воспитательный эффект индивидуальных форм работы учителя воспитателя с родителями
Воспитательный эффект индивидуальных форм работы учителя воспитателя с родителями
· Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?
· Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется?
· Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?
· Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Вопросы и задания
1. Почему школа выступает организующим центром совместной деятельности школы, семьи, общественности?
2. Каковы особенности и организационное строение педагогического коллектива?
3. В чем проявляется специфика семьи как воспитательного коллектива и педагогической системы?
4. Назовите основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.
5. Каковы особенности развития современной семьи?
6. Приведите примеры, подтверждающие справедливость и правомерность рассмотренных правил установления контактов с семьей школьника.
7. Раскройте методику проведения коллективных форм работы учителя-воспитателя с семьями учащихся.
8. Обоснуйте воспитательный эффект индивидуальных форм работы учителя-воспитателя с родителями.
Консультация «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями»
Консультация: «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями»
Как отмечают исследователи Л. Ф. Островская, Е. П. Арнаутова участие всех членов семьи в воспитании ребенка, установить доброжелательные контакты, взаимные деловые отношения в наибольшей мере позволяет индивидуальная работа с родителями. Далеко не обо всем можно говорить с отцами и матерями на родительском собрании, на групповых консультацияхили во время утренних и вечерних встреч в детском саду: самые сокровенные вопросы, связанные с трудностями воспитания, требуют и время, и соответствующей обстановки. Не каждый отец или мать могут просить совета в присутствии посторонних лиц или открыто рассказывать о том, что их беспокоит в развитии и поведении ребенка.
Индивидуальная работа с родителями сложна и многогранна, отмечала Э. А. Лиштованная. В процессе индивидуальной работы, когда установлены доверительные контакты между педагогами и взрослыми членами семьи, имеющими отношение к воспитанию ребенка, появляется возможность оказать помощь конкретным советом, консультацией.
Рассматривая проблему индивидуального подхода в работе с родителями следует отметить, что сожалению, ошибки и трудности есть не только у родителей, но и у педагогов в работе с ними. Анализ работ по данной проблематике показал, что педагоги считают, что инициатива в общении должна идти от родителей, они вступают в беседы с отцом или матерью, только если сами не справляются с ним или возникает какое-то неблагополучие и т. д.
Не зная условий семейного воспитания, отмечала Е. П. Арнаутова, педагоги ориентируются на «среднего» родителя: не дифференцируют условий семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуры, образования, возрасту.
Индивидуальный подход к родителям это совокупность способов и приемов воздействия на каждого родителя с целью совершенствования семейного воспитания.
Е. Э. Шишлова пишет, что сущность индивидуального подхода заключается в том, что он предполагает прежде всего изучение и учет различий, особенностей детей, рассмотрение индивидуальных особенностей как сложного взаимодействия биологических, психофизиологических и социальных факторов. Важно отметить, что индивидуальный подход создает необходимые условия для развития личности каждого, благополучного самочувствия в обществе. Опираясь на исследование Е. Э Шиловой, можно считать, что данные выводы о сущности индивидуального подхода к детям можно отнести и к сущности индивидуального подхода в работе детского сада с семьей. Следует заметить, что индивидуальный подход не должен ограничиваться изучением и учетом индивидуальных особенностей, он должен развивать и обогащать положительные черты каждого.
Актуальность индивидуального подхода к родителям диктуется необходимостью полнее реализовать современные воспитательные возможности семьи, помочь отцам и матерям восполнить пробелы в их педагогических знаниях. Традиционные родительские собрания и групповые консультации (т. е. коллективные формы работы) не всегда дают нужный эффект. Часто семья и педагоги, воспитывая одного и того же ребенка, при отсутствии индивидуальных контактов бывают изолированы друг от друга.
Индивидуальные формы работы с родителями, считает С. В. Крамеренко позволяют учитывать особенности личностных качеств родителей, различный уровень педагогической культуры, стиль воспитания, индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, некоторые вопросы интимного характера не могут обсуждаться в коллективе и требуют индивидуального общения педагога с родителями.
По мнению ряда исследователей (Т. П. Гаврилова, А. Б. Добрович, О. Л. Зверева, В. К. Катырло, С. А. Ладывир, родители способны осознать значимость эмоциональных переживаний ребенка, если обладают определенным багажом педагогических знаний.
Под педагогической культурой родителей считает Т. А. Маркова понимается прежде всего отношение к воспитанию, уровень психолого-педагогических знаний и практических умений. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей выступает педагогическая подготовленность, которая характеризуется прежде всего определенной суммой приобретенных психолого-педагогических знаний, умениями и навыками родителей, а также отношением к воспитанию. Вполне естественно, что родители имеют различный уровень педагогической и психологической подготовленности.
О. Л. Зверева считает, что работу с родителями следует проводить дифференцированно, то есть с учетом имеющихся у них психолого-педагогических знаний, умений, навыков, желания их пополнить, интереса родителей к методам воспитания ребенка, наличия у них осознанного, критического отношения к своей воспитательной деятельности.
Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что только всестороннее изучение каждой конкретной семьи, знание ее особенностей и стиля воспитательной деятельности, а также того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом позволит осуществить индивидуальный подход к ребенку и его родителям.
Индивидуальный подход к сенсорному воспитанию детей раннего возраста Индивидуальный подход к сенсорному воспитанию детей раннего возраста В настоящее время происходят.
Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.
Консультация для родителей «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» Все педагоги уделяли большое внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям. Весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить.
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям во время ООД» Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к детям во время ООД» Составила воспитатель: Иванова Н. А. ]Консультация для воспитателей.
Консультация «Индивидуальный подход к физическому развитию ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА» Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического.
Консультация «Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС» Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях освоения ФГОС Составлено совместно с воспитателем Голубенко.
Тренинг для родителей «Индивидуальный подход в детском саду и семье» Тренинг для родителей «Индивидуальный подход в детском саду и семье» Цель: Решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей.
Эссе воспитателя «Мой подход к работе с детьми» Эссе «Мой подход к работе с детьми».Давно принято считать, что воспитатель призван «сеять разумное, доброе, вечное». Сейчас, в век высоких.
Индивидуальный подход к каждому ребенку. Эссе учителя-логопеда Эссе учителя-логопеда Сколько я себя помню, я все время была в детском саду. Сначала – воспитанником, затем помощником (помогала маме-воспитателю,.
Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»
Нурзида Хакимова
Педагогический опыт «Взаимодействие воспитателя с семьей в целях повышения эффективности семейного воспитания»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только в сочетании друг с другом ДОУ и семья создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС – повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Семейное воспитаниенеповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется:
• первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;
• максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;
• длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием “взаимодействие”, представляющем собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и моя позиция в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества с семьей во всестороннем развитии ребенка.
Актуальность. Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем. Часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, растет показатель социального сиротства.
Следовательно, необходимы специальная организация обучения родителей, создание условий для развития их отношения к детям, которое будет способствовать не только созданию психологического комфорта в семье, но и развитию ребенка.
Новизна моей работы заключается в использовании современных форм взаимодействия, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателястановится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях; родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Цель моей работы: повышение эффективности семейного воспитания через взаимодействие педагога и семьи путем внедрения новых форм и методов сотрудничества.
Основными задачами взаимодействия педагогас родителями являются следующие:
• способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада;
• повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей;
• формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
• разработать и внедрить разнообразные формы и методы взаимодействия педагога и семьи.
Я столкнулась с проблемами:
• утрачена духовная общность родителей с детьми;
• стремление родителей «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
• неграмотность родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами взаимодействия педагога с родителями:
• родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
• единое понимание педагогом и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей;
• помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и педагога, его промежуточных и конечных результатов.
Практическая значимость опыта состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания.
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому было необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд»на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.
При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости.
• Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада.
• Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Взаимодействие детского сада и семьиможно представить в трех видах:
• создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста;
• участие родителей в психолого-педагогической работе;
• повышение педагогической культуры родителей;
• объединение интересов семьи и педагога в вопросах обучения, воспитания и развития воспитанников группы.
Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
В своей работе я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия:
Коллективные формы: родительские собрания – одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей.
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями – одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.
Наглядно-информационные методы. С их помощью я знакомлю родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьиактивно использую инновационные формы и методы:
• презентация образовательной деятельности группы;
• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
• совместное проведение досугов;
• групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, видеопрезентации;
• тематические досуги «Моя семья», «Новогодний калейдоскоп», «Защитники Отечества», «Путешествие в музей»;
• совместное развлечение в рамках поло-ролевой социализации «Я-мальчик, я-девочка»;
• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц, снежных построек, новогодних игрушек.
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада.Для этого:
• информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;
• приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников;
• предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе;
•призываю родителей к участию в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.
Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.
Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. В своей работе обращаю внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства,но и главного источника развития: творчества, осваиваемого опыта жизни, признаков социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, познания мира. Поэтому объясняю значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.
Родители имеют возможность предложить свои идеи по лексическим темам, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе.
Родители оказывают помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
Приветствую желание родителей иметь полную информацию о вопросах, решаемых в процессе проведения педагогического Совета, а также предоставляю родителям возможность принять участие в дискуссиях по интересующим их проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В ходе проведенной работы получены результаты:
• повысился уровень родительской компетентности;
• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ;
• улучшился эмоциональный климат в семье;
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша;
• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанниковнеоспоримы и многочисленны:
• Положительный эмоциональный настрой педагога и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что педагог всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагог в свою очередь заручён пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
• Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
• Возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
• Укрепление внутрисемейных связей.
Я убеждена в том, что чем лучше будет налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, и первый социальный опыт будет успешным. Надеюсь, что мои воспитанники легко адаптируются к школе.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.
В перспективе я планирую:
• повышать уровень профессионального мастерства через внедрение нетрадиционных форм организации общения с родителями;
• обеспечить взаимодействие с родителями по повышению их компетентности в воспитании детей.
1. Гуров В. Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т. П. Колодяжная, Р. М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119