воровство со счетов в сбербанке
Что напугало вкладчиков Сбербанка и почему они забирают деньги?
Когда слышится звон, главное – не паниковать. Возможно, это гудят не трубы страшного суда, а всего-то звенит колокольчик на тележке мороженщика. Так же и с новостями: который месяц вкладчиков пугают, что с депозитов снимают миллиарды рублей и миллионы долларов. Поведение людей объясняют и волной кризиса, и страшным налогом на вклады, и низкими процентными ставками, и грядущим крахом банковского сектора. Мы отключили эмоции и с холодной головой разобрались, почему клиенты Сбербанка забрали со вкладов почти полмиллиарда долларов.
Вкладчики вновь выносят деньги из Сбербанка: в сентябре клиенты забрали с валютных счетов 441,8 млн долларов. Это больше, чем за последние несколько месяцев, но всё ещё не «дотягивает» до рекорда марта, когда с депозитов сняли 1,39 млн долларов, пишет РБК.
Доходность вкладов упала. Фото: 24smi.org.
Значит, у людей нет денег, и приходится раскупоривать последнюю кубышку? Причём поступают вкладчики себе в убыток – из-за досрочного изъятия теряется доход.
Первая причина – рубль
Забирая деньги из банка до конца действия договора, действительно, лишаешься процентов. С валютными вкладами сработало иначе. Люди забрали деньги, потеряли доход, но выиграли от падения рубля.
С учётом низких валютных ставок, потери были несущественными, объяснил РБК старший аналитик рейтингового агентства НКР Егор Лопатин.
Курс доллара резко «скакнул» за месяц – сразу на 5,5 рублей. Национальная валюта слабеет из-за страха перед второй волной пандемии и рисками новых санкций.
Вторая причина – ставки
Банк России опустил ключевую ставку до исторического минимума. Следом снизились ставки по вкладам в рублях, ипотеке и кредитам. ФРС США также удерживает ставку на минимуме. Это влияет на доходность долларовых депозитов.
Ставки по вкладам в Сбербанке в принципе ниже, чем у других банков. Даже у коллег «Сбера» из ТОП−10 доходность выше на 1−3%.
Клиенты Сбербанка могли забрать деньги и перенести в другие банки. Фото: tvoysberbank.ru.
Прибыль от долларовых вкладов вообще невысокая: 0,76% годовых на 4 октября по данным индекса «Выберу.ру». От вкладов в евро многие банки и вовсе отказались.
Третья причина – ипотека
В конце октября заканчивается программа льготной ипотеки под 6,5%. Власти не исключают продления, но пока дело не идёт дальше разговоров. Ипотека с господдержкой вызвала всплеск на рынке жилищного кредитования, выдачи ссуд на покупку жилья побили рекорды прошлых лет.
Возможно, вкладчики конвертировали доллары в рубли и выплатили первоначальный взнос по ипотеке. Аналитики, с которыми беседовал РБК, не исключают этот вариант. На эскроу-счета Сбербанка в сентябре поступило 69 млрд рублей – это деньги физлиц, которые покупают недвижимость по договору долевого участия.
Четвёртая причина – кризис
Нельзя списывать со счетов потерю доходов, растущие траты из-за инфляции и текущие расходы. Вкладчики также могли снимать деньги, чтобы отправиться в отпуск, пока власти снова не отправили всех по домам на самоизоляцию. Или покупают альтернативные финансовые инструменты: ценные бумаги компаний, драгметаллы, криптовалюту.
Вместо вкладов люди отдают предпочтения накопительным счетам: ставки плюс-минус те же, но условия – более гибкие. Можно в любой момент положить или вывести деньги.
В конце концов нельзя исключать миграцию клиентов из одного банка в другой, с более прибыльными ставками. Пока Сбербанк первым раскрыл оборотную ведомость. Оценивать весь сектор по одному госбанку – неправильно. Возможно, вкладчики и правда перенесли деньги из «Сбера» в другую финансовую организацию.
Эксперт объяснил, как могут украсть ваш вклад в банке
«При наличии у клиента онлайн-доступа к вкладу мошенники могут воспользоваться социальной инженерией. Они хитроумно вводят в заблуждение ничего не подозревающую жертву, чтобы та раскрыла данные для доступа в личный кабинет интернет-банка или в банковское приложение. А дальше, как говорится, уже дело техники», — объясняет эксперт.
Бывают случаи кражи средств с «забытых» вкладов – но тут необходим сговор с сотрудниками банка. Согласно Гражданскому кодексу, вклад по истечении срока действия депозита может быть пролонгирован на менее выгодных условиях.
«Если клиент долгое время не дает о себе знать, у нечистоплотных сотрудников может возникнуть соблазн «нарисовать» вывод средств, хотя обязательства банка перед забывчивым клиентом от этого не исчезают», — объясняет эксперт.
Бывает, что сотрудники банка вступают в сговор между собой или со сторонними злоумышленниками и выводят средства со счетов клиентов, которые постоянно продлевают договор и не получают деньги на руки. Либо это изначально долгосрочные вклады. Узнать об этом вкладчик может, лишь попытавшись получить свои деньги досрочно.
Для того, чтобы не пополнить список незадачливых граждан, Уткин рекомендует придерживаться простейших принципов безопасности. Во-первых, нельзя сообщать персональные данные незнакомым лицам и оставлять их на сомнительных сайтах. Во-вторых, выходить в сеть желательно только через проверенные Wi-fi-точки, а также использовать двухфакторную идентификацию и регулярно проверять компьютер и телефон на вирусы, заключил он.
Мошенничество со счетом: как действовать
Деньги крадут не только с банковских карт «физиков», пользуясь их доверием и финансовой безграмотностью. Компании (как крупные, так и мелкие) тоже могут оказаться в сети мошенников и лишиться нескольких миллионов с расчетного счета.
Как сохранить свои деньги, и что делать, если хищение уже произошло: расскажем в этой статье.
Со счета пропали деньги: как это произошло
Списание денег со счета возможно исключительно на основании личного распоряжения клиента и иных условий, перечисленных в договоре на обслуживание, а также по решению суда. В других случаях операция рассматривается как кража.
Существует заблуждение, что злоумышленники могут завладеть денежными средствами только физлиц, получив данные их карты. На самом деле получение незаконного доступа к мобильному банку дает возможность постороннему лицу управлять как картами, так и вкладами клиента банка.
Мошенник регистрируется в личном кабинете онлайн-банка под чужими (крадеными) данными и может вывести любую сумму со счетов.
Более того, хищение денег с банковского счета возможно не только у физического лица, но и у организаций. Чаще всего это осуществляется посредством незаконного доступа к счету (взлом локальной сети компании, подбор пароля и т. д.), а также использования фиктивных счетов на оплату.
Одна из схем: средства выводятся по поддельному платежному поручению на подставную компанию, а затем быстро снимаются со счета (путем перевода на несколько десятков банковских карт и снятием наличных в банкоматах).
Пример 1. Сообщение от «контрагента».
В деловой переписке, тем более в большом потоке писем работник обычно не задумываясь кликает на документ и попадает на фишинговую страницу.
Пример 2. Сообщение якобы от государственного (надзорного, судебного) органа.
Пример 3. Сообщение от «почтового сервера».
Случаи фишинга увеличились в разы с 2020 года. Эксперты связывают это, в частности, с массовым переходом людей на удаленную работу. Около 56 % сотрудников используют на корпоративных компьютерах приложения, не относящиеся к своим должностным обязанностям, а также ведут работу с корпоративными деньгами через сторонние сайты. Больше всего страдает от киберпреступности розничная торговля и финансовая отрасль.
Мошенничество с ЭЦП
Электронная цифровая подпись используется практически всеми субъектами бизнеса. Но, помимо удобства и возможности дистанционной работы, применение ЭЦП несет и финансовую угрозу. Возможно два варианта развития событий:
Приложение PayControl для электронной подписи документов и денежных переводов в Ак Барс Банке дает возможность контролировать все операции по счету даже без доступа в интернет. Ключ привязывается непосредственно к мобильному устройству. В программе не используются sms и push-коды, поэтому у мошенники не смогут перехватить данные.
Как действовать, если украли деньги с расчетного счета
Если вы заметили, что с расчетного счета компании были незаконно выведены денежные средства, или только предпринята попытка их украсть, следуйте нашей инструкции:
Выньте из компьютера носитель с ЭЦП, интернет-кабель, выключите роутер и сам компьютер.
3. Напишите заявление в обслуживающий банк на отзыв несанкционированных платежей.
Если это позволяет ваша система, попытайтесь отзывать их самостоятельно с другого компьютера (устройства) и с другим ключом.
Хищение денежных средств с расчетного счета — это уголовное преступление, и его расследованием должны заниматься правоохранительные органы. Пока идет следствие, не предпринимайте никаких действий для самостоятельного поиска и удаления компьютерных вирусов, восстановления работоспособности компьютера (или иного электронного устройства), который потенциально могли «взломать» злоумышленники.
Иск о взыскании неосновательного обогащения должен быть подан как можно скорее. Сразу ходатайствуйте о принятии судом мер по обеспечению иска в виде ареста денежных средств на счете получателя.
Попытку хищения может заметить вовремя и сам банк. Если у сотрудника банка возникают подозрения в подлинности платежного поручения или, в целом, в правомерности операции, он связывается с клиентом,чтобы уточнить исходящие данные.
Кроме того, банки запускают специальные сервисы, чтобы дополнительно обезопасить собственных клиентов.
Ак Барс Банк недавно запустил сервис онлайн-подтверждения списаний денежных средств для бизнеса.
В какой форме уведомить банк о краже
Организация должна уведомить свой обслуживающий банк о факте хищения денежных средств или попытке использования электронного средства платежа без ее согласия — незамедлительно (т.е. в течение одного дня, как об этом стало известно).
В какой форме отправлять уведомление, обычно прописано в договоре (лично в отделении, письменно). Мы рекомендуем сразу связаться с банком по телефону горячей линии и уточнить порядок действий у оператора.
Получится ли вернуть деньги
Как правило, каждый современный банк имеет свои рабочие способы остановки и возврата денег, незаконно списанных с расчетного счета клиента. Даже если средства ушли по фиктивной платежке, сначала они попадают на корреспондентский счет отправителя, затем — банка-получателя. На каждом из этих этапов деньги можно «притормозить», чтобы они не попали в руки преступников.
Единственный случай, когда возврат денежных средств точно гарантирован — это их списание с расчетного счета из-за ошибки самого банка (сотрудника или электронной системы).
Кратко о главном
Ход слоном Как Сбербанк борется с цифровым мошенничеством
Век кредитных карт и мобильных приложений упростил жизнь не только простым гражданам. Чтобы украсть, не обязательно лезть в карман за кошельком. Преступники научились похищать сотни тысяч рублей, не выходя из дома, используя мобильный телефон, вредоносное программное обеспечение и доверчивость потребителей. О том, как Сбербанк борется с похитителями денежных средств с кредитных карт и расчетных счетов своих клиентов, в материале «Ленты.ру».
«Для нас самая большая головная боль — это проблемы социальной инженерии, когда граждане фактически сами открывают свой кошелек, подтверждают мошеннические операции и так далее. И даже здесь в 96 процентах случаев мы по косвенным признакам останавливаем эти операции и предотвращаем ущерб наших клиентов. Но если это происходит, мы помогаем разыскивать эти деньги», — рассказывал около года назад журналистам глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, сам банк часто подвергается хакерским атакам, но успешно справляется с ними. Пока не было ни одного случая, чтобы хакеры проникли хотя бы за первый уровень защиты. Как результат, — ноль рублей потерь от кибермошенников.
Того же самого, к сожалению, нельзя сказать о клиентах банка, причем, все чаще жертвами преступников становятся пожилые люди. Так, на этой неделе сотрудники управления уголовного розыска МВД по Чувашской Республики задержали 22-летнего жителя Казани, подозреваемого в кражах с банковских карт пенсионеров около 200 тысяч рублей. В марте нынешнего года злоумышленник позвонил к 67-летней жительнице Чебоксар, представился банковским работником и под видом защиты сбережений убедил потерпевшую сообщить ему реквизиты карты. После общения с незнакомцем со счета пенсионерки было списано около 120 тысяч рублей. Аналогичным способом в сентябре были похищены сбережения 70-летней женщины, которая тоже поверила, что разговаривает с сотрудником кредитного учреждения. Задержанный признал свою вину, в отношении него возбуждено уголовное дело. Предотвратить подобные преступления призван департамент кибербезопасности, созданный в Сбербанке несколько лет назад.
Клиентская защита
Борьба с киберпреступностью ведется сразу по нескольким направлениям. Первое — это защита ключевых банковских систем, где хранятся все сведения о счетах и клиентах. Второе — подходы к разработке продуктов и участию безопасности в этих процессах. Если раньше сначала разрабатывались новые продукты, а только потом производился анализ их безопасности, то сегодня Сбербанк еще при обсуждении концепции создания продукта уже устанавливает для программистов некие безусловные принципы безопасности, которые реализуются в программном коде.
Следующее направление работы — это клиентская защита. Даже если они не совершают какие-то нестандартные действия либо совершают ошибки при пользовании банковскими услугами. «У нас успешно работает центр фрод-мониторинга, который заботится о клиентах и при проведении любых нестандартных операций связывается с клиентом, и мы во многом не допускаем мошеннических действий со стороны киберпреступников», — рассказал «Ленте.ру» источник в Сбербанке.
К сожалению, в последние годы появился тренд на увеличение попыток атаковать клиентов кредитных учреждений с использованием методов социальной инженерии. Доля таких преступлений сейчас превышает 87 процентов от всего объема реализованного мошенничества. За 2018 год этот показатель вырос на 6 процентов.
Этому противостоит фрод-мониторинг Сбербанка, в основе которого лежит искусственный интеллект. Его показатель эффективности сегодня составляет около 97 процентов. Операции, которые являются мошенническими, банк умеет хеджировать и не допускать совершения преступления. Так, благодаря системе фрод-мониторинга с января по август 2019 года Сбербанку удалось предотвратить хищение средств клиентов на 25 миллиардов рублей. И еще немаловажное направление — по каждому из случаев атак на Сбербанк либо его клиента проводится расследование, и есть конкретный результат по выявлению этих мошенников.
Сбербанк в помощь
Около месяца назад сотрудниками уголовного розыска было задержано четверо подозреваемых в мошенничестве. Как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк, две пенсионерки обратились в столичную полицию, сообщив, что им позвонили злоумышленники и сообщили о выплате компенсации за приобретенные ранее женщинами косметические товары. Преступники попросили пенсионерок сообщить им номера банковских карт и коды, которые пришли им на мобильные телефоны в СМС. Выполнив эти требования, одна из доверчивых женщин обнаружила, что с ее счета в Сбербанке списали 2 миллиона рублей, вторую обманули на 7 миллионов рублей.
От деятельности данной группы пострадало не менее 50 клиентов различных банков России, общая сумма ущерба составила более 10 миллионов рублей. В ходе обысков у мошенников изъяты сотовые телефоны, с помощью которых осуществлялись операции по переводу денежных средств между счетами с помощью услуги «Мобильный банк» и банковская карта, с помощью которой обналичивались похищенные денежные средства. Злоумышленниками осуществлялся обзвон клиентов, которые ранее осуществляли покупку косметических средств. Третьи лица сообщали клиентам банка о возможности получить возмещении компенсации, за покупку данной продукции. Для ее получения мошенники просили клиента оплатить различные «издержки» за перевод денежных средств.
«Задержание мошенников стало возможным благодаря аналитической поддержке департамента кибербезопасности Сбербанка, который осуществил аналитическую поддержу и предоставил информацию о взаимосвязях между основными фигурантами: финансовые потоки, IP и IMEI устройств, номерах телефонов, которыми пользовались мошенники, о местах обналичивания похищенных денежных средств и банковских картах, на которых они аккумулировались. Все это и легло в основу доказательственной базы при задержании злоумышленников», — сообщил «Ленте.ру» источник в Сбербанке.
Похожее преступление было раскрыто сотрудниками Московского уголовного розыска при содействии Сбербанка в июле текущего года в Москве. Мошенники звонили на сотовые и стационарные телефоны жителей Московского региона, представлялись сотрудниками социальной службы и предлагали получить компенсацию за неиспользованные путевки. Их целью было получение данных банковских карт и паролей клиентов. Столичные полицейские задержали четырех граждан в возрасте от 23 до 41 года, проживающих в Московской области. Возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Точной статистики, какие убытки несет государство от киберпреступников, не существует. По официальным данным, это 120-130 миллиардов рублей в год, по неофициальным — не менее 600 миллиардов рублей. Но в любом случае противостоять атакам преступников можно совершенствуя не только правоохранительную и судебную системы, но и IT-инфраструктуру, модернизируя финансовые инструменты и повышая грамотность населения в противостоянии кибермошенникам.
Что делать, если сняли деньги с карты Сбербанка
Мошенники становятся все изобретательнее, и находят все новые и новые способы украсть деньги у клиентов Сбербанка. Но кроме них возникают и другие ситуации, при которых со счета списываются средства без уведомления или с ним. Рассмотрим все ситуации, а также действия клиента для того, чтобы минимизировать потенциальные потери.
Причины пропажи денег без уведомления
Существует несколько основных ситуаций-причин, из-за которых со счета клиента Сбербанка могут списываться деньги. Первым и наиболее распространенным вариантом являются банковские махинации. Но кроме них есть и другие причины.
Банковские махинации
Если списали деньги с карты Сбербанка без всяких на то причин и клиент действительно никому не передавал данные своего платежного средства сознательно, то возможны только 2 основных варианта: фишинг и скимминг.
Фишинг
Это один из современных терминов, связанных с мошенничеством. Суть в том, что злоумышленники для того, чтобы получить данные клиента Сбербанка (например, для входа в личный кабинет) подменяют официальные страницы банка на поддельные. Выглядят они точно так же, как и оригиналы, но связаны не с серверами официального банка, а с серверами мошенников. На них и поступают данные, необходимые для входа в личный кабинет. Например:
Единственный способ защититься от такой проблемы – всегда проверять электронный адрес. Также крайне рекомендуется переходить в Сбербанк Онлайн исключительно с официальной страницы банка.
Скимминг
Этот термин определяет копирование данных карты при помощи специального устройства. Например:
В данном случае проблема заключается в том, что сверху официального банкомата установлено специальное устройство, которое подменяет собой сигналы банкомата и передает данные мошенникам. Иногда операция проходит успешно, и клиент ни о чем не подозревает, ведь скимминговое устройство находится просто в состоянии сбора информации. Мошенники могут ею воспользоваться в любой момент. Защититься от такой проблемы достаточно сложно, так как неспециалист вряд ли сможет обнаружить невооруженным взглядом отличия от оригинального банкомата. С другой стороны, за этим должен следить сам Сбербанк. Таким образом, если подобная проблема возникла, нужно немедленно связываться со службой поддержки.
Просрочки и задолженности
Еще одной причиной списания средств со счета клиента являются существующие задолженности. Если человек взял кредит или имеет какой-то другой долг (например, неоплаченный штраф, алименты и так далее) и на его другом счету есть деньги, в конечном итоге Сбербанк спишет эти деньги в счет погашения задолженности. На такую операцию согласие клиента не требуется, так как производится погашение долга, появление которого клиент сам и допустил.
Например, человек взял кредит в Сбербанке и не выполняет свои обязательства. Но на его карточном счету есть определенная сумма. Сначала Сбербанк будет просить (а потом и требовать) произвести погашение добровольно. Если это не поможет, то в конечном итоге банк обратиться в суд и получит право списывать средства с других счетов клиента для погашения долга (а иногда и обращение в банк не требуется, если такая возможность предусмотрена условиями договора на обслуживание счета, который клиент сам же и подписывал).
Деньги украдены с карты Сбербанка
Если деньги действительно украдены с карты Сбербанка, а не были направлены на другой счет для погашения долга, то есть определенные инструкции и действия для того, чтобы решить проблему.
Если средства были переведены
Если деньги были переведены со счета клиента на другой счет, нужно:
Чем быстрее будет составлено заявление, тем выше вероятность того, что средства вернут в полном объеме. У Сбербанка есть определенный срок, пока деньги еще можно вернуть после перевода. Следует учитывать тот факт, что мошенники обычно предпочитают сразу же после перевода снимать все со своего счета, чтобы никто не мог забрать у них украденное. В такой ситуации Сбербанк будет обязан возвращать всю сумму из своих средств, так как именно он отвечает за все проблемные ситуации такого плана.
Если деньги сняли с карты в банкомате
Если банкомат оснащен скимминговым устройством, то это тоже вина банка. Как следствие, средства должны вернуть точно так же, как и в ситуации, описанной выше. Инструкция идентична представленной ранее.
Отдельно нужно учитывать те варианты, когда банкомат просто перестал работать в ответственный момент (например, произошел системный сбой). Это бывает крайне редко, но такая вероятность все равно остается. Получается, что клиент заказывает выдачу наличных в устройстве, забирает карту, но деньги не получает. Необходимо немедленно связываться со службой поддержки и точно так же описывать ситуацию. Такие проблемы решаются намного быстрее, чем в случае с мошенниками, ведь средства на самом деле никуда не делись, они остались в банкомате и Сбербанк может их вернуть на счет клиента.
Действия судебных приставов
Если средства были списаны судебными приставами (об этом может быть сообщено в уведомлении о списании или лично оповестит менеджер банка), то первым делом нужно убедиться, что для этого нет никакой причины. Например, если человек действительно должен платить алименты, но не делает этого, то списание будет абсолютно правомерным, и никто ничего возвращать не будет. Если же произошла ошибка, то необходимо:
Средства списаны банком
Если деньги по непонятной причине списал сам Сбербанк, то нужно:
Как доказывает практика, лишь в единичных, очень редких случаях Сбербанк ошибочно списывает деньги с неправильного счета. Почти всегда есть вполне реальная и обоснованная причина (чаще всего – долг по кредиту).
Как обезопасить свои средства
Самый простой способ обезопасить свои средства – снимать их в наличном виде полностью. Но в современных реалиях это не всегда возможно и крайне редко удобно для клиента. Таким образом, необходимо предпринять все возможные меры для защиты данных пользователя: никому, никогда и ни при каких условиях не предоставлять данные счета, карты, логин, пароль и так далее. Даже сотрудники банка не должны знать эту информацию. Кроме того, у Сбербанка есть еще одна удобная система, которая также поможет в любой ситуации: страхование от мошеннических операций. Это платный сервис, но он стоит своих денег. Если такая функция у клиента подключена, то при возникновении спорной ситуации с перечислением средств без разрешения клиента, банк моментально возвращает на счет всю утерянную сумму. С мошенниками и своими расходами он будет разбираться уже самостоятельно, владельца счета это волновать не должно.