выберите корректное в философском отношении определение общества
Вариант 1
1.1(I1) Выберите исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).
1.2(II1) Кто такие монисты (кто производит всё сущее из одного начала).
1.3 (III1) Какая древнеиндийская школа не признаёт богов и бессмертия души (Чарваки)
1.4 (IV1) Какая древнекитайская школа рассматривает государство как разросшуюся семью (Конфуцианство).
1.5 (V1) Кто из древнегреческих философов рассматривал … как результат взаимодействия противоположностей (Гераклит Эфесский)
1.6. (VI1) Какое утверждение выражает убеждение средневековых номиналистов (общие свойства вещей существуют только в понятиях.).
1.7 (VII1) Кто систематизировал науки в соответствии со способностями души (Френсис Бэкон)
1.8 (VIII1) Какой довод в пользу существования объективного мира нашёл Декарт
1.11.(XI1) 3 вопроса Канта (что я могу знать? что я должен делать? На что я смею надеяться?)
1.12 (XII1) Выберите исходную категорию для развёртыв… гегелевской философии (абсолютная идея).
1.13 (XIII1) Какой вид производства Маркс считал определяющим (воспроизводство человеческой жизни).
1.14 (XIV1) Какой феномен Ницше обозначил термином ресентимент (радикальное переосмысление рабами морально-ценностных представлений).
1.15 (XV1) …Соловьёв относил к врождённым первичным …нравственным чувствам (стыд, жалость, благоговение).
1.16(XVI1) Выберите из представленного атрибуты материи (движение, пространство, время, отражение).
1.17(XVII1) Впишите название атрибута материи, в который входит сознание (отражение).
1.18(XVIII1) Какой из критериев истины является наиболее адекватным научному знанию (практика).
1.19(XIX1) Кто… …онталым общественного сознания (…обный человек).
1.20 (XX1) Выберите в приведённом списке признаки государства (публичная власть, система сборов налогов, деление граждан по территориальному признаку).
1.21 (XXI1) Выберите корректное, в философском отношении, определение общества (часть природы, имеющая относительно неё собственную самостоятельность и собственную сущность).
1.22 (XXII1) Выберите открытые Льюнсем Морганом исторические формы семьи (кровнородственная, пуналуальная, моногамная).
1.23(XXIII1) Выберите в приведённом списке ранние формы … (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм).
1.24(XXIV1) Что понимают под термином талион (требование нанесение равного ущерба за причинённый вред).
1.25(XXV1) Укажите определение права (возведённая в закон воля правящей элиты).
Вариант 2
2.1 (I2) Выберите общепринятые функции философии (методологическая, мировоззренческая).
2.2 (II2) Как называется то, что философы принимают за первооснову мира (субстанция).
2.3(III2) Какая древнеиндийская школа признаёт божеством тиртханкаров (джайнизм).
2.4 (IV2) Какая древнекитайская школа признаёт недеяние созидательной силой (даосизм).
2.5 (V2) Кто из древнегреческих философов отрицал движение в реальном мире (Парменид).
2.6 (VI2) Какие утверждение выражает убеждение средневековых реалистов (общие свойства вещей существуют в виде особых отдельных от самих вещей сущностей).
2.7 (VII2) Чему согласно Френсису Бэкону, препятствуют призраки (правильному познанию).
2.8 (VIII2) Что, помимо бога, Декарт принял в качестве субстанции (протяженность, мышление).
2.12 (XII2) Какое место в своей философской системе Гегель отводит категории материя (понятие, не выражающее никакой истины).
2.13 (XIII2) Что Маркс включал в структуру способа производства (производительные силы и производственные отношения).
2.14 (XIV2) Какая социальная группа, по мнению Ницше, стала преемницей морали рабов (приверженцы христианской религии).
2.15 (XV2) В чём Фёдоров видел “общее дело” для всего человечества (в достижении человечеством бессмертия; в воскрешении умерших отцов).
2.16 (XVI2) С какими свойствами философы ассоциировали материю вплоть до великих открытий в физике (вещество; масса; пассивность; отделённость от пространства и времени; изменяемость исключительно по законам механики; протяжённость; непроницаемость; структурная однородность).
2.17 (XVII2) Какие этапы, по мнению Энгельса, преодолела обезьяна на пути превращения в человека (прямохождение; развитие передних конечностей в специфический орган – руки; изготовление и систематическое использование орудий труда; возникновение членораздельной речи и на её основе языка общения).
2.18 (XVIII2) Каким требованиям должно соответствовать то, что составляет содержание истины (объективность).
2.22(XXII2) Выберите исторические фазы общественного развития, предшествовавшие появлению цивилизации (дикость, варварство).
2.23 (XXIII2) Какие религии являются монотеистическими (иудаизм, христианство, ислам).
2.24 (XXIV2) Что гласит “золотое правило” морали (не делай другому того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе).
2.25 (XXV2) Какое непременное условие требуется для реализации правовых норм (дееспособные властные институты).
filosofia_otvety_6
1.1(I1) Выберите исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).
1.2(II1) Кто такие монисты (кто производит всё сущее из одного начала).
1.3 (III1) Какая древнеиндийская школа не признаёт богов и бессмертия души (Чарваки)
1.4 (IV1) Какая древнекитайская школа рассматривает государство как разросшуюся семью (Конфуцианство).
1.5 (V1) Кто из древнегреческих философов рассматривал … как результат взаимодействия противоположностей (Гераклит Эфесский)
1.6. (VI1) Какое утверждение выражает убеждение средневековых номиналистов (общие свойства вещей существуют только в понятиях.).
1.7 (VII1) Кто систематизировал науки в соответствии со способностями души (Френсис Бэкон)
1.8 (VIII1) Какой довод в пользу существования объективного мира нашёл Декарт
1.11.(XI1) 3 вопроса Канта (что я могу знать? что я должен делать?На что я смею надеяться?)
1.12 (XII1) Выберите исходную категорию для развёртыв… гегелевской философии (абсолютная идея).
1.13 (XIII1) Какой вид производства Маркс считал определяющим (воспроизводство человеческой жизни).
1.14 (XIV1) Какой феномен Ницше обозначил термином ресентимент (радикальное переосмысление рабами морально-ценностных представлений).
1.15 (XV1) …Соловьёв относил к врождённым первичным …нравственным чувствам (стыд,жалость, благоговение). Благоговение, поклонение, сострадание, стыд
1.16(XVI1) Выберите из представленного атрибуты материи (движение, пространство, время, отражение).
1.17(XVII1) Впишите название атрибута материи, в который входит сознание (отражение).
1.18(XVIII1) Какой из критериев истины является наиболее адекватным научному знанию (практика).
1.19(XIX1) Кто… …онталым общественного сознания (…обный человек).
1.20 (XX1) Выберите в приведённом списке признаки государства (публичная власть, система сборов налогов, деление граждан по территориальному признаку).
1.21 (XXI1) Выберите корректное, в философском отношении, определение общества (часть природы, имеющая относительно неё собственную самостоятельность и собственную сущность).
1.22 (XXII1) Выберите открытые Льюнсем Морганом исторические формы семьи (кровнородственная, пуналуальная, моногамная).промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья
1.23(XXIII1) Выберите в приведённом списке ранние формы … (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм).
1.24(XXIV1) Что понимают под термином талион (требование нанесение равного ущерба за причинённый вред).
1.25(XXV1) Укажите определение права (возведённая в закон воля правящей элиты).
2.1 (I2) Выберите общепринятые функции философии (методологическая, мировоззренческая).
2.2 (II2) Как называется то, что философы принимают за первооснову мира (субстанция).
2.3(III2) Какая древнеиндийская школа признаёт божеством тиртханкаров (джайнизм).
2.4 (IV2) Какая древнекитайская школа признаёт недеяние созидательной силой (даосизм).
2.5 (V2) Кто из древнегреческих философов отрицал движение в реальном мире (Парменид).
2.6 (VI2) Какие утверждение выражает убеждение средневековых реалистов (общие свойства вещей существуют в виде особых отдельных от самих вещей сущностей).
2.7 (VII2) Чему согласно Френсису Бэкону, препятствуют призраки (правильному познанию).
2.8 (VIII2) Что, помимо бога, Декарт принял в качестве субстанции (протяжение, мышление).
2.12 (XII2) Какое место в своей философской системе Гегель отводит категории материя (понятие, не выражающее никакой истины).
2.13 (XIII2) Что Маркс включал в структуру способа производства (производительные силы и производственные отношения).
2.14 (XIV2) Какая социальная группа, по мнению Ницше, стала преемницей морали рабов (приверженцы христианской религии).
2.15 (XV2) В чём Фёдоров видел “общее дело” для всего человечества (в достижении человечеством бессмертия; в воскрешении умерших отцов).
2.17 (XVII2) Какие этапы, по мнению Энгельса, преодолела обезьяна на пути превращения в человека (прямохождение; развитие передних конечностей в специфический орган – руки; изготовление и систематическое использование орудий труда; возникновение членораздельной речи и на её основе языка общения).
2.18 (XVIII2) Каким требованиям должно соответствовать то, что составляет содержание истины (объективность).
2.22(XXII2) Выберите исторические фазы общественного развития, предшествовавшие … цивилизации (дикость, варварство).
2.23 (XXIII2) Какие религии являются монотеистическими (иудаизм, христианство, ислам).
2.24 (XXIV2) Что гласит “золотое правило” морали (не делай другому того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе).
3.1(I3) В каких государствах древнего мира …(Индия, Китай, Греция).
3.2(II3) Что такое агностицизм (отрицание познаваемого).
3.3 (III3) Какая древнеиндийская школа включает в себя у конкурируемые школы (Беддизм).
3.4 (IV3) Какая древнекитайская школа длительное время считала единственным правильным наказанием смертную казнь (Легивы).
3.9 (IX3) Выберите центральное понятие в философии Гоббса (тело).
3.10 (X3) Что Спиноза обозначает термином модус (конечную вещь).
3.11 (XI3) Выберите, что Кант включает в понятие “Вещь в себе”(бог, бессмертная душа, свободная воля, пространство, время).
3.12 (XII3) Укажите, какие всеобщие диалектические законы открыл Гегель (закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания).
3.13(XIII3) Какое закономерное соответствие открыл Мар… надстройки (соответствия базису).
3.14(XIV3) Как Шопенгауэр объясняет потребность в сострадании (необходимостью уменьшить собственные страдания, вызванные естественной и постоянной заботой о себе).
3.15(XV3) Как Бердяев объясняет появление природного физического мира (необходимостью создать подходящие условия для жизни Адама и Евы, после того, как они утратили бессмертие).
3.16 Что в философии принято противо… в качестве её противоположности (сознание)
3.17(XVII3) Что такое мысль (функция мозга)
3.18(XVIII3) Что такое абсолютная истина (знание о вещи, которое уже не может быть пересмотрено).
3.19(XIX3) Выберите такие науки и виды практической деятельности, которые имеют ещё и статус формы общественного сознания (все: политика, экономика, право; наука, этика, эстетика, религия, философия).
3.20 (XX3) На какие три условно названные армии опирается публичная власть (армию с собственном смысле слова, силовые структуры поддержания порядка и повиновения, чин…ность).
3.21 (XXI3) Выберите признаки, относящиеся к характеристике нации (собственная территория, общность экономической жизни, с.. историческое прошлое, общие … и культура).
3.22 (XXII3) Выберите какие … социальных институтов (частная собственность, государственное, м… (2слова)).
3.23 (XXIII3) Какие религии являются … (буддизм, христианство, ислам)
3.24 (XXIV3) Как следует понимать моральный принцип “золотой середины” (ничего сверх меры).
3.25 (XXV3) Чем отличается процесс применения правовых норм от моральных (наличием у правовых норм регламента на применения, публичным исполнением).
4.1 (I4) Где появлению философии предшествовало состязание в мудрости (Греция).
4.2(II4) Выберите варианты альтернативные монизму (дуализм, плюрализм).
4.3(III4) В какой древнеиндийской школе первоосновой мира считаются “пракрити” и “Пуруша”(Санхья).
4.4(IV4) Для какой древнекитайской школы центральным понятием являются “Всеобщая любовь”, “Всеобщая польза” (Моизм).
4.15 (XV4) Что такое ноосфера в концепции Вернадского (материальная среда, втянутая в разумною практическую деятельность человека)
4.16 (XVI4) Какое допущение характерно для вульгарного материализма (сознание – материальный продукт мозга)
4.17 (XVII4) Какой элемент сознания является ключевым для формирования человеческого “я” (самосознание).
4.18 (XVIII4) В каких формах может выражаться научная истина (абсолютна, относительная).
4.19 (XIX4) Выберите те формы общественного сознания, которые имеют жёсткую зависимость от базиса (политика, экономика, право, наука).
4.20 (XX4) Что из приведённого относится к функциям государства (внутренние, внешние, управленческие).
4.21 (XXI4) Что является …признаком… (самоуправление).
4.22 (XXII4) Что рассматривается стержневым фактором индустриального общества (производство материальных благ).
4.23 (XXIII4) Что является главным признаком всякой религии (вера в реальное существование сверх естественного).
4.24 (XXIV4) Кого по праву считают создателем научного подхода в морали (Аристотеля)
4.25 (XXV4) Выберите отличительные признаки касты (исполнять специфические обязанности, установленные … касты в системе разделения общественного труда; заключать брак исключительно внутри своей социальной группы, компактное проживание).
5.1 (I5) Выберите предмет философии (рефлексия над предельным основанием культуры).
5.2 (II5) Как называют философов, отрицающих возможность познания мира (агностиками).
5.3 (III5) Какая древнеиндийская школа считается школой логиков (Ньяя).
5.4 (IV5) Какая древнекитайская школа принимает за первооснову 5 начал (Инь-ян).
5.5. (V5) Кто из древнегреческих философов считал все вещи соединением формы и материи (Аристотель).
5.6. (VI5) Для чего, по мнению Фомы Аквинского, человеку дана свободная воля (чтобы мог самостоятельно выбрать бога как высшую ценность).
5.7. (VII5) В каком контексте Френсис Бэкон упоминает муравья и паука (аналогии с ложными методами познания).
5.8 (VIII5) Как Декарт объяснил природу эмоций (Как механическое влияние токов крови от различных кровотворных органов).
5.9 (IX5) что, согласно Гоббсу вызвало к жизни общественный договор (война всех против всех).
5.10 (X5) Что Лейбниц провозгласил субстанцией (монады).
5.11 (XI5) Какие условия выдвигает Кант, чтобы поступок считался моральным (чтобы он основывался на чувстве долга; отношение к другому человеку должно быть как к цели, а не как к средству).
5.12 (XII5) Кого, помимо Гегеля, рассматривают как представителя немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Фейербах).
5.13 (XIII5) Из какого понятия у Маркса вырастает представление об общественно-экономической формации (способа производства).
5.14. (XIV5) Какую функцию Шопенгауэр возлагает на волю к жизни (стихийным образом создаёт и поддерживает мировой процесс).
5.15. (XV5) В чём Бердяев видел смысл существования человечества (в творчестве).
5.16. (XVI5) Отметьте принципиальную ограниченность метафизической теории материализма (не содержала объяснения причин социальных изменений).
5.17. (XVII5) Какие виды отражения встречаются уже на уровне неживой природы (гомоморфное, изоморфное)
5.18. (XVIII5) Какие инструменты применяются при непосредственном установлении истины
Философское понятие общества
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются:
классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
1) Общественное сознание
3) Правовое сознание
4) Мораль. Нравственные ценности
5) Эстетические ценности
6) Религиозные ценности
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».
Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.
Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.
Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;
— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:
• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.
Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
• не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
• смысл жизни в достижении некого идеала человека;
• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10263; Нарушение авторского права страницы