встать на учет по инвалидности через госуслуги
Подача заявления на прохождение медико-социальной экспертизы доступна на портале Госуслуг
Минтруд России совместно с Минцифры России запустили на портале Госуслуг обновлённый сервис, позволяющий гражданину дистанционно, в онлайн режиме подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы (МСЭ) по следующим направлениям МСЭ:
получение справки об инвалидности при изменении персональных данных, копии акта медико-социальной экспертизы и протокола ее проведения, а также дубликата справки об инвалидности;
изменение причины инвалидности;
внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида;
обжалование решения медико-социальной экспертизы;
определение причины смерти инвалида;
самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы при отказе медицинской организации или органа социальной защиты в направлении на медико-социальную экспертизу.
До конца 2021 года сервис будет расширен функционалом «Электронной регистратуры» для самостоятельного выбора гражданином времени прохождения МСЭ, на текущий момент после подачи заявки с гражданином связываются сотрудники бюро МСЭ для уточнения удобного времени прохождения медико-социальной экспертизы.
«Перевод услуг для граждан с инвалидностью в электронный вид является приоритетным направлением нашей работы. В 2020 году на портале Госуслуг появилась возможность подать заявление о включении транспортного средства инвалида в специализированный реестр. Услугой уже воспользовалось более 150 тыс. инвалидов. Следующим шагом планируется перевести в электронный вид процесс получения инвалидами технических средств реабилитации, в том числе с использованием электронного сертификата, а процедуру назначения пенсии по инвалидности сделать автоматической, в проактивном режиме», – отметил заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Скляр.
Напомним, временный порядок признания гражданина инвалидом и продления ранее установленной инвалидности действует до 1 октября 2021 года, который позволяет исключить личное участие гражданина. Если инвалидность оформляется впервые, то определение группы и составление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) осуществляется на основании медицинских документов. Для детей-инвалидов установление группы по достижению 18 лет также проходит без личного посещения учреждений бюро МСЭ. Для тех граждан, кому инвалидность была установлена ранее, в период действия временного порядка она автоматически продляется вместе с программой реабилитации.
Как оформить инвалидность
1. Когда можно оформить инвалидность?
Инвалидность можно оформить, если есть:
Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).
В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
В связи с пандемией до 1 марта 2022 года действует временный (упрощенный) порядок присвоения и продления инвалидности. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 года N 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».
2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?
Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).
Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.
Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. Сделать это можно лично или онлайн, на портале госуслуг РФ. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.
Если переданное медицинской организацией в бюро МСЭ направление содержит не полный объем обследований, то бюро МСЭ возвращает направление (для устранения недостатков) в медорганизацию самостоятельно. Срок возврата – 3 дня, срок для внесения изменений и передачи в бюро – 14 дней. Пациента обязаны уведомить об этом.
После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.
3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?
Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.
4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?
Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.
5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В некоторых случаях МСЭ может проводиться:
6. Как проводится экспертиза?
В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.
В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.
В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.
Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.
По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.
Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).
Как получить помощь для инвалидов
1. На какие виды помощи могут рассчитывать инвалиды?
Власти столицы помогают инвалидам во многих аспектах — от денежных выплат до создания комфортной городской среды.
Узнайте, как оформить денежные выплаты, в частности:
Узнайте, как получить помощь для семей с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами:
Узнайте, как получить социально-медицинские услуги:
Узнайте, как получить жилищную поддержку, в частности:
Узнайте, как получить льготы по использованию транспорта, в частности:
Кроме того, для инвалидов работают различные спортивные секции и группы. Ознакомьтесь с ними на сайте mos.ru.
2. Как оформить страховую пенсию по инвалидности?
Работающие или работавшие ранее инвалиды могут получать страховую пенсию по инвалидности (выплачивается инвалидам I, II или III группы, имеющим хотя бы один день страхового стажа).
Для назначения страховой пенсии по инвалидности нужно, чтобы:
Для оформления страховой пенсии по инвалидности вам обязательно понадобятся следующие документы:
Для точного определения размера пенсии вам также могут понадобиться другие документы. С полным перечнем документов, которые могут понадобиться, можно ознакомиться на сайте Пенсионного фонда России. Там же можно узнать актуальный размер фиксированной части страховой пенсии (раздел «Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности»).
Страховая пенсия по инвалидности оформляется:
Обратите внимание, что если к заявлению будут приложены не все необходимые документы, сотрудники центра «Мои документы» или отделения Пенсионного фонда дадут разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если вы подадите их в трехмесячный срок, днем обращения за пенсией будет считаться день подачи заявления.
3. Как оформить государственную пенсию по инвалидности?
Государственная пенсия по инвалидности назначается:
Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.
Актуальный размер фиксированной части страховой пенсии можно узнать на сайте Пенсионного фонда России (раздел «Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности»).
Для оформления государственной пенсии по инвалидности вам понадобятся:
Страховая пенсия по инвалидности оформляется:
Обратите внимание, что если к заявлению будут приложены не все необходимые документы, сотрудники центра «Мои документы» или отделения Пенсионного фонда дадут разъяснения, какие документы следует представить дополнительно.
4. Как оформить ежемесячную доплату к пенсии?
Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии предоставляется:
Доплата к пенсии назначается военнослужащему, который соответствует всем перечисленным ниже требованиям:
Размер доплаты к пенсии можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Для оформления доплаты к пенсии вам понадобятся:
Документы для оформления доплаты к пенсии необходимо подать в любой центр госуслуг «Мои документы» по экстерриториальному принципу, то есть без привязки к адресу регистрации в Москве.
5. Как получить помощь в снижении этажности инвалидам-колясочникам?
Страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилье предоставляется в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
Замена производится на равнозначное по площади жилое помещение:
Узнайте, как получить помощь в снижении этажности в нашей инструкции.
6. Как получить помощь в улучшении жилищных условий для страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями?
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает право на внеочередное улучшение жилищных условий для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Для получения жилья вне очереди необходимо встать на жилищный учет и подать заявление на внеочередное предоставление жилья.
Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.
7. Как получить дополнительные льготы инвалидам — участникам городских жилищных программ?
Московской городской программой «Жилище» предусмотрено, что при приобретении в рамках этой программы жилых помещений у города Москвы жителями города, состоящими на жилищном учете или учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений:
Узнайте, как получить помощь в улучшении жилищных условий, в нашей инструкции.
8. Как найти работу для инвалида?
Подбор подходящей работы для инвалидов проводится в соответствии с медицинскими рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА).
Вы можете обратиться в ближайший к вам отдел трудоустройства или в отдел трудоустройства инвалидов Центра занятости населения города Москвы по адресу: город Москва, улица Щепкина, дом 38, строение 1, телефоны: +7 (495) 705-75-75; +7 (916) 290-34-10.
По месту обращения вам:
Кроме того, вы можете ознакомиться с вакансиями для инвалидов на Портале открытых данных.
9. Как воспользоваться услугами центра мобильности в метро?
В московском метро работает Центр обеспечения мобильности пассажиров. Сотрудники центра помогают престарелым гражданам и инвалидам, пассажирам с маленькими детьми безопасно передвигаться по всему маршруту следования от входа в метро и до выхода, провожают пассажиров до поездов пригородного сообщения, автостанций, поездов дальнего следования и объектов социальной сферы.
Чтобы гарантированно получить помощь инспекторов центра, нужно заранее (не менее чем за 24 часа до поездки) оставить заявку на сопровождение:
Услуги инспекторов бесплатны для пассажиров. Оплачивается только проезд в метро согласно действующим тарифам. Если у вас есть право бесплатного проезда, для вас бесплатными будут и проезд, и услуги инспекторов центра.
10. Какие льготы на парковку есть у инвалида?
Инвалиды или те, кто перевозит инвалидов или детей-инвалидов, могут парковаться на специальных местах для инвалидов, которые не имеют право занимать другие участники дорожного движения. С 1 июля 2020 года чтобы воспользоваться этим парковочным местом, нужно, чтобы:
С сентября 2018 года знак «Инвалид» для автомобилей стал персонифицированным — на нем указывались фамилия, имя и отчество инвалида (или ребенка-инвалида), дата его рождения и прочее. Его нужно было получить в Бюро медико-социальной экспертизы по месту жительства. Теперь это требование упразднили, а сам знак можно купить, например, в автомагазине.
С 1 июля 2020 года для бесплатной парковки в зоне платной парковки в Москве не нужно дополнительно получать льготное разрешение на парковку. Московский реестр парковочных разрешений для инвалидов упразднили, а все данные об автомобилях из него перенесли в Федеральный реестр инвалидов. Проверить актуальность сведений можно при помощи онлайн-сервиса, достаточно указать госномер машины.
Если данных нет, либо есть, но вы хотите их изменить (например, поменять машину или срок действия разрешения), нужно подать заявление. Сделать это можно:
Обратите внимание, в реестр вносятся сведения только на 1 автомобиль, но эти данные можно менять.
Автомобиль будет внесен в Федеральный реестр инвалидов в течение 15 минут с момента регистрации заявления.
По вопросам внесения или изменения данных об автомобиле в Федеральном реестре инвалидов, следует обращаться в центр госуслуг «Мои документы». Если вопрос связан с парковочным пространством — в единый контакт-центр «Московский транспорт» по телефону: +7 (495) 539-54-54, 3210 (бесплатно с мобильных телефонов) или заполнив форму на Едином транспортном портале.
11. Как получить бесплатную юридическую помощь?
Инвалиды I и II группы могут получить бесплатную юридическую помощь, обратившись к специальным московским адвокатам. Полный список адвокатов, оказывающих такую помощь, размещен на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
Чтобы получить бесплатную юридическую помощь, вам нужно обратиться к адвокату (в адвокатское образование) с документами. Вам понадобятся:
Более подробную информацию вы можете получить, скачав памятку по вопросам оказания бесплатной юридической помощи на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.
Обратите внимание, бесплатная юридическая помощь предоставляется только в случаях, предусмотренных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
На Госуслугах открыли специальный сервис для инвалидов
Обычно он, смущаясь, называл пару адресов, куда мы затем ездили по его инвалидным проблемам. Но на это раз он рассмеялся:
— А разве ты не знаешь?
— Так теперь на портале госуслуг для таких, как я, открыли сервис. Удобно, не выходя из дома, решаю свои проблемы. Так что лучше почаще заезжай.
И действительно, на официальном сайте Минцифры России узнаю, что министерство совместно с Минтрудом России и Фондом социального страхования запустили новый социальный сервис. По словам замглавы Минцифры России Дмитрия Огуряева, это сделано в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» при реализации суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности».
Прчитав все это, захожу на портал госуслуг. Щелкаю мышкой. И узнаю: тут теперь можно подать заявление, чтобы получить, заменить или отремонтировать техническое средство для реабилитации. А также компенсировать такие расходы. Получить или компенсировать расходы за сурдоперевод и тифлосурдоперевод. Получить собаку-проводника, а также компенсировать расходы на ее содержание и ветеринарное обслуживание.
Вернуть затраты на проезд к месту нахождения организации, где получают техсредства реабилитации. Кстати, уже в сентябре, как заявил замглавы Минтруда России Алексей Скляр, планируется, что их можно будет получать, используя электронный сертификат. При оформлении заявления достаточно выбрать соответствующую опцию.
И это не все. Можно подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы или обжаловать ее решение, внести изменения в индивидуальную программу реабилитации. Заказать справки об инвалидности при изменении персональных данных, ее дубликат.
По словам разработчиков «Онлайн-помощи при инвалидности», в дальнейшем хотят сделать автоматической даже процедуру назначения пенсии по инвалидности. На вопрос «РГ», создаются ли в регионах сервисы онлайн-помощи для людей с инвалидностью, замглавы Минцифры России Дмитрий Огуряев утвердительно заявил, что они активно развиваются. И привел в пример Московскую область, где только за последний год было оцифровано и оптимизировано десять онлайн-услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Наш разговор с министром госуправления, информационных технологий и связи Московской области Максимом Рымаром начался с вопроса, насколько цифровые сервисы востребованы жителями региона.
На что он тоже привел несколько цифр. В Подмосковье в электронном виде предоставляется 205 услуг. В этом году запланированы оптимизация и перевод в «цифру» еще более чем 100 услуг. А количество пользователей, зарегистрированных на региональном портале, достигло семи миллионов человек, то есть цифры, близкой к численности населения Московской области.
Тогда, Максим Александрович, скажите, могут ли жители, имеющие инвалидность, получать компенсацию расходов по ЖКУ, не выходя из дома?
Максим Рымар: Эта услуга для них полностью переведена в электронный вид. Достаточно приложить к заявлению на портале скан паспорта и квитанцию, подтверждающую оплату.
Результат услуги заявитель получит в течение восьми рабочих дней в личном кабинете. Деньги зачисляют на банковский счет, выплачивают через организации почтовой связи или другими способами.
Максим Рымар: Эта услуга переведена в онлайн-режим. Теперь, чтобы получить средства для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью (очки для коррекции зрения, «коммуникатор Морзе», глюкометр с речевым выходом, медицинскую кровать и другие), не надо лично ходить по ведомствам.
С этого года мы заменили бумажный сертификат выплатой. Ее можно оформить на региональном портале госуслуг. Это не только значительно упрощает подачу документов, но и дает льготнику возможность приобрести техническое средство реабилитации на свое усмотрение. Размер выплаты составляет от 1,2 до 30 тысяч рублей.
Многим инвалидам автомобиль нужен по медицинским показаниям. Они по-прежнему в хлопотах, чтобы вернуть стоимость полиса ОСАГО?
Максим Рымар: С этого года компенсацию стоимости ОСАГО тоже можно оформить на портале госуслуг, после чего обратиться в удобный МФЦ для сверки документов. После сверки результат оказания услуги придет в личный кабинет.
Так же просто у вас оформить и проезд к месту лечения и обратно?
Максим Рымар: Конечно. Для бесплатного проезда к месту лечения и обратно для льготных категорий граждан не требуется предоставлять справку об инвалидности.
Об инвалидах боевых действий стали меньше вспоминать.
Максим Рымар: Не соглашусь. Военнослужащим, получившим военные травмы во время службы, а также инвалидам боевых действий обивать пороги ведомств тоже теперь нет необходимости.
Они могут подать заявление на ежемесячную компенсацию в электронном виде и после этого обратиться в удобный МФЦ для сверки документов. Решение о компенсации придет в личный кабинет заявителя.
Аналогичный механизм работает и для ежегодной компенсации. Она доступна для инвалидов боевых действий I группы. Размер ее составляет 100 тысяч рублей. Решение о назначении выплаты приходит в личный кабинет на региональном портале в течение десяти рабочих дней.
Я уже сам начинаю путаться в мерах соцподдержки. Их так много. А как быть людям неискушенным? В Тульской области, например, учат инвалидов разбираться в онлайн-реальности, проводят обучение. Как вы это решаете?
Максим Рымар: У нас специально для этого придумана экспертная онлайн-система, которая информирует жителей о положенных мерах соцподдержки.
Так называемый «виртуальный эксперт» предлагает заявителю ответить на ряд вопросов: о трудовой деятельности, месте проживания, наличии инвалидности, наличии детей и так далее. Затем в зависимости от жизненной ситуации для пользователя автоматически формируется перечень мер соцподдержки, на которые он может рассчитывать. В справке также указывают ведомства, их предоставляющие, и сроки оказания. Так что заходите на наш портал и все узнаете.
На портале госуслуг появилась запись на медико-социальную экспертизу
Подать заявление на прохождение медико-социальной экспертизы можно на портале госуслуг, сообщили в Минтруде. В ведомстве подчеркнули, что новый сервис запущен совместно с Минцифрой.
Отмечается, что с гражданином, который оставит на портале заявление, свяжется сотрудник бюро МСЭ для уточнения удобного времени прохождения медико-социальной экспертизы. Однако уже до конца 2021 года возможности сервиса дополнят функционалом «Электронной регистратуры», что позволит людям самостоятельно выбирать для себя время.
В Минтруде подчеркнули, что ежегодно в медико-социальную экспертизу обращаются почти три миллиона инвалидов. По словам замглавы Минтруда Алексея Скляра, сегодня большинство услуг переводятся в электронный формат. Так, в 2020 году на госуслугах появилась возможность подать заявление о включении транспортного средства инвалида в специализированный реестр. Услугой уже воспользовалось более 150 тысяч инвалидов. Также планируется перевести в электронный вид процесс получения инвалидами технических средств реабилитации, а процедуру назначения пенсии по инвалидности сделать автоматической, в проактивном режиме.
Также до 1 октября действует временный порядок признания гражданина инвалидом и продления ранее установленной инвалидности без личного участия людей. Если инвалидность оформляется впервые, то группа устанавливается на основании медицинских документов. Для тех граждан, кому инвалидность была присвоена ранее, в период действия временного порядка она автоматически продлевается вместе с программой реабилитации.
Таким образом, сегодня в режиме онлайн можно пройти медико-социальную экспертизу, обжаловать решение МСЭ, внести изменения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, получить справку об инвалидности при изменении персональных данных, дубликат справки об инвалидности, получить копию акта и протокола проведения медико-социальной экспертизы.