воспитательное дело как форма воспитания
Лекция 11. Тема: Технология воспитания. Воспитательные дела
1. Искусство и технология воспитания.
2. Воспитательные дела.
3.Структура воспитательного дела.
Признаки педагогической технологии:
* Процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на отдельные операции; воспитательные воздействия осуществляются комплексно.
* Личность создаёт личность, поэтому воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала до конца.
* За технологией в области воспитания остаются общие для всех воспитателей этапы на пути формирования личности. Основной элемент технологии – звенья сохраняется, приобретая специфический воспитательный характер.
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход.
Комплексностьозначает единство целей, задач, содержания, форм, методов воспитательного воздействия.
Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
1. Воздействуют на воспитанников по трём направлениям – сознание, чувства и поведение.
2. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.
3. Единство и координация усилий всех социальных институтов и объединений, имеющих отношение к воспитанию (СМИ, литература, искусство, семья, школа и др.).
5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им, который будет успешным, если будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и их взаимосвязи:
а) сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
б) условия жизни (традиции, обычаи, нравы, национальные особенности);
г) уровень развития и условия жизни коллектива (общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);
д) нормы взаимоотношений, положение школьника в системе коллективных отношений;
е) индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
2. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Его главные отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.
В любом воспитательном деле выделяются следующие этапы:
1)этап целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей).
Источниками целеполагания и проектирования ВД выступают:
а) социальная ситуация периода, в котором осуществляется ВД. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками и юбилейными датами, а также событиями местной жизни;
б)диагноз сформированности необходимых качеств личности;
в)общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определённый период.
Взятые в единстве, эти источники наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность.
Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, трудовым, физическим).
Задача педагога на данном этапе – учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, затем провести педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем воспитательном деле. Внимание уделяется и анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей – возможности педагога и школьников – определение цели и конкретных задач.
2)этап планирования ВД отделяется от предыдущего только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. Задача данного этапа – определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как должно быть сделано. Функция педагога состоит в организации работы воспитанников.
Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нём в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), даётся другая информация, необходимая для понимания идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах, флажками отмечаются пройденные участки.
3)этап организации и подготовки воспитывает важные качества личности: целеустремлённость, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела – мощное средство сплочения коллектива. Для многих школьников это проверка своих качеств, связанных с выбором профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Среди рекомендаций на данный этап следующие:
а)чётко определить права и обязанности каждого, принимающего участие в организации дела, наметить «линии власти»;
б)каждому участнику отвести одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям, не навязывайте поручения;
в)придерживаться правила от лёгкого к трудному, поддерживайте уверенность в успехе.
4)этап непосредственного осуществления дела требует от педагога управляющей деятельности:наблюдать за осуществлением намеченной программы ВД, корректируя его ход на основе подготовленного сценария
3.Структура воспитательного дела.
В структуру воспитательного дела входят следующие основные элементы:
· Тема. Возрас детей, которые будут учавствовать в воспитательном деле.
· Методы воспитания, которые будут использованы в процессе осуществления воспитательного дела.
· Ход воспитательного дела.
Составить воспитательное дело, соответственно приведенной в лекции структуре и требованиям.
Лекция 12. Тема: Внеклассная воспитательная работа в школе.
1. Задачи и основные принципы организации внеклассной и внешкольной работы.
2. Формы и методы организации внеклассных занятий.
3. Организация воспитательной работы внешкольных учреждений.
1.Неотъемлемым компонентом системы образования является систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
Внеклассной работойназывают специально организуемые внеучебные занятия, способствующие углублению знаний, развитию умений и навыков, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся.
Помимо внеклассной проводится разнообразная внешкольная воспитательная работа с учащимися, организуемая различными внешкольными учреждениями – Дворцами школьников, Домами культуры, библиотеками.
Её осуществляют специально подготовленные руководители кружков и секций. Цельвнеклассной и внешкольной работы – развитие разносторонних интересов и способностей, профессионального самоопределения, привитие учащимся навыков трудовой и общественной деятельности, воспитание самостоятельности и ответственности, интереса к науке, технике, литературе, укрепление здоровья. Для целенаправленного обучения детей различным видам искусства создаются художественные, музыкальные, хореографические и другие школы.
В основе внеклассной и внешкольной воспитательной работы лежит комплекс принципов, разработанных педагогикой.
1. Добровольность внеклассной работы обеспечивается самостоятельным выбором учащимися интересующих их занятий; следует не перегружать внеклассной работой, рекомендуются не более 2-х кружков и секций.
2. Общественная направленность предполагает общественно значимый характер содержания работы, связанный с последними достижениями в различных областях.
4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей предполагает соответствие и посильность заданий возможностям каждого ребёнка, их усложнение и изменение с возрастом детей.
5. Взаимодействие различных видов и форм внеклассной и внешкольной работы благотворно скажется на повышении научно-практической направленности занятий и укреплении связи со школьными предметами.
6. Развитие изобретательства, технического и художественного творчества. В ходе занятий должны ставиться задания поискового, изобретательского характера с созданием новых приборов и установок.
2.В общеобразовательных школах в тесной связи с учебно-воспитательным процессом, при активном участии детских организаций, общественности, родителей во внеурочное время проводится внеклассная работа, факультативные занятия по углублённому изучению отдельных предметов, кружки, секции, коллективы художественной самодеятельности, клубы.
Наиболее распространёнными формами и методами внеклассной работы в школе являются:
* кружковая работа может проводиться по всем учебным предметам, а также по различным направлениям спортивной, художественной, работы и технического творчества. Профиль кружка может носить профориентационный характер и содействовать получению определённых профессиональных умений и навыков. Их содержание планируется с учётом примерных программ, содержащих пояснительную записку, тематику теоретических и практических занятий, методические указания, перечень литературы, рекомендации по оборудованию материальной базы.
Общие занятия кружка проводятся еженедельно или 2 раза в месяц.
Основные методы, используемые в процессе занятий, это рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, практическая работа по изготовлению приборов и наглядных пособий, познавательные игры, дискуссии и другие.
Наряду с кружковой работой в условиях школы широко применяются массовые формы внеклассных занятий. К ним относятся: предметные вечера и недели, олимпиады, конкурсы, смотры, выставки, выпуск стенгазет, диспуты, соревнования, слёты…
* предметные вечера являются весьма распространённой формой внеклассной работы. Их тематика разнообразна и зависит от интересов школьников, и посвящаются они выдающимся людям, литературе, искусству.
Учащиеся готовят сообщения с целью вовлечь собравшихся в активную беседу, по возможности проводится демонстрация наглядных пособий, диафильмов, слайдов.
* предметные недели проводятся с целью вызвать заинтересованность к отдельной области науки. В это время внимание учащихся приковывается к определённым учебным предметам проведением предметных вечеров, выставок, выпуском стенгазет, демонстрацией фильмов, организацией встреч с интересными людьми.
* предметные олимпиады бывают очные, заочные и комбинированные. Их программа включает решение задач, выполнение практических заданий по языкам, написание сочинений. По ходу олимпиады оформляется стенгазета с заданиями и информацией об участниках и победителях.
* конкурсы чаще посвящаются изготовлению приборов юными техниками и показу своего мастерства, декламированию произведений.
* индивидуальная внеклассная работа проводится с учётом конкретных интересов учащихся и включает задания по изготовлению приборов и наглядных пособий, изучению научно-популярной литературы, обучению игре на музыкальных инструментах, развитию индивидуального спортивного мастерства. Главная цель данной работы – выявление творческих способностей учащихся, их развитие с учётом индивидуальных задатков и особенностей личности. Активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся способствуют помощь учителя, оценка успехов, организация смотров, конкурсов, выставок работ. Индивидуальная внеклассная работа должна перерастать в самовоспитание учеников, намечать перспективы самостоятельной работы по развитию способностей.
3.Квнешкольным учреждениям относятся Дома школьников, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские парки и лагеря, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, клубы а так же сейчас стала появляться новая форма внешкольных организаций – молодежные центры, реабилитационные центры, которые создаются усилиями общественных организаций. Важнейшая их задача – помощь школе в организации внеклассной воспитательной работы с детьми.
Требованиямик деятельности внешкольных учреждений являются:
— постоянная связь внешкольных учреждений с воспитательной деятельностью школы;
— согласованность действий с семьёй, детскими организациями;
— массовый охват детей при соблюдении добровольности;
— свободный выбор детьми характера творческой деятельности;
— сочетание массовой, групповой и индивидуальной форм работы;
— сочетание методов просвещения, организации деятельности, стимулирования и контроля за эффективностью воспитания детей.
Во внешкольной воспитательной работе применяются:
· массовые формы работы в Домах школьников, станциях юных натуралистов, техников. Это могут быть лекции о достижениях в науке, технике, искусстве и литературе; встречи с интересными людьми, коллективный просмотр кинофильмов, проведение выставок, олимпиад, смотров, конкурсов.
· групповые формы охватывают кружки, секции, клубы, студии.
· индивидуальные формы воспитательной деятельности включают выполнение учащимися творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных студиях, спортивных школах, работу с компьютером.
К основным методам воспитательной работы во внешкольных учреждениях относятся:
а) метод информирования – лекции, рассказы, диспуты, беседы;
б) метод наглядных демонстраций и иллюстраций – показ плакатов, наглядных пособий, диафильмов, слайдов, картин, схем, чертежей;
в) метод практической деятельности – выполнение трудовых заданий, изготовление приборов, моделей, технических устройств, тренинги;
г) метод стимулирования творческой деятельности – поощрение, создание ситуации успеха, порицание недостатков;
д) метод контроля за эффективностью воспитания детей – наблюдения, беседы, анкетирование, сочинения по итогам деятельности в кружке.
е) активные методы – мозговой штурм, работа в группах, ситуативный анализ и т.д.
Задача воспитателей и руководителей состоит в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы, выбирать те средства и формы, которые позволят кратчайшим путём сформировать необходимые знания, умения и навыки. Постоянный анализ результативности занятий помогает подтянуть слабые звенья при опоре на сильные. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определённой задачи обусловливает выбор наиболее эффективных в данной ситуации.
1. Охарактеризовать структуру и деятельность одного внешкольного воспитательного учреждения (место расположения, кол-во сотрудников, кол-во воспитанников, основное направление деятельности).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Воспитательное дело как форма воспитания
|
«Воспитательное дело» – это наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач.
По целям и назначению выделяется несколько видов ВД: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивные, экологические, трудовые и др.
Главной целью социально-ориентированных ВД выступает воспитание общественно значимых качеств.
Главной целью эстетических ВД является формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению.
Главная цель этических ВД – формирование нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Главные цели ВД физкультурной направленности вытекают из задач физического воспитания.
Главная цель экологических ВД – формирование ценностного отношений к природе. Их содержанием является конкретная природоохранная деятельность.
Главная цель трудовых ВД – формирование ценностного отношения к труду, выработка трудовых навыков, умения и желания трудиться.
В основе технологии воспитательных дел лежит идея о том, что любая педагогическая деятельность должна осуществляться в виде цепочки управленческих циклов, в которых педагогический анализ является одновременно началом нового цикла и завершением предыдущего.
В любом ВД выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей);
3) организация дела;
4) осуществление дела;
5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов).
На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.
Рассмотрим подробней каждый из этих этапов.
1. Целеполагание – этап анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей. На этом этапе педагог должен чётко представить особенности данного ученического коллектива, уровень его развития в направлении, соответствующем предполагаемой направленности ВД, а также ориентиры, признаки желаемого результата, средства его достижения. Для этого анализируются недостатки, выявленные практикой воспитательной работы в прошлом.
Технологические требования к этапу целеполагания.
1. Глубокое осмысление, умелая интерпретация и доведение до учеников конкретных задач ВД.
2. Проектирование ВД на основе деятельностного и комплексного подходов. Иначе говоря, в хорошем ВД дети должны быть вовлечены в интересную и разнообразную деятельность, в которой реализуется целый комплекс действий, направленных на решение поставленных воспитательных задач.
3. Выделение главного звена, через которое решаются все остальные задачи.
4. Определение содержания ВД в связи с его задачами и условиями осуществления, с интересами и увлечениями воспитанников.
5. Рациональный подбор методов, приёмов и средств каждого этапа ВД таким образом, чтобы используемые методы, приёмы и средства обеспечивали максимальную активность, инициативность, самостоятельность детей.
6. Достижение максимальной организационной четкости. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.
7. Нешаблонность, новизна, разнообразие в содержании и организации ВД. Нередко удачный опыт, полученный в одном ученическом коллективе, не прививается в другом.
8. Эмоциональная насыщенность ВД, возможность получения детьми положительных эмоций (радости, гордости за себя и товарищей и т.д.).
2. На этапе планирования перед педагогом стоит задача определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав, что и как именно должно быть сделано.
— следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывая их возрастные и личностные особенности;
— воспитанники, участвующие в планировании, должны почувствовать ответственность за составляемый план, принять его как посильный обязательный для выполнения.
3. Этап организации связан с подготовкой дела. Технологию этого этапа можно представить как решение следующих задач:
— ясное определение цели (чего необходимо достичь?);
— точное определение задач для каждого воспитанника (какие действий помогут этого достичь?);
— подготовка всего необходимого для предстоящей работы (какие средства использовать?)
— установление норм для измерения результатов (каковы количественные и (или) качественные показатели достижения желаемого результата?)
— распределение ответственности, определение времени отчётности о выполнении (кто за что конкретно отвечает и когда это надо сделать?);
— инструктирование исполнителей (как именно выполнить данное действие? кто, с кем и как сотрудничает при подготовке и проведении дела?).
Основные рекомендации для этого этапа:
— чётко определите права и обязанности каждого участника предстоящего дела;
— каждому участнику дела отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям;
— помните, что школьники не имеют навыков организации; придерживайтесь правила «от легкого к трудному», поддерживайте уверенность воспитанников в успех;
— приучайте ребят к мысли, что хорошая организация работы организация удесятеряет силы.
4. На этапе осуществления ВД педагогу необходимо обратить внимание на ряд моментов:
— педагог следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя ход на основе сценария.
— педагог наблюдает за коллективом в целом и за отдельными учениками, помня, что воспитательное дело развивает у воспитанников определенные качества, позволяет установить уровень сформированности этих качеств и наметить стратегию дальнейшей работы.
— педагог следит за четким решением организационных вопросов.
5. Подведение итогов дела может происходить как коллективное обсуждение или как индивидуальный педагогический анализ.
Целесообразно придерживаться следующей схемы анализа воспитательного дела:
1. Все ли пункты плана, этапы, действия удалось реализовать.
2. Отвечало ли содержание ВД намеченной цели.
3. Отвечала ли организация ВД его цели и задачам.
4. Все ли запланированные действия были подкреплены необходимыми средствами.
5. Какие части, эпизоды дела удались лучше других, почему.
6. Удалось ли уложиться в отведённые временные рамки.
7. Кто и почему срывал сроки.
8. Удалось ли реализовать в ВД систему воспитывающего взаимодействия или же оно было набором мало связанных между собой частей.
9. Удалось ли достичь эффекта новизны.
10. Отвечала ли эмоциональная окрашенность ВД его замыслу.
11. Удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему учеников, над какими вопросами заставило оно их задуматься.
12. Какой оценки заслуживает каждый участник дела.
13. Каким было поведение участников.
14. Причины отрицательной реакции детей на педагогические действия (если была).
15. Чего нужно избегать в будущем, что нового надо ввести в следующие ВД.
7.2. Воспитательные дела
Сущность понятия (схема 12)
Воспитательное дело (ВД) – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания объединяет понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики.
Главные требования, предъявляемые к ВД, – необходимость, полезность, осуществимость.
Схема 12. Воспитательное дело
Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся ВД. Воспитательные дела чаще всего имеют творческий характер и общественную (коллективистскую) направленность. Поэтому за ними закрепилось название коллективных воспитательных дел (КВД) или коллективных творческих дел (КТД). КТД, как отмечает один из создателей методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, И.П. Иванов, – это не мероприятия, а забота, способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,1998. – С. 3-4).
В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками.
Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то можно выявить, что, несмотря на большое разнообразие, все они конструируются в основном одинаково (схема 13). В любом деле выделяются следующие этапы, включающие: 1) анализ ситуации, 2) формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей; 3) планирование; 4) организация и подготовка; 5) непосредственное осуществление дела; 6) подведение итогов и анализ достигнутых результатов.
Источники целеполагания и проектирования ВД
Одним из важных источников целеполагания и проектирования ВД служит социальная ситуация того периода, в котором они осуществляются. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другой источник организации и проведения ВД – педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт личности; третий – общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Взятые в единстве, эти источники определяют актуальность и направленность ВД.
Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т.д.).
Задачи педагога на этапе целеполагания – учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности класса и отдельных учеников, провести педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле. Должны быть получены определенные ответы на вопросы: что собой представляет класс (группа), на который направляется воспитательное воздействие; какой уровень его развития в данном направлении; что необходимо достигнуть в результате ВД? Какой системой воспитательных средств нужно воспользоваться для
достижения запланированного результата?
Внимание уделяется также анализу недостатков воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние класса и отдельных воспитанников – возможности педагога и школьников – определение цели и конкретных
Этап планирования воспитательных дел отделяется от этапа целеполагания только теоретически, практически это единый процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только что, но и как должно быть сделано.
Хотя многие педагоги считают, что им самим это сделать и быстрее, и легче, не привлекать воспитанников к планированию ВД – грубая педагогическая ошибка. Ведь функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируется, и готовится ВД вместе с ними, точнее, готовят и проводят его сами воспитанники под руководством классного руководителя. Иначе ВД будет мероприятием, а не собственным делом школьников.
От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено ВД. Чтобы достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут слишком много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое.
Сложные общешкольные дела, охватывающие многих участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути («маршруты») их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы («станции»), дается другая необходимая информация. Флажками на сетевом графике отмечаются пройденные участки.
Этап организации ВД. Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Общая теория организации производственной деятельности предлагает шесть положений (инструментов), на которые опирается технология и которые необходимо учитывать педагогам при организации ВД.
1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца (чего необходимо достичь).
2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь).
3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь).
4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого).
5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижение цели).
6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь).
Участие в организации дела воспитывает важные качества личности: целеустремленность, ответственность, умение доводить начатую работу до конца, дисциплинированность, исполнительность. Участие в организации общего дела – мощное средство сплочения класса (группы).
Для многих школьников это проверка своих личных качеств, правильности выбора профессии, а также возможность развития организаторских умений и навыков. Педагогам надо подчеркивать эти возможности и таким образом обеспечить себе надежную помощь воспитанников.
Завершающий этап ВД
На завершающем этапе дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. Технологическая схема коллективного творческого воспитания представлена на схеме 14.