выбор форм и методов воздействия на семью в процессе индивидуально профилактической деятельности

Эффективные методы работы с асоциальными семьями и детьми девиантного поведения

старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошим
вооружением для борьбы за наши идеалы”.

Н. К. Крупская.

Семья – это институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

К семьям «Группа риска» относятся, семьи:

Причины неблагополучия:

Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

Основные направления работы с семьей

Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.

Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы полиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

— посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

— использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

1) Семья, где родители злоупотребляют алкоголем

2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система, включающаяся в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, обеспечила более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Основной целью социального педагога является социальная защита учащихся, их воспитание и образование.

Достижение основной цели требует решения следующих задач:

-создание условий для формирования здорового образа жизни;

-преодоление тенденций роста безнадзорности и правонарушений;

-способствовать созданию условий для эффективного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности;

-содействовать доступу детей к различным формам эффективной защиты, рассмотрению их жалоб и заявлений;

-содействие решению социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности;

-создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков.

С семьями и подростками, находящимися в социально опасном положении проводится следующая работа :

обследование семьи, посещение на дому, составление актов ЖБУ ;

За период с 01.09.2015 года по настоящее время мною как социальным педагогом обследовано 28 семей, в которых проживает 57 детей, являющихся учащимися Средней образовательной школы с. Биджан. Общее количество посещений семей в указанный период составило 96.

-разъяснение требований статей административного и уголовного кодексов РФ несовершеннолетним и родителям;

Данное направление работы осуществляется посредством проведения индивидуальных бесед с детьми и родителями, тематических классных часов, включенных в утвержденные планы воспитательной работы. Целью является формирование законопослушного поведения.

-вовлечение несовершеннолетних в спортивные и культурно-массовые мероприятия;

-контроль за успеваемостью и посещаемостью школьных занятий;

Основной задачей здесь является не учет посещаемости, а оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу.

-организация учащихся для посещения спортивных и творческих секций;

-организация досуга в период каникул.

Работа с детьми, состоящими на различных формах учета включает:

-социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей, постановка «социального диагноза»;

-выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростков в семье;

-изучение интересов и склонностей, способностей обучающихся, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность;

-мероприятия по оказанию помощи семье подростка, состоящего на учете;

-помимо запланированных мероприятий могут возникать ситуации, когда семье требуется экстренная (внеплановая) помощь.

Большая роль классным руководителям отводится в создании условий духовно-нравственного воспитания, интеллектуального и творческого развития подростков. Классные руководители и педагоги:

-организуют систематическое отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

-создают на уроках ситуацию успеха с целью снятия синдрома «неудачника» у трудных детей. Используют личностно-ориентированный подход при определении системы дополнительных знаний, помощи и консультирования;

-заботятся об укреплении положения детей «группы риска» в классном коллективе.

Проводя работу с детьми, состоящими на различных видах учета, необходимо параллельно вести работу с семьей: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи (у родителей нет знаний и умений воспитывать детей, один или два родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток).

Основным методом проведения профилактики в своей работе использую воспитание – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида.

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

оказана в виде канцелярских принадлежностей

Отец устроился на работу, оба родителя перестали систематически употреблять алкоголь

Многодетная, неполная, малообеспеченная, неблагополучная, дети склоны к бродяжничеству

Мать не проживает дома, не занимается воспитанием детей

Оказана в виде детской одежды, обуви, канцелярских принадлежностей

Оформление документов и помещение 3-х детей ОГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Тамара, ученица 9 класса, стала регулярно посещать учебные занятия

Неполная, малообеспеченная, многодетная, неблагополучная

Мать злоупотребляет алкоголем

Оказана в виде детской одежды, обуви, канцелярских принадлежностей

Дети стали выглядеть опрятно, перестали пропускать учебные занятия

Мать не справляется с воспитанием дочери

Ребенок перестал пропускать учебные занятия без уважительной причины

Источник

Формы и методы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предупреждения детского и семейного неблагополучия.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русскополянская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Г.Г. Светецкого» Русско-Полянского муниципального района Омской области

Практика применения эффективных технологий профилактической работы с обучающимися.

Социальный педагог Бевза И.Г.

Формы и методы работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, с целью предупреждения детского и семейного неблагополучия.

Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связано с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего института социальной защиты детства.

Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, ведущих направлений работы школы в содружестве со всеми учреждениями, которые обеспечивают защиту ребенка.

Важнейшей целью современного образования и семьи одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье- это единый неразрывный процесс, руководителем и организатором которого выступает педагогический коллектив Образовательного учреждения.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Их содержание отражает основные направления развития личности:

Взаимодействие семьи и школы предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы- развитость, целостность личности.

СЕМЕЙНАЯ КУЛЬТУРА – это:

— осознание безусловной ценности семьи, как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

— понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

— бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

-культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;

-российской гражданской нации;

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ

необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.

Основными же посредниками в работе с семьей являются классные руководители и социальный педагог школы.

В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями выделяю пять типов семей. Выделяю эти семьи в ходе бесед, тестирования учащихся, составления социального паспорта класса, где отмечены все категории семей: многодетных, приемных и опекаемых, семей СОП, неполных. Классные руководители и соц. педагог в течении учебного года работают с этими семьями.

Это позволяет более адресно и точно предупреждать и корректировать «изъяны» семейного воспитания.

-Семьи, в которых «трудные» родители.

Одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье- холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

Задачи социального педагога в сотрудничестве с классным руководителем:

Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных проблем.

Задачи социального педагога в сотрудничестве с классным руководителем:

Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

Участие детей и родителей в совместных мероприятиях.

Семейный клуб: «Культурные ценности и традиции семьи»;

«Реликвии из бабушкиного сундучка».

— Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.

Задачи социального педагога в сотрудничестве с классным руководителем:

-Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.

Круглый стол-«Решение конфликтных педагогических ситуаций».

— Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими.

Задачи социального педагога в сотрудничестве с классным руководителем:

-Доказать родителям, что с ребенком надо общаться, как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

— Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей.

Задачи социального педагога в сотрудничестве с классным руководителем:

Важной принципиальной позицией в концепции решения проблем детского и семейного неблагополучия является акцент на профилактическую работу с семьей и ребенком в условиях повседневности, в режиме коррекции, поддержки и социальной помощи.

Очевидно, что не только проблема безнадзорности и беспризорности, но и практически большинство проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, могут быть решены активным и согласованным взаимодействием многих заинтересованных ведомств, органы и учреждения которых образуют систему, направленную на борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних.

Так как существуют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в школе

В 2011 году создана программа межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Задачами программы является:

1.Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.Мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании среди несовершеннолетних.

3.Мероприятия по профилактике жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним.

4.Профилактика семейного «неблагополучия» и развитие педагогической культуры родителей.

5.Мероприятия направленные на организацию досуга несовершеннолетних.

Организовано тесное деловое сотрудничество социального педагога школы со специалистами БУ «КЦСОН», инспекторами ОМВД России по Русскополянскому району- Хухрянской А.А., с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, со специалистом по работе с молодежью. Проводится совместное посещение

семей с целью выявления социального неблагополучия.

Решение проблемы эффективной защиты ребенка невозможно без взаимодействия с социальными партнерами.

Социальными партнерами ОУ стали все гражданские сообщества, учреждения для детей и подростков, занимающиеся решением проблем детского и семейного неблагополучия.

Работа с социальными партнерами строится на разноуровневой модели взаимодействия. Проводятся мероприятия: «Ваше здоровье, в ваших руках»; «О маме глазами ребенка». Тренинг с детьми: «Все в твоих руках».

Практика предупреждения детского и семейного неблагополучия сориентирована на сферу повседневной жизни и направлена на раннюю диагностику и профилактику нарушений социальной адаптации, возникновения отклонений в состоянии физического и психического здоровья детей, кризисных ситуаций в семье.

Проблема семей СОП:

Проблема психолого- педагогической поддержки обучающихся, оказавшихся в социально опасном положении, остается на сегодняшний день достаточно актуальной и требует внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Проблема эффективной защиты ребенка.

Проблема детского и семейного неблагополучия.

Проблемы детского и семейного неблагополучия носят, как правило, комплексный характер, и выражаются в нарушении физического и психического здоровья членов семьи, ослаблении связей ребенка с семьей и школой, сужении важнейших видов деятельности семьи, необходимых для ее полноценного функционирования.

В настоящее время создана правовая основа для организации работы с детьми, нуждающимися в помощи и защите государства.

Принятый 24 июня 1999г. ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Статус «Социально опасное положение» имеют дети и подростки, находящиеся в обстановке, представляющей опасность для их жизни и здоровья или не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию. А также несовершеннолетние, склонные к девиантному поведению или находящиеся в конфликте с законом.

На каждую семью СОП разработан межведомственный план индивидуальной профилактической работы, который включает ряд мероприятий по социальной реабилитации с семьей. В разработке этих мероприятий участвуют все органы системы профилактики.

Целью работы, проводимой с родителями семей СОП, является профилактика дисгармонии семейных отношений, установление недостатков семейного воспитания, как важнейших факторов, вызывающих девиантное поведение ребенка.

Этапы работы (совместно с психологом и социальным педагогом):

1.Создание и оформление индивидуальной карты (тип семьи, состав, данные о родителях и детях, жилищно-бытовые условия, признаки неблагополучия семьи, тип семейного воспитания, психологический климат).

2.Разработка мероприятий для работы с семьей и ребенком (осуществляется совместно с классными руководителями детей, находящихся в социально опасном положении).

3.Реализация комплексной деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

С родителями проводятся индивидуальные консультации с целью изменения установок и позиций, негативно влияющих на поведение детей, а также устранения тех условий, которые способствуют формированию девиантного поведения. Вырабатываются стратегии поведения родителей при взаимодействии с детьми с учетом индивидуальных особенностей, условий семейного воспитания, отношения к детям; даются рекомендации по применению конструктивных способов взаимодействия в семье. Консультации проводятся каждый месяц в течении года.

Всесторонний анализ положения учащегося и семьи позволяет составить план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении. Данный анализ включает:

Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ ее окружения и отношения между ее членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей учащихся обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Если мы не поймем, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально-опасного положения для семьи и учащегося, вся наша работа по составлению планов обеспечения безопасности может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.

Построенная таким образом работа позволяет достаточно успешно справляться с проблемой ребенка, находящегося в социально опасном положении. Именно чуткое, внимательное, гуманное отношение к детям, а особенно к тем, кому не хватает такого отношения в семье, должно идти от каждого педагога. Важно знание особенностей, возможностей и недостатков каждого ребенка, стремление включить их в активную разнообразную деятельность в классе. Только изучив и обобщив всю информацию о ребенке (его состоянии, трудностях в учебе, в отношениях со сверстниками, семейных проблем) можно ему чем-то помочь.

Особенно важна своевременная помощь. При правильном подходе, при снятии внешних причин, при правильной медико-психолого-педагогической помощи ребенку, личностные недостатки, особенно в детском возрасте, сглаживаются, дети нормально адаптируются в коллективе и не вызывают особых трудностей в воспитательном отношении.

Основные проблемы в работе с учащимися, находящимися в социально опасном положении, являются: нежелание подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования, пропуски практических и теоретических занятий, нарушение дисциплины, неумение строить свои взаимоотношения с другими учащимися группы, класса, плохая обеспеченность жильем, употребление ПАВ, совершение антиобщественных действий.

Этап сбора предварительной информации:

— получение информации о жалобах родителей, педагогов, сверстников в первичной беседе сними.

— Социально – педагогический и психологический анализ информации о подростке, полученной из более подробной беседы с родителями о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально- бытового плана.

— Изучение запроса родителей, классного руководителя и учителей –предметников, формирование гипотез относительно проблемы подростка.

— Наблюдение за деятельностью подростка в различных условиях.

— Сбор информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей.

— Сбор информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи.

— Формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье.

— Выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям учащегося и его семьи.

— Анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.

Этап обследования ребенка при участии педагога- психолога БУ «КЦСОН».

Включает обработку данных, постановку психологического и социально – педагогического диагноза, составление прогноза, разработку рекомендаций для построения программ.

— Беседы с родителями и учителями относительно результатов обследования.

— Обсуждение социально – педагогического заключения и прогноза развития.

— Совместная работа по профилактике социальных вредностей.

Серьезной ошибкой является использование в работе с учащимися, находящимися в СОП, мер негативного стимулирования порицаний, выговоров, различного вида наказаний.

Недоброжелательное отношение приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учащимися, который замыкается в себе, сопротивляется любым попыткам педагога воздействовать на него, его поведение ухудшается.

Мы в школе стараемся создавать благоприятные условия социализации личности, влиять на отношения между детьми, побуждать их к самовоспитанию, способствовать установлению в классе благоприятного психологического климата. Поэтому в своей работе соц. педагога, использую технологии активизации общения, развития коммуникативных навыков, формирование ценностных ориентаций.

Использую следующие методики диагностики личности ребенка:

Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания в семье» позволяет получить данные по следующим аспектам:

— главные причины ссор;

— главный источник конфликтов родителей и ребенка;

— кто из работающих членов семьи занят воспитанием ребенка;

— где и как ребенок отдыхает летом;

— участие родителей в воспитании детей;

— соотношение запретов и разрешающих действий;

— как в семье организован досуг.

В нашей школе систематически проводится заседание семейного клуба: «Культурные ценности и традиции семьи».

Целью, которых является: «Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и обычаям».

Для воспитания семейных ценностей у семьи есть несомненные преимущества перед школой: наличие сменяющих друг друга поколений, целостное единство при сохранении уникальности каждого члена семьи, передача традиций.

На дружеских встречах дети и родители учатся строить дружеские отношения, знакомятся с ценностями и традициями семьи, рассказывают о своих увлечениях, показывают свои поделки и рукоделие, обмениваются опытом.

В процессе занятий родители становятся более восприимчивыми к приемным и опекаемым детям, учатся относиться к ним с пониманием.

Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры, дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка. Во время игр родители и дети учатся способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи.

Занятия соответствуют тематике: «Путь доверия», «Мир детский и мир взрослый», «Почувствуй себя любимым», « Сделай себя счастливей».

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного «я» и усиливает его веру в установившиеся отношения.

Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе, родители наблюдают за ребенком. Они по – другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком.

Участие членов семьи в групповых занятиях способствует лучшему пониманию ими приемного или опекаемого ребенка.

Вопросы для представления практик

1.Основная идея предупреждение детского и семейного неблагополучия.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и детьми. (особенно приемными и опекаемыми). Работа в группе, подчинение и взрослых и детей единым правилам игры, дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть роли ребенка.

Проводимая работа с семьями СОП привела к уменьшению численности таких семей на микроучастке БОУ «Русскополянская школа №2» (С 6 семей в 2015г. до 1 семьи в 2017г.)

2.Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают в решении тех проблем, которые у них возникли.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, потому, что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, точку зрения.

Целью работы, проводимой с родителями семей СОП, является профилактика дисгармонии семейных отношений, установление недостатков семейного воспитания, как важнейших факторов, вызывающих девиантное поведение ребенка.

4.Во время игр родители и дети учатся способам решения задач, которые в дальнейшем облегчают взаимодействие внутри семьи.

5.Участие членов семьи в групповых занятиях способствует лучшему

Пониманию родителями ребенка.

Ребенок, получая у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

6. Сертификат участия в муниципальной диалоговой площадке:

«Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей» в рамках областного августовского совещания работников системы образования Омской области» (21 августа 2015 года).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *