вспомните какие есть три вида учета автоматизированный
Формы ведения бухгалтерского учета, их виды и особенности
Понятие «форма бухгалтерского учета», признаки и виды
Ведение бухгалтерского учета в любой организации подразумевает под собой регистрацию хозяйственных процессов в книгах, журналах, карточках различного рода, с занесением в них данных в различной последовательности. В процессе чего на предприятии образуется определенная форма ведения учета.
Форма бухгалтерского учета – это процесс систематической регистрации информации в учетных регистрах аналитического и синтетического учета в определенной последовательности, с использованием конкретных способов занесения данных.
Формы бухгалтерского учета, существующие в настоящее время, отличаются друг от друга набором учетных регистров и связями, существующими между ними.
Характерными всем формам особенностями при этом являются:
Каждая организация вправе сама решать какую форму бухгалтерского учета применять, если иное не определено законодательством. В рамках одной организации может использоваться одна форма бухгалтерского учета, которая должна быть закреплена в учетной политике предприятия.
Признаками, определяющими форму учета, являются:
Выделяют следующие формы бухгалтерского учета:
Грамотно выбранная форма является одним из условий результативного ведения бухгалтерского учета на предприятии. Она обеспечивает рациональное отражение информации и позволяет систематизировать ее для целей организации.
Упрощенная форма ведения учета
Данная форма ведения учета рекомендована Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» для предприятий с простым процессом производства и небольшим количеством учетных операций. Учет средств и источников образования ведется в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам. При этом на основании утвержденного Плана счетов на предприятии составляется рабочий план счетов.
Выделяют две формы ведения учета: простая форма и форма ведения учета с применением учетных регистров.
Простая форма ведения учета
Небольшие предприятия, обладающие не более чем тридцатью хозяйственными операциями в месяц, могут вести учет, используя при этом только Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Она выступает в качестве регистра синтетического и аналитического учета. Кроме того, на основании нее можно определить на определенную дату наличие имущества и источников образования и составить бухгалтерскую отчетность. Книга ведется помесячно в разрезе счетов, утвержденных предприятием в рабочем плане счетов.
Кроме книги предприятие должно вести ведомость учета заработной платы, которая содержит в себе расчеты с персоналом по оплате труда, а также расчеты по НДФЛ.
Схема простой формы ведения учета
Форма ведения учета с применением учетных регистров
Малое предприятие для учета финансово-хозяйственных операций может использовать следующие учетные регистры:
Каждая ведомость ведется о одному из бухгалтерских счетов. Сумма хозяйственной операции при этом записывается одновременно в двух ведомостях. Записи ведутся с отражением начального и конечного сальдо, а также оборотов за период.
Схема формы ведения учета с применением учетных регистров
Остатки средств по отдельным ведомостям должны сверяться с данными первичных документов, итоги по ведомостям обобщаются в шахматной ведомости по форме №В-9, далее оформляется оборотная ведомость и бухгалтерский баланс.
Мемориально-ордерная форма учета
Появление мемориально-ордерной формы учета относят к 1928-1930 годам. Ее основой является разделение в ведении систематических и хронологических записей. Данные первичных документов находят отражение в мемориальных ордерах, которые в свою очередь регистрируются в хронологическом порядке в журнале регистрации и осуществляются систематические записи в главной книге.
Однородные первичные документы заносятся в хронологическом порядке в накопительную ведомость, далее на основании таких ведомостей составляется мемориальные ордера, с отражением сумм и проводок. Мемориальные ордера составляются за месяц и ведутся в зависимости от размеров организации главным бухгалтером или бухгалтером. Перечень ордеров утверждает руководитель организации на отчетный год.
Синтетический учет при данной форме ведется в главной книге, аналитический – в каточках или книгах.
Главная книга, ее еще называют контрольно-шахматная ведомость, является основанием для составления оборотной ведомости. Она составляется с разделением на дебетовые и кредитовые операции.
Существует вариант применения данной формы на малых предприятиях, он является более простым и вместо мемориальных ордеров на каждый вид учета составляется ведомость: ведомость учета заработной платы, основных средств и т. д. На их основании составляется шахматная и далее оборотная ведомость.
