выбор формы представления проекта

Выбор формы представления проекта

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Какую бы Вы не выбрали форму, результат (п родукт проектной деятельности) нужно оформить. Предлагаем следующую структуру:

-Введение (цели и задачи работы, предмет и объект исследования)

-Теоретическая часть (литературный обзор)

ü Глава 2. Экспериментальная часть.

ü Обзор литературы.

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

В верхней части стенда крепится полоска 840Х100 мм с названием работы, выполненным шрифтом не менее 48 (высота прописной буквы 12 мм). Под названием на той же полосе шрифтом не менее 36 (высота прописной буквы 8 мм) указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа.

Требования к стендовому докладу:

1) Наглядность . При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

3) Оптимальность . Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Популярность . Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.

При подготовке литературного обзора следует начинать работу с общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее целесообразно:

составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить наиболее существенные мысли и идеи;

выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с точными ссылками на источник, указав его выходные данные .

После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

Научная статья является своеобразным литературным жанром. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:

описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;

краткие данные о методике исследования;

анализ собственных научных результатов и их обобщение;

выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;

ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

2. Значимость проведенной работы, ее исследовательская ценность и практическая значимость.

3. Характеристика применявшихся методов исследования.

4. Описание результатов исследования.

5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

6. Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

На ДАННОЙ СТРАНИЦЕ отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при руководстве работой учеников над рефератами.

Еще формы представления результатов проекта (или его части):

Источник

Статья «Формы представления результатов проектной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы представления результатов проектной деятельности

МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворон

учителя начальных классов нашей школы успешно применяют метод проектного обучения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Исходя из типа проекта, ставятся цели; определяются задачи, намечаются пути их решения. С учениками начальных классов можно выполнять проекты разных видов: творческие, игровые, исследовательские. Очень важно заметить, развить любые творческие способности ребёнка. Важно, чтобы результат деятельности ребёнка был замечен одноклассниками, учителем, родителями. Поэтому необходимо проводить выставки творческих работ в классе, школе. Все детские предложения и начинания не оставлять без внимания, внимательно прислушаться к их мыслям и постараться воплотить их в жизни.

Формами представления результатов проектной деятельности могут быть:

Устные. Доклад. Обзор. Сообщение.

Письменные. Сценарий фильма, праздника. Книжка – коллективка. Сборник пословиц, поговорок. Собрание сочинений. Конверты. Открытки. Телеграммы. Стенная газета. Летопись семьи или класса.

Краткосрочные проекты, которые проходят в рамках одного урока.

Построение «Здания знаний». Примером такого «Здания знаний» может быть следующий. На отдельных карточках, выполненных в форме кирпичей, фундамента, крыши; дети записывают термины, условные знаки, этапы алгоритма проверки какой – то орфограммы или выполнения арифметического действия, вывод. Обучающиеся «собирают» домик в нужном порядке. В ходе такой деятельности формируются регулятивные УУД. Подпись конвертов, открыток; написание телеграмм позволяют отработать познавательные УУД. В конце работы ребята видят реальный результат своей деятельности.

Для учащихся начальных классов остаётся актуальной игровая деятельность. К игровым проектам относится КВН. Ученики с интересом готовились к КВНу по русскому языку: выбрали капитанов, подобрали девизы для команды, определили по какой теме готовиться, придумали названия для команд, заготовили таблички с названиями команд, нашли «крылатые выражения», проиллюстрировали их. В результате мини – проекта был создан «Журнал фразеологизмов», записан видеоролик с ходом игры, оформлен фото – альбом.

Участие в исследовательской деятельности увлекает учащихся в том случае, если им интересна и понятна тема исследования или сам проект. Исследовательский проект «Всем ли людям полезна русская баня?» выполнил Клименко Владимир, после того, как его родители открыли частную баню. Мальчик выяснил, какие бывают бани, чем они полезны, кому вредны. Он узнал, что особенного есть в их бане, какие услуги они могут предоставить посетителям.

Недалеко от города Грайворона расположено село Гора – Подол. В нём есть продуктовый магазин «Земной рай». Ребят очень заинтересовал вопрос, почему он так назван. В ходе исследования ребята узнали, что магазин назван в честь маленького села. Рыбалко Богдан и Долгарев Иван решили узнать, а почему же так названо село. Действительно оно так записано на картах, или это люди так ласково называют свою местность. Мальчики нашли литературу по теме; встретились с местными жителями, инженером, учителем истории. Вместе с учителем побывали с экскурсией в Земном раю. В ходе такой деятельности у ребят не только формировались УУД, они приобрели опыт общения с людьми; узнали о профессиях людей, которые работают в лесничестве.

Лофицкая Злата на зимних каникулах побывала на отдыхе в Египте. Ей очень понравилась страна. Сначала она написала сочинение «По следам моего путешествия», дополнила его фотографиями. Потом выполнила исследовательский проект «Кто построил храмы Египта?». На уроках технологии подготовила презентацию « Египетские женские украшения». В результате такой деятельности обучающаяся самостоятельно выбирала тему исследований; определяла, что конкретно её интересует; что она видела на экскурсиях, а что хочет узнать дополнительно из других источников.

На одном из классных часов, посвящённых Великой Отечественной войне, ребята выступали с мини – презентациями «Что рассказали прадедушки и прабабушки о Великой Отечественной войне». Бережная Анна рассказала, что её прабабушку часто приглашали на митинги, в школу, детские сады. Девочка задалась вопросом «Почему? Может быть, прабабушка совершила какой – то подвиг?» Анна решила это выяснить. Так возникла проблемная ситуация, которая разрешилась в процессе исследования. Обобщив и систематизировав весь материал, семья Бережных выпустила брошюру о прабабушке Бережной Е.Ф. – участнице Великой Отечественной войны.

За период обучения в начальной школе дети могут освоить практически все формы представления результатов своей деятельнности: от устных до наглядно – образных; выбирая их по своему желанию и исходя из типа проекта.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение», 2011 г. с.8

Источник

Существуют следующие формы пред­ставления исследовательских работ (проектов), выполненных обучающимися

выбор формы представления проекта. выбор формы представления проекта фото. картинка выбор формы представления проекта. смотреть фото выбор формы представления проекта. смотреть картинку выбор формы представления проекта.

Существуют следующие формы пред­ставления исследовательских работ (проектов), выполненных обучающимися:

· компьютерные презентации (очные и заочные).

Вариант требований к оформлению стендо­вого сообщения представлен в Приложении 1.

Свою специфику имеет работа эксперта на стендовой сессии. Он оценивает не развернутый доклад, а выступление длительно­стью не более трех-четырех минут, в течение которых докладчик должен раскрыть структуру стендового сообщения, логическую связь целей, методов, результатов и выводов. Рекомендации по работе эксперта у стенда приведены в Приложении 2.

В настоящее время принято для каждого проекта, представлен­ного на конференции, создавать его вариант в форме компьютер­ной презентации. Презентация может дополнять стендовое пред­ставление (не заменяя его), может сопровождать устный доклад. Рекомендации по подготовке компьютерных презентаций про­ектных и исследовательских работ содержатся в Приложении 3.

Требования к оформлению стендового сообщения

Текст, содержащий основную информацию о проделанном исследовании (цели и задачи, методы исследования, получен­ные результаты и выводы) должен быть выполнен шрифтом Times New Roman Суг, размер 20 или 22 через 1,5 интерва­ла. При отсутствии необходимой оргтехники возможно от­клонение от стандарта. Информативность и убедительность предоставляемого материала зависит от качества иллюстра­тивного материала (т. е. графиков, таблиц, рисунков и фото­графий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь пояснение, весьма уместно использование цветной графики. Фотогра­фии должны нести конкретную информационную нагрузку. Оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала примерно соответствует 1:1 по занимаемой пло­щади стенда.

Любая дополнительная информация о проведенном иссле­довании (фотоальбом, гербарий, коллекция минералов и т. п.) может быть представлена автором непосредственно во время сессии. После окончания сессии стенды полностью возвраща­ются авторам, и, при желании авторов, титульный лист гасит­ся памятной печатью чтений.

Опыт показывает, что наиболее удобно выполнять стенд на стан­дартном листе плотной бумаги или же на восьми вертикально ори­ентированных обычных листах бумаги формата А 4 (210×297 мм). Отдельно заготовьте полоску с названием работы и сведениями об авторе, учреждении и научном руководителе (ее можно сделать из полосы бумаги или же использовать три половинки листа А 4, раз­резанного вдоль пополам). В любом случае вы сможете закрепить ее на щите при помощи булавок и клейкой ленты.

Не забывайте, что стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию, других участников и гостей Конкурса с содержанием вашей работы и достигнутыми результатами. Это не плакат, рекламирующий ваше исследование. Поскольку материал стенда не может охватить все исследование, будьте готовы ответить на вопросы конкурсной комиссии и пояс­нить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.

Порядок работы у стенда

1. Комиссия (эксперт) подходит к стенду, знакомится с автором.

2. Далее комиссия берет интервью у автора. Руководитель
комиссии может предложить ему рассказать о работе в целом
или об одном из ее аспектов.

3. В каждом случае сообщение автора не должно длиться дольше четырех минут; обозначаются основные блоки выпол­ненной работы.

4. Затем каждый член комиссии может задать вопрос по каж­дому из критериев оценки, обозначенных в экспертном листе.

5. Руководитель комиссии следит за конструктивностью во­просов и ответов; соблюдением регламента (вопрос с ответом не должен занимать больше двух минут); соответствием во­просов критериям оценки.

6. По окончании интервью члены комиссии заполняют экс­пертный лист по каждому из критериев.

7. Комиссия имеет право ознакомиться с полным текстом ра­боты.

8. Все желающие задать автору какие-либо вопросы, могут сделать это после вопросов комиссии.

Возможные требования к компьютерной презентации

1. Презентация создается в программе PowerPoint.

2. Презентация предназначена для иллюстрации выступле-
ния продолжительностью 7-10 минут.

3. Презентация записывается на дискету, CD-диск или USB-диск.

4. Презентация состоит из слайдов.

6. Докладчик во время доклада излагает его содержание сво­ими словами (а не зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению. Смена слайдов происходит со сло­вами докладчика «следующий, пожалуйста»).

7. Примерный состав слайдов презентации:

— название доклада, Ф. И.О. автора, Ф. И.О. руководителя, на­звание организации (возможные варианты построения: текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования);

— цели и задачи работы (возможные варианты построения: текст, рисунок объекта исследования);

— демонстрация хода исследований. Фото автора или коллек­тива, выполняющих работу. Карта или схема местности;

— демонстрация объектов исследований (фото образцов, ин­формантов и т. д.) с подписью;

— таблица полученных данных (или массив данных в иной форме);

— выводы (текст из 3-5 пунктов);

— благодарности руководителю и помощникам (возможные варианты построения: текст, рисунок, фото).

9. В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов (фильмов, слайдфильмов, аудио­записей и т. д.).

Возможные критерии оценки работ

1. Способность видеть проблему, актуальность проведённого исследования.

2. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы.

3. Наличие литературного обзора, его качество.

4. Корректность методик исследований, наличие у авторов
представлений о допущениях, производимых при реализации
методики.

5. Авторская оценка результатов исследования. Творческий подход при анализе результатов исследования.

6. Соответствие выводов полученным результатам.

Источник

Статья «Формы представления проектной деятельности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы представления результатов проектной

доклад учителя экономики Левадней С.В.

1. Цели и задачи проектной деятельности учащихся.

2. Проектная деятельность – первые шаги исследователя. Основа проектной деятельности – направленность на результат.

3. Формы презентаций проектной деятельности учащихся на разных этапах обучения.

4. Путь учащегося-исследователя . Роль учителя.

5. Разнообразие форм презентации как единый учебно- исследовательский процесс.

6. Метод проектирования – один из способов получения образования.

Цели и задачи проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность учащихся – совместная или индивидуальная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение заранее определенного результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Это перспективный метод обучения самостоятельной и целенаправленной деятельности учащихся, ведь по латыни проект (projectus) – выдвинутый вперед. Проектная работа, как правило, имеет личностно-значимую для автора цель, сформулированную в виде проблемы.

Цель проектной деятельности – создать условия, при которых учащиеся приобщаются к самостоятельному приобретению знаний из разных источников.

От классно-урочного обучения – к целесообразной деятельности ученика, с учетом его личных интересов и целей”

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Основа проектной деятельности – направленность на результат.

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

3. Формы презентаций проектной деятельности учащихся на разных этапах обучения.

Где много легких дел, там много и трудных” Лао-цзы

В зависимости от ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ проект классифицируют как

Ролевой – любой проект в той или иной степени ролевой.

Соответственно этому, одной из первоочередных задач проекта является

определение вида продукта и формы презентации.

От ее решения зависит, насколько

выполнение проекта будет увлекательным,

защита проекта – презентабельной и убедительной,

предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой задачи.

Виды презентаций проектов

Диалог исторических или литературных персонажей

Защита на ученом совете

Инсценировка реального или вымышленного события

Отчет исследовательской экспедиции

Вашему вниманию представляется небольшой обзор опыта презентаций проектных работ в рамках предмета Экономика.

Элементы научной деятельности необходимы как одно из средств успешного обучения, начиная с самых первых шагов ученика в новый для них мир – новый предмет Экономика.

В самом деле, для прочного и качественного усвоения любого учебного материала, нужно не только прочесть учебник, а некоторым образом, провести анализ полученной информации, классифицировать её в системе знаний, сопоставить с прочими сведениями из смежных областей.

При этом желательно научиться получать информацию самостоятельно, в виде данных энциклопедий и первоисточников.

Наконец, неплохо научиться делать выводы из полученного, а также находить им практическое применение при решении конкретных задач.

Этому и должна способствовать конкретная научная деятельность учеников под руководством учителя.

Из предложенного перечня использовались практически все формы презентаций:

Диалог исторических или литературных персонажей

Источник

Формы представления результатов проектной и исследовательской деятельности учащихся

выбор формы представления проекта. выбор формы представления проекта фото. картинка выбор формы представления проекта. смотреть фото выбор формы представления проекта. смотреть картинку выбор формы представления проекта.

выбор формы представления проекта. выбор формы представления проекта фото. картинка выбор формы представления проекта. смотреть фото выбор формы представления проекта. смотреть картинку выбор формы представления проекта.

Описание разработки

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности – это внешний результат. А внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Как известно, исследования и проекты имеют большое количество видов и разновидностей. Они классифицируются:

— по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные проекты; внутриклассные, внутришкольные и др. );

С точки зрения организации и реализации (из опыта работы) наиболее эффективными являются информационные, творческие, ролевые, внутриклассные, краткосрочные и минипроекты.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе

Журнал, журнальная статья

Игра с залом (игровые технологии)

Мультимедийный продукт (урок, фрагмент урока или презентация исследования)

Разработка памяток «Химия в схемах» и др. учебных пособий

«Химия в стихах и сказках»

Вышеперечисленные (это далеко не полный перечень) формы презентации проектов и миниисследований возможно применить на уроках химии.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности из моего опыта работы:

«Защита журнальной статьи»

Лучшие из проектов – журналы, созданные моими учениками:

«СЛОРЫ» (сложные эфиры) «Каучук – наш друг, товарищ и брат»

«В поисках необычного» «Витамины жизни и не только»

«Великая химия. Кругосветное путешествие в мире жиров»

Данный проект тоже групповой, месячный. Задача учителя – совместить творческую форму проведения любимой многими игры КВН с одной из основных задач обучения – проверкой знаний по изученной теме. При этом следует учитывать, что не всякий программный материал может быть базой для организации урока – КВН. При его отборе необходимо учесть следующие положения: отобранный материал должен обеспечить постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска; способствовать организации самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний, раскрытию роли знаний, науки в развитии общества. (Рекомендую проводить данную форму работы в 10 классах при 2 ч программе при изучении органических веществ).

Учитель должен познакомить ребят с программой КВН, с критериями оценки командной работы, с требованиями, предъявляемыми к разным конкурсам. В ролевых играх, как правило, активно участвуют все учащиеся класса. Роли распределяются следующим образом: ведущий – учитель, группа химиков экспериментаторов – двое учащихся, подготовленных для проведения показательных опытов, жюри – приглашенные учителя или учащиеся других классов, остальные учащиеся делятся на команды. Можно такую форму работы сделать межклассовой, проводить во время предметной недели.

Ролевые проекты при хорошей их организации имеют большое воспитательное значение: они позволяют показать роль химии в решении важных практических задач, приучают школьников работать в коллективе. В работу вовлекаются самые застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, взаимопомощь, самостоятельность, готовность учащихся включиться в различные виды деятельности.

Электронный урок или мультимедийная презентация

Эти два разных типа урока объединяет применение компьютерных технологий на уроке химии, что сейчас очень актуально и значимо для многих учащихся и для общества в целом. Разработка электронного урока – долгосрочный проект, осуществляемый под руководством учителя предметника, так как необходимо проконтролировать соблюдение последовательности представления нового материала, структуры урока, уровня сложности. Возможны варианты применения отдельных фрагментов урока в электронном варианте, что наиболее эффективно в сочетании с другими формами проведения урока. В электронном варианте хорошо показывать химические эксперименты, невозможные осуществить в школьной лаборатории, демонстрацию разрыва и образования химических связей в веществах, что тоже нет возможности увидеть в реальности. В презентацию урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет только положительный эффект. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если электронный урок применяется не единоразово, а систематически.

Содержимое разработки

Феклисова Ольга Витальевна, учитель химии высшей категории

МБОУ лицей № 41 г. Ижевска Удмуртской Республики

«Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ

И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Лизинский В.М. «Учитель – профессия круглосуточная, и если не научиться отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы на стороне, то что же в нас будет интересно детям? Если ты мало думаешь, смеешься, чувствуешь, помогаешь, играешь, то как же ты собираешься научить этому других.

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности – это внешний результат. А внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, необходимо проводить большую подготовительную работу. Всем известно главное правило участия в научно-исследовательской работе – никакого принуждения и насилия над личностью ученика. Личный интерес, личная увлеченность – гарантия успешности юного исследователя. Каким образом можно заинтересовать учащихся в научном изучении окружающего мира, убедить их в том, что им посильна исследовательская работа? Легче всего через их собственный опыт, который они могут получить на уроках, где применяется метод проектирования и исследования.

Применение проектно-исследовательского метода в обучении является эффективным средством развития способности к самостоятельности и творчеству. Важным моментом при организации данного вида деятельности учащихся является система контроля и оценки выполненных работ. Этап защиты выполненной проектной или исследовательской работы является венцом исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, а, как всякое настоящее исследование, защитить публично перед зрителями или комиссией.

Как известно, исследования и проекты имеют большое количество видов и разновидностей. Они классифицируются:

— по доминирующей деятельности учащихся (исследовательский проект, информационный, творческий, ролевой, практико-ориентированный);

— по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные проекты; внутриклассные, внутришкольные и др.);

— по продолжительности (мини-проекты, недельные проекты, краткосрочные проекты, годичные и др.) 1

С точки зрения организации и реализации (из опыта работы) наиболее эффективными являются информационные, творческие, ролевые, внутриклассные, краткосрочные и минипроекты.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе

Журнал, журнальная статья

Игра с залом (игровые технологии)

Мультимедийный продукт (урок, фрагмент урока или презентация исследования)

Разработка памяток «Химия в схемах» и др. учебных пособий

Ролевая игра (КВН, урок-суд …)

«Химия в стихах и сказках»

Вышеперечисленные 2 (это далеко не полный перечень) формы презентации проектов и миниисследований возможно применить на уроках химии.

Формы проектно- исследовательских работ

«Защита журнальной статьи»

на некоторых уроках обобщения и систематизации знаний 1-2 раза в год

на некоторых уроках обобщения и систематизации знаний 1-2 раза в год

на некоторых уроках обобщения и систематизации знаний 1-2 раза в год

на некоторых уроках обобщения и систематизации знаний 1-2 раза в год

Используется во время проведения месячника по химии и к знаменательным датам

Использование дидактических игр при опросе и при закреплении изученного материала систематически

Разработка памяток «Химия в схемах» и др

Используется для закрепления изученной темы, как домашнее задание с дальнейшей презентацией

над азотом и его соединениями, над удобрениями.

КВН (по темам: кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения)

(решение проблемных и расчетных задач) КВН (по теме: полимеры)

«Химия в стихах и сказках»

Используется при объяснении нового материала для акцентирования на наиболее значимые моменты, при опросе изученного материала, при презентации проектно-исследовательских работ, как домашнее задание с дальнейшей презентацией.

Используются учителем готовые мультимедийные уроки, их фрагменты.

Разрабатываются мультимедийные проекты по изученной теме как домашние задания. Выполняются мультимедийные презентации для защиты проектов и исследовательских работ на НПК и других конкурсах

Проводится школьная научно-практическая конференция для учеников с 5 по 11 класс ежегодно в феврале месяце.

В рамках дополнительного образования миниконференции проводятся на последних занятиях элективного курса «Технология исследовательской и проектной деятельности», на занятиях с юными исследователями при подведении итогов года

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности из моего опыта работы:

«Защита журнальной статьи»

Лучшие из проектов – журналы, созданные моими учениками:

«СЛОРЫ» (сложные эфиры) «Каучук – наш друг, товарищ и брат»

«В поисках необычного» «Витамины жизни и не только»

«Великая химия. Кругосветное путешествие в мире жиров»

Темы, материал которых ребята успешно и творчески представляют в выступлениях команд на уроках-КВН (из опыта работы):

Электронный урок или мультимедийная презентация

Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

— сопровождение объяснения нового материала;

— первичное закрепление знаний;

— обобщение и систематизация знаний.

Задача учителя – познакомить учащихся с правилами составления мультимедийных презентаций, с основными ошибками, встречающимися при выполнении данной работы, обговорить объем информации, представленный в презентации. Самостоятельность и творчество учащихся зависят от индивидуальных способностей, от уровня владения компьютерными программами, от умения работать в группе.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках и мнение специалистов, можно выделить некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.

Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче,

оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как

вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.

Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф

или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.

Уравнения химических реакций плохо смотрятся на презентации особенно при предъявлении

нового материала. Предпочтительно при объяснении воспользоваться записями на обычной

доске. При повторении и обобщении запись уравнений реакций вполне логична.

Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул.

Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она

создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются

видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра.

Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно из какого источника идет звук и, наверное, предпочтительнее магнитофон.

Организацию таких проектов лучше делать групповыми, так как в наш век электронной техники все же не в каждой семье имеется компьютер. И не все дети, имеющие компьютер, умеют работать в программе Power Point. При работе в группе проявятся у одних детей организаторские способности, другие научат работать с различными источниками информации, третьи – научат умению создавать презентацию в слайдах.

Трудность в организации и проведении уроков с применение мультимедийных технологий в системе – в отсутствии в кабинете химии компьютеров и мультимедийного проектора.

Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетентности.

Применение мультимедийной презентации во внеклассной работе

При активной жизненной позиции класса за год учащимся приходится создавать много минипроектов – газеты к праздникам, оформление тематических уголков, разработка сценариев выступлений и праздничных вечеров и др. Это в основном краткосрочные проекты, выполняемые маленькими группами. Но есть и долгосрочные годовые проекты. Например, своеобразная форма отчета о жизни класса – «Летопись класса». Первоначальный вариант – альбом с фотографиями учеников, их родителей и учителей с различных мероприятий. В этом году решили создать летопись в более современной форме – мультимедийной презентации. Проект групповой, долгосрочный, творческий. Ребята создают «отчеты» о жизни своего звена за каждую четверть, или о проведении отдельного праздника, поездки в другой город. Задача классного руководителя – кроме обучения правилам составления слайдовой презентации, объяснить значение эстетического оформления, текстового сопровождения и умения представлять мультимедийную презентацию. Во всем остальном – полная творческая самостоятельность. В дальнейшем эти презентации можно будет использовать при создании фильма о классе родительскими силами, что является традицией нашего класса.

Проект «Химия в стихах и в сказках»

Желание каждого учителя – привить интерес и любовь к предмету. Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает литературное оформление урока. В разумной мере применение стихов, загадок, сказок украшает урок, положительно влияет на процесс восприятия.

(представлены фрагменты заданий в стихах – автор Феклисова О.В.)

ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задание: Записать все уравнения химических реакций, о которых

упоминается в стихах

1 вариант Для алканов характерны

Цепные реакции – замещения,

Еще горения и разложения:

Это крекинг и дегидрирование

Они могут «изгибаться»,

То есть изомеризоваться

Они способны окисляться

Под действием катализатора,

При этом могут получаться

Альдегиды и спирты,

И карбоновые кислоты.

В нефти, газе алканы найдем

В количестве очень большом.

В воду бросим алюминия карбид.

Чтобы другой алкан получить –

реакцию Вюрца придется выучить.

Алкены и алкины пи-связи все имеют. На практике мы видим, что они умеют:

Присоединять хлор и водород, воду и галогеноводород.

Бромную воду осветляют, т.к. бром присоединяют.

Получаем мы без меры разнообразные полимеры.

Еще они сгорают. А как их получают?

Чтобы ацетилен получить в воду бросим кальция карбид.

Отнимая у спирта воду, получаем этилена много.

У алканов водород отщепляем, алкены и алкины получаем.

Данные минипроекты индивидуальные (чаще всего) или групповые, опирающиеся на фантазию, краткосрочные. Можно рекомендовать как домашнее задание, с целью закрепления темы. Если учителем на уроках используются такие приемы, как химические загадки, задания в стихах, или звучат небольшие стихи при объяснении материала, выполнение проекта в стихах или сочинение сказки не вызывает недоумения у детей. Затруднение бывает у учителя при оценке данных минипроектов. Так как в такой форме работы, как ни в какой другой проявляются индивидуальные способности учащегося, его знания не только химии, но и литературы и русского языка. Конечно, ярких проектов бывает мало, но ценность такой работы в том, что ребенок творит сам, или с привлечением родителей, друзей, т.е. учится совместной работе.

Смыслом коллективной проектной деятельности может быть сама атмосфера творческого сотрудничества, которая каждому из участников приносит не только радость и удовлетворение, но и возможность самопознания и понимания друг друга, возможность развития самоуважения и способности к рефлексии.

Проектная и исследовательская деятельность на уроке требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для возможности их самообразования, самореализации в процессе практического применения знаний и умений. Учитель – руководитель проекта любого масштаба – должен обладать развитой фантазией, чтобы быть генератором развития интересов ученика и его способностей, обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. В определенном смысле учитель должен стать педагогом широкого профиля, а не только предметником. Подготавливая учеников к презентации продукта в рамках проектной деятельности, учитель ориентирует их на тип презентации с непосредственным контактом с аудиторией, т.к. заинтересован в том, чтобы сформировать коммуникативную компетентность учащихся применительно не только к монологической речи, но и в области ответов на вопросы.

Как подготовить презентацию

Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):

Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории.

Подготовка – формулировка доклада, подготовка структуры и времени показа презентации.

Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в себе и в презентации.

Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения. 3

В современном мире мы постоянно сталкиваемся с презентациями того или иного рода, и в жизни каждого человека возникает необходимость презентовать себя или продукт своей деятельности. Важность умения и приобретения навыков создавать продукт и презентовать его с успехом, полученные в учебной деятельности, неоценимы.

Применение проектно-исследовательского метода на уроках – фундамент для дальнейшей исследовательской деятельности учащихся. Многие учащиеся, минипроекты которых были признаны лучшими в урочной деятельности, в дальнейшем с исследовательскими работами выступали на научно-практических конференциях

Лизинский В.М. «Учитель – профессия круглосуточная, и если не научиться отвлекаться, увлекаться, иметь творческие интересы на стороне, то что же в нас будет интересно детям? Если ты мало думаешь, смеешься, чувствуешь, помогаешь, играешь, то как же ты собираешься научить этому других?» 4

1 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. (13-18)

2 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. (13-18)

Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9 классы (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.- 150 с

3 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. (13-18)

4 Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: центр «педагогический поиск», 2002.- 49 с

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *