возврат субсидии текущего года кбк
КБК для возврата в федеральный бюджет субсидий, «нецелевки» и ущерба
robuart / Depositphotos.com |
Основываясь на положениях Порядка применения КБК № 85н и Перечней КБК, относящихся к федеральному бюджету, ведомство разъяснило, по каким кодам в федеральный бюджет должны зачисляться следующие поступления (Письмо Минфина России от 27 ноября 2020 г. № 02-05-10/103643):
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Поступления в бюджет
Возврат бюджетными и автономными учреждениями средств по предписаниям и представлениям в объеме остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, образовавшихся в связи с невыполнением госзадания
000 1 13 02991 01 0400 130
«Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (средства, поступающие от возврата учреждениями субсидий на выполнение ими государственного задания прошлых лет)»
Возврат средств при вынесении предписаний, представлений казенным учреждениям, с требованием о возврате бюджетных средств при их неправомерном использовании
000 1 13 02991 01 6000 130
«Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета. «
Возмещение ущерба, причиненного в результате фальсификации документов для получения выплат за счет субсидии на иные цели, подлежащего взысканию по результатам рассмотрения судом
Возврат бюджетными и автономными учреждениями субсидий на иные цели или на цели осуществления капвложений в случае недостижения установленных значений показателей результативности осуществления расходов
Возврат средств субсидий и грантов в форме субсидий юридическими лицами – не учреждениями
Отражаем в учете возврат неиспользованных субсидий
Автор: Семина Л., эксперт журнала
В данной статье рассмотрим основные причины возврата субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям спорта из бюджета, а также порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете.
Возврат субсидии на госзадание.
Средства субсидии на госзадание возвращаются в бюджет в следующих случаях:
при невыполнении госзадания (недостижении целевых показателей, установленных в госзадании);
при досрочном прекращении выполнения госзадания по установленным в нем основаниям.
Невыполнение госзадания.
В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
В пункте 46 Положения № 640[1] предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:
Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.
При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:
формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;
объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);
если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).
В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174[2], п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н[3]):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.
По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.
Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.
Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей
Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)
* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н[4].
Досрочное прекращение выполнения госзадания.
Согласно п. 41 Положения № 640 при досрочном прекращении выполнения государственного задания неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в установленном порядке бюджетными или автономными учреждениями в бюджет и учитываются в порядке, предусмотренном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Основания досрочного прекращения выполнения госзадания отражаются в самом госзадании (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). К ним относятся:
принятие в установленном порядке решения о реорганизации учреждения, в результате которой учреждение прекращает свою деятельность в качестве юридического лица;
перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции учреждения полномочий по оказанию государственной услуги (выполнению государственной работы);
изменение действующих нормативных правовых актов, в результате которого дальнейшее выполнение государственного задания будет противоречить указанным актам;
возникновение (выявление) в ходе выполнения государственного задания обстоятельств, не позволяющих его выполнить по не зависящим от учреждения причинам;
некачественное выполнение государственного задания или нарушение условий такого задания;
иные случаи, предусмотренные законодательством РФ.
По нашему мнению, в бухгалтерском учете операции по возврату в бюджет неиспользованных средств субсидии отражаются аналогично возврату субсидии при невыполнении госзадания.
При досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией бюджетного или автономного учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим бюджетным и автономным учреждениям, являющимся правопреемниками (п. 41 Положения № 640).
Возврат целевых субсидий.
Возврат неиспользованных остатков целевых субсидий в бюджет осуществляется в том случае, если:
не подтверждена потребность в таких остатках;
выявлено нецелевое использование субсидий.
Не подтверждена потребность в остатках.
В силу п. 9 Порядка № 59[5] не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии, предоставленной бюджетным (автономным) учреждениям Минспорта, подлежат перечислению в федеральный бюджет в соответствии с Порядком № 82н[6]. Вместе с тем такие остатки могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.
Согласно Порядку № 82н неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, подлежат взысканию.
В целях подтверждения потребности в остатках целевой субсидии бюджетное (автономное) учреждение не позднее 20 мая текущего финансового года представляет в территориальный орган Федерального казначейства (ОФК), в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ г. (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств.
В случае если до указанной даты учреждением не будут представлены названные сведения, территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков в доход федерального бюджета.
С учетом вышеприведенного порядка взыскания остатков целевых субсидий учреждению, не подтвердившему потребность в них, целесообразно перечислить такие остатки в бюджет и не ждать списания средств принудительно.
Рассмотрим порядок отражения возврата целевой субсидии на примере.
Училищу олимпийского резерва (бюджетное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в текущем году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 500 000 руб. Исходя из отчета сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 483 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 17 000 руб. учреждение возвратило:
в конце текущего года;
в начале следующего года.
В бухгалтерском учете данные операции отражены следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения
Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Начислены расходы на выплату стипендий
Перечислены стипендии на банковские карты студентов училища
Забалансовый счет 18 (подстатья 296 КОСГУ)
Начислен доход текущего финансового года по предоставленной субсидии в соответствии с отчетом о расходовании целевых средств
Возврат субсидии в бюджет в конце текущего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 17 (подстатья 152 КОСГУ)
Возврат субсидии в бюджет в начале следующего года
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков неизрасходованных средств субсидии
Возвращены неиспользованные остатки целевой субсидии
Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ)
При подтверждении потребности в остатках субсидии перечисленные средства поступают на счет учреждения либо списывается задолженность перед бюджетном (если средства не перечислялись в бюджет). В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующими проводками:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Средства субсидии были возвращены в бюджет до момента принятия решения о подтверждении потребности в их использовании
Поступили на лицевой счет учреждения неиспользованные средства субсидии
Забалансовый счет 17 (статья 510 КОСГУ)
Средства субсидии не перечислялись в бюджет
до момента принятия решения о подтверждении потребности
в их использовании
Списана задолженность по возврату остатков субсидии в бюджет
Выявлены нарушения в порядке использования субсидий.
Нарушения выявляются по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля. В качестве основного нарушения, как правило, выступает нецелевое использование субсидий.
Целевые субсидии должны быть использованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;
Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в бюджет средств целевой субсидии в случае выявления нарушений по результатам контрольных мероприятий отразятся следующими бухгалтерскими записями (п. 152, 93 Инструкции № 174н, п. 180, 96 Инструкции № 183н):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий
Погашена задолженность по возврату остатков субсидии
Если средств субсидии для возврата не хватает.
Встречаются случаи, когда не хватает средств субсидии для возврата необходимой суммы в бюджет. Тогда в целях погашения задолженности перед бюджетом учреждение вправе использовать средства, полученные от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, от 12.04.2016 № 02-01-09/20629). Хотя в указанных письмах речь идет о возврате субсидии на госзадание, по нашему мнению, аналогичный подход можно применять в отношении целевых субсидий.
Разъяснения по отражению в бухгалтерском учете возврата субсидий в бюджет за счет привлечения средств из собственных доходов учреждения содержатся в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803. Приведем пример отражения таких операций.
В автономном учреждении спорта не все показатели госзадания были достигнуты. При этом субсидия, предоставленная на его выполнение, была израсходована полностью. Учреждение приняло решение возвратить объем субсидии, соответствующий недостигнутым показателям, за счет собственных доходов. Сумма средств, подлежащих возврату в бюджет, составляет 30 000 руб.
Операции по возврату в бюджет остатка субсидии отразятся в бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность учреждения по возврату в доход бюджета возврат остатков субсидий, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей
Привлечены средства, полученные от приносящей доход деятельности, для возврата части субсидии, соответствующей недостигнутым показателям госзадания
Документы
Письмо Минфина России
от 02.07.2019 № 02-05-11/48694
Письмо Минфина России от 02.07.2019 № 02-05-11/48694 «О порядке применения кодов бюджетной классификации при отражении операций по возврату в федеральный бюджет средств при невыполнении условий соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 г. № 999»
Письмо Минфина России от 02.07.2019 № 02-05-11/48694 «О порядке применения кодов бюджетной классификации при отражении операций по возврату в федеральный бюджет средств при невыполнении условий соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 г. № 999» Отправить по электронной почте
Письмо Минфина России от 02.07.2019 № 02-05-11/48694 «О порядке применения кодов бюджетной классификации при отражении операций по возврату в федеральный бюджет средств при невыполнении условий соглашений между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 г. № 999» Поделиться в социальных сетях
Дата публикации: 03.07.2019
Дата изменения: 03.07.2019
Прикрепленный файл: pdf, 805.17 кБ
Финансовые органы субъектов
Российской Федерации
В случае невыполнения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации по недостижению субъектом Российской Федерации установленных значений показателей результативности осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, и несоблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил, финансовым органам субъектов Российской Федерации необходимо осуществить возврат средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет.
При этом 8-11 разряды указанных кодов классификации доходов бюджетов (000 2 18 ХХХХХ 00 0000 150) должны соответствовать 6-9 разрядам кода целевой статьи бюджета (ХХ Х ХХ ХХХХХ), по которой были предоставлены межбюджетные трансферты.
КБК для возврата вышестоящему бюджету прошлогодних МБТ
ginasanders / Depositphotos.com |
При выделении региональному бюджету денег из федерального бюджета такие поступления отражаются субъектом РФ на соответствующих доходных КБК по подгруппе 2 02 «Безвозмездные поступления от других бюджетов. «. При этом 8-11 разряды, т.е. статья и подстатья кода доходов субъекта РФ по подгруппе 2 02 должны быть такими же, как и в 6-9 разрядах кода целевой статьи расходов федерального бюджета, по которой были предоставлены МБТ (Письмо Минфина России от 29 января 2021 г. № 02-05-12/5718, от 22 января 2021 г. № 02-05-10/4041, от 15 января 2021 г. № 02-05-07/1501, от 7 декабря 2020 г. № 297н (зарег. в Минюсте России 22 января 2021 г.).
Операции по возврату из бюджета субъекта РФ, а также по поступлению в федеральный бюджет остатков МБТ подлежат отражению соответственно по КБК подгрупп:
Так, например, возврат остатков субвенций на осуществление переданных субъектам РФ полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства РФ, регион должен отразить по КБК 2 19 35900 02 0000 150 «Возврат остатков единой субвенции из бюджетов субъектов РФ». А федеральный бюджет примет этот возврат на КБК 2 18 35900 01 0000 150 «Доходы федерального бюджета от возврата остатков единой субвенции из бюджетов субъектов РФ. «.
При этом 7-11 разряды кодов по этим группам должны соответствовать 7-11 разрядам кода доходов по подгруппе 2 02, по которому в предыдущем году было отражено поступление МБТ в бюджет субъекта РФ.
Исключение из этого правила – трансферты из резервного фонда Правительства РФ, отражаемые по КБК:
При возврате регионом остатков таких МБТ и поступлении их в федеральный бюджет 8-11 разряды по подгруппам 2 18 и 2 19 должны соответствовать 6-9 разрядам кода ЦСР федерального бюджета отчетного финансового года.
Минфин России напоминает также, что в 14-17 разрядах доходного кода группы 2 18 указывается код подвида доходов:
Обратите внимание, что с 2 февраля 2021 года действуют изменения в Перечни КБК на 2021 год. Этими поправками, в частности, расширен перечень кодов подгрупп 2 18 и 2 19.
Возврат субсидии текущего года кбк
Дата публикации 03.08.2021
Казенное учреждение является администратором доходов и распорядителем бюджетных средств. На доходный лицевой счет подведомственные бюджетные учреждения перечисляют возврат остатков субсидии прошлых лет. Согласно п. 9.1 раздела IV письма Минфина России от 04.02.2020 № 02-06-07/6939 делаем проводки:
В то же время с лицевого счета администратора учреждение перечисляет эту субсидию в доход бюджета, казначейство использует КБК 2 18 XXXXX XX XXXX 150 согласно письму Минфина России от 15.01.2020 № 02-06-07/1666.
Учреждение оформляет соответствующие проводки:
Дебет КДБ 1 205 51 562 Кредит КДБ 1 210 02 661 с КБК 2 18 XXXXX XX XXXX 150.
При таких бухгалтерских операциях счет 210 02 разворачивается по разным КБК. Какой КБК следует применять?
Если у учреждения не было обязанности по возврату средств в бюджет, поступление может быть отражено по статье 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов как безвозмездные поступления от бюджетных учреждений (п. 12.1.5 Порядка № 85н).
В рассматриваемом случае из вопроса неясно, по какой причине бюджетные учреждения возвращают остаток субсидии. Соответственно, в зависимости от причины возврата доходы могут быть отражены в учете администратора по статье 130 или 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Также из вопроса следует, что субсидии бюджетным учреждениям выделялись за счет межбюджетных трансфертов. Соответственно, при возврате подведомственными бюджетными учреждениями остатков субсидий на выполнение задания у администратора доходов образуется остаток межбюджетного трансферта, который в свою очередь подлежит возврату.
Задолженность по возврату в доход бюджета сумм МБТ начисляется бюджетном учете администратора доходов, получившего МБТ, с использованием соответствующего КБК группы 000 2 19 00000 00 0000 150 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет». Разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24.01.2020 № 02-05-11/4185.
КБК группы 000 2 18 00000 00 0000 150 применяет администратор доходов бюджета, из которого были предоставлены МБТ. В рассматриваемом случае КБК группы 000 2 18 00000 00 0000 150 не может быть применен.
Таким образом, при возврате субсидий подведомственными учреждениями и при возврате МБТ администратором доходов к счету 210 02 указываются разные аналитические коды бюджетной классификации. Законодательство не содержит запрета на такой вариант отражений операций в учете.
При завершении финансового года суммы администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет, списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 210 02 000 и дебету счета 0 401 30 000.