война как форма социального конфликта

Война как социальный конфликт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конфликт – это столкновения мнений, интересов больших и малых социальных групп, а также отдельных людей. Они являются неотъемлемой частью любой сферы человеческой жизнедеятельности и охватывают всю совокупность общественных отношений.

Природа и сущность конфликта

Конфликты существуют с момента появления на исторической арене человека как существа разумного. В современной науке имеется целый ряд определений понятия «конфликт». Самый распространённый подход к определению этого явления заключается в рассмотрении его как противоречия, прежде всего, как социального противоречия.

Известно, что развитие всякого общественного образования представляет собой сложный и многогранный процесс, который совершается путём возникновения, развёртывания и разрешения различных противоречий. Первоисточниками этих противоречий могут быть разного рода жизненные ситуации:

Конфликтное взаимодействие – это борьба сторон, другими словами, действия, направленные друг против друга, своеобразная война. В основе этого противоборства лежат субъективно-объективные противоречия. Но специалисты отмечают, что не следует отождествлять противоречия и конфликт. Явления первого рода могут существовать достаточно долгое время и не перерастать в открытое столкновение. Это значит, что в основе открытого противоборства лежат такие нестыковки и расхождения, в основе которых лежат несовместимые интересы, радикально различающиеся потребности и ценности. Такие расхождения перерастают в открытую борьбу сторон, в настоящее столкновение и противоборство.

Противостояние может протекать с разным уровнем интенсивности, разным уровнем жестокости. Форма конфликта – насильственная или ненасильственная, зависит от ряда условий и множества факторов, в том числе от наличия средств мирного разрешения противоречий и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Готовые работы на аналогичную тему

Подводя итог, нужно отметить, что социальное противоборство представляет собой столкновение мнений и интересов двух или более субъектов, участников социального взаимодействия. Это явление включает в себя активность отдельно взятой личности или группы индивидов, своими действиями блокирующих функционирование оппонента или наносящих ущерб другому человеку или группе людей. Специалисты, занимающиеся изучением способов разрешения конфликтов, применяют в теории и практике следующие термины:

Многие исследователи отмечают, что в большинстве случаев противоборство возникает на почве мелких, незначительных ситуаций, но набирая свою критическую массу, как снежный ком, споры и разногласия нередко приводят к необратимым изменениям в историческом масштабе.

Война как форма социального конфликта

Как форма социального противоборства война сопровождает человеческую цивилизацию с самого начала её истории. Современный период развития общества тоже не исключение.

Историки подсчитали, что за последние пять с половиной тысяч лет в мире было около 14,5 тысяч военных конфликтов, среди которых крупные войны и локальные столкновения, в ходе которых были унесены жизни свыше 3,6 миллиардов человек.

Анализ такого страшного и ужасного явления, как война, предполагает, с точки зрения политологии, рассмотрение и решение ряда вопросов, среди которых:

Другие мыслители Древней Греции, Платон и Аристотель, считали, что вооружённые столкновения – это неотъемлемая часть политического искусства. Они полагали, что между двумя этими явлениями существует диалектическая связь. Намного позднее классическую форму этой связи вывел немецкий историк и военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780 – 1831 гг.). Он рассматривал насильственные методы разрешения споров как явление, не зависящее от общественного развития. Война, по мнению Клаузевица, – это инструмент для достижения крупной, серьёзной политической цели.

Данное положение, сформулированное немецким военным теоретиком, является отправной точкой при анализе социально-политической сущности войны, причин и характера конкретных вооружённых столкновений. Но в дальнейшем этот подход был по-разному интерпретирован различными школами и направлениями общественной мысли. Одни теоретики считают, что войн представляет собой продолжение политического курса государства, а значит она есть общенародная политика, общенародное дело. Представители марксистского подхода склонны считать, что любой вооружённый конфликт связан с взаимоотношениями социальных слоёв внутри государства, и поэтому война – это «продолжение политики заинтересованных держав, и разных классов внутри них, в данное время».

Источник

Война как форма социального конфликта

Итак, социальные конфликты могут иметь различный характер своего раз­вития. Если столкновение борющихся сторон выливается в применение средств вооруженного на­силия, то конфликт переходит в свою крайнюю форму — войну.

Как форма социального конфликта война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми войнами. Вообще же за последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тысячи больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 миллиарда человек.

Политологический анализ войны предполагает рассмот­рение ряда вопросов, среди которых основными являются: сущность войны как феномена политики; вооруженные силы как фактор политики; типы военных конфликтов; полити­ческие последствия вооруженных конфликтов; возможности предотвращения войны и условия полного устранения ее из жизни общества. Другие аспекты войны составляют пред­мет исследования специальных военных дисциплин.

Социально- политическая сущность войны.

* По-гречески «война» называется polemos — термин, который означает любую оппозицию и, следовательно, другие формы столкновений, например, борьбу мнений или различия полов.

К древности относятся и первые научные догадки отно­сительно социально-политической сущности войны. Так, Платон и Аристотель рассматривали войну как «часть ис­кусства политического». В этом утверждении фактически содержится мысль, что между войной и политикой суще­ствует диалектическая связь. Много позднее классическую форму этой связи вывел немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780—1831), В его понимании война не есть самостоятельное, не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения серьезной политической цели. Она вытекает из политического положения и вызы­вается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики ины­ми средствами» [44. С. 23].

Это положение Клаузевица является отправным пунктом при анализе социально-политической сущности войн, при­чин и характера конкретных вооруженных конфликтов. Однако впоследствии оно по-разному было интерпретиро­вано различными аналитическими направлениями. Согласно одному подходу, война рассматривается как продолжение политики данного государства, и потому она есть «обще­народная политика», общенародное дело. Согласно другому, марксистскому подходу, всякая война неизбежно связана с взаимоотношениями классов внутри страны, она есть «продолжение политики данных, заинтересованных держав — и разных классов внутри них — в данное время» [52. Т. 26. С. 224].

Видимо, определенные основания имеются как для од­ного, так и для другого подходов. Нам представляется, что наиболее полно, объективно сущность войны представлена во второй позиции. Она отражает как социальную природу войн, так и их диалектическую связь с политикой.

Обратимся к истокам военных конфликтов. Напомним, что мы рассматриваем войну как частный случай социального конфликта, как его крайнюю форму. Это оз­начает, что и природа, корни войн те же, что и у социальных конфликтов. Войны есть следствие социально-классового деления общества. Элементы войны, конечно, имели место и в рамках общинного строя, хотя насильственные столк­новения здесь были еще чисто случайными и не носили политического характера. С возникновением социальной дифференциации война становится одним из способов на­сильственного отчуждения как предметов непосредственного потребления и средств производства, так и самих произво­дителей. Иными словами, коренной причиной войн явля­ются несовпадающие, точнее, противоположные интересы различных социальных групп и общностей. Трудно указать какую-либо иную, отличную от этой причину войн, которые велись на протяжении тысячелетий человеческой истории. И сегодня ни одна социальная группа внутри общества, ни одно государство не начинает войны лишь от скуки мирной жизни. В основе каждой войны находятся те или иные сталкивающиеся интересы, реализация которых оказалась невозможной мирными средствами.

Политике принадлежит определяющая роль в установ­лении политических целей войны, в различной степени влияющих на ее содержание и ведение. Об этом в уже цитировавшейся нами работе Клаузевица говорится так: «Если принять во внимание, что исходной данной для войны является известная политическая цель, то естественно, что мотивы, породившие войну, остаются первым и высшим соображением, с которым должно считаться руководство войной. Но из этого не следует, что политическая цель становится деспотическим законодателем; ей приходится считаться с природой средства, которым она пользуется, и в соответствии с этим самой часто подвергаться коренному изменению; тем не менее политическая цель является тем, что прежде всего надо принимать в соображение. Таким образом, политика будет проходить красной нитью через всю войну и оказывать на нее постоянное влияние» [44. С. 53—54].

Цели, задачи, характер возможной войны закрепляются государством, его правящей группой в политическом доку­менте, который называется военной доктриной. В более широком смысле военная доктрина — это принятая в го­сударстве на данное время система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил, способы и формы ее ведения. Основные положения военной доктрины склады­ваются и изменяются в зависимости от политики, социаль­но-политического строя, геополитического положения страны, уровня развития производительных сил, новейших научных достижений, вероятных противников и союзников и многих других факторов. Существуют две основные раз­новидности военных доктрин: наступательные и оборони­тельные. Имеются различные модификации тех и других.

Каждая военная доктрина имеет две связанные и взаимообусловленные стороны — социально-политическую и военно-техническую. Если первая охватывает политиче­ские, экономические, социальные и юридические аспекты будущей войны, то вторая сторона включает вопросы не­посредственного военного строительства, обеспечения тех­нической и организационной готовности к ведению войны и достижению победы в ней.

Одновременно с возникновением политологической формы организации обще­ственной жизни появляются и специа­лизированные органы для ведения войны — вооруженные отряды людей. Их функцией становится борьба как против внешних врагов, так и против внутренних групп, пытаю­щихся свергнуть существующую власть. Со временем эти органы специализируются, образуя важнейшую часть госу­дарственного аппарата. Наиболее универсальное их совре­менное название — армия (фр. аппее от лат. armare — вооружать), или вооруженные силы. В политологии армия рассматривается как орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного на­силия.

Современная армия любой страны представляет собой сложнейший социальный институт. Как таковая, армия характеризуется следующими основными чертами: во-пер­вых, это специфический государственный институт, она есть часть государства; во-вторых, армия представляет собой боевую организацию, созданную для достижения победы; в-третьих, это организация, в которой формальная связь преобладает над личной, хотя при этом для отношений в рамках первичных подразделений большое значение имеют личностно-психологические факторы; в-четвертых, она представляет общественную группу с внутренней диффе­ренциацией и одновременно является частью социальной структуры общества.

В этой связи закономерно встает вопрос о соотношении между гражданской и военной частями правящей полити­ческой группы. Доминирование гражданской над военной частью не всегда обеспечивается автоматически. Для этого требуется наличие ряда условий, среди которых обязатель­ными являются следующие: 1) очевидная легитимность су­ществующей системы власти и прежде всего признание ее в качестве законной самими военными; 2) достаточное обеспечение государством как корпоративных интересов са­мой армии, так и интересов национальной обороны; 3) уро­вень воспитания командных кадров армии в духе признания функционального разделения ролей между гражданским и военным аппаратами.

Когда имеется верховенство гражданских властей над армией, то оно осуществляется в различных формах. В президентской республике этот контроль состоит в том, что президент сам является верховным главнокомандующим вооруженных сил или наделен правом назначать верховного главнокомандующего. При этом участие законодательного органа власти в контроле над армией выражается в опре­делении военного бюджета и одобрении кандидатур для назначения на высшие военные посты. Законодательному органу принадлежит также исключительное право объявлять войну и заключать мир. В парламентской республике кон­троль над армией осуществляется парламентом: он назна­чает и принимает отставку главнокомандующего и военного министра, присваивает высшие воинские звания, утверждает военный бюджет, военную доктрину, планы развития воо­руженных сил. Правительство, которое повседневно занимается военным строительством, также находится под кон­тролем парламента: оно представляет отчеты о состоянии вооруженных сил, исполнении военного бюджета, деятель­ности военного министерства.

Власть над вооруженной силой чаще всего понимается как подконтрольность военных структур высшим государ­ственным органам. Но это лишь одна сторона дела. В демократическом обществе жизнь и деятельность военных, армии контролируется не только законодательными, испол­нительными и судебными институтами власти, но и всей общественно-политической системой с участием партий, движений, массовых организаций и граждан. Власть народа проявляется как через деятельность его представителей на­верху, так и непосредственно благодаря максимально воз­можной информированности населения о деятельности армии, проведению референдумов, опросов, дискуссий по актуальным вопросам военного строительства.

При определенных условиях в распределении власти между различными политическими институтами доминиру­ющая роль может оказаться у военных. Обычно правление военных сопровождается свертыванием демократических институтов общества, установлением диктатуры. Такое по­ложение наступает, как правило, в период острых соци­альных конфликтов, когда военная сила используется в качестве средства предотвращения кровопролития или осу­ществления контрреволюционных действий. Военные не­редко всю полноту власти берут на себя также в слабораз­витых странах, где система гражданского правления ока­зывается недостаточно эффективной. Однако военная дик­татура не всегда имеет реакционный или консервативный характер. История знает военные режимы, которые осуще­ствляли более или менее прогрессивные социальные пре­образования (например, в Турции под руководством Ататюрка и в Египте под руководством Насера).

Таким образом, армия как часть государственного ап­парата является важнейшим инструментом политики. В этой связи нам представляется необходимым подчеркнуть некорректность требований об исключении армии из по­литики. Невозможно исключить из политики ее важнейший инструмент. Такие требования носят, как правило, конъ­юнктурный характер и рассчитаны на политическую наив­ность части граждан. Неучастие армии в повседневных политических баталиях не означает ее полного безразличия к происходящему. Кажущееся невмешательство армейских кругов в политический процесс означает, что их устраивает данная расстановка политических сил либо они не рассмат­ривают как опасную существующую тенденцию ее изме­нения. Принять участие во внешних военных действиях армия может лишь при условии, если она полностью раз­деляет приведшую к вооруженному конфликту политическую линию, проводимую гражданскими властями. В про­тивном случае складывается угроза военного переворота.

Основанием типологизации войн могут являться те или иные их существенные особенности. Так, можно выделить войны внутренние к внешние. Первые еще именуются гражданскими, которые выступают как во­оруженное столкновение между классами или нациями, составляющими одно общество. Внешняя война есть воо­руженный конфликт между различными государствами и народами.

По политическому содержанию войны можно подразде­лить на справедливые и несправед­ливые, прогрессивные и реак­ционные. Критерием для такого деления является характер воздействия войны на общественно-исторический прогресс. Справедливыми однозначно признаются оборони­тельные и национально-освободительные войны. Такими, в частности, были: Отечественная война 1812 года — осво­бодительная война России против наполеоновской агрессии; война за независимость в Северной Америке 1775—1783 годов — освободительная война 13 английских колоний, в ходе которой создано государство Соединенные Штаты Аме­рики (1776); Великая Отечественная война 1941—1945 го­дов — справедливая, освободительная война народов Со­ветского Союза против фашистской Германии и ее союз­ников. Несправедливыми, реакционными являются захват­нические войны. История дает множество примеров таких войн, одним из них является захват Ираком территории Кувейта в 1990 году.

Далее, по масштабу конфликтных действий войны могут быть локальными, региональными и мировыми, по количеству воюющих сторон они бывают двусторонними и многосто­ронними. Если в военный конфликт втягивается большинство государств, то война приобретает характер мировой.

Классификацию войн можно производить и по другим признакам. Так, по военно-техническим средствам ведения военных действий можно выделить конфликты с использо­ванием обычных вооружений или орудий массового унич­тожения. Надо отметить, что с развитием научно-технического прогресса средства ведения войны становятся все более изощренными и опасными. Накопленный в мире потенциал разрушения таков, что он способен вызвать гло­бальную катастрофу, грозящую гибелью человечества.

Политические войны и политические последствия.

Для каждой из воюющих сторон последствия бывают раз­личными в зависимости от развития войны и ее исхода. В период военных действий, особенно на начальных этапах конфликта, происходит консолидации воюющей со­циальной общности (класса, нации, народа), что сопровож­дается укреплением власти правящей политической элиты. В рамках политической системы возникает новый порядок приоритетов. Эти процессы усиливаются в случае успешных военных действий, а легитимность власти становится осо­бенно прочной в случае достижения победы. В это же время для политической элиты стороны, терпящей военное пора­жение, наступает период сложностей. Война выносит окон­чательный приговор созданным правящей группой политическим институтам. Как правило, политические си­лы, проигравшие войну, теряют способность управлять стра­ной и сходят с политической арены. Иногда и после поражения правящая группа остается у власти, но эти случаи крайне редки.

Чаще всего поражение нации открывает новый период в ее истории и конституирование новой политической си­стемы. Истории известно немало случаев, когда исход войны приводил к изменению всей политической системы общества или к прекращению существования самого государства.

Война может также дать толчок движению скрытых пружин социального переворота. Всякая война требует ог­ромных жертв, она ложится тяжелым бременем на плечи широких слоев населения, что может привести их к раз­очарованию своим правительством и конфликту внутри сообщества. Так, собственно и произошло в России в 1917 г.: революционному взрыву здесь предшествовала тяжелая во­енная кампания, которая привела к истощению страны и утрате царским режимом своей легитимности.

Проблемы преодоления войн.

Войны столь прочно вошли в ткань истории развития человечества, что труд­но представить возможность их исклю­чения в обозримом будущем. Маркс такую возможность ус­транения угрозы войн связывал с перспективой утверждения коммунистических общественных отношений, когда, по его мнению, исчезнут предпосылки для любых социальных кон­фликтов. Если же, вслед за Зиммелем, конфликты рассмат­ривать как результат проявления присущих людям инстинктов враждебности, то вряд ли вообще есть какая-либо возможность искоренения такой их разновидности, как войны.

В наше время, когда человечество столкнулось с реальной опасностью самоуничтожения, многими разделяется мысль, что в этих условиях война уже не может выступать как целесообразный вариант политического действия. В этой связи широкое распространение получают идеи ненасиль­ственной борьбы в политических процессах современности. Но сама по себе эта хорошая мысль проблему искоренения войн еще не решает.

Источник

Война как форма социального конфликта

Итак, социальные конфликты могут иметь различный характер своего раз­вития. Если столкновение борющихся сторон выливается в применение средств вооруженного на­силия, то конфликт переходит в свою крайнюю форму — войну.

Как форма социального конфликта война сопровождает всю историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в том числе двумя мировыми войнами. Вообще же за последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тысячи больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 миллиарда человек.

Политологический анализ войны предполагает рассмот­рение ряда вопросов, среди которых основными являются: сущность войны как феномена политики; вооруженные силы как фактор политики; типы военных конфликтов; полити­ческие последствия вооруженных конфликтов; возможности предотвращения войны и условия полного устранения ее из жизни общества. Другие аспекты войны составляют пред­мет исследования специальных военных дисциплин.

Социально- политическая сущность войны.

* По-гречески «война» называется polemos — термин, который означает любую оппозицию и, следовательно, другие формы столкновений, например, борьбу мнений или различия полов.

К древности относятся и первые научные догадки отно­сительно социально-политической сущности войны. Так, Платон и Аристотель рассматривали войну как «часть ис­кусства политического». В этом утверждении фактически содержится мысль, что между войной и политикой суще­ствует диалектическая связь. Много позднее классическую форму этой связи вывел немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780—1831), В его понимании война не есть самостоятельное, не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения серьезной политической цели. Она вытекает из политического положения и вызы­вается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики ины­ми средствами» [44. С. 23].

Это положение Клаузевица является отправным пунктом при анализе социально-политической сущности войн, при­чин и характера конкретных вооруженных конфликтов. Однако впоследствии оно по-разному было интерпретиро­вано различными аналитическими направлениями. Согласно одному подходу, война рассматривается как продолжение политики данного государства, и потому она есть «обще­народная политика», общенародное дело. Согласно другому, марксистскому подходу, всякая война неизбежно связана с взаимоотношениями классов внутри страны, она есть «продолжение политики данных, заинтересованных держав — и разных классов внутри них — в данное время» [52. Т. 26. С. 224].

Видимо, определенные основания имеются как для од­ного, так и для другого подходов. Нам представляется, что наиболее полно, объективно сущность войны представлена во второй позиции. Она отражает как социальную природу войн, так и их диалектическую связь с политикой.

Обратимся к истокам военных конфликтов. Напомним, что мы рассматриваем войну как частный случай социального конфликта, как его крайнюю форму. Это оз­начает, что и природа, корни войн те же, что и у социальных конфликтов. Войны есть следствие социально-классового деления общества. Элементы войны, конечно, имели место и в рамках общинного строя, хотя насильственные столк­новения здесь были еще чисто случайными и не носили политического характера. С возникновением социальной дифференциации война становится одним из способов на­сильственного отчуждения как предметов непосредственного потребления и средств производства, так и самих произво­дителей. Иными словами, коренной причиной войн явля­ются несовпадающие, точнее, противоположные интересы различных социальных групп и общностей. Трудно указать какую-либо иную, отличную от этой причину войн, которые велись на протяжении тысячелетий человеческой истории. И сегодня ни одна социальная группа внутри общества, ни одно государство не начинает войны лишь от скуки мирной жизни. В основе каждой войны находятся те или иные сталкивающиеся интересы, реализация которых оказалась невозможной мирными средствами.

Политике принадлежит определяющая роль в установ­лении политических целей войны, в различной степени влияющих на ее содержание и ведение. Об этом в уже цитировавшейся нами работе Клаузевица говорится так: «Если принять во внимание, что исходной данной для войны является известная политическая цель, то естественно, что мотивы, породившие войну, остаются первым и высшим соображением, с которым должно считаться руководство войной. Но из этого не следует, что политическая цель становится деспотическим законодателем; ей приходится считаться с природой средства, которым она пользуется, и в соответствии с этим самой часто подвергаться коренному изменению; тем не менее политическая цель является тем, что прежде всего надо принимать в соображение. Таким образом, политика будет проходить красной нитью через всю войну и оказывать на нее постоянное влияние» [44. С. 53—54].

Цели, задачи, характер возможной войны закрепляются государством, его правящей группой в политическом доку­менте, который называется военной доктриной. В более широком смысле военная доктрина — это принятая в го­сударстве на данное время система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил, способы и формы ее ведения. Основные положения военной доктрины склады­ваются и изменяются в зависимости от политики, социаль­но-политического строя, геополитического положения страны, уровня развития производительных сил, новейших научных достижений, вероятных противников и союзников и многих других факторов. Существуют две основные раз­новидности военных доктрин: наступательные и оборони­тельные. Имеются различные модификации тех и других.

Каждая военная доктрина имеет две связанные и взаимообусловленные стороны — социально-политическую и военно-техническую. Если первая охватывает политиче­ские, экономические, социальные и юридические аспекты будущей войны, то вторая сторона включает вопросы не­посредственного военного строительства, обеспечения тех­нической и организационной готовности к ведению войны и достижению победы в ней.

Одновременно с возникновением политологической формы организации обще­ственной жизни появляются и специа­лизированные органы для ведения войны — вооруженные отряды людей. Их функцией становится борьба как против внешних врагов, так и против внутренних групп, пытаю­щихся свергнуть существующую власть. Со временем эти органы специализируются, образуя важнейшую часть госу­дарственного аппарата. Наиболее универсальное их совре­менное название — армия (фр. аппее от лат. armare — вооружать), или вооруженные силы. В политологии армия рассматривается как орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного на­силия.

Современная армия любой страны представляет собой сложнейший социальный институт. Как таковая, армия характеризуется следующими основными чертами: во-пер­вых, это специфический государственный институт, она есть часть государства; во-вторых, армия представляет собой боевую организацию, созданную для достижения победы; в-третьих, это организация, в которой формальная связь преобладает над личной, хотя при этом для отношений в рамках первичных подразделений большое значение имеют личностно-психологические факторы; в-четвертых, она представляет общественную группу с внутренней диффе­ренциацией и одновременно является частью социальной структуры общества.

В этой связи закономерно встает вопрос о соотношении между гражданской и военной частями правящей полити­ческой группы. Доминирование гражданской над военной частью не всегда обеспечивается автоматически. Для этого требуется наличие ряда условий, среди которых обязатель­ными являются следующие: 1) очевидная легитимность су­ществующей системы власти и прежде всего признание ее в качестве законной самими военными; 2) достаточное обеспечение государством как корпоративных интересов са­мой армии, так и интересов национальной обороны; 3) уро­вень воспитания командных кадров армии в духе признания функционального разделения ролей между гражданским и военным аппаратами.

Когда имеется верховенство гражданских властей над армией, то оно осуществляется в различных формах. В президентской республике этот контроль состоит в том, что президент сам является верховным главнокомандующим вооруженных сил или наделен правом назначать верховного главнокомандующего. При этом участие законодательного органа власти в контроле над армией выражается в опре­делении военного бюджета и одобрении кандидатур для назначения на высшие военные посты. Законодательному органу принадлежит также исключительное право объявлять войну и заключать мир. В парламентской республике кон­троль над армией осуществляется парламентом: он назна­чает и принимает отставку главнокомандующего и военного министра, присваивает высшие воинские звания, утверждает военный бюджет, военную доктрину, планы развития воо­руженных сил. Правительство, которое повседневно занимается военным строительством, также находится под кон­тролем парламента: оно представляет отчеты о состоянии вооруженных сил, исполнении военного бюджета, деятель­ности военного министерства.

Власть над вооруженной силой чаще всего понимается как подконтрольность военных структур высшим государ­ственным органам. Но это лишь одна сторона дела. В демократическом обществе жизнь и деятельность военных, армии контролируется не только законодательными, испол­нительными и судебными институтами власти, но и всей общественно-политической системой с участием партий, движений, массовых организаций и граждан. Власть народа проявляется как через деятельность его представителей на­верху, так и непосредственно благодаря максимально воз­можной информированности населения о деятельности армии, проведению референдумов, опросов, дискуссий по актуальным вопросам военного строительства.

При определенных условиях в распределении власти между различными политическими институтами доминиру­ющая роль может оказаться у военных. Обычно правление военных сопровождается свертыванием демократических институтов общества, установлением диктатуры. Такое по­ложение наступает, как правило, в период острых соци­альных конфликтов, когда военная сила используется в качестве средства предотвращения кровопролития или осу­ществления контрреволюционных действий. Военные не­редко всю полноту власти берут на себя также в слабораз­витых странах, где система гражданского правления ока­зывается недостаточно эффективной. Однако военная дик­татура не всегда имеет реакционный или консервативный характер. История знает военные режимы, которые осуще­ствляли более или менее прогрессивные социальные пре­образования (например, в Турции под руководством Ататюрка и в Египте под руководством Насера).

Таким образом, армия как часть государственного ап­парата является важнейшим инструментом политики. В этой связи нам представляется необходимым подчеркнуть некорректность требований об исключении армии из по­литики. Невозможно исключить из политики ее важнейший инструмент. Такие требования носят, как правило, конъ­юнктурный характер и рассчитаны на политическую наив­ность части граждан. Неучастие армии в повседневных политических баталиях не означает ее полного безразличия к происходящему. Кажущееся невмешательство армейских кругов в политический процесс означает, что их устраивает данная расстановка политических сил либо они не рассмат­ривают как опасную существующую тенденцию ее изме­нения. Принять участие во внешних военных действиях армия может лишь при условии, если она полностью раз­деляет приведшую к вооруженному конфликту политическую линию, проводимую гражданскими властями. В про­тивном случае складывается угроза военного переворота.

Основанием типологизации войн могут являться те или иные их существенные особенности. Так, можно выделить войны внутренние к внешние. Первые еще именуются гражданскими, которые выступают как во­оруженное столкновение между классами или нациями, составляющими одно общество. Внешняя война есть воо­руженный конфликт между различными государствами и народами.

По политическому содержанию войны можно подразде­лить на справедливые и несправед­ливые, прогрессивные и реак­ционные. Критерием для такого деления является характер воздействия войны на общественно-исторический прогресс. Справедливыми однозначно признаются оборони­тельные и национально-освободительные войны. Такими, в частности, были: Отечественная война 1812 года — осво­бодительная война России против наполеоновской агрессии; война за независимость в Северной Америке 1775—1783 годов — освободительная война 13 английских колоний, в ходе которой создано государство Соединенные Штаты Аме­рики (1776); Великая Отечественная война 1941—1945 го­дов — справедливая, освободительная война народов Со­ветского Союза против фашистской Германии и ее союз­ников. Несправедливыми, реакционными являются захват­нические войны. История дает множество примеров таких войн, одним из них является захват Ираком территории Кувейта в 1990 году.

Далее, по масштабу конфликтных действий войны могут быть локальными, региональными и мировыми, по количеству воюющих сторон они бывают двусторонними и многосто­ронними. Если в военный конфликт втягивается большинство государств, то война приобретает характер мировой.

Классификацию войн можно производить и по другим признакам. Так, по военно-техническим средствам ведения военных действий можно выделить конфликты с использо­ванием обычных вооружений или орудий массового унич­тожения. Надо отметить, что с развитием научно-технического прогресса средства ведения войны становятся все более изощренными и опасными. Накопленный в мире потенциал разрушения таков, что он способен вызвать гло­бальную катастрофу, грозящую гибелью человечества.

Политические войны и политические последствия.

Для каждой из воюющих сторон последствия бывают раз­личными в зависимости от развития войны и ее исхода. В период военных действий, особенно на начальных этапах конфликта, происходит консолидации воюющей со­циальной общности (класса, нации, народа), что сопровож­дается укреплением власти правящей политической элиты. В рамках политической системы возникает новый порядок приоритетов. Эти процессы усиливаются в случае успешных военных действий, а легитимность власти становится осо­бенно прочной в случае достижения победы. В это же время для политической элиты стороны, терпящей военное пора­жение, наступает период сложностей. Война выносит окон­чательный приговор созданным правящей группой политическим институтам. Как правило, политические си­лы, проигравшие войну, теряют способность управлять стра­ной и сходят с политической арены. Иногда и после поражения правящая группа остается у власти, но эти случаи крайне редки.

Чаще всего поражение нации открывает новый период в ее истории и конституирование новой политической си­стемы. Истории известно немало случаев, когда исход войны приводил к изменению всей политической системы общества или к прекращению существования самого государства.

Война может также дать толчок движению скрытых пружин социального переворота. Всякая война требует ог­ромных жертв, она ложится тяжелым бременем на плечи широких слоев населения, что может привести их к раз­очарованию своим правительством и конфликту внутри сообщества. Так, собственно и произошло в России в 1917 г.: революционному взрыву здесь предшествовала тяжелая во­енная кампания, которая привела к истощению страны и утрате царским режимом своей легитимности.

Проблемы преодоления войн.

Войны столь прочно вошли в ткань истории развития человечества, что труд­но представить возможность их исклю­чения в обозримом будущем. Маркс такую возможность ус­транения угрозы войн связывал с перспективой утверждения коммунистических общественных отношений, когда, по его мнению, исчезнут предпосылки для любых социальных кон­фликтов. Если же, вслед за Зиммелем, конфликты рассмат­ривать как результат проявления присущих людям инстинктов враждебности, то вряд ли вообще есть какая-либо возможность искоренения такой их разновидности, как войны.

В наше время, когда человечество столкнулось с реальной опасностью самоуничтожения, многими разделяется мысль, что в этих условиях война уже не может выступать как целесообразный вариант политического действия. В этой связи широкое распространение получают идеи ненасиль­ственной борьбы в политических процессах современности. Но сама по себе эта хорошая мысль проблему искоренения войн еще не решает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *