выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте

Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

1 Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 186.

Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А. Н. Леонтьев (рис. 41). Из графика, изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Источник

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

‘См.: Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.

2 Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 186.

чается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского представил А.Н.Леонтьев (рис. 41). Из графика, изображенного на этом рисунке, видно, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система дейст-

2.5 2.

Рис. 41. Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

вий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С.Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития.

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

1 Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. — С. 205.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.

Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме представить последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и экспериментальных исследований:

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Источник

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 16 страница

i. Kant 1. Critjque de la JRaison pure. P., )869, pp. 198- 2. Bergson A. L»ener\ie spirHuelle. P., 1919.

Л. С. Выготский

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по известному нам физиологическому принципу доминанты. Этот принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главенствующего очага возбуждения, который усиливается за их счет. В доминантном нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который мы называем вниманием.

в развитии ребенка мы называем периодом натурального, или. примитивного, развития его внимания. Название это оправдано тем, что развитие внимания в этот период является функцией от общеорганического развития ребенка и раньше всего от структурного и функционального развития центральной нервной системы.

Психологическое исследование показывает, следовательно, что-и в истории внимания мы можем отчетливо наметить две основные линии развития; линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания. Мы не станем сейчас останавливаться на отношении, существующем между одной и другой линией в развитии внимания. Задачей нашей является проследить и схематически наметить путь этой второй линии, т. е. историю культурного развития вни-

Ребенок сразу получает в свои руки внешние вспомогательные-средства и переходит от непосредственного момента к опосредствованному. Ребенок должен овладеть, как мы уже сказали, своим внутренним вниманием, для этого он оперирует вовне внешними» стимулами. Внутренняя операция оказывается, таким образом, вынесенной вовне или во всяком случае связанной с внешней операцией, и мы приобретаем возможность объективного изучения этой операции. Перед нами сейчас развертывается опыт,. строящийся совершенно по типу методики двойной стимуляции.

Рис. 17. Кривая развития внимания в детском возрасте

Здесь мы устанавливаем раньше всего, что у дошкольников разница между количеством ошибок при одном и другом способе направления внимания оказывается ничтожной; введение нового приема не изменяет сколько-нибудь существенно протекание всего процесса, Дошкольник не использует в сколько-нибудь значительной мере стимулов-средств, находящихся перед ним. Он часто, как это видно из протоколов, играет карточками безотносительно к задаче, смотрит на них иногда невпопад, руководствуется при ответе внушающим влиянием карточки. Наиболее догадливые начинают использовать предложенные им вспомогательные средства, но только наполовину. Они выделяют запрещенные цвета, ска-

Источник

Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Формирование внимания в рамках педагогического процесса в школе

Содержание

1. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Формирование внимания в рамках педагогического процесса в школе……………………………………………………………………..2

2. Эйдетические образы, явление эйдетики. Сравнение памяти человека и животных.Эволюционное развитие памяти человека………………………………………………………………….5

3. Воображение и деятельность. Воображение и активность личности. Воображение и творчество. Творческое воображение. Характеристики процесса творчества, проблемы его психологической диагностики…………………………………………7

4. Мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. Использование мыслительных операций в различных областях человеческой деятельности. Достоинства и недостатки индуктивного и дедуктивного типа мышления……………………..9

5. Синкретизм детского мышления. Эгоцентрическая и социальная речь в подходе Пиаже. Эксперименты Выготского по определению функции и происхождения эгоцентрической речи. Функции эгоцентрической речи. Природа появления эгоцентрической речи………………………………………………………………………..11

Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Формирование внимания в рамках педагогического процесса в школе.

В первый год жизни ребенка у него преобладает рефлекторное, непроизвольное внимание. Элементарной формой внимания у 112 младенцев считают ориентировочный рефлекс, или рефлекс «Что такое?» Он не только выполняет биологическую функцию самосохранения организма, но и способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. К 2—3 неделям у ребенка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, которая выражается в прекращении движений. Еще неделю спустя младенец осваивает зрительное сосредоточение, прежде всего на лице взрослого, который к нему обращается. Считают, что именно через сосредоточение внима­ния на значимом взрослом постепенно малыш осваивает сосре­доточение на предметах, которые включены в контекст общения со взрослым. С развитием зрительного сосредоточения связан ряд интересных феноменов внимания младенца. От рождения ребенок не способен к зрительной фиксации. Он прослеживает взглядом только движущиеся объекты, но не плавно, как взрослый человек, а скачкообразными движениями глаз — саккадами. Поэтому в слеженииза предметами младенец все время запаздывает. Любопытно и то, что центру зрительного поля он определенно предпочитает пери­ферию и быстрее реагирует на появление зрительных объектов именно там.Но уже в возрасте 1 месяца у ребенка появляется способность сосредоточиваться — фиксировать взгляд на неподвижном объек­те. Эти фиксации длительны и навязчивы: младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 мин и не может отвести глаз. Возможно, он и рад бы уже отвлечься, но не получается, в точно­сти как у героев волшебной сказки «Гусь, гусь — приклеюсь, как возьмусь»: прикоснувшись единожды к заколдованному гусю, ге­рои вынуждены были ходить за ним по пятам до тех пор, пока их не расколдовали. Иногда из-за невозможности отвести взгляд от предмета, который давно уже перестал быть интересен, малыш может даже начать плакать. Данную форму внимания назвали облигаторным (лат. obligo — обязывать), или «обязательным», вниманием 2 мес ребенок становится более внимателен к центру зрительного поля, чем к его периферии. Малыш уже умеет плавно прослеживать предметы: А к 3 мес. намечается свойственная взрос­лому человеку способность управлять собственным вниманием посредством управления движениями глаз [74]. Однако в целом до 6 месяцев поведение младенца, имеющее отношение к зри­тельной ориентировке, больше напоминает работу механического Феноменология «облигаторного внимания» напоминает симптомы синдро­ма Балинта, упомянутого в разд. 1.1.1 (см. также разд. 8.3.2). Это неслучайно: оба класса явлений обусловлены особенностями функционирования мозговой си­стемы ориентировки внимания, по М.Познеру.113 устройства. По словам М. Познера и М. Райхле, взгляд младенца«можно словно поймать на удочку, используя в качестве наживки зрительный стимул, и водить туда и обратно, почти как робота»К концу первого года жизни складывается система исполнительного внимания, и ребенок уже может сосредоточиваться наобъекте по своему собственному выбору. Концентрация его вни­мания может быть при этом весьма высокой, ребенок не сразу спо­собен отвлечься от предмета своего внимания и капризничает, если к нему обращаются взрослые или другие дети. На самом деле, пока он просто не может продолжать то, чем занимается в данный момент и что его так заинтересовало, и параллельно слушать собеседника. Это приходит позднее: к 2 — 3 годам малыш уже может переключать внимание на взрослого и обратно на свое заня­тие, а к 3 — 4 годам переключаемость внимания еще возрастает. Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребенка навыков: прежде всего это ходь­ба, речь и простейшая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведет к расширению круга возможных объектов внимания. А когда ребенок учится говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах. Особая задача для малыша заключается в удержании внимания на инструкциях, которые дает взрослый: если ребенок отвлечется в самом начале речевой инструкции, то в результате не сможет выполнить и требуемого действия. Потом, в дошкольном возрасте, слова сами станут для ребенка средствами организации его внимания, но сначала малыш должен научиться удерживать вни­мание на обращенных к нему высказываниях. Поэтому очень важ­но, чтобы значимые взрослые, взаимодействуя с ребенком, при­давали своим словам эмоциональную окраску. Наконец, освоение предметной деятельности, в частности в форме манипуляций с различными предметами (не только с иг­рушками, но и со столовыми приборами, предметами одежды т.п.), приводит к тому, что ребенок начинает обращать внима­ние на» все большее число признаков этих предметов, особенно нате признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой — уже затруднительно, а ножом и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание все еще направляется новизной объектов, с которыми сталкивается ребенок, и их эмоциональной привлекательностью. В 4—5 лет у ребенка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что-то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнять определенную задачу (например, складывать мозаику)и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читае­мую вслух сказку, не отрываясь от дела. Только при усложнении

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

задачи ребенку приходится сосредоточиваться на ней и отвлекаться от всего остального1.Примерно в этом же возрасте внимание ребенка начинает обре­тать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становится не только произвольным, но и опосредствован­ным. Ребенок начинает обучаться тому, на что, когда, как и на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствование детского внимания — прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания ребенка выступают ука­зательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет пред­мет или указывает на него, и в результате ребенок выделяет этот предмет среди прочих и сосредоточивается на нем. Потом ребенок сам может назвать предмет, чтобы выделить его и сосредоточить­ся. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредствовано речью взрослого, а потом — своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно ста­новятся внутренними. Наконец, к 10—12 годам, когда происходит значительный ска­чок в умственном развитии ребенка [86], складываются абстракт­ное мышление и логическая память, вновь изменяются и показате­ли свойств внимания. Возрастают его объем и концентрация, оно делается более устойчивым [69]. Эти изменения обусловлены уже не только и не столько созреванием мозга, сколько завершением становления всей системы высших психических функций ребенка, их взаимопроникновением и слаженной совместной работой.

Источник

Выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте фото. картинка выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть фото выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте. смотреть картинку выготский л с развитие высших форм внимания в детском возрасте.

Метафорические карты | МАКомания запись закреплена

Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог. Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» (также «круг Выготского»).

1. Воображение и творчество в детском возрасте

2. История развития высших психических функций

Автор рассматривает развитие высших психологических функций (внимания, памяти, мышления, речи, арифметических операций, высших форм волевого поведения; личности и мировоззрения ребенка) как переход «естественных» функций в «культурные», который происходит в ходе общения ребенка со взрослым на основе опосредования этих функций речью и другими знаковыми структурами.

3. Лекции по педологии

4. Психология развития человека

Работы Льва Семеновича Выготского представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России. Именно для них и была подготовлена эта книга.

5. Педагогическая психология

Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций.
В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде.

6. Основы дефектологии

В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.
Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

8. Этюды по истории поведения

Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А.Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики, С привлечением широкого материала из областей сравнительной психологии, этнопсихологии и генетической психологии авторы в яркой форме обсуждают три различных пути развития, из которых складывается история поведения человека.

9. Умственное развитие детей в процессе обучения

Сборник работ Выготского, изданный посмертно его московскими (Л.В. Занков) и ленинградскими (Ж.И. Шиф и Д.Б. Эльконин) сотрудниками. Именно в этих работах позднего периода выражены идеи Выготского о «зоне ближайшего развития» и его представления о соотношении обучения и развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *