выплата возмещения по интернет эквайрингу
Коронавирус: как вернуть комиссию за интернет-эквайринг
Читательница Евгения спрашивает:
У меня агентство по продаже билетов, клиенты оплачивают покупку через интернет-эквайринг, но из-за коронавируса мероприятия отменяются, и мы возвращаем клиентам деньги за билеты. Кроме выручки с каждого билета я теряю по 3% на комиссии интернет-эквайринга, сейчас эти три процента для нас критичны: мы сидим вообще без денег, а аренду офиса и зарплаты всё равно нужно платить. Скажите, могу ли я как-то вернуть комиссию?
Пробуйте вернуть, если мероприятие отменили власти
Евгения, можно попробовать вернуть комиссию за интернет-эквайринг, но всё зависит от банка и причин отмены мероприятий.
У вас должен быть договор с банком на интернет-эквайринг, а в договоре — правила отмены и возврата и раздел о форс-мажорах. Нужно посмотреть, что написано в договоре — возможно, банк возвращает комиссию при отмене платежа или не возвращает ни при каких условиях. Тут всё индивидуально.
Затем нужно проверить, по какой причине отменилось мероприятие. Если мероприятия отменяются по постановлению или указу Правительства, а в договоре есть что-то о форс-мажорах, свяжитесь с банком и уточните, как вам вернуть комиссию за интернет-эквайринг по отмененным билетам.
Если же распоряжения властей об отмене мероприятий в вашем городе не было, а клиенты возвращают билеты, потому что не хотят рисковать, шансов вернуть комиссию за интернет-эквайринг почти нет. Такой возврат происходит как обычно — в рамках закона о защите прав потребителей, и сослаться на форс-мажор вряд ли получится.
Но в любом случае стоит связаться со своим банком и рассказать о ситуации — может быть, он войдет в ваше положение.
Модульбанк возвращает
Модульбанк возвращает комиссии за интернет-эквайринг по отменам и возвратам из-за коронавируса. Есть несколько условий:
Чтобы вернуть комиссию за интернет-эквайринг, клиенту нужно написать в чат и приложить что-нибудь, что подтвердит связь возврата с коронавирусом. Жестких рамок для доказательства связи нет, потому что пока непонятны все варианты влияния пандемии на бизнес. Каждую заявку сотрудники Модульбанка рассматривают вручную.
Получить возврат комиссии за расчеты через QR-коды
До конца года малый и средний бизнес будет получать компенсации за использование системы быстрых платежей, то есть за расчеты с клиентами при помощи QR-кодов. Рассказываем, как все устроено.
Что такое система быстрых платежей для бизнеса и при чем здесь QR-коды
Система быстрых платежей (СБП) изначально была разработана ЦБ РФ для физических лиц. СБП позволяет моментально переводить деньги друг другу по номеру карты или телефона.
С 2019 года предприниматели тоже получили возможность использовать СБП. Покупатели и заказчики — физические лица — могут провести в системе моментальную безналичную оплату за товары или услуги. Для перечисления платежа клиенту нужно навести камеру смартфона на QR-код, который содержит необходимые реквизиты.
Для бизнеса оплата по QR-кодам имеет несколько преимуществ перед «традиционным» эквайрингом:
Но даже эту небольшую комиссию представители малого и среднего бизнеса во втором полугодии 2021 года могут компенсировать за счет бюджета.
* UPD: с 1 октября комиссию дополнительно ограничили суммой 1,5 тыс. руб.
Кто и как может получить возврат комиссии за QR-коды
Компенсацию затрат на моментальные платежи могут получить только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) — и юрлица, и предприниматели. Чтобы воспользоваться субсидией за конкретный месяц, нужно находиться в реестре субъектов МСП по состоянию на 10 число этого месяца.
Регламент получения субсидии такой:
Получается, предприниматель должен получить субсидию в течение 32 рабочих дней после окончания расчетного периода. Это примерно полтора календарных месяца.
Заявление от предпринимателя в постановлении правительства не предусмотрено: банк сам выбирает среди своих клиентов субъектов МСП и включает их в список для получения субсидии. Если вы клиент Модульбанка, отдельное заявление точно не нужно.
Как возврат комиссии за QR-коды влияет на налоги
Для налогового учета комиссия банка — это внереализационные расходы ( пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), а субсидия из бюджета — внереализационные доходы (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).
Поэтому для тех режимов налогообложения, которые предусматривают учет доходов и расходов, субсидия не влияет на итоговую сумму налога (письмо Минфина № 03-03-05/76880).
Например, предприниматель потратил в месяц на комиссии за оплаты по QR-кодам 1 тыс. руб. и отнес их на расходы. Затем он получил из бюджета 1 тыс. руб. комиссии и учел эту сумму в доходах. В итоге облагаемая база и сумма налога к уплате не изменились.
Такой порядок расчета распространяется на:
Компании или ИП, которые работают на УСН «Доходы» должны будут включить субсидию в облагаемую базу. А так как учет расходов в этом случае не предусмотрен, то компенсация из бюджета увеличит сумму «упрощенного» налога. Если вы не пользуетесь налоговыми льготами, то дополнительно заплатите в бюджет 6% от полученной субсидии.
ИП на патенте не учитывают при расчете налога доходы и расходы. Поэтому для них субсидия не повлияет на сумму выплат в бюджет.
Если ИП — плательщик налога на профессиональный доход (НПД), то он не сможет включить ее в облагаемую базу по НПД, так как этот доход не относится к реализации товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 6 закона № 422-ФЗ). В этом случае ИП нужно будет сдать декларацию по НДФЛ за год, указав в ней доход в виде субсидии и расход — в виде комиссии. Налога к уплате в данном случае не будет, так как доход и расход равны.
Но здесь для самозанятого ИП возникает дополнительный риск. Предприниматель, который получает доходы, облагаемые НДФЛ, не имеет права использовать НПД (пп. 7 п. 2 ст. 4 закона № 422-ФЗ). Поэтому налоговики могут снять такого ИП с учета в качестве плательщика НПД с момента получения первой субсидии. Тогда предпринимателю придется или срочно оформлять патент, или до конца года работать на ОСНО, так как перейти на «упрощенку» в течение года нельзя.
Правда, в законе идет речь о доходах от предпринимательской деятельности. Следует ли относить к таким доходам субсидию — вопрос неоднозначный. С одной стороны — это средства бюджета, а не выручка, полученная от клиентов. Но с другой стороны — получение субсидии связано с компенсацией банковской комиссии, а эта комиссия списана за зачисление выручки.
Поэтому если вы — самозанятый ИП, лучше заранее уточните этот вопрос в своей налоговой.
Про сервис QR Pay от Модульбанка
У Модульбанка тоже есть сервис для того, что принимать платежи с помощью QR-кодов, — он называется QR Pay. Все по классической удобной схеме: чтобы заплатить, например, за чашку латте в кофейне, посетитель сканирует код, подтверждает платеж в приложении своего банка, и в течение 15 секунд средства поступают на расчетный счет заведения.
Коды бывают статическими и динамическими:
Статический код не содержит сумму покупки (только ваши реквизиты), покупатель вводит ее сам. По одному коду можно платить много раз. Его можно распечатать или показывать с телефона и планшета. Такой QR-код подходит большинству небольших торговых точек — салонам красоты, ресторанам, фитнес-центрам.
Динамический код каждый раз генерируется заново и в нем уже зашита сумма. Такой код можно создать для МодульКассы или показывать на сайте рядом с покупкой. Заплатить по нему можно только раз: если покупатель не совершил оплату в течение какого-то времени, код станет недействительным и нужно выставить новый.
QR Pay от Модульбанка
Принимайте платежи за 15 секунд, комиссия 0% до конца года
Возврат денег по эквайрингу
Ознакомиться с порядком возврата средств нужно еще на этапе выбора банка для заключения договора эквайринга. Важно узнать, в какие сроки банк обязуется вернуть деньги, возможен ли возврат комиссии, взысканной с продавца кредитной организацией за услугу, если покупатель отказался от покупки, как осуществляется возврат денег в конкретном банке.
Порядок возврата денег за товар зависит от того, когда он возвращен в магазин, как осуществлялась его покупка. Процедура отличается в зависимости от вида эквайринга, применяемого для расчетов.
Особенности возврата денег по эквайрингу
Покупатель вправе вернуть товар и получить свои деньги обратно, независимо от того, каким способом была совершена покупка с карты, за наличку, по QR-коду. Вернуть деньги за товар можно полностью или частично, тем же способом, каким была получена оплата.
При возврате денег по эквайрингу существуют нюансы, связанные с особенностями проведения операций по безналичному расчету. В этом случае продавец оказывается в менее выгодном положении, чем при приеме наличных денежных средств в кассу при покупке. При втором варианте кассир просто возвращает сумму денег покупателю из кассы.
При безналичной оплате с карты, прежде чем зачислить деньги на расчетный счет продавца, банк удерживает свою комиссию. Это плата за уже оказанную услугу. При возврате товару покупателю должна быть перечислена полная сумма покупки. Банк перечисляет ее с расчетного счета продавца. Сумма комиссии списывается на убытки продавца.
Величина комиссии за операцию по возврату денег с расчетного счета продавца на карточный счет покупателя зависит от тарифной политики банка. Отдельные кредитные организации вообще не взыскивают комиссию за операцию, в других возврат осуществляется на платной основе.
Условия возврата денег по эквайрингу для банка-эквайера
Существуют базовые условия проведения операции, которые действуют во всех банках:
Чек не является обязательным документом, т. к. оборудование по эквайрингу подключено к автоматизированной системе ФНС, поэтому его можно быстро восстановить.
Сколько длится возврат денежных средств через эквайринг покупателю
Срок возврата денег банк устанавливает в договоре эквайринга. По закону максимальный срок возврата составляет 30 дней с момента проведения возврата операции. Фактически деньги поступают быстрее. По торговому эквайрингу это происходит часто сразу в день возврата. По интернет-эквайрингу – через 3–5 дней. Если вы используете СБП (система быстрых платежей), деньги поступят практически мгновенно.
При нарушении сроков возврата денег покупатель вправе обратиться с претензией в Роспотребнадзор. Дополнительно он может потребовать компенсацию морального ущерба.
Как сделать возврат по эквайрингу
Инструкция по порядку действий для осуществления операции по возврату денег за товар зависит от применяемого оборудования, его программного обеспечения и когда осуществляется отмена.
Существуют два способа возврата денег:
Интернет-эквайринг
При возврате товара интернет-магазину, порядок действий определяется временем, прошедшим с момента его оплаты.
Отмена операции
Отменить операцию возможно, если товар возвращается в день его покупки. Потребуется просто осуществить действия в соответствии с требованиями используемого вами ПО в своем личном кабинете.
Возврат товара
Если покупатель решил отказаться от покупки со 2 по 14 день после оплаты, нужно сделать операцию «Возврат товара» через административную консоль онлайн-кассы. Конкретная пошаговая инструкция по возврату денег по эквайрингу находится в руководстве к конкретному ПО.
Торговый экваринг
Порядок возврата денег зависит от того, когда покупатель принес товар, в день покупки или позже.
Кассовая смена еще не закрыта
При незакрытой кассовой смене возврат денег можно осуществить отменой операции. Например, покупатель приобрел товар и спустя некоторое время понял, что он некачественный, испорченный. Он приносит этот товар в день покупки на кассу и требует вернуть деньги.
Как сделать возврат по эквайрингу на терминале:
Обратите внимание, приведенная инструкция является общей и может немного отличаться в зависимости от вида терминала и его ПО.
Если отмена операции была произведена в период, когда операционный день у банка уже закончился, например, после 17.00, деньги поступят покупателю в сроки, установленные договором эквайринга.
Кассовая смена уже закрыта
Покупатель имеет право вернуть товар в первые две недели после покупки. Поэтому, если он обращается с возвратом на следующий день или в последующий промежуток времени, в бухгалтерии день оплаты уже будет закрыт и потребуется сторнирование проводок.
Как происходит возврат по эквайрингу не день в день:
Для контроля проведения возврата можно в личном кабинете открыть соответствующий раздел и посмотреть статус заявки. Если заявка принята на обработку в процессинговый центр, значит все в порядке. При отклонении запроса вы будете оповещены установленным способом.
Если возникли вопросы по порядку возврата денег, обращайтесь в техподдержку банка.
Часто задаваемые вопросы
Банк может отказать в возврате средств по эквайрингу?
Если отмена операции и возврат товара оформлены правильно, по договору банк обязан вернуть деньги сразу после одобрения заявки на возврат. Банк отказывает только при обнаружении ошибок, не правильном оформлении или проведении операции.
Если отмена операции была проведена с ошибкой и не завершена должным образом, возврата денежных средств не будет. Повторно проводить операцию невозможно, поэтому нужно особенно внимательно относится к своим действиям.
Можно ли осуществить возврат средств на другую карту?
Стандартно деньги возвращаются на карту, с которой было произведена оплата. Если по объективным причинам это невозможно (например, карта утеряна и заблокирована), клиенту потребуется подать соответствующее заявление в банк-эквайер. Кредитная организация рассмотрит заявление и примет решение.
Как происходит возврат, если производится обмен товара на более дорогой?
В этом случае возврат денег не производится. Покупатель доплачивает разницу в стоимости с карты. Соответственно клиент на руки получает чек не с полной стоимостью покупки, а только с суммой разницы.
Как сделать возврат по эквайрингу? Пошаговая инструкция
В бизнесе бывают разные неурядицы. Например, клиент купил товар, а потом оказалось, что у него есть технические изъяны. Или он приобрел ненужную вещь, или просто передумал пользоваться вашими услугами. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. И если с возвратом наличных денег проблем обычно не возникают, то как сделать возврат по эквайрингу правильно? Расскажем в статье.
Что такое эквайринг?
Если коротко, это процесс оплаты товаров или услуг банковской картой с использованием различных сервисов и терминалов.
В процессе эквайринга участвуют четыре стороны:
Покупатель решает приобрести услугу или товар и расплатиться банковской картой. Продавец предоставляет ему эту техническую возможность – то есть форму заказа в интернете или POS-терминал в оффлайн-точке.
Продавец указывает сумму транзакции, покупатель прикладывает/вставляет/проводит карту/смартфон/умные часы. Запрос на списание средств поступают в банк покупателя. Там проверяется, не заблокирована ли карта, не истек ли срок действия и хватает ли средств на счету покупателя для совершения транзакции.
Если все хорошо – сумма на счету покупателя блокируется, на терминал отправляется уведомление. В этот момент продавец формирует чек и отдает покупателю.
В это время банк покупателя отправляет данные о переводе в процессинговый центр банка продавца. Центр обрабатывает информацию о продавце и в течение трех дней деньги (за вычетом банковской комиссии за эквайринг) поступает на счет продавца.
Виды эквайринга
Процесс возврата будет зависеть от вида эквайринга, который использовали покупатель и продавец:
Теперь ответим на вопрос: как сделать возврат через эквайринг.
Возврат оплаты по эквайрингу: важные нюансы
Для законного проведения операции возврата в эквайринге важно помнить ряд нюансов.
Для начала – самые базовые правила:
Чтобы возмещение средств по операции эквайринга прошло гладко, покупатель должен предоставить продавцу:
Кстати, обратите внимание – сейчас отсутствие чека не является жестко необходимым требованием для осуществления возврата. Так как все переводы фиксируются в ФНС, восстановить чек не составит труда.
Обратиться за возвратом денег за бракованный товар покупатель имеет право 14 дней после совершения покупки по эквайрингу.
Сколько длится при эквайринге возврат денег покупателю?
Вот тут лично от вас как от продавца ничего не зависит. Срок возврата средств определяет банк-эквайер.
Именно он осуществляет расчеты и переводит деньги покупателю. Номинально и по закону средства могут возвращаться в срок до 30 дней (об этом лучше сказать покупателю), но фактически банк старается сделать все как можно раньше. Чаще всего возврат происходит «день в день».
Происходит это так:
Инструкция по возврату средств
Вот здесь начинает играть небольшую роль то, как именно была совершена покупка – онлайн или офлайн. Фактически, так или иначе перечисленные выше нюансы относятся к любым операциям по безналу. Но с чисто технической стороны различия все же будут.
Торговый эквайринг
Возмещение по торговому эквайрингу осуществляется через тот же POS-терминал, где была совершена покупка. Если мы говорим о магазине с несколькими кассами, то оформлять возврат нужно именно на той кассе, где прошла транзакция.
И тут, кстати, может быть два сценария.
Отмена операции
Ее можно сделать, если кассовая смена все еще не закрыта. Такие ситуации часто происходят в сетевых магазинах продуктов: покупатель купил консервы, они оказались «с душком» и возврат он приходит делать в тот же день.
Дальше аппарат выдаст два чека – один отдаете покупателю, второй оставляете себе. Поздравляем, отмена операции (и возврат средств) произошли.
Возврат товара
Возмещение по торговому эквайрингу, если смена уже была закрыта, и похожа, и отличается от отмены покупки.
Итак, если покупатель решил вернуть товар и забрать свои деньги обратно уже через день или два (но в течение 14 дней с момента покупки) нужно следовать алгоритму:
Все. Запрос на возврат «улетел» в банк, в течение нескольких дней сумма поступит на счет покупателя.
Если вы не понимаете, как провести операции на конкретно вашем терминале – обратитесь к инструкции. Если в ней написано не очень понятно или она, например, утеряна – нужно обращаться в техподдержку вашего банка.
Например, при использовании эквайринга ВТБ вы получаете круглосуточную и быстро работающую поддержку, которая ответит в течение пяти минут и расскажет, как и что нужно делать хоть с возвратом средств, хоть с любыми другими транзакциями.
Так же в большинстве банков (но не везде). Именно поэтому очень важно правильно выбрать банк-эквайер, ведь именно он определит, насколько удобно вам будет пользоваться эквайрингом, а, значит, и взаимодействовать с вашими покупателями.
Интернет-эквайринг
Актуально для интернет-магазинов в случае, если покупатель оплатил какой-то товар или услугу.
Как и в торговом эквайринге, здесь тоже будет два варианта развития событий.
Если кассовая смена еще не закрыта
Тогда можно провести отмену покупки, как и в случае с обычным торговым эквайрингом.
Как именно это сделать – зависит только от того ПО, которое вы используете. Традиционно к нему прилагается довольно объемная инструкция, в которой будет указана строгая очередность действий.
Если кассовая смена уже закрыта
Тогда нужно будет оформлять не отмену покупки, а полноценный возврат (все, как и в случае с торговым эквайрингом).
Нужно посмотреть в административной консоли интернет-кассы, там будет возможность вернуть средства покупателю. Конкретные пошаговые инструкции возмещения средств по договору эквайринга вы найдете в инструкции к своему ПО.
Подведем итоги
Мы предоставили для возврата средств по эквайрингу инструкцию на «все случаи жизни».
И в интернет-эквайринге, и в его торговом эквиваленте главный нюанс – закрыта или открыта кассовая смена. Если она открыта – на терминале или в ПО нужно выбрать пункт «отмена покупки». Если закрыта – необходимо будет сделать полный возврат.
Как работает эквайринг
Объясняем, что такое обратный эквайринг, POS-терминалы, банк-эмитент и зачем бизнесу подключать оплату картами.
Кто участвует в эквайринге
Эквайринг (от англ. acquire — «приобретать, получать») — это безналичная оплата товаров и услуг картой через платёжные терминалы на кассе или у курьера.
Торговая точка — бизнес, владелец которого хочет принимать оплату картами от клиентов и инициирует заключение договора эквайринга.
Банк-эквайер предоставляет бизнесу услугу и оборудование, обслуживает расчётный счёт продавца и получает комиссию от поступлений. Он несёт ответственность за техническую сторону операций по картам в торговой точке и регистрируется в национальных и международных платёжных системах: Visa, Mastercard, American Express, «Мир» и др.
Банк-эмитент — банк, выпустивший карту, которой пользуется клиент для оплаты покупки.
Для приёма платежей используют POS-терминалы (англ. point of sale — «точка продажи»). Через них можно платить обычными и бесконтактными картами, а также другими устройствами, например смартфонами. POS-терминал распечатывает слип-чек — нефискальный документ, подтверждающий операцию.
Как устроен процесс оплаты
Покупатель вставляет банковскую карту в терминал или прикладывает к нему смартфон, и карта считывается. При оплате через интернет покупатель вводит данные карты в специальном веб-интерфейсе.
Информация о платеже направляется в процессинговый центр банка-эмитента. Это подразделение осуществляет и контролирует бесперебойное проведение операций.
Банк-эмитент проверяет сумму остатка на счёте владельца карты. Покупатель подтверждает сделку ПИН-кодом или кодом из СМС. Это дополнительный шаг защиты от мошенничества и неправомерного использования карты. Однако при бесконтактной оплате он встречается довольно редко.
Процессинговый центр банка-эмитента списывает деньги со счёта покупателя и перенаправляет в банк-эквайер.
POS- или мобильный mPOS-терминал печатает два экземпляра слипа. Вместе с ним покупатель получает кассовый чек. При оплате через интернет кассовый чек приходит клиенту на электронную почту.
Банк-эквайер переводит деньги со своего счёта на счёт продавца за вычетом комиссии. Срок обработки платежа зависит от условий договора банка и торговой точки, но не может превышать трёх рабочих дней.
Виды эквайринга
Торговый эквайринг
Такой эквайринг используют в магазинах, предприятиях общепита и сферы услуг. Когда продавец заключает договор с банком, тот устанавливает в точках продавца POS-терминалы. В Сбербанке минимальная ставка торгового эквайринга — 1,6 %.
Банк должен обучить сотрудников компании работе с устройством, обеспечить бесперебойное функционирование терминалов и круглосуточную техническую поддержку. Обязанность продавца — уплачивать банку комиссию, размер которой определяется договором.
На сумму выплат влияют оборот и сфера деятельности. Например, для продуктового магазина комиссия ниже, чем для гипермаркета бытовой техники: во втором случае вероятность возврата товара выше. Если это произойдёт, придётся проводить операцию обратного эквайринга — возвращать деньги на карту покупателя. Это дополнительные затраты для банка, которые покрывает продавец.
Интернет-эквайринг
Так называют способ оплаты в интернете картой или электронными деньгами с использованием специальных интерфейсов, которые помогают сохранить конфиденциальность персональных и платёжных данных покупателя. В качестве дополнительной защиты клиента могут попросить ввести код подтверждения оплаты, высланный в СМС или уведомлении банковского приложения.
Комиссия в интернет-эквайринге самая высокая. Она может составлять в среднем 2,3–3,5 % и взиматься не только с продавца, но и с покупателя. Это связано с тем, что при интернет-эквайринге процессинговый центр обеспечивает повышенную защиту операций: использует системы безопасности и протоколы шифрования, чтобы введенные пользователем данные нельзя было перехватить.
Мобильный эквайринг
С помощью мобильного эквайринга покупатели расплачиваются карточкой в любой торговой точке, даже мобильной. Его подключают таксисты, курьеры, в автолавках, передвижных пунктах продажи и т. п.
Платежи принимаются через установленное на смартфон или планшет приложение, к которому по блютусу или кабелем подключается mPOS-терминал (от англ. mobile point of sale — мобильная точка продажи). Его можно использовать в любом месте, где есть стабильный мобильный интернет, в отличие от стационарных POS-систем в торговом эквайринге.
ATM-эквайринг
В это понятие входит возможность оплаты услуг (ЖКХ, мобильная связь, интернет или телевидение) через платёжные банкоматы, а также выдача наличных и пополнение банковской карты.
Главный минус этой услуги с точки зрения пользователя — комиссия, которую ему приходится платить сверх основной суммы за проведение платежей или при снятии наличных с карты. Чаще всего проценты берут кредитные организации, которые не являются партнёрами банка-эмитента, выдавшего карту.