возмещение расходов на спецодежду за счет взносов в фсс
Как компании оформить в ФСС компенсацию на СИЗ
Ежегодно работодатели (страхователи) могут направлять на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний до 20% страховых взносов на их обязательное социальное страхование. Право на финансовое обеспечение за счет страховых взносов предупредительных мероприятий по охране труда имеют все страхователи независимо от формы собственности, вида деятельности и численности, если они в предыдущем году осуществляли хозяйственную деятельность. Оплата предупредительных мер осуществляется страхователями за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС России.
В Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников приказом Минтруда России от 29.04.2016 г. № 201н., были внесены изменения. Объем средств, направляемых ФСС России на мероприятия по охране труда может быть увеличен до 30% сумм страховых взносов, если страхователь направит дополнительно выделенный объем средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ныне действующим пенсионным законодательством.
Основания и условия выделения финансовых средств работодателям на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников установлены приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
Последовательность процедур по принятию ФСС России решений о финансовом обеспечении предупредительных мер установлена приказом Минтруда России от 02.09.2014 № 598н » Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовому обеспечению за счёт сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на обязательные мероприятия по охране труда, в том числе на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Обращаем внимание работодателей
С 5 октября 2018 года финансовому обеспечению подлежат расходы страхователя на приобретение работникам СИЗ, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза (Приказ Минтруда России от 31.08.2018 N 570н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н»).
Пошаговые рекомендации по оформлению компенсации:
а) План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем году (форма плана — в приложении к приказу Минтруда России от 02.09.2014 № 598н);
б) копию Перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копию (выписку) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников (форма Перечня — в приложении № 3 приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н);
в) Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
ПЕРЕЧЕНЬ
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ), приобретаемых в 201_г. (указать наименование страхователя) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
Как получить возмещение из ФСС. Пошаговый алгоритм
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
В 2021 году серьезно изменился порядок финансирования затрат на предупредительные меры. В статье расскажем, как работодателю применить нововведения в финансировании затрат
Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.
Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.
Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер
Финансирование мер по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний происходит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплаченных в текущем финансовом году. Поэтому за мероприятия, проведенные в 2020 году, получить возмещение в 2021 году невозможно.
За разрешением на финансирование предупредительных мер нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя: оно указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. ФСС может отказать в следующих ситуациях:
В 2021 году специалисты по охране труда должны подать заявление и пакет документов по планируемым затратам в срок до 1 августа (прил. № 1 к Приказу ФСС от 07.05.2019 № 237), до 15 декабря подать еще одно заявление — о возмещении уже проведенных расходов (прил. № 14 к Приказу ФСС от 04.02.2021 № 26). Но никто не запрещает представить документы уже сейчас, если вы получили подтверждение произведенных затрат.
Представить документы можно лично — в территориальный орган ФСС России, в МФЦ, а также отправить Почтой России или через интернет. Электронное заявление подают через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.
Не каждое мероприятие подлежит возмещению за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.
Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России
Не подлежат возмещению расходы на покупку:
Что можно компенсировать за счет средств ФСС России
Фонд может возместить работодателю расходы на следующие мероприятия:
Какую сумму возместит ФСС России
Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год.
Из этой суммы бухгалтерия вычитает расходы предшествующего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Затем нужно выделить 20% из этой суммы. Именно на это и можно рассчитывать. Если же вы организовывали санаторно-курортное лечение предпенсионеров, то объем финансирования можно увеличить и до 30%. На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.
Если работодатель за два предшествующих календарных года не выделял деньги на предупредительные меры, то объем финансирования в текущем году рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных предыдущих календарных года. Затраты в текущем финансовом году не должны быть больше суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.
С 1 января 2021 года отменена система взаимозачета. Напомним, до этого работодатель был вправе не перечислять часть взносов на обязательное социальное страхование, если предоставил в ФСС заявление и документы, подтверждающие расходы. Например, если до 1 августа было подано заявление на сумму, равную взносам за октябрь, можно было не платить взносы за этот месяц. Теперь ФСС возмещает затраты на охрану труда путем прямого перечисления на расчетный счет организации. А взносы уплачиваются в полном объеме.
Как составить план финансового обеспечения
Получив сводку об объеме средств для возмещения, составьте план финансового обеспечения. Форма Плана приведена в приложении к Приказу Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, а также размещена на сайте территориальных органов ФСС России в разделе «Предупредительные меры». Образец вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
План финансового обеспечения предупредительных мер не всегда согласует руководитель филиала, в который вы подаете заявление. Например, для Москвы руководители филиалов не ставят визу согласования, ее ставит только руководитель регионального отделения ФСС РФ. Поставите визу руководителя «своего» филиала, план не примут. Уточните этот момент заранее по телефону в территориальном органе ФСС России.Рекомендуем также составить документы для подачи в территориальные органы ФСС РФ, но не сразу подписывать их у руководителя организации и главбуха, а сначала показать сотрудникам территориального органа ФСС РФ для проверки. Специалист фонда внесет замечания и дополнения, и вы сможете подать руководству уже отредактированный документ на подпись.
В плане укажите количество единиц. Для спецоценки условий труда единица — это рабочее место, для медосмотра — человек, для средств индивидуальной защиты — пара, комплект, штука.
(200 мл пасты + 100 мл крема) х 11 = 3300 на год.
В Приказе Минтруда России от 10.12.2012 № 580н есть пункт «Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда». Он включает в себя и спецоценку условий труда, и приобретение СИЗ, но только для тех организаций, у кого сотрудники работают исключительно во вредных условиях.
Пользоваться этим пунктом не получится, если выдаете СИЗ и тем, кто трудится в допустимых условиях, хоть и с производственными загрязнениями или низкими температурами. Применяйте пункт «г» Правил, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.
На сайте регионального отделения ФСС России опубликованы два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условий труда, заполните перечень по нормам, а не по результатам СОУТ.
Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России
Бланк заявления можно найти на сайте территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Сейчас применяется форма, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую не примут.
Составить заявление несложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть на бланке. Это важно.
Подать заявление с приложениями можно несколькими способами:
Скачать образец заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний вы можете в конце статьи. Мы включили его в шпаргалку.
В конце статьи есть шпаргалка
Как подать документы на личном приеме
Для успешной подачи заявления представьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:
Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России
В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Это, прежде всего, копии официальных документов.
Общий перечень приложений к заявлению на выплату вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Один из важных документов — доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. Запросите ее у юриста организации. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы, но и забирать решение, заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм.
Образец доверенности вы можете скачать в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Когда оформите доверенность, сможете заверять копии документов печатью организации — без гербовой печати документы не примут. Напишите «Копия верна», укажите должность, подпись, расшифровку подписи, а также дату заверения документов. Заверяется копия каждого документа. Документы могут быть многостраничными, в этом случае заверяйте копию документа, а не копию каждого листа.
Как отчитаться в ФСС России о произведенных расходах
До 2021 года страхователи подавали в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов. Теперь изменился принцип финансирования. Поэтому чтобы получить выплату на расчетный счет, нужно до 15 декабря 2021 года подать в ФСС заявление на оплату уже произведенных подтвержденных расходов, которые были одобрены после поданного вами в срок до 1 августа заявления.
Следовательно, если суммы страховых взносов не были потрачены, то отчет об использовании сумм страховых взносов в 2021 году подавать не требуется. Все же рекомендуем узнать в своем территориальном отделении ФСС, не установлен ли каким-либо внутренним регламентом иной порядок сдачи отчета о потраченных средствах.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Доверенность для заявления на возмещение ФСС 684.9 КБ
Заявление на возмещение из ФСС 661.5 КБ
Перечень приложений к заявлению на возмещение 660 КБ
План финансового обеспечения на мероприятия по ОТ 647.4 КБ
Возмещение расходов на охрану труда за счет средств ФСС в 2021 году: пошаговый алгоритм
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Не секрет, что возмещение средств из ФСС является неприятным мероприятием для специалистов по охране труда. Многие коллеги говорят, что сдать документы очень трудно и невозможно понять, что требуют специалисты ФСС. В статье мы расскажем, как правильно подать документы на финансирование, для того чтобы вы получили возмещение затрат на предупредительные меры по охране труда без отказа, без потери времени и сил. Мы приготовили для вас образец доверенности на подачу документов в ФСС.
Скачайте документы:
Как возместить расходы на охрану труда в 2021 году: что изменилось и что учесть
В 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из фонда социального страхования (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375).
Таким образом, обеспечение расходов на предупредительные меры в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производиться не будет. Сумма возмещения должна быть согласована с территориальным органом ФСС.
Следовательно, необходимо вначале запланировать расходы, понести фактические затраты и уже затем подать заявление на возмещение в ФСС.
Пример из практики:
30 июля вы подали в ФСС заявление с планом затрат (по форме в приложении № 1 к приказу ФСС от 07.05.2019 № 237. 3 августа в ФСС вам выдали на руки приказ-разрешение на запрошенную сумму затрат. В сентябре вы закончили СОУТ, медосмотр, купили СИЗ и подали заявление (по форме в приложении 14 к приказу ФСС от 04.02.2021 № 26) на возмещение этих затрат, не стали ждать до 15 декабря.
Возмещение расходов на ОТ за счет средств ФСС: пошаговый алгоритм
Шаг 1. Узнайте, имеет ли ваша организация право получить возмещение
Если в вашей организации есть недоимки по уплате взносов в ФСС, вам откажут в возмещении средств на охрану труда. Поэтому не готовьте документы зря, не узнав, имеете ли вы право получить средства на предупредительные меры. Это отнимет время и силы.
Шаг 2. Узнайте объем возмещаемых средств, чтобы не допустить превышения
Если вы подадите заявление на сумму, большую, чем вы можете потратить, организацию оштрафуют. Штраф огромный, и может составить сумму планируемого возмещения. Это следует из статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Используйте лайфхак: запросите в бухгалтерии официальную справку о размере суммы для возмещения, подписанную главным бухгалтером. Храните эту справку у себя. Она пригодится для того, чтобы защитить вас, если в итоге сумма окажется другой, и организацию соберутся оштрафовать. И даже в этом случае подавайте на возмещение сумму, меньшую по сравнению с справкой из бухгалтерии.
Пример из практики:
Специалист по охране труда запросил в бухгалтерии сумму для возмещения. Ему назвали цифру по телефону. Во время выездной проверки оказалось, что сумма для возмещения меньше, чем было указано. Специалисту пришлось объяснять, что информацию ему передали в бухгалтерии, но документально он этого подтвердить не мог. Организация оплатила штраф, а руководитель сделал устное замечание, потому что поверил специалисту по охране труда. Но не все руководители такие, поэтому не поддавайтесь на провокации – запрашивайте цифры официально.
Не все организации подают заявление на возмещение. Поэтому ваш главбух может не знать, что от него требуется. Для того, чтобы узнать, на какую сумму можно получить возмещение из ФСС, необходимо уточнить в бухгалтерии размер уплаченных взносов на обязательное соцстрахование от НС и профзаболеваний за прошлый год.
Затем необходимо вычесть из получившейся суммы расходы на выплату больничных пострадавшим от НС или профзаболеваний, а также на оплату отпуска и проезда пострадавшего от НС или профзаболевания к месту санаторно-курортной реабилитации. После этого, из суммы всех уплаченных без недоимок взносов на обязательное страхование от травматизма нужно выделить 20%.
Организация имеет право получить и 30% взносов, если в компании были затраты по санаторно-курортному обеспечению лиц предпенсионного возраста. Поэтому, при запросе справки уточните, не производились ли такие выплаты.
Шаг 3. Составьте план финансового обеспечения
Используйте для составления плана финансового обеспечения план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который вы составляли в начале года.
Шаг 4. Составьте заявление на возмещение и соберите все копии прилагаемых к нему документов
Приказом фонда социального страхования от 07.05.2019 № 237 утверждена новая форма заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер. По старой форме заявление не примут. Поэтому всегда проверяйте, чтобы и план финансового обеспечения, и заявление было актуальным на дату подачи документов в ФСС.
Шаг 5. Определите, в какое территориальное отделение фонда нужно отнести заявление с приложениями
➤ Подать заявление лично
Позвоните в это отделение и узнайте часы приема. Несмотря на то, что ФСС обязан размещать на своем сайте график приема заявлений, не помешает узнать, приемный ли день именно сегодня, и в какие часы.
➤ Подать заявление по почте
Кроме личного приема, подать документы на возмещение можно почтой. Это самый неудобный путь подачи документов, и связан он не с утратой писем (которые, конечно же, невозможны), а с потерей времени, и он подходит только для тех организаций, которые находятся далеко от территориальных отделений ФСС.
➤ Подать заявление в электронной форме
Также заявление можно подать через единый портал государственных услуг, в электронной форме, и через МФЦ. Эти пути подачи, несмотря на свою сравнительную быстроту, также таят в себе неудобства. Если вы где – то ошиблись, не донесли или вложили какой-то документ, вам «завернут» всю отправку. Если же вы подадите документы вживую, через личный прием, специалист ФСС подскажет вам, что нужно принести дополнительно.
Шаг 6. Соберите пакет документов на возмещение
Для получения возмещения вы должны подать следующий пакет документов:
Шаг 7. Узнайте в ФСС, когда будет готов приказ на возмещение
Когда приказ будет готов, вы должны будете его получить. Поэтому доверенность должна быть составлена таким образом, чтобы в ней было прямо указано, что вы имеете право не только подавать документы, но и получать приказы в ФСС. Образец доверенности.
Шаг 8. Зарегистрируйте приказ
Приказ о возмещении средств нужно зарегистрировать у секретаря, после чего отдать оригинал главному бухгалтеру, копию с подписью главбуха оставить у себя. Подшейте в документы по возмещению.
4 причины, по которым ФСС откажет возмещать средства на охрану труда
Причина 1. Долги компании
В возмещении будет отказано, если у вашего работодателя есть долг по уплате страховых взносов, не оплачены пени и штрафы, независимо от суммы, даже если они составляют копейки. Поэтому смотрите пункт 1 нашего алгоритма.
Причина 2. Недостоверная информация
ФСС откажет в выплате, если подаваемые документы будут содержать недостоверную информацию. Не пытайтесь обмануть специалистов – выйдет дороже. Например, некоторые специалисты по охране труда при составлении перечня средств индивидуальной защиты «приписывают» лишнее число человек. Такое происходит, если не все СИЗ отечественного производства, например. При проверке ФСС вправе запросить штатное расписание, и при выявлении недостоверной информации организацию оштрафуют, а вас привлекут к уголовной ответственности за служебный подлог по 292 статье УК РФ.
Причина 3. Средства ФСС уж распределены
Также вы можете получить приказ об отказе в возмещении, если средства, предусмотренные бюджетом фонда социального страхования, уже распределены. Это происходит с теми, кто всегда пытается запрыгнуть в последний вагон. Поэтому не ждите 15 декабря 2021 года, и начните подавать документы заранее. Тогда денег точно хватит.
Причина 4. Неполный комплект документов
Самая основная причина отказов – неполный комплект документов. Такой отказ практически невозможен, если вы подали документы на личном приеме. Поэтому мы и рекомендуем в шаге 5 воспользоваться именно этим способом. Подача документов на ЕПГУ и через МФЦ, а также почтой подходят уже опытным работникам, которые неоднократно подавали документы.
Учтите, если вы еще не имеете опыт подачи заявлений в ФСС, отнесите в ФСС проекты документов, еще не подписанные вашим руководством. Специалисты ФСС не кусаются, они рады тем, кто приносит заявления на возмещение не в последний день, а заранее, и подскажут вам, что не так. Это избавит вас от необходимости по нескольку раз подписывать документы у руководителя и главбуха. Ведь нам не нужна репутация двоечников, не так ли?
Как возместить расходы на охрану труда из ФСС
Как возместить расходы на охрану труда из ФСС
Чтобы успеть до 1 августа сдать в ФСС документы на возврат средств по охране труда, используйте пошаговый алгоритм. В нём разъяснения, которые помогут найти общий язык с чиновниками и заполненные образцы документов, согласованные со специалистами ФСС.
Чтобы возместить средства, которые уплачены в ФСС:
Узнайте в бухгалтерии сумму взносов, которые можно возместить
Заранее уточните в бухгалтерии, какую сумму страховых взносов за прошлый год можно вернуть от ФСС. Это не реальные деньги, а разрешение потратить часть страховых взносов за текущий год на мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний. Если заранее знать сумму – это поможет спланировать мероприятия, которые можно заявить на возмещение.
В общем случае можно вернуть до 20 процентов от суммы страховых взносов. Сумму возврата можно увеличить до 30 процентов, если дополнительные средства сверх 20 процентов направить на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н (далее – Правила)).
Чтобы рассчитать максимальную сумму, которую можно возместить от ФСС, используйте формулу:
Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные организацией за предыдущий год
Расходы на выплату обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний, произведенные организацией в предыдущем году
Такое условие установлено в абзаце 3 пункта 2 Правил.
ПРИМЕР
Расчет суммы взносов, которые можно возместить из ФСС, в организации, где работают 65 сотрудников
В организации работает 65 офисных сотрудников со средней зарплатой 40 000 руб. в месяц (фонд оплаты труда – 2 600 000 руб.). Страховой тариф, по которому уплачивают взносы в ФСС за 2018 год, – 2,9%. Взносы в ФСС за 1 месяц:
2 600 000 руб. × 2,9% = 75 400 руб.
Взносы в ФСС за год:
75 400 руб. × 12 мес. = 904 800 руб.
Компенсация по предшествующему году:
904 800 руб. × 20% = 180 960 руб.
Итого 180 960 руб. – это та сумма, которую можно вернуть от ФСС и потратить на мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
Для организаций с численностью до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет вообще не финансировали профилактику травматизма, нужно дополнительно соблюдать два условия:
Такие правила установлены в абзацах 4–6 пункта 2 Правил.
Подберите мероприятия для максимального возмещения взносов и откорректируйте план мероприятий
С учетом сумм, которые планируете возместить за счет ФСС, определите мероприятия, расходы на которые можно возместить. При расчете возмещаемых сумм выгоднее подобрать мероприятия, которые позволят получить максимальную сумму возмещения.
После этого, если необходимо, внесите коррективы в существующий план мероприятий. Чтобы откорректировать план, его должен переутвердить руководитель предприятия.
ПРИМЕР
Выбор мероприятий для возмещения затрат от ФСС
Сумма взносов, подлежащих возмещению через ФСС, – 800 тыс. руб.
За отчетный год предприятие:
Вы можете в план финансового обеспечения включить любые затраты по своему усмотрению, но в зачет пойдет сумма, не превышающая сумму взносов, то есть 800 тыс. руб.
В отделение ФСС вы представляете:
В зачет пойдет сумма 750 тыс. руб., то есть сумма, на которую вы фактически представили документы.
Мероприятия, за которые можно вернуть затраты, перечислены в пункте 3 Правил:
- спецоценка условий труда; приведение уровней воздействия вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с требованиями охраны труда, например, снижение электромагнитного излучения, запыленности, загазованности и т. п.; обучение по охране труда работников, которых нужно направить на обучение по охране труда в учебный центр; приобретение работникам СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств, алкотестеров или алкометров, тахографов, аптечек первой помощи, оборудования для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ, а также для обучения, в том числе для дистанционного; санаторно-курортное лечение работников, которые работают с вредными или опасными факторами, а также предпенсионеров; периодические медосмотры; лечебно-профилактическое питание.
СИТУАЦИЯ
За покупку каких СИЗ можно получить возмещение за счет ФСС
За счет ФСС можно возместить расходы на СИЗ, которые работникам нужно выдать по Типовым нормам бесплатной выдачи СИЗ либо по результатам спецоценки условий труда. При этом СИЗ, которые закупил работодатель, должны быть произведены на территории России или других государств – членов Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (подп. «г» п. 3 Правил).
ФСС возместит расходы на СИЗ в пределах 20 процентов страховых взносов, которые предприятие уплатило в предшествующем году.
Чтобы подтвердить расходы на покупку СИЗ, к заявлению в ФСС нужно приложить:
1. Перечень приобретаемых СИЗ.
В перечне нужно указать:
2. Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов спецоценки.
В перечне нужно указать:
3. Копии сертификатов или деклараций соответствия СИЗ техрегламенту ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
На какие СИЗ нужна декларация о соответствии, а на какие – сертификат соответствия, читайте в рекомендации.
4. Документы, которые подтверждают, что СИЗ произвели на территории России или других государств – членов ЕЭС.
Чтобы подтвердить факт производства СИЗ на территории России, нужно представить копию заключения о подтверждении производства промпродукции на территории РФ, которое выдает Министерство промышленности и торговли.
Чтобы подтвердить факт производства СИЗ на территории других государств – членов ЕЭС, достаточно копии декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара.
Документы, которые нужно приложить к заявлению для возмещения расходов на СИЗ, перечислены в подпункте «г» пункта 4 Правил.
СИТУАЦИЯ
Можно ли возместить расходы на обязательные медосмотры работников за счет ФСС
Да, можно, но только на обязательные периодические медосмотры работников, которые заняты на работах с вредными или опасными производственными факторами. Это указано в подпункте «е» пункта 3 Правил.
Для возмещения расходов на периодические медосмотры к заявлению в ФСС нужно приложить копии:
Документы, которые нужно приложить для возмещения расходов на периодические медосмотры, перечислены в подпункте «е» пункта 4 Правил.
СИТУАЦИЯ
Можно ли возместить в ФСС расходы на медосмотр сотрудников, которые работают за компьютером
ФСС возмещает расходы на проведение обязательных периодических медосмотров работников, которые заняты на работах с вредными и опасными производственными факторами. Это указано в Правилах финансирования, которые утверждены приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.
Однако стоит учитывать, что направлять сотрудников, которые работают на компьютере, можно только если фактические значения электромагнитного поля широкополосного спектра частот на их рабочих местах превышают предельно допустимые уровни у оборудования, которое работает в диапазоне 0,005–2 кГц и 2–400 кГЦ (п. 3.2.2.4 приложения 1 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н). Таким образом, работодатель вправе получить от ФСС возмещение расходов на проведение медосмотров по этому фактору.
СИТУАЦИЯ
Можно ли получить возмещение расходов из ФСС на мероприятия по коронавирусу
Расходы на коронавирус, например, приобретение масок, перчаток, термометров, кондиционеров не указаны в списке расходов, которые можно возместить за счет ФСС (п. 3 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н). Перечень расходов на которые можно оформить возврат:
ВНИМАНИЕ
Минтруд опубликовал проект, по которому, возможно, разрешат возмещать за счет ФСС средства для борьбы с коронавирусом.
Минтруд планирует разрешить возмещать за счет ФСС:
СИТУАЦИЯ
Можно ли возместить расходы за счет ФСС на санаторно-курортное лечение работников
Да, можно, если они работают с вредными или опасными факторами либо являются предпенсионерами (пп. «д», п. 3, пп. «н», п. 3 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Документы, которые нужно предоставить в ФСС для обоснования:
Для возмещения затрат на санаторно-курортное лечение предпенсионеров дополнительно нужно представить:
Свяжитесь со специалистом ФСС, к которому прикреплено предприятие по зоне обслуживания
Выясните в бухгалтерии организации, к какому отделению ФСС отнесено предприятие, и позвоните, чтобы узнать, к кому из специалистов прикреплено предприятие. Перечень территориальных органов ФСС в субъектах РФ с адресами и телефонами можно найти в приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минтруда от 02.09.2014 № 598н (далее – Административный регламент). График работы территориальных органов ФСС приведен в приложении № 2 к Административному регламенту.
Сообщите специалисту ФСС, что собираетесь написать заявление о возмещении страховых взносов. Узнайте у специалиста сумму взносов по данным ФСС, которая подлежит возмещению.
Специалист отделения ФСС окажет содействие, так как количество принятых заявлений – один из показателей его работы.
Как правило, специалист ФСС:
- помогает выбрать позицию или позиции, по которым ФСС возместит взносы; проконсультирует о документах по выбранной позиции, которые нужно приложить к заявлению; направит действующие формы документов – заявление, план финансового обеспечения и т. п.; проверит, правильно ли составлены документы, по электронной почте – это избавит вас от дополнительных поездок в отделение ФСС без предварительного согласования документов.
Составьте план финансового обеспечения
Перед тем как составить пакет документ в ФСС, оформите план финансового обеспечения. Включите в план затраты на охрану труда предприятия в отчетном году. Можно включить в план финансового обеспечения затраты, которые предприятие только планирует. Например, планируемую спецоценку условий труда можно включить в план и представлять поэтапные отчеты о ее проведении в отделение ФСС. Для этого необходимо, чтобы предприятие заключило договор с организацией, которая проводит спецоценку, до подачи заявления в ФСС.
Если предприятие включило в план будущие расходы и не полностью их использовало, об этом сообщите в ФСС до 10 октября (п. 13 Правил).
План финансового обеспечения подпишите у главного бухгалтера и у генерального директора предприятия. Затем отнесите два экземпляра плана в отделение ФСС. После проверки плана на вашем экземпляре работники ФСС поставят отметку о принятии.
Получите у специалиста отделения ФСС заверенную выписку из приказа о финансовом обеспечении мер для вашего предприятия.
Направьте заявление и пакет необходимых документов в ФСС
Чтобы оформить возврат средств на охрану труда от ФСС, составьте заявление и приложите к нему пакет необходимых документов. Подать заявление нужно до 1 августа текущего календарного года в территориальный орган ФСС по месту регистрации предприятия. Не обращайтесь в крайний срок, лучше сделайте это за несколько месяцев. Если в документах найдут ошибки, то заявление вернут для устранения. В этом случае есть риск пропустить срок подачи.
Заявление заполните на бумажном носителе или в форме электронного документа. Форма заявления приведена в приложении № 3 к Административному регламенту.
ВНИМАНИЕ
перед визитом в отделение ФСС получите у руководителей предприятия доверенность на представление интересов предприятия в отделении ФСС.
Если заявление подаете в бумажной форме, то оформите два экземпляра. На вашем экземпляре специалист отделения ФСС сделает отметку в принятии заявления и назначит проведение камеральной проверки по наличию (отсутствию) пеней.
К заявлению приложите:
Чтобы обосновать финансовое обеспечение предупредительных мер, дополнительно приложите документы или их копии, которые подтвердят необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, по таблице (п. 4 Правил).
Спецоценка условий труда
Копия приказа о создании комиссии по спецоценке;
копия договора с организацией, которая будет проводить спецоценку, с указанием количества оцениваемых рабочих мест и стоимости спецоценки
Снижение уровня вредных факторов
Копия отчета о спецоценке, которая подтверждает, что на рабочих местах работников уровень вредных или опасных факторов превышает норму;
копия отчета о спецоценке, которую провели после мероприятия по снижению уровня вредных факторов и которая подтверждает, что класс или подкласс условий труда на рабочих местах был снижен;
копии документов о приобретении оборудования или о проведении работ для снижения воздействия вредных и опасных факторов;
если запланированы мероприятия, не требующие приобретения оборудования, – копия договора на проведение таких работ
Обучение по охране труда руководителей и работников малого бизнеса, руководителей госучреждений, специалистов и уполномоченных по охране труда, членов комиссий по охране труда
Копия приказа о направлении работников на обучение;
список работников, направляемых на обучение;
копия договора с обучающей организацией;
копия уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
копия программы обучения;
документы работников, подтверждающие, что они занимают должности, которые могут обучаться за счет ФСС.
Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий, должностей работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
перечень СИЗ, приобретаемых по результатам спецоценки;
копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)
копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении СИЗ
Санаторно-курортное лечение работников
Заключительный акт врачебной комиссии по итогам периодических медосмотров работников;
списки сотрудников, направляемых на лечение, с указанием рекомендаций;
копия лицензии санатория;
копии договоров на покупку путевок;
калькуляция стоимости путевок
Для возмещения затрат на санаторно-курортное лечение предпенсионеров дополнительно нужно представить:
копию справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у, если отсутствует заключительный акт;
списки работников, которых направляют на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций из справки по форме № 070у, если отсутствует заключительный акт;
копию документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
письменное согласие работника, которого направляют на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных
Проведение периодических медосмотров
Копия списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем календарном году;
копия договора с медучреждением;
копия лицензии медучреждения
Покупка лечебно-профилактического питания
Перечень работников, которым выдают питание, с указанием основания (пункт перечня), профессий работников и норм выдачи;
номер рациона питания;
график занятости работников, которые имеют право получать профилактическое питание;
копии документов о времени, фактически отработанном во вредных условиях;
копии постатейных смет расходов, запланированных на покупку профилактического питания;
копии договоров страхователя с организациями общественного питания, если питание выдавали не в структурных подразделениях страхователя;
копии документов, подтверждающих затраты на покупку питания
Покупка алкотестеров для предсменных и предрейсовых медосмотров
Копия локального нормативного акта о проведении предсменных или предрейсовых медосмотров;
копия лицензии на проведение медосмотров или договора с организацией, которая вправе проводить такие медосмотры (с приложением лицензии этой компании на право проведения медосмотров);
копии счетов на покупку алкотестеров и алкометров
Копии лицензий на право осуществлять перевозки и копии документов, подтверждающих соответствующий вид деятельности организации;
перечень транспортных средств (далее – ТС), которые нужно оснастить тахографами (с указанием их регистрационных номеров, даты выпуска, сведений о прохождении техосмотра), копии паспортов ТС;
копия свидетельства о регистрации ТС в ГИБДД;
копии счетов на покупку приборов
Покупка аптечек первой помощи
Перечень приобретаемых медикаментов с указанием их количества, цены и санитарных постов, которые будут оснащены аптечками
СИТУАЦИЯ
Нужно ли при возврате средств из ФСС за спецоценку прикладывать пояснительную записку, почему в организации проводят СОУТ? ФСС требует представить такую записку
Законодательство не требует оформлять и предоставлять в ФСС пояснительную записку с обоснованием причин СОУТ. В ФСС нужно предоставить только комплект документов, которые перечислены в подпункте «а» пункта 4 приказа Минтруда от 10.12.2012 № 580н. Поэтому у ФСС нет правовых оснований требовать оформить и предоставить пояснительную записку. При этом работодатель по своему усмотрению может оформить подобную записку в произвольной форме, например, «Специальная оценка условий труда в ООО «Альфа» проводилась в январе 2018 года во исполнение требований статьи 212 ТК и статей 2, 3, 4 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»».
Узнайте, принял ли ФСС заявление
Чтобы узнать, принял ли ФСС заявление, зайдите на официальный сайт территориального органа ФСС. На сайте в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления появится информация о поступившем заявлении и о ходе его рассмотрения.
ФСС примет решение возмещать или не возмещать взносы предприятию в срок, который зависит от суммы взносов.
Таблица. Срок принятия решения ФСС о возмещении взносов на травматизм
Сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год
Кто принимает решение
До 10 млн руб. включительно
Территориальный орган ФСС
В течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов
Территориальный орган ФСС после согласования с ФСС России
В течение 3 дней после получения документов территориальный орган направляет их на согласование в ФСС России. ФСС России согласовывает представленные документы в течение 15 дней с момента получения
Свое решение ФСС оформит приказом и направит его в течение трех рабочих дней на предприятие. Если ФСС откажет в финансировании, то он укажет причины отказа.
ФСС может отказать в возмещении взносов по одной из четырех причин:
- у предприятия есть задолженность по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. Риск отказа есть, даже если долг составляет несколько рублей; документы содержат недостоверную информацию; средства на возмещение взносов предприятиям, которые предусмотрены бюджетом ФСС, полностью распределены; предприятие представило неполный комплект документов.
По другим причинам ФСС отказать не вправе. Об этом сказано в пунктах 8-10 Правил, утвержденных приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.
СИТУАЦИЯ
Можно ли восстановить срок подачи заявления в ФСС по возмещению расходов на охрану труда
В правилах, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н, подача заявления после 1 августа не предусмотрена.
В пункте 10 правил указано, что при отказе ФСС в приеме заявления по каким-либо основаниям, страхователь может повторно обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС, но не позднее 1 августа.
Ежеквартально отчитывайтесь в ФСС
Об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно ежеквартально отчитываться. Отчеты составляйте по рекомендуемой форме из приложения 1 к письму ФСС от 20.02.2017 № 02-09-11/16-05-3685. Отчетные документы сдавайте специалисту отделения ФСС по реестру.
Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, их не засчитывают в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил, утв. приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н).