

Обратите внимение: существует самостоятельное имя Марек западнославянского происхождения, в котором е беглым гласным не является.

Здравствуйте. Подскажите,пожалуйста,существует ли какое-то научное объяснение тому,что уменьшительно-ласкательн ой формой для слова «медведь» стало слово «мишка». Кроме фольклорной отсылки к Михаилу Потаповичу я больше вариантов не нахожу. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно образовать уменьшительно-ласкательн ую форму от имени Гузалия: ГузалЕчка / ГузалИчка, ГузалЕнька / ГузалИнька. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Современной норме соответствуют написания: Гузалечка, Гузаленька.

Ответ справочной службы русского языка

Помогите, пожалуйста, просклонять во множественном числе имена собственные: Алеши, Пети и др. Особенно нас интересуют родительный и винительный падежи. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти уменьшительно-ласкательн ые имена склоняются во множественном числе так же, как, например, слова кассирши, богини: Алёши, Алёш, Алёшам, Алёш, Алёшами, об Алёшах; Пети, Петь, Петям, Петь, Петями, о Петях.

Уменьшительно-ласкательн ая форма слова «кора»

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, допустима ли уменьшительно-ласкательн ая форма слова «пасха» (творожная пасха) «пасочка»?

Ответ справочной службы русского языка

Источник

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

В процессе формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значениями морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на сравнении слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, сто-лик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.

Работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Задачи:

Игра «Назови ласково».

Цель: познакомить детей с уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных.

Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу.

Инструкция: «кукла маленькая, и её можно назвать куколка. Все предметы у куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково».

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, тарелочка, ложечка, платьице, кофточка, юбочка, туфельки и так далее).

Инструкция: «Ребята, давайте будем называть друг друга ласково. Я называю имя, а вы проговариваете его ласково ».

2) словообразование неодушевлённых существительных женского рода:

Инструкция: «назовите слово ласково».

Цель: образование уменьшительно-ласкательных форм по опорным словам при помощи суффикса –ик-.

Дидактический материал – парные картинки.

Цель: образование существительных с использованием суффикса –чик-.

Инструкция: «Придумай новое слово».

Образец: большой забор, а маленький – заборчик.

Цель: образование существительных при помощи суффикса –к-.

Инструкция: «Измени слово по образцу: лапа – лапка».

Инструкция: «Я называю имя, а вы повторяете его, но только ласково».

Инструкция: «Измени слово по образцу»

Цель: образование существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища.

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и другие).

Затем воспитатель задаёт вопрос, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты в конфетнице, мыло в мыльнице).

После названия предмета дети кладут его в ту ёмкость в которой он хранится.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) –ниц-.

В заключении проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных на лексическом материале фруктов

Инструкция: «Назови фрукты ласково».

Затем нарисовать 3-4 вида фруктов больших и маленьких (например яблоко большое и маленькое). Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

Цель: отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

Инструкция: «Назови птиц ласково».

Инструкция: «Внимательно послушай и придумай новое слово, только назови его оасково».

Цель: закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных по теме домашние животные.

Инструкция: «Назови детёнышей домашних животных по образцу.»

Образец: У коровы –телёнок – (маленький) телёночек – телятки.

Сначала все детёныши называются в единственном числе, затем во множественном.

Цель: закрепление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в предложениях.

Инструкция: «Закончи предложение и правильно повтори его».

У Тани красивая кукла, а у Лены – маленькая …(куколка).

У Димы есть большая машина, а у Вити маленькая … (машинка).

Оля собрала большую пирамиду, а Юля маленькую … (пирамидку).

В магазине Толя купил большой мяч, а Коля – маленький … (мячик).

Катя построила из кубиков большой дом, а Света – маленький … (домик).

Аня моет большого пупса, о Маша – маленького … (пупсика).

Игра: «Правильно назови листья».

Цель: Образование относительных прилагательных.

Инструкция: «У каждого дерева есть листочки. Давайте вспомним их и правильно назовём».

Лист дуба – дубовый лист

Цель: образование относительных прилагательных.

1) «Скажите, как называется сок?» 2) «Как называется варенье?»

Из яблок – яблочный.

Из яблок – (яблочное)

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция: «Ребята, давайте вспомним, как называются хвосты у домашних животных?»

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем дети из частей составляют целое изображение животного.

Игра в лото «Что из чего сделано».

Цель: Образование относительных прилагательных.

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Воспитатель называет предмет и тот материал из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, то есть ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», или «Какое?» (стеклянный стакан) и зарыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Ложка из дерева (какая?) – деревянная.

Нож из металла – металлический.

Ведро из железа – железное.

Чашка из фарфора – фарфоровая.

Шуба из меха – меховая.

Одеяло из ваты – ватное.

Кувшин из глины – глиняный.

Шарик из пластилина – пластилиновый.

Платье из шёлка – шёлковое.

Варенье из вишни – вишнёвое.

Цель: Образование качественных прилагательных.

Инструкция: «Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово.

На улице мороз. Значит, день какой? (морозный)

Коту лень ловить мышей. Значит, он какой? (ленивый)

Весь день идёт дождь. Значит, день какой? (дождливый)

На куртке грязь. Значит, она какая? (грязная)

У девочки много капризов. Значит, она какая? (капризная)

В яблоке червяк. Значит, оно какое? (червивое)

Игра «Найди ошибки Незнайки».

Цель: образование качественных прилагательных.

Воспитатель говорит ребёнку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льёт (сила) дождь. Наступила холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

Цель: образование сравнительной степени прилагательных.

Инструкция: «Сравни предметы и закончи предложение».

Апельсин большой, а арбуз ещё больше.

Груша вкусная, а ананас ещё … (вкуснее).

Миша сильный, а его брат ещё … (сильнее).

Весной погода тёплая, а летом ещё … (теплее).

Клубника маленькая, а смородина ещё … (меньше).

Шнурок длинный, а нитка ещё …(длиннее).

Кошка маленькая, а мышка ещё … (меньше).

Волк большой, а медведь ещё … (больше).

Клён толстый, а дуб ещё …(толще).

Мой букет красивый, а мамин ещё … (красивее).

Лента узкая, а нитка ещё … (уже).

Линейка короткая, а карандаш ещё … (короче).

Игра «Помоги Незнайке».

Цель: вспомнить животных и их детёнышей.

Воспитатель говорит детям, что невнимательный незнайка перепутал, кто с кем живёт, и неправильно соединил взрослых животных и их детёнышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребёнок, еж и утёнок и так далее. Воспитатель просит ребёнка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живёт.

Речевой материал используется с учётом этапа работы над словообразовательными формами.

В процессе игры используются картинки с изображением животных и птиц, а также их детёнышей.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру. Посмотрите на картинки и вспомните названия детёнышей животных.»

Картинки: лисёнок, ежонок, слонёнок, тигрёнок, лосёнок, гусёнок, котёнок, волчонок, воронёнок, львёнок, медвежонок, индюшонок, орлёнок.

Воспитатель называет картинку и задаёт вопрос: « Кто у лисы?». Дети отвечают: «У лисы лисёнок» и так далее со всеми картинками.

Далее воспитатель просит детей ещё раз послушать названия детёнышей животных и птиц и сказать, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-).

Цель: закрепление названий детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе.

В процессе игры используются картинки с изображением животных и птиц с несколькими детёнышами. Например: «Кошка и котята».

Сначала дети вспоминают название одного детёныша.

Инструкция: «Посмотрите на картинку. У кошки один котёнок или много? (Много). Котёнок – это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята).»

Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Пришёл котёнок». Ребёнок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и так далее.

Игра «Как зовут папу, маму и детёныша (детёнышей)?»

Цель: правильное название самих животных и их детёнышей.

Инструкция: «В каждой семье животных папа, мама и детёныш называются по-разному. Давайте вспомним как?»

Дети называют по картинкам папу, маму и детёныша (или детёнышей) животных:

Лис – лиса – лисёнок.

Заяц- зайчиха – зайчонок.

Волк – волчица – волчонок.

Лев – львица – львёнок.

Тигр – тигрица – тигрёнок.

Слон – слониха – слонёнок.

Игра «Кто живёт в деревне?»

Цель: научить образованию названий домашних животных, при котором происходит замена корня производного слова.

Инструкция: «Ребята, давайте вспомним, какие животные живут в деревне и как называются они и их детёныши.

Далее воспитатель показывает картинки с домашними животными, а дети должны назвать из детёнышей сначала во множественном. А потом в единственном числе:

Овца – ягнёнок – (много?) ягнят.

Цель: дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

Инструкция: «Я буду называть слова, которые обозначают действия, а вы должны показать подходящую картинку.»

Мальчик входит – мальчик выходит.

Самолёт подлетает – отлетает.

Девочка наливает – выливает.

Человек подходит к дому – отходит.

Птица влетает – вылетает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающие действия. Воспитатель называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

Воспитатель предлагает детям назвать действия по картинкам. А затем придумать предложения с этими словами.

Цель: образование глаголов движения при помощи приставок.

Инструкция: «Скажи наоборот».

Образец: ушёл – пришёл.

Далее воспитатель предлагает ребёнку закончить предложение:

Петя на улицу пришёл, а Ваня с улицы … (ушёл).

Один автобус к остановке подошёл, а другой от неё … (отошёл).

Коля приехал на каток, а Лена с катка … (уехала).

Цель: образование глаголов при помощи приставок –под- и –по-.

Инструкция: «Измени слово по образцу. Составь с каждым словом предложение».

Запомните: положу, но кладу.

Инструкция: «Внимательно послушай слово и назови противоположное действие. Например: прилетели – улетели.»

Цель: научить выбирать нужную приставку по смыслу.

Инструкция: «Добавь слово, обозначающее действие по картинкам. Я буду начинать предложение, а ты его продолжать».

В клетку …(влетает) попугай.

Из клетки … (вылетает) попугай.

Через дорогу … (переходит) мальчик.

От дерева … (отходит) девочка.

К дому … (подъезжает) машина.

На дерево …(влезает) мальчик.

С дерева … (слезает) мальчик.

Девочка … (наливает) воду в стакан.

Девочка … (выливает) воду из стакана.

Цель: образование приставочных глаголов.

Инструкция: «Измени слово по образцу».

Образец: Мальчик ехал – поехал – заехал – выехал.

Цель: закрепление различных приставок в образовании глаголов движения.

Инструкция: «Закончи предложения, подобрав нужное по смыслу слово».

Одна машина в гараж заехала, а другая из гаража … (выехала).

Девочка вошла в автобус, а мальчик из автобуса … (вышел).

Соня пришла домой, а Вася из дома … (ушёл).

Девочки из садика убежали, а мальчики в садик … (прибежали).

Одни ребята с катка уехали, а другие … (приехали).

Цель: образование глаголов движения при помощи приставок.

Инструкция: «Найди ошибку, исправь её, произнеси предложение правильно».

Автобус к остановке отъехал (подъехал).

Мальчики в лодке к берегу отплыли (приплыли).

Самолёт приземлился, лётчик из самолёта вошёл (вышел).

Такси подъехало к дому, из него пассажиры вошли (вышли).

Пароход к пристани отчалил (причалил).

Электричка к платформе отошла (подошла).

Пассажир в трамвай вышел (вошёл).

Цель: образование глаголов совершенного вида.

Инструкция: «Измени слово, ответив на вопрос: что сделали?»

Цель: образование глаголов несовершенного вида.

Инструкция: «Измени слово, ответив на вопрос: что делает?»

Далее логопед просит детей составить предложения с данными и образованными словами.

Цель: дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается.

Инструкция: «Я буду называть действие. А ты внимательно слушай и выбери правильную картинку».

Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы».

Что делала девочка? (Девочка мыла руки.)

Что сделала девочка? (девочка вымыла руки.)

Что делала девочка? ( девочка читала книгу.)

Что делал мальчик? (мальчик собирал грибы)

Что делала бабушка? (бабушка вязала шарф.)

Что сделала девочка? (девочка прочитала книгу.)

Что сделал мальчик? (мальчик собрал грибы).

Что сделала бабушка? (бабушка связала шарф.)

Игра «Чем отличаются слова?»

Цель: дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Инструкция: «Выбери правильное действие на картинке. Объясни чем отличаются слова на одной картинке?»

Воспитатель прости детей показать на картинках, кто:

Далее воспитатель делает вывод: слова умывается, прячется, причёсывается, обувается, качается. Одевается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Воспитатель просит детей ещё раз послушать эти слова и сказать, какая общая часть слышится в конце этих слов? («ся»).

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

Цель: употребление возвратных и невозвратных форм глаголов.

Воспитатель объясняет, что слова одевает и одевается очень похожи и отличаются лишь маленьким «хвостиком» – «ся».

Инструкция: «Теперь я буду показывать тебе картинки, а ты должен правильно назвать действие, а потом составить с ним предложение по картинке.»

Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования.

Инструкция: «Объясните, почему так называются слова. »

Рыболов (рыбу ловит).

Листопад (листья падают).

Пчеловод (пчёл разводит).

Ледоход (лёд ходит, идёт).

Землекоп (землю копает).

Самокат (сам катается).

Пешеход (ходит пешком).

Вездеход (везде ходит).

Цель: словообразование новых сложных слов.

Инструкция: «придумай одно слово вместо двух».

Снег чистит – … (снегоочиститель)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *