возмещение кассовых расходов за счет целевой субсидии
Бюджетные учреждения смогут возместить расходы за счет целевых субсидий
Garsya / Depositphotos.com |
Федеральным бюджетным учреждениям разрешено направить целевые субсидии на возмещение кассовых расходов, которые были осуществлены ими ранее за счет других источников для своевременной оплаты мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с коронавирусом (Постановление Правительства от 11 июля 2020 г. № 1025).
При поступлении целевой субсидии учреждение сможет возместить расходы, произведенные за счет приносящей доход деятельности или субсидии на госзадание при условии, что эти расходы соответствуют целям предоставления субсидий на иные цели.
Постановление вступает в силу 23 июля 2020 года.
Соответствующие изменения в порядок санкционирования расходов за счет субсидий на иные цели предусмотрены приказом Минфина России от 8 июня 2020 г. № 96н, который проходит регистрацию в Минюсте России и размещен на официальном сайте Минфина.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Проверьте, возможно в вашем регионе предусмотрена подобная поддержка государственных и муниципальных учреждений.
Как учитывать расчеты, если получили целевую субсидию на компенсацию затрат?
PantherMediaSeller / Depositphotos.com |
В 2020 году федеральным бюджетным учреждениям было разрешено направить целевые субсидии на возмещение кассовых расходов, которые были осуществлены ими ранее за счет других источников для своевременной оплаты мероприятий в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с коронавирусом, при условии, что содержание таких кассовых расходов соответствует целям предоставления субсидий (Письмо Минфина России от 29 января 2021 г. № 02-06-07/5651).
Порядок учета расчетов по предоставлению таких субсидий не был нормативно урегулирован и оттого вызывал ряд вопросов.
Во-первых, на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии соответствующие расходы были предусмотрены Планом ФХД и Планом-графиком закупок в рамках соответствующих видов деятельности – по КФО 2 или 4. Указанные расходы были фактически осуществлены, то есть, отнесены на финансовый результат в рамках соответствующих видов деятельности. Все хозяйственные операции уже были отражены в учете и отчетности на законных основаниях.
Прямого ответа на вопрос о том, нужно ли переносить плановые назначения и фактические расходы на КФО 5, и какой датой надо отражать такой перенос, нет. Учитывая, что одна из значимых новаций 2020 года в учете – максимальное уменьшение числа оснований для применения способа «Красное сторно» в учете, наиболее обоснованным для переноса показателей в учете на КФО 5 является использование счета 304 06. И обновленные недавно редакции Инструкций № 174н и № 183н предусматривают возможность переноса на иной код финобеспечения деятельности показателей дебиторской и кредиторской задолженности с применением счета 304 06.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вместе с тем, рекомендованная специалистами финансового ведомства схема корреспонденций счетов не предусматривает записей по переводу на иной КФО показателей по счетам учета расчетов. Согласно письму перенос показателей по счетам санкционирования расходов необходимо отразить с применением способа «Красное сторно», а показатели финансового результата деятельности, а также показатели по счетам учета НФА, – «комбинированным» способом, при котором ранее отраженные записи по указанным счетам отражаются способом «Красное сторно», но уже не в корреспонденции со счетами учета расчетов (счетом 302 00), а в корреспонденции со счетом 304 06. При этом обороты по увеличению кредиторской задолженности, в отличие от показателей принятых и денежных обязательств, будут отражаться в рамках КФО 2 и 4.
Во-вторых, на момент заключения соглашения кассовые расходы уже были отражены на «основном» лицевом счете учреждения. Как надо квалифицировать перечисление денежных средств с отдельного лицевого счета на «основной»? Будет ли такое перечисление рассматриваться в качестве «расходной» операции по КФО 5 и «доходной» по КФО 2 и 4, или же данные операции целесообразно рассматривать в качестве операций с источниками?
Специалисты Минфина России рассматривают данные операции в качестве расходных для КФО 5 и операций по восстановлению кассовых выплат – по КФО 2 и 4. Указанные операции также отражаются в учете «комбинированным» способом – с одновременным применением счета 304 06 и способа «Красное сторно». При этом, несмотря на перенесенные на иной источник финобеспечения деятельности кассовые выплаты, показатели по уменьшению кредиторской задолженности будут отражаться в рамках КФО 2 и 4.
Как все это правильно «положить» в отчетность?
При формировании годовой отчетности – 2020 показатели расчетов по возмещению целевых расходов, осуществленных до заключения соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, будут «распределяться» по отдельным формам годовой бухгалтерской отчетности следующим образом:
Возмещение кассовых расходов за счет целевой субсидии
Минфин России разъяснил, каким образом в учете бюджетного (автономного) учреждения, а также в отчете (ф. 0503737) отразить возмещение за счет целевой субсидии расходов, ранее произведенных за счет КФО 2, 4 в связи с коронавирусной инфекцией. В письме приведены корреспонденции счетов по возмещению целевых расходов на закупку материальных запасов для профилактики заболевания COVID-19, на оплату труда отдельных категорий работников в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2020 № 597.
Порядок отражения операций в учете и отчете (ф. 0503737) зависит от того, когда учреждение принимало обязательства (денежные обязательства) по целевым расходам за счет средств по КФО 2, 4 – до или после решения (заключения соглашения) о предоставлении целевой субсидии на возмещение кассовых расходов.
Обязательства приняты до решения о выделении целевой субсидии
Если учреждение принимало обязательства по КФО 2, 4 до того, как была выделена целевая субсидия, изначально операции отражались в общеустановленном порядке за счет соответствующего источника.
После заключения соглашения о предоставлении целевой субсидии и согласования учредителем возмещения целевых расходов, необходимо сделать корректирующие бухгалтерские записи по КФО 2, 4 методом «красное сторно» в части возмещаемых расходов. Сторнируются все операции (кроме кассовых расходов), в т.ч. принятие обязательств на счетах санкционирования. При этом поступление материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4 корректируется в корреспонденции со счетом 304 06, а не счетами 302 ХХ, 303 ХХ, как в первоначальных проводках:
Дебет КРБ Х 105 ХХ 34Х Кредит КРБ Х 304 06 732 – скорректировано методом «красное сторно» поступление материалов по КФО 2, 4;
Дебет КРБ Х 109 ХХ 2ХХ Кредит КРБ Х 105 ХХ 44Х, Х 304 06 732 – скорректированы методом «красное сторно» списание материалов, начисление заработной платы и страховых взносов по КФО 2, 4.
Одновременно делаются записи по КФО 5:
Дебет КРБ 5 105 ХХ 34Х Кредит КРБ 5 304 06 732 – приняты к учету материалы;
Дебет КРБ 5 401 20 272 Кредит КРБ 5 105 ХХ 44Х – списана на расходы стоимость материалов;
Дебет КРБ Х 401 20 2ХХ Кредит КРБ Х 304 06 732 – начислена заработная плата и страховые взносы.
Также по КФО 5 отражаются обязательства на счетах санкционирования в общеустановленном порядке.
Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на лицевой счет 20 (КФО 2, 4) на восстановление кассовых расходов отражается записями:
КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена субсидия с лицевого счета 21;
Дебет КИФ 4 201 11 510, уменьшение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) Кредит КРБ 4 304 06 732 – восстановлен кассовый расход на лицевом счете 20.
В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:
Обязательства приняты после принятия решения о выделении целевой субсидии
Если учреждение при наличии соглашения (решения) о предоставлении целевой субсидии оплачивало целевые расходы за счет КФО 2, 4 до момента поступления субсидии, фактические расходы, а также операции на счетах санкционирования должны сразу учитываться по КФО 5. Движение денежных средств между лицевым счетом 20 (КФО 2, 4) и лицевым счетом 21 (КФО 5) отражается как внутреннее заимствование:
Дебет КИФ (510) Х 304 06 832, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – перечислены средства, привлеченные по КФО 2, 4, на исполнение обязательства, принятого по КФО 5.
В отчете (ф. 0503737) операция отражается так:
Далее показывается некассовая операция по исполнению задолженности по обязательствам за счет привлеченных средств:
Дебет КРБ 5 302 ХХ 83Х Кредит КИФ (610) 5 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР, КОСГУ) – зачтена задолженность по КФО 5 за счет другого источника финансового обеспечения.
Поскольку зачет сделан без движения денежных средств, операция отражается в отчете (ф. 0503737) как некассовая в гр. 8 по стр. 831 (плюс) и стр. 200 (КВР ХХХ) (плюс).
После принятия решения о возмещении средств, привлеченных по КФО 2, 4, за счет целевой субсидии в учете отражается еще одна некассовая операция:
КИФ (610) 5 304 06 832, уменьшение забалансового счета (по соответствующим КВР, КОСГУ) Кредит КРБ 5 304 06 732 – отражен перевод внутреннего заимствования в категорию расходных операций.
В отчете (ф. 0503737) операция отражается как некассовая в гр. 8 по стр. 832 (минус), стр. 200 (КВР ХХХ) (минус).
Перечисление целевой субсидии с лицевого счета 21 (КФО 5) на возмещение кассовых расходов по КФО 2, 4 (лицевой счет 20) отражается записями:
Дебет КРБ 5 304 06 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (по соответствующим КВР и КОСГУ) – перечислена целевая субсидия на восстановление кассового расхода по КФО 2, 4;
Дебет КИФ Х 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (АнГр 510, КОСГУ 510) Кредит КИФ (610) Х 304 06 732, увеличение забалансового счета 18 (АнГр 610, КОСГУ 610) – поступили денежные средства на лицевой счет 20.
В отчете (ф. 0503737) эти операции по лицевым счетам отражаются так:
Обратите внимание на разницу отражения в отчете (ф. 0503737) операций в зависимости от их квалификации. В первом варианте операция сразу рассматривается как возмещение кассового расхода, поэтому заполняются разд. 2, 3 отчета (ф. 0503737). Во втором варианте операция сначала отражается как внутреннее заимствование между источниками финансового обеспечения. Поэтому в отчете (ф. 0503737) заполняется только разд. 3. Однако позднее, когда достигнуто соглашение о предоставлении целевой субсидии, операция по КФО 5 переквалифицируется в возмещение расходов. Соответственно, в отчете (ф. 0503737) по КФО 5 заполняются разд. 2, 3. Также во втором варианте присутствуют некассовые операции по зачету задолженности.
Корреспонденциями счетов, приведенными в письме Минфина России, можно руководствоваться в других случаях заимствований между источниками, не только в целях возмещения кассовых расходов на мероприятия, связанные с COVID-19.
Документы
Письмо Минфина России
от 29.01.2021 № 02-06-07/5651
Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника»
Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника» Отправить по электронной почте
Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника» Поделиться в социальных сетях
Дата публикации: 01.02.2021
Дата изменения: 01.02.2021
Прикрепленный файл: pdf, 1.4 МБ
Главные распорядители средств федерального бюджета
Финансовые органы субъектов Российской Федерации
Органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с возмещением произведенных бюджетными учреждениями расходов, направленных на предотвращение распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий) и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – целевые расходы), за счет субсидии, предоставленной на цели государственной поддержки государственных бюджетных учреждений при реализации ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий) и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – целевая субсидия), сообщает следующее.
В соответствии с изменениями внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1025 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803» субсидии, предоставленные в 2020 году федеральным государственным бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов по операциям, содержание которых соответствует целям предоставления субсидий, произведенных указанными учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности и субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
При этом санкционирование операции по возмещению целевых расходов за счет целевой субсидии осуществляется территориальным органом Федерального казначейства при условии соответствия сумм, кодов бюджетной классификации и кода субсидии, указанных в платежном документе, суммам, кодам бюджетной классификации и коду субсидии, указанным в представленном учреждением заявлении в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2017 № 226н «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Отражение бухгалтерских записей по уточнению (восстановлению, возмещению) целевых расходов, произведенных государственным бюджетным учреждением за счет приносящей доход деятельности или субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – целевые расходы по КФО 2 (КФО 4) до поступления целевой субсидии, зависит от условий осуществления указанных целевых расходов:
1) принятие обязательств (денежных обязательств) по целевым расходам осуществлялось учреждением за счет средств по КФО 2 (КФО 4) до принятия решения о предоставлении бюджетному учреждению целевой субсидии на указанные цели, с дальнейшим возмещением кассовых расходов (далее – возмещение целевых расходов);
В соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 №174н, операции по заимствованию (восстановлению) средств за счет иного источника финансового обеспечения отражаются в бухгалтерском учете с применением соответствующих счетов аналитического учета счета 030406000 «Расчеты с прочими кредиторами».
Отражение операций, связанных с возмещением кассовых расходов, осуществляется бухгалтерскими записями, приведенными в приложении к настоящему письму.
В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее – Отчет (ф. 0503737) указанные операции отражаются в соответствии с положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н, с отражением изменений расчетов по счетам ХХХХ 0000000000 610 5 304 06 732 (ХХХХ 0000000000 610 5 304 06 732 832) и забалансовому счету 18 (КФО 5, КВР ХХХ, КОСГУ ХХХ) в графе 8 «Исполнено плановых назначений некассовыми операциями» по соответствующим строкам 831 (в части кредитовых оборотов счета 5 304 06 732), 832 (в части дебетовых оборотов счета 5 304 06 832) раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения») и соответствующей строкам раздела 2 «Расходы учреждения» Отчета (ф.0503737) (по КВР, отраженному по забалансовому счету 18).
Отражение автономными учреждениями операций, связанных с возмещением целевых расходов, осуществляемых в соответствии с положениями части 3.7 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», осуществляется в вышеуказанном порядке с применением бухгалтерских записей, приведенных в приложении к настоящему письму.
Приведенные в приложении к настоящему письму бухгалтерские записи применяются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в случае, когда условиями предоставления целевых субсидий предусмотрено возмещение кассовых расходов.
Приложение: по тексту на 16 листах, в 1 экз.
Исп.: Фетисова Т.А. Тел.: (495) 983-38-88*0278
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.01.2021 № 02-06-07/5651
Бухгалтерские записи по возмещению целевых расходов
Расходы, направленные на борьбу с коронавирусом: источники покрытия и учет
Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В связи с появлением в 2020 году коронавируса многим учреждениям образования приходится тратить на борьбу с ним собственные средства (средства, полученные от приносящей доход деятельности). Причем для того, чтобы направить средства на указанные цели, учреждения вынуждены сокращать объем ранее запланированных расходов. Возникает закономерный вопрос: за счет каких источников учреждения могут возместить произведенные расходы на борьбу с COVID-19? Как операции по возмещению отразить в бухгалтерском учете?
Возмещение расходов за счет целевой субсидии
Правила финансового обеспечения
В 2020 году одной из приоритетных целей предоставления бюджетным (автономным) учреждениям образования субсидий в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (далее – целевые субсидии) стала государственная поддержка учреждений при реализации ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий) и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она включена в порядки предоставления целевых субсидий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным:
Минобрнауки (п. 2.60 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 14.01.2020 № 95);
Минпросвещения (п. 15 Порядка, утвержденного Приказом Минпросвещения РФ от 30.11.2018 № 266).
Условия предоставления таких субсидий прописываются в соглашении, заключаемом учреждением с учредителем.
В том случае, если до получения целевой субсидии расходы на борьбу с коронавирусной инфекцией уже были произведены учреждением за счет собственных средств, указанная целевая субсидия может служить в качестве возмещения таких расходов. Это стало возможным благодаря изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2020 № 1025 в Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (изменения действуют с 23.07.2020).
Согласно этим изменениям целевые субсидии, предоставленные в 2020 году федеральным государственным бюджетным учреждениям в целях реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов по операциям, содержание которых соответствует целям предоставления субсидий. Причем возмещению подлежат расходы, ранее произведенные указанными учреждениями за счет:
средств от приносящей доход деятельности;
субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее – субсидия на госзадание).
Бухгалтерский учет
Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по возмещению расходов на борьбу с коронавирусом за счет целевой субсидии, предоставленной из бюджета.
Бюджетное образовательное учреждение в рамках соблюдения мер по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников закупило у коммерческой организации маски и перчатки на общую сумму 10 000 руб. На эти цели были израсходованы средства, полученные от приносящей доход деятельности.
Впоследствии учреждение подало заявку на получение целевой субсидии для погашения ранее произведенных расходов на борьбу с коронавирусом. Субсидия поступила на отдельный лицевой счет учреждения. Благодаря этому были восстановлены кассовые расходы учреждения, произведенные им за счет собственных средств.
Согласно Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения восстановление кассовых расходов отразится следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Приобретены маски и перчатки
Оплачены за счет собственных средств расходы на приобретение масок и перчаток
2 201 11 610
Забалансовый счет 18
(КВР 244 / подстатья 346 КОСГУ)
Подписано соглашение о предоставлении целевой субсидии
Поступила на лицевой счет целевая субсидия
5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(статья 150 АнПДБ)
Восстановлены за счет целевой субсидии кассовые расходы, произведенные за счет собственных средств учреждения
5 201 11 610
Забалансовый счет 18
(статья 610 КОСГУ)
2 201 11 510
Забалансовый счет 17
(статья 510 КОСГУ)
Признаны доходы текущего года в объеме фактических целевых расходов (на основании извещений, отчетов по субсидиям)
Возмещение расходов за счет средств ФСС
Правила финансового обеспечения
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 23.06.2020 № 365н на 2020 год расширен перечень предупредительных мер путем включения следующих мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
1) приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа – респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
2) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками;
3) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
4) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;
5) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Напомним, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год. Страхователь (то есть работодатель) осуществляет финансовое обеспечение предупредительных мер за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н).
Страхователь вправе направить на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату больничных в связи с несчастными случаями на производстве или профзаболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно (п. 2 Правил № 580н, Письмо ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094).
Согласно Приказу Минтруда РФ № 365н в 2020 году подать заявление на финансовое обеспечение предупредительных мер в территориальный орган ФСС страхователь может до 1 октября (а не до 1 августа).
Обратите внимание: изменения, внесенные Приказом Минтруда РФ № 365н в Правила № 580н, вступили в силу 04.08.2020 и действуют до 31.12.2020.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие необходимость финансового обеспечения конкретных мероприятий. Подробный перечень таких документов приведен в п. 4.1 Правил № 580н (в редакции Приказа Минтруда РФ № 365н).
При обосновании финансового обеспечения мероприятий также стоит учитывать следующее (Письмо ФСС РФ от 05.08.2020 № 02-09-11/12-05-19094):
реализация мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за счет сумм страховых взносов применяется для всех работников независимо от условий труда на их рабочих местах;
средства профилактики и защиты от коронавирусной инфекции могут быть и не российского производства;
перечень мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников должен быть разработан с учетом рекомендаций Роспотребнадзора;
при приобретении средств индивидуальной защиты страхователь представляет перечень приобретаемых средств с указанием их количества, стоимости и количества работников, обеспеченных указанными средствами в соответствии с нормами выдачи, рекомендованными Роспотребнадзором;
лабораторное исследование (тестирование) на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) может проводиться только в лабораториях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности (патогенности) (Письмо Роспотребнадзора от 06.03.2020 № 02/3739-2020-32).
Обратите внимание: для страхователей – участников пилотного проекта особенности возмещения расходов на предупредительные меры установлены в Положении об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 – 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294. Согласно п. 3 данного положения оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели.
Бухгалтерский учет
Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на борьбу с коронавирусом и их возмещения за счет средств ФСС будет зависеть от того, является ли страхователь участником пилотного проекта.
Неучастники вправе зачесть сумму расходов в счет уплаты страховых взносов на случай травматизма. Расходы таких учреждений на реализацию предупредительных мер, осуществляемые посредством закупок товаров, работ и услуг, подлежат отражению по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в увязке с соответствующими подстатьями статей 220 «Оплата работ, услуг», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (п. 48.1 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н, Письмо Минфина РФ от 21.11.2018 № 02-05-10/83886).
Сумма возмещения рассматриваемых расходов, полученная от ФСС, является компенсацией затрат учреждения. Такая компенсация в бухгалтерском учете отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов бюджетов (АнПДБ) и по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н).
К сведению: с учетом планируемых изменений Порядка № 209н для отражения такой компенсации будет предусмотрена обособленная подстатья 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации» КОСГУ.
При подготовке к новому учебному году институт (бюджетное учреждение) закупил за счет собственных средств одноразовые маски и перчатки на общую сумму 7 000 руб. Закупка произведена в августе 2020 года у коммерческой организации. Сумма начисленных страховых взносов на случай травматизма за август составила 13 000 руб.
В 2020 году объем средств, которые институт вправе направить на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет сумм страховых взносов на случай травматизма, составляет 20 000 руб.
В соответствии с Инструкцией № 174н и с учетом, разъяснений, приведенных в письмах Минфина РФ от 16.02.2017 № 02-07-07/8786, от 29.12.2016 № 02-07-10/79030, от 23.12.2016 № 02-07-10/77807, в бухгалтерском учете учреждения операции отразятся следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены страховые взносы на случай травматизма