возмещение с фсс на какой счет отнести
Возмещение с фсс на какой счет отнести
Дата публикации 15.10.2021
Бюджетное учреждение ошибочно отправило в ФСС РФ электронный листок нетрудоспособности по сотруднику. В результате ФСС РФ излишне выплатил сотруднику пособие по временной нетрудоспособности. Фонд направил в адрес учреждения требование о возмещении расходов, излишне понесенных страховщиком. Сотрудник добровольно внес денежные средства в кассу учреждения. Какими проводками отразить расчеты с ФСС РФ по возмещению расходов? Какие применить КФО, КВР и КОСГУ при внесении сотрудником денежных средств в кассу, сдаче наличных денег на лицевой счет учреждения, перечислении денежных средств в ФСС РФ в возмещение расходов?
С 2021 года на всей территории РФ действует механизм прямых выплат, предусматривающий выплату пособий напрямую из ФСС РФ, а не через работодателя. Следовательно, суммы пособия сотруднику не являются расходом учреждения, корректировать расчеты по задолженности перед ФСС РФ путем исправления ошибок прошлых лет не нужно. Учреждению необходимо взыскать сумму переплаты с работника и перечислить в ФСС РФ в качестве возмещения расходов фонда.
Суммы пособий, излишне выплаченные сотруднику, могут быть взысканы с него только в случаях счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, и т. п.). Это установлено ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
В рассматриваемом случае сотрудник добровольно возвращает сумму излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности. Такой доход рассматривается в качестве компенсации затрат и отражается путем начисления новых доходов согласно новому основанию.
Денежные средства могут быть зачислены на лицевой счет учреждения как в день внесения, так и в день, отличный от внесения. Из вопроса неясно, какая ситуация имеет место в рассматриваемом случае, поэтому рассмотрим оба варианта.
Денежные средства, перечисленные учреждению, зачисленные не в один операционный день, а также средства, переведенные с одного счета учреждения на другой счет, при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день в целях бухгалтерского учета признаются денежными средствами в пути (п. 162 Инструкции № 157н). Для учета операций по движению денежных средств учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути предназначен счет 201 23 (пп. 155, 162 Инструкции № 157н).
В соответствии с пп. 365, 367 Инструкции № 157н к счетам 201 00, 210 03 открываются забалансовые счета 17 «Поступление денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств».
В программе «1С:БГУ 8» реализована единая концепция применения забалансовых счетов 17 и 18 в операциях по движению денежных средств. По общему правилу по КФО 2, 4, 5, 6, 7 счета 18.ХХ используются при отражении перечислений и восстановлений расходов. Счета 17.ХХ применяются:
Операции по движению денежных средств между лицевым счетом и кассой не являются доходными или расходными, поэтому к забалансовому счету 17 применяются статьи 510 «Поступление на счета» и 610 «Выбытие со счетов» КОСГУ (письма Минфина России от 15.04.2015 № 02-07-07/21402, от 01.07.2015 № 02-07-07/38257).
В программе «1С:БГУ 8» реализована единая концепция, когда к забалансовым счетам 17, 18 указывается КПС назначения поступления (платежа).
Возмещение учреждением сумм в ФСС РФ является новым расходом. Порядок № 209н не содержит прямых указаний, по какому коду КОСГУ могут быть отражены такие расходы. На наш взгляд, их целесообразно рассматривать в качестве экономических санкций и относить на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ (п. 10.9.5 Порядка № 209н).
Согласно п. 48.8.5.3 Порядка № 85н на элемент вида расхода 853 «Уплата налогов, сборов и иных платежей» относятся штрафы, пени, компенсации и прочие платежи, включая возмещение ущерба юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества, другие аналогичные расходы. Перечень расходов, отражаемых с применением элемента видов расходов 853, не является исчерпывающим, поэтому расходы по возмещению средств ФСС РФ могут быть отнесены на элемент видов расходов 853.
Следовательно, в учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
если денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения в день внесения:
денежные средства зачислены на лицевой счет учреждения в день, отличный от дня внесения:
Смотрите также
Выпуск от 19 мая 2017 года
Схемы корреспонденций счетов
Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс
Ситуация:
Как отражаются в учете производственной организации затраты на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на производстве, если часть этих затрат возмещается за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ?
СОУТ проведена специализированной организацией, договорная стоимость проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых в производстве продукции, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения проведения оценки, получения отчета о ее результатах и подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.
Организация в установленные сроки обратилась в ФСС РФ с заявлением о возмещении затрат на проведение СОУТ. Приказ территориального органа ФСС РФ на возмещение указанных затрат получен в месяце, следующем за месяцем завершения расчетов с исполнителем.
Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленная и уплаченная организацией за прошлый календарный год, составила 450 000 руб. Выплат обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем календарном году не производилось.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Корреспонденция счетов:
Нормативно-правовое регулирование отношений по проведению специальной оценки условий труда
Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, соответствующая требованиям ст. 19 Федерального закона N 426-ФЗ и привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки оформляются в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Результаты СОУТ применяются для целей, перечисленных в ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ. Указанные результаты применяются с даты утверждения отчета о проведении СОУТ.
Подробную информацию о проведении СОУТ см. в Путеводителе по кадровым вопросам.
Финансирование мероприятий по проведению специальной оценки условий труда
В общем случае объем финансирования указанных расходов не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил).
Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.
Напомним, что ФСС РФ вправе отказать в возмещении расходов на предупредительные меры в случаях, указанных в п. 10 Правил.
В рассматриваемой ситуации организация получила разрешение на возмещение расходов на проведение СОУТ, оформленное приказом территориального органа ФСС РФ (п. 9 Правил). Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании (п. 12 Правил). Рекомендуемая форма отчета приведена в Приложении 1 к Письму ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685.
Подробную информацию о финансовом обеспечении предупредительных мер за счет уплаты страховых взносов см. в Практическом пособии по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Исходя из вышеизложенного сумма расходов на проведение СОУТ, которая может быть возмещена организации, в данном случае составляет 90 000 руб. (450 000 руб. x 20%).
Затраты организации на проведение СОУТ на производстве признаются расходами по обычным видам деятельности и принимаются к учету в размере договорной стоимости работ (п. п. 5, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в данном случае в том отчетном периоде, в котором подписан акт приемки-сдачи выполненных работ (п. 18 ПБУ 10/99).
Затраты на проведение СОУТ могут включаться производственной организацией в себестоимость продукции (как напрямую, так и путем их распределения) либо в качестве управленческих расходов полностью признаваться в себестоимости проданной продукции в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это следует из п. 9 ПБУ 10/99.
Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
В данной консультации исходим из предположения, что расходы на проведение СОУТ себестоимость продукции не формируют, а признаются управленческими расходами, которые в полном объеме списываются на себестоимость продаж в периоде их осуществления.
В данном случае финансирование проведения СОУТ осуществляется частично за счет средств ФСС РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (в число которых входит ФСС РФ) относятся к бюджетной системе Российской Федерации. Следовательно, возмещение затрат организации за счет средств ФСС РФ может рассматриваться как получение государственной помощи (ст. ст. 10, 13 Бюджетного кодекса РФ).
Бухгалтерский учет бюджетных средств регулируется нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и не зависит от вида и способа предоставления ресурсов (фактическая передача, уменьшение обязательств перед бюджетом) (п. 15 ПБУ 13/2000). Таким образом, финансирование затрат организации на проведение СОУТ за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем календарном году, учитывается как целевое финансирование (п. п. 1, 4 ПБУ 13/2000).
На дату вынесения ФСС РФ решения о финансовом обеспечении затрат на проведение СОУТ сумма финансового обеспечения, утвержденная приказом территориального органа ФСС РФ, отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. п. 5, 7 ПБУ 13/2000).
Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.
Заметим, п. 10 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что бюджетные средства, предоставленные на финансирование уже понесенных расходов, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Однако считаем целесообразным отражать поступление бюджетных средств на финансирование уже понесенных расходов в общем порядке, предусмотренном п. 7 ПБУ 13/2000, то есть с использованием счета учета целевого финансирования.
В связи с этим средства ФСС РФ, которые предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией на проведение СОУТ, отражаются записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Одновременно производится запись по признанию прочего дохода, что отражается по дебету счета 86 в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Порядок учета бюджетных средств на финансирование понесенных расходов необходимо закрепить в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).
Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся с учетом изложенного в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов, и приведены ниже в таблице проводок.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Сумму НДС, предъявленную специализированной организацией, проводящей СОУТ, организация-заказчик вправе принять к вычету на основании надлежаще оформленного счета-фактуры. Вычет производится после принятия на учет выполненных работ, если есть соответствующие первичные документы, при условии, что рабочие места, в отношении которых проведена СОУТ, используются организацией при производстве продукции, реализация которой облагается НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).
Заметим: для принятия к вычету предъявленного НДС не имеет значения тот факт, что мероприятия по проведению СОУТ частично оплачиваются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 04.04.2016 N 03-07-11/18789.
Кроме того, финансирование расходов осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (не являющихся средствами федерального бюджета РФ). Следовательно, норма пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в данном случае не применяется и правомерно принятый к вычету НДС по расходам, возмещаемым из бюджета ФСС РФ, не восстанавливается. Аналогичные разъяснения содержатся, например, в Письме Минфина России от 30.08.2016 N 03-07-11/50508.
Налог на прибыль организаций
Вопрос о признании в налоговом учете доходов и расходов на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств ФСС РФ, является спорным.
Так, существует мнение Минфина России, согласно которому средства, полученные из бюджета ФСС РФ и израсходованные на проведение указанных мероприятий, не включаются в состав доходов (Письмо от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33). Имеется судебный акт, поддержавший данное мнение (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу N А27-9150/2012). Исходя из такой точки зрения затраты на финансирование предупредительных мер, осуществленные за счет средств ФСС РФ, не должны учитываться в составе расходов организации аналогично расходам, произведенным за счет целевых поступлений.
Датой получения такого дохода согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 271 НК РФ, является дата уменьшения задолженности по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на часть стоимости проведения СОУТ, возмещаемую за счет страховых взносов.
При этом расходы, произведенные за счет указанного финансирования, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в силу пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой осуществления таких расходов признается дата подписания с организацией, проводящей СОУТ, акта приемки-сдачи выполненных работ (абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Заметим: ранее Минфин России также придерживался мнения, что средства, полученные организациями из ФСС РФ на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, не могут рассматриваться как целевые поступления и, следовательно, подлежат включению организациями-получателями в состав доходов (Письмо от 13.04.2005 N 03-03-01-02/107).
Учитывая наличие различных позиций, решение о том, в каком порядке учитывать затраты на проведение СОУТ, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, принимается организацией самостоятельно. При этом отметим, что на размер налога на прибыль выбор порядка учета влияния не оказывает.
Возмещение расходов ФСС и их отражение в отчетности в программах 1С
До 01.01.2021 г. можно было применять зачетный механизм возмещения расходов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. сумму начисленных страховых взносов можно было уменьшить на выплаты по социальному страхованию.
Одной из самых весомых по затратам социальных выплат являются пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Поэтому у многих организаций на конец 2020 года сложилась ситуация, когда выплаты таких пособий превысили начисленные страховые взносы.
С 01.01.2021 г. в связи с окончательным вступлением в Пилотный проект всех регионов России зачетный механизм возмещения расходов применять больше нельзя.
И теперь организации, у которых есть вышеописанное превышение, могут обратиться в орган ФСС РФ (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ) за возвратом денежных средств. Для этого необходимо подать документы по специальному перечню, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.
Фонд в течение 10 календарных дней с даты представления работодателем полного комплекта документов должен вернуть денежные средства.
Однако бывают ситуации, когда Фонд может инициировать камеральную проверку работодателя. Тогда возмещения денежных средств придется ждать немного дольше: в течение трех месяцев с момента представления всех запрашиваемых документов.
Одной из главных законодательных норм, регулирующих отражение возмещения, является письмо ФНС России от 29.01.2021 № БС-4-11/1020@.
Важный нюанс! Не путайте возмещение из ФСС с возвратом излишне уплаченных страховых взносов! Это два совсем разных поступления и отражаются в программах 1С они совершенно иначе!
Возмещение расходов из ФСС отражается в двух отчетах: 4-ФСС и РСВ.
Если речь идет о возмещении расходов из ФСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то эти суммы найдут отражение в РСВ.
А если мы говорим о возмещении по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то не стоит удивляться, обнаружив его в отчете 4-ФСС.
Рассмотрим, как это происходит в программах 1С.
Отражение регистрации возмещения расходов ФСС в программе
1С: Зарплата и управление персоналом, ред. 3.1.
Шаг 1. Перейдите в раздел «Налоги и взносы».
Шаг 2. Нажмите кнопку «Создать».
Шаг 3. В документе «Получение возмещения пособий от ФСС» укажите:
• дату получения возмещения, согласно дате в банковской выписке;
• вид страхования – «ФСС, страхование от временной нетрудоспособности»;
Шаг 4. Проведите документ – «Провести и закрыть».
Шаг 5. Нажмите кнопку «Еще» в журнале документов и посмотрите «Движения документа».
В документе задействован регистр накопления «Расчеты с фондами по страховым взносам».
Отражение регистрации возмещения расходов ФСС в программе
1С: Бухгалтерия предприятия, ред. 3.0.
В программе 1С: Бухгалтерия предприятия регистрация денежных средств, поступивших от ФСС, производится документом «Поступление на расчетный счет» в разделе «Банк и касса».
Шаг 1. Перейдите в журнал «Банковские выписки» и нажмите кнопку «Поступление».
Шаг 2. Заполните основные реквизиты документа:
• Вид операции – «Прочее поступление»;
• Счет расчетов – 69.01 «Расчеты по социальному страхованию»;
Шаг 3. Проведите документ по кнопке «Провести и закрыть».
На основании занесенных пользователем в программу данных о поступивших суммах возмещения расходов от Фонда социального страхования, формируются отчеты.
Отражение в отчетности сумм полученного возмещения расходов от ФСС
Проанализируем, как отразится сумма, полученная от ФСС в счет возмещения пособий, в отчетности.
Или в раздел «Отчетность – «Регламентированные отчеты» (для 1С: Бухгалтерии предприятия, ред. 3.0).
Далее алгоритм идентичен для обеих программ 1С.
Шаг 2. Нажмите кнопку «Создать».
Шаг 3. Выберите нужный вид отчета.
Шаг 4. Укажите период отчета и нажмите «Создать».
Шаг 5. В открывшейся форме отчета нажмите кнопку «Заполнить».
Обычно с Приложением 2 к Разделу 1 вопросов нет. В строке 080 «Возмещено ФСС расходов на выплату страхового обеспечения» отражена сумма полученного от ФСС возмещения.
По поводу признака 1 в строке 090 дано целое разъяснение со ссылкой на законодательство почему там должна стоять именно единица.
А вот появление этой суммы в Разделе 1 вызывает недоумение.
Почему возврат возмещения ФСС вдруг встает в строку, где отражаются страховые взносы, подлежащие уплате?
Друзья, это не ошибка, это корректное поведение программы, созданное для того, что взаиморасчеты с ФСС закрылись корректно и у вас в 1С, и на стороне Фонда.
Будьте внимательны с суммой перечисляемых взносов за этот период! Точную сумму к уплате можно определить только в оборотно-сальдовой ведомости по данным счета 69.01.
По расчету по страховым взносам нельзя однозначно утверждать, сколько нужно уплатить в бюджет. Зачастую пользователи ориентируются на показатели Раздела 1, но не во всех случаях стоит это делать. И пример с возмещением это как раз прекрасно демонстрирует.
Также хотелось бы кратко коснуться вопроса возмещения расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
У вас может случиться такая ситуация, которую нужно будет отразить по счету 69.11.
Тогда программа сформирует следующие проводки и движения регистров:
Всё это будет отображаться в таблице 2 по строке 6 расчета по форме 4-ФСС.
Авторы статьи: Ольга Круглова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Бухгалтерский учет возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта
В статье «Учет возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта» мы обсуждали порядок возмещений от ФСС в соответствии с рекомендациями, данными в Письме Минфина России от 26.12.2019 года № 02-05-10/102478. Напомним, что Минфин рекомендует отражать возмещение предупредительных мер в качестве «новых» доходов от компенсации затрат. В свою очередь, возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом рекомендуется отражать как восстановление кассовой выплаты либо возврат дебиторской задолженности прошлых лет в зависимости от периода осуществления этих выплат.
Теперь давайте рассмотрим, каким образом отражаются данные возмещения на счетах бухгалтерского учета с учетом особенностей учреждений-участников пилотного проекта.
Отражение в учете возмещения расходов на предупредительные меры
Расходы на предупредительные меры отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от экономического содержания операции. Так, для отражения предупредительных мер могут применяться подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 «Увеличение стоимости основных средств», подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Однако возмещение этих расходов Фондом должно отражаться по виду доходов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 1 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478).*(1)
Для учета расчетов по доходам от компенсации затрат применяется одноименный счет 0 209 34 000.
Увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса, к которым относится в том числе и ФСС РФ, отражается по подстатьям 731 (831) КОСГУ (п. п. 15.3.1, 16.3.1 Порядка, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Эти коды указываются в 24-26 разрядах номеров счетов бухгалтерского учета.
Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете бюджетный (автономных) учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:
В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от компенсации затрат составляют неналоговые доходы бюджетов. Следовательно, в учете казенных учреждений данные суммы подлежат перечислению в соответствующий бюджет (на лицевой счет администратора кассовых поступлений).
Таким образом, возмещение Фондом предупредительных мер отражается в учете казенных учреждений-участников пилотного проекта следующим образом:
Далее в зависимости от наличия полномочий учреждения по поступлению кассовых доходов:
Отражение в учете возмещения социальных пособий
На основании п. 2 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 выплата пособия на погребение и оплата 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом должны отражаться по виду расходов 1Х9 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам…» (119, 129, 139, 149) и подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
При этом возмещение в текущем финансовом году расходов на выплату этих пособий, произведенных в том же финансовом году, осуществляется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.
Вместе с тем, выплата пособия производится одному лицу (сотруднику), а возмещение этой выплаты осуществляется от другого лица (ФСС). Следовательно, отразить возмещение пособия от Фонда по кредиту счета 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» с аналитикой «Сотрудник» не представляется возможным.
Кроме того, по сути, расходов по социальным пособиям, подлежащим возмещению Фондом, в учреждении не возникает. Следовательно, относить их на расходы (с применением счетов финансового результата — 401 20, или счетов затрат — 109 00), на наш взгляд, некорректно. Поэтому в рассматриваемой ситуации применима «зачетная» схема отражения социальных пособий (как в учреждениях, не являющихся участниками пилотного проекта).
Однако, следует учитывать, что согласно п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение-участник пилотного проекта уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Следовательно, учреждению необходимо продолжать уплачивать страховые взносы в полном объеме, несмотря на «зачетную» схему отражения операций. На наш взгляд, чтобы контролировать сумму, подлежащую возмещению Фондом, для счета 303 02 целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику.
Конкретного механизма для отражения возмещения Фондом социального пособия в учете учреждения-участника пилотного проекта не предусмотрено. Поэтому бухгалтерские записи рекомендуется согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, п. 4 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 5 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
Таким образом, возмещение Фондом пособия на погребение и оплаты 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может отражаться в учете бюджетного (автономного) учреждения-участника пилотного проекта следующим образом:
Возмещение суммы пособия в части операций текущего года отражается:
Возмещение суммы пособия в части операций прошлых лет отражается:
В учете казенных учреждений поступление сумм в возмещение расходов текущего года отражается следующим образом:
В учете казенных учреждений суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Следовательно, сумма возмещения ФСС социального пособия, выплаченного в прошлом году, подлежит перечислению казенным учреждением в доход соответствующего бюджета.
Итак, в статье мы рассмотрели порядок бухгалтерского учета возмещений от ФСС в бюджетных организациях-участниках пилотного проекта. Возмещение Фондом предупредительных мер должно отражаться в качестве «новых» доходов от компенсации затрат в корреспонденции со счетом 0 209 34 000. Возмещение расходов на выплату пособия на погребение и оплату 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом может осуществляться как восстановление кассовой выплаты с применением отдельной аналитики к счету 0 303 02 000.
_____________________________________
*(1) В проекте Приказа «О внесении изменений в порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н» для отражения данных доходов предусмотрена подстатья КОСГУ 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации», которая будет применяется после официального вступления в силу приказа.
Статья подготовлена