выбор учебников и учебных пособий используемых в образовательном процессе ответ
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”
В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.
В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.
Просим обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП «Доступная среда», ФЦПРО.
Первый заместитель министра | Н. Третьяк |
Обзор документа
Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.
Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.
Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Госпрограммой «Доступная среда» на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
МетодистиК@
Методические идеи, заметки, размышления.
Страницы блога
среда, 6 августа 2014 г.
Выбор учебников для образовательной деятельности
Работа в электронной системе «Образование» значительно облегчает администрирование воспитательно-образовательного процесса образовательной организацией. Система содержит ответы на вопросы, шаблоны документов и формы приказов по всем аспектам управленческого характера, что очень удобно для руководителя. Пошаговые инструкции ситуаций помогают сориентироваться при принятии правильных решений.
Доступ к системе приобретается организациями на платной основе.
По мере возможности в блоге буду публиковать материалы для обсуждения и использования в практической деятельности. Жду ваших комментариев.
Чем должен руководствоваться учитель при выборе учебника?
ОТВЕТ
В условиях совершенствования системы оценки качества образования и, как следствие, механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг внимание научной, педагогической и родительской общественности в значительной мере сосредотачивается на выборе учебников как основном средстве реализации образовательной программы образовательной организации (далее – ОО).
При выборе учебника участники образовательных отношений должны владеть следующей информацией.
Нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») об учебниках:
Образовательная организация на любом уровне общего образования может выбирать учебно-методический комплект (в большей степени это касается уровня начального общего образования), при этом отметим, что до 2012 г. выделялись четыре системы учебников: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России», «Школа 2100».
При выборе учебников завершенной предметной линии необходимо:
Локальные акты школы. Положение о порядке выбора учебников.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
о порядке выбора комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (статья 28 пункт 9 часть 3);
1.2. Настоящее Положение регулирует порядок выбора комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины в МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района (далее МБОУ «Гимназия №1»).
1.3. Настоящее Положение является локальным актом МБОУ «Гимназия №1», рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора МБОУ «Гимназия №1». Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке.
1.4. Понятия, используемые в Положении:
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида.
Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
Средства обучения и воспитания — оборудование образовательной организации, источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.
Канцелярские товары – школьно-письменные принадлежности (тетради, карандаши, ручки, альбомы для рисования, папки, пеналы, картон, цветная бумага, клей, пластилин и др.), используемые обучающимися в ходе образовательного процесса.
2. Порядок выбора комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов.
2.1. МБОУ «Гимназия №1» самостоятельна в выборе и определении комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины.
2.2. Комплектование фонда учебников и учебных пособий происходит только на основе Приказа Министерства Образования и науки РФ «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» в соответствии с образовательными программами МБОУ «Гимназия №1».
2.3. Фонд учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов библиотеки формируется исходя из бюджетного и внебюджетного финансирования.
2.4. Порядок выбора комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов в МБОУ «Гимназия №1» включает:
— проведение диагностики обеспеченности обучающихся МБОУ «Гимназия №1» учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами на новый учебный год заведующей библиотекой;
— ознакомление педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях на новый учебный год заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
— формирование педагогическими работниками Перечня комплектов учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов на новый учебный год;
— рассмотрение и согласование Перечня учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов на новый учебный год на заседаниях методических объединений МБОУ «Гимназия №1»;
— утверждение Перечня учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов на новый учебный год на заседании Педагогического совета МБОУ «Гимназия №1» ;
— составление перспективного плана обеспеченности обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами на новый учебный год заведующей библиотекой и согласование его с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
— оформление заказа учебников на основе перспективного плана обеспеченности обучающихся учебниками заведующей библиотекой, согласование его с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
— приём и техническая обработка поступивших учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов заведующей библиотекой МБОУ «Гимназия №1».
2.5. Классные руководители, учителя-предметники получают информацию об обеспеченности учебниками обучающихся на новый учебный год от заведующей библиотекой.
3. Ответственность участников образовательного процесса.
3.1. Директор МБОУ «Гимназия №1» несет ответственность за:
— за соответствие используемых в образовательном процессе учебников и учебных пособий федеральному Перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе;
— обеспечение учебниками обучающихся.
3.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за:
— определение Перечня учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях;
— осуществление контроля использования педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с Перечнем учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов.
3.3. Заведующий библиотекой несет ответственность за:
— достоверность информации об обеспеченности учебниками и учебными пособиями обучающихся МБОУ «Гимназия №1» на начало нового учебного года;
— достоверность и качественность оформления заказа на поставку в МБОУ «Гимназия №1»учебников и учебных пособий в соответствии с Перечнем учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов на новый учебный год;
— осуществление контроля за сохранностью учебников и учебных пособий, выданных обучающимся.
3.4. Руководитель методического объединения несет ответственность за:
— качество проведения процедуры рассмотрения и согласования Перечня учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов на соответствие учебно-методическому обеспечению из одной предметно-методической линии, требованиям федерального государственного образовательного стандарта; Федеральному перечню учебников, образовательным программам, реализуемым в МБОУ «Гимназия №1» ;
— достоверность информации для формирования Перечня учебников, учебных пособий, учебно-методический материалов для обучающихся на новый учебный год.
3.5. Классный руководитель несет ответственность за:
— своевременную выдачу и сдачу учебников, учебных пособий своего класса в библиотеку в соответствии с графиком;
— состояние учебников обучающихся своего класса;
— за информирование родителей о Перечне учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов входящих в комплект для обучения в классе.
3.6. Родители (законные представители) обучающихся:
— следят за сохранностью полученных учебников и учебных пособий;
— возвращают все учебники и учебные пособия в библиотеку в случае перехода учащегося в течение или по окончании учебного года в другое образовательное учреждение;
— возмещают утрату или порчу учебника библиотеке.
3.7. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников и учебных пособий из фонда библиотеки.
Порядок выбора учебников, учебных пособий
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 9 ч.3 ст.28. п.4 ч.3 ст.47 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Настоящий порядок регламентирует:
— порядок выбора учебников, учебных пособий
— взаимоотношений между МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина
— родительской общественностью в части обеспечения обучающихся, учебной литературой, рекомендованной (допущенной) к использованию в образовательном процессе в школе, реализующей образовательной программы общего образования.
3. Обеспечение обучающихся школы учебниками федерального и регионального перечней в соответствии с базисным учебным планом осуществляется за счет средств:
— иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
4. Бланк заказа формируется ежегодно на основании федерального и регионального перечней учебников.
2. Выбор и обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся МКОУ СОШ № 4 имени Героя России Андрея Скрябина
1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает нормативные документы, регламентирующие деятельность по выбору и обеспечению обучающихся учебной литературой.
2. Распределение функциональных обязанностей работников учреждения по организации работы по учебному книгообеспечению ежегодно утверждается приказом директора учреждения.
3. Сводный заказ на учебники федерального перечня формируется библиотекарем школы совместно с учителями – предметниками. Сводный заказ, утвержденный директором школы, предоставляется в управление образования администрации Ровеньского района методисту по учебным фондам.
5. Управление образования администрации Минераловодского района использует данный заказ для заключения контракта с издательствами для закупки и доставки учебников в учреждение.
6. Учреждение определяет выбор учебных программ и учебной литературы для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, учебным планом учреждения.
7. Сформированный комплект учебной литературы учреждения утверждается приказом директора.
8. Информация о перечне учебной литературы, входящей в комплект для обучения в данном классе, для обучающихся и их родителей размещается на сайте учреждения и в бумажном варианте в библиотеке.
9. Библиотекарь проводит ежегодную инвентаризацию библиотечного фонда учебной и учебно-методической литературы.
10. Педагогический коллектив определяет выбор учебной литературы в соответствии с образовательной программой, учебным планом учреждения, учитывая наличие фонда учебников в библиотеке учреждения. На заседаниях педагогического совета определяется потребность в учебниках и ф ормируется заказ на учебную литературу в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников.
11. Учителя- предметники, классные руководители осуществляют контроль за сохранностью учебной литературы, выданной обучающимся.
Циклограмма деятельности по обеспечению учебной литературой
Выбор учебников и учебных пособий используемых в образовательном процессе ответ
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе”
Департамент общего образования Минобрнауки России информирует об утверждении приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 (зарегистрированным Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776) Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (далее федеральные перечни учебников).
В федеральные перечни учебников включены учебники (учебные издания, содержащие систематическое изложение содержания учебного предмета) по предметам, установленным Федеральным базисным учебным планом, и обязательным предметным областям, определенным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, на основании экспертных заключений в порядке, установленном Положением об экспертизе и Административным регламентом.
Наряду с учебниками в образовательном процессе могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2010 г., регистрационный № 15987), с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2011 г., регистрационный № 19739).
Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru.
Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести данные приказы до сведения образовательных учреждений и обеспечить контроль за соблюдением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации при использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе.
Обращаем внимание, что образовательные учреждения должны определять списки учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (пп. 23 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
Просим руководствоваться Положением об экспертизе и Порядком отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях (утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 марта 2009 г № 88, зарегистрированным Минюстом России 16 апреля 2009 г., регистрационный № 13772) также и при определении учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, в части национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Директор Департамента | Е.Л. Низиенко |
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе”
Текст письма официально опубликован не был
Обзор документа
Минобрнауки России был установлен федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год (приказ от 24 декабря 2010 г. N 2080). В него включены учебные издания по предметам федерального базисного учебного плана и обязательным предметным областям (согласно федеральному госстандарту общего образования).
Наряду с учебниками можно использовать учебные пособия. Список издательств, чьи пособия можно применять, установлен Минобрнауки России (приказ от 14 декабря 2009 г. N 729). Федеральные перечни учебников и издательств размещены на сайте Министерства (www.mon.gov.ru).
Образовательные учреждения определяет списки учебных изданий в соответствии с названными перечнями.
При выборе учебников и пособий в части национально-регионального компонента госстандарта общего образования рекомендовано руководствоваться приказами Минобрнауки России об экспертизе учебников (от 23 апреля 2007 г. N 428) и отборе издательств (от 18 марта 2009 г N 88).