Схема мемориально-ордерной формы представлена ниже. Пунктирные линии определяют сверку итогов по счетам.
Взятая за основу данной формы итальянская методология обладает следующими достоинствами:
Однако есть и существенные недостатки:
Подводя итоги можно говорить о том, что в современных реалиях данная форма больше приемлема на небольших предприятиях с малым оборотом.
Журнально-ордерная форма учета
Появилась в результате преобразования мемориально-ордерной формы учета, при этом название она получила от основного учетного регистра – журнала-ордера.
В журнально-ордерной форме учета используются как правило два учетных регистра:
Журнал-ордер – учетный регистр, в котором осуществляются хронологические записи в разрезе синтетического и аналитического учета. Занесение данных осуществляется по мере поступления первичных документов по кредитовому признаку (например, журнал-ордер №1 по счету 50; журнал-ордер №2 по счету 51 «Расчетные счета»).
Вспомогательная (накопительная) ведомость – регистр, функциональным назначением которого является систематизация данных первичных документов по дебетовому признаку (например, ведомость 1 по дебету счета 50 «Касса»).
Все журналы-ордера открываются на месяц отдельно для каждого синтетического счета или нескольких взаимосвязанных счетов, при этом каждый из них имеет свой постоянный номер. Итоги журналов-ордеров ежемесячно переносятся в главную книгу, которая ведется в течении года.
Главная книга – учетный регистр, отражающий начальные и конечные остатки по синтетическим счетам и обороты в течении отчетного года.
Ниже представлена схема журнально-ордерной формы учета. Пунктирные линии определяют сверку итогов по счетам.
Достоинствами данной формы учета являются:
Недостатки данной формы учета определены в следующем:
Журнально-ордерная форма ведения учета в настоящее время является наиболее распространённой и эффективной для применения на практике. Именно она чаще всего используется как основа при создании программных продуктов автоматизации бухгалтерского учета.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета
Одним из наиболее перспективных направлений современного развития бухгалтерского учета является все большее внедрение автоматизированной формы — использование в учетной работе ЭВМ.
Ключевой основой данной формы учета является концепция, построенная на комплексной автоматизации: от первичных документов до формирования отчетности. Сведения носящие справочный характер заносятся один раз в начале работы (справочник номенклатурных групп и т.д.), текущая информация заносится однократно по мере поступления/формирования первичных документов и далее многократно используется. Учетным регистром при этом является любой документ, содержащий в себе хронологическую и систематическую запись.
Особенностями данной формы являются:
В настоящее время существует большой диапазон компьютерных программ, используемых для решения конкретных задач пользователей. Однако программные продукты на базе 1С вывели автоматизацию учета совершенно на новый уровень.
Формы бухгалтерского учета
Форма учета – определенная система использования различных по строению учетных регистров, обуславливающая последовательность и способы учетных записей.
За время существования бухгалтерского учета применялись различные формы. Вначале форма учета была предельно простой и состояла из памятной книги (мемориал), в которую операции записывались в хронологической последовательности, и журнала, в котором указывали корреспонденцию счетов. Из журнала делали запись в Главную книгу, на основании которой составляли баланс.
Основными признаками, определяющими ту или иную форму учета, являются:
· виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;
· последовательность записей в них;
· применение средств вычислительной техники.
В настоящее время применяются несколько форм бухгалтерского учета:
1. Мемориально-ордерная (ее разновидность – Журнал-Главная)
3. Упрощенная форма бухгалтерского учета
4. Автоматизированная форма
Применение той или иной формы бухгалтерского учета зависит от размеров предприятия, квалификации работников, наличия средств оргтехники. Независимо от способа ведения учета его основу составляет документирование, где документы играют роль первичных носителей учетной информации.
Мемориально-ордерная форма счетоводства получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую группу операций или отдельно по банковским, кассовым операциям, по расчету заработной платы и другим составляется мемориальный ордер. В мемориальном ордере указывается его номер, краткое содержание операций, дебет и кредит счетов, сумма.
Мемориальный ордер №__ за ______г.
Содержание записи | По дебету счета (шифр) | По кредиту счета (шифр) | Сумма |
Частная | Общая |
Синтетический учет при мемориально-ордерной форме ведут в двух регистрах – в журнале регистрации и Главной книге. Регистрационный журнал применяется при регистрации бухгалтерских проводок (мемориальных ордеров) в хронологическом порядке с указанием номера, даты, суммы. В этом журнале каждому мемориальному ордеру присваивается порядковый номер.
Регистрационный журнал за ______г.
Порядковые номера мемориальных ордеров | Дата ордера | Сумма |
Затем мемориальные ордера записывают в Главную Книгу. По окончании каждого месяца в Главной книге подсчитывают итоги оборотов по дебету и кредиту, выводят сальдо по каждому счету, и составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам.
Аналитический учет ведется преимущественно на карточках, или на карточках и в книгах. По истечении месяца на счетах аналитического учета подсчитывают итоги сумм оборотов и составляют оборотные ведомости, которые сверяют с оборотной ведомостью по синтетическим счетам. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сопоставляют с суммой оборота в журнале регистрации мемориальных ордеров. После сверки и контроля составляют бухгалтерский баланс. Мемориально-ордерная форма учета позволяет ежемесячно сверять записи в учетных регистрах, применять разделение труда среди работников бухгалтерии.
Недостатками ее являются:
· громоздкость и трудоемкость учета, выражающаяся в дублировании записей в регистрах учета;
· отставание аналитического учета от синтетического, т.к. регистры не совмещают эти два вида учета;
· непосредственно по данным учетных регистров нельзя составить отчетность без дополнительных расчетов и выборок.
Журнал-Главная является разновидностью мемориально-ордерной формы учета. Характерной ее особенностью является то, что регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтетического учета объединены в одной комбинированной книге Журнал-Главная.
Номер мемориального ордера | Дата | Сумма оборота | Шифр и наименование счетов | ||
10 «Материалы» | 50 «Касса» | 51 «Расчетный счет» | и т.д. | ||
Д | К | Д | К | Д | К |
Сальдо на 1-е | |||||
Итого | |||||
Сальдо на 1-е |
Операции в книгу Журнал-Главную записываются непосредственно с первичных или сводных документов либо на основании мемориальных ордеров. В начале месяца в Журнал-Главную переносят сальдо по синтетическим счетам. Затем записываются операции, подсчитываются итоги по дебету и кредиту счетов и выводят сальдо на конец месяца. Аналитический учет ведется на карточках или в книгах. Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета приведена на рис.2
Рис. 2. Схема мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета
Условные обозначения:
1. Сплошные линии показывают последовательность выполнения учетных записей.
2. Пунктирные линии показывают сверку записей.
Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру, используемому при этой форме – журналу-ордеру. Она применяется на предприятиях различных форм собственности. Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно. Журнально-ордерная форма учета позволяет совместить во времени синтетический и аналитический учет. В журнально-ордерной форме бухгалтерского учета применяются в основном два вида регистров.
Журналы-ордера – это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу. Записи в них ведутся по мере поступления документов либо как итоги в зависимости от характера и содержания операции. Журналы-ордера ведут по кредиту одного или нескольких счетов по каждому первичному документу, или по итогам за день, или по итогам за более длительный период. Например, в журнале-ордере №1 по кредиту счета 50 «Касса» производятся записи итога за день на основании отчетов кассира, подтвержденных приложенными к ним документами. При незначительном количестве кассовых документов допускаются записи операций в регистры производить не каждый день, а за 3-5 дней. Данные первичных документов регистрируются только по кредиту счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
Кроме журналов-ордеров применяются вспомогательные ведомости, в которых ведут аналитический учет по счетам с большой номенклатурой аналитического учета. Итоги ведомостей в конце месяца переносят в журналы-ордера.
Итоги журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, которая используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. В ней показывают исходящее сальдо по каждому синтетическому счету. Обороты по кредиту синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Правильность записей, произведенных в Главной книге, проверяется подсчетом оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.
Главная книга открывается на год, на каждый счет отводится один лист. На основании Главной книги и ряда регистров заполняются баланс и другие формы отчетности.
Журнал-ордер №1 по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов.
Строка № | Дата | С кредита 50 счета в дебет счетов | Итого по кредиту |
51 «Расчетный счет» | 52 «Валютный счет» | 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» | и т.д. |
Итого: |
Счет 51 «Расчетный счет»
Месяц | Обороты по дебету | Итого по дебету | Оборот по кредиту | Сальдо |
С кредита счета______ по журналу-ордеру №___ | И т.д. | Дебет | Кредит | |
Январь и т.д. |
Обладая рядом преимуществ, а именно объединение синтетического и аналитического учета, подчинение регистров требованиям составления отчетности, контроля и анализа, данная форма основана на использовании ручного труда, и в этом смысле уступает автоматизированной форме учета. Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета представлена на рис.6.3
Рис.6.3. Схема журнально-ордерной формы бухгалтерского учета
Условные обозначения:
1. Сплошные линии показывают последовательность выполнения учетных записей.
2. Пунктирные линии показывают сверку записей.
Упрощенная форма бухгалтерского учета предназначена для субъектов малого предпринимательства и имеет две разновидности:
· Простая форма без использования учетных регистров;
· Упрощенная форма с использованием соответствующих учетных регистров.
Простая форма применяется в случае, когда у предприятия нет основных средств, расчеты с контрагентами ведутся сразу (отсутствуют задолженности на конец периода), отсутствуют переходящие остатки (например, нет незавершенного производства). При простой форме бухгалтерского учета применяется Книга учета хозяйственных операций.
Книга (журнал) учета хозяйственных операций
Регистрация операций | Наличие и движение имущества предприятия | ||||||
№ операции | дата, № документа | Содержание операции | Сумма | счет №__ | счет №__ | Счет №__ | и т. д. |
Д | К | Д | К | Д | К | ||
Сальдо начальное | |||||||
Оборот за период | |||||||
Сальдо конечное |
Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе «Содержание операции» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца, на основе которых составляется бухгалтерская отчетность.
Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1) для учета расчетов по оплате труда с работниками (а также по налогу на доходы физических лиц и т. п.) надо вести также ведомость учета заработной платы по утвержденной форме (форма В-8). Кроме того, ведется кассовая книга, лицевые счета работников и т.п.
Форма с использованием регистров малого предприятия применяется организациями, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также ведущими расчеты с последующей или предварительной оплатой.
В обеих ведомостях в графе «Содержание операции» делается запись на основании первичной учетной документации о сути совершенной операции.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость, являющаяся основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия.
Автоматизированная форма в настоящее время является одним из основных направлений современного бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что автоматизация бухгалтерского учета характеризуется высокой скоростью работы, большой емкостью памяти, большим набором выполняемых операций.
Автоматизированная форма учета ведется с использованием компьютерной техники с помощью специальных программ.
Наиболее распространенной программой является «1С-Бухгалтерия», позволяющая пользователю одновременно работать с Планом счетов, журналом регистрации хозяйственных операций и формировать различные выходные формы. Эта программа может базироваться как на журнально-ордерной форме учета, так и на других формах.
При использовании программы «1С-Бухгалтерия» бухгалтер проверяет и обрабатывает первичные документы и вводит содержащиеся в них данные в персональный компьютер на технические носители информации. Ввод данных осуществляется чаще всего с клавиатуры вручную в соответствии с графиком документооборота.
Программа «1С-Бухгалтерия» содержит набор типовых проводок, из которых бухгалтер может выбрать нужные для отражения хозяйственных операций. При необходимости возможен ввод проводок, не предусмотренных в данной программе.
На основе введенной с первичных документов информации и выбранной корреспонденции счетов создается журнал хозяйственных операций, который может быть выведен на печать. Программой предусмотрено получение как промежуточной информации, систематизированной в журналах-ордерах, мемориальных ордерах, садовых оборотных ведомостях, шахматных ведомостях и балансах.
Контрольные вопросы
1. Что такое учетные регистры?
2. Какие формы учетных регистров существуют?
3. Рассказать классификацию регистров.
4. Какие способы исправления ошибок в учетных регистрах применяются в бухгалтерском учете? Охарактеризовать их.
5. Что такое форма бухгалтерского учета?
6. В чем заключается сущность мемориально-ордерной формы учета?
7. В чем заключается сущность журнально-ордерной формы учета?
8. В чем преимущество автоматизированной системы бухгалтерского
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!