выбор методов средств форм в семейном воспитании определяет ответ
Содержание, методы и средства воспитания в семье
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим образованием подрастающих поколений и другими направлениями.
Физическое воспитание в семье включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание и т.д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей жизни. В семье формируются трудовые действия. Труд выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности.
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Они очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов.
Общие методы воспитания в семье, которые используются всеми родителями:
• убеждение (объяснение, внушение, совет);
• поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
• наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы);
Иногда в семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди них: авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, слово, труд, учение, литература, фольклор, домашний быт, природа, обычаи, традиции, национальные обычаи, общественное мнение, игры и игрушки, радио, телевидение, режим дня, физкультура, спорт, реликвии, праздники, музеи, театры и др.
Выбор и применение методов семейного воспитания опираются на ряд условий.
• знание родителями своих детей, их положительные и отрицательные качества: чем интересуются, что читают, во что играют, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более ценят в людях и др.
• личный опыт родителей, их авторитет, отношения в семье и др.
• если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
• педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.
Методы и средства семейного воспитания
Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:
а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;
б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.
В следствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания к которым отнесены:
— метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;
— метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);
— метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);
— метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.
Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:
— знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;
— личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;
— в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;
— учет уровня педагогической культуры родителей.
Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейных отношений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Тест по профессиональной переподготовке «Педагогическое образование: тренер-преподаватель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по профессиональной переподготовке
«Педагогическое образование: тренер-преподаватель»
Тема: «Основы педагогики»
Предметом педагогики выступает…
— вызываемые образовательным процессом изменения в уровне интеллектуального, личностного, профессионального развития человека как субъекта психического процесса;
— структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, которые возникли в процессе общественного взаимодействия, а также обоснованные способы управления этими явлениями;
— содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и других субъективных проявлениях;
Стиль педагогического руководства, при котором создаются предпосылки для наиболее полного развития творческой активности учащихся и инициативности.
Восприимчивость к усвоению знаний в процессе учебной деятельности – это –
Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?
Признание самооценки личности, реализация внутренней и внешней свободы – это принцип:
Тема: «Психология физической культуры и спорта»
Один из видов социально значимой деятельности, регламентированный системой тренировок, соревнований и направлений на достижение высокого спортивного результата – спортивная деятельность.
Периодом зарождения психологии спорта как научной дисциплины принято считать…
— первая половина 20 века
К специализированным видам восприятия в процессе занятий физической культурой и спортом относят
— восприятие движения собственного тела
К специфическим условиям деятельности учителя ФК относится
— значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки
— высокая конфликтность взаимодействия
— большие материальные затраты на организацию педагогического процесса
— опасность при использовании электрооборудования
Тема: «Основы анатомии, физиологии, гигиены»
Сущность дыхания заключается в:
— обновлении газового состава внутренней среды организма
— поступлении в организм и утилизации кислорода и выделении из организма углекислого газа
— поступлении в организм питательных веществ
— выделении из организма продуктов обмена веществ
Перечислите основные типы телосложения:
— легкокостный, гиперстенический, ширококостный
— тонкокостный, антенический, среднекостный
— астенический, нормостенический, гиперстенический
— тонкостный, ширококостный, нормостенический
Дети, имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний, относятся к …2…. группе здоровья
Резкая усталость, головокружение, одышка, болевые ощущения, тошнота, бледность кожных покровов, снижение артериального давления наблюдаются при:
— хроническом физическом перенапряжении
— остром физическом перенапряжении
При нехватке каких веществ в организме возникает, снижение активности, и работоспособности, авитаминоз?
Одной из стратегий поведения человека в конфликтной ситуации является компромисс, который можно определить как:
— попытка уйти от решения конфликта
— урегулирование разногласий путем взаимных уступок
— открытую борьбу за свои личные интересы
Деструктивный конфликт – это конфликт, который приводит:
— к негативным, а часто и к разрушительным последствиям
— к быстрому разрешению противоречия между людьми
— к затуханию конфликтной ситуации
Предупреждение конфликта – это деятельность, направленная:
— на недопущение его возникновения
— на сокрытие информации о нем
— на быстрое его разрешение
Лицо, которое подталкивает других участников к конфликту называется:
Могут ли конфликты выполнять положительную функцию в трудовом коллективе?
— нет, поскольку конфликт всегда приводит к вражде
— да, если они помогают выявить недостатки в работе
— нет, если отсутствует третья, независимая сторона
Тема: «Реализация дополнительных образовательных программ в сфере физической культуры и спорта»
Дополнительные профессиональные программы реализуются
— для детей и взрослых
— только для взрослых
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются
— любые лица без предъявления требований к уровню образования
— любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются:
— для детей и взрослых
— только для взрослых
Федеральные государственные требования установлены по отношению к
— дополнительным профессиональным программам
— дополнительным предпрофессиональным программам
В соответствии с Федеральным законом №273 «Об образовании» итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам
— может проводиться в порядке, установленном локальном нормативным актом организации дополнительного образования
Тема: «Семья и образовательная организация: современные подходы к организации сотрудничества и взаимодействия»
Составные компоненты семейного воспитания:
— физическое, нравственное, эстетическое, интеллектуальное, трудовое
Выбор методов, средств, форм в семейном воспитании определяется:
— педагогическая культура родителей
— наличие специальной литературы
Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается
— в учете возрастных и индивидуальных особенностей
— координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности
— координации средств массовых коммуникаций со школой
— опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка
— решении всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь
Основные функции семьи
— творческая, методическая, диагностическая
— дидактическая, специальная, профессиональная
— социальная, общественная, психологическая
— репродуктивная, коммуникативная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная, воспроизводящая, коррекционная
Основные критерии диагностики семьи:
— методы контроля в семье
— социальная активность ученика, участие в кружках, в научных проектах
— методы стимулирования в семье
— успеваемость ученика, посещение занятий, участие в общественных делах школы
— характеристика семьи, нравственно-психологическая атмосфера, педагогическая культура родителей, характеристика школьника
Тема: «Организация системы выявления и поддержки одаренных детей»
Выберите ведущий стимул к формированию познавательного интереса учащихся к занятиям в системе дополнительного образования детей:
— общение в процессе проведения занятий между воспитанниками, воспитанниками и
педагогом дополнительного образования
— получение сертификата об освоении программы дополнительного образования
— возможность приобретения более высокого статуса в среде сверстников
Отметьте признаки, не отражающие содержание опыта творческой деятельности обучающегося (воспитанника):
— видение новой проблемы в знакомой ситуации
— умение точно соблюдать инструкцию
— самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый
— построение принципиально нового способа решения проблемы
Выберите механизм, за счет которого осуществляется поиск и отбор талантливых детей в системе образования:
— анализ результатов участия в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и т.д.
— анализ учебных достижений школьников
Выбор методов воспитания НЕ определяется:
— целями и задачами воспитания
— возрастными особенностями воспитанников
— индивидуальными и личностными особенностями воспитанников
— наличием материальных средств
— уровнем квалификации педагога
— предвидением результатов применения методов
В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся основная образовательная программа предусматривает:
— дополнительную деятельность по подготовке к ЕГЭ
— дополнительную профориентационную деятельность
Тема: «Содержание и методика воспитания в системе ДОП»
Анатомо-физиологические и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни – это:
Интенсивное проявление потребности в самовоспитании, как правило, происходит в возрасте:
Сущность принципа единства воспитательных воздействий заключается:
— в учете возрастных и индивидуальных особенностей
— координации воспитательных воздействий школы, семьи и общественности
— координации средств массовых коммуникаций со школой
— опоре воспитателей на семью, учитывая при этом индивидуальность ребенка
— решение всех воспитательных задач с опорой на реальную жизнь
Принцип связи воспитания с жизнью предполагает:
— формирование общеучебных умений
— соединение воспитания и дополнительного образования
— соединение воспитания с практической деятельностью
— учет индивидуальных особенностей воспитанников
Назовите базовые ценности воспитания и социализации подрастающего поколения:
— любовь к России, свобода личная и индивидуальная, долг перед Отечеством, любовь и верность, познание
— патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество
— мир во всем мире, жизнь, красота, международное сотрудничество, трудолюбие
— Земля, здоровье, семья, природа, общество, человек
Тема: «Основы законодательства в сфере
дополнительного образования детей и взрослых»
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются:
— любые лица без предъявления требований к уровню образования
— любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы
Каким документом закреплено право ребенка заниматься в нескольких объединениях дополнительного образования и менять их?
— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
— Законом об образовании
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности:
— не реже чем один раз в пять лет
— не реже чем один раз в три года
— по собственному желанию
После утверждения дополнительной общеразвивающей программы:
— работа над этим документом завершается
— программа реализуется в строгом соответствии с утвержденным вариантом
— в программу вносятся коррективы, изменения с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы
В соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании» итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам.
— может проводиться в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования
Тема: «Возрастная психология»
На ученика 5-8 классов более всего при определении своего отношения к чему-либо влияет:
Анатомно-физиологические и психические качества людей, характерные для определенного периода жизни – это:
В среднем школьном внимание:
Ведущим типом деятельности в среднем школьном возрасте является
— общение в процессе обучения и труда
Осознанный процесс самовоспитания школьника начинается в возрасте:
Тема: «Теория и методика тренировочного процесса»
Спортивная тренировка – это:
— объем психолого-педагогического, методического воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки
— специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства
— система воздействия на организм, психику и личность спортсмена с помощью физических упражнений
Спортивная форма – это:
— физическая готовность к достижению высоких результатов
— техническая готовность к достижению высоких результатов
— тактическая готовность к достижению высоких результатов
— морально-волевая готовность к достижению высоких результатов
В чем заключается основная цель массового спорта?
— достижение максимально высоких спортивных результатов
— восстановление физической работоспособности
— повышение и сохранение общей физической подготовленности
Что НЕ является компонентом структуры спортивной тренировки?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Номер материала: ДБ-1433481
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Методы и средства семейного воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Концептуальные основы семейного воспитания
Оно предполагает целеориентированную деятельность родителей по оказанию на своего ребенка воздействия, ориентированного на его личностный рост и развитие, формирование определенных знаний, навыков и качеств личности.
Семья является ведущим воспитательным институтом. В семье происходит усвоение ребенком опыта жизнедеятельности, формируются основы построения социальных взаимоотношений, вырабатываются ориентиры поведения и деятельности.
Семья является особым институтом, а потому, семейное воспитание имеет свои особенности.
Методы семейного воспитания, естественно, опираются на общие дидактические принципы воспитания и методы реализации воспитательной деятельности, утвержденные педагогикой.
Концептуальной основой семейного воспитания, а также, фундаментом выбора метода его реализации, выступают следующие положения:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, семейное воспитание выступает фундаментом личностного развития каждого индивида.
Выбор методов семейного воспитания
Как было отмечено выше, каждая семья отличается своими особенностями развития, жизнедеятельности, опирается на конкретные нормы и ценности. Кроме того, каждый ребенок является индивидуальностью, с которой родители должны считаться при выборе методов семейного воспитания.
Выбор методов семейного воспитания определяется следующими условиями:
Рисунок 1. Методы семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Актуальные методы семейного воспитания
В основном в семейном воспитании применяются методы, относящиеся к следующим группам:
Средства семейного воспитания
Выбор средств семейного воспитания зависит от выбранных методов воспитания. Рассмотрим средства, применяемые к каждой группе методов: