воронков а н логистика основы операционной деятельности учебное пособие

ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Нижегородский государственный

———————————————————————————————————————Институт экономики, управления и права А.Н. Воронков Логистика: основы операционной деятельности Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия Нижний Новгород ННГАСУ УДК 658.7 (075) ББК 65.291.592 В 75

Рецензенты:

Кузнецов В.П. – д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики организации Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина;

ISBN 978-5-87941В учебном пособии представлены основные термины дисциплины «Логистика», которые учитывают специфику направлений подготовки бакалавров: 080100 Экономика (профили:

ББК 65.291.592 ISBN 978-5-87941Воронков А.Н., 2013 © ННГАСУ, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 7 Глава 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО 8

ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)

Глава 3. ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ), СВЯЗАННЫХ С МАТЕРИАЛЬНЫМИ

И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ. 129

Цель учебного пособия «Логистика»: основы операционной деятельности» помочь студентам как можно глубже изучить основные теоретические положения дисциплины логистика, а именно:

— планирование и организацию логистического процесса в организациях (в подразделениях) различных сфер деятельности;

— управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении;

— способы оптимизации ресурсов организации (подразделения), связанные с управлением материальными и нематериальными потоками;

Глава 1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)

РАЗЛИЧНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При разработке логистической стратегии необходимо учесть три фактора:

Сюда входят:

— потребители – их ожидания, отношения, демографические характеристики;

— рыночные условия – размер, месторасположение, стабильность;

— технология – доступная в настоящее время, вероятные направления развития, темпы инноваций;

— экономический климат – объем валового внутреннего продукта, темпы роста, темпы инфляции;

— правовые ограничения – профессиональные ограничения, правовая ответственность и законы о занятости;

— конкуренты – число, легкость выхода новых структур на рынок, сильные стороны;

— акционеры – их целевой подход к инвестициям, цели, требуемая прибыль;

— группы заинтересованных лиц – их цели, сильные стороны, степень поддержки;

— социальные условия – разные стили жизни потребителей, изменяющиеся запросы, явно выраженные тенденции;

3. Все конкурирующие организации действуют в одной и той же среде бизнеса. Каждая из них может добиться успеха, если имеет явно выраженные компетенции, позволяющие ей выделиться на фоне соперников. Эти компетенции определяются факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других. Особая компетенция строится на активах организации, к которым относятся:

— потребители – их запросы, лояльность, взаимоотношения с ними;

— сотрудники – их квалификация, опыт, лояльность;

— финансы – капитал, долги, потоки наличных денежных средств;

— организация – структура, взаимоотношения, гибкость;

— продукты – качество, репутация, инновационность;

— сооружения – мощность, возраст, надежность функционирования;

— технология – используемая в настоящее время, планируемая, особые разновидности;

— процессы – структуры, используемая технология, гибкость;

— маркетинг – опыт, репутация;

— поставщики – услуги, гибкость, партнерство;

Стратегическое планирование базируется на четырех основных принципах:

— направлено на поиск возможных в будущем путей развития;

— этот процесс начинается с установления целей и перспектив, а затем выбираются пути и методы их достижения;

— предполагает установление подходов или даже отношения к поставленным задачам;

Полная схема этапов стратегического планирования логистической системы включает в себя:

1) разработку стратегических идей развития логистической системы;

2) прогнозирование развития логистической системы;

3) формирование ценовой стратегии (расчет цен, скидок и льгот на логистические услуги);

4) финансовое планирование (составление бюджета на перспективу);

5) расчет потребности в ресурсах и инвестициях;

6) разработка целевых комплексных программ;

В обобщенных планах:

1) производится анализ по группам видов деятельности, по каждому участнику логистической цепи, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование не касается;

2) ведется оптимизация и балансировка планов по критериям оптимизации;

Особенности тактического планирования:

— выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем подразделений;

— результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях;

1.1.5. Оперативное планирование материальных потоков на производстве

На производстве используют следующие системы оперативного планирования:

1) подетальная – применяется в условиях высокоорганизованного и стабильного производства. С помощью данной системы планируют и регулируют ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период (час, смену, день, неделю);

2) показная – используется в единичном и мелкосерийном производстве с большой номенклатурой и небольшим объемом выпускаемой продукции. Объектом планирования является отдельный заказ на производство однотипных работ. Данная система планирования основана на расчетах длительности производственных циклов и нормативов опережения, с помощью которых устанавливаются требуемые заказчиком сроки выполнения как отдельных процессов или работ, так и всего заказа в целом;

При оперативном планировании производства используются следующие методы:

1) объемный – предназначен для распределения годовых объемов производства по отдельным подразделениям и более коротким интервалам времени, таким как, квартал, месяц, декада, неделя, день и час;

2) календарный – применяется для планирования конкретных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережения производства отдельных работ. Планирование осуществляется относительно выпуска конечных изделий, предназначенных для реализации на рынке:

а) объемно-календарный – позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на рассматриваемый период времени (год, квартал, месяц);

При планировании производства определяются следующие показатели:

1) число комплектующих изделий, необходимых для производства;

2) промежуток времени, в течение которого производится продукция;

Планирование подразделяют на следующие виды:

а) календарное – включает в себя распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ;

б) текущее – представляет собой постоянный оперативный контроль и непрерывное текущее регулирование хода производственных процессов;

2) по сфере применения:

а) межцеховое – разработка, регулирование и контроль над выполнением планов производства всеми функциональными подразделениями предприятия;

1.1.7. Определение потребностей логистической системы

Выделяют несколько видов потребности в материальных ресурсах:

1) потребность брутто – потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов;

2) общая брутто потребность – брутто потребность плюс дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок;

3) потребность нетто – чистая потребность, определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия;

4) первичная – рыночная потребность (то, что надо для продажи на рынке);

5) вторичная – сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности;

Компоненты системы планирования потребности в материалах:

— график основного производственного процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени;

— данные об удельных нормах расхода материалов, определяющие количество и состав сырья и компонентов, необходимых для производства каждого конкретного вида продукции;

— данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали;

— данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием;

— прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса;

— структурированный перечень сырья и материалов;

При этом могут быть использованы следующие методы:

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

— посещение выставок и ярмарок;

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.

Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:

— отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;

— отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

— отношение чистой прибыли к объему продаж;

— движение денежной наличности;

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции:

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарноматериальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

— увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

— отношение к логистической системе;

— натурально-вещественный состав потока;

— количество образующих поток грузов;

— удельный вес образующего поток груза;

— степень совместимости грузов;

«Совершенный заказ» – это такое его исполнение, которое отвечает следующим нормативам [20, с. 276]:

— полная доставка всех изделий по всем заказанным товарным позициям;

— доставка в требуемый потребителям срок с допустимым отклонением ± 1 день;

— полное и аккуратное ведение документации по заказу, включая квитанции, накладные, счета и др.;

Время реакции цепи поставок характеризует длительность процесса, осуществление которого предусматривает:

— фиксирование изменений в структуре рыночного спроса;

— внесение соответствующих корректировок в производственные планы;

Алгоритм формирования эффективной логистической системы:

Процесс проектирования логистической системы управления запасами состоит из следующих основных этапов:

1) подготовка исходных данных для проектирования;

2) проведение анализа существующей системы по всем комплектующим;

3) выявление отклонений параметров системы от желаемых по всем комплектующим (группам комплектующих);

5) моделирование поведения различных групп комплектующих при использовании различных моделей управления запасами;

6) разработка логистической системы управления запасами;

Распределительные каналы подразделяются на два вида:

1) канал товародвижения нулевого уровня (прямой сбыт);

Например, делопроизводство на складе ведет следующие внешние документы склада:

— товарная накладная (ТОРГ-12), грузовая таможенная декларация (ГТД);

— заявка на прием товаров;

— заявка на отгрузку товаров;

— акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма МХ-1);

— акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма МХ-3);

-доверенность на получение товара со склада;

— акт о выборочной проверке наличия материальных ценностей в местах хранения (МХ-14);

— сводная инвентаризационная опись;

Внутренние документы склада:

— журнал регистрации транспортных средств;

— акт приема товарно-материальных ценностей с таблицей обнаруженных повреждений;

— лист осмотра товара;

1.2.2. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, составления типовых договоров приёмки, передачи товарно-материальных ценностей

При размещении на хранение и отпуск продукции на складах используются нормативные документы, регламентирующие порядок приемки, а именно:

Доверенность (формы № М-1, № М-2а):

— применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду (счету, договору, заказу, соглашению);

Причины, по которым доверенность считается недействительной:

— доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами;

— доверенность имеет поправки и помарки;

— окончился срок действия доверенности;

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) – документ, на основании которого осуществляется списание продукции со склада. Данная форма применяется при наличии лимитов отпуска продукции:

— для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции;

Накладная (приказ-накладная) на отпуск материала на сторону (форма №

М-15) применяется для учета отпуска продукции:

— структурным подразделениям своей организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение продукции, заполненной в установленном порядке;

Карточка складского учета материалов (форма № М-17):

— применяется для учета движения продукции на складе по каждому сорту, виду и размеру продукции;

— заполняется на каждый номенклатурный номер продукции;

Упаковочный (инвентарный) лист составляется после окончания упаковки. В лист вписываются данные по каждому отдельно упакованному предмету или коробке.

В упаковочном листе указываются:

— порядковый номер коробки согласно данным, содержащимся в маркировке;

— место и дата производства упаковки;

— указания по следованию продукции (груза);

— контактный телефон получателя;

Документы, оформляющие отпуск продукции со склада:

Потребителю могут быть представлены следующие отчетные документы о состоянии продукции, хранящейся на складе:

1) ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции включает в себя следующую информацию:

— баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня;

— все поступления продукции на склад за рабочий день;

— все отгрузки продукции за рабочий день;

— новый баланс остатка продукции, включающий в себя продукцию с различным статусом (например, продукция, подлежащая отгрузке, но еще не отгруженная);

— остаток продукции, имеющейся в наличии на складе;

2) отчет по срокам годности продукции включает в себя следующую информацию:

— предупреждение об окончании срока годности продукции за шесть месяцев до его истечения по каждому наименованию продукции;

— сроки годности по каждому наименованию продукции;

— список продукции по типу срока годности (с истекшим сроком годности, за 7 дней до окончания срока годности, за 14 дней);

3) ежедневный отчет о приемке продукции на склад содержит следующую информацию:

— все поступления продукции за день;

— сведения и документы по поступлению транспортных средств (информационный лист, акт о приемке продукции на склад, подписанный представителем склада и водителем);

— сведения и копии документов, сопровождающих продукцию;

4) ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада включает в себя следующую информацию:

— все отгрузки продукции, осуществленные за рабочий день;

— все заказы, находящиеся в процессе комплектации;

— сведения об отгруженной продукции с указанием данных об автомобильных транспортных средствах;

— копии счетов с пометкой менеджера склада об отгрузке;

5) особые отчеты (о недостачах, повреждениях продукции при ее приеме на склад), сопровождаемые фотографиями;

6) отчет о заблокированной продукции (заблокирована в соответствии с указанием клиента, например, по причине истекшего срока годности);

7) отчет о переупакованной бракованной продукции;

8) отчет об уничтожении бракованной продукции;

9) отчет по бракованной продукции (при получении продукции на склад, уничтожении, переупаковке);

1.2.3. Составление форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые образцы В случае получения продукции ненадлежащего качества изготовителю направляется уведомление о вызове. В уведомлении о вызове, направляемом изготовителю (отправителю), указывается:

— наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

— основные недостатки, обнаруженные в продукции;

— время, на которое назначена приемка продукции по качеству или комплектности (в пределах установленного для приемки срока);

1.2.4. Документы для внутренней отчетности Результатом получения и обработки информации являются различные отчеты, формируемые на складе. Существуют стандартные формы отчетов, а также могут быть разработаны дополнительные отчеты, необходимые для анализа деятельности склада. В зависимости от назначения могут быть сформированы следующие виды отчетов:

— отчет о наличии товарно-материальных ценностей (качественных, бракованных);

— отчет о наполнении склада товарно-материальными ценностями и наличии свободных мест (по объему, по ячейкам, по весу);

— отчет о принятых (отгруженных) товарно-материальных ценностях за сутки;

— отчет о наличии транспортных средств на территории склада (для сдачи и приемки товаров);

— отчет по количеству товарно-материальных ценностей по отдельным наименованиям;

— отчет по наличию товаров отдельных владельцев (для склада ответственного хранения);

— отчет по стоимости оказанных услуг за определенный период (за сутки, за неделю и т.п.);

— отчет по результатам инвентаризации;

— отчет по выполненным работам сотрудниками склада;

Для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная, которая представляет собой документальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза.

Она также служит документальным основанием для:

— списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;

— оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя;

— учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;

Товарно-транспортная накладная выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом:

— первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписанные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю;

— второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования им товарно-материальных ценностей;

Коммерческий акт составляется:

— при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) в день выгрузки;

— при выгрузке вагонов или контейнеров в местах необщего пользования в день выгрузки или в процессе выгрузки;

Коммерческий акт должен содержать:

— точное и подробное описание состояния груза;

— данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы;

Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок, либо иска, имеют:

— грузоотправитель или грузополучатель в случае утраты груза, недостачи, повреждения или порчи;

— в случае просрочки в доставке;

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ

В ЗАКУПКАХ, ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ

Баланс можно представить в следующем виде:

Первое направление – расчет потребности по конкретным типосорторазмерам материалов, который осуществляется в два этапа:

1) на основании индивидуальной (подетальной) нормы расхода и количества определенной детали, входящей в изделие (базовое изделие или изделиемодификацию), рассчитывается потребность в конкретном типосорторазмере материала на определенную деталь;

2) потребность на все детали, изготавливаемые из данного типосорторазмера, суммируются, и определяется его общая потребность Пin по следующей формуле:

Второе направление – расчет потребности в основных материалах отдельно по каждому производственному подразделению предприятия, в котором изготавливаются детали из конкретного вида материала.

Потребность по деталям суммируется и определяется общая потребность данного типосорторазмера материала по конкретному цеху-изготовителю Пiц по формуле:

t П iц = ( mik N k + mik N kз ), (8) k

2.1.4. Ресурсы для производственного процесса

В производственном процессе используются следующие виды ресурсов:

Сырье – первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени, а именно:

1) полуфабрикаты – исходные продукты более высокой степени переработки (например, предварительно смонтированные детали);

2.1.7. Классификация производственных процессов

Производственные процессы (табл. 5) подразделяются на следующие виды:

В свою очередь, основные производственные процессы подразделяются на:

а) подготовительные (заготовительные);

б) преобразующие (обрабатывающие);

Рис. 7. Производственный процесс изготовления деталей из четырех операций

Что нужно сделать, чтобы повысить пропорциональность процесса? Имеется четыре направления:

1) пересмотр конструкции детали в целях обеспечения пропорциональности операций по трудоемкости;

2) пересмотр технологического процесса, режимов обработки;

3) разработка и реализация организационных мероприятий по замене оборудования, перепланировке участка;

Принцип пропорциональности следует помнить при решении любых вопросов, так как скорость эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна.

Пропорциональность определяется по формуле:

Коэффициент ритмичности будет равен:

2.1.9. Значение и преимущества логистической концепции организации производства Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

— отказ от избыточных запасов;

— отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортноскладских операций;

— отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

— устранение простоев оборудования;

— обязательное устранение брака;

— устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

— никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

— изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

Сущность системы управления материальным потоком на принципах «экономного производства» состоит в следующем:

— достижение высокого качества продукции;

— уменьшение размера партий производственной продукции и времени производства;

— обеспечение низкого уровня запасов;

— работа с высококвалифицированным персоналом;

Создание запасов всегда сопряжено с расходами.

Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

— замороженные финансовые средства;

— расходы на содержание специально оборудованных помещений;

— оплата труда специального персонала;

Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь.

К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

— потери от простоя производства;

— потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек:

— издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.;

Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению.

Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой:

Возможность немедленного обслуживания покупателей.

Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

— произвести заказанный товара;

— закупить заказанный товар;

2.2.2. Последствия избыточного накопления запасов Отрицательные последствия наличия запаса в организации объективно присущи явлению запаса вообще, а не только ситуации, связанной с избыточным накоплением запасов. К отрицательным последствиям наличия запаса можно отнести следующие ситуации [11, с. 582]:

1) увеличение текущих затрат, связанных с запасами – очевидное явление как для финансовых, так и для планово-экономических и логистических служб предприятий. Запасы в процессе создания и поддержания их уровня обусловливают следующие виды (статьи) затрат:

— затраты на управление запасами: на формирование заказа и на подачу заказа;

— затраты на хранение запаса: содержание складского помещения и оплата труда сотрудников склада и управленческого персонала, оплата технических средств склада, затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии;

— потери: порча, утери и кражи, моральное старение;

— штрафы: за нарушение договорных обязательств, за образование дефицита и пр.;

— стоимость транспортировки запасов при перемещении, грузопереработке и доставке до мест потребления;

— издержки создания спекулятивного запаса;

— издержки развития инфраструктуры;

— цена закупки, стоимость доставки и пр.;

2) снижение реакции организации на требования потребителей. Это следствие не столь очевидно в повседневной работе, как предыдущее, но с позиции стратегического развития организации должно быть поставлено на первое место. Запас всегда побуждает управленческий персонал к принятию решения о первоочередном вовлечении уже созданного запаса во внутрипроизводственное или внешнее потребление. Тем самым важнейшее конкурентное преимущество современного бизнеса, состоящее в быстром ответе на требования клиента, отодвигается на второй план. Запас как на выходе, так и на входе предприятия ослабляет гибкость управления организацией, уменьшает возможности ее адаптации к новым внешним условиям, постепенно приводит к потере специалистами чувства рынка, к снижению реакции организации на требования потребителей;

3) усложнение процесса управления запасами. Не всегда, но как правило, увеличение объема запаса связано с ростом численности персонала, увеличением учетной работы и пр.;

Запас не является инвестицией, приносящей дополнительные выгоды. Запас как обособленное явление – всегда потеря финансовых средств. Выполнение запасом функции бесперебойного снабжения производства или потребителя не исключает потери от иммобилизации финансовых средств. Поэтому, прежде всего, финансовые службы всегда справедливо выступают за сокращение объемов запасов, в силу своих профессиональных обязанностей обращая внимание именно на отрицательные финансовые последствия работы с запасом;

5) увеличение занимаемых площадей – фактор, тесно связанный с ростом текущих затрат предприятия и отрицательно влияющий на организацию бизнес-процессов;

6) перепроизводство – не обязательное, но возможное последствие наличия запаса. Запасы, созданные на входе предприятия, требуют своего вовлечения в производство в связи с уже упомянутыми финансовыми потерями замороженного капитала, что вызывает рост запасов незавершенного производства и готовой продукции. Неликвидные запасы – довольно тяжелое бремя большинства организаций;

Величина М, т.е. доля, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период, определяется по формуле:

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов:

— запасы товарные, каждый из которых в свою очередь делится на три вида:

Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельства, например, таких, как:

— отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;

— в случаях возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;

Выделяют также следующие виды материальных запасов:

2.2.4. Типы запасов Буферный запас организуется между поставщиком и потребителем. Он используется для компенсации издержек, связанных, с движением материалов;

На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:

— порядок проверки: периодическая или непрерывная;

— пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

— объем спроса (оборота);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *