все что нужно знать по праву 10 класс
Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.
ПРАВО. Понятие, признаки, источники, функции, правовая норма, система права и правовая система.
10 вопросов — 10 ответов.
1.Что такое нормы, какие нормы существуют в обществе?
Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.
В обществе существуют нормы:
2.Что такое право и каковы его признаки?
Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).
Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.
Признаки права:
3.Каковы функции права?
Функции права – это направления воздействия права на общество.
Специально-юридические:
Общесоциальные:
4.В чём сходство и отличие права от морали?
Сходство права и морали:
Отличие права от морали.
5.Что такое правовая норма и каковы её виды?
Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
Виды правовых норм в зависимости от назначения:
Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.
Виды правовых норм по форме предписания:
Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:
Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.
Другие виды правовых норм:
6.Какова структура нормы права?
Структура нормы права:
Подсказка: если. то…, иначе…
Пример:
7.Что такое источники права и каковы они?
Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.
Источники права:
8.Что такое система права и каковы её элементы?
Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.
Элементы системы права.
9.Что такое правовая система?
Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.
Правовая система охватывает:
Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.
10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?
Виды правовых систем.
Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).
Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)
Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).
Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).
Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный сон
Советы от победителя Всероссийской олимпиады школьников по праву: почему общение с единомышленниками эффективнее зубрёжки и как во время подготовки избежать соблазна посмотреть «Игру престолов»
Родился и вырос я в подмосковном городе Химки. После подготовительных занятий и конкурса поступил в одну из лучших школ области — лицей №17. Участвовать и побеждать в олимпиадах я начал с 7 класса. Благодаря прекрасным преподавателям, не имея особых талантов, я достиг успеха в разных предметах, хотя отличником никогда не был.
В 7 классе я победил в городских олимпиадах по географии и обществознанию, в 8 стал призёром по истории и биологии, а также победителем по обществознанию. Диплом призёра регионального этапа по географии я тоже получил в 8 классе, причём решал олимпиаду с 9-классниками. Ну а вместе с победой на Всеросе в 9 классе я завоевал призовые места в «Высшей пробе» и на муниципальном этапе ВсОШ по МХК.
Поворот на право
У нас в семье несколько юристов, и в заданиях по обществознанию мне больше всего нравились вопросы по праву. Так что уже в конце 8 класса я выбрал этот предмет и стал думать, как лучше подготовиться к олимпиаде.
Я уже знал о Фоксфорде от школьных учителей — они сами смотрят лекции и нам советуют. Первым делом я решил скачать учебник Фоксфорда, найти в нём обществознание и законспектировать все материалы в разделе права. Учебник оказался очень удобным, и я подумал: «Было бы здорово пройти онлайн-курс!»
Онлайн-занятия по праву вёл Дмитрий Алексеевич Фёдоров, который не раз побеждал во ВсОШ и других олимпиадах. Очень важно, чтобы преподаватель мог ответить на вопросы из практики, поэтому я выбрал и заранее купил именно этот курс.
Я не мог дождаться начала обучения, поэтому прорешал задания прошлых лет. Потом, ещё летом, договорился о занятиях и стал готовиться со знакомым преподавателем из Плехановского университета.
Подготовка к олимпиадам
Осенью я решил готовиться сразу по нескольким фронтам. Онлайн-курс Фоксфорда оказался полезным на 90%, а преподаватель находил время подробно ответить на мои объёмные вопросы. Если бы не Дмитрий Алексеевич, я бы, может, и муниципальный этап не прошёл.
Помимо онлайн-занятий два-три раза в неделю я приезжал в Москву на лекции и семинары Школы права при МГУ. В Школе права студенты юрфака проводят занятия для желающих углублённо изучать этот предмет. Я был восхищён уровнем и качеством подготовки, а преподаватели помогали разбираться в тонкостях права даже после окончания курса.
За несколько месяцев подготовки к олимпиаде я познакомился с замечательными людьми — преподавателями Ксенией Хигай и Иваном Иванниковым. Они поддерживали меня морально и отвечали на заковыристые вопросы. Иван помогал ориентироваться в материале, давал советы и делился конспектами — он уже побеждал во ВсОШ.
Благодаря различным инструментам: онлайн-курсам, очным занятиям и консультациям мне не приходилось утопать в учебниках. В лицее не требуют сидеть на всех лекциях, если ты учишься и понимаешь материал, так что у меня было свободное время. Я пересматривал занятия в Фоксфорде и свои конспекты.
Секреты успешной подготовки
На собственном опыте я убедился, что постоянно «ботать» — не самая эффективная стратегия. Лучше всего использовать приёмы для запоминания информации, учёбы и отдыха, чтобы не перегружать себя и всё успевать.
📝 Формулы
Технике мнемонических формул меня научил Дмитрий Алексеевич. Такая формула помогает запомнить длинный текст и проверить, что ты ничего не забыл. Например, первую букву каждой строчки преамбулы Конституции РФ я зашифровал как МСУСИ ЧВС ИСП:
В сфере семейного права, например, формула АЖ ПУЗО помогает запомнить все случаи лишения родительских прав: А — алкоголизм и наркомания, Ж — жестокое обращение с детьми, П — преступление против членов семьи и так далее.
⏰ Полифазный сон
Я приучил себя спать непрерывно 6 часов ночью и два раза днём по 20 минут. Первое время было сложно, но потом я вошёл в этот режим. Полифазный сон подзаряжает меня энергией в течение дня, но важнее его влияние на память.
За 20 минут — во время фазы быстрого сна — информация перерабатывается из кратковременной памяти в долговременную. Всё, что я учу в течение дня, запоминается прочнее.
Любые лайфхаки следует применять осторожно, прислушиваться к себе. Например, друг, с которым мы выиграли конкурс по географии, окончил музыкальную школу, хорошо учится, но не спит днём. После такого сна он чувствует себя разбитым и не может выйти из этого состояния.
Если вам не подходит полифазный сон, не нужно его практиковать. Ищите то, что будет полезно именно для вас.
🏃 Перезагрузка
Во время основного тура олимпиад я порой засиживался за учёбой, пока меня не вырубало. После этого я не мог нормально выспаться, восстановить силы. Я побеждал, но без большого отрыва, показывал средние результаты.
Чтобы психологически разгрузить ребят, Иван и другой победитель ВсОШ Борис Карпычев устраивали предолимпиадный пробег по территории МГУ. Мы бежали и разговаривали — это помогало переключиться.
После физической активности олимпиада воспринималась как дружеский квест, в котором ты можешь выиграть или проиграть, но жизнь продолжается.
Так что не забывайте про смену деятельности: чувствуете, что накопилось умственное или психологическое напряжение — бегом на улицу или в тренажёрный зал. И не забудьте провести вечер в компании близких по духу людей.
⛔️ Перед смертью не надышишься
Кто-то думает, что надо повторять материал до последнего. Я считаю, если ты учил весь год, то ничего нового в день олимпиады не узнаешь, а если не учил, такие занятия тебя не спасут.
По совету старших товарищей я не брал книжек в руки, когда приехал на заключительный этап олимпиады. Выглядел я белой вороной, да и чувствовал себя нервозно. От скуки порешал несколько заданий прошлых лет, но ничего не зубрил. Было сложно бездельничать, но я справился и выступил достойно.
💬 Общение против волнения
Олимпиада для меня, вероятно, то же, что для известных футболистов Чемпионат мира. Пусть они профессионалы и чувствуют себя на поле как дома, но нервы сдают у всех. В то время как ребята собирались и повторяли материал по большим книгам, я познакомился и разговорился с участниками из разных регионов.
Со старшеклассниками из Москвы и Архангельской области мы общались и на совсем отвлеченные темы, и обсуждали вопросы права. Мне уже хотелось даже не победить в олимпиаде, а задержаться подольше, чтобы поговорить с этими интересными людьми. Во время приятной беседы с живым человеком дрожь волнения уходит — мне это здорово помогло успокоиться и приступить к олимпиаде более уравновешенным.
Три шага к победе в олимпиаде
Чтобы победить, нужно очень сильно захотеть. Не просто «я хочу, пожалуйста, мне вот хочется». При этом нужно иметь не какой-то корыстный мотив, а цель, которая поможет сделать мир лучше.
У меня была цель преподавать, мне хотелось в качестве тьютора помогать другим людям готовиться к олимпиадам. У кого-то цель поступить в вуз мечты или порадовать родителей, чтобы они гордились, или прославить свою школу.
Найдите человека, а лучше несколько людей, с которыми вы будете вместе идти вперёд. Для меня таким людьми стали мои преподаватели в Фоксфорде и Школе права. Я всегда мог обратиться с вопросом, переговорить и выстроить стратегию подготовки с Дмитрием Алексеевичем, Артёмом Олеговичем, Иваном и Ксенией.
Поддержка нужна не только в учении. Я переживал разные стрессы, были моменты, когда хотелось всё бросить, накатывала депрессия и усталость, возникали проблемы в отношениях с родителями и со второй половинкой. В такие моменты преподаватели нашли нужные слова, чтобы поддержать меня морально, дали дельные советы.
Идите до конца и не отступайте. До 9 класса у меня проскакивали 1-2 «четверки», но когда я все силы направил на олимпиаду, успеваемость ухудшилась. Конечно, родители не обрадовались, но я знал, что добьюсь цели. Кстати, все оценки я исправил.
Будьте готовы пожертвовать временем. Я изучил семейное право 5 раз от начала и до конца, хотя в другое время предпочёл бы посмотреть «Игру престолов». Помните, ради чего вы прилагаете усилия — если не будете останавливаться, достигнете и большой, и малой целей.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как провести урок права в старших классах?
Преподавание права в школе и его связь с другими предметами
Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).
Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.
К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.
Проблемное обучение: этапы урока
Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.
Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.
Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.
Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.
Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.
Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.
Элементы современного урока «Право»
Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».
Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.
Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.
Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.
Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «Это интересно» и «Обсуждаем, спорим».
Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно».
Все что нужно знать по праву 10 класс
Подборка конспектов по всем темам
конспекты обновляются и дополняются
все вопросы — vk.com/alex1mann
Здесь указано только время создания поста. Конспекты актуальны для ЕГЭ 2022 и постоянно обновляются
* любые другие версии конспектов неактуальны для ЕГЭ
Основные источники
— учебники Боголюбова (базовый уровень 10 —11 кл)
— учебники Котовой, Лисковой (6 — 11 кл)
— книги Котовой, Лисковой (триактивы 8 — 11 кл, серия Сдам ЕГЭ)
Обновлено в октябре 2021
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
• тема 1.1 Природное и общественное в человеке
• тема 1.2 Мировоззрение, его виды и формы
• тема 1.3 Познание, виды знаний
• тема 1.4 Понятие истины, ее критерии
• тема 1.5 Мышление и деятельность
• тема 1.6 Потребности и интересы
• тема 1.7 Свобода, необходимость и ответственность
• тема 1.8 Общество как система (элементы и подсистемы)
• тема 1.9 Основные институты общества
• тема 1.10 Культура, ее формы и разновидности
⚡ Обновлено в октябре 2021
• тема 1.11 Наука и научное познание
• тема 1.12 Образование, его значение для личности и общества
• тема 1.13 Религия
• тема 1.14 Искусство
• тема 1.15 Мораль
• тема 1.16 Общественный прогресс
• тема 1.17 Типы обществ
• тема 1.18 Глобализация и глобальные проблемы
Обновлено в феврале 2021
ЭКОНОМИКА
• тема 2.1 Экономика и экономическая наука
• тема 2.2 Факторы производства и факторные доходы
• тема 2.3 Экономические системы
• тема 2.4 Рынок и конкуренция
• тема 2.4 Спрос, предложение и их графики
• тема 2.5, 2.7 Фирма в экономике, предпринимательство
• тема 2.6 Финансовые институты, банковская система
• тема 2.8 Ценные бумаги
⚡ Обновлено в феврале 2021
• тема 2.9 Рынок труда, безработица
• тема 2.10 Виды, причины и последствия инфляции
• тема 2.11 Экономический рост и развитие
• тема 2.12 Роль государства в экономике
• тема 2.13 Налоги
• тема 2.14 Государственный бюджет
• тема 2.15 Мировая экономика
• тема 2.16 Рациональное экономическое поведение
Обновлено в октябре 2021
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
• тема 3.1 Социальная стратификация и мобильность
• тема 3.2 Социальная роль и статус
• тема 3.3 Молодежь как социальная группа
• тема 3.4 Этнические общности
• тема 3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты
• тема 3.6 Конституционные основы национальной политики РФ
• тема 3.7 Социальный конфликт
Обновлено в октябре 2021
• тема 3.8 Виды социальных норм
• тема 3.9 Социальный контроль
• тема 3.10 Семья и брак
• тема 3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
• тема 3.12 Социальная роль и статус
• тема 3.13 Социализация индивида
⚡ Обновлено в марте 2021
• тема 4.1 Понятие власти
• тема 4.2 Государство, его функции
• тема 4.3 Политическая система
• тема 4.4, 4.5 Политические режимы, демократия
• тема 4.6 Гражданское общество и государство
• тема 4.7 Политическая элита
Обновлено в марте 2021
• тема 4.8 Политические партии и движения
• тема 4.9 СМИ в политической системе общества
• тема 4.10, 4.12 Избирательная кампания в РФ, политическое участие
• тема 4.11 Политический процесс
• тема 4.13 Политическое лидерство
• тема 4.14 Органы государственной власти РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.15 Федеративное устройство РФ (по Конституции 2020 )
• тема 4.16 Политическое сознание, культура и поведение
⚡ Обновлено в октябре 2021
• тема 5.1 Право в системе социальных норм
• тема 5.2 Система российского права, законотворческий процесс в РФ
• тема 5.3 Понятие и виды юридической ответственности
• тема 5.4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ
• тема 5.4 Права и свободы в Конституции РФ
• тема 5.5 ❗ конспекта нет, вся нужная информация в теме 4.15
• тема 5.6 Субъекты гражданского права
• тема 5.7 Организационно-правовые формы предпринимательства
• тема 5.8 Имущественные и неимущественные права
• тема 5.9 Трудовое право
• тема 5.10 Семейное право