возврат остатка субсидии на иные цели в 2020 году косгу
Субсидии на иные цели: определяем КБК по-новому
undrey / Depositphotos.com |
Введение отдельных кодов для капитальных и текущих безвозмездных поступлений и перечислений – одно из принципиальных новшеств, введенных действующим с этого года Порядком применения КОСГУ. Напомним, что под поступлениями/перечислениями капитального характера понимаются те операции, которые приводят к увеличению стоимости основных фондов – основных средств и нематериальных активов (приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», приказ Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»).
Отражать операции по поступлению субсидий на иные цели и субсидий на капвложения в учете учреждения и операций по перечислению таких субсидий в учете органа-учредителя следует с применением следующих кодов бюджетной классификации:
Вид субсидии
КБК у учреждения при получении субсидии
КБК у учредителя при перечислении субсидии
На расходы текущего характера – оплату расходов, не связанных с созданием или приобретением основных средств и нематериальных активов.
Примеры: на приобретение матзапасов, оплату работ или услуг.
На расходы капитального характера – оплату создания или приобретения основных фондов.
Примеры: на приобретение основных средств или нематериальных активов, в том числе приобретение исключительных прав на программное обеспечение.
На приобретение или создание объектов недвижимости.
Обратите внимание! Субсидии на цели текущего характера, как правило, не предусматривают приобретение/создание ОС или НМА. Но есть исключение – «смешанные» субсидии, условия предоставления которых предусматривают одновременно капитальные и некапитальные расходы. Например, приобретение оборудования и оплату услуги. Эти субсидии надо классифицировать как субсидии текущего характера!
Доходы от возврата субсидии в связи с невыполнением задания учитываются по КОСГУ 136
jes2uphoto / Depositphotos.com |
Согласно прежней редакции Порядка № 209н на подстатью 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ следовало относить лишь поступления в доход бюджетов средств от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам ПБС и остатков наличных денежных средств ПБС в кассе на 1 января текущего года.
Недавними изменениями, внесенными в Порядок № 209н, назначение подстатьи 136 КОСГУ расширено: теперь на данную подстатью также относятся поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного/ муниципального задания в объеме недостигнутых показателей при невыполненнии задания.
Причем ранее поступления в доход бюджета средств от возвратов учреждениями субсидии на государственное/ муниципальное задание в связи с его невыполнением не были конкретно описаны ни в одной из подстатей КОСГУ доходов.
Отметим, что новое назначение подстатьи 136 КОСГУ применяется с 1 января 2021 года. Да и прежняя редакция Инструкции № 162н, действовавшая до 19 декабря 2020 года, предусматривала для отражения в учете учредителя таких доходов счет 209 34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».
НО! Уже в 2020 году в системном письме Минфин России указывал на использование именно подстатьи 136 КОСГУ для отражения в учете учредителя возврата остатков средств субсидии АУ и БУ в связи с невыполнением государственного/ муниципального задания:
Корреспонденция счетов в учете учредителя
Формирование по завершению финансового (отчетного) года расчетов по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме остатков средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, подлежащих перечислению в бюджет в связи с невыполнением государственного задания
Возврат в 2020 году остатков средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в связи с невыполнением государственного (муниципального) задания
Единым планом счетов для таких расчетов с 2019 года предусмотрен счет 205 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания», и теперь соответствующие изменения в Инструкцию № 162н уже вступили в силу.
Так что несмотря на оговорку о применении новой редакции подстатьи 136 КОСГУ только с 2021 года, новая редакция Инструкции № 162н указывает на необходимость отразить в учете учредителя поступления средств от возврата бюджетными и автономными учреждениями части остатка субсидии на выполнение задания в случае его невыполнения с применением подстатьи 136 КОСГУ уже в учете 2020 года.
Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий
Автор: Семина Л., эксперт журнала
В данной статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям спорта из бюджета, а также порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.
Возврат субсидии на госзадание.
Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:
при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);
при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.
Невыполнение госзадания.
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:
Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.
При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:
формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;
объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);
если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).
В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.
По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.
Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.
Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей
Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)
* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].
Досрочное прекращение выполнения госзадания.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:
принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не зависящим от учреждения причинам;
некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).
Возврат целевых субсидий.
Возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет осуществляется в том случае, если:
не подтверждена потребность в таких остатках;
выявлено нецелевое использование субсидий.
Не подтверждена потребность в остатках.
В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.
Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.
В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.
В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.
С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.
Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.
Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:
в конце текущего года;
в начале следующего года.
В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Начислены расходы на выплату стипендий
Перечислены стипендии на банковские карты студентов училища
Забалансовый счет 18 (подстатья 296 КОСГУ)
Начислен доход текущего финансового года по предоставленной субсидии в соответствии с отчетом о расходовании целевых средств
Возврат субсидии в бюджет в конце текущего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Возврат субсидии в бюджет в начале следующего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)
При подтверждении потребности в остатках субсидии перечисленные средства поступают на счет учреждения либо списывается задолженность перед бюджетном (если средства не перечислялись в бюджет). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Средства субсидии были возвращены в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Поступили на лицевой счет учреждения неиспользованные средства субсидии
Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)
Средства субсидии не перечислялись в бюджет
до момента принятия решения о подтверждении потребности
в их использовании
Списана задолженность по возврату остатков субсидии в бюджет
Выявлены нарушения в порядке использования субсидий.
Нарушения выявляются по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. В качестве основного нарушения, как правило, выступает нецелевое использование субсидий.
Целевые субсидии должны быть использованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в бюджет средств целевой субсидии в случае выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 152, 93 Инструкции № 174н, п. 180, 96 Инструкции № 183н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Если средств субсидии для возврата не хватает.
Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.
Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.
В автономном учреждении спорта не все показатели госзадания были достигнуты. При этом субсидия, предоставленная на его выполнение, была израсходована полностью. Учреждение приняло решение возвратить объем субсидии, соответствующий недостигнутым показателям, за счет собственных доходов. Сумма средств, подлежащих возврату в бюджет, составляет 30 000 руб.
Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета возврат остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей
Привлечены средства, полученные от приносящей доход деятельности, для возврата части субсидии, соответствующей недостигнутым показателям госзадания
Перечисление остатков субсидии в бюджет добровольно и по акту проверки – по КОСГУ 241
kantver / Depositphotos.com |
Ряд изменений, внесенных недавно в Порядок применения КОСГУ, нужно начать применять уже в 2020 году. Одно из них касается использования подстатьи КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» (Приказ Минфина России от 29 сентября 2020 г. № 222н (зарегистрирован в Минюсте России 9 ноября 2020 г.)).
Напомним, на подстатью 241 КОСГУ относятся расходы на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера государственным/ муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в том числе на предоставление:
В части передач нефинансовых активов до 2020 года данная подстатья КОСГУ применялась бюджетными и автономными учреждениями для отражения в учете операции по безвозмездной передаче НФА (кроме ОС, НМА и НПА) внутри сектора госуправления, а также финансовых активов и обязательств при реорганизации и ликвидации учреждения.
В текущем году согласно Приказу № 222н перечень расходов расширен: на подстатью 241 КОСГУ теперь относятся расходы бюджетных и автономных учреждений по перечислению на безвозмездной основе средств Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Таким образом, средства, перечисленные бюджетными и автономными учреждениями в доход соответствующего бюджета по решению учреждения, например в качестве добровольного пожертвования, отражаются учреждениями с применением подстатьи 241 КОСГУ.
К таким расходам относится в том числе перечисление по решению АУ/БУ остатка/ экономии средств субсидии на финансовое обеспечение государственного/ муниципального задания, не связанного с невыполнением задания. Соответствующая выплата должна быть предусмотрена в Плане ФХД учреждения.
Напомним, что обязанность осуществить возврат в доход бюджета возникает только при невыполнении задания, и перечисляется учреждением в объеме, соответствующем показателям задания, которые не были достигнуты, с применением подстатьи 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов» КОСГУ. Если же задание выполнено, то перечислять остаток средств субсидии в доход бюджета нет необходимости.
До внесения рассматриваемых изменений в Порядок № 209н расходы на перечисление автономным и бюджетным учреждением средств в доход бюджета по решению самого учреждения на добровольной и безвозмездной основе, в том числе остатков средств субсидии, не связанных с невыполнением задания, исходя из положений Порядка № 85н могли быть отнесены на КВР 853 «Уплата иных платежей», на который подлежат отнесению расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», и невозможностью применения иных групп видов расходов 100 – 700, в увязке с подстатьей 297 КОСГУ «Иные выплаты текущего характера организациям».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Теперь прямо установлено, что отражать расходы по перечислению средств в доход бюджета на основании решения АУ/БУ следует с применением подстатьи 241 КОСГУ.
Однако возникает вопрос о применении учреждениями КВР для отражения расходов по перечислению на безвозмездной основе средств в доход бюджета. Действующим Порядком № 85н такой вид расходов прямо не установлен. Таблицами соответствия КВР и КОСГУ на 2020 и 2021 годы предусмотрена увязка подстатьи 241 КОСГУ с КВР группы 600 «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям», однако бюджетными/ автономными учреждениями КВР группы 600 не применяются.
Вместе с тем совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 17 декабря 2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 предусмотрено отражение операций по перечислению в доход бюджета бюджетными/ автономными учреждениями средств государственного/ муниципального задания в случаях исполнения решений органов контроля по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 241 «Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления» КОСГУ.
В связи с прямым указанием на возможность применения КВР 853 в увязке с подстатьей 241 КОСГУ, для отражения бюджетными и автономными учреждениями расходов по перечислению в доход бюджета по решению самого учреждения остатков средств субсидии, не связанных с невыполнением задания, также следует применять КВР 853.
Для органа-учредителя – администратора доходов соответствующего бюджета безвозмездные поступления в доход бюджета от учреждений в соответствии с положениями Порядка № 209н относятся на подстатью 153 КОСГУ. В связи с отсутствием обязанности осуществлять такие возвраты, Порядком № 85н не предусмотрен отдельный код классификации доходов бюджетов для отражения рассматриваемых ситуации. Согласно Приложению 1 к Порядку № 85н, а также в соответствии с совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 17 декабря 2020 г. №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 поступление средств в доход бюджета от АУ/БУ средств субсидии на выполнение задания в случаях исполнения решений органов государственного/ муниципального контроля, а также в случае возврата неиспользованного остатка/ экономии средств субсидии, не связанных с невыполнением задания, по решению учреждения, отражается по соответствующему коду вида доходов бюджета 000 2 03 0Х099 ХХ 0000 150 «Прочие безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций».