втб биометрия в приложении
ВТБ и Московский метрополитен запустили оплату проезда с помощью распознавания лиц в метро
ВТБ и Московский метрополитен запустили совместный проект по оплате проезда с использованием биометрических данных на всех станциях. Теперь жители Москвы смогут оплачивать «взглядом» проезд в метро без использования смартфона или карты. Face Pay не станет обязательным для пассажиров — остальные варианты для оплаты проезда останутся.
Для подключения услуги требуется зайти в приложение «Метро Москвы» и перейти в раздел «Face Pay», где нужно загрузить свое фото, привязать «Тройку» и банковскую карту любого банка, с которой будут списываться средства за проезд. Сам процесс оплаты аналогичен механизму оплаты по банковской карте: достаточно подойти к отмеченному черным стикером турникету или валидатору и бросить взгляд на специальную биометрическую камеру — дверцы откроются в течение Если камера не узнает пассажира в маске, то её следует сдвинуть вниз и надеть обратно после успешного прохода. Банк ВТБ автоматически проведет списание средств со счета карты по факту прохода. При этом списание средств и все процедуры с платежом аналогичны тем, что действуют при проходе с банковской картой.
Данные пользователей Face Pay хранятся в виде зашифрованных биометрических ключей, которые невозможно расшифровать обратно в фотографию лица пассажира. Камера на турникете считывает биометрический ключ и сравнивает его с ключом из базы. Если совпадение есть — створки откроются. В случае возникновения сложностей в работе сервиса пассажиры могут написать официальному чат-боту метрополитена в Telegram.
«Банк ВТБ уделяет особое внимание вопросу цифровизации процессов и внедрению инновационных решений в транспортной инфраструктуре. Сегодняшний запуск проекта оплаты по Face Pay — это новая цифровая эпоха в работе платежной системы Московского метрополитена. Мы уверены, что пассажиры по достоинству оценят удобство нового сервиса в условиях современной динамичной жизни города», — прокомментировал Вадим Изотов, начальник управления разработки и сопровождения специальных электронных продуктов, старший вице-президент банка ВТБ.
Банк ВТБ обеспечивает проведение расчетов по привязанным к биометрии банковским картам, в том числе осуществляет анализ поездок за день для определения стоимости проезда пассажира с учетом правил организации пересадок между различными видами транспорта.
Решение банка по использованию биометрии для оплаты проезда выбрано для развертывания во всех вестибюлях Московского метрополитена в 2021 году, поскольку Платформа ВТБ «Транспортный процессинг» обеспечивает прием бесконтактных банковских карт на турникетах и валидаторах при оплате проезда в мосметро, наземном транспорте и МЦД.
Открытие банковского счета при помощи биометрии – настоящий квест
В условиях пандемии, когда физическая свобода ограничена, в отличие от цифровой, возможность дистанционного открытия счета в банке, клиентом которого вы не являетесь, могла бы быть как нельзя кстати. Например, чтобы сделать вклад или получить кредит. Эта «цифровая свобода», обещает «Ростелеком», будет возможна благодаря Единой биометрической системе (ЕБС), оператором которой он является. С ее помощью можно стать клиентом какого-либо банка, не нарушая режима самоизоляции. Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно сдать в ЕБС свои данные – изображение лица и образец голоса, и быть зарегистрированным на портале госуслуг.
Биометрические данные в ЕБС сдали 133 000 россиян (сделать это можно в 13 500 отделений 239 банков, данные ЦБ), в том числе корреспондент «Ведомостей». Она и провела тест-драйв этой системы и попробовала открыть с ее помощью счета в банках. Это оказалось испытанием не для слабонервных. Основной вывод: «Осторожно, выполнено профессионалами, не пытайтесь повторить это дома».
Клиент временно недоступен
По закону банк должен идентифицировать нового клиента в его личном присутствии, это нужно для профилактики отмывания денег и финансирования терроризма. Удостоверившись, что человек действительно тот, за кого себя выдает, банк впоследствии может предлагать ему практически любые сервисы дистанционно. ЕБС решает проблему удаленной идентификации новых клиентов: если человек в ней зарегистрирован, то он уже может не приходить в офис банка, а открыть счет или получить другие услуги дистанционно.
Не все за ЕБС
ЕБС создана по инициативе ЦБ и «Ростелекома», она заработала летом 2018 г., но пока лишь единицы банков предлагают россиянам становиться их клиентами с ее помощью. Да и те, кто это делает, ЕБС активно не рекламируют: чтобы найти опцию получения услуг через ЕБС на сайтах банков, в большинстве случаев нужно как минимум знать, что искать, и все равно придется постараться, чтобы найти желаемое.
В приложении «Биометрия» от «Ростелекома» для iOS есть лишь одно предложение – открытие накопительного счета в «Почта банке». Более широкий перечень – в личном кабинете на портале госуслуг: помимо продуктов «Почта банка» предлагается кредитная карта Совкомбанка, дебетовая карта «Тинькофф банка», накопительный счет и кредит от Промсвязьбанка, кредит на покупку товара в интернет-магазинах от «Хоум кредит». Об услугах еще трех банков – ВТБ, Россельхозбанка (РСХБ) и «Ак Барса», также работающих с ЕБС, там ничего не говорится. На этом перечень банков, клиентом которых можно стать с помощью биометрии, заканчивается.
Банки начали погоню за биометрическими данными клиентов
Эпизод 1. ВТБ
На своем сайте в разделе «вклады и счета» ВТБ предлагает открыть счет в офисе или через «ВТБ онлайн». Выбрав эту опцию и нажав на кнопку «стать клиентом через госуслуги», можно начинать проходить удаленную идентификацию с помощью ЕБС. Корреспондент «Ведомостей» делала это с компьютера. С сайта ВТБ вы попадете на госуслуги, где необходимо ввести логин и пароль от личного кабинета, далее – дать согласие банку на «съем данных в ЕБС». После этого открывается новая страничка, на которой необходимо дать доступ к камере и микрофону, а также система просит «поместить лицо» в рамочку на экране.
Перед началом процедуры потребовалось установить плагин Adobe Flash Player последней версии. После этого можно было беспрепятственно поместить лицо в кадр и нажать на кнопку «начать». Далее нужно смотреть в камеру и разборчиво прочесть последовательность цифр – в этот момент ЕБС сличает передаваемые ей данные с хранящимися в системе. (В 2018 г. корреспондент «Ведомостей» также тестировала ЕБС в одном из банков, но не смогла открыть счет после нескольких попыток с разных устройств, поскольку на чтение числового ряда давалось слишком мало времени. На этот раз времени было достаточно).
После того как корреспондент «Ведомостей» будто бы успешно прошла идентификацию, нужно было дать еще одно согласие банку на получение сведений о себе. Это было невероятно – вы в шаге от дистанционного открытия счета, и притом с первой попытки. Но чуда не случилось: на сайте ВТБ появилось сообщение: «Для открытия счета посетите офис банка». Вторая попытка дала тот же результат.
Спустя несколько дней «Ведомости» вернулись к тестам в ВТБ, и хотя снова проходили процедуру с компьютера, на этот раз система настоятельно предлагала установить мобильное приложение «Ростелекома», в котором по-прежнему были услуги лишь «Почта банка». В другой раз банк даже не пытался перенаправить корреспондента «Ведомостей» на портал госуслуг, а сразу предлагал явиться в отделение.
После запроса в пресс-службу на связь вышли IT-специалисты ВТБ, проверили систему, перезвонили и решили уточнить, а сданы ли биометрические данные в принципе (в этом сомнений не было, хотя подозрения, а существует ли сама ЕБС, периодически закрадываются).
Спустя некоторое время сотрудник ВТБ перезвонил еще раз и предложил проделать все манипуляции под его руководством. Оказалось, дело было в браузере: если пользоваться устаревшей версией Safari, то ЕБС может решить, что человек заходит с мобильного устройства, а не с компьютера, и предлагает скачать приложение. (О возможных проблемах с Safari пользователя не предупреждал ни ВТБ, ни «Ростелеком», ни другие банки, где была такая же проблема). По совету IT-специалиста ВТБ «Ведомости» установили другой браузер. С поддержкой ВТБ «на трубке» корреспондент «Ведомостей» прошла идентификацию: дала все согласия, посмотрела в камеру и прочитала последовательность цифр. Одновременно от госуслуг на почту корреспондента «Ведомостей» пришло письмо об успешной идентификации, пришло письмо и от ВТБ: с логином от личного кабинета и обещанием прислать пароль – отдельно в смс.
Объяснение ВТБ
Пресс-служба ВТБ: «Мы подтверждаем, что в ВТБ возможность дистанционного открытия счета с помощью биометрии исключает посещение офиса. Для подключения рекомендуем использовать последнюю версию одного из браузеров, в числе которых – Яндекс, Google Chrome, Safari, Mozilla, Opera, Microsoft Edge. На стороне банка все системы, обеспечивающие регистрацию с использованием биометрии, работают штатно».
Но ликовать было рано. Спустя два часа от ВТБ пришла смс с таким содержанием: «Обработать заявку на подключение к ВТБ-онлайн не удалось. Наши специалисты рассмотрят ее в течение трех рабочих дней. Вы также можете обратиться в офис ВТБ ». Смску пришлось показать специалистам банка – и после этого пароль наконец-то пришел. Спустя еще пару технических заминок доступ к счету в «ВТБ-онлайн» все же удалось получить.
Эпизод 2. «Почта банк»
В «Почта банке» открывать счет было решено через мобильное приложение «Ростелекома». Но одной «Биометрии» недостаточно: пришлось скачать и приложение «Почта банка», в которое пользователь перенаправляется из «Биометрии». «Почта банк» тут же эмитирует человеку, скачавшему его приложение, виртуальную предоплаченную карту: она с лимитом расходов, но зато для нее не нужна полная идентификация, пользоваться ей можно сразу. Для проведения платежей и переводов в интернете на небольшие суммы этого достаточно.
ЦБ и «Ростелеком» показали, как будет работать Единая биометрическая система
Чтобы все-таки открыть счет, нужно воспользоваться ЕБС и проделать все то же, что и в случае с ВТБ: дать все согласия, предъявить лицо, прочитать числовой ряд.
Госуслуги направили прошедшей все эти этапы корреспонденту «Ведомостей» письмо об успешной идентификации, далее приложение «Почта банка» предложило проверить паспортные данные и указать некоторые другие, например, электронную почту. Затем в приложении надо было ввести код из смс – последний этап перед открытием счета. Получив код, приложение «Почта банка» выдавало сообщение на английском, что требуются данные о месте рождения, и открыть счет не получилось.
Неожиданным оказалось существование дистанционной проверки паспортных данных: для подтверждения самостоятельно введенных сведений не пришлось идти в офис «Ростелекома» или банка. Спустя несколько часов от МВД пришел ответ, и счет в «Почта банке» был открыт.
Эпизод 3. «Тинькофф»
«Тинькофф» на ЕБС не полагается: в отличие от других банков, перед прохождением идентификации с помощью нее он единственный требует заполнить анкету-заявку с паспортными данными, адресом, номером телефона, хотя все эти данные банк может получить на портале госуслуг. Как выяснилось, это нужно на случай, если ЕБС не сработает: поскольку заполнена заявка на получение дебетовой карты, сотрудник колл-центра может позвонить и уточнить адрес для ее доставки. Идентификацию в этом случае проводит представитель банка, в присутствии которого подписывается договор.
В целом идентификация через ЕБС для получения пластиковой карты дает мало преимуществ: все равно нужно встречаться с представителем банка для ее получения, а он сам может провести идентификацию. Разве что можно загрузить цифровую карту в мобильный кошелек и платить ей сразу же, не дожидаясь курьера.
Во время верификации в «Тинькофф» ЕБС никак не могла распознать лицо и голос, и пришлось трижды повторять процедуру: смотреть в камеру, называть цифры. На третий раз система вроде бы дала добро, осталось ввести на сайте «Тинькофф» код подтверждения, отправленный на мобильный телефон. На этот раз после тяжелого дня тестирования ЕБС ошиблась корреспондент «Ведомостей» и неверно ввела код. Получить новую смс с кодом никак не получалось, как и заново пройти идентификацию. Пресс-служба банка уточнила, что процесс устроен таким образом, что если клиент допустил ошибку при оформлении услуги, могут быть проблемы с ее повторным получением, так как счет уже был открыт и создана заявка на выпуск карты. «В таком случае наш представитель доставит клиенту дебетовую карту сразу на следующий день в удобное для него время и место. В ближайшем будущем мы планируем исправить баги, которые сейчас могут возникать в связи с ошибочным вводом кодов клиентами», – указала пресс-служба. Действительно, через некоторое время позвонил сотрудник колл-центра «Тинькофф» с вопросом, куда доставить карту. На этом эксперимент пришлось прекратить.
Эпизод 4. Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк
Легче всего воспользоваться ЕБС оказалось в Россельхозбанке: уже на титульной странице для входа в интернет-банк РСХБ предлагал авторизоваться через госуслуги, пройти идентификацию с помощью ЕБС, заполнить анкету клиента, придумать логин для онлайн-кабинета. На все ушло не более 10 минут. После этого банк обещал прислать сообщение с временным паролем для входа в онлайн-банк, которое долго не приходило. Когда корреспондент «Ведомостей» уже не ждала ничего хорошего, пароль пришел (спустя два часа) и доступ к интернет-банку был налажен.
В Промсвязьбанке в течение тестового дня после нескольких попыток не удавалось пройти идентификацию, причем каждый раз возникала новая проблема, о чем «Ведомости» сообщили пресс-службе. Через день, когда IT-специалисты наладили систему, идентификация прошла буквально за пять минут. «Сервис был недоступен в связи с технической ошибкой в передаче данных, – сообщил представитель Промсвязьбанка, – сейчас все работает в штатном режиме».
На сайте Совкомбанка, как и «Тинькофф», обнаружить опцию удаленной идентификации сразу не удалось, поэтому «Ведомости» перешли туда по ссылке из кабинета на госуслугах. Возникала та же ошибка, как и в случае с ВТБ: система требовала скачать приложение. Пришлось поменять браузер и через него пройти уже привычную процедуру идентификации. На госуслугах говорилось, что по ссылке можно получить кредитную карту, но оказавшись в интернет-банке Совкомбанка, корреспондент «Ведомостей» не обнаружила у себя ни одного продукта: ни счета, ни карты, как их получить – неясно. На вопрос, как оформить карту, оператор чата поддержки запросила все паспортные данные и адрес для доставки карты и подписания договора с представителем. Правда, после вопроса, а зачем тогда было идентифицироваться через ЕБС и госуслуги, на которых есть все данные, оператор не стала требовать эти сведения. От карты корреспондент «Ведомостей» отказалась и попросила оператора завести счет, после чего получили в чате ссылку для его открытия.
Из тестовой выборки были исключены: «Ак Барс» – из-за технических ограничений, пока банк поддерживает открытие счета через ЕБС с помощью приложения для Android; «Хоум кредит», поскольку он использует ЕБС только при покупке товара в ограниченном числе интернет-магазинов.
Счет открыт. Игра продолжается
Итак, удаленно идентифицироваться и получить доступ в онлайн-банк, хоть и с горем пополам, но можно. Однако это не самоцель: люди делают это ради получения услуг. Некоторые (Россельхозбанк) сразу предлагают целый перечень продуктов, от кредитов до вкладов, а в случае с другими, например с Совкомбанком, человек оказывается в пустом онлайн-банке: непонятно, зачем вообще он нужен и на какую кнопку нажать, чтобы завести счет. Правда, оператор в чате довольно быстро помог разобраться и открыть накопительный счет.
Другой вопрос – как пополнить счет. Корреспондент «Ведомостей» нашла в Системе быстрых платежей (СБП) свои новые счета в Промсвязьбанке, Совкомбанке, «Почта банке», на которые можно перевести деньги по номеру мобильного телефона. Счета в других банках СБП не находила, и оставалась единственная возможность перевести деньги по реквизитам счета. Правда, из-за праздничных дней деньги, отправленные на счет в ВТБ три дня назад, еще не дошли.
ЦБ разрешил банкам дистанционно открывать счета новым клиентам
Пионеры нового стиля
Банки, реализовавшие сервисы удаленной идентификации, – пионеры отрасли и видят возникающие ошибки, пробуют разные варианты клиентского пути, сталкиваются с проблемами и успешно решают их, говорит представитель «Ростелекома». Через некоторое время с ростом числа транзакций с использованием биометрии рынок стабилизируется и клиентский путь во всех банках будет реализован с использованием лучших практик, надеется он.
Центробанк видит повышенный спрос на удаленную идентификацию в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, говорит его представитель. В апреле на 16% по сравнению с мартом увеличилось количество граждан, прошедших удаленную идентификацию для получения банковских услуг, также два банка начали предоставлять услуги с использованием ЕБС, привел статистику представитель регулятора. Абсолютное число прошедших удаленную идентификацию он не раскрыл. Еще более десятка банков в процессе реализации сервиса по предоставлению банковских услуг с помощью удаленной идентификации, сказал он.
Продолжение следует
Не отладив операции, ради которых создавалась ЕБС, ее создатели обсуждают, где еще она может пригодиться. Законопроект, позволяющий оказывать почти любые услуги с использованием ЕБС, а также обязывающий банки с универсальной лицензией дистанционно открывать счета и выдавать кредиты, готовится ко второму чтению, напомнил представитель ЦБ. Расширить доступ к получению государственных и иных услуг также позволит принятие законопроекта о самостоятельной регистрации гражданами биометрии в ЕБС, считает регулятор.
Биометрия может сделать многие сервисы удобнее и безопаснее, верит «Ростелеком». ВТБ планирует организовать через ЕБС вход на «ВТБ арену», «Русский стандарт» работает над внедрением технологий биометрического эквайринга, «Ак Барс» тестирует биометрию для разблокировки клиентов в дистанционных каналах обслуживания, перечислил представитель «Ростелекома».
Биометрия, по его словам, позволит получать квалифицированную электронную подпись дистанционно, что позволит перевести в онлайн очень многие госуслуги. Совместно с Федеральной нотариальной палатой «Ростелеком» прорабатывают механизм идентификации клиентов с использованием ЕБС уже при личном присутствии. Обсуждается проект идентификации граждан для дистанционного участия в судебных заседаниях (по видеосвязи), заключает представитель «Ростелекома».
Ни банки, ни ЦБ, ни «Ростелком» не раскрыли, скольким людям удалось пройти удаленную идентификацию через ЕБС. Обычный человек, если он не сотрудник банка или «Ростелекома» и ему не критически важно открыть счет в конкретном банке «здесь и сейчас», скорее всего, бросит прохождение удаленной идентификации, столкнувшись с первыми сложностями и отказами системы. А преодоление системы в разных банках в течение дня попросту опасно для психики. Наверное, биометрическая идентификация – технология будущего. Вот только вряд ли ближайшего.
Биометрия в банках: что это, зачем и к чему приведет
Что такое биометрические данные
Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления (идентификации) или проверки (аутентификации) личности. К ним относятся лицо, движение губ, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен и голос.
Зачем банки собирают биометрию
Российские банки собирают биометрические данные клиентов в двух направлениях: для собственных целей, чтобы повысить безопасность, удобство и скорость обслуживания клиентов, а также для Единой биометрической системы (ЕБС), которая была запущена Банком России и «Ростелекомом» летом 2018 года. Эта система позволяет гражданам становиться клиентами банков без посещения офиса за счет удаленной идентификации. В двух этих случаях сдача биометрии для клиентов является добровольной.
Собирать данные в ЕБС (изображение лица и цифровой слепок голоса) по закону должны все банки, однако услуги через ЕБС (открытие счета, выдача кредита и проведение платежей) пока оказывают только несколько кредитных организаций:
Скоро к этому списку должны добавится Росбанк, «Русский Стандарт» и РНКБ. Собственные биометрические проекты реализуют не все участники рынка: из крупнейших игроков это делают Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Почта Банк и «Хоум Кредит».
Способы использования биометрии кредитными организациями
Как происходит сбор биометрии
Для регистрации в ЕБС необходимо один раз посетить отделение банка с паспортом и СНИЛС, а также иметь подтвержденный аккаунт на сайте госуслуг. Если человек еще не является клиентом банка, ему надо открыть счет. Для сдачи своих данных клиент подписывает согласие на их обработку, после чего сотрудники производят запись образца голоса и делают фотографию. Для записи необходимо прочитать три последовательности цифр. Процедура длится не больше десяти минут. В перспективе сдать данные для ЕБС можно будет в МФЦ или в специальном мобильном приложении, рассказал представитель «Ростелекома».
Процедура сдачи биометрии для собственных систем в каждой кредитной организации может отличаться. Например, ВТБ записывает образцы голоса при общении с оператором. Во время записи разговор может вестись на любую комфортную для пользователя тему, чтобы система могла зафиксировать и записать корректный слепок.
Какими законами регулируется сбор биометрии
В настоящее время работа Единой биометрической системы регулируется двумя законами: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно им, использование ЕБС в новых сферах может определяться только отдельными законодательными актами.
На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о расширении сферы деятельности ЕБС, его принятие позволит использовать систему без необходимости внесения изменений в отраслевое законодательство, а также приведет к появлению внебанковских сервисов, предоставляющих услуги через ЕБС.
Почему немногие хотят сдавать биометрию в банке
Россияне пока с настороженностью относятся к ЕБС: по последним данным «Ростелекома», на август 2020 года в ЕБС было зарегистрировано около 150 тыс. пользователей. Внутрибанковским проектам клиенты передают свои данные охотнее. Так, Сбербанк собрал около 1 млн данных клиентов (точную цифру банк не раскрывает, но всего у него насчитывается 94 млн клиентов), ВТБ — более 130 тыс. У Почта Банка внутреннюю биометрическую идентификацию по изображению лица прошли все клиенты. Несмотря на то, что сдача биометрии является добровольной, отказавшемуся фотографироваться клиенту будет доступен ограниченный перечень услуг, поскольку банк иначе не сможет гарантировать безопасность всех операций, объяснил 100%-ную сдачу биометрии представитель Почта Банка.
Небольшое число клиентов, готовых воспользоваться услугами ЕБС, связано с недостаточной информированностью граждан о такой возможности, считает представитель «Хоум Кредит». По мнению Емельянова из Почта Банка, чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно, чтобы технология вышла широко за пределы банковской индустрии. Как пояснил представитель «Ростелекома», после принятия законопроекта о сферах применения биометрии появятся новые массовые сервисы: оплата по биометрии, дистанционная сдача экзаменов в образовательных учреждениях, сервисы для нотариусов, судопроизводства, а также другие продукты, которые сейчас находятся на стадии проработки — технической и нормативной.
Еще одна причина — сильно преувеличенные страхи, связанные с возможными утечками биометрических данных, добавляет Емельянов. С точки зрения безопасности ЕБС хорошо продумана, говорит руководитель проектов департамента технологического развития СКБ-банка Альберт Усенко. Записанные фото и голос хранятся в виде математической модели, поэтому ее попадание в руки злоумышленников ничего им не даст, объясняет он: «Ценность представляет связка биометрического контрольного шаблона и набор персональных данных пользователей. Поэтому биометрический контрольный шаблон хранится в ЕБС, а набор персональных данных храниться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Они обе расположены в разных местах и никак напрямую между собой не связаны».
Биометрические системы — это надежный и апробированный механизм повышения защищенности дистанционного взаимодействия клиентов с организациями, говорит начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов. Однако, по его мнению, биометрия должна быть дополнительным, а не единственным фактором проверки или подтверждения личности клиента, поскольку фото, видео и голос человека не являются «секретами», как пароли и кодовые слова, а значит, в теории могут быть собраны и использованы без ведома клиентов.
Партнер технологической практики KPMG в России и СНГ Оксана Борисова также видит эффективность применения биометрии в защите от мошенников и считает, что несмотря на риски, ее лучше сдавать для обеспечения безопасности операций и настраивать многофакторное подтверждение проведения операции.
«Наиболее частым сценарием хищения денежных средств является получение данных клиента, необходимых для идентификации и проведения операций в удаленных каналах обслуживания. На сегодняшний день клиент может выбрать различные способы идентификации: обычный PIN-код или пароль, отпечаток пальца, распознавание голоса, проверка с помощью видео и т.д. Ни один из способов не обеспечивает 100%-ную защиту от действий злоумышленников, биометрия — не исключение. Однако использование биометрии в качестве второго или третьего фактора аутентификации может значительно повысить безопасность данных и улучшить клиентский опыт, потому что клиенту не требуется запоминать сложные пароли», — считает Борисова.
Что касается ЕБС, то, по мнению руководителя группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максима Налютина, сдача биометрии важна только в том случае, если клиент собирается активно открывать счета и новые продукты в банках, где он ранее не обслуживался, особенно в условиях эпидемиологических ограничений.
Влияние пандемии на будущее биометрии
Под влиянием пандемии COVID-19 технология начала развиваться быстрее. «За последние полгода по биометрии было предоставлено столько же услуг, сколько за предыдущие полтора года», — пояснил представитель «Ростелекома». Он объяснил это тем, что пандемия сформировала тренд на бесконтактные и дистанционные технологии.
«В сложном 2020 году, когда возникла необходимость перевода всех видов банковских и прочих услуг в дистанционный формат, биометрия стала особенно востребованной. Например, мы наблюдали спрос на использование удаленной идентификации, чтобы стать клиентами банка через мобильное приложение, воспользоваться рядом финансовых услуг, зарегистрироваться и подтвердить учетную запись на портале госуслуг с помощью биометрии», — рассказал директор по инновациям банка «Ак Барс» Дамир Галиев.
ВТБ с помощью голосовой биометрии в контакт-центре уже планирует предоставлять сервисы и услуги, которые ранее были доступны только в офисе, например, разблокировка карт, говорит старший вице-президент банка Чугунов.
Согласно Глобальному исследованию KPMG по банковскому мошенничеству за 2019 год, 67% банковских лидеров инвестируют в инструменты с использованием физической биометрии — голос, отпечатки пальцев, распознавание лиц. Наиболее передовые организации уже вкладываются в развитие более сложной поведенческой биометрии, которая представляет собой сбор уникальных для каждого пользователя набора характеристик, позволяющих составить профиль пользователя и отсеивать мошенников.
Если смотреть на мировой опыт применения биометрии, прежде всего она используется для услуг регистрации новых клиентов в банках и верификации существующих, рассказал руководитель аналитического отдела «Ассоциации ФинТех» Никита Ломов: «Несмотря на то, что пользователи с осторожностью соглашаются на предоставление биометрических данных, мировой опыт показывает, что их использование значительно упрощает процесс взаимодействия клиентов с банками».
Самые известные мировые примеры, по его словам, это:
По аналогии со странами Азии, в России могут начать развиваться сервисы мгновенной оплаты покупок или услуг по индивидуальным чертам лица, считает Ломов:
«Также в ряде европейских стран активно выпускаются биометрические банковские карты, позволяющие пользователям совершать безлимитные операции, для подтверждения которых нужно приложить палец к специальному чипу на карте. Правда, адаптацию данного решения российскими банками предсказать сложно в силу высокого проникновения в России более удобного способа бесконтактной оплаты смартфоном Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и прочих».